Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по ПМ.03 Техническое обслуживание и ремонт компьютерных систем и комплексов
методическая разработка по информатике и икт

Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по ПМ.03ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМ И КОМПЛЕКСОВ, ОХРАНА ТРУДА предназначено для обучающихся по специальности 09.02.01Компьютерные системы и комплексы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samrab_to.doc357 КБ

Предварительный просмотр:

        

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Брянский строительный колледж имени профессора Н.Е. Жуковского»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Профессионального модуля 03

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМ И КОМПЛЕКСОВ, ОХРАНА ТРУДА

по  специальности

09.02.01 Компьютерные системы и комплексы

Брянск

 2022

РАССМОТРЕНО

на заседании Предметной цикловой комиссии «Информационных систем» Протокол №____ от «__»_____20__г.

Председатель ПЦК _____А. Ю. Симакина

                     

               

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по учебной работе ___________

 «____»_____________20____г.

Методические указания по выполнению  внеаудиторной самостоятельной работы учебной дисциплины «Информационные технологии» /Сост. С.С. Шемякова, Коняшкина Е. А., – Брянск: ГБПОУ «Брянский строительный колледж имени профессора  Н.Е. Жуковского»,   2022 –  48  стр.

Методические указания по выполнению  внеаудиторной самостоятельной работы ПМ.03ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМ И КОМПЛЕКСОВ, ОХРАНА ТРУДА разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена и содержат указания к таким формам самостоятельной внеаудиторной работы как оформление отчета по практическим работам, подготовка презентаций, подготовка сообщений, рефератов. В методических указаниях также есть приложения с образцами оформления докладов.

                                                                         

©Шемякова С.С.

Коняшкина Е. А., 2022

© ГБПОУ «Брянский строительный колледж имени профессора Н.Е.Жуковского»

Содержание

Стр

Введение………………………………………………………………………………....

4

Общие указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы…...

5

Структура и содержание внеаудиторной самостоятельной работы……………

  7

Методические рекомендации по работе с литературой……………………….

  15

Методические указания по составлению конспекта……………………………..

17

Методические указания по подготовке сообщения……………………………...

18

Методические указания по подготовке реферата………………………………..

22

Методические указания по подготовке презентации ……………………………

26

Методические указания по выполнению проектов……………………………..

 30

Вопросы и задания для самоконтроля обучающихся…………………………….

 39

Список рекомендуемой литературы……………………………………………………....

47


Введение

Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по ПМ.03ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМ И КОМПЛЕКСОВ, ОХРАНА ТРУДА предназначено для обучающихся по специальности 09.02.01Компьютерные системы и комплексы.

Цель методических указаний: оказание помощи обучающимся в выполнении самостоятельной работы ПМ.03Техническое обслуживание и ремонт компьютерных систем и комплексов, охрана труда.

Настоящие методические указания содержат задания и методические рекомендации по их выполнению, которые позволят обучающимся самостоятельно овладеть знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю подготовки, опытом творческой и исследовательской деятельности, и сформировать следующие компетенции:

Общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

 Профессиональные компетенции:

ПК 3.1. Проводить контроль, диагностику и восстановление работоспособности компьютерных систем и комплексов.

ПК 3.2. Проводить системотехническое обслуживание компьютерных систем и комплексов.

ПК 3.3. Принимать участие в отладке и технических испытаниях компьютерных систем и комплексов; инсталляции, конфигурировании и настройке операционной системы, драйверов, резидентных программ.

В соответствии с учебным планом и рабочей программой  ПМ.03Техническое обслуживание и ремонт компьютерных систем и комплексов, охрана труда объем внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося составляет - 128 часа.

Общие указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы

Для выполнения самостоятельной работы необходимо пользоваться учебной литературой, которая предложена в списке рекомендуемой литературы, Интернет-ресурсами или другими источниками.

Самостоятельная работа рассчитана на разные уровни мыслительной деятельности. Выполненная работа позволит приобрести не только знания, но и умения, навыки, а также выработать свою методику подготовки, что очень важно в дальнейшем процессе обучения. Самостоятельная работа, как правило, имеет творческий характер и выполняется на третьем уровне развития самостоятельной познавательной деятельности.

 В процессе обучения самостоятельная работа носит характер практической деятельности с учебной литературой и компьютерными базами данных.

 Обучающиеся должны уметь составлять схемы, таблицы по тексту лекций и учебной литературе, готовить реферат по заданной теме, составлять письменный конспект главы или раздела, выполнять упражнения, а также выполнять творческие задания.

Каждый обучающийся должен иметь отчетность о выполненной работе. Для этого необходимо вести отдельную тетрадь, где будут выполняться все задания.


Структура и содержание внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся

№ занятия

Название разделов и тем и их краткое содержание

 Вид задания

Внеаудиторная самостоятельная работа  студентов

кол-во часов

Принцип работы, комплектность, особенности конструкции

Работа в

группах, разработка презентации

2

Функции компьютерных комплексов

Вариативность/комплектация компьютерного комплекса в зависимости от целей использования (сервер)

Ситуационные задания №2

1

Функции компьютерных комплексов

Вариативность/комплектация компьютерного комплекса в зависимости от целей использования (сервер)

Ситуационные задания №2

1

Функции компьютерных комплексов

Вариативность/комплектация компьютерного комплекса в зависимости от целей использования (рабочая станция, графическая станция и т.п.)

Ситуационные задания №2

1

Практическая работа №1

Составление технического задания компьютерного комплекса

Оформление практической работы

2

Практическая работа №2

Определение технических параметров и возможностей компьютерного комплекса

Оформление практической работы

2

Практическая работа №3

Комплектация компьютерного комплекса, согласно цели использования

Оформление практической работы

2

Практическая работа №4

Комплектация компьютерного комплекса, согласно цели использования

Оформление практической работы

2

Практическая работа №5

Контроль функционирования модулей комплекса, посредством отслеживания системных, диагностических сообщений устройств комплекса

Оформление практической работы

2

Практическая работа №6

Контроль функционирования модулей комплекса, посредством отслеживания системных, диагностических сообщений устройств комплекса

Оформление практической работы

2

Практическая работа №7

Конфигурирование компьютерной системы с учетом решаемых задач

Оформление практической работы

2

Практическая работа №8

Конфигурирование компьютерной системы с учетом решаемых задач

Оформление практической работы

2

Практическая работа №9

Применение контрольно-измерительной аппаратуры для локализации неисправностей (внутренние устройства)

Оформление практической работы

2

Практическая работа №10

Применение контрольно-измерительной аппаратуры для локализации неисправностей (внешние устройства)

Оформление практической работы

2

Практическая работа №11

Диагностика компьютерных комплексов и систем с помощью технических средств (внутренние устройства)

Оформление практической работы

2

Практическая работа №12

Диагностика компьютерных комплексов и систем с помощью технических средств (внешние устройства)

Оформление практической работы

2

Практическая работа №13

Микродиагностика. Функции BIOS. Загрузка ОС

Оформление практической работы

2

Практическая работа №14

Диагностика неисправностей (программный метод)

Оформление практической работы

2

Практическая работа №15

Тестирование быстродействия аппаратного обеспечения в программе AIDA 64

Оформление практической работы

2

Практическая работа №16

Методы восстановления  Windows/Linux

Оформление практической работы

2

Практическая работа №17

Применение утилиты восстановления данных с носителей.

Оформление практической работы

2

Основные задачи системотехнического обслуживания компьютерных систем и комплексов

Работа с учебной литературой

1

Организация системотехнического обслуживания компьютерных систем и комплексов

Работа с учебной литературой

1

Аппаратное конфигурирование компьютерных систем и комплексов

Работа с учебной литературой

1

Программное конфигурирование компьютерных систем и комплексов

Работа с учебной литературой

1

Эргономические требования при организации компьютерных систем и комплексов

Работа с учебной литературой

1

Расположение пользователя за рабочим местом.

Работа с учебной литературой

1

Утилизация компьютерных систем и комплексов

Работа с учебной литературой

1

Практическая работа №18

Составление плана технического обслуживания и ремонта средств вычислительной техники.

Оформление практической работы

2

Практическая работа №19

Расчет численности работников, занятых сервисным обслуживанием и текущим ремонтом

Оформление практической работы

2

Практическая работа №20

Аппаратное и программное конфигурирование компьютерных систем и комплексов.

Оформление практической работы

2

Практическая работа №21

Планирование размещения и оборудования рабочих мест с учетом санитарных требований и норм.

Оформление практической работы

2

Лабораторная работа №1

Поиск неисправностей блоков питания. Техническое обслуживание системной платы

Оформление лабораторной работы

2

Лабораторная работа №2

Неисправности накопителей на жестких магнитных дисках. Методы устранения неисправностей.

Оформление лабораторной работы

2

Лабораторная работа №3

Основные неисправности мониторов. Алгоритмы поиска неисправностей мониторов.

Оформление лабораторной работы

2

Лабораторная работа №4

Основные неисправности принтеров. Алгоритмы поиска неисправностей принтеров.

Оформление лабораторной работы

2

Лабораторная работа №5

Диагностика и обслуживание устройств ввода

Оформление лабораторной работы

2

Файловые системы

Разновидности файловых систем, особенности, преимущества и недостатки

Работа в

группах, разработка презентации

2

Конфигурирование и настройка операционных систем семейства Windows.

Работа в

группах, разработка презентации

2

Практическое  занятие №22

Установка, настройка, конфигурирование ОС семейства Windows: Windows  98/ WinNT, Win2000/ XP

Оформление практической работы

2

Практическое  занятие №23

Установка, настройка, конфигурирование ОС семейства Windows (Windows7/8/10)

Оформление практической работы

2

Практическое  занятие №24

Установка, настройка, конфигурирование семейства Linux: Ubuntu, Alt-Linux, Fedora

Оформление практической работы

2

Практическое  занятие №25

Установка, настройка, конфигурирование ОС WindowsServer 2003/2008

Оформление практической работы

2

Практическая работа №26

Установка, настройка, конфигурирование антивирусного ПО

Оформление практической работы

2

Практическая работа № 27

Защита ОС от внешних вторжений и отслеживание сетевой активности (использование возможностей файрволла/брандмауэра)

Оформление практической работы

2

Практическая работа № 28

Безопасность и конфиденциальность информации (применение шифровщиков/дешифровщиков, шреддеров, использование встроенных возможностей ОС и др.)

Оформление практической работы

2

Техническая характеристика СВТ и ПО

Оформление курсовой работы

2

Типовая система ТО и ремонт СВТ

Оформление курсовой работы

2

Текущее ТО и технологическая карты на обслуживание

Оформление курсовой работы

2

Материально-техническое обеспечение ТО

Оформление курсовой работы

2

Технологические карты норм времени на ТО

Оформление курсовой работы

2

Определение объема трудозатрат

Оформление курсовой работы

2

Календарный план ТО (на текущий год и месяц)

Оформление курсовой работы

2

Расчет численности персонала

Оформление курсовой работы

2

Диагностика и микродиагностика

Оформление курсовой работы

2

Программы для обеспечения надежности работы и производительности системы СВТ (на объекте).

Оформление курсовой работы

2

Программные и технические средства для восстановления работоспособности СВТ

Оформление курсовой работы

2

Безопасные методы для работы с электрооборудованием.

Оформление курсовой работы

2

Мероприятия по электроснабжению.

Мероприятия по охране труда

Оформление курсовой работы

2

Инструктаж по технике безопасности. Правила промышленной санитарии

Оформление курсовой работы

2

Противопожарные средства защиты

Оформление курсовой работы

2

Итого:

110

Темы самостоятельных работ совпадают с названиями разделов МДК.03.01. Техническое обслуживание и ремонт компьютерных систем и комплексов и формируются следующим образом.

Тема 1.1. Классификация и номенклатура негативных факторов.

Тема 1.2. Источники и характеристики негативных факторов и их воздействие на человека.

Время выполнения: 1 час.

Задание: подготовить устное сообщение.

Форма контроля: оценка устного сообщения.

Примерные темы устных сообщений:

1. Воздействие неионизирующих излучений на человека.

2. Ионизирующие излучения.

3. Химические негативные факторы (вредные вещества).

4. Герметичные системы, находящиеся под давлением.

5. Статическое электричество.

Тема 2.1. Защита человека от физических негативных факторов.

Тема 2.2. Защита человека от химических и биологических факторов.

Время выполнения: 1 час.

Задание: подготовить мультимедийную презентацию.

Форма контроля: оценка мультимедийной презентации.

Примерные темы мультимедийных презентаций:

1. Защита от вибрации.

2. Защита от шума, инфра- и ультразвука.

3. Защита от переменных электромагнитных полей и излучений.

4. Защита от постоянных электрических и магнитных полей.

5. Защита от лазерного излучения.

6. Защита от инфракрасного (теплового) излучения.

7. Защита от ультрафиолетового излучения.

8. Защита от ионизирующих излучений (радиации).

9. Методы и средства обеспечения электробезопасности.

10. Вентиляция.

11. Методы и средства очистки воздуха от вредных веществ.

12. Методы и средства очистки воды.

13. Обеспечение качества питьевой воды.

14. Средства индивидуальной защиты человека от химических и биологических негативных факторов.

Тема 2.3. Защита человека от опасности механического травмирования.

Тема 2.4. Защита человека от опасных факторов комплексного характера.

Время выполнения: 1 час.

Задание: подготовить устное сообщение.

Форма контроля: оценка устного сообщения.

Примерные темы устных сообщений:

1. Методы и средства защиты от технологического оборудования и инструмента.

2. Обеспечение безопасности подъёмно-транспортного оборудования.

3. Пожарная защита на производственных объектах.

4. Защита от статического электричества.

5. Молниезащита зданий и сооружений.

6. Обеспечение безопасности герметичных систем, работающих под давлением.

Тема 3.1. Микроклимат помещений.

Тема 3.2. Освещение.

Время выполнения: 1 час.

Задание: подготовить устное сообщение.

Форма контроля: оценка устного сообщения.

Примерные темы устных сообщений:

1. Механизмы теплообмена между человеком и окружающей средой.

2. Влияние климатических условий на самочувствие человека.

3. Терморегуляция организма человека.

4. Гигиеническое нормирование параметров микроклимата.

5. Методы обеспечения комфортных климатических условий в помещениях.

6. Как устроен глаз и как видит человек.

7. Организация рабочего места для создания комфортных зрительных условий.

Тема 4.1. Психофизиологические основы безопасности труда.

Тема 4.2. Эргономические основы безопасности труда.

Время выполнения: 1 час.

Задание: подготовить мультимедийную презентацию.

Форма контроля: оценка мультимедийной презентации.

Примерные темы мультимедийных презентаций:

1. Виды трудовой деятельности.

2. Классификация условий труда по тяжести и напряжённости трудового процесса.

3. Классификация условий труда по факторам производственной среды.

Тема 5.1. Правовые, нормативные и организационные основы безопасности труда.

Тема 5.2. Экономические механизмы управления безопасностью труда.

Время выполнения: 1 час.

Задание: подготовить устное сообщение.

Форма контроля: оценка устного сообщения.

Примерные темы устных сообщений:

1. Основные законодательные акты по безопасности труда.

2. Основные нормативные правовые акты по безопасности труда.

3. Органы управления безопасностью труда, надзора и контроля за охраной труда.

4. Аттестация рабочих мест по условиям труда и сертификация производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда.

5. Ответственность за нарушение требований по безопасности труда.

6. Социально-экономическое значение, экономический механизм и источники финансирования охраны труда.

Тема 6. Первая помощь пострадавшим.

Время выполнения: 1 час.

Задание: подготовить мультимедийную презентацию.

Форма контроля: оценка мультимедийной презентации.

Примерные темы мультимедийных презентаций:

1. Освобождение человека от действия электрического тока.

2. Выявление причины тяжёлого состояния пострадавшего, характера повреждения, признаков жизни и смерти.

3. Искусственное дыхание.

4. Массаж сердца.

5. Кровотечения.

6. Ушибы, растяжения, вывихи. Переломы. Черепно-мозговые травмы. Повреждения груди. Перелом ключицы. Повреждение позвоночника.

7. Раны. Термические ожоги. Химические ожоги.


Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся

Методические рекомендации по работе с литературой

Важной составляющей самостоятельной внеаудиторной подготовки является работа с литературой ко всем занятиям: семинарским, практическим, при подготовке к зачетам, экзаменам, тестированию участию в научных конференциях.

Умение работать с литературой означает научиться осмысленно пользоваться источниками.

Существует несколько методов работы с литературой.

Один из них - самый известный - метод повторения: прочитанный текст можно заучить наизусть. Простое повторение воздействует на память механически и поверхностно. Полученные таким путем сведения легко забываются.

Наиболее эффективный метод - метод кодирования: прочитанный текст нужно подвергнуть большей, чем простое заучивание, обработке. Чтобы основательно обработать информацию и закодировать ее для хранения, важно провести целый ряд мыслительных операций: прокомментировать новые данные; оценить их значение; поставить вопросы; сопоставить полученные сведения с ранее известными.

Для улучшения обработки информации очень важно устанавливать осмысленные связи, структурировать новые сведения.

Изучение научной учебной и иной литературы требует ведения рабочих записей.

Форма записей может быть весьма разнообразной: простой или развернутый план, тезисы, цитаты, конспект.

План - первооснова, каркас какой - либо письменной работы, определяющие последовательность изложения материала.

План является наиболее краткой и потому самой доступной и распространенной формой записей содержания исходного источника информации. По существу, это перечень основных вопросов, рассматриваемых в источнике. План может быть простым и развернутым. Их отличие состоит в степени детализации содержания и, соответственно, в объеме.

Преимущество плана состоит в следующем:

Во-первых, план позволяет наилучшим образом уяснить логику мысли автора, упрощает понимание главных моментов произведения.

Во-вторых, план позволяет быстро и глубоко проникнуть в сущность построения произведения и, следовательно, гораздо легче ориентироваться в его содержании.

В-третьих, план позволяет – при последующем возвращении к нему – быстрее обычного вспомнить прочитанное.

В-четвертых, С помощью плана гораздо удобнее отыскивать в источнике  нужные места, факты, цитаты и т.д.

Выписки представляют собой более сложную форму записи содержания исходного источника информации. По сути, выписки – не что иное, как цитаты, заимствованные из текста. Выписки позволяют в концентрированные форме и с максимальной точностью воспроизвести в произвольном (чаще последовательном) порядке наиболее важные мысли автора, статистические и даталогические сведения. В отдельных случаях – когда это оправдано с точки зрения продолжения работы над текстом – вполне допустимо заменять цитирование изложением, близким дословному.

Тезисы – сжатое изложение содержания изученного материала в утвердительной (реже опровергающей) форме.

Отличие тезисов от обычных выписок состоит в следующем.

Во-первых, тезисам присуща значительно более высокая степень концентрации материала.

Во-вторых, в тезисах отмечается преобладание выводов над общими рассуждениями.

В-третьих, чаще всего тезисы записываются близко к оригинальному тексту, т.е. без использования прямого цитирования.

Аннотация – краткое изложение основного содержания исходного источника информации, дающее о нем обобщенное представление. К написанию аннотаций прибегают в тех случаях, когда подлинная ценность и пригодность исходного источника информации исполнителю письменной работы окончательно неясна, но в то же время о нем необходимо оставить краткую запись с обобщающей характеристикой. Для указанной цели и используется аннотация.

Резюме – краткая оценка изученного содержания исходного источника информации, полученная, прежде всего, на основе содержащихся в нем выводов. Резюме весьма сходно по своей сути с аннотацией. Однако, в отличие от последней, текст резюме концентрирует в себе данные не из основного содержания исходного источника информации, а из его заключительной части, прежде всего выводов. Но, как и в случае с аннотацией, резюме излагается своими словами – выдержки из оригинального текста в нем практически не встречаются.

Конспект – сложная запись содержания исходного текста, включающая в себя заимствования (цитаты) наиболее примечательных мест в сочетании с планом источника, а также сжатый анализ записанного материала и выводы по нему.

Методические рекомендации по составлению конспекта

  1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;
  2. Выделите главное, составьте план;
  3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;
  4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
  5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.

В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.

Методические рекомендации по подготовке сообщения

Регламент устного публичного выступления – не более 10 минут.

Любое устное выступление должно удовлетворять трем основным критериям, которые в конечном итоге и приводят к успеху: это критерий правильности, т.е. соответствия языковым нормам, критерий смысловой адекватности, т.е. соответствия содержания выступления реальности, и критерий эффективности, т.е. соответствия достигнутых результатов поставленной цели.

Работу по подготовке устного выступления можно разделить на два основных этапа: докоммуникативный этап (подготовка выступления) и коммуникативный этап (взаимодействие с аудиторией).

Работа по подготовке устного выступления начинается с формулировки темы. Лучше всего тему сформулировать таким образом, чтобы ее первое слово обозначало наименование полученного в ходе выполнения проекта научного результата (например, «Технология изготовления…», «Модель развития…», «Система управления…», «Методика выявления…» и пр.). Тема выступления не должна быть перегруженной, нельзя «объять необъятное», охват большого количества вопросов приведет к их беглому перечислению, к декларативности вместо глубокого анализа. Неудачные формулировки - слишком длинные или слишком краткие и общие, очень банальные и скучные, не содержащие проблемы, оторванные от дальнейшего текста и т.д.

Само выступление должно состоять из трех частей – вступления (10-15% общего времени), основной части (60-70%) и заключения (20-25%).

Вступление включает в себя представление авторов (фамилия, имя отчество, группа), название доклада, расшифровку подзаголовка с целью точного определения содержания выступления, четкое определение стержневой идеи. Стержневая идея проекта понимается как основной тезис, ключевое положение. Стержневая идея дает возможность задать определенную тональность выступлению. Сформулировать основной тезис означает ответить на вопрос, зачем говорить (цель) и о чем говорить (средства достижения цели).

Требования к основному тезису выступления:

  • фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели выступления;
  • суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться в кратковременной памяти;
  • мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия.

В речи может быть несколько стержневых идей, но не более трех.

Самая частая ошибка в начале речи – либо извиняться, либо заявлять о своей неопытности. Результатом вступления должны быть заинтересованность слушателей, внимание и расположенность к презентатору и будущей теме.

К аргументации в пользу стержневой идеи проекта можно привлекать фото-, видео фрагменты, аудиозаписи, фактологический материал. Цифровые данные для облегчения восприятия лучше демонстрировать посредством таблиц и графиков, а не злоупотреблять их зачитыванием. Лучше всего, когда в устном выступлении количество цифрового материала ограничено, на него лучше ссылаться, а не приводить полностью, так как обилие цифр скорее утомляет слушателей, нежели вызывает интерес.

План развития основной части должен быть ясным. Должно быть отобрано оптимальное количество фактов и необходимых примеров.

В научном выступлении принято такое употребление форм слов: чаще используются глаголы настоящего времени во «вневременном» значении, возвратные и безличные глаголы, преобладание форм 3-го лица глагола, форм несовершенного вида, используются неопределенно-личные предложения. Перед тем как использовать в своей презентации корпоративный и специализированный жаргон или термины, вы должны быть уверены, что аудитория поймет, о чем вы говорите.

Если использование специальных терминов и слов, которые часть аудитории может не понять, необходимо, то постарайтесь дать краткую характеристику каждому из них, когда употребляете их в процессе презентации впервые.

Самые частые ошибки в основной части доклада - выход за пределы рассматриваемых вопросов, перекрывание пунктов плана, усложнение отдельных положений речи, а также перегрузка текста теоретическими рассуждениями, обилие затронутых вопросов (декларативность, бездоказательность), отсутствие связи между частями выступления, несоразмерность частей выступления (затянутое вступление, скомканность основных положений, заключения).

В заключении необходимо сформулировать выводы, которые следуют из основной идеи (идей) выступления. Правильно построенное заключение способствует хорошему впечатлению от выступления в целом. В заключении имеет смысл повторить стержневую идею и, кроме того, вновь (в кратком виде) вернуться к тем моментам основной части, которые вызвали интерес слушателей. Закончить выступление можно решительным заявлением. Вступление и заключение требуют обязательной подготовки, их труднее всего создавать на ходу. Психологи доказали, что лучше всего запоминается сказанное в начале и в конце сообщения («закон края»), поэтому вступление должно привлечь внимание слушателей, заинтересовать их, подготовить к восприятию темы, ввести в нее (не вступление важно само по себе, а его соотнесение с остальными частями), а заключение должно обобщить в сжатом виде все сказанное, усилить и сгустить основную мысль, оно должно быть таким, «чтобы слушатели почувствовали, что дальше говорить нечего» (А.Ф. Кони).

В ключевых высказываниях следует использовать фразы, программирующие заинтересованность. Вот некоторые обороты, способствующие повышению интереса:

  • «Это Вам позволит…»
  • «Благодаря этому вы получите…»
  • «Это позволит избежать…»
  • «Это повышает Ваши…»
  • «Это дает Вам дополнительно…»
  • «Это делает вас…»
  • «За счет этого вы можете…»

После подготовки текста/ плана выступления полезно проконтролировать себя вопросами:

  • Вызывает ли мое выступление интерес?
  • Достаточно ли я знаю по данному вопросу, и имеется ли у меня достаточно данных?
  • Смогу ли я закончить выступление в отведенное время?
  • Соответствует ли мое выступление уровню моих знаний и опыту?

При подготовке к выступлению необходимо выбрать способ выступления: устное изложение с опорой на конспект (опорой могут также служить заранее подготовленные слайды) или чтение подготовленного текста. Отметим, однако, что чтение заранее написанного текста значительно уменьшает влияние выступления на аудиторию. Запоминание написанного текста заметно сковывает выступающего и привязывает к заранее составленному плану, не давая возможности откликаться на реакцию аудитории.

Общеизвестно, что бесстрастная и вялая речь не вызывает отклика у слушателей, какой бы интересной и важной темы она ни касалась. И наоборот, иной раз даже не совсем складное выступление может затронуть аудиторию, если оратор говорит об актуальной проблеме, если аудитория чувствует компетентность выступающего. Яркая, энергичная речь, отражающая увлеченность оратора, его уверенность, обладает значительной внушающей силой.

Кроме того, установлено, что короткие фразы легче воспринимаются на слух, чем длинные. Лишь половина взрослых людей в состоянии понять фразу, содержащую более тринадцати слов. А третья часть всех людей, слушая четырнадцатое и последующие слова одного предложения, вообще забывают его начало. Необходимо избегать сложных предложений, причастных и деепричастных оборотов. Излагая сложный вопрос, нужно постараться передать информацию по частям.

Пауза в устной речи выполняет ту же роль, что знаки препинания в письменной. После сложных выводов или длинных предложений необходимо сделать паузу, чтобы слушатели могли вдуматься в сказанное или правильно понять сделанные выводы. Если выступающий хочет, чтобы его понимали, то не следует говорить без паузы дольше, чем пять с половиной секунд.

Во время выступления важно постоянно контролировать реакцию слушателей. Внимательность и наблюдательность в сочетании с опытом позволяют оратору уловить настроение публики. Возможно, рассмотрение некоторых вопросов придется сократить или вовсе отказаться от них. Часто удачная шутка может разрядить атмосферу.

После выступления нужно быть готовым к ответам на возникшие у аудитории вопросы.

Методические рекомендации по выполнению реферата

Внеаудиторная самостоятельная работа в форме реферата является индивидуальной самостоятельно выполненной работой студента.

Содержание реферата

Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы:

  1. титульный лист;
  2. содержание;
  3. введение;
  4. основная часть;
  5. заключение;
  6. список использованных источников;
  7. приложения (при необходимости).

Примерный объем в машинописных страницах составляющих реферата представлен в таблице.

Рекомендуемый объем структурных элементов реферата

Наименование частей реферата

Количество страниц

Титульный лист

1

Содержание (с указанием страниц)

1

Введение

2

Основная часть

10-15

Заключение

1-2

Список использованных источников

1-2

Приложения

Без ограничений

В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф.

Во введении дается общая характеристика реферата:

  • обосновывается актуальность выбранной темы;
  • определяется цель работы и задачи, подлежащие решению для её достижения;
  • описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования;
  • кратко характеризуется структура реферата по главам.

Основная часть должна содержать материал, необходимый для достижения поставленной цели и задач, решаемых в процессе выполнения реферата. Она включает 2-3 главы, каждая из которых, в свою очередь, делится на 2-3 параграфа. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач реферата. Заголовка "ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ" в содержании реферата быть не должно.

Главы основной части реферата могут носить теоретический, методологический и аналитический характер.

Обязательным для реферата является логическая связь между главами и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы, самостоятельное изложение материала, аргументированность выводов. Также обязательным является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники.

Изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает...») либо использовать безличные конструкции и неопределенно-личные предложения («На втором этапе исследуются следующие подходы…», «Проведенное исследование позволило доказать...» и т.п.).

В заключении логически последовательно излагаются выводы, к которым пришел студент в результате выполнения реферата. Заключение должно кратко характеризовать решение всех поставленных во введении задач и достижение цели реферата.

Список использованных источников является составной частью работы и отражает степень изученности рассматриваемой проблемы. Количество источников в списке определяется студентом самостоятельно, для реферата их рекомендуемое количество от 10 до 20. При этом в списке обязательно должны присутствовать источники, изданные в последние 3 года, а также ныне действующие нормативно-правовые акты, регулирующие отношения, рассматриваемые в реферате.

В приложения следует относить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.).

Оформление реферата

При выполнении внеаудиторной самостоятельной работы в виде реферата необходимо соблюдать следующие требования:

  • на одной стороне листа белой бумаги формата А-4
  • размер шрифта-14 пт; Times New Roman, цвет - черный
  • междустрочный интервал - полуторный
  • поля на странице – размер левого поля – 2 см, правого- 1 см, верхнего-2см, нижнего-2см.
  • отформатировано по ширине листа
  • на первой странице необходимо изложить план (содержание) работы.
  • в конце работы необходимо указать источники использованной литературы
  • нумерация страниц текста

Список использованных источников должен формироваться в алфавитном порядке по фамилии авторов. Литература обычно группируется в списке в такой последовательности:

  1. законодательные и нормативно-методические документы и материалы;
  2. специальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии, учебники, научные статьи и т.п.);
  3. статистические, инструктивные и отчетные материалы предприятий, организаций и учреждений.

Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия.

По каждому литературному источнику указывается: автор (или группа авторов), полное название книги или статьи, место и наименование издательства (для книг и брошюр), год издания; для журнальных статей указывается наименование журнала, год выпуска и номер. По сборникам трудов (статей) указывается автор статьи, ее название и далее название книги (сборника) и ее выходные данные.

Приложения следует оформлять как продолжение реферата на его последующих страницах.

Критерии оценки реферата

Срок сдачи готового реферата определяется утвержденным графиком.

В случае отрицательного заключения преподавателя студент обязан доработать или переработать реферат. Срок доработки реферата устанавливается руководителем с учетом сущности замечаний и объема необходимой доработки.

Реферат оценивается по системе:

Оценка «отлично» выставляется за реферат, который носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами.

Оценка «хорошо» выставляется за грамотно выполненный во всех отношениях реферат при наличии небольших недочетов в его содержании или оформлении.

Оценка «удовлетворительно» выставляется за реферат, который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется за реферат, который не носит исследовательского характера, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, выводы носят декларативный характер.

Студент, не представивший в установленный срок готовый реферат по дисциплине учебного плана или представивший реферат, который был оценен на «неудовлетворительно», считается имеющим академическую задолженность и не допускается к сдаче экзамена по данной дисциплине.

Методические рекомендации по подготовке презентации

Компьютерную презентацию, сопровождающую выступление докладчика, удобнее всего подготовить в программе MS PowerPoint. Презентация как документ представляет собой последовательность сменяющих друг друга слайдов - то есть электронных страничек, занимающих весь экран монитора (без присутствия панелей программы). Чаще всего демонстрация презентации проецируется на большом экране, реже – раздается собравшимся как печатный материал. Количество слайдов адекватно содержанию и продолжительности выступления (например, для 5-минутного выступления рекомендуется использовать не более 10 слайдов).

На первом слайде обязательно представляется тема выступления и сведения об авторах. Следующие слайды можно подготовить, используя две различные стратегии их подготовки:

1 стратегия: на слайды выносится опорный конспект выступления и ключевые слова с тем, чтобы пользоваться ими как планом для выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:

  • объем текста на слайде – не больше 7 строк;
  • маркированный/нумерованный список содержит не более 7 элементов;
  • отсутствуют знаки пунктуации в конце строк в маркированных и нумерованных списках;
  • значимая информация выделяется с помощью цвета, кегля, эффектов анимации.

Особо внимательно необходимо проверить текст на отсутствие ошибок и опечаток. Основная ошибка при выборе данной стратегии состоит в том, что выступающие заменяют свою речь чтением текста со слайдов.

2 стратегия: на слайды помещается фактический материал (таблицы, графики, фотографии и пр.), который является уместным и достаточным средством наглядности, помогает в раскрытии стержневой идеи выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:

  • выбранные средства визуализации информации (таблицы, схемы, графики и т. д.) соответствуют содержанию;
  • использованы иллюстрации хорошего качества (высокого разрешения), с четким изображением (как правило, никто из присутствующих не заинтересован вчитываться  в текст на ваших слайдах и всматриваться в мелкие иллюстрации);

Максимальное количество графической информации на одном слайде – 2 рисунка (фотографии, схемы и т.д.) с текстовыми комментариями (не более 2 строк к каждому). Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

Основная ошибка при выборе данной стратегии – «соревнование» со своим иллюстративным материалов (аудитории не предоставляется достаточно времени, чтобы воспринять материал на слайдах). Обычный слайд, без эффектов анимации должен демонстрироваться на экране не менее 10 - 15 секунд. За меньшее время присутствующие не успеет осознать содержание слайда. Если какая-то картинка появилась на 5 секунд, а потом тут же сменилась другой, то аудитория будет считать, что докладчик ее подгоняет.

Если на слайде приводится сложная диаграмма, ее необходимо предварить вводными словами (например, «На этой диаграмме приводится то-то и то-то, зеленым отмечены показатели А, синим – показатели Б»), с тем, чтобы дать время аудитории на ее рассмотрение, а только затем приступать к ее обсуждению. Каждый слайд, в среднем должен находиться на экране не меньше 40 – 60 секунд (без учета времени на случайно возникшее обсуждение). В связи с этим лучше настроить презентацию не на автоматический показ, а на смену слайдов самим докладчиком.

Особо тщательно необходимо отнестись к оформлению презентации. Для всех слайдов презентации по возможности необходимо использовать один и тот же шаблон оформления, кегль – для заголовков - не меньше 44 пунктов, для информации - для информации не менее 24. В презентациях не принято ставить переносы в словах.

Подумайте, не отвлекайте ли вы слушателей своей же презентацией? Яркие краски, сложные цветные построения, излишняя анимация, выпрыгивающий текст или иллюстрация — не самое лучшее дополнение к научному докладу. Также нежелательны звуковые эффекты в ходе демонстрации презентации. Наилучшими являются контрастные цвета фона и текста (белый фон – черный текст; темно-синий фон – светло-желтый текст и т. д.). Лучше не смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. Рекомендуется не злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже).

Неконтрастные слайды будут смотреться тусклыми и невыразительными, особенно в светлых аудиториях. Для лучшей ориентации в презентации по ходу выступления лучше пронумеровать слайды. Желательно, чтобы на слайдах оставались поля, не менее 1 см с каждой стороны. Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями). Использовать встроенные эффекты анимации можно только, когда без этого не обойтись (например, последовательное появление элементов диаграммы). Для акцентирования внимания на какой-то конкретной информации слайда можно воспользоваться лазерной указкой.

Диаграммы готовятся с использованием мастера диаграмм табличного процессора MS Excel. Для ввода числовых данных используется числовой формат с разделителем групп разрядов. Если данные (подписи данных) являются дробными числами, то число отображаемых десятичных знаков должно быть одинаково для всей группы этих данных (всего ряда подписей данных). Данные и подписи не должны накладываться друг на друга и сливаться с графическими элементами диаграммы. Структурные диаграммы готовятся при помощи стандартных средств рисования пакета MS Office. Если при форматировании слайда есть необходимость пропорционально уменьшить размер диаграммы, то размер шрифтов реквизитов должен быть увеличен с таким расчетом, чтобы реальное отображение объектов диаграммы соответствовало значениям, указанным в таблице. В таблицах не должно быть более 4 строк и 4 столбцов — в противном случае данные в таблице будет просто невозможно увидеть. Ячейки с названиями строк и столбцов и наиболее значимые данные рекомендуется выделять цветом.

Табличная информация вставляется в материалы как таблица текстового процессора MS Word или табличного процессора MS Excel. При вставке таблицы как объекта и пропорциональном изменении ее размера реальный отображаемый размер шрифта должен быть не менее 18 пт. Таблицы и диаграммы размещаются на светлом или белом фоне.

Если Вы предпочитаете воспользоваться помощью оператора (что тоже возможно), а не листать слайды самостоятельно, очень полезно предусмотреть ссылки на слайды в тексте доклада («Следующий слайд, пожалуйста...»).

Заключительный слайд презентации, содержащий текст «Спасибо за внимание» или «Конец», вряд ли приемлем для презентации, сопровождающей публичное выступление, поскольку завершение показа слайдов еще не является завершением выступления.

Для показа файл презентации необходимо сохранить в формате «Демонстрация PowerPоint». В этом случае презентация автоматически открывается в режиме полноэкранного показа и слушатели избавлены как от вида рабочего окна программы PowerPoint, так и от потерь времени в начале показа презентации.

Критерии оценки презентации

Критерии оценки

Содержание оценки

1. Содержательный критерий

правильный выбор темы, знание предмета и свободное владение текстом, грамотное использование научной терминологии, импровизация, речевой этикет

2. Логический критерий

стройное логико-композиционное построение речи, доказательность, аргументированность

3. Речевой критерий

использование языковых (метафоры, фразеологизмы, пословицы, поговорки и т.д.) и неязыковых (поза, манеры и пр.) средств выразительности; фонетическая организация речи, правильность ударения, четкая дикция, логические ударения и пр.

4. Психологический критерий

взаимодействие с аудиторией (прямая и обратная связь), знание и учет законов восприятия речи, использование различных приемов привлечения и активизации внимания

5. Критерий соблюдения дизайн-эргономических требований к компьютерной презентации

соблюдены требования к первому и последним слайдам, прослеживается обоснованная последовательность слайдов и информации на слайдах, необходимое и достаточное количество фото- и видеоматериалов, учет особенностей восприятия графической (иллюстративной) информации, корректное сочетание фона и графики, дизайн презентации не противоречит ее содержанию, грамотное соотнесение устного выступления и компьютерного сопровождения, общее впечатление от мультимедийной презентации

Методические рекомендации по выполнению проектов(ситуационная задача)

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Метод проектов - это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного предмета.

Метод - это дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Дидакты, педагоги обратились к этому методу, чтобы решать свои дидактические задачи.

В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей или взрослых студентов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми методами. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Проекты классифицируются по доминирующей в проекте деятельности учащихся:

  • информационные проекты
  • исследовательские проекты
  • практико-ориентированные проекты
  • ролевой проект
  • творческий проект

На практике все пять перечисленных направлений деятельности учащихся реализуются в каждом проекте.

Требования к использованию метода проектов:

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, пр.).

2.  Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий, пр.);

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

  • определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");
  • выдвижение гипотез их решения;
  • обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);
  • обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).
  • сбор, систематизация и анализ полученных данных;
  • подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
  • выводы, выдвижение новых проблем исследования.
  • Типология проектов:
  • Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий);

2. Предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания), межпредметный проект;

3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов);

4. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира);

5. Количество участников проекта;

6. Продолжительность проекта.

В соответствии с методом, доминирующем в проекте, можно выделить следующие типы проектов:

Исследовательские. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. Этот тип проектов предполагает аргументацию актуальности взятой для исследования темы, формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования.

Творческие. Следует оговориться, то проект всегда требует творческого подхода, и в этом смысле любой проект можно назвать творческим. Но при определении типа проекта выделяется доминирующий аспект. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, вначале она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата. Таким результатом могут быть: совместная газета, сочинение, видеофильм, спектакль, игра, праздник, экспедиция и т.п. Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма или спектакля, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа и так далее, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и прочего.

Ролевые, игровые. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. результаты этих проектов либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая.

Ознакомительно-ориентировочные (информационные). Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении: предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, так же как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы.

Структура подобного проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, его актуальность, источники информации, проведение "мозговой атаки", обработка информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы), результат (статья, реферат, доклад, видео и прочее), презентация, такие проекты часто интегрируются с исследовательскими проектами и становятся их органичной частью, модулем.

Практико-ориентированные (прикладные). Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Такой проект требует тщательно продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четких выводов, то есть оформления результатов проектной деятельности и участия каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также систематической внешней оценки проекта.

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Отдельно следует сказать о необходимости организации внешней оценки проектов, поскольку только таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, необходимость своевременной коррекции. Характер этой оценки в большой степени зависит как от типа проекта, так и от темы проекты (его содержания), условий проведения. Если это исследовательский проект, то он с неизбежностью включает этапность проведения, причем успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах.

Структура проекта:

Следует остановиться и на общих подходах к структурированию проекта:

Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.

Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна "мозговая атака" с последующим коллективным обсуждением.

Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).

Защита проектов, оппонирование:

  • коллективное обсуждение;
  • экспертиза;
  • результаты внешней оценки;
  • выводы.

Этапы проектной деятельности

Этапы

Задачи

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1. Погружение в проект

Определение темы, целей и задач, типа проекта, количества участников. Выбор рабочей группы

Обсуждают (или предлагают) тему, цели и задачи проекта. Вживаются в ситуацию, выдвигают (с подачи учителя) проблемы ("мозговой штурм" с последующим коллективным обсуждением). Уточняют информацию

Мотивирует учащихся. Формулирует и объясняет цели и задачи проекта. Продумывает возможные варианты проблем в рамках намеченной тематики, подводит учащихся к самостоятельному определению проблемы проекта. Наблюдает

2. Организация деятельности

Анализ проблемы.

Определение источников необходимой информации. Выбор методов исследования. Распределение ролей в группе. Определение критериев оценки результатов работы над проектом.

Выбор формы презентации проекта. Планирование работы по решению задач проекта по группам

Уточняют информацию. Формируют состав группы и распределяют роли в группах. Осуществляют планирование работы в группах. Выбирают форму презентации.

Предлагают и обосновывают свои критерии оценки работы над проектом. Консультируются с учителем

Предлагает возможные варианты состава групп и распределение ролей в группах. При необходимости помогает учащимся в анализе, поиске источников информации, планировании, выборе форм презентации и т.д. Консультирует учащихся (по их просьбе). Наблюдает

3. Осуществление деятельности

Выполнение проекта

Активно и самостоятельно работают над выполнением проекта в соответствии со своей ролью и сообща (в соответствии с планом работы). "Добывают" недостающие знания. Консультируются с учителем. Участвуют в промежуточных обсуждениях полученных данных в группах (на уроках, занятиях в научном обществе, в библиотеке и т.д.). Оформляют проект. Ведут подготовку к защите проекта, участвуют в коллективном самоанализе

Консультирует учащихся по необходимости. Ненавязчиво контролирует деятельность школьников. Наблюдает

4. Защита проекта

Подготовка доклада, обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов. Защита проекта. Анализ достигнутых результатов, причин успехов и неудач. Оценка результатов

Защищают проект (демонстрируют понимание проблемы, целей и задач проекта, умение планировать и осуществлять деятельность, найденный способ решения проблемы, умение аргументировать свои выводы и оппонировать). Участвуют в коллективном анализе и оценке результатов проекта

Участвует в коллективном анализе и оценке результатов работы над проектом. Обобщает полученные результаты. Подводит итоги работы

Оценка проекта:

Результаты проектной деятельности часто отождествляются лишь с выполненным проектом. На самом деле при использовании метода проектов существует другой, не менее важный результат. Это педагогический эффект вовлечения учащихся в процесс самостоятельного "добывания знаний" и их применения (мотивация, рефлексия, умение делать выбор, планировать, анализировать и оценивать результаты собственной деятельности). Однако этот результат часто остается вне сферы внимания учителя, он оценивает лишь сам проект. Очевидно, учителю целесообразно делать краткие резюме в ходе наблюдений за работой каждого из школьников, это позволит ему быть более объективным при защите проекта.

Выполненный проект как вторая часть результата должен оцениваться тремя экспертами: самим учащимся или группой (самооценка), учителем и одноклассниками. Таким образом, выставляются три оценки и высчитывается среднеарифметическая величина.

Примерные параметры внешней оценки проекта:

  • Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;
  • реальность, практическая направленность и значимость работы;
  • корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;
  • необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;
  • соответствие содержания целям, задачам и теме проекта;
  • логичность и последовательность изложения;
  • четкость формулировок, обобщений, выводов;
  • аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов;
  • коллективный характер принимаемых решений (при групповой проекте);
  • стилистическая и языковая культура изложения;
  • полнота библиографии;
  • наличие собственных взглядов на проблему и выводов;
  • активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
  • характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
  • доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
  • умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы;
  • перспектива доработки (потенциал);
  • эстетика оформления результатов проведенного проекта;
  • соответствие оформления проекта стандартным требованиям.

Критерии оценки защиты проекта:

  • Качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; его объем;
  • объем и глубина знаний по теме, эрудиция, межпредметные связи;
  • культура речи;
  • чувство времени;
  • использование наглядных средств;
  • умение удерживать внимание аудитории;
  • умение отвечать на вопросы: полнота, аргументированность, корректность в дискуссии;
  • готовность к дискуссии;
  • доброжелательность, контактность.

Вопросы и задания для самоконтроля обучающихся:

Тема 1.1. Классификация и номенклатура негативных факторов.

Тема 1.2. Источники и характеристики негативных факторов и их воздействие на человека.

1. Дайте определение термину «труд».

2. Приведите примеры вредных производственных факторов (ВПФ).

3. Что такое производственная травма?

4. Что такое производственная деятельность?

5. Дайте определение термину «травма».

6. Что такое бытовая травма?

7. Что такое рабочая зона?

8. Приведите классификацию травм в зависимости от вида травмирующего фактора.

9. Что такое несчастный случай?

10. Что такое рабочее место?

11. Что такое механическая травма? Приведите пример.

12. Что такое охрана труда?

13. В каком случае рабочее место называется постоянным?

14. Что такое термическая травма?

15. Что такое идентификация опасностей?

16. Что такое негативные факторы, возникающие в рабочей зоне?

17. Что такое химическая травма?

18. Приведите классификацию опасных и вредных производственных факторов (ОВПФ) по воздействию на человека.

19. Дайте определение термину «опасность».

20. Что такое баротравмы?

21. Приведите примеры физических опасных и вредных производственных факторов (ОВПФ).

22. Что такое опасный производственный фактор (ОПФ)?

23. Что такое электротравма?

24. Приведите примеры химических опасных и вредных производственных факторов (ОВПФ)?

25. Приведите примеры опасных производственных факторов (ОПФ).

26. Что такое психическая травма? Приведите пример.

27. Приведите примеры биологических опасных и вредных производственных факторов (ОВПФ).

28. Что такое вредный производственный фактор (ВПФ)?

29. Что такое комбинированная травма?

30. Приведите примеры психофизиологических опасных и вредных производственных факторов (ОВПФ).

31. Какие работы на промышленных предприятиях можно отнести к наиболее опасным (примеры)?

32. Какие работы на промышленных предприятиях можно отнести к наиболее вредным (примеры)?

33. Какая взаимосвязь существует между опасными и вредными производственными факторами?

Тема 2.1. Защита человека от физических негативных факторов.

Тема 2.2. Защита человека от химических и биологических факторов.

1. Дайте определение термину «виброакустические колебания».

2. Приведите классификацию вибраций по направлению действия.

3. Опишите воздействие вибрации на организм человека.

4. Дайте определение термину «звуковые акустические колебания».

5. Приведите примеры источников шума на производстве.

6. Дайте определение термину «вибрация».

7. Дайте определение термину «транспортная вибрация».

8. Перечислите источники вибрации. Приведите примеры.

9. Перечислите параметры, характеризующие вибрацию.

10. Приведите классификацию производственного шума по природе возникновения.

11. Перечислите источники вибрации. Приведите примеры.

12. Приведите классификацию вибраций по временным характеристикам.

13. Дайте определение термину «транспортно-технологическая вибрация».

14. Дайте определение термину «шум».

15. Приведите классификацию производственного шума по частоте.

16. Перечислите параметры, характеризующие вибрацию.

17. Приведите классификацию вибраций по спектру.

18. Дайте определение термину «технологическая вибрация».

19. Поясните причину возникновения явления резонанса в организме человека при воздействии на него вынужденной вибрации.

20. Приведите классификации производственного шума по спектру и по источнику возникновения.

21. Приведите классификацию вибраций по способу передачи.

22. Приведите примеры источников шума на производстве.

23. Дайте определение термину «акустические колебания».

24. Опишите воздействие акустических колебаний на человека.

25. Приведите классификацию производственного шума по временным характеристикам.

26. Дайте определение термину «пожар».

27. Дайте определение термину «детонационное горение».

28. Дайте определение термину «воспламенение».

29. Дайте определение термину «тление».

30. Дайте определение термину «негорючие материалы».

31. Дайте определение термину «опасный фактор пожара (ОФП)». Приведите примеры ОФП.

32. Дайте определение термину «горение».

33. Дайте определение термину «дым». О чём свидетельствует наличие дыма в условиях пожара?

34. Дайте определение термину «самовозгорание».

35. Дайте определение термину «холоднопламенное горение».

36. Дайте определение термину «трудногорючие материалы».

37. Дайте определение термину «опасный фактор пожара (ОФП)». Приведите примеры ОФП.

38. Классификация горения по скорости распространения пламени.

39. Перечислите виды процесса возникновения горения.

40. Дайте определение термину «самовоспламенение». Примеры самовоспламеняющихся веществ.

41. Классификация горючих веществ по агрегатному состоянию.

42. Дайте определение термину «горючие материалы».

43. Дайте определение термину «опасный фактор пожара (ОФП)». Приведите примеры ОФП.

44. Дайте определение термину «нормальное горение».

45. Дайте определение термину «вспышка».

46. Дайте определение термину «взрыв».

47. Дайте определение термину «горючесть».

48. Дайте определение термину «температура вспышки».

49. Дайте определение термину «опасный фактор пожара (ОФП)». Приведите примеры ОФП.

50. Дайте определение термину «взрывное горение».

51. Дайте определение термину «возгорание».

52. Дайте определение термину «детонация».

53. Классификация материалов по горючести.

54. Основные причины и источники пожаров и взрывов.

55. Дайте определение термину «опасный фактор пожара (ОФП)». Приведите примеры ОФП.

Тема 2.3. Защита человека от опасности механического травмирования.

Тема 2.4. Защита человека от опасных факторов комплексного характера.

1. Перечислите источники механических травм.

2. Перечислите основные типы механического движения технологического оборудования и инструмента.

3. Перечислите основные типы действий механизмов и инструмента технологического оборудования. Приведите примеры.

4. Перечислите, какие действия запрещено выполнять вблизи или на работающем конвейере.

5. Перечислите расположения источников механических травм.

6. Опишите, какую опасность представляет вращательное движение технологического оборудования и инструмента.

7. Приведите классификацию подъёмно-транспортного оборудования.

8. Дайте определение термину «грузоподъёмные машины».

9. Дайте определение термину «точка операции».

10. Опишите, какую опасность представляет возвратно-поступательное движение технологического оборудования и инструмента.

11. Дайте определение термину «транспортирующие машины».

12. Приведите классификацию грузоподъёмных машин.

13. Дайте определение термину «приводы и устройства, передающие механическую энергию».

14. Опишите, какую опасность представляет поперечное движение технологического оборудования и инструмента.

15. Приведите классификацию транспортирующих машин.

16. Перечислите опасности, которые могут возникнуть в ходе работы грузоподъёмных машин.

Тема 3.1. Микроклимат помещений.

Тема 3.2. Освещение.

1. Параметры, характеризующие освещение и световую среду.

2. Световой поток.

3. Сила света.

4. Коэффициент отражения.

5. Яркость объекта.

6. Контраст.

7. Освещённость.

8. Фон.

9. Размер объекта различения.

10. Факторы, определяющие зрительный комфорт.

11. Естественное освещение.

12. Коэффициент естественной освещённости (КЕО). Минимальные допустимые значения КЕО.

13. Искусственное освещение.

14. Общее искусственное освещение.

15. Общая локализованная система освещения.

16. Комбинированное освещение.

17. Совмещённое освещение.

18. Рабочее освещение.

19. Аварийное освещение.

20. Эвакуационное освещение.

21. Дежурное освещение.

22. Охранное освещение.

23. Лампы накаливания.

24. Люминесцентные лампы.

25. Яркость источника света.

26. Цветовая температура.

27. Светильники.

28. Метод ограничения светового потока.

29. Метод отражения светового потока.

30. Метод рассеяния светового потока.

31. Метод рефракции светового потока.

32. Светильники прямого света.

33. Светильники рассеянного света.

34. Светильники отражённого света.

35. Защитный угол светильника.

Тема 4.1. Психофизиологические основы безопасности труда.

Тема 4.2. Эргономические основы безопасности труда.

1. Определение эргономики.

2. Антропометрические характеристики человека.

3. Психофизиологическая совместимость человека с машиной.

4. Основной объект исследования эргономики.

5. Статистические характеристики человека.

6. Рабочие зоны.

7. Предмет эргономики.

8. Динамические характеристики человека.

9. Рабочие позы человека.

10. Классификация совместимостей человека с машиной.

11. Сенсомоторная совместимость человека с машиной.

12. Требования к рабочему креслу оператора.

13. Антропометрическая совместимость человека с машиной.

14. Энергетическая (биомеханическая) совместимость человека с машиной.

15. Требования к рабочему креслу оператора.

Тема 5.1. Правовые, нормативные и организационные основы безопасности труда.

Тема 5.2. Экономические механизмы управления безопасностью труда.

1. Понятие термина «обучение».

2. Понятие первичного инструктажа на рабочем месте.

3. В каких случаях проводится внеплановый инструктаж?

4. Классификация инструктажей.

5. Цель первичного инструктажа на рабочем месте.

6. В каких случаях проводится целевой инструктаж?

7. Понятие вводного инструктажа.

8. Понятие повторного инструктажа.

9. Регистрация инструктажей.

10. Цель вводного инструктажа.

11. Цель повторного инструктажа.

12. Проверка знаний по охране труда.

13. Инструкция по охране труда.

14. Стажировка.

15. Регистрация внепланового инструктажа.

Список рекомендованной литературы

Основные источники:

  1. Техническое обслуживание и ремонт компьютерных систем и комплексов, Петров Владимир Петрович, Москва : Академия, 2019. – 302 стр. 
  2. Техническое обслуживание средств вычислительной техники, Михаил Логинов, Татьяна Логинова, Бином. Лаборатория знаний, 2017
  3. Периферийные устройства вычислительной техники: Учебное пособие Т.Л. Партыка, И.И. Попов Форум, 2017. - 432 с.;
  4. Процессы технического обслуживания автоматизированных систем, Дружинин Г. В.Электронное издание cto.nsk.su, 2018
  5. Управление ремонтами и ТО оборудования,А.В Белов Бином. Лаборатория знаний, 2017
  6. Апгрейд, ремонт и обслуживание компьютера, Ватаманюк А.М., Изд. Питер. 2017
  7. Современный самоучитель работы с персональным компьютером А.И. Колесников  В.С. Пасько, Букинистическое издание 2018
  8. Охрана труда Девисилов  В.А. Форум-Инфра-М, 2012
  9. Обеспечение безопасности при работе с ПЭВМ Маньков В.Д.Политехника, 2012
  10. ГОСТ 18322-2016 Система технического обслуживания и ремонта техники

Дополнительные источники:

  1. Ю.В. Ревич  Диагностика и техническое обслуживание ПК. Ремонт периферийного оборудования БХВ-Петербург, 2015
  2. Мищенко О.А. Безопасность жизнедеятельности, Издательство Тихоокеанского государственного университета, 2013
  3. Прокопенко Н.А., Косолапова Н.В., Безопасность жизнедеятельности, ООО «КноРус», 2013
  4. Сапронов Ю.Г., Безопасность жизнедеятельности, ОИЦ «Академия», 2014
  5. Глыбочко П.В., Николаенко В.Н., Карнаухов Г.М., Алексеев Е.А., Первая медицинская помощь, ОИЦ «Академия», 2014
  6. В.Д. Маньков, Обеспечение безопасности при работе с ПЭВМ, Политехника, 2015
  7. Безопасность жизнедеятельности. Мищенко О.А. Издательство Тихоокеанского государственного университета, 2013.
  8. Безопасность жизнедеятельности. Прокопенко Н.А., Косолапова Н.В. ООО «КноРус», 2013.
  9. Безопасность жизнедеятельности. Сапронов Ю.Г. ОИЦ «Академия», 2014.
  10. Первая медицинская помощь. Глыбочко П.В., Николаенко В.Н., Карнаухов Г.М., Алексеев Е.А. ОИЦ «Академия», 2014.

Интернет-ресурсы

1.  https://docplayer.ru/  - основные компьютерные термины и понятия: сайт // Режим доступа: свободный.

2. https://www.tinkercad.com/circuits/  – Веб-приложение для 3D-проектирования: сайт // Режим доступа: регистрационный

3.  http://www.cntd.ru/ - Профессиональные справочные системы Техэксперт – электронный фонд правовой и нормативно-технической документации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работе обучающихся для профессий и специальностей СПО

 Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы разработаны для обучающихся в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов п...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ по дисциплине ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК для специальностей: 43.02.10. Туризм (базовая подготовка)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАМетодическая разработка составлена в соответствии с рекомендациями по планированию и организации самостоятельной работы студентов образовательных учреждений среднего профессиональ...

Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по истории

методические указания для студентов первого и второго курсов по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по истории...

Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ОУД.07.Информатика

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ОУД.07 Информатика...

Русский язык. Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы.

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по дисциплине «Русский язык» предназначены для изучения русского языка в учреждениях среднего профессионального образования,...

Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ОДУ.08 Физика.

Цели самостоятельной работы: научиться решать задачи самостоятельно; разобраться в видах деформаций; закрепить знания в теме . Задание: решить задачи (1ч).Критерий оценки: «5»- если все задания в...

Методические указания для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы

Методические указания к выполнению самостоятельной работы студентами по физике...