Урок информатики. Тема: «Двоичная система счисления. Двоичная арифметика». 8 класс
план-конспект занятия по информатике и икт (8 класс)

Зезюлина Анастасия Сергеевна

Цель: развитие интересов и способностей учащихся к информатике на основе изучения двоичной системы счисления и арифметических действий на ней. 

Задачи:

  1. Образовательные: познакомить учащихся с правилами сложения и умножения в двоичной системе счисления, отработать и закрепить полученные  на уроке знания.
  2. Развивающие: способствовать развитию у учащихся логического мышления, памяти, внимания, умения работать в парах и самостоятельно с  заданиями различного уровня сложности, а также развивать мотивацию к учебной деятельности.
  3. Воспитательные: формировать  познавательную и творческую активность учащихся, воспитывать у них чувство ответственности, коммуникативность, толерантность, волю и настойчивость.

Тип урока: урок освоения новых знаний.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_informatiki_v_8_klasse.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 17

Урок информатики.

Тема: «Двоичная система счисления. Двоичная арифметика».

8-а  класс

                                                                 

                                                                                    Подготовила: Зезюлина Анастасия Сергеевна,

                                                                                                                                        учитель информатики,

                                                                                                                   первая  квалификационная категория

2021 -2022 учебный год

Урок информатики в 8 классе

«Двоичная система счисления. Двоичная арифметика»

Цель: развитие интересов и способностей учащихся к информатике на основе изучения двоичной системы счисления и арифметических действий на ней. 

Задачи:

  1. Образовательные: познакомить учащихся с правилами сложения и умножения в двоичной системе счисления, отработать и закрепить полученные  на уроке знания.
  2. Развивающие: способствовать развитию у учащихся логического мышления, памяти, внимания, умения работать в парах и самостоятельно с  заданиями различного уровня сложности, а также развивать мотивацию к учебной деятельности.
  3. Воспитательные: формировать  познавательную и творческую активность учащихся, воспитывать у них чувство ответственности, коммуникативность, толерантность, волю и настойчивость.

Тип урока: урок освоения новых знаний.

Планируемые УУД:

Предметные результаты:

  • уметь определять основание системы счисления и ее алфавит;
  • уметь выполнять переводы из двоичной системы счисления в десятичную и наоборот;
  • уметь выполнять арифметические операции с числами в двоичной системе счисления.

Метапредметные результаты:

  • уметь самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему;
  • определять цель учебной деятельности;
  • уметь планировать свою работу при выполнении заданий учителя.

Познавательные УУД:

  • уметь определять понятия, устанавливать аналогии;
  • уметь ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания;
  • уметь пользоваться различными источниками информации;
  • уметь наблюдать, читать, слушать;
  • уметь анализировать, обобщать, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
  • уметь сравнивать, выделять причины и следствия, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы;
  • уметь работать с текстом, таблицей, схемой, графиками, иллюстрациями и др.

Коммуникативные УУД:

  • уметь строить эффективное взаимодействие с одноклассниками;
  • уметь слушать и понимать речь других;
  • уметь задавать вопросы по теме;
  • уметь работать индивидуально и в группе.

Регулятивные УУД:

  • уметь понимать свои интересы, увидеть проблему, задачу, выразить её словесно;
  • владеть основами самоконтроля, самооценки;
  • уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.

Личностные результаты: 

  • понимать роль фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий

Оборудование: Мультимедийная презентация, проектор, интерактивная доска, компьютеры, программа калькулятор, дидактический раздаточный материал.

Образовательные ресурсы: https://docs.google.com/document/d/1WCAOG2OEyEs9MO42MyLHxmfHpVe3OxNsyae-MuQjrJU/edit?usp=sharing 

 Технологическая карта урока информатики в 8 а классе

Информатика: учебник для 8 класса / Л.Л. Босова, А.Ю, Босова. – 5-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020. – 160 с. 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

I.Организационный момент

(2 минуты)

Приветствует учеников, проверяет отсутствующих.

Мотивирует учащихся к учебной деятельности. Создаёт эмоциональный настрой.

Рассаживаются по местам. Приветствуют учителя.

Слушают.

Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

II.Актуализация знаний

(5 минут)

Проверка домашнего задания. Учитель вызывает к доске трех человек, которые записывают ответы (согласно варианту) из домашнего задания. Оценивает их ответы. В случаи ошибок обсуждает их с классом и вносит исправления.

Учащиеся сверяют свои ответы с ответами на доске и самостоятельно выставляют себе оценку.

Регулятивные: оценка уровня усвоения, осознание качества освоения.

Познавательные: структурирование знаний.

III.Постановка цели и задачей урока. Мотивация учебной деятельности учащихся  

( 5 минут)

  Ей было 1100 лет,

Она в 101-й класс ходила,

В портфеле по 100 книг носила -

Все это правда, а не бред.

Когда пыля десятком ног,

Она шагала по дороге,

За ней всегда бежал щенок

С одним хвостом, зато 100-ногий.

Она ловила каждый звук

Своими десятью ушами,

И 10 загорелых рук

Портфель и поводок держали.

И 10 темно-синих глаз

Рассматривали мир привычно...

Но станет все совсем обычным,

Когда поймете наш рассказ.

Решите, казалось бы, простой пример:

1+1=? (учащиеся отвечают «2»). Это верно, если бы счет велся в десятичной системе счисления, но как мы знаем цифры «2» не может быть в двоичной системе счисления, так как известно, что алфавит этой системы состоит всего из двух цифр (1 и 0). Как же происходит сложение и умножение двоичных чисел………… Вот это и предстоит нам сегодня выяснить.

Сегодняшний урок будет посвящен двоичной системе счисления и арифметическим действиям в двоичной системе счисления. Запишите, пожалуйста, тему сегодняшнего урока.

Тема урока: Двоичная система счисления. Двоичная арифметика 

Учащиеся в ходе обсуждения приходят к выводу, что в стихотворении используется двоичная система счисления.

Слушают учителя, отвечают на вопросы. Вместе с учителем определяют цели и задачи урока.

Записывают тему в тетрадь.

Личностные: смыслообразование, то есть установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные:

планирование – умение действовать по плану и планировать свою деятельность; целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Личностные:

самоопределение.

IV.Изучение нового материала

(8 минут)

Двоичная система счисления издавна была предметом пристального внимания многих ученых. Пьер Симон Лаплас, французский астроном, математик и физик писал о своем отношении к двоичной (бинарной) системе счисления великого математика Лейбница: «В своей бинарной арифметике Лейбниц видел прообраз творения. Ему представлялось, что единица представляет божественное начало, а нуль – небытие и что высшее существо создает все из небытия точно таким же образом, как единица и нуль в его системе выражают все числа… Мысль выражать все числа немногими знаками, придавая им значение по форме, её значение по месту, настолько проста, что именно из-за этой простоты трудно оценить, насколько она удивительна …»

Эти слова подчеркивают универсальность алфавита, состоящего из двух символов.

Все позиционные системы счисления “одинаковы”, а именно, во всех них выполняются арифметические операции по одним и тем же правилам:

- справедливы одни и те же законы арифметики: коммутативный (переместительный), ассоциативный (сочетательный), дистрибутивный (распределительный);

- справедливы правила сложения, вычитания, умножения и деления столбиком;

- правила выполнения арифметических операций опираются на таблицы сложения и умножения.

Правила двоичной арифметики гораздо проще правил десятичной арифметики. Вот все возможные варианты сложения и умножения однозначных двоичных чисел.

Демонстрирует таблицы сложения и умножения.

Таблица сложения

Таблица умножения


0 + 0 = 0


0*0 = 0


0+1 = 1


0*1 = 1


1 +0=1


1 *0= 1


1 + 1 = 10


1*1 = 1

Своей простотой и согласованностью с битовой структурой компьютера памяти двоичная система счисления и привлекла изобретателей компьютера. Ее гораздо проще реализовать техническими средствами, чем десятичную систему.

Вот пример сложения столбиком двух многозначных двоичных чисел:

  1011011101

+   111010110

10010110011

А теперь посмотрите внимательно на следующий пример умножения многозначных двоичных чисел:

    1101101

*            101

     1101101

   0000000

 1101101

1000100001


Рассмотрим по одному примеру каждого действия. Произведем проверку в десятичной системе счисления.

Пример 1.

100102+10012 = 110112 Проверка 1810 + 910=2710

Пример 2.

100102 * 10012 = 101000102 Проверка 1810 * 910 = 16210

Слушают объяснение учителя

Записывают таблицы в тетрадь.

Слушают объяснение учителя, записывают примеры в тетрадь.

Личностные:

умение взаимодействовать в учебной деятельности.

Регулятивные:

планирование – умение действовать по плану и планировать свою деятельность; целеполагание – способность обозначать цели и следовать им в учебной деятельности.

Познавательные:

структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

V.Физкультминутка

(2 минуты)

Выполнение несложных движений в пределах посадочных мест учащихся

https://disk.yandex.ru/i/sA45eTvRtLgeMA 

Учащиеся выполняют физкультминутку.

VI.Первичное закрепление нового материала

(8 минут)

Работа по группам.

Класс делится на 2 группы. От каждой группы один человек решает за доской. Остальные решают коллективно. Какая группа выполнит задание быстрее и верно, та получает 5 баллов.

101 + 11 [1000] 
10110 + 101 [11011] 
10101 + 1011 [100000]

101 . 11 [1111]
1001 
. 11 [11011]
10101 
. 10[101010]

Учащиеся делятся на группы.

Решают задания.

Личностные: смыслообразование.

Регулятивные: прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний; умение контролировать процесс и результаты учебной деятельности.

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; слушать и понимать речь других.

Познавательные:

структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

VII.Самопроверка

(6 минут)

А сейчас проверим, как вы усвоили правила выполнения арифметических действий в двоичной системе счисления. Будем решать задания на листочках, а затем, используя программу Калькулятор, проверять правильность выполнения. Заданий всего пять. За верный результат на листочках ставите себе 1, за неверный – 0. Подсчитав полученные баллы, вы поставите себе оценку за урок. 

1 вариант

111001102 + 1100012

111000102 – 1100112

11012* 1112

Ответы 1 вариант:

100010111

10101111

1011011

2 вариант

110110012 + 1011002

111010002 – 1001112

10112 * 1012

Ответы 2 вариант:

100000101

11000001

110111

Учащиеся решают задания на листочках, затем проверяют правильность решения, используя программу Калькулятор. Выставляют себе оценку. Листочки сдают учителю.

Личностные: формирование объективной самооценки.

Регулятивные:

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; умение оценить, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Познавательные:

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

VIII.Подведение итогов урока. Домашнее задание, инструктаж. Рефлексия.

(4 минуты)

Итак, ребята, сегодня на уроке мы рассмотрели двоичную систему счисления и научились выполнять арифметические действия в двоичной системе счисления.

Что было для вас необычно? Что вы узнали нового и интересного? Какие вопросы и трудности у вас возникали? Выставление оценок за урок.

1.Решить предложенные задания по теме на Google-диске (Пункт 1.2. – Двоичная система счисления (Варианты распределяются учителем) - https://docs.google.com/document/d/1WCAOG2OEyEs9MO42MyLHxmfHpVe3OxNsyae-MuQjrJU/edit?usp=sharing 

2. Повторить основные понятия, алгоритмы и правила арифметических действий.

Учащиеся отвечают на вопросы, дают оценку урока, записывают домашнее задание.

Регулятивные:

контроль процесса и результатов учебной деятельности.

Личностные:

самоопределение – система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, своем месте в мире и обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему: "Двоичная система счисления"

Конспект урока на тему: "Двоичная система счисления"...

«Перевод из десятичной в произвольную систему счисления. Двоичная арифметика. Практическая работа №4.1 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора»»

Конспект урока по информатике разработан по учебнику Угриновича для 8 класса фГОС. Содержит цели и результаты обучения, технологическую карту урока. В уроке рассматриваются задания по указанной теме, ...

Двоичная система счисления. Двоичная арифметика

Методическая разработка к уроку 8 Класс "Двоичная система счисления. Двоичная арифметика"...

Статья Опыт преподавания темы «Двоичная система счисления. Двоичная арифметика»

Тема «Двоичная система счисления. Двоичная арифметика» изучается в 8 классе в разделе «Математические основы информатики». Данная тема включает в себя рассмотрение двух аспекто...

Методическая разработка урока по теме: «Десятичная система счисления. Натуральные числа», 5 класс

Урок по теме "Десятичная система счисления" разработан по учебнику "Математика 5", авт.С.М. Никольский, М.К.Потапов и др.В процессе обучения математике важное место отводится понят...

«Двоичная система счисления. Перевод целых чисел в пределах от 0 до 1024 в двоичную систему счисления. Арифметические операции в двоичной системе счисления».

Конспект урока по информатике 8 класс. «Двоичная система счисления. Перевод целых чисел в пределах от 0 до 1024 в двоичную систему счисления. Арифметические операции в двоичной системе счис...