Урок информатики. Тема: «Двоичная система счисления. Двоичная арифметика». 8 класс
план-конспект занятия по информатике и икт (8 класс)
Цель: развитие интересов и способностей учащихся к информатике на основе изучения двоичной системы счисления и арифметических действий на ней.
Задачи:
- Образовательные: познакомить учащихся с правилами сложения и умножения в двоичной системе счисления, отработать и закрепить полученные на уроке знания.
- Развивающие: способствовать развитию у учащихся логического мышления, памяти, внимания, умения работать в парах и самостоятельно с заданиями различного уровня сложности, а также развивать мотивацию к учебной деятельности.
- Воспитательные: формировать познавательную и творческую активность учащихся, воспитывать у них чувство ответственности, коммуникативность, толерантность, волю и настойчивость.
Тип урока: урок освоения новых знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_informatiki_v_8_klasse.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 17
Урок информатики.
Тема: «Двоичная система счисления. Двоичная арифметика».
8-а класс
Подготовила: Зезюлина Анастасия Сергеевна,
учитель информатики,
первая квалификационная категория
2021 -2022 учебный год
Урок информатики в 8 классе
«Двоичная система счисления. Двоичная арифметика»
Цель: развитие интересов и способностей учащихся к информатике на основе изучения двоичной системы счисления и арифметических действий на ней.
Задачи:
- Образовательные: познакомить учащихся с правилами сложения и умножения в двоичной системе счисления, отработать и закрепить полученные на уроке знания.
- Развивающие: способствовать развитию у учащихся логического мышления, памяти, внимания, умения работать в парах и самостоятельно с заданиями различного уровня сложности, а также развивать мотивацию к учебной деятельности.
- Воспитательные: формировать познавательную и творческую активность учащихся, воспитывать у них чувство ответственности, коммуникативность, толерантность, волю и настойчивость.
Тип урока: урок освоения новых знаний.
Планируемые УУД:
Предметные результаты:
- уметь определять основание системы счисления и ее алфавит;
- уметь выполнять переводы из двоичной системы счисления в десятичную и наоборот;
- уметь выполнять арифметические операции с числами в двоичной системе счисления.
Метапредметные результаты:
- уметь самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему;
- определять цель учебной деятельности;
- уметь планировать свою работу при выполнении заданий учителя.
Познавательные УУД:
- уметь определять понятия, устанавливать аналогии;
- уметь ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания;
- уметь пользоваться различными источниками информации;
- уметь наблюдать, читать, слушать;
- уметь анализировать, обобщать, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
- уметь сравнивать, выделять причины и следствия, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы;
- уметь работать с текстом, таблицей, схемой, графиками, иллюстрациями и др.
Коммуникативные УУД:
- уметь строить эффективное взаимодействие с одноклассниками;
- уметь слушать и понимать речь других;
- уметь задавать вопросы по теме;
- уметь работать индивидуально и в группе.
Регулятивные УУД:
- уметь понимать свои интересы, увидеть проблему, задачу, выразить её словесно;
- владеть основами самоконтроля, самооценки;
- уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.
Личностные результаты:
- понимать роль фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий
Оборудование: Мультимедийная презентация, проектор, интерактивная доска, компьютеры, программа калькулятор, дидактический раздаточный материал.
Образовательные ресурсы: https://docs.google.com/document/d/1WCAOG2OEyEs9MO42MyLHxmfHpVe3OxNsyae-MuQjrJU/edit?usp=sharing
Технологическая карта урока информатики в 8 а классе
Информатика: учебник для 8 класса / Л.Л. Босова, А.Ю, Босова. – 5-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020. – 160 с.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД | ||||||||||
I.Организационный момент (2 минуты) | Приветствует учеников, проверяет отсутствующих. Мотивирует учащихся к учебной деятельности. Создаёт эмоциональный настрой. | Рассаживаются по местам. Приветствуют учителя. Слушают. | Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | ||||||||||
II.Актуализация знаний (5 минут) | Проверка домашнего задания. Учитель вызывает к доске трех человек, которые записывают ответы (согласно варианту) из домашнего задания. Оценивает их ответы. В случаи ошибок обсуждает их с классом и вносит исправления. | Учащиеся сверяют свои ответы с ответами на доске и самостоятельно выставляют себе оценку. | Регулятивные: оценка уровня усвоения, осознание качества освоения. Познавательные: структурирование знаний. | ||||||||||
III.Постановка цели и задачей урока. Мотивация учебной деятельности учащихся ( 5 минут) | Ей было 1100 лет, Она в 101-й класс ходила, В портфеле по 100 книг носила - Все это правда, а не бред. Когда пыля десятком ног, Она шагала по дороге, За ней всегда бежал щенок С одним хвостом, зато 100-ногий. Она ловила каждый звук Своими десятью ушами, И 10 загорелых рук Портфель и поводок держали. И 10 темно-синих глаз Рассматривали мир привычно... Но станет все совсем обычным, Когда поймете наш рассказ. Решите, казалось бы, простой пример: 1+1=? (учащиеся отвечают «2»). Это верно, если бы счет велся в десятичной системе счисления, но как мы знаем цифры «2» не может быть в двоичной системе счисления, так как известно, что алфавит этой системы состоит всего из двух цифр (1 и 0). Как же происходит сложение и умножение двоичных чисел………… Вот это и предстоит нам сегодня выяснить. Сегодняшний урок будет посвящен двоичной системе счисления и арифметическим действиям в двоичной системе счисления. Запишите, пожалуйста, тему сегодняшнего урока. Тема урока: Двоичная система счисления. Двоичная арифметика | Учащиеся в ходе обсуждения приходят к выводу, что в стихотворении используется двоичная система счисления. Слушают учителя, отвечают на вопросы. Вместе с учителем определяют цели и задачи урока. Записывают тему в тетрадь. | Личностные: смыслообразование, то есть установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные: планирование – умение действовать по плану и планировать свою деятельность; целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Личностные: самоопределение. | ||||||||||
IV.Изучение нового материала (8 минут) | Двоичная система счисления издавна была предметом пристального внимания многих ученых. Пьер Симон Лаплас, французский астроном, математик и физик писал о своем отношении к двоичной (бинарной) системе счисления великого математика Лейбница: «В своей бинарной арифметике Лейбниц видел прообраз творения. Ему представлялось, что единица представляет божественное начало, а нуль – небытие и что высшее существо создает все из небытия точно таким же образом, как единица и нуль в его системе выражают все числа… Мысль выражать все числа немногими знаками, придавая им значение по форме, её значение по месту, настолько проста, что именно из-за этой простоты трудно оценить, насколько она удивительна …» Эти слова подчеркивают универсальность алфавита, состоящего из двух символов. Все позиционные системы счисления “одинаковы”, а именно, во всех них выполняются арифметические операции по одним и тем же правилам: - справедливы одни и те же законы арифметики: коммутативный (переместительный), ассоциативный (сочетательный), дистрибутивный (распределительный); - справедливы правила сложения, вычитания, умножения и деления столбиком; - правила выполнения арифметических операций опираются на таблицы сложения и умножения. Правила двоичной арифметики гораздо проще правил десятичной арифметики. Вот все возможные варианты сложения и умножения однозначных двоичных чисел. Демонстрирует таблицы сложения и умножения.
Своей простотой и согласованностью с битовой структурой компьютера памяти двоичная система счисления и привлекла изобретателей компьютера. Ее гораздо проще реализовать техническими средствами, чем десятичную систему. Вот пример сложения столбиком двух многозначных двоичных чисел: 1011011101 + 111010110 10010110011 А теперь посмотрите внимательно на следующий пример умножения многозначных двоичных чисел: 1101101 * 101 1101101 0000000 1101101 1000100001
| Слушают объяснение учителя Записывают таблицы в тетрадь. Слушают объяснение учителя, записывают примеры в тетрадь. | Личностные: умение взаимодействовать в учебной деятельности. Регулятивные: планирование – умение действовать по плану и планировать свою деятельность; целеполагание – способность обозначать цели и следовать им в учебной деятельности. Познавательные: структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||||||||||
V.Физкультминутка (2 минуты) | Выполнение несложных движений в пределах посадочных мест учащихся | Учащиеся выполняют физкультминутку. | |||||||||||
VI.Первичное закрепление нового материала (8 минут) | Работа по группам. Класс делится на 2 группы. От каждой группы один человек решает за доской. Остальные решают коллективно. Какая группа выполнит задание быстрее и верно, та получает 5 баллов. 101 + 11 [1000] 101 . 11 [1111] | Учащиеся делятся на группы. Решают задания. | Личностные: смыслообразование. Регулятивные: прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний; умение контролировать процесс и результаты учебной деятельности. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; слушать и понимать речь других. Познавательные: структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. | ||||||||||
VII.Самопроверка (6 минут) | А сейчас проверим, как вы усвоили правила выполнения арифметических действий в двоичной системе счисления. Будем решать задания на листочках, а затем, используя программу Калькулятор, проверять правильность выполнения. Заданий всего пять. За верный результат на листочках ставите себе 1, за неверный – 0. Подсчитав полученные баллы, вы поставите себе оценку за урок. 1 вариант 111001102 + 1100012 111000102 – 1100112 11012* 1112 Ответы 1 вариант: 100010111 10101111 1011011 2 вариант 110110012 + 1011002 111010002 – 1001112 10112 * 1012 Ответы 2 вариант: 100000101 11000001 110111 | Учащиеся решают задания на листочках, затем проверяют правильность решения, используя программу Калькулятор. Выставляют себе оценку. Листочки сдают учителю. | Личностные: формирование объективной самооценки. Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; умение оценить, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Познавательные: Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | ||||||||||
VIII.Подведение итогов урока. Домашнее задание, инструктаж. Рефлексия. (4 минуты) | Итак, ребята, сегодня на уроке мы рассмотрели двоичную систему счисления и научились выполнять арифметические действия в двоичной системе счисления. Что было для вас необычно? Что вы узнали нового и интересного? Какие вопросы и трудности у вас возникали? Выставление оценок за урок. 1.Решить предложенные задания по теме на Google-диске (Пункт 1.2. – Двоичная система счисления (Варианты распределяются учителем) - https://docs.google.com/document/d/1WCAOG2OEyEs9MO42MyLHxmfHpVe3OxNsyae-MuQjrJU/edit?usp=sharing 2. Повторить основные понятия, алгоритмы и правила арифметических действий. | Учащиеся отвечают на вопросы, дают оценку урока, записывают домашнее задание. | Регулятивные: контроль процесса и результатов учебной деятельности. Личностные: самоопределение – система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, своем месте в мире и обществе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
8 класс ФГОС урок на тему: Двоичная система счисления. Двоичная арифметика
технологическая карта урока...
Конспект урока на тему: "Двоичная система счисления"
Конспект урока на тему: "Двоичная система счисления"...
«Перевод из десятичной в произвольную систему счисления. Двоичная арифметика. Практическая работа №4.1 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора»»
Конспект урока по информатике разработан по учебнику Угриновича для 8 класса фГОС. Содержит цели и результаты обучения, технологическую карту урока. В уроке рассматриваются задания по указанной теме, ...
Двоичная система счисления. Двоичная арифметика
Методическая разработка к уроку 8 Класс "Двоичная система счисления. Двоичная арифметика"...
Статья Опыт преподавания темы «Двоичная система счисления. Двоичная арифметика»
Тема «Двоичная система счисления. Двоичная арифметика» изучается в 8 классе в разделе «Математические основы информатики». Данная тема включает в себя рассмотрение двух аспекто...
Методическая разработка урока по теме: «Десятичная система счисления. Натуральные числа», 5 класс
Урок по теме "Десятичная система счисления" разработан по учебнику "Математика 5", авт.С.М. Никольский, М.К.Потапов и др.В процессе обучения математике важное место отводится понят...
«Двоичная система счисления. Перевод целых чисел в пределах от 0 до 1024 в двоичную систему счисления. Арифметические операции в двоичной системе счисления».
Конспект урока по информатике 8 класс. «Двоичная система счисления. Перевод целых чисел в пределах от 0 до 1024 в двоичную систему счисления. Арифметические операции в двоичной системе счис...