Рабочая программа по истории для специальности Акушерское дело
рабочая программа по истории на тему

Рабочая программа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное  учреждение

среднего профессионального образования

«Сызранский медико-гуманитарный колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

«ИСТОРИЯ»

2013 г.

Рассмотрена и одобрена на заседании

     ЦМК ОГСЭМЕД

  Протокол  № ____   от «___»________г.

     Председатель ЦМК _________________

                           /Т.А. Назарова/

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

_____________________

/Н.А. Шигина/

        

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 060201 Акушерское дело.

Разработчик:

Студеникин Ю.Е. преподаватель


СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                         стр.

 

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ                                                                                 4

                                                                                   

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

    ДИСЦИПЛИНЫ                                                                                 5

                                                                                 

         3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

             УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                                             9

                                                             

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

             УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                                            11                                                            


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ИСТОРИЯ»

  1. Область применения программы.

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 060201 Акушерское дело.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной

образовательной программы: учебная дисциплина «История» относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу основной        профессиональной образовательной программы.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения

дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

–   ориентироваться    в    современной    экономической,   политической, культурной ситуации в России и мире;

–  выявлять    взаимосвязь    отечественных,    региональных,    мировых социально-экономических, политических и культурных проблем.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

– основные направления ключевых регионов мира на рубеже XX и XXI вв.;

–сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX – начале XXI вв.;

– основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих регионов мира;

– назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и их деятельности;

– о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;

– содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающихся 72 часа,

в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся 48 часов;

самостоятельной работы обучающихся 24 часа.

  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

72

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

24

в том числе:

внеаудиторная самостоятельная работа (подготовка реферата, эссе, сообщений, оформление таблиц, поиск дополнительного материала по теме)

24

Итоговая аттестация в форме экзамена

  1. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Развитие СССР и его

место в мире в 1980-е

гг.

20

Тема 1.1.

Основные тенденции

развития СССР к

1980-м гг.

Содержание учебного материала

6

Теоретические занятия:

1.  Внутренняя политика государственной власти в СССР к началу 1980-х гг. Особенности идеологии, национальной и социально-экономической политики.

2.  Культурное развитие народов Советского Союза и русская культура.

3.  Внешняя политика СССР. Отношения с сопредельными государствами, Евросоюзом, США, странами «третьего мира».

репродуктивный

Самостоятельная работа:

1.  Рассмотрение фото и киноматериалов, анализ документов по различным аспектам идеологии, социальной и национальной политики в СССР к началу 1980-х гг.

2.Используя средства Интернет, сделайте хронологическую подборку плакатов социальной направленности за 1977-1980 гг. Прокомментируйте полученный результат.

2

Тема 1.2.

Дезинтеграционные

процессы в России и

Европе во второй

половине 80-х гг.

Содержание учебного материала

6

Теоретические занятия:

1. Политические события в Восточной Европе во второй половине 80-х гг.

2. Отражение событий в Восточной Европе на дезинтеграционных процессах в СССР.

3. Ликвидация (распад) СССР и образование СНГ. Российская Федерация как правопреемница СССР.

репродуктивный

Практические занятия:

1.  Рассмотрение   и   анализ   документального   (наглядного   и   текстового)   материала,   раскрывающего деятельность политических партий и оппозиционных государственной власти сил в Восточной Европе.

2.  Рассмотрение биографий политических деятелей СССР второй половины 1980-х гг., анализ содержания программных документов и взглядов избранных деятелей.

3.  Работа с историческими картами СССР и РФ за 1989-1991 гг.: экономический, внешнеполитический, культурный геополитический анализ произошедших в этот период событий

2

продуктивный

Самостоятельная работа обучающихся:

Предложите   (в   объеме   2-3   стр.)   проект   внешнеполитического   курса   СССР   на   1985-1990   гг., альтернативного «новому мышлению».

Соберите подборку фотодокументов, иллюстрирующих события «балканского кризиса» 1998-2000 гг.

Можно ли считать проблемы Ольстера в Великобритании, Басков с Испании, Квебека в Канаде и пр.

4


схожими с проблемами на территории СНГ в Приднестровье, Абхазии, Северной Осетии, Нагорном Карабахе и др. Ответ обосновать.

Раздел 2.

Россия и мир в конце

XX - начале XXI

века.

52

Тема 2.1.

Постсоветское

пространство в 90-е

гг. XX века.

Содержание учебного материала

6

Теоретические занятия:

1.  Локальные национальные и религиозные конфликты на пространстве бывшего СССР в 1990-е гг.

2.  Участие международных организаций (ООН, ЮНЕСКО) в разрешении конфликтов на постсоветском пространстве.

3.  Российская   Федерация   в   планах   международных   организаций:  военно-политическая   конкуренция   и экономическое сотрудничество. Планы НАТО в отношении России.

репродуктивный

Практические занятия

1.  Работа с историческими картами и документами, раскрывающими причины и характер локальных конфликтов в РФ и СНГ в 1990-е гг.

2.  Анализ программных документов ООН, ЮНЕСКО, ЕС, ОЭСР в отношении постсоветского пространства: культурный, социально-экономический и политический аспекты.

3.  Рассмотрение международных доктрин об устройстве мира. Место и роль России в этих проектах.

2

продуктивный

Самостоятельная работа обучающихся.

Предложите в тезисной форме перечень важнейших внешнеполитических задач, стоящих перед Россией после распада территории СССР.

Попытайтесь   сделать   прогноз   востребованности   конкретных   профессий   и   специальностей   для российской экономики на ближайшие несколько лет. Обоснуйте свой прогноз.

3

Тема 2.2.

Укрепление влияния

России на

постсоветском

пространстве.

Содержание учебного материала

6

Теоретические занятия:

1.  Россия на постсоветском пространстве: договоры с Украиной, Белоруссией, Абхазией, Южной Осетией и пр.

2.  Внутренняя политика России на Северном Кавказе. Причины, участники, содержание,    результаты вооруженного конфликта в этом регионе.

3.  Изменения в территориальном устройстве Российской Федерации.

репродуктивный

Практические занятия

1.  Рассмотрение и анализ текстов договоров России со странами СНГ и вновь образованными государствами с целью определения внешнеполитической линии РФ.

2.  Изучение исторических и географических карт Северного Кавказа, биографий политических деятелей обеих сторон конфликта, их программных документов. Выработка учащимися различных моделей решения конфликта.

3.  Рассмотрение политических карт 1993-2009 гг. и решений Президента по реформе территориального устройства РФ.

2

продуктивный

Самостоятельная работа обучающихся:

Существуют ли отличия в содержании понятий «суверенитет», «независимость» и «самостоятельность» по отношению к государственной политике. Ответ объясните.

Оцените эффективность мер Президента и Правительства по решению проблемы межнационального конфликта в Чеченской республике за 1990 – 2009 гг.

2

Тема 2.3.

Содержание учебного материала


Россия и мировые

интеграционные

процессы

Теоретические занятия:

1.  Расширение  Евросоюза,  формирование  мирового  «рынка  труда»,     глобальная  программа  НАТО  и политические ориентиры России.

2.  Формирование единого образовательного и культурного пространства в Европе и отдельных регионах мира. Участие России в этом процессе.

4

репродуктивный

Практические занятия

1.  Анализ документов ВТО, ЕЭС, ОЭСР, НАТО и др. международных организаций в сфере глобализации различных сторон жизни общества с позиции гражданина России.

2.  Изучение основных образовательных проектов с 1992 г с целью выявления причин и результатов процесса внедрения рыночных отношений в систему российского образования.

2

продуктивный

Самостоятельная работа обучающихся:

Найдите схожие и отличительные стороны процессов построения глобального коммунистического общества в начале XX века и построения глобального демократического общества во второй половине XX – начала XXI вв.

4

Тема 2.4.

Развитие культуры в

России.

Содержание учебного материала

4

Теоретические занятия:

1.  Проблема экспансии в Россию западной системы ценностей и формирование «массовой культуры».

2.  Тенденции сохранения национальных, религиозных, культурных традиций и «свобода совести» в России.

3.  Идеи «поликультурности» и молодежные экстремистские движения.

репродуктивный

Практические занятия

1.   Изучение наглядного и текстового материала, отражающего традиции национальных культур народов России, и влияния на них идей «массовой культуры».

2.  «Круглый стол» по проблеме: место традиционных религий, многовековых культур народов России в условиях «массовой культуры» глобального мира.

3.  Сопоставление  и  анализ  документов,  отражающих  формирование  «общеевропейской»  культуры,  и документов современных националистических и экстремистских молодежных организаций в Европе и России.

2

продуктивный

Самостоятельная работа обучающихся:

Согласны ли Вы с утверждением, что культура общества это и есть его идеология. Обоснуйте свою позицию.

Современная молодежь и культурные традиции: «конфликт отцов и детей» или трансформация нравственных ценностей и норм в рамках освоения «массовой культуры»?

4

Тема 2.5.

Перспективы

развития РФ в

современном мире.

Содержание учебного материала

6

Теоретические занятия:

1.  Перспективные направления и основные проблемы развития РФ на современном этапе.

2.  Территориальная целостность России, уважение прав ее населения и соседних народов главное условие политического развития.

3.  Инновационная деятельность приоритетное направление в науке и экономике.

4.  Сохранение традиционных нравственных ценностей и индивидуальных свобод человека основа

развития культуры в РФ.

репродуктивный

Практические занятия:

1.    Осмысление сути важнейших научных открытий и технических достижений в современной России с позиций их инновационного характера и возможности применения в экономике.

2.    «Круглый  стол» по  проблеме  сохранения  индивидуальной  свободы  человека, его  нравственных ценностей и убеждений в условиях усиления стандартизации различных сторон жизни общества.

Самостоятельная работа обучающихся:

Почему по мере ослабления центральной государственной власти происходило усиление межнациональных конфликтов в СССР России на протяжении 1980-2000 гг.

Проанализируйте пути и средства формирования духовных ценностей общества в современной России.

5

Примерная тематика курсовой работы (проекта)                     не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом)                         не предусмотрено

Всего:

72


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета истории, или, при его отсутствии, кабинета оборудованного ТСО. Оборудование учебного кабинета:

Технические   средства   обучения:   проектор,   экран,   компьютер   с лицензионным программным обеспечением.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,

дополнительной литературы.

Основная литература:

1.  История России, 1945-2007 гг.: 11 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. /Под ред. Данилова А.А., Уткина А.И., Филиппова А.В. – М.: Просвещение, 2008. – 367 с.

2.  История современной России, 1991-2003: учеб. пособие /В.И. Короткевич. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. – 293 с.

3.  Россия и мир в XX - нач. XXI вв. Учебник 11 класс. /Под ред. Алексашкиной Л.Н. – М.: Просвещение, 2007. - 432 с.

Интернет-ресурсы:

http://school-collection.edu.ru

Дополнительная литература:

1.  Бжезинский З. Великая шахматная доска. М.: Международные отношения, 1998. – 254 с.

2.  Большая энциклопедия России: Современная Россия. М.: ИДДК, 2007. MDF. eBook (компьютерное издание). 99 Мб

3.  Ванюков Д.А. Демократическая Россия конца ХХ - начала ХХI века. /Д.А. Ванюков. М.: Мир книги, 2007. - 240 с.

4.  Дегтев Г.В. Становление и развитие института президентства в России : теоретико-правовые  и   конституционные  основы  / Г.В. Дегтев; МГИМО (ун-т) МИД РФ, Междунар. ин-т упр. – М. : Юристъ, 2005. – 237 с.

5.  Дроздов Ю. Россия и мир. Куда держим курс. /Ю.Дроздов. – М.: Артстиль-полиграфия, 2009. - 352 с.

6.  Изосимов Ю.Ю. Справочное пособие по отечественной истории современного периода. 1985-1997 гг. /Ю.Ю. Изосимов. – М.: Аквариум, 1998. – 217 с.

7.  Кузык Б.Н.Россия и мир в XXI веке / Б.Н. Кузык. Издание второе. – М.: Институт экономических стратегий, 2006. – 544с.

8.  Леонов Н. Закат или рассвет? Россия: 2000–2008. /Н.Леонов. М., 2008. – 545 с.

9.  Нарочницкая Н.А. Россия и русские в современном мире. М.: Алгоритм, 2009. – 416 с.

10. Печенев В.А. «Смутное время» в новейшей истории России (1985-2003): ист. свидетельства и размышления участника событий / В. Печенев. - М.: Норма, 2004. – 365 с.

11. Россия и страны мира. 2008. Статистический сборник. М.: Росстат, 2008. – 361 С.

12. Сурков В.Ю. Основные тенденции и перспективы развития современной России. /В.Ю. Сурков. М.: Современный гуманит. университет, 2007. – 49 с.

13. Шубин А. Мировой порядок. Россия и мир в 2020 году. /А.Шубин. М.: Европа, 2005. – 232 c.


4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные

знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- ориентироваться в современной экономической, политической, культурной ситуации в России и мире;

- выявлять взаимосвязь отечественных,        региональных, мировых  социально-экономических,   политических   и культурных проблем.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- основные       направления ключевых     регионов     мира     на рубеже XX и XXI вв.;

- сущность      и      причины локальных,               региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX – начале XXI вв.;

- основные  процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные)     политического  и  экономического развития ведущих регионов мира;

- назначение ООН, НАТО, ЕС и др. организаций и их деятельности;

-о  роли  науки, культуры  и религии  в сохранении и укреплении    национальных      и государственных традиций;

- содержание   и   назначение важнейших  правовых   и законодательных актов мирового и регионального значения.

Формы контроля обучения:

– домашние задания проблемного характера;

– практические задания по работе с информацией, документами, литературой;

подготовка    и    защита    индивидуальных    и групповых заданий проектного характера.

Формы оценки результативности обучения:

-    накопительная   система   баллов,   на   основе которой выставляется итоговая отметка.

-  традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка

Методы контроля направлены на проверку умения учащихся:

– отбирать и оценивать исторические факты,

процессы, явления;

– выполнять условия здания на творческом уровне с представлением собственной позиции;

– делать осознанный выбор способов действий из ранее известных;

–   осуществлять      коррекцию  (исправление)

сделанных ошибок на новом уровне предлагаемых заданий;

– работать в группе и представлять как свою, так и позицию группы;

методы оценки результатов обучения:

– мониторинг   роста    творческой

самостоятельности и навыков получения нового

знания каждым обучающимся

формирование        результата        итоговой аттестации   по   дисциплине   на   основе   результатов экзамена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории для специальной (коррекционной) общеобразовательной школы IV вида.

Рабочая программа по истории  на ступени основного общего образования в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе IV вида составлена на основе федерального компонента Государственного...

Рабочая программа по истории для 1 курса специальности 34.02.01. "Сестринское дело"

Рабочая программа учебной дисциплины "История"  составлена в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 34.02.01 «Сестринское дело», квалификация медицинская сестра / медицинский брат,...

Рабочие программы по истории для специальности "Сестринское дело" очной и очно-заочной форм обучения

Рабочие программы по истории разработаны в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 34.02.01 «Сестринское дело», квалификация медицинская сестра / медицинский брат, базовой подготовки сре...

Рабочая тетрадь для специальностей "Акушерское дело", "Сестринское дело"

Рабочая тетрадь по теме: первая помощь посвящена изучению лексического материала, входящего в программу по иностранному языку  (английскому) ГАПОУ ТО «Тюменский медицинский колледж» п...

Учебное пособие для специальности "Акушерское дело"

Пособие содержит тематические тексты для чтения, диалоги, закрепляющие упражнения и задания для самостоятельной работы.Цель пособия – развитие навыков чтения, перевода и понимания текстов такого...

Рабочая программа по "Истории" для специальностей цикл ОГСЭ

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) в соответствии с ФГОС по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и со...

Рабочая программа дисциплины "Информатика" для специальности Банковское дело 1 курс

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС специальности 38.02.07 Банковское дело....