Готовимся к ЕГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по информатике и икт (11 класс)
Задание 1. Даны числа в разных системах счисления. Найти сумму данных чисел в 10 – ой системе.
102 + 103 + 104 + 105 + 106 + 107 + 108 + 109 + 1010 + 1016
2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7 + 8 + 9 + 10 + 16 = 7010
Задание 2. Дано число 165 в 10 –ой системе счисления. Ответ записать в 16 – ой системе.
Решение:
165 делим на 16 = 10 ост. 5 Число 10 в 16 – ой системе счисления = «А».
Получаем: 16510 = А516
Задание 3. Алгоритм получает на вход натуральное число N и строит по нему новое число R следующим образом:
- Строится двоичная запись числа N.
2. Складываются все цифры полученной двоичной записи. В конец записи (справа) дописывается остаток от деления суммы на 2.
3. Предыдущий пункт повторяется для записи с добавленной цифрой.
4. Результат переводится в десятичную систему.
Пример. Дано число N = 13. Алгоритм работает следующим образом:
1. Двоичная запись числа N: 1101.
2. Сумма цифр двоичной записи 3, остаток от деления на 2 равен 1, новая запись 11011.
3. Сумма цифр полученной записи 4, остаток от деления на 2 равен 0, новая запись 110110.
4. Результат работы алгоритма R = 54.
Решение:
R = 101010 10. Из данного числа N не получается код числа R = 171
10101.После применения алгоритма получим = 10101 , которое > 171. Это число , которое удовлетворяет условию
Получаем 4310
- Т. к. R > 170, то число 171 переводим в двоичную систему счисления (используется правило перевода чисел из 10 – ой системы счисления
получим число: 101010 11 Это min число N при R=171
N
R - Применим к числу N первый и второй пункты алгоритма, тогда получим число
- Увеличиваем число N на 1
- Переводим N =101011 в 10 – ую систему.
1010112=1*25+1*23+1*21+1*20 = 43
R | Число К в 10 системе счисления | |
N | Добавленные разряды | |
101010 | 11 | =171 |
Применим п. 1 и 2 алгоритма к числу N | ||
101010 | 11 10 | < 171 |
Увеличим N на 1 | ||
101011 | 00 | >171 |
Переводим число N в 10 – ую систему. N10 = 43 |
Задание 4
Алгоритм получает на вход натуральное число N > 1 и строит по нему новое число R следующим образом:
1. Строится двоичная запись числа N.
2. Подсчитывается количество нулей и единиц в полученной записи. Если их количество одинаково, в конец записи добавляется её последняя цифра. В противном случае в конец записи добавляется та цифра, которая встречается реже.
3. Шаг 2 повторяется ещё два раза.
4. Результат переводится в десятичную систему счисления.
Пример. Дано число N = 19. Алгоритм работает следующим образом:
1. Двоичная запись числа N: 10011.
2. В полученной записи нулей меньше, чем единиц, в конец записи добавляется 0. Новая запись: 100110.
3. В текущей записи нулей и единиц поровну, в конец записывается последняя цифра, это 0. Получается 1001100. В этой записи единиц меньше, в конец добавляется 1: 10011001.
4. Результат работы алгоритма R = 153.
При каком наименьшем исходном числе N > 99 в результате работы алгоритма получится число, кратное 4?
Решение:
Свойства чисел двоичной системы счисления
Числа, которые делятся на 4, оканчиваются на 00 и т. д.
Т. к. N > 99, то число 99 переводим в двоичную систему счисления (используется правило перевода чисел из 10 – ой системы счисления
получим число: 1100100 11 0 Это число не оканчивается на 00, а значит не делится на 4
N
R
Способ 1
R | Число N в 10 системе счисления | |
N | Добавленные разряды | |
1100100 | 110 | 100 не делится на 4 |
| ||
1100101 | 001 | 101 не делится на 4 |
Увеличим N на 1 | ||
1100110 | 001 | 102 не делится на 4 |
1100111 | 000 | 103 ок. на 00, делится на 4 |
Переводим число N в 10 – ую систему. N10 = 103 |
Способ 2
Применим к числу N первый и второй пункты алгоритма, тогда получим число
R = 1100100 110 Из данного числа N не получается код числа R оканчивающийся на 00.
Для того, чтобы получить в конце числа R два нуля надо, чтобы в числе N было больше единиц ровно на три и стоять они должны в младших разрядах. Тогда получим число N = 1100111. Применим пункты 2 и 3 алгоритма, получим число R = 1100111 000
Переводим N =1100111 в 10 – ую систему счисления.
11001112=1*26+1*25+ 1* 22 + 1*21+1*20 = 64 + 32 + 4 + 2 + 1 =10310
Получаем = 103.
Задание 5. Значение выражения 8117 - 324 записали в системе счисления с основанием 9. Сколько цифр 8 и 0 содержится в этой записи?
Решение:
Число 10N – 10 M = 10 M *(10N –M –1) записывается как N – M восьмерок, за которыми стоит M нулей:
10N – 10 M = 8 . . . 8 0 . . . 0
N-M M
8117 - 324 = 934 - 912
Кол. Восьмерок = 34 – 12 = 22 шт.
Кол. Нулей = 12 шт.
Задание 6. Значение выражения 8117 - 324 - 95 записали в системе счисления с основанием 9. Сколько цифр 8 содержится в этой записи?
Решение:
Число 10N – 10 M = 10 M *(10N –M –1) записывается как N – M восьмерок, за которыми стоит M нулей:
10N – 10 M = 8 . . . 8 0 . . . 0
N-M M
8117 - 324 - 95= 934 - 912 - 95
Кол. Восьмерок = (34 – 12) + (12 – 5) = 22 + 7 =29 шт.
Кол. Нулей = 12 – 5 = 7 шт.
Задание 7. Значение выражения 3435 + 73 – 1 – X записали в системе счисления с основанием 5, при этом в записи оказалось 12 цифр 4. При каком минимальном целом положительном X это возможно?
Число 2N в двоичной системе записываетя как единица и N нулей
2N = 1 0.......0
N
Число 3N в троичной системе записывается как единица и N нулей
3N = 1 0.......0
N
Решение:
1255 + 53 – 1 – X = 515 + 53 – 1 – X
Используя формулу получаем:
Кол. Нулей: 15 – 3 =12 шт.
1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
+ 1 0 0 0
- 1
____________________________
1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 4 4 4
- 1 1 1 1 (X)
_____________________________
4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 3 3 3
Из 12 – ти нулей можно получить 12 – ть 4 – ок вычитая из третьего разряда 1 единицу. Тогда надо «избавиться от трех четверок вычитая из них по единице.
Переводим число х в 10 – ую систему счисления.
X = 11115 = 1 * 53 +1 * 52 + 1 * 52 + 1 * 50 = 125 +25 + 5 + 1 = 15610
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разбор заданий 5 и 14 | 681.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Задание 1. Даны числа в разных системах счисления. Найти сумму данных чисел в 10 – ой системе.
102 + 103 + 104 + 105 + 106 + 107 + 108 + 109 + 1010 + 1016
2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7 + 8 + 9 + 10 + 16 = 7010
Задание 2. Дано число 165 в 10 –ой системе счисления. Ответ записать в 16 – ой системе.
Решение:
165 делим на 16 = 10 ост. 5 Число 10 в 16 – ой системе счисления = «А».
Получаем: 16510 = А516
Задание 3. Алгоритм получает на вход натуральное число N и строит по нему новое число R следующим образом:
- Строится двоичная запись числа N.
2. Складываются все цифры полученной двоичной записи. В конец записи (справа) дописывается остаток от деления суммы на 2.
3. Предыдущий пункт повторяется для записи с добавленной цифрой.
4. Результат переводится в десятичную систему.
Пример. Дано число N = 13. Алгоритм работает следующим образом:
1. Двоичная запись числа N: 1101.
2. Сумма цифр двоичной записи 3, остаток от деления на 2 равен 1, новая запись 11011.
3. Сумма цифр полученной записи 4, остаток от деления на 2 равен 0, новая запись 110110.
4. Результат работы алгоритма R = 54.
Решение:
При каком наименьшем числе N в результате работы алгоритма получится R > 170? В ответе запишите это число в десятичной системе счисления
Решение:
- Т. к. R > 170, то число 171 переводим в двоичную систему счисления (используется правило перевода чисел из 10 – ой системы счисления
получим число: 101010 11 Это min число N при R=171
N
- Применим к числу N первый и второй пункты алгоритма, тогда получим число
R = 101010 10. Из данного числа N не получается код числа R = 171
- Увеличиваем число N на 1
101011. После применения алгоритма получим R = 101011 00, которое > 171. Это min число N, которое удовлетворяет условию
- Переводим N =101011 в 10 – ую систему.
1010112=1*25+1*23+1*21+1*20 = 43
Получаем 4310
R | Число К в 10 системе счисления | |
N | Добавленные разряды | |
101010 | 11 | =171 |
Применим п. 1 и 2 алгоритма к числу N | ||
101010 | 11 10 | < 171 |
Увеличим N на 1 | ||
101011 | 00 | >171 |
Переводим число N в 10 – ую систему. N10 = 43 |
Задание 4
Алгоритм получает на вход натуральное число N > 1 и строит по нему новое число R следующим образом:
1. Строится двоичная запись числа N.
2. Подсчитывается количество нулей и единиц в полученной записи. Если их количество одинаково, в конец записи добавляется её последняя цифра. В противном случае в конец записи добавляется та цифра, которая встречается реже.
3. Шаг 2 повторяется ещё два раза.
4. Результат переводится в десятичную систему счисления.
Пример. Дано число N = 19. Алгоритм работает следующим образом:
1. Двоичная запись числа N: 10011.
2. В полученной записи нулей меньше, чем единиц, в конец записи добавляется 0. Новая запись: 100110.
3. В текущей записи нулей и единиц поровну, в конец записывается последняя цифра, это 0. Получается 1001100. В этой записи единиц меньше, в конец добавляется 1: 10011001.
4. Результат работы алгоритма R = 153.
При каком наименьшем исходном числе N > 99 в результате работы алгоритма получится число, кратное 4?
Решение:
Свойства чисел двоичной системы счисления
Числа, которые делятся на 4, оканчиваются на 00 и т. д.
Т. к. N > 99, то число 99 переводим в двоичную систему счисления (используется правило перевода чисел из 10 – ой системы счисления
получим число: 1100100 11 0 Это число не оканчивается на 00, а значит не делится на 4
N
Способ 1
R | Число N в 10 системе счисления | |
N | Добавленные разряды | |
1100100 | 110 | 100 не делится на 4 |
1100101 | 001 | 101 не делится на 4 |
Увеличим N на 1 | ||
1100110 | 001 | 102 не делится на 4 |
1100111 | 000 | 103 ок. на 00, делится на 4 |
Переводим число N в 10 – ую систему. N10 = 103 |
Способ 2
Применим к числу N первый и второй пункты алгоритма, тогда получим число
R = 1100100 110 Из данного числа N не получается код числа R оканчивающийся на 00.
Для того, чтобы получить в конце числа R два нуля надо, чтобы в числе N было больше единиц ровно на три и стоять они должны в младших разрядах. Тогда получим число N = 1100111. Применим пункты 2 и 3 алгоритма, получим число R = 1100111 000
Переводим N =1100111 в 10 – ую систему счисления.
11001112=1*26+1*25+ 1* 22 + 1*21+1*20 = 64 + 32 + 4 + 2 + 1 =10310
Получаем min N = 103.
Задание 5. Значение выражения 8117 - 324 записали в системе счисления с основанием 9. Сколько цифр 8 и 0 содержится в этой записи?
Решение:
Число 10N – 10 M = 10 M *(10N –M –1) записывается как N – M восьмерок, за которыми стоит M нулей:
10N – 10 M = 8 . . . 8 0 . . . 0
8117 - 324 = 934 - 912
Кол. Восьмерок = 34 – 12 = 22 шт.
Кол. Нулей = 12 шт.
Задание 6. Значение выражения 8117 - 324 - 95 записали в системе счисления с основанием 9. Сколько цифр 8 содержится в этой записи?
Решение:
Число 10N – 10 M = 10 M *(10N –M –1) записывается как N – M восьмерок, за которыми стоит M нулей:
10N – 10 M = 8 . . . 8 0 . . . 0
8117 - 324 - 95 = 934 - 912 - 95
Кол. Восьмерок = (34 – 12) + (12 – 5) = 22 + 7 =29 шт.
Кол. Нулей = 12 – 5 = 7 шт.
Задание 7. Значение выражения 3435 + 73 – 1 – X записали в системе счисления с основанием 5, при этом в записи оказалось 12 цифр 4. При каком минимальном целом положительном X это возможно?
Решение:
1255 + 53 – 1 – X = 515 + 53 – 1 – X
Используя формулу получаем:
Кол. Нулей: 15 – 3 =12 шт.
1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
+ 1 0 0 0
- 1
____________________________
1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 4 4 4
- 1 1 1 1 (X)
_____________________________
4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 3 3 3
Из 12 – ти нулей можно получить 12 – ть 4 – ок вычитая из третьего разряда 1 единицу. Тогда надо «избавиться от трех четверок вычитая из них по единице.
Переводим число х в 10 – ую систему счисления.
X = 11115 = 1 * 53 +1 * 52 + 1 * 52 + 1 * 50 = 125 +25 + 5 + 1 = 15610
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Готовимся к ЕГЭ
Опыт консультации к ЕГЭ по теме "КУЛЬТУРА". презентация+конспект+дидактические материалы...
Готовимся к ГИА
Варианты диагностической работы 9 класса...
Готовимся к ЕГЭ, 11 класс
2 варианта контрольной работы в форме ЕГЭ для учащихся 11 класса...
Урок-практика: "Создание фотоколлажа с использованием готового шаблона фоторамочки в программе Adobe Photoshop"
Данная цель урока - научить ребят использовать возможности графического редактора AdobePotoshop; сформировать знания, умения и навыки в работе с фоторамочкой, инструментом движения выделенного фраг...
Готовимся к ЕГЭ. Классификация ошибок.
Презентация подробно рассказывает обо всех видах ошибок, которые допускаются в изложениях и сочинениях. Приведены примеры....
Готовимся к ЕГЭ по литературе
Даны материалы для подготовки к ЕГЭ...
Урок русского языка. 10 класс, тема "Комплексный анализ текста. Готовимся к ЕГЭ".
Урок русского языка. 10 класс, тема "Комплексный анализ текста. Готовимся к ЕГЭ". Цели:формирование навыков правильного выделения проблем исходного художественного текста и обучение комментирован...