Система работы учителя информатики по подготовке к ЕГЭ
статья по информатике и икт (11 класс)

В данной статье учитель рассказывает, что значит уметь решать задачи по информатике. Представляет свою систему работы по подготовке к ЕГЭ. Делиться опытом работы, методами и способами контроля, уделяет внимание дифференцированному подходу в работе с учащимися 11 класса., самостоятельной работе, тестам.В данной статье учитель рассказывает, что значит уметь решать задачи по информатике. Представляет свою систему работы по подготовке к ЕГЭ. Делиться опытом работы, методами и способами контроля, уделяет внимание дифференцированному подходу в работе с учащимися 11 класса., самостоятельной работе, тестам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы учителя информатики по подготовке к ЕГЭ

Информатика. Что значит владеть этим предметом? Это значит уметь решать задачи, причём не только стандартные, но и требующие известной независимости мышления, оригинальности, изобретательности, владения программированием.

Когда речь заходит о подготовке к ЕГЭ (Единый Государственный Экзамен) по информатике и ИКТ (Информационные Коммуникационные Технологии), то необходимо помнить, что ключевую роль в наборе максимального количества аттестационных баллов играет то, насколько хорошо выпускники подкованы и владеют программированием.

В самом широком смысле программирование – наука написания специальных компьютерных программ на одном из языков программирования с использованием различных алгоритмов и структур данных. Целью программирования является автоматизация решения поставленной задачи при различных входных данных за оптимальное время и с минимальными ресурс-издержками. Этот раздел один из сложнейших в информационных технологиях, и очень распространён среди заданий, содержащихся в составе ЕГЭ. Разделы данной направленности являются одними из более сложных, запутанных и непонятных для учащихся.

Поэтому к изучению программирования, а если быть более формальным, к изучению конкретного языка программирования следует отнестись с повышенным вниманием. Именно присутствие раздела, связанного с программированием в экзамене по информатике и ИКТ отпугивает очень многих школьников от того, чтобы выбрать данную дисциплину в качестве дополнительной.

Каждое задание уникально и требует своего особенного подхода. Чтобы увидеть путь решения, нужны в первую очередь знания, навыки решения, развитая интуиция. Всё это приходит с опытом. А опыт нарабатывается в результате решения большого количества задач.

Итак, с чего начать?

Самое трудное в подготовке к ЕГЭ — это как раз научить решать задачи и составлять программы на языке программирования. Как показывает мой опыт, подготовка учащихся путем решения многочисленных тестов, вариантов заданий прошлых лет не даёт хороший результат. В связи с этим на своих занятиях я делаю упор на формирование системы общих приёмов выполнения заданий.

Целенаправленная подготовка к ЕГЭ, в основном, ведётся мною в 10-11 классах, но с отдельными заданиями я знакомлю учеников уже с 7 класса.  Прежде всего, я рассказываю о процедуре проведения ЕГЭ по информатике. Участники экзамена должны понимать смысл предлагаемых заданий и владеть методами их выполнения, уметь правильно оформлять результаты выполненных заданий, уметь рационально распределять время экзамена и иметь собственную оценку своих достижений в изучении информатики. Затем своих учеников я знакомлю с методическими пособиями, рекомендованными ФИПИ для подготовки к экзамену и интернет-ресурсами.

Систематизация теоретического материала – первый этап подготовки к ЕГЭ, так как любое задание экзаменационной работы требует опоры на определенный теоретический материал. Содержание повторения охватывает основные разделы школьного курса информатики, умение писать программы, пояснения на примерах и задачах, основные методы решения задач.

Второй этап – применение теоретических знаний к решению задач. В первую очередь формирую умение анализировать решение задачи, раскрывать условия, решать задачу сначала в общем виде, а потом производить математический расчет.

Дифференцированный подход на уроках позволяет частично реализовать задачи подготовки к ЕГЭ. Для сильных учеников класса я предлагаю задания более высокого уровня сложности, чем для слабых учащихся, в форме ЕГЭ. В ходе такой работы формируются у учащихся навыки самообразования, самоорганизации и самоконтроля, которые необходимы для того, чтобы ученик был готов к полной самостоятельности в работе на экзамене.

Большую роль при подготовке к экзамену играет и самостоятельная работа учащихся с учебной литературой, со справочниками, а также с сетью Интернет. Моя роль в организации этой работы - рекомендации по выбору тем и задач для самостоятельного решения, по выбору сайтов в сети, где собран теоретический материал, где ученики могут самостоятельно проверить уровень своей подготовки.

Третий этап – проверка знаний и умений учащихся. Оценка подготовки выпускников предполагает сравнение реального уровня обученности ученика с эталонным уровнем, зафиксированным в стандарте. Контроль я осуществляю с помощью разнообразных форм как ежеурочных (в виде диктантов, самостоятельных работ, тестов и т.д.), так и проведения тестирования по образцу ЕГЭ после изучения каждого раздела.

Широкое использование систем тестового контроля является несомненным подспорьем на уроках информатики. Тесты носят не только контролирующие, но обучающие и закрепляющие функции, использую их как для текущего или промежуточного, так и тематического или итогового контроля знаний.

С целью контроля прохождения всех заданий, а также наглядной картины готовности ученика к ЕГЭ я провожу мониторинг каждого сдающего экзамен ученика. Таким образом, получаю достоверную картину успехов каждого ученика, а ученик, узнаёт уровень своей подготовленности. С ребятами, у которых выявились затруднения и уровень сформированности компетенций средний или ниже среднего, организую дополнительные консультации. В течение года провожу тренировочные и репетиционные работы, стараюсь создать реальные условия проведения ЕГЭ.

Таким образом, для обеспечения повышения качества подготовки учащихся к ЕГЭ сегодня необходимо осуществлять выбор содержания и способов обучения; повышения сложности учебного материала; поддержку индивидуального развития ребенка; сотрудничество учителя, ученика, родителей. Необходимо активизирующее воздействие на обучаемых, систематическое убеждение их в том, что лишь при наличии активной позиции при изучении предмета, при условии приобретения практических умений и навыков и их реального использования можно рассчитывать на какой-то успех.

Роль учителя в школе действительно велика, но он не всемогущ, и обучить может лишь того, кто хочет учиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы учителя математики по подготовке к ЕГЭ

Данный материал сопровождается презентацией, в которой рассмотрены основные направления работы учителя математики по подготовке к ЕГЭ....

Педагогический проект "Система работы учителя по активизации подготовки учащихся 9 класса к сдаче экзамена по И и ИКТ"

Проект работы учителя по активизации подготовки учащихся 9 класса  к сдаче экзамена по И и ИКТ....

Система работы учителя математики по подготовке к ЕГЭ.

Подготовка учащихся к ЕГЭ (из опыта работы)....

Система работы учителя математики по подготовке к итоговой аттестации

Система работы учителя математики по подготовке к итоговой аттестации ( из опыта работы учителя малокомплектной школы)...

Система работы учителя-словесника по подготовке учащихся к ГИА (из опыта работы)

В настоящее время в процессе обучения в школе делается акцент не на передачу готовых знаний, а на вооружение учащихся различными умениями, как общеучебными, так и предметными.  Инструментом качес...