Предметные: научится преобразовывать основание и алфавит систем счисления, переходить от свернутой формы записи числа к его развернутой записи. | Метапредметные: Познавательные – управлять своей познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей; планировать собственную деятельность; находить достоверную информацию, необходимую для решения поставленных задач; Регулятивные – владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решения и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Коммуникативные – аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в современной деятельности. | Личностные: Формирование ценностного отношения к учению и результатам обучения; оценивания важности образования |
I Организа-ционный момент | Приветствует класс. Проверяет готовность учащихся к уроку. Создаёт в классе атмосферу психологического комфорта. – Очень рад всех видеть сегодня на уроке! –Все ли готовы получать новые знания?
| Настраиваются на учебную деятельность. Концентрируются на работе на уроке. Приём «Самопроверка». – Для урока я подготовил... – Я сосредотачиваюсь на уроке изучении ... (информатики). – Мои мысли об ... (информатике). | Формируют навыки само- организации |
II Актуализация опорных знаний и жизненного опыта. Постановка цели и задач урока | Предлагает учащимся рассказать о том, что они знают о «системах счисления»
Вопрос запуска постановки учебной задачи: – Достаточно ли у вас знаний о системах счисления? Формирует учебную задачу: – Исследовать системы счисления | Продолжают предложения: – О системах счисления я знаю.... –Мы изучали... – Я самостоятельно читал ... Осознают важность решения поставленной задачи | Развивают навыки целеполагания. |
III Сообщение темы. Постановка цели и задач урока | Сообщает тему урока. Организовывает совместное с учащимися формирование цели и задач урока. – Внимательно прочитайте тему урока. –Как бы вы сформулировали задачи урока исходя из темы? – Чему вы бы хотели научиться на уроке? | Записывают в тетрадь тему урока. Учувствуют в формировании целей и задач урока: – усвоить суть понятия «системы счисления»; – научится приводить примеры систем счисления. – научится характеризовать системы счисления. | Формируют умения принимать и сохранять учебную задачу |
IV Мотивирование к учебной деятельности | Способствует обсуждению мотивационных вопросов. – Что я намерен делать сегодня на уроке – Какие усилия нужно приложить, чтобы достичь цели урока? – Почему для меня важно знать как можно больше о системах счисления? – Какова моя цель на данном уроке? | Отвечают на мотивационные вопросы. Создают усилия для успешной учебной деятельности.
| Выражают свои мысли. Развивают навыки само- мотивации |
V Создание ситуации затруднения. Работа над темой урока | Организовывает обсуждение проблемного вопроса: –Какие существуют правила записи чисел? – Где в повседневной жизни понадобится знания о системах счисления? Предлагает проанализировать определение понятия «Система счисления».
Объясняет, что знаки с помощью которых записываются числа, называются цифры, а их совокупность - алфавитом. Предлагает учащимся внимательно изучить информацию и определить слова, словосочетания, которые нужно понять и запомнить; Представить данную информацию в графическом виде (рисунок, схема и т.д.)
Организует исследовательскую деятельность учащихся. Определяет ряд вопросов, на которые учащиеся могут найти ответ самостоятельно в ходе исследовательской работы. Объясняет учащимся непонятные моменты.
Предлагает учащимся проанализировать определения «непозиционная система», «позиционная система». Объясняет учащимся непонятные моменты. В унарной системе используется всего один знак, палочка, зарубка, камешек.
Знакомит с развернутой формулой, записи числа. Aq =±(an–1×qn–1+ an–2 × qn–2+…+ a0 × q0+ a–1×q–1+…+ a–m× q–m) | Принимают участие в обсуждении проблемного вопроса. Предлагают свои идеи и предложения. Анализируют определения. Заполняют таблицу Определение | Ключевые слова | Я не понимаю... | Система счисления – это знаковая система , в которой приняты определенные правила записи чисел. | Знаковая система, правила записи, числа |
|
Делают записи в тетради. Задают уточняющие вопросы.
Анализируют информацию: определяют, что им непонятно и формируют вопросы. Делают записи в тетради. Задают учителю уточняющие вопросы. Заполняют таблицу Информация | Слова, словосочетания, которые нужно понять и запомнить | Графическое представления словесной информации | В любой системе счисления цифры служат для обозначения чисел, называемых узловыми остальные числа получаются в результате каких-либо операций из узловых чисел | Узловые числа, алгоритмические числа, образование чисел.
|
| Система счисления различаются выбором узловых чисел и способами образования алгоритмических чисел. | Выбор узловых чисел, способ образования алгоритмического числа |
| Виды систем счисления: унарная система, непозиционная система, позиционная система | Унарная система, непозиционная система, позиционная система |
|
Работают в группах. Осуществляют поиск информации в разных источниках. Анализируют найденную информацию. Оформляют результаты исследования.
Примеры: Позиционная система счисления это десятеричная система счисления, основанная на арабских числах. 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9. Не позиционная система счисления это римская система счисления I, V, X, L, C, D, M. Палочки для счета в первом классе. «Русские счеты»
А — число; q — основание системы счисления; ai — цифры, принадлежащие алфавиту данной системы счисления; n — количество целых разрядов числа; m — количество дробных разрядов числа; qi — «вес» i-го разряда. Такая запись числа называется развёрнутой формой записи.
| Выражают свои мысли в соответствии с задачей.
Проводят иследование |
VI Закрепление изученного материала | Организовывает самоанализ усвоенных учащимися знаний. Помогает учащимся сделать вывод о необходимости дополнительного изучения рассмотренного на уроке материала.
| Отвечают на вопросы. Определяют уровень усвоения знаний. Заполняют таблицу. Вопросы | Варианты ответов | Знаю ответ на вопрос | Не знают ответа на вопрос | Что такое система счисления? |
|
| Какие существуют системы счисления? |
|
| Что такое узловые числа? |
|
| Что собой представляет позиционная система счисления? |
|
|
Анализируют ответы на вопросы. Проводят дополнительное изучение нового материала. Задают вопросы учителю. | Осуществляют актуализацию полученных на уроке знаний и умений |
VIII Подведение итогов урока Рефлексия. | Организует подведение итогов урока обучающимися. Способствует размышлению учащихся над вопросами: – Каковы мои достижения на уроке? – С какими трудностями я столкнулся при изучении процесса передачи информации? – Достиг ли я поставленной цели? –Насколько хорошо я понимаю термин «Система счисления»? | Подводят итоги своей работы на уроке. Проводят самооценку, рефлексируют. | Отслеживают цель учебной деятельности |