Рабочая программа по предмету: "Информатика" для специальностей 21.02.14 "Маркшейдерское дело", 20.02.04 "Пожарная безопасность"
рабочая программа по информатике и икт

Дербак Надежда Васильевна

Рабочая программа по информатике. Программа рассчитана на 216 часов, из которых 156 часов - аудиторные и 60 часов - самостоятельная работа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_informatika_-pb-22-9_1k.doc175.5 КБ
Microsoft Office document icon rp_informatika_-mdo-22-9_1k.doc176 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КАМЧАТСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ТЕХНИКУМ»

 КАМЧАТСКИЙ КРАЕВОЙ СОЮЗ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дисциплины:      « Информатика»

Для специальности: 20.02.04 «Пожарная безопасность»

по программе базовой подготовки

Семестр___1,2_______                         Курс____________1_________

           (для очной формы обучения)           (для очной формы обучения)

Группа  ПБ-21-9

Виды учебной работы

Форма обучения

Очная

Заочная

1. Аудиторные занятия (час.), всего,

в том числе

156

лекции

80

лабораторные

практические

76

семинарские

2. Самостоятельная работа студентов (час.), всего, в том числе:

60

курсовая работа

контрольная работа

реферат

расчетные и др.практические работы

другие виды СР

ИТОГО

216

Петропавловск-Камчатский

2022 г.

Одобрена кафедрой учетно-экономических и информационных дисциплин

Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 20.02.04 «Пожарная безопасность»

Протокол № 1  от « 15» сентября 2022 г.

Зав.кафедрой___________/Гололобова С.Г./

Заместитель директора по учебно-методической и организационной работе

_________________/ Бадмаева Д.Б.-Ц./

Автор: Дербак Н.В., преподаватель информационных дисциплин

                

  1. СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

  1. 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
  2.  ДИСЦИПЛИНЫ ИНФОРМАТИКА  
  3. 1.1. Область применения программы.            

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины.

1.4.Перечень формируемых компетенций.

1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины.

4

  1. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  2.          ИНФОРМАТИКА  

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Информатика

6

  1. 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
  2. ДИСЦИПЛИНЫ       ИНФОРМАТИКА
  3. 3.1. Требования к минимальному материально-техническому

обеспечению

3.2. Информационное обеспечение обучения

13

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

  1. ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИНФОРМАТИКА  

17

  1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

_______________Информатика________________

название дисциплины

  1.  Область применения примерной программы:

Рабочая программа учебной дисциплины «Информатика»  предназначена для изучения информатики в Камчатском кооперативном техникуме для реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования.

Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180)  информатика в учреждениях начального профессионального образования и среднего профессионального образования изучается с учетом профиля  получаемого профессионального образования.

Составлена на основе: Проекта Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования, среднее (полное) общее образование. (разработан Институтом стратегических исследований в образовании Российской академии образования).

  1.  Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Процесс обучения информатике является  средой-помощницей в овладении обучающимися общеобразовательными и профессиональными знаниями, умениями и навыками с помощью новых компьютерных инструментов, при этом они стали привычными и необходимыми в работе, наряду с традиционными.

Неотъемлемой частью профессии 20.02.04 «Пожарная безопасность» стали  почти все компьютерные инструменты, поэтому программа по информатике для этой профессии включает в себя фактически в равных частях все образовательные модули. Электронные таблицы Excel используются для составления калькуляции и автоматического подсчета результатов, текстовый редактор Word для набора текстовой  информации и грамотной его обработки,  в частности набора меню и красочного его оформления.

Для укрепления межпредметных связей курса информатики и  другими общеобразовательными и профильными предметами учтено следующее:

- установление,  на основе общей заинтересованности, в результате обучения прочных связей в работе с преподавателями спецпредметов, согласование общих целей и требований;

- использование на уроках информатики моделей и учебно-наглядных пособий, применяемых при изучении таких предметов как математика, черчение, биология;

- иллюстрацию базовых понятий информатики примерами, взятыми из спецдисциплин;

- постановка проблем и вопросов по информатике с производственным содержанием;

- отражение профессиональной направленности обучения в дидактическом и наглядном материале.

Лабораторно-практические работы с применением ПК проводятся на каждом уроке и являются основной его частью.

  1.  Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Изучение информатики на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение и систематизация знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) в том числе при изучении других дисциплин;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
  1. В результате изучения информатики и информационных и коммуникационных технологий учащийся должен:
  1. знать/понимать:
  • основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
  • назначение и функции операционных систем.

уметь:

  • оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
  • распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
  • оценивать достоверность  информации, сопоставляя различные источники;
  •  иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
  • наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе в самообразовании;
  • ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
  • автоматизации коммуникационной деятельности;
  • соблюдение этических и правовых норм при работе с информацией;
  • эффективной организации индивидуального информационного пространства.

  1.  Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося  216  часов, в том числе:

Обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  156  часов;

Самостоятельной работы обучающегося 60 часов.

  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕСОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

_______________Информатика________________

название дисциплины

  1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы:

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

216

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

156

в том числе:

лабораторные работы

практические занятия

76

контрольные работы

 

курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

60

в том числе:

самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено)

Итоговая  аттестация в форме (указать)

экзамен

2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины

_______________Информатика _______________

название дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень усвоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Информация и информационные процессы.

Тема 1.1.

Информация и информационные процессы

Содержание учебного материала

26/14/6

Введение в предмет. Информация. Свойства информации. Поиск и систематизация информации.

2

2,3

Классификация информационных процессов. Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком.

2

Виды и формы информации. Хранение информации; выбор способа хранения информации. Количество информации.

2

2,3

Передача информации в социальных, биологических и технических системах. Кодирование информации. Двоичное кодирование.

2

2

Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Преобразование информации на основе формальных правил.

2

2

Алгоритмизация как необходимое условие его автоматизации. Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике.

2

2

Хранение и защита информации. Организация личной информационной среды.

2

2

Лабораторные работы:

Работа с приложением Калькулятор (ПК)

2

3

Практические работы:

Практикум по переводу чисел в различные системы счисления

Контрольная работа по теме: «Информация и информационные процессы»

2

2

3

3

Самостоятельная работа обучающихся:

Задания на дом

Кроссворды по теме «Информация и информационные процессы»

6

3

Раздел 2.

Информационные модели и системы.

Тема 2.1.

Информационные модели и системы

Содержание учебного материала

18/8/4

Информационные (нематериальные) модели. Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности. Назначение и виды информационных моделей.

2

1

Формализация задач из различных предметных областей. Структурирование данных.

2

1

Построение информационной модели для решения поставленной задачи.

2

1

Оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей).

2

1

Практические занятия:

Построение информационной модели

Контрольная работа по теме: «Информационные модели и системы»

2

2

3

Самостоятельная работа обучающихся

Задания на дом

6

3

Раздел 3.

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов.

Тема 3.1.

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов.

Содержание учебного материала

32/12/12

Магистрально-модульный принцип построения компьютера. Состав ПК.

2

1

Устройства ввода и вывода информации. Устройства хранения и передачи информации. Операционная система: назначение и состав.

2

1

Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Файлы и файловая структура. Программа «Проводник».

2

1

Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).

2

1

Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Защита от вирусов: обнаружение и лечение.

2

1

Программное обеспечение ПК: системное, инструментальное, прикладное, сервисное.

2

1

Лабораторные работы:

Состав ПК

Устройства ввода и вывода информации.

2

2,3

Практические занятия:

Файлы и файловая структура

Программа «Проводник»

Защита от вирусов: обнаружение и лечение

ПО ПК

Контрольная работа по теме «Программное обеспечение ПК, состав ПК»

2

2

2

2

2

2,3

Самостоятельная работа обучающихся

Задания на дом

Доклады и рефераты по темам: «Состав ПК», «Файлы и файловая структура», «Программа «Проводник»

8

3

Раздел 4.

Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов.

Тема 4.1.

Текстовый  редактор Word.

Содержание учебного материала

26/10/10

Текст как информационный объект. Текстовые редакторы. Работа в текстовом редакторе Word. Параметры шрифта, параметры абзаца. Создание и редактирование документов.

2

1,2

Текстовый  редактор Word. Включение в текстовый документ списков. Создание и форматирование списков.  Включение в текстовый документ диаграмм.

2

1,2

Текстовый  редактор Word. Включение в текстовый документ графических объектов. Включение в текстовый документ автофигур.

2

3

Текстовый  редактор Word. Включение в текстовый документ формул. Работа с таблицами в текстовом редакторе Word.

2

3

Текстовый  редактор Word. Создание графических изображений. Работа с колонками. Макетирование страниц. Гипертекстовое представление информации.

2

2

Практические занятия:

Параметры шрифта, параметры абзаца. Создание и редактирование документов Вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов. Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы.

Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов

Создание и форматирование списков. Создание графических изображений

Работа с колонками. Гипертекстовое представление информации

Практическая к/р по теме «Текстовый  редактор Word»

2

2

2

2

2

3

Самостоятельная работа обучающихся:

Задания на дом

6

Тема 4.2.

Табличный  редактор Excel.

Содержание учебного материала

30/10/12

Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты. Электронные таблицы Excel. Панели инструментов. Перемещение в окне Excel. Просмотр таблиц.

2

2

Электронные таблицы Excel. Ввод данных в рабочую таблицу и форматирование. Пересчет таблиц. Использование Мастера функций.

2

Электронные таблицы Excel. Построение диаграмм. Использование относительных и абсолютных ссылок

2

Электронные таблицы Excel. Использование функций. Моделирование в электронных таблицах.

2

3

Лабораторные работы:

Построение графиков

2

3

Практические занятия:

Создание и работа с таблицами. Сортировка данных в списке

Построение графиков

Построение диаграмм различных типов. Основные параметры диаграмм

Использование относительных, абсолютных и смешанных ссылок в электронных таблицах

Итоговая практическая работа.

Контрольная работа табличный редактор Excel

2

2

2

2

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Задания на дом

Мини-проект по темам «Построение графиков», «Построение диаграмм»

8

Тема 4.3.

Базы данных.

Содержание учебного материала

26/8/10

Понятие и типы информационных систем. Базы данных (табличные, иерархические, сетевые).

2

2

Создание структуры табличной базы данных. Системы управления базами данных (СУБД). Создание объектов базы данных.

2

2

Системы управления базами данных (СУБД). Создание структуры новой таблицы. Заполнение таблицы. создание запросов.

2

3

Системы управления базами данных (СУБД). Создание формы при помощи Конструктора. Заполнение формы. Создание отчетов.

2

3

Лабораторные работы:

Создание структуры табличной базы данных

2

2

Практические занятия:

Заполнение таблицы

Создание запросов

Создание формы при помощи Конструктора

Создание отчетов

Контрольная работа «Базы данных»

2

2

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Задания на дом

Мини-проект по темам «Создание БД «Расписание уроков», «Создание БД «Прогноз погоды за неделю»

8

Тема 4.4.

Работа в PowerPoint.

Содержание учебного материала

18/4/8

Компьютерные презентации с использованием мультимедиа технологии. Разработка презентации с помощью PowerPoint.

2

2

Рисунки и графические примитивы на слайдах. Выбор дизайна презентации. Редактирование и сортировка слайдов. Использование анимации в презентации. Демонстрация презентации.

2

3

Практические занятия:

Разработка презентации с помощью PowerPoint

Редактирование и сортировка слайдов

Использование анимации в презентации

Доработка и защита презентации

2

2

2

2

3

Самостоятельная работа обучающихся:

Задания на дом (создание и разработка презентации)

6

Тема 4.5.

Работа в Paint.

Содержание учебного материала

14/2/6

 

Графические информационные объекты. Графический редакторы. Графический редактор Paint. Графические примитивы.

2

3

Практические занятия:

Графические примитивы

Редактирование изображений в растровом редакторе Paint

Итоговое занятие по теме: редактирование изображений в растровом редакторе Paint

2

2

2

3

Самостоятельная работа обучающихся:

Задания на дом

6

3

Раздел 5.

Основы социальной информатики.

Основы социальной информатики.

Содержание учебного материала

26/12/8

Основные понятия теоретической информатики. Информационное общество. Этапы развития информационного общества.

2

1,2

Социальные коммуникации: история, современность, перспективы.

2

1,2

Информационная культура. Формирование информационной среды общества. Информационные ресурсы общества.

2

1,2

Информационный образ жизни. Общество и личность в условиях информатизации.

2

1,2

Постиндустриальное, информационное общество. Социальная структура и специфика трудовой деятельности.

2

1,2

Правовая охрана программ и данных. Защита информации.

2

1,2

Практические занятия:

Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы

Виды профессиональной и стоимостные характеристики информационной деятельности человека

Правовые нормы, относящиеся к информации. Правонарушения и меры их предупреждения.

Контрольная работа по теме: «Основы социальной информатики»

2

2

2

2

3

Самостоятельная работа обучающихся:

Задания на дом

6

Всего: 216 часов, из них аудиторных 156 часов( 80 часов-теоретические, 76 часов-практические) 60 часов-самостоятельная работа.

Внутри каждого раздела указываются соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименование лабораторных работ и практических занятий (отдельно по каждому виду), контрольных работ, а также примерная тематика самостоятельной работы. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3. Уровень усвоения проставляется напротив дидактических единиц в столбце 4.

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения

  1.  -ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
  2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
  3. -продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

_______________Информатика ________________

название дисциплины

  1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета информатики.

Оборудование учебного кабинета:

- рабочие места учащихся, обеспеченные ПК;

- рабочее место преподавателя;

- рабочая мультимедийная доска;

- наглядные пособия (учебники, опорные конспекты, стенды, карточки-задания, раздаточный материал, комплекты для практических работ);

Технические средства обучения:

- ПК;

- МФУ;

- колонки.

  1. Информационное обеспечение обучения:

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

  • Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии: Учебник для 10-11 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018;
  • Угринович Н.Д. Практикум по информатике и информационным технологиям: Учебное пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018;
  • Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе (7-11): Методическое пособие для учителей – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017;
  • Windows-CD. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.
  • Дополнительная литература:
  • Острейковский В.А. Информатика: Учебник для вузов – М.: Высшая школа, 2018;
  • Острейковский В.А. Лабораторный практикум по информатике: Учебное пособие для вузов – М.: Высшая школа, 2018;
  • Симонович С.В., Евсеев Г.А., Алексеев А.Г. Специальная информатика: Учебное пособие – М.: АСТ Пресс,2017;
  • Хомоненко А.Д. Базы Данных: Учебник для высших учебных заведений – С-П.: КОРОНА принт, 2018;
  • Житкова О.А., Кудрявцева Е.К. Бейсик и Паскаль: от простого к сложному – Издательство Н.Бочкаревой, 1998;
  • Губина Т.Н., Тарова И.Н. Лабораторный и практический курс по дисциплине «Информатика»: Учебно-методическое пособие – Елец, 2018;
  • Щукина О.Н. Архитектура компьютера: Учебное пособие, в 2 частях – Москва – Елец, 2017.

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

_______________Информатика________________

название дисциплины

Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий или выполнения контрольных работ.

Итоговый контроль реализуется в форме выполнения зачетной практической работы или тестирования.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

знать:

  • основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
  • назначение и функции операционных систем.

уметь:

  • оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
  • распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
  • оценивать достоверность  информации, сопоставляя различные источники;
  •  иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
  • наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе в самообразовании;
  • ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
  • автоматизации коммуникационной деятельности;
  • соблюдение этических и правовых норм при работе с информацией;
  • эффективной организации индивидуального информационного пространства.

Контрольные и практические работы, опросы, тесты, зачетные занятия, итоговые практические работы, выполнение мини-проектов.



Предварительный просмотр:

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КАМЧАТСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ТЕХНИКУМ»

 КАМЧАТСКИЙ КРАЕВОЙ СОЮЗ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дисциплины:      « Информатика»

Для специальности: 21.02.14 «Маркшейдерское дело»

по программе базовой подготовки

Семестр___1,2_______                         Курс____________1_________

           (для очной формы обучения)           (для очной формы обучения)

Группа  МДО-22-9

Виды учебной работы

Форма обучения

Очная

Заочная

1. Аудиторные занятия (час.), всего,

в том числе

156

лекции

80

лабораторные

практические

76

семинарские

2. Самостоятельная работа студентов (час.), всего, в том числе:

60

курсовая работа

контрольная работа

реферат

расчетные и др.практические работы

другие виды СР

ИТОГО

216

Петропавловск-Камчатский - 2022 г.

Одобрена кафедрой учетно-экономических и информационных дисциплин

Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 21.02.14 «Маркшейдерское дело»

Протокол № 1 от «15» сентября 2022 г.

Зав.кафедрой___________/Гололобова С.Г./

Заместитель директора по учебно-методической и организационной работе

_________________/ Бадмаева Д.Б.-Ц./

Автор: Дербак Н.В., преподаватель информационных дисциплин

                

  1. СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

  1. 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
  2.  ДИСЦИПЛИНЫ ИНФОРМАТИКА  
  3. 1.1. Область применения программы.            

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины.

1.4. Перечень формируемых компетенций.

1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины.

4

  1. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  2.          ИНФОРМАТИКА  

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Информатика

6

  1. 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
  2. ДИСЦИПЛИНЫ       ИНФОРМАТИКА
  3. 3.1. Требования к минимальному материально-техническому

обеспечению

3.2. Информационное обеспечение обучения

13

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

  1. ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИНФОРМАТИКА  

17

  1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

_______________Информатика________________

название дисциплины

  1.  Область применения примерной программы:

Рабочая программа учебной дисциплины «Информатика»  предназначена для изучения информатики в Камчатском кооперативном техникуме для реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования.

Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180)  информатика в учреждениях начального профессионального образования и среднего профессионального образования изучается с учетом профиля  получаемого профессионального образования.

Составлена на основе: Проекта Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования, среднее (полное) общее образование. (разработан Институтом стратегических исследований в образовании Российской академии образования).

  1.  Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Процесс обучения информатике является  средой-помощницей в овладении обучающимися общеобразовательными и профессиональными знаниями, умениями и навыками с помощью новых компьютерных инструментов, при этом они стали привычными и необходимыми в работе, наряду с традиционными.

Неотъемлемой частью профессии 21.02.14 «Маркшейдерское дело» стали  почти все компьютерные инструменты, поэтому программа по информатике для этой профессии включает в себя фактически в равных частях все образовательные модули. Электронные таблицы Excel используются для составления калькуляции и автоматического подсчета результатов, текстовый редактор Word для набора текстовой  информации и грамотной его обработки,  в частности набора меню и красочного его оформления.

Для укрепления межпредметных связей курса информатики и  другими общеобразовательными и профильными предметами учтено следующее:

- установление,  на основе общей заинтересованности, в результате обучения прочных связей в работе с преподавателями спецпредметов, согласование общих целей и требований;

- использование на уроках информатики моделей и учебно-наглядных пособий, применяемых при изучении таких предметов как математика, черчение, биология;

- иллюстрацию базовых понятий информатики примерами, взятыми из спецдисциплин;

- постановка проблем и вопросов по информатике с производственным содержанием;

- отражение профессиональной направленности обучения в дидактическом и наглядном материале.

Лабораторно-практические работы с применением ПК проводятся на каждом уроке и являются основной его частью.

  1.  Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Изучение информатики на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение и систематизация знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) в том числе при изучении других дисциплин;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
  1. В результате изучения информатики и информационных и коммуникационных технологий учащийся должен:
  1. знать/понимать:
  • основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
  • назначение и функции операционных систем.

уметь:

  • оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
  • распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
  • оценивать достоверность  информации, сопоставляя различные источники;
  •  иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
  • наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе в самообразовании;
  • ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
  • автоматизации коммуникационной деятельности;
  • соблюдение этических и правовых норм при работе с информацией;
  • эффективной организации индивидуального информационного пространства.

  1.  Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося  216  часов, в том числе:

Обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  156  часов;

Самостоятельной работы обучающегося 60 часов.

  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕСОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

_______________Информатика________________

название дисциплины

  1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы:

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

216

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

156

в том числе:

лабораторные работы

практические занятия

76

контрольные работы

 

курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

60

в том числе:

самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено)

Итоговая  аттестация в форме (указать)

экзамен

2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины

_______________Информатика _______________

название дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень усвоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Информация и информационные процессы.

Тема 1.1.

Информация и информационные процессы

Содержание учебного материала

26/14/6

Введение в предмет. Информация. Свойства информации. Поиск и систематизация информации.

2

2,3

Классификация информационных процессов. Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком.

2

Виды и формы информации. Хранение информации; выбор способа хранения информации. Количество информации.

2

2,3

Передача информации в социальных, биологических и технических системах. Кодирование информации. Двоичное кодирование.

2

2

Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Преобразование информации на основе формальных правил.

2

2

Алгоритмизация как необходимое условие его автоматизации. Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике.

2

2

Хранение и защита информации. Организация личной информационной среды.

2

2

Лабораторные работы:

Работа с приложением Калькулятор (ПК)

2

3

Практические работы:

Практикум по переводу чисел в различные системы счисления

Контрольная работа по теме: «Информация и информационные процессы»

2

2

3

3

Самостоятельная работа обучающихся:

Задания на дом

Кроссворды по теме «Информация и информационные процессы»

6

3

Раздел 2.

Информационные модели и системы.

Тема 2.1.

Информационные модели и системы

Содержание учебного материала

18/8/4

Информационные (нематериальные) модели. Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности. Назначение и виды информационных моделей.

2

1

Формализация задач из различных предметных областей. Структурирование данных.

2

1

Построение информационной модели для решения поставленной задачи.

2

1

Оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей).

2

1

Практические занятия:

Построение информационной модели

Контрольная работа по теме: «Информационные модели и системы»

2

2

3

Самостоятельная работа обучающихся

Задания на дом

6

3

Раздел 3.

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов.

Тема 3.1.

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов.

Содержание учебного материала

32/12/12

Магистрально-модульный принцип построения компьютера. Состав ПК.

2

1

Устройства ввода и вывода информации. Устройства хранения и передачи информации. Операционная система: назначение и состав.

2

1

Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Файлы и файловая структура. Программа «Проводник».

2

1

Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).

2

1

Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Защита от вирусов: обнаружение и лечение.

2

1

Программное обеспечение ПК: системное, инструментальное, прикладное, сервисное.

2

1

Лабораторные работы:

Состав ПК

Устройства ввода и вывода информации.

2

2,3

Практические занятия:

Файлы и файловая структура

Программа «Проводник»

Защита от вирусов: обнаружение и лечение

ПО ПК

Контрольная работа по теме «Программное обеспечение ПК, состав ПК»

2

2

2

2

2

2,3

Самостоятельная работа обучающихся

Задания на дом

Доклады и рефераты по темам: «Состав ПК», «Файлы и файловая структура», «Программа «Проводник»

8

3

Раздел 4.

Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов.

Тема 4.1.

Текстовый  редактор Word.

Содержание учебного материала

26/10/10

Текст как информационный объект. Текстовые редакторы. Работа в текстовом редакторе Word. Параметры шрифта, параметры абзаца. Создание и редактирование документов.

2

1,2

Текстовый  редактор Word. Включение в текстовый документ списков. Создание и форматирование списков.  Включение в текстовый документ диаграмм.

2

1,2

Текстовый  редактор Word. Включение в текстовый документ графических объектов. Включение в текстовый документ автофигур.

2

3

Текстовый  редактор Word. Включение в текстовый документ формул. Работа с таблицами в текстовом редакторе Word.

2

3

Текстовый  редактор Word. Создание графических изображений. Работа с колонками. Макетирование страниц. Гипертекстовое представление информации.

2

2

Практические занятия:

Параметры шрифта, параметры абзаца. Создание и редактирование документов Вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов. Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы.

Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов

Создание и форматирование списков. Создание графических изображений

Работа с колонками. Гипертекстовое представление информации

Практическая к/р по теме «Текстовый  редактор Word»

2

2

2

2

2

3

Самостоятельная работа обучающихся:

Задания на дом

6

Тема 4.2.

Табличный  редактор Excel.

Содержание учебного материала

30/10/12

Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты. Электронные таблицы Excel. Панели инструментов. Перемещение в окне Excel. Просмотр таблиц.

2

2

Электронные таблицы Excel. Ввод данных в рабочую таблицу и форматирование. Пересчет таблиц. Использование Мастера функций.

2

Электронные таблицы Excel. Построение диаграмм. Использование относительных и абсолютных ссылок

2

Электронные таблицы Excel. Использование функций. Моделирование в электронных таблицах.

2

3

Лабораторные работы:

Построение графиков

2

3

Практические занятия:

Создание и работа с таблицами. Сортировка данных в списке

Построение графиков

Построение диаграмм различных типов. Основные параметры диаграмм

Использование относительных, абсолютных и смешанных ссылок в электронных таблицах

Итоговая практическая работа.

Контрольная работа табличный редактор Excel

2

2

2

2

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Задания на дом

Мини-проект по темам «Построение графиков», «Построение диаграмм»

8

Тема 4.3.

Базы данных.

Содержание учебного материала

26/8/10

Понятие и типы информационных систем. Базы данных (табличные, иерархические, сетевые).

2

2

Создание структуры табличной базы данных. Системы управления базами данных (СУБД). Создание объектов базы данных.

2

2

Системы управления базами данных (СУБД). Создание структуры новой таблицы. Заполнение таблицы. создание запросов.

2

3

Системы управления базами данных (СУБД). Создание формы при помощи Конструктора. Заполнение формы. Создание отчетов.

2

3

Лабораторные работы:

Создание структуры табличной базы данных

2

2

Практические занятия:

Заполнение таблицы

Создание запросов

Создание формы при помощи Конструктора

Создание отчетов

Контрольная работа «Базы данных»

2

2

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Задания на дом

Мини-проект по темам «Создание БД «Расписание уроков», «Создание БД «Прогноз погоды за неделю»

8

Тема 4.4.

Работа в PowerPoint.

Содержание учебного материала

18/4/8

Компьютерные презентации с использованием мультимедиа технологии. Разработка презентации с помощью PowerPoint.

2

2

Рисунки и графические примитивы на слайдах. Выбор дизайна презентации. Редактирование и сортировка слайдов. Использование анимации в презентации. Демонстрация презентации.

2

3

Практические занятия:

Разработка презентации с помощью PowerPoint

Редактирование и сортировка слайдов

Использование анимации в презентации

Доработка и защита презентации

2

2

2

2

3

Самостоятельная работа обучающихся:

Задания на дом (создание и разработка презентации)

6

Тема 4.5.

Работа в Paint.

Содержание учебного материала

14/2/6

 

Графические информационные объекты. Графический редакторы. Графический редактор Paint. Графические примитивы.

2

3

Практические занятия:

Графические примитивы

Редактирование изображений в растровом редакторе Paint

Итоговое занятие по теме: редактирование изображений в растровом редакторе Paint

2

2

2

3

Самостоятельная работа обучающихся:

Задания на дом

6

3

Раздел 5.

Основы социальной информатики.

Основы социальной информатики.

Содержание учебного материала

26/12/8

Основные понятия теоретической информатики. Информационное общество. Этапы развития информационного общества.

2

1,2

Социальные коммуникации: история, современность, перспективы.

2

1,2

Информационная культура. Формирование информационной среды общества. Информационные ресурсы общества.

2

1,2

Информационный образ жизни. Общество и личность в условиях информатизации.

2

1,2

Постиндустриальное, информационное общество. Социальная структура и специфика трудовой деятельности.

2

1,2

Правовая охрана программ и данных. Защита информации.

2

1,2

Практические занятия:

Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы

Виды профессиональной и стоимостные характеристики информационной деятельности человека

Правовые нормы, относящиеся к информации. Правонарушения и меры их предупреждения.

Контрольная работа по теме: «Основы социальной информатики»

2

2

2

2

3

Самостоятельная работа обучающихся:

Задания на дом

6

Всего: 216 часов, из них аудиторных 156 часов( 80 часов-теоретические, 76 часов-практические) 60 часов-самостоятельная работа.

Внутри каждого раздела указываются соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименование лабораторных работ и практических занятий (отдельно по каждому виду), контрольных работ, а также примерная тематика самостоятельной работы. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3. Уровень усвоения проставляется напротив дидактических единиц в столбце 4.

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения

  1.  -ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
  2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
  3. -продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

_______________Информатика ________________

название дисциплины

  1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета информатики.

Оборудование учебного кабинета:

- рабочие места учащихся, обеспеченные ПК;

- рабочее место преподавателя;

- рабочая мультимедийная доска;

- наглядные пособия (учебники, опорные конспекты, стенды, карточки-задания, раздаточный материал, комплекты для практических работ);

Технические средства обучения:

- ПК;

- МФУ;

- колонки.

  1. Информационное обеспечение обучения:

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

  • Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии: Учебник для 10-11 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018;
  • Угринович Н.Д. Практикум по информатике и информационным технологиям: Учебное пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018;
  • Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе (7-11): Методическое пособие для учителей – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017;
  • Windows-CD. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.
  • Дополнительная литература:
  • Острейковский В.А. Информатика: Учебник для вузов – М.: Высшая школа, 2018;
  • Острейковский В.А. Лабораторный практикум по информатике: Учебное пособие для вузов – М.: Высшая школа, 2018;
  • Симонович С.В., Евсеев Г.А., Алексеев А.Г. Специальная информатика: Учебное пособие – М.: АСТ Пресс,2017;
  • Хомоненко А.Д. Базы Данных: Учебник для высших учебных заведений – С-П.: КОРОНА принт, 2018;
  • Житкова О.А., Кудрявцева Е.К. Бейсик и Паскаль: от простого к сложному – Издательство Н.Бочкаревой, 1998;
  • Губина Т.Н., Тарова И.Н. Лабораторный и практический курс по дисциплине «Информатика»: Учебно-методическое пособие – Елец, 2018;
  • Щукина О.Н. Архитектура компьютера: Учебное пособие, в 2 частях – Москва – Елец, 2017.

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

_______________Информатика________________

название дисциплины

Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий или выполнения контрольных работ.

Итоговый контроль реализуется в форме выполнения зачетной практической работы или тестирования.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

знать:

  • основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
  • назначение и функции операционных систем.

уметь:

  • оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
  • распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
  • оценивать достоверность  информации, сопоставляя различные источники;
  •  иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
  • наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе в самообразовании;
  • ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
  • автоматизации коммуникационной деятельности;
  • соблюдение этических и правовых норм при работе с информацией;
  • эффективной организации индивидуального информационного пространства.

Контрольные и практические работы, опросы, тесты, зачетные занятия, итоговые практические работы, выполнение мини-проектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 10 класс по профессионально - трудовому обучению (столярное дело)

Программа рассчитана на обучающихся, воспитанников, профессиональных классов на базе коррекционной школы VIII вида, для тех, кто хочет углубить и обобщить уже полученные знания и умения, по ...

Рабочая программа 11 класс по профессионально - трудовому обучению (столярное дело)

Рабочая программа по столярному делу для 11-го класса специальной коррекционной школы – интерната № 95 VIII вида....

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 6 класса " Учусь делать добро"

Рабочая программа разработана для учащихся 6 класса . В ней освещается работа тимуровского движения в классе....

Рабочая программа внеурочных занятий по Технологии. 5 класс. "Столярное дело. Часть-1"

Рабочая программа внеурочных занятий по предмету Технология: «Основы столярного дела» для 5 -х классов,  количество учебных часов- 68, (2 часа в неделю) разработана на основе  учебного издан...

Рабочие программы по истории для специальности "Сестринское дело" очной и очно-заочной форм обучения

Рабочие программы по истории разработаны в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 34.02.01 «Сестринское дело», квалификация медицинская сестра / медицинский брат, базовой подготовки сре...

Рабочая программа по профессионально - трудовому обучению по профилю «Столярное дело» составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений YIII вида под редакцией В.В. Воронковой. М., Гуманитарный издательский центр «Владо

Рабочая программа по профессионально - трудовому обучению по профилю «Столярное дело» составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений YIII вида под редакцией В.В....