Рабочая программа по предмету: "Информатика" для специальностей 21.02.14 "Маркшейдерское дело", 20.02.04 "Пожарная безопасность"
рабочая программа по информатике и икт
Рабочая программа по информатике. Программа рассчитана на 216 часов, из которых 156 часов - аудиторные и 60 часов - самостоятельная работа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_informatika_-pb-22-9_1k.doc | 175.5 КБ |
rp_informatika_-mdo-22-9_1k.doc | 176 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КАМЧАТСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ТЕХНИКУМ»
КАМЧАТСКИЙ КРАЕВОЙ СОЮЗ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дисциплины: « Информатика»
Для специальности: 20.02.04 «Пожарная безопасность»
по программе базовой подготовки
Семестр___1,2_______ Курс____________1_________
(для очной формы обучения) (для очной формы обучения)
Группа ПБ-21-9
Виды учебной работы | Форма обучения | ||
Очная | Заочная | ||
1. Аудиторные занятия (час.), всего, в том числе | 156 | ||
лекции | 80 | ||
лабораторные | |||
практические | 76 | ||
семинарские | |||
2. Самостоятельная работа студентов (час.), всего, в том числе: | 60 | ||
курсовая работа | |||
контрольная работа | |||
реферат | |||
расчетные и др.практические работы | |||
другие виды СР | |||
ИТОГО | 216 |
Петропавловск-Камчатский
2022 г.
Одобрена кафедрой учетно-экономических и информационных дисциплин | Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 20.02.04 «Пожарная безопасность» |
Протокол № 1 от « 15» сентября 2022 г. Зав.кафедрой___________/Гололобова С.Г./ | Заместитель директора по учебно-методической и организационной работе _________________/ Бадмаева Д.Б.-Ц./ |
Автор: Дербак Н.В., преподаватель информационных дисциплин
- СОДЕРЖАНИЕ
Стр. | |
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы. 1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины. 1.4.Перечень формируемых компетенций. 1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины. | 4 |
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Информатика | 6 |
обеспечению 3.2. Информационное обеспечение обучения | 13 |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
| 17 |
- ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
_______________Информатика________________
название дисциплины
- Область применения примерной программы:
Рабочая программа учебной дисциплины «Информатика» предназначена для изучения информатики в Камчатском кооперативном техникуме для реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования.
Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) информатика в учреждениях начального профессионального образования и среднего профессионального образования изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования.
Составлена на основе: Проекта Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования, среднее (полное) общее образование. (разработан Институтом стратегических исследований в образовании Российской академии образования).
- Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Процесс обучения информатике является средой-помощницей в овладении обучающимися общеобразовательными и профессиональными знаниями, умениями и навыками с помощью новых компьютерных инструментов, при этом они стали привычными и необходимыми в работе, наряду с традиционными.
Неотъемлемой частью профессии 20.02.04 «Пожарная безопасность» стали почти все компьютерные инструменты, поэтому программа по информатике для этой профессии включает в себя фактически в равных частях все образовательные модули. Электронные таблицы Excel используются для составления калькуляции и автоматического подсчета результатов, текстовый редактор Word для набора текстовой информации и грамотной его обработки, в частности набора меню и красочного его оформления.
Для укрепления межпредметных связей курса информатики и другими общеобразовательными и профильными предметами учтено следующее:
- установление, на основе общей заинтересованности, в результате обучения прочных связей в работе с преподавателями спецпредметов, согласование общих целей и требований;
- использование на уроках информатики моделей и учебно-наглядных пособий, применяемых при изучении таких предметов как математика, черчение, биология;
- иллюстрацию базовых понятий информатики примерами, взятыми из спецдисциплин;
- постановка проблем и вопросов по информатике с производственным содержанием;
- отражение профессиональной направленности обучения в дидактическом и наглядном материале.
Лабораторно-практические работы с применением ПК проводятся на каждом уроке и являются основной его частью.
- Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Изучение информатики на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение и систематизация знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
- овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) в том числе при изучении других дисциплин;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
- воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
- приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
- В результате изучения информатики и информационных и коммуникационных технологий учащийся должен:
- знать/понимать:
- основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
- назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
- назначение и функции операционных систем.
уметь:
- оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
- распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
- использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
- оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
- иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
- создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
- просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
- наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
- соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе в самообразовании;
- ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
- автоматизации коммуникационной деятельности;
- соблюдение этических и правовых норм при работе с информацией;
- эффективной организации индивидуального информационного пространства.
- Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 216 часов, в том числе:
Обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 156 часов;
Самостоятельной работы обучающегося 60 часов.
- СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕСОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
_______________Информатика________________
название дисциплины
- Объем учебной дисциплины и виды учебной работы:
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 216 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 156 |
в том числе: | |
лабораторные работы | |
практические занятия | 76 |
контрольные работы |
|
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 60 |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено) | |
Итоговая аттестация в форме (указать) | экзамен |
2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины
_______________Информатика _______________
название дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень усвоения | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
Раздел 1. | Информация и информационные процессы. | |||||
Тема 1.1. Информация и информационные процессы | Содержание учебного материала | 26/14/6 | ||||
Введение в предмет. Информация. Свойства информации. Поиск и систематизация информации. | 2 | 2,3 | ||||
Классификация информационных процессов. Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком. | 2 | |||||
Виды и формы информации. Хранение информации; выбор способа хранения информации. Количество информации. | 2 | 2,3 | ||||
Передача информации в социальных, биологических и технических системах. Кодирование информации. Двоичное кодирование. | 2 | 2 | ||||
Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Преобразование информации на основе формальных правил. | 2 | 2 | ||||
Алгоритмизация как необходимое условие его автоматизации. Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике. | 2 | 2 | ||||
Хранение и защита информации. Организация личной информационной среды. | 2 | 2 | ||||
Лабораторные работы: Работа с приложением Калькулятор (ПК) | 2 | 3 | ||||
Практические работы: Практикум по переводу чисел в различные системы счисления Контрольная работа по теме: «Информация и информационные процессы» | 2 2 | 3 3 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: Задания на дом Кроссворды по теме «Информация и информационные процессы» | 6 | 3 | ||||
Раздел 2. | Информационные модели и системы. | |||||
Тема 2.1. Информационные модели и системы | Содержание учебного материала | 18/8/4 | ||||
Информационные (нематериальные) модели. Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности. Назначение и виды информационных моделей. | 2 | 1 | ||||
Формализация задач из различных предметных областей. Структурирование данных. | 2 | 1 | ||||
Построение информационной модели для решения поставленной задачи. | 2 | 1 | ||||
Оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей). | 2 | 1 | ||||
Практические занятия: Построение информационной модели Контрольная работа по теме: «Информационные модели и системы» | 2 2 | 3 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Задания на дом | 6 | 3 | ||||
Раздел 3. | Компьютер как средство автоматизации информационных процессов. | |||||
Тема 3.1. Компьютер как средство автоматизации информационных процессов. | Содержание учебного материала | 32/12/12 | ||||
Магистрально-модульный принцип построения компьютера. Состав ПК. | 2 | 1 | ||||
Устройства ввода и вывода информации. Устройства хранения и передачи информации. Операционная система: назначение и состав. | 2 | 1 | ||||
Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Файлы и файловая структура. Программа «Проводник». | 2 | 1 | ||||
Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню). | 2 | 1 | ||||
Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Защита от вирусов: обнаружение и лечение. | 2 | 1 | ||||
Программное обеспечение ПК: системное, инструментальное, прикладное, сервисное. | 2 | 1 | ||||
Лабораторные работы: Состав ПК Устройства ввода и вывода информации. | 2 | 2,3 | ||||
Практические занятия: Файлы и файловая структура Программа «Проводник» Защита от вирусов: обнаружение и лечение ПО ПК Контрольная работа по теме «Программное обеспечение ПК, состав ПК» | 2 2 2 2 2 | 2,3 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Задания на дом Доклады и рефераты по темам: «Состав ПК», «Файлы и файловая структура», «Программа «Проводник» | 8 | 3 | ||||
Раздел 4. | Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов. | |||||
Тема 4.1. Текстовый редактор Word. | Содержание учебного материала | 26/10/10 | ||||
Текст как информационный объект. Текстовые редакторы. Работа в текстовом редакторе Word. Параметры шрифта, параметры абзаца. Создание и редактирование документов. | 2 | 1,2 | ||||
Текстовый редактор Word. Включение в текстовый документ списков. Создание и форматирование списков. Включение в текстовый документ диаграмм. | 2 | 1,2 | ||||
Текстовый редактор Word. Включение в текстовый документ графических объектов. Включение в текстовый документ автофигур. | 2 | 3 | ||||
Текстовый редактор Word. Включение в текстовый документ формул. Работа с таблицами в текстовом редакторе Word. | 2 | 3 | ||||
Текстовый редактор Word. Создание графических изображений. Работа с колонками. Макетирование страниц. Гипертекстовое представление информации. | 2 | 2 | ||||
Практические занятия: Параметры шрифта, параметры абзаца. Создание и редактирование документов Вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов. Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов Создание и форматирование списков. Создание графических изображений Работа с колонками. Гипертекстовое представление информации Практическая к/р по теме «Текстовый редактор Word» | 2 2 2 2 2 | 3 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: Задания на дом | 6 | |||||
Тема 4.2. Табличный редактор Excel. | Содержание учебного материала | 30/10/12 | ||||
Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты. Электронные таблицы Excel. Панели инструментов. Перемещение в окне Excel. Просмотр таблиц. | 2 | 2 | ||||
Электронные таблицы Excel. Ввод данных в рабочую таблицу и форматирование. Пересчет таблиц. Использование Мастера функций. | 2 | |||||
Электронные таблицы Excel. Построение диаграмм. Использование относительных и абсолютных ссылок | 2 | |||||
Электронные таблицы Excel. Использование функций. Моделирование в электронных таблицах. | 2 | 3 | ||||
Лабораторные работы: Построение графиков | 2 | 3 | ||||
Практические занятия: Создание и работа с таблицами. Сортировка данных в списке Построение графиков Построение диаграмм различных типов. Основные параметры диаграмм Использование относительных, абсолютных и смешанных ссылок в электронных таблицах Итоговая практическая работа. Контрольная работа табличный редактор Excel | 2 2 2 2 2 2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: Задания на дом Мини-проект по темам «Построение графиков», «Построение диаграмм» | 8 | |||||
Тема 4.3. Базы данных. | Содержание учебного материала | 26/8/10 | ||||
Понятие и типы информационных систем. Базы данных (табличные, иерархические, сетевые). | 2 | 2 | ||||
Создание структуры табличной базы данных. Системы управления базами данных (СУБД). Создание объектов базы данных. | 2 | 2 | ||||
Системы управления базами данных (СУБД). Создание структуры новой таблицы. Заполнение таблицы. создание запросов. | 2 | 3 | ||||
Системы управления базами данных (СУБД). Создание формы при помощи Конструктора. Заполнение формы. Создание отчетов. | 2 | 3 | ||||
Лабораторные работы: Создание структуры табличной базы данных | 2 | 2 | ||||
Практические занятия: Заполнение таблицы Создание запросов Создание формы при помощи Конструктора Создание отчетов Контрольная работа «Базы данных» | 2 2 2 2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: Задания на дом Мини-проект по темам «Создание БД «Расписание уроков», «Создание БД «Прогноз погоды за неделю» | 8 | |||||
Тема 4.4. Работа в PowerPoint. | Содержание учебного материала | 18/4/8 | ||||
Компьютерные презентации с использованием мультимедиа технологии. Разработка презентации с помощью PowerPoint. | 2 | 2 | ||||
Рисунки и графические примитивы на слайдах. Выбор дизайна презентации. Редактирование и сортировка слайдов. Использование анимации в презентации. Демонстрация презентации. | 2 | 3 | ||||
Практические занятия: Разработка презентации с помощью PowerPoint Редактирование и сортировка слайдов Использование анимации в презентации Доработка и защита презентации | 2 2 2 2 | 3 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: Задания на дом (создание и разработка презентации) | 6 | |||||
Тема 4.5. Работа в Paint. | Содержание учебного материала | 14/2/6
| ||||
Графические информационные объекты. Графический редакторы. Графический редактор Paint. Графические примитивы. | 2 | 3 | ||||
Практические занятия: Графические примитивы Редактирование изображений в растровом редакторе Paint Итоговое занятие по теме: редактирование изображений в растровом редакторе Paint | 2 2 2 | 3 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: Задания на дом | 6 | 3 | ||||
Раздел 5. | Основы социальной информатики. | |||||
Основы социальной информатики. | Содержание учебного материала | 26/12/8 | ||||
Основные понятия теоретической информатики. Информационное общество. Этапы развития информационного общества. | 2 | 1,2 | ||||
Социальные коммуникации: история, современность, перспективы. | 2 | 1,2 | ||||
Информационная культура. Формирование информационной среды общества. Информационные ресурсы общества. | 2 | 1,2 | ||||
Информационный образ жизни. Общество и личность в условиях информатизации. | 2 | 1,2 | ||||
Постиндустриальное, информационное общество. Социальная структура и специфика трудовой деятельности. | 2 | 1,2 | ||||
Правовая охрана программ и данных. Защита информации. | 2 | 1,2 | ||||
Практические занятия: Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы Виды профессиональной и стоимостные характеристики информационной деятельности человека Правовые нормы, относящиеся к информации. Правонарушения и меры их предупреждения. Контрольная работа по теме: «Основы социальной информатики» | 2 2 2 2 | 3 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: Задания на дом | 6 | |||||
Всего: 216 часов, из них аудиторных 156 часов( 80 часов-теоретические, 76 часов-практические) 60 часов-самостоятельная работа. |
Внутри каждого раздела указываются соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименование лабораторных работ и практических занятий (отдельно по каждому виду), контрольных работ, а также примерная тематика самостоятельной работы. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3. Уровень усвоения проставляется напротив дидактических единиц в столбце 4.
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения
- -ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
- - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
- -продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
_______________Информатика ________________
название дисциплины
- Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета информатики.
Оборудование учебного кабинета:
- рабочие места учащихся, обеспеченные ПК;
- рабочее место преподавателя;
- рабочая мультимедийная доска;
- наглядные пособия (учебники, опорные конспекты, стенды, карточки-задания, раздаточный материал, комплекты для практических работ);
Технические средства обучения:
- ПК;
- МФУ;
- колонки.
- Информационное обеспечение обучения:
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
- Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии: Учебник для 10-11 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018;
- Угринович Н.Д. Практикум по информатике и информационным технологиям: Учебное пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018;
- Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе (7-11): Методическое пособие для учителей – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017;
- Windows-CD. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.
- Дополнительная литература:
- Острейковский В.А. Информатика: Учебник для вузов – М.: Высшая школа, 2018;
- Острейковский В.А. Лабораторный практикум по информатике: Учебное пособие для вузов – М.: Высшая школа, 2018;
- Симонович С.В., Евсеев Г.А., Алексеев А.Г. Специальная информатика: Учебное пособие – М.: АСТ Пресс,2017;
- Хомоненко А.Д. Базы Данных: Учебник для высших учебных заведений – С-П.: КОРОНА принт, 2018;
- Житкова О.А., Кудрявцева Е.К. Бейсик и Паскаль: от простого к сложному – Издательство Н.Бочкаревой, 1998;
- Губина Т.Н., Тарова И.Н. Лабораторный и практический курс по дисциплине «Информатика»: Учебно-методическое пособие – Елец, 2018;
- Щукина О.Н. Архитектура компьютера: Учебное пособие, в 2 частях – Москва – Елец, 2017.
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
_______________Информатика________________
название дисциплины
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий или выполнения контрольных работ.
Итоговый контроль реализуется в форме выполнения зачетной практической работы или тестирования.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
знать:
уметь:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
| Контрольные и практические работы, опросы, тесты, зачетные занятия, итоговые практические работы, выполнение мини-проектов. |
Предварительный просмотр:
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КАМЧАТСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ТЕХНИКУМ»
КАМЧАТСКИЙ КРАЕВОЙ СОЮЗ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дисциплины: « Информатика»
Для специальности: 21.02.14 «Маркшейдерское дело»
по программе базовой подготовки
Семестр___1,2_______ Курс____________1_________
(для очной формы обучения) (для очной формы обучения)
Группа МДО-22-9
Виды учебной работы | Форма обучения | ||
Очная | Заочная | ||
1. Аудиторные занятия (час.), всего, в том числе | 156 | ||
лекции | 80 | ||
лабораторные | |||
практические | 76 | ||
семинарские | |||
2. Самостоятельная работа студентов (час.), всего, в том числе: | 60 | ||
курсовая работа | |||
контрольная работа | |||
реферат | |||
расчетные и др.практические работы | |||
другие виды СР | |||
ИТОГО | 216 |
Петропавловск-Камчатский - 2022 г.
Одобрена кафедрой учетно-экономических и информационных дисциплин | Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 21.02.14 «Маркшейдерское дело» |
Протокол № 1 от «15» сентября 2022 г. Зав.кафедрой___________/Гололобова С.Г./ | Заместитель директора по учебно-методической и организационной работе _________________/ Бадмаева Д.Б.-Ц./ |
Автор: Дербак Н.В., преподаватель информационных дисциплин
- СОДЕРЖАНИЕ
Стр. | |
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы. 1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины. 1.4. Перечень формируемых компетенций. 1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины. | 4 |
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Информатика | 6 |
обеспечению 3.2. Информационное обеспечение обучения | 13 |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
| 17 |
- ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
_______________Информатика________________
название дисциплины
- Область применения примерной программы:
Рабочая программа учебной дисциплины «Информатика» предназначена для изучения информатики в Камчатском кооперативном техникуме для реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования.
Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) информатика в учреждениях начального профессионального образования и среднего профессионального образования изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования.
Составлена на основе: Проекта Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования, среднее (полное) общее образование. (разработан Институтом стратегических исследований в образовании Российской академии образования).
- Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Процесс обучения информатике является средой-помощницей в овладении обучающимися общеобразовательными и профессиональными знаниями, умениями и навыками с помощью новых компьютерных инструментов, при этом они стали привычными и необходимыми в работе, наряду с традиционными.
Неотъемлемой частью профессии 21.02.14 «Маркшейдерское дело» стали почти все компьютерные инструменты, поэтому программа по информатике для этой профессии включает в себя фактически в равных частях все образовательные модули. Электронные таблицы Excel используются для составления калькуляции и автоматического подсчета результатов, текстовый редактор Word для набора текстовой информации и грамотной его обработки, в частности набора меню и красочного его оформления.
Для укрепления межпредметных связей курса информатики и другими общеобразовательными и профильными предметами учтено следующее:
- установление, на основе общей заинтересованности, в результате обучения прочных связей в работе с преподавателями спецпредметов, согласование общих целей и требований;
- использование на уроках информатики моделей и учебно-наглядных пособий, применяемых при изучении таких предметов как математика, черчение, биология;
- иллюстрацию базовых понятий информатики примерами, взятыми из спецдисциплин;
- постановка проблем и вопросов по информатике с производственным содержанием;
- отражение профессиональной направленности обучения в дидактическом и наглядном материале.
Лабораторно-практические работы с применением ПК проводятся на каждом уроке и являются основной его частью.
- Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Изучение информатики на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение и систематизация знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
- овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) в том числе при изучении других дисциплин;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
- воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
- приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
- В результате изучения информатики и информационных и коммуникационных технологий учащийся должен:
- знать/понимать:
- основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
- назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
- назначение и функции операционных систем.
уметь:
- оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
- распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
- использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
- оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
- иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
- создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
- просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
- наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
- соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе в самообразовании;
- ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
- автоматизации коммуникационной деятельности;
- соблюдение этических и правовых норм при работе с информацией;
- эффективной организации индивидуального информационного пространства.
- Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 216 часов, в том числе:
Обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 156 часов;
Самостоятельной работы обучающегося 60 часов.
- СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕСОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
_______________Информатика________________
название дисциплины
- Объем учебной дисциплины и виды учебной работы:
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 216 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 156 |
в том числе: | |
лабораторные работы | |
практические занятия | 76 |
контрольные работы |
|
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 60 |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено) | |
Итоговая аттестация в форме (указать) | экзамен |
2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины
_______________Информатика _______________
название дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень усвоения | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
Раздел 1. | Информация и информационные процессы. | |||||
Тема 1.1. Информация и информационные процессы | Содержание учебного материала | 26/14/6 | ||||
Введение в предмет. Информация. Свойства информации. Поиск и систематизация информации. | 2 | 2,3 | ||||
Классификация информационных процессов. Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком. | 2 | |||||
Виды и формы информации. Хранение информации; выбор способа хранения информации. Количество информации. | 2 | 2,3 | ||||
Передача информации в социальных, биологических и технических системах. Кодирование информации. Двоичное кодирование. | 2 | 2 | ||||
Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Преобразование информации на основе формальных правил. | 2 | 2 | ||||
Алгоритмизация как необходимое условие его автоматизации. Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике. | 2 | 2 | ||||
Хранение и защита информации. Организация личной информационной среды. | 2 | 2 | ||||
Лабораторные работы: Работа с приложением Калькулятор (ПК) | 2 | 3 | ||||
Практические работы: Практикум по переводу чисел в различные системы счисления Контрольная работа по теме: «Информация и информационные процессы» | 2 2 | 3 3 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: Задания на дом Кроссворды по теме «Информация и информационные процессы» | 6 | 3 | ||||
Раздел 2. | Информационные модели и системы. | |||||
Тема 2.1. Информационные модели и системы | Содержание учебного материала | 18/8/4 | ||||
Информационные (нематериальные) модели. Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности. Назначение и виды информационных моделей. | 2 | 1 | ||||
Формализация задач из различных предметных областей. Структурирование данных. | 2 | 1 | ||||
Построение информационной модели для решения поставленной задачи. | 2 | 1 | ||||
Оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей). | 2 | 1 | ||||
Практические занятия: Построение информационной модели Контрольная работа по теме: «Информационные модели и системы» | 2 2 | 3 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Задания на дом | 6 | 3 | ||||
Раздел 3. | Компьютер как средство автоматизации информационных процессов. | |||||
Тема 3.1. Компьютер как средство автоматизации информационных процессов. | Содержание учебного материала | 32/12/12 | ||||
Магистрально-модульный принцип построения компьютера. Состав ПК. | 2 | 1 | ||||
Устройства ввода и вывода информации. Устройства хранения и передачи информации. Операционная система: назначение и состав. | 2 | 1 | ||||
Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Файлы и файловая структура. Программа «Проводник». | 2 | 1 | ||||
Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню). | 2 | 1 | ||||
Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Защита от вирусов: обнаружение и лечение. | 2 | 1 | ||||
Программное обеспечение ПК: системное, инструментальное, прикладное, сервисное. | 2 | 1 | ||||
Лабораторные работы: Состав ПК Устройства ввода и вывода информации. | 2 | 2,3 | ||||
Практические занятия: Файлы и файловая структура Программа «Проводник» Защита от вирусов: обнаружение и лечение ПО ПК Контрольная работа по теме «Программное обеспечение ПК, состав ПК» | 2 2 2 2 2 | 2,3 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Задания на дом Доклады и рефераты по темам: «Состав ПК», «Файлы и файловая структура», «Программа «Проводник» | 8 | 3 | ||||
Раздел 4. | Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов. | |||||
Тема 4.1. Текстовый редактор Word. | Содержание учебного материала | 26/10/10 | ||||
Текст как информационный объект. Текстовые редакторы. Работа в текстовом редакторе Word. Параметры шрифта, параметры абзаца. Создание и редактирование документов. | 2 | 1,2 | ||||
Текстовый редактор Word. Включение в текстовый документ списков. Создание и форматирование списков. Включение в текстовый документ диаграмм. | 2 | 1,2 | ||||
Текстовый редактор Word. Включение в текстовый документ графических объектов. Включение в текстовый документ автофигур. | 2 | 3 | ||||
Текстовый редактор Word. Включение в текстовый документ формул. Работа с таблицами в текстовом редакторе Word. | 2 | 3 | ||||
Текстовый редактор Word. Создание графических изображений. Работа с колонками. Макетирование страниц. Гипертекстовое представление информации. | 2 | 2 | ||||
Практические занятия: Параметры шрифта, параметры абзаца. Создание и редактирование документов Вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов. Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов Создание и форматирование списков. Создание графических изображений Работа с колонками. Гипертекстовое представление информации Практическая к/р по теме «Текстовый редактор Word» | 2 2 2 2 2 | 3 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: Задания на дом | 6 | |||||
Тема 4.2. Табличный редактор Excel. | Содержание учебного материала | 30/10/12 | ||||
Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты. Электронные таблицы Excel. Панели инструментов. Перемещение в окне Excel. Просмотр таблиц. | 2 | 2 | ||||
Электронные таблицы Excel. Ввод данных в рабочую таблицу и форматирование. Пересчет таблиц. Использование Мастера функций. | 2 | |||||
Электронные таблицы Excel. Построение диаграмм. Использование относительных и абсолютных ссылок | 2 | |||||
Электронные таблицы Excel. Использование функций. Моделирование в электронных таблицах. | 2 | 3 | ||||
Лабораторные работы: Построение графиков | 2 | 3 | ||||
Практические занятия: Создание и работа с таблицами. Сортировка данных в списке Построение графиков Построение диаграмм различных типов. Основные параметры диаграмм Использование относительных, абсолютных и смешанных ссылок в электронных таблицах Итоговая практическая работа. Контрольная работа табличный редактор Excel | 2 2 2 2 2 2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: Задания на дом Мини-проект по темам «Построение графиков», «Построение диаграмм» | 8 | |||||
Тема 4.3. Базы данных. | Содержание учебного материала | 26/8/10 | ||||
Понятие и типы информационных систем. Базы данных (табличные, иерархические, сетевые). | 2 | 2 | ||||
Создание структуры табличной базы данных. Системы управления базами данных (СУБД). Создание объектов базы данных. | 2 | 2 | ||||
Системы управления базами данных (СУБД). Создание структуры новой таблицы. Заполнение таблицы. создание запросов. | 2 | 3 | ||||
Системы управления базами данных (СУБД). Создание формы при помощи Конструктора. Заполнение формы. Создание отчетов. | 2 | 3 | ||||
Лабораторные работы: Создание структуры табличной базы данных | 2 | 2 | ||||
Практические занятия: Заполнение таблицы Создание запросов Создание формы при помощи Конструктора Создание отчетов Контрольная работа «Базы данных» | 2 2 2 2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: Задания на дом Мини-проект по темам «Создание БД «Расписание уроков», «Создание БД «Прогноз погоды за неделю» | 8 | |||||
Тема 4.4. Работа в PowerPoint. | Содержание учебного материала | 18/4/8 | ||||
Компьютерные презентации с использованием мультимедиа технологии. Разработка презентации с помощью PowerPoint. | 2 | 2 | ||||
Рисунки и графические примитивы на слайдах. Выбор дизайна презентации. Редактирование и сортировка слайдов. Использование анимации в презентации. Демонстрация презентации. | 2 | 3 | ||||
Практические занятия: Разработка презентации с помощью PowerPoint Редактирование и сортировка слайдов Использование анимации в презентации Доработка и защита презентации | 2 2 2 2 | 3 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: Задания на дом (создание и разработка презентации) | 6 | |||||
Тема 4.5. Работа в Paint. | Содержание учебного материала | 14/2/6
| ||||
Графические информационные объекты. Графический редакторы. Графический редактор Paint. Графические примитивы. | 2 | 3 | ||||
Практические занятия: Графические примитивы Редактирование изображений в растровом редакторе Paint Итоговое занятие по теме: редактирование изображений в растровом редакторе Paint | 2 2 2 | 3 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: Задания на дом | 6 | 3 | ||||
Раздел 5. | Основы социальной информатики. | |||||
Основы социальной информатики. | Содержание учебного материала | 26/12/8 | ||||
Основные понятия теоретической информатики. Информационное общество. Этапы развития информационного общества. | 2 | 1,2 | ||||
Социальные коммуникации: история, современность, перспективы. | 2 | 1,2 | ||||
Информационная культура. Формирование информационной среды общества. Информационные ресурсы общества. | 2 | 1,2 | ||||
Информационный образ жизни. Общество и личность в условиях информатизации. | 2 | 1,2 | ||||
Постиндустриальное, информационное общество. Социальная структура и специфика трудовой деятельности. | 2 | 1,2 | ||||
Правовая охрана программ и данных. Защита информации. | 2 | 1,2 | ||||
Практические занятия: Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы Виды профессиональной и стоимостные характеристики информационной деятельности человека Правовые нормы, относящиеся к информации. Правонарушения и меры их предупреждения. Контрольная работа по теме: «Основы социальной информатики» | 2 2 2 2 | 3 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: Задания на дом | 6 | |||||
Всего: 216 часов, из них аудиторных 156 часов( 80 часов-теоретические, 76 часов-практические) 60 часов-самостоятельная работа. |
Внутри каждого раздела указываются соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименование лабораторных работ и практических занятий (отдельно по каждому виду), контрольных работ, а также примерная тематика самостоятельной работы. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3. Уровень усвоения проставляется напротив дидактических единиц в столбце 4.
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения
- -ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
- - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
- -продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
_______________Информатика ________________
название дисциплины
- Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета информатики.
Оборудование учебного кабинета:
- рабочие места учащихся, обеспеченные ПК;
- рабочее место преподавателя;
- рабочая мультимедийная доска;
- наглядные пособия (учебники, опорные конспекты, стенды, карточки-задания, раздаточный материал, комплекты для практических работ);
Технические средства обучения:
- ПК;
- МФУ;
- колонки.
- Информационное обеспечение обучения:
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
- Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии: Учебник для 10-11 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018;
- Угринович Н.Д. Практикум по информатике и информационным технологиям: Учебное пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018;
- Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе (7-11): Методическое пособие для учителей – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017;
- Windows-CD. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.
- Дополнительная литература:
- Острейковский В.А. Информатика: Учебник для вузов – М.: Высшая школа, 2018;
- Острейковский В.А. Лабораторный практикум по информатике: Учебное пособие для вузов – М.: Высшая школа, 2018;
- Симонович С.В., Евсеев Г.А., Алексеев А.Г. Специальная информатика: Учебное пособие – М.: АСТ Пресс,2017;
- Хомоненко А.Д. Базы Данных: Учебник для высших учебных заведений – С-П.: КОРОНА принт, 2018;
- Житкова О.А., Кудрявцева Е.К. Бейсик и Паскаль: от простого к сложному – Издательство Н.Бочкаревой, 1998;
- Губина Т.Н., Тарова И.Н. Лабораторный и практический курс по дисциплине «Информатика»: Учебно-методическое пособие – Елец, 2018;
- Щукина О.Н. Архитектура компьютера: Учебное пособие, в 2 частях – Москва – Елец, 2017.
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
_______________Информатика________________
название дисциплины
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий или выполнения контрольных работ.
Итоговый контроль реализуется в форме выполнения зачетной практической работы или тестирования.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
знать:
уметь:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
| Контрольные и практические работы, опросы, тесты, зачетные занятия, итоговые практические работы, выполнение мини-проектов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 10 класс по профессионально - трудовому обучению (столярное дело)
Программа рассчитана на обучающихся, воспитанников, профессиональных классов на базе коррекционной школы VIII вида, для тех, кто хочет углубить и обобщить уже полученные знания и умения, по ...
Рабочая программа 11 класс по профессионально - трудовому обучению (столярное дело)
Рабочая программа по столярному делу для 11-го класса специальной коррекционной школы – интерната № 95 VIII вида....
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 6 класса " Учусь делать добро"
Рабочая программа разработана для учащихся 6 класса . В ней освещается работа тимуровского движения в классе....
Рабочая программа внеурочных занятий по Технологии. 5 класс. "Столярное дело. Часть-1"
Рабочая программа внеурочных занятий по предмету Технология: «Основы столярного дела» для 5 -х классов, количество учебных часов- 68, (2 часа в неделю) разработана на основе учебного издан...
Рабочая программа по истории для специальности Акушерское дело
Рабочая программа...
Рабочие программы по истории для специальности "Сестринское дело" очной и очно-заочной форм обучения
Рабочие программы по истории разработаны в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 34.02.01 «Сестринское дело», квалификация медицинская сестра / медицинский брат, базовой подготовки сре...
Рабочая программа по профессионально - трудовому обучению по профилю «Столярное дело» составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений YIII вида под редакцией В.В. Воронковой. М., Гуманитарный издательский центр «Владо
Рабочая программа по профессионально - трудовому обучению по профилю «Столярное дело» составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений YIII вида под редакцией В.В....