Логические задачи
учебно-методический материал по информатике и икт

Задачи на взаимно-однозначное соответствие. Применяются в курсе информатики при изучении тем "Табличные информационные модели", "Основы логики", "обработка информации.
Возможно применение на уроках математики в начальной школе, 5-6 классах. В этом случае используются как занимательные задачи на уроках, занятиях дополнительного образования, подготовке к олимпиадам, занятиях с одаренными детьми и имеющими повышенный интерес к математике.

 

17 карточек по 2 задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logicheskie_zadachi.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

1. Галя, Марина и Оля пришли на праздничный утренник в платьях разного цвета: в жёлтом, синем и розовом. Галя была не в жёлтом, Марина — не в желтом и не в розовом. В каком платье была каждая девочка? (Заполните таблицу, используя условные обозначения + истина - ложь)

2. Четыре приятеля — Женя, Костя, Дима и Вадим — делали украшения к празднику. Кто-то делал гирлянды из золотой бумаги, кто-то — красные шары, кто-то — гирлянды из серебряной бумаги, а кто-то — хлопушки из золотой бумаги. Костя и Дима работали с бумагой одного цвета, Женя и Костя делали одинаковые игрушки. Кто какие украшения делал?

1.  Встретились три подруги: Белова, Розова и Краснова. На одной из них было красное платье, на другой – розовое, на третьей – белое. Девочка в белом платье говорит Красновой: «Нам надо поменяться платьями, а то цвет наших платьев не соответствует фамилиям». Кто в какое платье был одет?

2. В гараже стоят машины: «Волга», «Москвич», «Жигули» и «Нива». Все машины разного цвета: белого, черного, красного, синего. Известно, что белая машина с прицепом; «Волга» ни красного, ни черного цвета; «Нива» не черного; «Москвич» не красного; а «Жигули» с прицепом. Какая машина какого цвета?

1.  У трех подружек – Ксюши, Насти и Оли – новогодние карнавальные костюмы белого, синего и розового цветов, а шапочки тех же цветов. У Насти цвет костюма и шапочки совпали, у Ксюши ни костюм, ни шапочка не были розового цвета, а Оля была в белой шапочке, но цвет костюма у нее не был белым. Как были одеты девочки?

2. Ваня, Петя, Саша и Коля носят фамилии, начинающиеся на буквы В, П, С и К. Известно, что:

1)  Ваня и С. - отличники; 2)  Петя и В. - троечники; 3)  В. ростом выше П.; 4)  Коля ростом ниже П.; 5)  у Саши и Пети одинаковый рост.

На какую букву фамилия каждого мальчика?

1.  Миша, Сережа и Яша участвовали в шахматном турнире. Один из них учится во 2 «А», другой – во 2 «Б», третий – во 2 «В». Первую партию сыграли Миша и ученик 2 «А». Вторую – Сережа с учеником 2 «В», а Миша отдыхал. В каком классе учится каждый из мальчиков?

2. В бутылке, стакане, кувшине и банке находятся молоко, лимонад, квас и вода. Известно, что: вода и молоко не в бутылке; в банке не лимонад и не вода; стакан стоит между банкой и сосудом с молоком. В каком сосуде находится каждая из жидкостей?

1. В кафе встретились три друга: скульптор Белов, скрипач Чернов и художник Рыжов. «Замечательно, что у одного из нас белые, у другого черные, а у третьего рыжие волосы, но ни у кого цвет волос не соответствует фамилии», — заметил черноволосый. «Ты прав», — сказал Белов. Какого цвета волосы у художника?

2. Наташа, Валя, Маша, Галя и Лена вырезали из бумаги разные фигуры. Кто-то вырезал круг из бумаги в клетку, кто-то круг из бумаги в линейку, кто-то квадрат из бумаги в клетку, кто-то квадрат из бумаги в линейку, а кто-то флажок из белой бумаги. Галя и Валя вырезали круги. Галя и Наташа вырезали из бумаги в клетку. Наташа и Маша вырезали квадраты. Кто какие фигуры вырезал?

1.  Три клоуна Бим, Бом и Бам вышли на арену в красной, зеленой и синей рубашках. Их туфли были тех же цветов. У Бима цвета рубашки и туфель совпадали. У Бома ни туфли, ни рубашка не были красными. Бам был в зеленых туфлях, но в рубашке другого цвета. Как были одеты клоуны?

2.  Маша, Саша, Даша, Валя и Катя рисовали цветы. Они нарисовали синий колокольчик, красный тюльпан, желтый тюльпан, красную гвоздику и желтый нарцисс. Маша и Саша рисовали одинаковые цветы, а Саша и Катя раскрашивали свои цветы одним фломастером. Желтыми были цветы Маши и Вали. Что нарисовала каждая из девочек?

1.  В одном классе учатся Андрей, Иван и Дмитрий. Их фамилии Иванов, Андреев и Дмитриев. Установи фамилию каждого из ребят, если известно, что Иван не Иванов, Андрей не Андреев, а Дмитрий не Дмитриев. Также известно, что Андрей живет в одном доме с Дмитриевым.

2. В начале лета школьники организовали бригаду и избрали бригадира, заместителя и звеньевых первого, второго и третьего звеньев. Должности заняли Аня, Вася, Гриша, Таня и Дима. Звеньевыми первого и второго звеньев были девочки. Таня узнала, что бригадир и звеньевая второго звена – брат и сестра. Гриша дружит с бригадиром и его заместителем. У Васи сестёр нет. Назовите должности ребят.

1. Три друга –Алёша, Боря и Витя учатся в одном классе. Один из них ездит домой на автобусе, один на трамвае, один на троллейбусе. Однажды после уроков Алёша пошёл проводить своего друга на автобусную остановку. Когда мимо них проходил троллейбус, третий друг крикнул из окна «Боря, ты забыл тетрадку в школе!» Кто из друзей на чём ездит домой?

2. В соревнованиях по гимнастике Аня, Вера, Галя и Наташа заняли первые четыре места. Определите, кто какое место занял, если известно, что Галя вторая, Наташа хотя и не стала победителем, но в призеры попала, а Вера проиграла Ане.

1.   Сидели как-то на берегу реки три школьных товарища и вели неторопливую беседу. Фамилия одного из ребят Токарев, второго — Слесарев, а третьего — Плотников. Отцы их работают плотником, токарем и слесарем. «Интересно, что ни один из наших отцов не работает по той специальности, от которой произошла его фамилия», — сказал мальчик, отец которого слесарь. «А ведь ты прав», — подтвердил после раздумья Токарев. Кем работают отцы мальчиков?

2. Коля, Боря, Вова и Юра заняли первые четыре места в соревновании. На вопрос, какие места они заняли, трое из них ответили: Коля — ни первое, ни четвертое; Боря — второе; Вова не был последним.

Какое место занял каждый мальчик?

1. Аня, Вера и Лиза живут на разных этажах трехэтажного дома. На каком этаже живет каждая из девочек, если известно, что Аня живет не на втором этаже, а Вера — не на втором и не на третьем?

2. В соревнованиях по бегу участвовали 5 мальчиков: Андрей, Борис, Володя, Гена и Дима. Таня, описывая подруге, как проходили соревнования, рассказала, что Володя пришел к финишу после Андрея, но раньше Гены. А Борис – раньше Андрея, но не самый первый. Кто из мальчиков какое место занял?

1. Три одноклассницы — Соня, Тоня и Женя — занимаются в различных спортивных секциях: одна — в гимнастической, другая — в лыжной, третья — в секции плавания. Каким видом спорта занимается каждая из девочек, если известно, что Соня плаванием не увлекается, а Женя является победителем соревнований по лыжам?

2.   Четыре приятеля — Миша, Коля, Саша и Дима — проживают по следующим адресам: Лесная ул., 37; Цветочная ул., 25; Лесная ул., 25. Узнайте, в каком доме и на какой улице живет каждый из мальчиков, если известно, что Миша и Коля живут на одной улице, Саша и Коля живут в домах с одинаковыми номерами, а Миша и Дима — родные братья.

1.    Три товарища — Аркаша, Дима, Вова — пошли в лес за грибами, причем каждый из них со своей сестрой. Девочек зовут Галя, Лена и Оля. Мальчики быстро наполнили грибами свои корзинки и стали помогать девочкам. Назовите имя сестры каждого из мальчиков, если известно, что ни один из них не помогал своей сестре и что Дима несколько грибов положил в корзину Гали, а Аркаша — в корзинки Гали и Оли.

2. Однажды в Артеке за круглым столом оказалось пятеро ребят родом из Москвы, Санкт-Петербурга, Новгорода, Перми и Томска: Юра, Толя, Алеша, Коля и Витя. Москвич сидел между томичем и Витей, петербуржец — между Юрой и Толей, а напротив него сидели пермяк и Алеша. Коля никогда не был в Санкт-Пе- тербурге, Юра не был в Москве и Томске. Томич с Толей регулярно переписываются. Определите, в каком городе живет каждый из ребят.

1.   Три ученицы — Тополева, Берёзкина и Клёнова — посадили около школы три дерева; березку, тополь и клен. Причем ни одна из них не посадила то дерево, от которого произошла ее фамилия. Узнайте, какое дерево посадила каждая из девочек, если известно, что Клёнова посадила не березку.

2. Маша, Саша, Даша, Валя и Катя рисовали цветы. Они нарисовали синий колокольчик, красный тюльпан, желтый тюльпан, красную гвоздику и желтый нарцисс. Маша и Саша рисовали одинаковые цветы, а Саша и Катя раскрашивали свои цветы одним фломастером. Желтыми были цветы Маши и Вали. Что нарисовала каждая из девочек?

1.   В соревнованиях по бегу Юра, Гриша и Толя заняли три места. Какое место занял каждый ребенок, если Гриша занял не второе и не третье место, а Толя — не третье.

2. В начале лета школьники организовали сельскохозяйственную бригаду для работы на пришкольном участке и избрали бригадира, заместителя бригадира и звеньевых первого, второго и третьего звеньев. Их имена: Аня, Боря, Вася, Гриша и Дина. Звеньевая первого звена решила подружиться со звеньевой второго звена. Дина удивилась, узнав, что бригадир и звеньевая второго звена — брат и сестра. Гриша дружит с бригадиром и его заместителем. У Васи нет сестер. Назовите должности каждого из ребят.

1.   В одном классе учатся Иван, Петр и Сергей. Их фамилии — Иванов, Петров, Сергеев. Установите фамилию каждого из ребят, если известно, что Иван по фамилии не Иванов, Петр — не Петров, Сергей — не Сергеев и что Сергей живет в одном доме с Петровым.

2. Пятеро одноклассников – Аня, Саша, Лена, Вова и Миша - стали победителями школьных олимпиад по физике, математике, информатике, литературе и географии. Известно, что победитель по информатике учит Аню и Сашу работе не компьютере, а Лена и Вова тоже заинтересовались информатикой. Лена, Саша и победители олимпиад по литературе и по математике занимаются плаванием. Аня жалеет о том, что у неё остаётся мало времени на литературу, а Саша всегда побаивался физики. Победителем какой олимпиады стал каждый из ребят?

1.    Три подружки — Вера, Оля и Таня — пошли в лес по ягоды. Для сбора ягод у них были корзинка, лукошко, ведерко. Известно, что Оля была не с корзинкой и не с лукошком, Вера не с лукошком. Что с собой взяла каждая из девочек?

2. Четверо друзей — Алик, Володя, Миша и Юра — собрались в доме у Миши. Мальчики оживленно беседовали о том, как они провели лето.

— Ну, Балашов, ты, наконец, научился плавать? — спросил Володя.

—  О, еще как, — ответил Балашов, — могу теперь потягаться в плавании с тобой и Аликом.

—   Посмотрите, какой я гербарий собрал, — сказал Петров, прерывая разговор друзей, и достал из шкафа большую папку.

Всем, особенно Лунину и Алику, гербарий очень понравился. А Симонов обещал показать товарищам собранную им коллекцию минералов. Назовите имя и фамилию каждого мальчика.

1. Петя, Ваня и Саша учатся в одной школе, но в разных классах —первом, втором и третьем. Петя перешел в тот класс, в котором в прошлом году учился Саша. Через год Ваня перейдет в тот класс, который в этом году закончит Петя. В каком классе учится каждый из мальчиков?

2.  В небольшом городке живут пятеро друзей: Иванов, Петров, Сидоров, Гришин и Алексеев. Профессии у них разные: один из них — маляр, другой — мельник, третий — плотник, четвертый — почтальон, пятый — парикмахер. Петров и Гришин никогда не держали в руках малярной кисти. Иванов и Гришин всё собираются посетить мельницу, на которой работает их товарищ. Петров и Иванов живут в одном доме с почтальоном. Иванов и Сидоров каждое воскресенье играют в городки с плотником и маляром. Петров брал билеты на футбол для себя и для мельника. Определите профессию каждого из друзей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логические задачи на уроках информатики в начальной школе Логические задачи в дополнение к программному комплексу «Роботландия»

В настоящей статье представлены логические задачи, которые подбирались для уроков информатики в начальной школе. Уроки информатики проходили в компьютерном классе. Основное программное обеспечение у...

Развитие логического мышления с помощью решения логических задач

Методическая   работа над "Развитие логического мышления с помощью решения логических задач"  . В работе описывается этапы решения задач, как научить ребят ставить цели, строить цепочку...

Решение логических задач с использованием логических квадратов.

Поэтапное решение логических задач для 1 класса, с использованием логических квадратов....

Методическая разработка занятия «Решение логических задач. Задачи на разминку» по внеурочной деятельности курса «Информационные технологии» 1 класс.

P { margin-bottom: 0.21cm; } Занятие рассчитано на учащихся 1 класса и длительностью 35 минут. Это первое занятие в серии занятий «Решение логических задач» к методическому пособию «Логические за...

УРОК Решение логических задач табличным способом. Решение логических задач графическим способом

На уроке используется технология обучения в сторудничестве  - работа обучающихся в мини-группах. Презентация к уроку....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ Решение логических задач табличным способом. Решение логических задач графическим способом

Презентация к уроку "Решение логических задач табличным способом. Решение логических задач графическим способом"...