Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ОДУ.08 Физика.
рабочая программа по физике (10 класс) на тему
Цели самостоятельной работы: научиться решать задачи самостоятельно; разобраться в видах деформаций; закрепить знания в теме .
- Задание: решить задачи (1ч).
Критерий оценки: «5»- если все задания выполнены правильно и с пояснениями;
«4»-если в выполненных заданиях допущены одна-две
математические ошибки, нет пояснений;
«3»- если выполнено два задания;
«2»-если выполнено менее двух заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneauditor._rab._2015.doc | 428 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Нижегородской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Нижегородский техникум городского хозяйства и предпринимательства»
Методические указания
по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы
по дисциплине ОДУ.08 Физика.
Нижний Новгород
2015
Рассмотрено на заседании МК
Общеобразовательных дисциплин
Протокол №__ от______________
Председатель МК______________
Кутумов В.А.
Тема 1 «Механика»
Самостоятельная работа ( 8 часов)
Цели самостоятельной работы: научиться решать задачи самостоятельно; разобраться в видах деформаций; закрепить знания в теме .
- Задание: решить задачи (1ч).
Критерий оценки: «5»- если все задания выполнены правильно и с пояснениями;
«4»-если в выполненных заданиях допущены одна-две
математические ошибки, нет пояснений;
«3»- если выполнено два задания;
«2»-если выполнено менее двух заданий.
- Задание: Ответить на вопросы по теме «Механика»(1ч)
Критерии оценки: «5»- 15-16 правильных ответов
«4»- 14-11 правильных ответов
«3»- 10-7 правильных ответов
«2»- менее 7 правильных ответов
1.Автомобиль на ходу грузится зерном из бункера комбайна. Что можно сказать о движении автомобиля относительно комбайна?
2.Как движется автомобиль, если стрелка его спидометра «замерла» на отметке «55» его шкалы?
3. Какими часами можно измерять время в искусственных спутниках: песочными, ходиками или пружинными?
4.почему груженый автомобиль на грязной дороге буксует меньше, чем порожний? Дорога горизонтальная.
5.Почему надо беречь смазочные материалы от попадания в них песка и пыли?
6.Как можно облегчить распиловку металла пилой?
7.Почему при необходимости внезапной остановки мотоцикла тормозят обоими колесами? Что может случиться, если затормозить только передним колесом?
8. Автомобиль движется равномерно по горизонтальному участку дороги. Какие силы действуют на него в этом случае?
9.Можно ли определить центр тяжести плоского тела в искусственном спутнике Земли при помощи отвеса?
10. Изменилась ли масса сена, содержащегося в копне, когда это сено спрессовали в тюк?
11.Пассажиры автобуса почувствовали, что их клонит к левой стенке салона. Как двигался в это время автобус?
12.Объясните, зачем на задней стенке кузова автомашины крупными буквами написано: «Водитель, соблюдай дистанцию!»
13. Приведите примеры движения по инерции в различных видах спорта.
14.Какая физическая величина – масса строительных деталей или их вес – имеет главное значение при расчете и постройке мостов и других сооружений?
15.Какой стол массивнее: весом 95Н или весом 0,095кН?
16.Какую скорость – среднюю или мгновенную – показывает спидометр?
17. Приведите примеры полезного и вредного действия сил трения всех видов.
18.Что называют состоянием невесомости?
19. В каких единицах измеряется модуль ускорения?
Ответы.
1.Автомобиль неподвижен относительно комбайна.
2.Равномерно.
3.Только пружинными, т.к. ходики и песочные часы на борту свободно летящего искусственного спутника действовать не будут.
4.Сила трения колес груженого автомобиля о грунт больше, чем у порожнего, тк сила трения зависит от силы давления.
5.Чтобы уменьшить силу трения и износ трущихся деталей.
6.Смазать ножовочное полотно маслом.
7.Мотоциклист может перевернуться.
8.Сила тяжести и её противодействующая - сила действия грунта; сила тяги двигателя и её противодействующая – сила трения.
9.Нельзя, т.к. в ИСЗ тела невесомы.
10.Нет, масса осталась прежней, но уменьшился объем.
11.Автобус поворачивал направо.
12.Машина не может остановиться мгновенно и будет двигаться по инерции после торможения.
14. Вес.
15.Массы равны.
16. Мгновенную.
18. Тела не давят на опоры и, следовательно, на них не действует сила реакции опоры.
- Задание: Заполнить таблицу по теме «Деформация» (1ч)
Критерии оценки: «5»- все задания выполнены верно;
«4»- допущены два-три недочета;
«3»- задания выполнены с грубейшими ошибками;
«2»- выполнено менее одного задания.
1.Какие виды деформации испытывают:
1. Резец токарного станка
2. Шпиндель передней бабки.
3. Пиноль задней бабки.
4. Болты крепления резца в резцедержателе.
5. Болты крепления передней бабки к станине.
6. Ходовой валик и ходовой винт.
7. Валы коробки передач и коробка скоростей.
8. Зубья зубчатых шестерен в коробке скоростей и коробке передач.
9. Тросы подъёмного крана.
Виды деформаций | |||||
растяжение | сжатие | сдвиг | срез | изгиб | кручение |
2. Привести примеры тел, испытывающих деформации
Виды деформаций | |||||
растяжение | сжатие | сдвиг | срез | изгиб | кручение |
Ответы
Виды деформаций | |||||
растяжение | сжатие | сдвиг | срез | изгиб | кручение |
9 | 3 4 | 5 | 8 | 1 | 2 6 7 |
- Задание: написать реферат по теме «Силы в природе» (5ч)
Общие требования к написанию и оформлению рефератов
Рефераты относятся к индивидуальным заданиям, которые рассматриваются как самостоятельный вид письменной работы.
Индивидуальные задания по отдельным дисциплинам выполняются студентами самостоятельно под руководством преподавателя, и содержат 12-15 страниц машинописного текста. Тематика индивидуальных заданий должна отвечать задачам учебной дисциплине.
Структура реферата
Объектами внимания автора должны стать следующие составляющие структуры будущей работы:
1) титульный лист,
2) оглавление (содержание),
3) текст (введение, основная часть, заключение),
4) ссылки (сноски или примечания),
5) цитаты,
6) список литературы.
Структура работы должна быть четкой, обоснованной таким образом, чтобы была видна логика решения проблемы. Каждую новую главу следует начинать с новой страницы. Это же правило относится к другим основным структурным частям работы: оглавлению, введению, заключению, списку литературы, приложениям.
Титульный лист
Титульный лист содержит:
1) полное название учебного заведения;
2) наименование вида работы, дисциплины и темы;
3) данные об исполнителе с указанием фамилии, имени, отчества, института, номера студенческой группы;
4) указание должности лица, принявшего работу, его фамилии и инициалов;
5) год выполнения работы.
Оглавление
В оглавлении приводится перечень всех разделов и глав работы, рубрик и подрубрик, приложений с указанием номера страницы. Названия разделов, глав, рубрик, приложений в тексте и оглавлении должны совпадать. Для нумерации разделов используется простая иерархическая система на основе арабских цифр, например аналогично тому, как пронумерованы рубрики данной книги. Первой страницей документа является титульный лист, на котором номер страницы не принято ставить. Внимание! Желательно, чтобы оглавление помещалось на одной странице. Текст реферата должен полностью соответствовать оглавлению.
Текст реферата должен состоять из трех частей:
1. Введения,
2. Основной части и
3. Заключения.
Введение
Особенно тщательным образом регламентирована форма введения к работе. Практически всегда требуется обязательное отражение в нем следующих пунктов:
1) введение в тему (проблему) работы;
2) обоснование выбора темы, определение ее актуальности и значимости для науки и практики;
3) обзор литературы по данной теме;
4) определение границ исследования (предмет, объект, хронологические и (или) географические рамки);
5) определение основной цели работы и подчиненных ей более частных задач;
6) краткое описание структуры работы.
Основная часть
За введением следует основная часть, в которой следует выделять смысловые подразделения, т.е. структурировать его (так, как структурирован текст данного пособия).
Требуется, чтобы все разделы и подразделы были примерно соразмерны друг другу как по структурному делению, так и по объему. В конце каждого раздела основной части необходимо дать краткие выводы.
Заключение
В заключении необходимо суммировать все те выводы и научные достижения, которые были сделаны в работе, а также определить направления для дальнейших исследований в данной сфере. Объем заключения, как правило, составляет примерно одну двадцатую часть общего объема работы.
Список источников литературы
Особого внимания требует список литературы.
Каждая книга должна быть соответствующим образом описана. В это описание должны входить:
1) фамилия и инициалы автора (если таковой имеется);
2) полное название книги (с подзаголовками, если они есть);
3) данные о числе томов (отдельно опубликованных частей, если таковые имеются);
4) после косой черты – данные о переводчике (если это перевод) или о редакторе (если книга написана группой авторов);
5) после тире (или без него) название города, в котором издана книга;
6) после двоеточия – название издательства, которое ее выпустило;
7) после запятой – год издания.
Образец титульного листа
Министерство образования Нижегородской области Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Нижегородский техникум городского хозяйства и предпринимательства» Реферат по дисциплине «Физика» Тема: «Силы в природе»
Выполнил: обучающийся гр №1 Иванов Н.П. Проверил: преподаватель Ф.И.О. Нижний Новгород 201 |
Тема 2 «Молекулярно-кинетическая теория»
Самостоятельная работа ( 8 часов)
Цели самостоятельной работы: научиться самостоятельно искать информацию в сети интернет; создавать тесты; оформлять реферат.
1.Задание: Написать реферат на тему «Создание материалов с заданными свойствами». (5ч)
См. предыдущее задание.
2. Задание: Поиск информации с сети Интернет по теме « Атомно-молекулярное строение вещества» (1ч)
Оформление в виде реферата и выступление на 5-7 минут.
3. Задание: Поиск информации с сети Интернет по теме « Температура и способы ее измерения» (1ч)
4. Задание: Тестовое задание «Кристаллические и аморфные тела» ( 1ч)
Оформление теста и критерий оценки обучающийся выбирает сам.
Критерий оценки: «5»- если все задания выполнены правильно и с пояснениями;
«4»-если в выполненных заданиях допущены одна-две
математические ошибки, нет пояснений;
«3»- если выполнено два задания;
«2»-если выполнено менее двух заданий.
Тема 3 «Основы термодинамики»
Самостоятельная работа ( 3часа)
Цели самостоятельной работы: научиться самостоятельно решать задачи.
1.Задание: Решить задачи на определение КПД. («ч)
Критерий оценки: «5»- если все задания выполнены правильно и с пояснениями;
«4»-если в выполненных заданиях допущены одна-две
математические ошибки, нет пояснений;
«3»- если выполнено два задания;
«2»-если выполнено менее двух заданий.
1. Трактор Т-130 расходует топлива 180 г/ч на одну эффективную лошадиную силу. Определите КПД двигателя. Экономичность работы трактора определяется удельным расходом топлива на единицу полезной мощности за 1 ч.
2. В камере сгорания двигателя, работающего на смеси кислорода с водородом, образуются горячие водяные пары при давлении 8,32×107 Па. Масса паров 180 г. Объём камеры сгорания 0,002 м3. Определите наибольший коэффициент полезного действия такого двигателя, если пары выбрасываются при Т=1000К.
3. Заполнить следующую таблицу.
Тепловой двигатель | Вид топлива | Рабочее тело | нагреватель | холодильник | КПД | достоинства | недостатки | применение | Перспективы использования |
Тема 4 «Электрическое поле»
Самостоятельная работа ( 4часов)
Цели самостоятельной работы: научиться самостоятельно решать задачи; развить навыки написания реферата.
1.Задание: Решить задачи по теме «Закон Кулона».(2ч)
Критерий оценки: «5»- если все задания выполнены правильно и с пояснениями;
«4»-если в выполненных заданиях допущены одна-две
математические ошибки, нет пояснений;
«3»- если выполнено три задания;
«2»-если выполнено менее трех заданий.
1.Заряд 4-10-9 Кл в керосине (E=2) на расстоянии 5 см притягивает к себе второй заряд с силой 2-10-4 Н. Найдите величину второго заряда.
2.Два одинаковых проводника, несущие на себе электрические заряды соответственно q и 2q, приведены в соприкосновение. Каков заряд каждого проводника после соприкосновения? Соответствует ли это явление закону сохранения заряда?
3.На каком расстоянии друг от друга надо расположить заряды 5 мкКл, чтобы в керосине (E =2) сила взаимодействия между ними оказалась равной 0,5 Н?
4.Почему два разноименно заряженных шарика, подвешенные на нитях, притягиваются друг к другу, но после соприкосновения сразу же отталкиваются?
5.Два одинаковых точечных заряда взаимодействуют в вакууме на расстоянии 10 см с такой же силой, как в скипидаре на расстоянии 7,1 см. Определите диэлектрическую проницаемость скипидара.
2. Задание: Написать реферат «Типы конденсаторов» (2ч)
Тема 5 «Законы постоянного тока»
Самостоятельная работа ( 4часа)
Цели самостоятельной работы: научиться рисовать электрические схемы; знать типы соединений проводников.
1.Задание: Заполнить таблицу «Типы соединений проводников» (1ч)
Критерий оценки: «5»- если все задания выполнены правильно и с пояснениями;
«4»-если в выполненных заданиях допущены одна-две
математические ошибки, нет пояснений;
«3»- если выполнено три задания;
«2»-если выполнено менее трех заданий.
Последовательное соединение | Параллельное соединение | |
Нарисовать замкнутую электрическую цепь, состоящую из источника тока, амперметра, вольтметра и двух сопротивлений, соединенных последовательно или параллельно | ||
Написать формулу соотношения сил тока | ||
Написать формулу соотношения напряжения | ||
Каким соотношением связаны сила тока в каждом из проводников и их сопротивления? (параллельное соединение) | ||
Каким соотношением связаны напряжения на проводниках и их сопротивления? (последовательное соединение) | ||
Чему равно полное сопротивление проводников? |
2. Задание: Нарисовать электрические схемы. (1ч)
Представить отчет в формате А4.
Тема 6 «Электрический ток в различных средах»
Самостоятельная работа ( 8 часов)
Цели самостоятельной работы: повысить навыки в написании рефератов; разобраться в физических терминах.
1.Задание: Написать реферат по теме «Плазма» (3ч)
Тема 7 «Магнитное поле»
Самостоятельная работа ( 3 часа)
Цели самостоятельной работы: научиться решению задач и разбираться в физических терминах.
1.Задание: Решение задач (3ч)
Критерий оценки: «5»- если все задания выполнены правильно;
«4»- допущены три-четыре ошибки, нет пояснений;
«3»- если выполнено 3 задания;
«2»-если выполнено менее 3 заданий.
І. На определение силы Ампера:
1. В проводнике с длиной активной части 8 см сила тока равна 50 А. Он находится в однородном магнитном поле с индукцией 20мТл. Найдите совершенную работу, если проводник переместился на 10 см перпендикулярно линиям магнитной индукции.
2. С какой силой действует магнитное поле с индукцией 10мТл на проводник, в котором сила тока 50А, если длина активной части проводника 0,1м? Поле и ток взаимно перпендикулярны.
3. Какая сила действует на проводящую шину длиной 10м, по которой проходит ток 7кА, в магнитном поле с индукцией 1,8Тл?
ІІ. На определение силы Лоренца:
Электрон движется в однородном магнитном поле с индукцией 4мТл. Найдите период обращения электрона.
Чему равен радиус кривизны траектории протона, движущегося со скоростью 0,1 м/с в магнитном поле с индукцией 1,5Тл?
Протон в магнитном поле с индукцией 0,01Тл описал окружность радиусом 10см. Найдите скорость протона.
Тема 8 «Электромагнитная индукция»
Самостоятельная работа ( 3 часа)
Цели самостоятельной работы: научиться решению задач и разбираться в физических терминах.
1.Задание: Решение задач (3ч)
Критерий оценки: «5»- если все задания выполнены правильно;
«4»- допущены три-четыре ошибки, нет пояснений;
«3»- если выполнено 3 задания;
«2»-если выполнено менее 3 заданий.
- Проводник длиной 1,5м движется равномерно со скоростью 3 м/с в однородном магнитном поле перпендикулярно магнитным силовым линиям. Магнитная индукция поля 0,2 Тл. Вычислить эдс, возникающую на концах проводника.
- Определить напряженность однородного магнитного поля в воздухе, если при движении проводника длиной 10 м перпендикулярно силовым линиям поля со скоростью 20 м/с возникает эдс 15 В.
- Какова длина проводника, если при движении его в магнитном поле с индукцией 1 Тл со скоростью 100 м/с возникает эдс 12 В, а угол-между направлением движения проводника и силовыми линиями поля равен 30°?
- Какая сила действует на проводник, если при движении его в магнитном поле со скоростью 20 м/с во внешней нагрузке сопротивлением 150 Ом протекает ток 0,3 А? Сопротивлением проводника и соединительных проводов пренебречь. Определить индукцию равномерного магнитного поля, в котором движется этот проводник перпендикулярно направлению силовых линий, если его длина 2 м.
- С какой скоростью нужно удалить проводник из межполюсного пространства подковообразного магнита для того, чтобы на концах проводника появилась разность потенциалов 10 В? Активная длина проводника 1 м, угол а = 90°, магнитная индукция в межполюсном пространстве 0,25 Тл.
- Через межполюсное пространство магнита падает замкнутое металлическое кольцо. Будет ли оно при этом двигаться с ускорением силы тяжести?
- Самолет с размахом крыльев 20 м летит горизонтально со скоростью 1800 км/ч. Определить вертикальную составляющую индукции магнитного поля Земли, если между концами крыльев возникает разность потенциалов 0,5 В
Тема 9 «Колебания»
Самостоятельная работа ( 21 час)
Цели самостоятельной работы: повысить навыки написания реферата; научиться решению задач и разбираться в физических терминах.
1.Задание: Написать реферат по теме «Энергосберегающие технологии» (6ч)
2.Задание : Написать реферат по теме « Трансформаторы» (6ч)
3.Задание: Выполнить тестовое задание по теме: «Колебательные движения» (3ч)
1. При каких условиях возникают колебания?
2.Что такое возвращающая сила?
3.Какое колебание является гармоническим?
4.Что называется периодом колебаний?
5.Дайте определение единицы - герц.
6.Что называется частотой колебаний?
7.Что такое амплитуда?
8.Что такое фаза?
9.Колеблющиеся материальные точки имеют одинаковые фазы. Что это означает?
10.Колеблющиеся материальные точки имеют противоположные фазы. Что это означает?
Код ответа | Ответы |
6 | ... частота, при которой за 1 с совершается одно полное колебание. |
4 | . . . наибольшее отклонение колеблющейся точки от её положения равновесия. |
7 | . . . число полных колебаний в 1 с. |
1 | . . . величина, показывающая, какая часть периода прошла от момента начала колебаний до данного момента времени. |
2 | . . . когда внешняя сила сообщает материальным частицам (телу) энергию и на них действует возвращающая сила. |
10 | , . . сила, направление которой всегда противоположно смещению. |
5 | ...точки колеблются по параллельным траекториям и в любой момент времени они движутся в одном направлении. |
3 | точки колеблются по параллельным траекториям и в любой момент времени они движутся в противоположных направления |
8 | колебание, которое происходит под действием возвращающей силы, прямо пропорциональной смещению колеблющейся точки. |
9 | . . . время, за которое совершается одно полное колебания кколебаниеколебание. |
4.Задание: Выполнить тестовое задание по теме «Трансформатор» (3ч)
Для каждого вопроса указать правильный ответ, который может быть в гр. А или гр. В.
Вопросы
- Как зависят напряжения на обмотках трансформатора от числа их
витков при холостой работе трансформатора? - Напряжение во вторичной обмотке нагруженного трансформатора повы силось в тысячу раз. Как при этом изменится, без учёта потерь, сила тока во вторичной обмотке?
- Что называется коэффициентом трансформации?
- Какого значения достигает к.п.д. для мощных трансформаторов?
- При каком условии трансформатор работает в режиме холостого хода?
- Как изменяется сила тока в первичной обмотке, когда трансформатор
переключается на режим холостого хода? - За счёт чего в трансформаторе происходит частичная потеря энергии преобразуемого тока?
- В чём существенная разница между автотрансформатором и обычным
- трансформатором?
- Укажите схему трансформатора.
- Укажите схему автотрансформатора.
№ ответов | Ответы гр А | № ответов | Ответы гр Б |
5 | ...первичная обмотка подключена к источнику тока, а вторичная разомкнута | 9 | ...вторичная обмотка присоединена к потребителю тока, а первичная обмотка разомкнута. |
8 | 89% | 3 | 99% |
2 | ...уменьшится в тысячу раз. | 5 | ...увеличится в тысячу раз. |
7 | ...часть энергии расходуется на перемагничивание сердечника и на образование вихревых токов | 4 | ...часть энергии расходуется на нагревание сердечника(гистерезис и вихревые токи) и на нагревание обмоток трансформатора. |
3 | ... отношение числа витков вторичной обмотки к числу витков первичной обмотки. | 6 | ...отношение числа витков первичной обмотки к числу витков вторичной обмотки. |
9 | 1 | ….равен нулю | |
4 | ...обратно пропорциональны числу витков соответствующих обмоток трансформатора | 8 | ... прямо пропорциональны числу витков соответствующих обмоток трансформатора |
6 | ... вместо двух обмоток имеет только одну, выполняющую роль первичной и вторичной обмоток. | 2 | ...автоматически регулирует величину напряжения на вторичной обмотке. |
1 | ... резко уменьшается и составляет 2-10 % номинального тока сердечника. | 7 |
5.Задание: Выполнить тестовое задание по теме «Трансформация переменного тока» (3ч)
Для каждого вопроса указать правильный ответ, который может быть в гр. А или гр. В.
- Как зависят напряжения на обмотках трансформатора от числа их
витков при холостой работе трансформатора? - Напряжение во вторичной обмотке нагруженного трансформатора повысилось в тысячу раз. Как при этом изменится, без учёта потерь, сила тока во вторичной обмотке?
- Что называется коэффициентом трансформации?
- Какого значения достигает к.п.д. для мощных трансформаторов?
- При каком условии трансформатор работает в режиме холостого хода?
- Как изменяется сила тока в первичной обмотке, когда трансформатор
переключается на режим холостого хода? - За счёт чего в трансформаторе происходит частичная потеря энергии преобразуемого тока?
- В чём существенная разница между автотрансформатором и обычным
- трансформатором?
- Укажите схему трансформатора.
- Укажите схему автотрансформатора.
№ ответов | Ответы гр. А | № ответов | Ответы гр. Б |
5 | ...первичная обмотка подключена к источнику тока, а вторичная разомкнута | 9 | ...вторичная обмотка присоединена к потребителю тока, а первичная обмотка разомкнута. |
8 | 89% | 3 | 99% |
2 | ...уменьшится в тысячу раз. | 5 | ...увеличится в тысячу раз. |
7 | ...часть энергии расходуется на перемагничивание сердечника и на образование вихревых токов | 4 | ...часть энергии расходуется на нагревание сердечника(гистерезис и вихревые токи) и на нагревание обмоток трансформатора. |
3 | ... отношение числа витков вторичной обмотки к числу витков первичной обмотки. | 6 | ...отношение числа витков первичной обмотки к числу витков вторичной обмотки. |
9 |
| 1 | ... равен нулю |
4 | ...обратно пропорциональны числу витков соответствующих обмоток трансформатора. | 8 | ... прямо пропорциональны числу витков соответствующих обмоток трансформатора. |
6 | ... вместо двух обмоток имеет только одну, выполняющую роль первичной и вторичной обмоток. | 2 | ...автоматически регулирует величину напряжения на вторичной обмотке. |
1 | ... резко уменьшается и составляет 2-10 % номинального тока сердечника. | 7 |
|
Критерий оценки: «5»- если все задания выполнены правильно;
«4»- допущены три-четыре ошибки, нет пояснений;
«3»- если выполнено 5 задания;
«2»-если выполнено менее 5 заданий.
Тема 10 «Волны»
Самостоятельная работа ( 15 часов )
Цели самостоятельной работы: повысить навыки написания реферата; научиться решению задач и разбираться в физических терминах.
Критерий оценки: «5»- если все задания выполнены правильно;
«4»- допущены три-четыре ошибки, нет пояснений;
«3»- если выполнено 5 задания;
«2»-если выполнено менее 5 заданий.
1.Задание: Тестовое задание по теме «Дисперсия света» (3ч)
Для каждого вопроса указать правильный ответ, который может быть в гр. А или гр. В.
- Что называется дисперсией света?
- Что называется спектром?
- Какова причина разложения белого света на цветные лучи при прохождении
его через трёхгранную призму? - Какой из цветных лучей спектра имеет наибольший показатель
преломления? - Какой из цветных лучей спектра имеет наименьший показатель
преломления? - Какие цветные лучи спектра имеют наибольшую длину волны?
- Какие цветные лучи имеют наименьшую длину волны?
- Что произойдёт, если любой из цветных лучей спектра пропустить через
трёхгранную призму? - Какой образуется свет, если цветные лучи спектра белого света совместить с
помощью линзы? - В каком порядке располагаются лучи в спектре белого света?
№ отв. | Ответы гр. А | № отв. | Ответы гр. В |
4 | . . . фиолетовые лучи. | 10 | ... красные лучи. |
3 | . . . разложение света на составляющие его цветные лучи. | 9 | . . . цветной луч разложится на другие цвета. |
10 | . . . цветные лучи имеют различные показатели преломления. | 8 | . . . совокупность цветных лучей, полученных при разложении света. |
5 | Красный, оранжевый, жёлтый, голубой, зелёный, синий, фиолетовый. | 1 | Красный, жёлтый, оранжевый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. |
2 | . . . огибание светом границ препятствий. | 7 | . . .совокупность цветных лучей, полученных при разложении белого света. |
9 | ...синие лучи. | 2 | . . . оранжевые лучи. |
1 | . . . белый свет. | 3 | . . . серый свет. |
6 | Красный, оранжевый, жёлтый, зелённый, голубой, синий, фиолетовый. | 4 | . . . цветной луч отклонится в сторону основания призмы. |
2.Задание : Тестовое задание по теме «Отражение преломления света» (3ч)
Для каждого вопроса указать правильный ответ, который может быть в гр. А или в гр. В.
- В чем состоит первый закон отражения?
- В чем состоит второй закон отражения?
- Чему равен угол отражения, если луч
падает перпендикулярно к отражающей
поверхности? - В чем состоит первый закон преломления?
- Как изменяется показатель преломления
при уменьшении угла падения? - Если обозначить α - угол падения, β - угол
преломления, то какова формула показателя
преломления?
- Луч переходит из оптически более плотной
среды в оптически менее плотную. Какой
угол больше: угол падения или угол
преломления? - В чем состоит второй закон преломления?
- Какой показатель преломления называется
абсолютным?
№ ответа | Ответы гр. А | № ответа | Ответы гр. В |
10 | ...равен нулю. | 6 | ...уменьшается. |
9 | 1 | ||
1 | ...остается неизменным. | 7 | ...равен 90°. |
8 | ...угол падения. | 5 | . . .увеличивается. |
7 | Луч падающий и луч отраженный лежат в одной плоскости с перпендикуляром к границе двух сред в точке падения. | 8 | Луч падающий и луч преломленный лежат в одной плоскости. |
2 | ...показатель преломления одной среды относительно другой. | 4 | ...показатель преломления среды относительно вакуума. |
6 | ...показатель преломления оптически менее плотной среды относительно оптически более плотной среды. | 9 | ...угол падения равен углу отражения. |
3 | . . .угол преломления. | ||
3 | Отношение синуса угла падения к синусу угла преломления для данных двух сред есть величина постоянная и называется показателем преломления второй среды относительно первой | 10 | Отношение синуса угла преломления к синусу угла падения для данных двух сред есть величина постоянная и называется показателем преломления второй среды относительно первой |
5 | Луч падающий и луч отражённый лежат в одной плоскости | 2 | Луч падающий и луч преломленный лежат в одной плоскости с перпендикуляром к границе двух, сред в точке падения. |
10. Какой показатель преломления называется относительным
3.Задание: Тестовое задание по теме «Распространение света» (3ч)
Для каждого вопроса указать правильный ответ, который может быть в гр. А или гр. В.
- Что называется световым лучом?
- Как распространяются световые лучи в однородной среде?
- Что называется фронтом волны?
- В чем состоит принцип Гюйгенса?
- До какого значения обычно округляют скорость света в безвоздушном
пространстве при грубых подсчетах? - Укажите более точное значение скорости света в безвоздушном
пространстве. - Где скорость распространения света больше: в вакууме или в какой-
нибудь среде? - Как изменяется скорость света в данной среде при увеличении частоты
световых волн? - Что называется оптической плотностью среды?
№ отв. | Ответы гр. А | № отв. | Ответы гр. В | |
9 | . . . прямолинейно, но дойдя до препятствия, огибают его. | 3 | ... прямолинейно. | |
1 | 299792 км/ч | 6 | 300 000 км/с | |
8 | . . . скорость распространения света в любой среде всегда меньше, чем в вакууме. | 7 | . . . скорость распространения света в любой среде всегда больше, чем в вакууме. | |
2 | . . . воображаемая линия, указывающая направление распространения волны в каждой точке пространства. | 4 | . . . положение сферической поверхности волны в какой-либо момент времени. | |
7 | . . . величина, характеризующая увеличение скорости света в данной среде по сравнению с его скоростью в вакууме. | 2 | . . . чем меньше частота световых волн, тем меньше скорость света в данной среде. | |
6 | . . . чем больше частота световых волн, тем меньше скорость света в данной среде. | 8 | . . . геометрическое место точек, имеющих одинаковые фазы в рассматриваемый момент времени. | |
3 | . . . каждая точка фронта волны является источником вторичных волн; огибающая вторичных волн является новым положением фронта волны. | 1 | . . . величина, характеризующая уменьшение скорости света в данной среде по сравнению со скоростью в вакууме. | |
5 | 300 000 км/ч | 9 | 299792км/с |
4.Задание: Тестовое задание по теме «Определение показателя преломления стекла» (3ч)
Для каждого вопроса указать правильный ответ, который может быть в гр. А или гр. В.
- При каком условии происходит преломление света?
- В каком случае луч проходит границу двух оптически разнородных прозрачных сред
без преломления? - Какова причина преломления света?
- В чём состоит явление обратимости для падающего и преломлённого лучей?
- В чём состоит второй закон преломления?
- Укажите формулу второго закона преломления.
- В каких единицах измеряется показатель преломления?
№ ответа | Ответы гр. А | № ответа | Ответы гр. В |
4 |
| 7 |
|
5 | ... В безразмерных единицах. | 2 | ... В градусах. |
1 | ... Когда луч переходит из оптически | 4 | ... Изменение скорости света |
6 | ... Изменение частоты световых волн | 3 | ... Когда луч проходит границу двух разнородных сред при угле падения , не равном 0 градусов. |
7 | ... Когда луч падает перпендикулярно к границе этих сред. | 1 | ... При переходе луча из |
2 | Отношение синуса угла преломления к синусу угла падения для данных двух сред есть величина постоянная и называется показателем преломления второй среды относительно первой. | 6 | Отношение синуса угла падения |
3 | .. .Если падающий луч направить по пути преломлённого луча, то преломленный луч пойдёт по пути падающего. | 5 | ... В том, что на границе двух |
5.Задание: Тестовое задание по теме «Типы Спектров» (3ч)
- Какой спектр называется сплошным?
- Как получить сплошной спектр?
- Какой спектр называется линейчатым?
- Как получить линейчатый спектр?
- Что называется спектром испускания?
- Что называется спектром поглощения?
- В чем состоит закон Кирхгофа?
- Какие тела имеют идеально белый цвет (в смысле поглощения и отражения света)?
- Какие тела имеют идеально черную окраску (в смысле поглощения и отражения света)?
- От чего зависит окраска цветных тел?
Код | Ответы. |
3 | . . . спектр, возникающий при разложении света, исходящего от какого-либо источника. |
10 | . . . спектр, состоящий из цветных линий. |
2 | Раскаленный газ или пар поглощает из лучей более нагретого источника света те лучи, которые он сам может испускать. |
9 | . . . спектр, состоящий из цветных лучей, непрерывно следующих друг за другом. |
8 | . . . при разложении света, испускаемого атомами нагретых разреженных паров или газов. |
1 | ... от смеси отраженных лучей. |
6 | . . . при разложении света, исходящего от раскаленных жидких и твердых тел. |
7 | . . . сплошной спектр, пересеченный темными линиями и возникающий при разложении света, проходящего через пары или газ какого-либо вещества. |
5 | . . . тела, поглощающие все лучи. |
4 | . . . тела, отражающие все лучи белого света. |
Тема 11 «Световые кванты»
Самостоятельная работа ( 5 часов )
Цели самостоятельной работы: повысить навыки в поисках информации в сети Интернет; научиться разбираться в физических терминах.
1.Задание: Тестовое задание по теме «Световые кванты» (2ч)
Критерий оценки: «5»- если все задания выполнены правильно;
«4»- допущены три-четыре ошибки, нет пояснений;
«3»- если выполнено 6 задания;
«2»-если выполнено менее 6 заданий.
1.Как изменится со временем интенсивность испускания электронов цинковой пластинкой при облучении ее ультрафиолетовым светом?
A. уменьшается Б. увеличивается В. Не изменяется Г.нет верных вариантов ответа
2. Как изменится кинетическая энергия электронов при фотоэффекте, если, не изменяя частоту, увеличить световой поток в 2 раза?
A. уменьшится Б. увеличится В. Не изменится Г.нет верных вариантов ответа
3. Как изменится фототок насыщения при увеличении частоты облучающего света и неизменном световом потоке?
A. уменьшится Б. увеличится В. Не изменится Г.нет верных вариантов ответа
4. Частота облучающего света увеличилась в 2 раза. Как изменилось запирающее напряжение фотоэлемента?
A. уменьшилось больше, чем в 2 раза Б. увеличилось больше, чем в 2 раза В. Не изменилось Г. увеличилось больше, чем в 4 раза
5. Запишите уравнение Эйнштейна.
6. Можно ли законы фотоэффекта объяснить на основе волновой теории света?
А. нельзя Б.можно В.можно частично Г. нет верных вариантов ответа
7. Незаряженную металлическую пластину освещают рентгеновскими или ультрафиолетовыми лучами. Каков результат опыта?
A. пластинка заряжается отрицательно Б. пластинка заряжается положительно В. Пластинка остаётся незаряженной Г.нет верных вариантов ответа
8. Как изменится время разрядки цинковой пластины заряженной отрицательно, если поставить светофильтр, задерживающий инфракрасную часть спектра?
A. уменьшится Б. увеличится В. Не изменится Г.нет верных вариантов ответа
9. Красная граница фотоэффекта для серебра равна 0,33 мкм. Чему равна в электрон-вольтах работа выхода электрона из серебра?
А. 5,75 эВ Б. 9 эВ В. 12 эВ Г. 3,75 эВ
10. Вычислить энергию, массу и импульс фотона, длина волны которого 400 нм.
А. 4,97*10-21 Дж; 5,5*10-37кг; 1,65*10 -28 кг * м/с Б. 4,97*10-20 Дж; 5,5*10-35 кг; 1,65*10 -26 кг * м/с
В. 4,97*10-19 Дж; 5,5*10-36 кг; 1,65*10 -27 кг * м/с Г. 9,97*10-19 Дж; 6,5*10-36 кг; 3,65*10 -27 кг * м/с
11. Мощность монохроматического источника света 132 Вт. За время t=2 с источник испускает N=8*1020 световых квантов. Найдите длину волны излучения.
12. Какую максимальную скорость могут получить вылетевшие из калия электроны при облучении его фиолетовым светом с длиной волны 0,42 мкм? Работа выхода электронов для калия равна 2 эВ.
Ответы.
1 А
2 В
3 В
4 Б
5 h?=Ав +mv2/2
6 А
7 Б
8 В
9 Г
10 В
11 0,6 мкм
12 580 км/с
2.Задание : Поиск информации в интернете по теме «Химическое действие света. Фотография» (3ч)
Обучающиеся самостоятельно ищут информацию и предоставляют виде реферата на проверку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ по дисциплине ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК для специальностей: 43.02.10. Туризм (базовая подготовка)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАМетодическая разработка составлена в соответствии с рекомендациями по планированию и организации самостоятельной работы студентов образовательных учреждений среднего профессиональ...
Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ОУД.07.Информатика
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ОУД.07 Информатика...
Методические указания для выполнения внеаудиторных самостоятельных работ по учебной дисциплине физика (10-11класс)
В Методических указаниях даются рекомендации и методика решения задач различных уровней сложности, план написания и оформлению реферата, принцип создания презентации; приводятся ссылки на параграфы уч...
Методические указания к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «ЕН.02 ИНФОРМАТИКА»
Методические указания к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «ЕН.02 ИНФОРМАТИКА» предназначены для студентов по направлению подго...
Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы дисциплины ОУД.08 Физика
Методические указания помогут преподавателям СПО организовать самостоятельную деятельность студентов на основе деятельностного и компетентностного подходов к обучению....
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы Учебная дисциплина: ОУД 12 ФИЗИКА для профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично-механизированной сплавки (наплавки)
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы Учебная дисциплина: ОУД 12 ФИЗИКАдля профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично-механизированной сплавки (наплавки)...
Учебно-методические указания по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ учебной дисциплины ОУД.08 «Астрономия»
Краткие методические указания по выполнению с критериями оценивания...