Рабочая программа ФГОС 5-9 класс
рабочая программа по информатике и икт (5 класс)

Домашова Надежда Геннадьевна

Рабочая программа

«Информатика»

основное общее образование

Предметная область «Математика и информатика»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_5-9klass_fgos.docx69.49 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение № 1

к основной образовательной программе

основного  общего образования  по ФГОС  МБОУ «СОШ № 8»

РАССМОТРЕНО

Заседание ШМО

МБОУ «СОШ №8»

Протокол №1

от «__»___________2021 г

Руководитель ШМО

______________________

ДомашоваН.Г.

РЕКОМЕНДОВАНО

«__»___________2021 г

Зам.директора по УВР

_________________

Цепелева С.В.

УТВЕРЖДЕНО

Приказ №

от «__»___________2021 г

Директор МБОУ «СОШ №8» ___________________

Ярцева Л.Н.

Рабочая программа

«Информатика»

основное общее образование

Предметная область «Математика и информатика»

Автор разработки:

Домашова  Надежда Геннадьевна

учитель информатики

Братск,  2021

Рабочая  программа по предмету «Информатика» составлена на уровень основного общего образования для обучающихся 5-9 классов на основе рабочей программы по учебному предмету «Информатика» Босова Л.Л., Босова А.Ю. к линии УМК «Босова Л.Л., Босова А.Ю.», - М.: БИНОМ, 2016.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА» В 5-9 КЛАССАХ

Личностные результаты — это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
  • понимание роли информационных процессов в современном мире;
  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики в условиях развития информационного общества;
  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики;
  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты - освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
  • владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей;
  • соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • оценивать правильность выполнения учебной задачи;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • владение основными универсальными умениями информационного характера, такими как: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации;выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т. д., самостоятельно перекодировывать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
  • ИКТ-компетентность — широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиа сообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА» ДЛЯ 5 – 9 КЛАССОВ

№ раздела, главы, пункта, подпункта.

Содержание учебного предмета

Предметные результаты

  1. класс

Информация вокруг нас

Информация и информатика. Как человек получает информацию. Виды информации по способу получения. Хранение информации. Память человека и память человечества. Носители информации. Передача информации. Источник, канал, приѐмник. Примеры передачи информации. Электронная почта. Код, кодирование информации. Способы кодирования информации. Метод координат. Формы представления информации. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации. Обработка информации. Разнообразие задач обработки информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Черные ящики. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Задачи на переливания. Задачи на переправы. Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Абстрактное мышление. Понятие как форма мышления.

Обучающиеся научатся:

  • понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;
  • приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
  • приводить примеры древних и современных информационных носителей;
  • классифицировать информацию по способам ее восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
  • кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;
  • определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • сформировать представление об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
  • сформировать представление о способах кодирования информации;
  • научиться преобразовывать информацию по заданным правилам и путем рассуждений;
  • научиться решать логические задачи на установление соответствия с использованием таблиц;
  • научиться приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями; научиться для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
  • научиться называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
  • научиться осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;
  • научиться приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем.

Информационные технологии

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места. Основные устройства компьютера, в том числе устройства для ввода информации (текста, звука, изображения) в компьютер. Компьютерные объекты. Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов. Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач. Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши. Компьютерные меню. Главное меню. Запуск программ. Окно программы и его компоненты. Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах. Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре. Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац. Приемы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов. Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными. Компьютерная графика. Простейший графический редактор. Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов. Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов. Устройства ввода графической информации. Мультимедийная презентация. Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков.

Обучающиеся научатся:

  • определять устройства компьютера (основные и подключаемые) и выполняемые ими функции;
  • различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
  • запускать на выполнение программу, работать с ней, закрывать программу;
  • создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;
  • работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);
  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
  • выполнять арифметические вычисления с помощью программы Калькулятор;
  • применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;
  • выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;
  • использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;
  • создавать и форматировать списки;
  • создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;
  • создавать круговые и столбиковые диаграммы;
  • применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков;
  • использовать основные приемы создания презентаций в редакторах презентаций;
  • осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);
  • ориентироваться на интернет-сайтах (нажать указатель, вернуться, перейти на главную страницу);
  • соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • овладеть приемами квалифицированного клавиатурного письма;
  • научиться систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;
  • сформировать представления об основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
  • расширить знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий;
  • научиться создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, диаграммы, рисунки;
  • научиться осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;
  • научиться оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;
  • научиться видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора;
  • научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и/или преобразованными фрагментами;
  • научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения; демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора;
  • научиться работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения);
  • научиться сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет материалы;
  • расширить представления об этических нормах работы с информационными объектами.

Информационное моделирование

Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов. Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели. Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач. Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных. Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.

Обучающиеся научатся:

  • понимать сущность понятий «модель», «информационная модель»;
  • различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
  • «читать» информационные модели (простые таблицы, круговые и столбиковые диаграммы, схемы и др.), встречающиеся в повседневной жизни;
  • перекодировывать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
  • строить простые информационные модели объектов из различных предметных областей.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • сформировать начальные представления о назначении и области применения моделей; о моделировании как методе научного познания; научиться приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
  • познакомиться с правилами построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
  • научиться выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма, граф, дерево) в соответствии с поставленной задачей.

Алгоритмика

Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей. Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.). Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Чертѐжник.

Обучающиеся научатся:

  • понимать смысл понятия «алгоритм», приводить примеры алгоритмов;
  • понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя»; приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
  • осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
  • понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих алгоритмические конструкции «следование», «ветвление», «цикл»;
  • подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую заданной ситуации;
  • исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
  • разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • научиться исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;
  • научиться по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
  • научиться разрабатывать в среде формального исполни- теля короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции и вспомогательные алгоритмы.

6 класс

Объекты окружающего мира

Сформировать понятие об объекте, множестве и их именах, объектах изучения в информатике, признаках объектов.

Сформировать умения именовать объекты и множества, приводить примеры множеств, группировать объекты в множества по указанным типам, описывать признаки объектов.

Обучающиеся научатся:

  • анализировать объекты окружающей действительности, указывая их признаки — свойства,  действия, поведение, состояния;
  • выявлять отношения, связывающие данный объект с другими объектами.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • научиться изменять свойства рабочего стола: тему, фоновый рисунок, заставку.

Компьютерные объекты

Сформировать понятие о компьютерных объектах: файлах и папках, именах файлов и папок, единицах измерения размеров файлов, объектах операционной системы.

Сформировать практические навыки именованияфайлов и папок, описания свойств объектов операционной системы, выполнения элементарных действий над объектами операционной системы, действий перевода между единицами измерения объема информации, навыки настройки рабочего стола, панели задач, работы с окнами, создания папок, упорядочивания содержимого папок, поиска информации о свойствах компьютера и устройствах хранения данных, объектов файловой системы.

Обучающиеся научатся:

  • приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • узнавать свойства компьютерных объектов (устройств, папок, файлов) и возможных действий с ними;
  • научиться упорядочивать информацию в личной папке.

Отношения объектов и их множеств

Сформировать знание об отношениях между объектами и множествами, о способах графического представления состава множества: схема состава, схема отношения, круги Эйлера.

Сформировать практические навыки приводить примеры отношений и описывать отношения, указывать действия с объектом, описывать отношения между множествами, определять составные части объектов, количественно измерять множества и отношения между множествами, построения графических изображений, состоящих из совокупности геометрических фигур, работы с инструментами закраски, изменения свойств объектов, графическими примитивами и автофигурами.

Обучающиеся научатся:

  • выявлять отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
  • осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно
  • выбранному признаку — основанию классификации;
  • приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • научиться упорядочивать информацию в личной папке.

Разновидности объектов и их классификация

Сформировать знание о подмножестве, отношении разновидностей, схеме разновидностей, классификацией объектов и признаками (основаниями) классификаций.

Сформировать практические умения устанавливать и характеризовать отношения между множествами, классифицировать объекты по различным основаниям классификации, приводить примеры классификации, определять основания классификации.

Сформировать практические навыки работы в среде текстового процессора по созданию текстовых документов, удовлетворяющих определенным требованиям, проверке правописания, работы со шрифтами.

Обучающиеся научатся:

  • осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно
  • выбранному признаку — основанию классификации;
  • приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • научиться изменять свойства рабочего стола: тему, фоновый рисунок, заставку;
  • научиться изменять свойства панели задач;
  • узнавать свойства компьютерных объектов (устройств, папок, файлов) и возможных действий с ними;
  • научиться упорядочивать информацию в личной папке.

Системы объектов

Сформировать представление о системе, системном подходе, составе и структуре системы, взаимодействии системы и окружающей среды, системе как «черном ящике».

Сформировать навыки выделения системы, надсистемы, подсистемы, описания примеров взаимодействия системы и среды, определения входов и выходов системы.

Сформировать практические навыки работы с графическими объектами в среде текстового редактора: импортировать, перемещать, удалять, копировать и перемещать графические объекты в текстовые документы, изменять свойства графических объектов.

Обучающиеся научатся:

  • выявлять отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
  • осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно
  • выбранному признаку — основанию классификации;
  • приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • научиться изменять свойства рабочего стола: тему, фоновый рисунок, заставку;
  • научиться изменять свойства панели задач;
  • узнавать свойства компьютерных объектов (устройств, папок, файлов) и возможных действий с ними;
  • научиться упорядочивать информацию в личной папке.

Персональный компьютер как система

Сформировать представление о персональном компьютере как подсистеме и надсистеме, аппаратном, программном, аппаратно-программном и пользовательском интерфейсе.

Сформировать практические навыки работы с графическими объектами в среде текстового редактора: группировать и разгруппировывать сложные графические объекты, редактировать графические объекты и создавать геометрические объекты средствами текстового редактора.

Обучающиеся научатся:

  • выделять аппаратное и программное обеспечение компьютера;
  • анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации;
  • определять технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, звука, изображения) в компьютер.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • выбирать и запускать нужную программу;
  • работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);
  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры (приёмы квалифицированного клавиатурного письма), мыши и других технических средств;
  • создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;
  • соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.

Как мы познаем окружающий мир

Сформировать понимание значимости информации для человека, способов познания: через чувственное восприятие, абстрактное мышление, формы получения знаний о реальном мире через чувственное и логическое познание.

Сформировать практические навыки работы в среде текстового процессора: операции копирования, вставки, поиска, ввода специальных символов, параллельной работы с несколькими документами.

Обучающиеся научатся:

  • приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
  • приводить примеры древних и современных информационных носителей;
  • классифицировать информацию по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • сформировать представление об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
  • преобразовывать информацию по заданным правилам и путём рассуждений;
  • научиться решать логические задачи на установление взаимного соответствия с использованием таблиц;
  • называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
  • осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку —   основанию классификации;
  • приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем.

Понятие как форма мышления

Сформировать представление о понятии, основных логических приемах формирования понятия, определение понятия.

Сформировать навыки выделения существенных свойств объектов, применения методов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, определения понятия при решении учебных задач.

Сформировать практические навыки работы в среде графического редактора: создавать сложные объекты с использованием графических примитивов, конструировать и исследовать свойства графических объектов средствами графического редактора.

Обучающиеся научатся:

  • понимать и правильно применять на бытовом уровне понятий «информация», «информационный объект»;
  • определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
  • для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
  • называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
  • осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку —   основанию классификации.

Информационное моделирование

Сформировать представление о модели объекта и ее назначении, целях и способах моделирования, разнообразии информационных моделей.

Сформировать практические навыки информационного моделирования, определения принадлежности информационной модели определенному типу, определения прототипа информационной модели, создания графических моделей средствами прикладного программного обеспечения.

Обучающиеся научатся:

  • понимать сущность понятий «модель», «информационная модель»;
  • различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
  • «читать» информационные модели (простые таблицы, круговые и столбиковые диаграммы, схемы и др.), встречающиеся в повседневной жизни.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • сформировать начальные представления о  назначении и области применения моделей;
  • о моделировании как методе научного познания.

Знаковые информационные модели

Сформировать представление о видах знаковых информационных моделей: словесном описании и его стилях, научном и художественном описаниях, математических моделях.

Сформировать практические навыки анализа ин-формационныхзнаковых моделей, построения информационных знаковых моделей различного вида, создания словесных моделей средствами текстового процессора: упорядочивание фрагментов в указанном порядке, деление текста на колонки, работа с колонтитулами, создание многоуровневых списков.

Обучающиеся научатся:

  • перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
  • строить простые информационные модели объектов из различных предметных областей.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей.

Табличные информационные модели

Сформировать представление о табличных информационных моделях, их видах и правилах оформления, вычислительных таблицах и табличных способах решения задач.

Сформировать практические навыки представления информации в виде табличных моделей, анализа табличных моделей, решения логических задач табличным способом, создания табличных моделей средствами текстового процессора: добавление и удаление строк и столбцов, форматирование ячеек, построение табличных моделей, выполнение арифметических действий (суммирование).

Обучающиеся научатся:

  • «читать» информационные модели (простые таблицы, круговые и столбиковые диаграммы, схемы и др.), встречающиеся в повседневной жизни;
  • перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
  • строить простые информационные модели объектов из различных предметных областей.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • познакомится с правилами построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
  • выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма, граф, дерево) в соответствии с поставленной задачей.

Графики и диаграммы

Сформировать понятие о графиках и диаграммах, их назначении, видах обработки информации, представленной в виде диаграмм и графиков.

Сформировать практические навыки создания диаграмм и графиков средствами текстового процессора.

Обучающиеся научатся:

  • строить простые информационные модели объектов из различных предметных областей.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • познакомится с правилами построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
  • выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма, граф, дерево) в соответствии с поставленной задачей.

Схемы

Сформировать понятие о способах представления информации в виде схем, графов, сетей, деревьев, о структурных элементах графов и деревьев.

Отработать практические навыки решения учебных задач с помощью схем, графов, деревьев, сетей, анализа информационных моделей, представленных в виде графов, сетей, деревьев, и построения таких моделей средствами текстового процессора.

Обучающиеся научатся:

  • строить простые информационные модели объектов из различных предметных областей.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • познакомится с правилами построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
  • выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма, граф, дерево) в соответствии с поставленной задачей.

Что такое алгоритм

Сформировать понятие об алгоритме. Сформировать навыки составления и анализа алгоритмов, научиться приводить примеры алгоритмов.

Обучающиеся научатся:

  • понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения;
  • оперировать алгоритмическими конструкциями «следование», «ветвление», «цикл»
  • понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя» и др.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • исполнять алгоритмы, содержащие  ветвления  и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд.

Исполнители вокруг нас

Сформировать понятие об исполнителе, формальном исполнителе, системе команд исполнителя, связи между исполнителями и автоматизацией деятельности человека.

Сформировать практические навыки выбора типа исполнителя в зависимости от ситуации, анализа выполнения задания исполнителем, составления алгоритма действий для исполнителя.

Обучающиеся научатся:

  • понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя» и др.; понимать ограничения, накладываемые средой исполнителя и системой команд, на круг задач, решаемых исполнителем;
  • исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • исполнять алгоритмы, содержащие  ветвления  и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;
  • составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального исполнителя с заданной системой команд;
  • разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.

Формы записи алгоритмов

Сформировать понятие о блок-схеме и программе как способах записи алгоритмов.

Сформировать практические навыки записи алгоритмов в графическом виде (блок-схема) и словесном (программа).

Обучающиеся научатся:

  • оперировать алгоритмическими конструкциями «следование», «ветвление», «цикл»
  • исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
  • составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает заданное;
  • ученик научится исполнять записанный на естественном языке алгоритм, обрабатывающий цепочки символов;
  • исполнять линейные алгоритмы, записанные на алгоритмическом языке.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального исполнителя с заданной системой команд;
  • разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.

Типы алгоритмов

Сформировать понятие о линейном алгоритме, алгоритмах с ветвлением, повторением.

Сформировать практические навыки составления алгоритмов различного типа при решении учебных задач, применения алгоритмов при создании линейной презентации, презентации с гиперссылками и циклической презентации.

Обучающиеся научатся:

  • понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения;
  • оперировать алгоритмическими конструкциями «следование», «ветвление», «цикл»
  • обрабатывающий цепочки символов;
  • исполнять линейные алгоритмы, записанные на алгоритмическом языке.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • исполнять алгоритмы, содержащие  ветвления  и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;
  • составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального исполнителя с заданной системой команд;
  • разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.

Управление исполнителем Чертежник

Сформировать понятие о работе исполнителя Чертежник, командах исполнителя и алгоритме управления Чертежником.

Сформировать практические навыки составления и анализа алгоритмов управления исполнителем Чертежник, представления полученных знаний и освоенных практических приемов средствами компьютерной презентации.

Обучающиеся научатся:

  • понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя» и др.; понимать ограничения, накладываемые средой исполнителя и системой команд, на круг задач, решаемых исполнителем;
  • исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • исполнять алгоритмы, содержащие  ветвления  и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;
  • составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального исполнителя с заданной системой команд;
  • разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.

7 класс

Информация и информационные процессы

Информация. Информационный объект. Информационный процесс. Субъективные характеристики информации, зависящие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации: «важность», «своевременность», «достоверность», «актуальность» и т.п.

Представление информации. Формы представления информации. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита.

Кодирование информации.Исторические примеры кодирования. Универсальность дискретного (цифрового, в том числе двоичного) кодирования.Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного кода. Связь разрядности двоичного кода и количества кодовых комбинаций.

Возможность дискретного представления аудио-визуальных данных (рисунки, картины, фотографии, устная речь, музыка, кинофильмы).

Размер (длина) сообщения как мера количества содержащейся в нём информации. Достоинства и недостатки такого подхода. Другие подходы к измерению количества информации. Единицы измерения количества информации.

Обучающиеся научатся:

  • понимать сущность основных понятий предмета: информатика, информация, информационный процесс, информационная система, информационная модель и др.;  различать виды информации по способам ее восприятия человеком и по способам ее представления на материальных носителях;  раскрывать общие закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы;
  • приводить примеры информационных процессов — процессов, связанных с хранением, преобразованием и передачей данных — в живой природе и технике;  оперировать понятиями, связанными с передачей данных (источник и приемник данных, канал связи, скорость передачи данных по каналу связи, пропускная способность канала связи);  
  • декодировать и кодировать информацию при заданныхправилах кодирования;
  • оперировать единицами измерения количества информации;
  • оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов (объем памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.);  записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 1024;
  • переводить целые двоичные числа в десятичную систему счисления; сравнивать, складывать и вычитать числа в двоичной записи;  составлять логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ;
  • определять значение логического выражения; строить таблицы истинности;  использовать терминологию, связанную с графами (вершина, ребро, путь, длина ребра и пути), деревьями (корень, лист, высота дерева) и списками (первый элемент, последний элемент, предыдущий элемент, следующий элемент;
  • вставка, удаление и замена элемента);  описывать граф с помощью матрицы смежности с указанием длин ребер (знание термина «матрица смежности» необязательно);  анализировать информационные модели (таблицы, графики, диаграммы, схемы и др.);  перекодировывать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;  выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма) в соответствии с поставленной задачей;  строить простые информационные модели объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул и пр.), оценивать адекватность построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;  научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;
  • научиться оценивать информационный объем сообщения, записанного символами произвольного алфавита;
  • переводить небольшие десятичные числа из восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления в десятичную систему счисления;  
  • познакомиться с тем, как информация представляется вкомпьютере, в том числе с двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука;
  • научиться решать логические задачи с использованием таблиц истинности;  научиться решать логические задачи путем составлениялогическихвыражений и их преобразования с использованием основных свойств логических операций;
  • сформировать представление о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и их использовании для исследования объектов окружающего мира;  познакомиться с примерами использования графов и деревьев при описании реальных объектов и процессов;  познакомиться с примерами математических моделей и использования компьютеров при их анализе; понять сходства и различия между математической моделью объекта и его натурной моделью, между математической моделью объекта/явления и словесным описанием;  научиться строить математическую модель задачи — выделять исходные данные и результаты, выявлять соотношения между ними.

Компьютер – универсальное устройство обработки данных

Компьютер как универсальное устройство обработки информации.

Основные компоненты персонального компьютера(процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции и основные характеристики (по состоянию на текущий период времени).

Программный принцип работы компьютера.

Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования. Правовые нормы использования программного обеспечения.

Файл. Каталог (директория). Файловая система.

Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню). Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств.Стандартизация пользовательского интерфейса персонального компьютера.

Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.

Обучающиеся научатся:

  • называть функции и характеристики основных устройств компьютера;
  • описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров;  подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче;  классифицировать файлы по типу и иным параметрам;
  • выполнять основные операции с файлами (создавать, сохранять, редактировать, удалять, архивировать, «распаковывать» архивные файлы);  
  • разбираться в иерархической структуре файловой системы;  
  • осуществлять поиск файлов средствами операционной системы;
  • применять основные правила создания текстовых документов;
  • использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов;  
  • использовать основные приемы обработки информации вэлектронных таблицах, в том числе вычисления по формулам с относительными, абсолютными и смешанными ссылками, встроенными функциями, сортировку и поиск данных;  работать с формулами;
  • визуализировать соотношения между числовыми величинами (строить круговую и столбчатую диаграммы);  
  • осуществлять поиск информации в готовой базе данных;
  • основам организации и функционирования компьютерных сетей;
  • анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;  
  • составлять запросы для поиска информации в Интернете;  использовать основные приемы создания презентаций в редакторах презентаций.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • систематизировать знания о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;  систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера;
  • приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий;  
  • научиться проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы;
  • расширить представления о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности;
  • научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам;  познакомиться с подходами к оценке достоверности информации (оценка надежности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.);  
  • закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
  • сформировать понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей, технических и экономических ограничений.

Обработка графической информации

Графическая информация. Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное представление цвета. Компьютерная графика (растровая, векторная). Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов.

Обучающиеся научатся:

  • понимать  пользовательский интерфейс используемого программного средства;
  • определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;
  • выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • создавать и редактировать  изображения с помощью инструментов  растрового графического редактора;
  • создавать и редактировать    изображения с помощью инструментов  векторного графического редактора.

Обработка текстовой информации

Обработка текстов. Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов. Создание и редактирование текстовых документов на компьютере (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов, проверка правописания, расстановка переносов). Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал). Стилевое форматирование. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул играфических объектов. Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода. Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей. Нумерация страниц. Колонтитулы. Сохранение документа в различныхтекстовых форматах.

Обучающиеся научатся:

  • понимать пользовательский интерфейс используемого программного средства;
  • определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;
  • выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • создавать небольшие текстовые документы посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов;
  • форматировать текстовые документы (установка параметров страницы  документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц).
  • вставлять в документ формулы, таблицы, списки, изображения;
  • выполнять коллективное создание текстового документа;
  • создавать гипертекстовые документы;
  • выполнять кодирование и декодирование текстовой информации, используя кодовые таблицы (Юникода,  КОИ-8Р, Windows 1251);
  • использовать ссылки и цитирование источников при создании на их основе собственных информационных объектов.

Мультимедиа

Мультимедиа. Понятие технологии мультимедиа и области её применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Звуковая и видео информация.

Обучающиеся научатся:

  • понимать  пользовательский интерфейс используемого программного средства;
  • определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;
  • выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • создавать презентации с использованием готовых шаблонов;
  • записывать звуковые файлы  с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации).

8 класс

Математические основы информатики.

Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод небольших целых чисел из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.

Логика высказываний (элементы алгебры логики). Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы истинности.

Обучающиеся научатся:

  • выявлять различие в унарных, позиционных и непозиционных системах счисления;
  • выявлять общее и отличия в разных позиционных системах счисления;
  • анализировать логическую структуру высказываний.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из десятичной системы счисления в двоичную (восьмеричную, шестнадцатеричную) и обратно;
  • выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами;
  • записывать вещественные числа в естественной и нормальной форме;
  • строить таблицы истинности для логических выражений;
  • вычислять истинностное значение логического выражения.

Основы алгоритмизации.

Учебные исполнители Робот,  Удвоитель и др. как примеры формальных исполнителей. Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.

Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем.

Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение.

Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных  данных с использованием промежуточных результатов.

Обучающиеся научатся:

  • определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм;
  • анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма;
  • определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм;
  • сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;
  • преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую;
  • строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий;
  • строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя, преобразующего строки символов;
  • строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения.

Начала программирования

Язык программирования. Основные правила языка программирования Паскаль: структура программы; правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл).

Решение задач по разработке и выполнению программ в среде программирования Паскаль.

Обучающиеся научатся:

  • анализировать готовые программы;
  • определять по программе, для решения какой задачи она предназначена;
  • выделять этапы решения задачи на компьютере.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений;
  • разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с использованием логических операций;
  • разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла.

9 класс

Моделирование и формализация

Понятия натурной и информационной моделей

Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертёж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Модели в математике, физике, литературе, биологии и т.д.  Использование моделей в практической деятельности. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования.

Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении научно-технических задач.

Реляционные базы данных Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними.  Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных.

Обучающиеся научатся:

  • осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств существенные свойства с точки зрения целей моделирования;
  • оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования;
  • определять вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи;
  • анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;
  • определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;
  • выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • строить и интерпретировать различные информационные модели (таблицы, диаграммы, графы, схемы, блок-схемы алгоритмов);
  • преобразовывать объект из одной формы представления информации в другую с минимальными потерями в полноте информации;
  • исследовать с помощью информационных моделей объекты в соответствии с поставленной задачей;
  • работать с готовыми компьютерными моделями из различных предметных областей;
  • создавать однотабличные базы данных;
  • осуществлять поиск записей в готовой базе данных;
  • осуществлять сортировку записей в готовой базе данных.

Алгоритмизация и программирование

Этапы решения задачи на компьютере.

Конструирование алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма. Вызов вспомогательных алгоритмов. Рекурсия.

Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике.

Обучающиеся научатся:

  • выделять этапы решения задачи на компьютере;
  • осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи;
  • сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;
  • разрабатывать программы, содержащие подпрограмму;
  • разрабатывать программы для обработки одномерного массива:
  • (нахождение минимального (максимального) значения в данном массиве;  
  • подсчёт количества элементов массива, удовлетворяющих некоторому условию;
  • нахождение суммы всех элементов массива;
  • нахождение количества и суммы всех четных элементов в массиве;
  • сортировка элементов массива  и пр.).

Обработка числовой информации

Электронные таблицы. Использование формул. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Выполнение расчётов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочивании) данных.

Обучающиеся научатся:

  • анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;
  • определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;
  • выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • создавать электронные таблицы, выполнять в них расчёты по встроенным и вводимым пользователем формулам;
  • строить  диаграммы и графики в электронных таблицах.

Коммуникационные технологии

Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала. Передача информации в современных системах связи.

Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы.

Технологии создания сайта. Содержание и структура сайта. Оформление сайта. Размещение сайта в Интернете.

Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет.

Обучающиеся научатся:

  • выявлять общие черты и отличия способов взаимодействия на основе компьютерных сетей;
  • анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;
  • приводить примеры ситуаций, в которых требуется поиск информации;
  • анализировать и сопоставлять различные источники информации, оценивать достоверность найденной информации;
  • распознавать потенциальные угрозы и вредные воздействия, связанные с ИКТ; оценивать предлагаемы пути их устранения.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять взаимодействие посредством электронной почты, чата, форума;
  • определять минимальное время, необходимое для передачи известного объёма данных по каналу связи с известными характеристиками;
  • проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций;
  • создавать с использованием конструкторов (шаблонов)  комплексные информационные объекты в виде веб-страницы,  включающей графические объекты.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТ «ИНФОРМАТИКА»

ДЛЯ  5 КЛАССА

Тема урока

Кол-во часов

Примечание

Техника безопасности и организация рабочего места. Цели изучения курса информатики. Информация вокруг  нас.

1

Компьютер - универсальная машина для работы с информацией

1

Ввод информации в память компьютера.

Устройства ввода информации.

Клавиатура.

Практическая работа «Вспомним клавиатуру»

1

Управление компьютером.

Рабочий стол. Главное меню. Запуск программ. Практическая работа «Приемы управления компьютером»

1

Хранение информации.

Практическая работа «Создаем и сохраняем файлы»

1

Передача информации.

1

Электронная почта.

Практическая работа «Работаем с электронной  почтой»

1

Контрольная  работа № 1 «Информация вокруг нас»

1

В мире кодов. Способы кодирования информации.

1

Метод координат.

1

Текст как форма представления информации.

Компьютер – основной инструмент подготовки текстов.

1

Основные объекты текстового документа. Ввод текста.

Практическая работа «Вводим текст»

1

Редактирование  текста.

Практическая работа «Редактируем текст»

1

Текстовый фрагмент и операции с  ним.

Практическая работа  «Работаем с фрагментами текста»

1

Форматирование текста.

Практическая работа «Форматируем текст»

1

Контрольная работа № 2 «Текст и работа с ним».

1

Представление информации в форме таблиц. Структура таблицы.

Практическая работа «Создаем простые таблицы»

1

Табличное решение логических задач.

Практическая работа «Создаем простые таблицы»

1

Разнообразие наглядных форм представления информации.

1

Диаграммы.

Практическая работа «Строим  диаграммы»

1

Компьютерная графика.

Графический редактор Paint.

Практическая работа  «Изучаем инструменты графического редактора».

1

Преобразование графических изображений.

Практическая работа

«Работаем с графическими фрагментами».

1

Создание графических изображений.

Практическая работа

«Планируем работу в графическом редакторе»

1

Разнообразие задач обработки информации.

Систематизация информации.

1

Списки – способ упорядочивания информации.

Практическая работа «Создаем списки».

1

Контрольная работа № 3 «Графика»

1

Поиск информации.

Практическая работа «Ищем информацию в сети Интернет».

1

Кодирование как изменение формы представления информации.

1

Преобразование информации по заданным правилам.

Практическая работа «Выполняем вычисления с помощью программы  Калькулятор».

1

Преобразование информации путем рассуждений.

1

Разработка  плана действий  и его запись. Запись плана действий в табличной форме.

1

Практическая работа «Создание движущихся изображений»

1

Практическая работа «Создаем анимацию по собственному замыслу».

1

Контрольная работа № 4 «Таблицы»

1

Практическая работа  «Создаем слайд-шоу».

1

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТ «ИНФОРМАТИКА»

ДЛЯ  6 КЛАССА

Тема

Количество часов

Примечание

Техника безопасности и организация рабочего места. Цели изучения курса информатики.  Объекты окружающего мира.

1

Объекты операционной системы. Практическая работа «Работаем с основными

объектами операционной системы»

1

Файлы и папки. Размер файла.

Практическая работа «Работаем с объектами файловой системы».

1

Разнообразие отношений объектов и их множеств.

Отношения между множествами.

Практическая работа «Повторяем возможности

графического редактора-инструмента создания графических объектов»

1

Отношение «входит в состав».

Практическая работа «Повторяем возможности

графического редактора-инструмента создания графических объектов»

1

Разновидности объекта и их классификация

1

Классификация компьютерных объектов. Практическая работа «Повторяем возможности

текстового процессора – инструмента создания текстовых объектов»

1

Системы объектов. Состав и структура системы. Практическая работа «Повторяем возможности

графического редактора-инструмента создания графических объектов»

1

Контрольная  работа № 1 «Объекты и их множества».

1

Система и  окружающая среда. Система как «черный ящик». Практическая работа

«Знакомимся с графические возможности текстового процессора»

1

Персональный компьютер как система. Практическая работа

«Знакомимся с графические возможности текстового процессора»

1

Способы познания окружающего мира.

Практическая работа «Создаем компьютерные документы»

1

Понятие как форма мышления. Как образуются понятия.

Практическая работа «Конструируем и исследуем  графические объекты» (з.1)

1

Определение понятия.

Практическая работа «Конструируем и исследуем  графические объекты»(з. 2,3)

1

Информационное моделирование как метод познания. Практическая работа «Создаем графические модели»

1

Знаковые информационные модели. Словесные описания. Практическая работа

«Создаем словесные модели»

1

Математические модели. Многоуровневые списки. Практическая работа «Создаем многоуровневые списки»

1

Контрольная работа № 2 «Модели»

1

Табличные информационные модели.

Правила оформления таблиц.

Практическая работа «Создаем табличные модели»

1

Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. Вычислительные таблицы. Практическая работа « Создание вычислительных таблиц в Word».

1

Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин и их соотношений. Практическая работа «Создаем диаграммы и графики».(1-4)

1

Создание информационных моделей – диаграмм. Выполнение мини-проекта «Диаграммы вокруг нас».

1

Многообразие схем и сферы их применения. Практическая работа «Создаем информационные модели – схемы, графы и деревья» (1,2,3)

1

Информационные модели на графах. Использование графов при решении  задач. Практическая работа «Создаем информационные модели – схемы, графы и деревья» (4,6)

1

Что такое алгоритм?

1

Исполнители вокруг нас.  Автоматизация.Разнообразие исполнителей.

Формальные исполнители

1

Формы записи алгоритмов.

1

Контрольная работа №3 «Графы, схемы, деревья»

1

Линейные алгоритмы. Практическая работа «Создаем линейную презентацию Часы».

1

Алгоритмы с ветвлениями. Практическая работа «Создаем презентацию с гиперссылками Времена года».

1

Алгоритмы с повторениями. Практическая работа «Создаем циклическую презентацию Скакалочка»

1

Контрольная работа № 4 «Алгоритмы»

1

Знакомство с исполнителем Чертежник. Пример алгоритма управления Чертежником.

1

Чертежник учится, или Использование вспомогательных  алгоритмов.

1

Конструкция повторения Чертежник.

1

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТ «ИНФОРМАТИКА»

ДЛЯ  7 КЛАССА

Тема

Количество часов

Примечание

Техника безопасности и организация рабочего места. Цели изучения курса информатики и ИКТ.

1

Информация и информационные процессы

8

Информация и её свойства

1

Информационные процессы. Обработка информации

1

Информационные процессы. Хранение и передача информации

1

Всемирная паутина как информационное хранилище

1

Представление информации

1

Дискретная форма представления информации

1

Единицы измерения информации

1

Контрольная работа № 1 «Информация и информационные процессы».

1

Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией

7

Основные компоненты компьютера и их функции

1

Персональный компьютер.

1

Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение

1

Системы программирования и прикладное программное обеспечение

1

Файлы и файловые структуры

1

Пользовательский интерфейс

1

Контрольная работа № 2 «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией».

1

Обработка графической информации

4

Формирование изображения на экране компьютера

1

Компьютерная графика

1

Создание графических изображений

1

Контрольная работа № 3 «Обработка графической информации».

1

Обработка текстовой информации

9

Текстовые документы и технологии их создания

1

Создание текстовых документов на компьютере

1

Прямое форматирование

1

Стилевое форматирование

1

Визуализация информации в текстовых документах

1

Распознавание текста и системы компьютерного перевода

1

Оценка количественных параметров текстовых документов

1

Оформление реферата «Историявычислительнойтехники»

1

Контрольная работа № 4 «Обработка текстовой информации».

1

Мультимедиа

4

Технология мультимедиа.

1

Компьютерные презентации

1

Создание мультимедийной презентации

1

Контрольная работа № 5 «Мультимедиа».

1

Итоговое повторение

2

Итоговое тестирование.

1

Основные понятия курса.

1

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТ «ИНФОРМАТИКА»

ДЛЯ  8 КЛАССА

Тема

Количество часов

Примечание

Техника безопасности и организация рабочего места. Цели изучения курса информатики и ИКТ.

1

Математические основы информатики

12

Общие сведения о системах счисления

1

Двоичная система счисления. Двоичная арифметика

1

Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. Компьютерные системы счисления

1

Самостоятельная работа «Системы счисления. Двоичная арифметика». Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q.

1

Представление целых чисел. Представление вещественных чисел

1

Множества и операции с ними

1

Высказывание. Логические операции.

1

Построение таблиц истинности для логических выражений

1

Свойства логических операций.

1

Решение логических задач.

1

Логические элементы

1

Контрольная работа № 1 «Математические основы информатики».

1

Основы алгоритмизации

11

Алгоритмы и исполнители

1

Способы записи алгоритмов

1

Объекты алгоритмов

1

Алгоритмическая конструкция следование

1

Алгоритмическая конструкция ветвление. Полная форма ветвления

1

Неполная форма ветвления

1

Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с заданным условием продолжения работы

1

Цикл с заданным условием окончания работы

1

Цикл с заданным числом повторений

1

Алгоритмы управления

1

Контрольная работа № 2 «Основы алгоритмизации».

1

Начала программирования

10

Общие сведения о языке программирования Паскаль

1

Организация ввода и вывода данных

1

Программирование линейных алгоритмов

1

Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор.

1

Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений.

1

Программирование циклов с заданным условием продолжения работы.

1

Программирование циклов с заданным условием окончания работы.

1

Программирование циклов с заданным числом повторений.

1

Различные варианты программирования циклического алгоритма.

1

Контрольная работа № 3«Начала программирования».

1

Итоговое повторение

1

Основные понятия курса.Итоговое тестирование.

1

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТ «ИНФОРМАТИКА»

ДЛЯ  9 КЛАССА

Тема

Количество часов

Примечание

Техника безопасности и организация рабочего места. Цели изучения курса информатики и ИКТ.

1

Моделирование и формализация

9

Моделирование как метод познания

1

Знаковые модели

1

Графические модели

1

Табличные модели

1

База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных.

1

Система управления базами данных.

1

Создание базы данных. Запросы на выборку данных

2

Контрольная работа № 1 «Моделирование и формализация»

1

Алгоритмизация и программирование

8

Решение задач на компьютере

1

Одномерные массивы  целых чисел. Описание, заполнение, выводы массива.

1

Вычисление суммы элементов массива

1

Последовательный поиск в массиве

1

Сортировка массива.

1

Конструирование алгоритмов

1

Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль

1

Контрольная работа № 2 «Алгоритмизация и программирование».

1

Обработка числовой информации

6

Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы.

1

Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.

1

Встроенные функции. Логические функции.

1

Сортировка и поиск данных.

1

Построение диаграмм и графиков.

1

Контрольная работа № 3«Обработка числовой информации в электронных таблицах».

1

Коммуникационные технологии

9

Локальные и глобальные компьютерные сети

1

Как устроен Интернет. IP – адрес компьютера

1

Доменная система имен. Протоколы передачи данных

1

Всемирная паутина. Файловые архивы

1

Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет

2

Технологии создания сайта.

1

Содержание и структура сайта.

1

Оформление сайта. Размещение сайта в Интернете

2

Контрольная работа №4 «Коммуникационные  технологии»

1

Итоговое повторение

1

Основные понятия курса.Итоговое тестирование.

1

        

ГРАФИК КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ

Дата проведения

Номер контрольной работы

Название контрольной работы

5 класс

№ 1

Контрольная  работа  за 1 четверть

№2

Полугодовая контрольная работа.

№ 3

Контрольная работа за 3 четверть.

№ 4

Годовая контрольная работа.

6 класс

№ 1

Контрольная  работа  за 1 четверть

№2

Полугодовая контрольная работа.

№ 3

Контрольная работа за 3 четверть.

№ 4

Годовая контрольная работа.

7 класс

№ 1

«Информация и информационные процессы».

№2

«Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией».

№ 3

«Обработка графической информации».

№ 4

«Обработка текстовой информации».

№ 5

«Мультимедиа».

8 класс

№ 1

«Математические основы информатики».

№ 2

«Основы алгоритмизации»

№ 3

«Начала программирования».

9 класс

№ 1

«Моделирование и формализация»

№2

«Алгоритмизация и программирование»

№ 3

«Обработка числовой информации»

№ 4

«Коммуникационные технологии»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ФГОС Биология 5 класс

Рабочая программа по биологии соответствует  положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям и результа...

рабочая программа ФГОС 1-4 классы

программа по физической культуре...

Рабочая программа ФГОС технология 4 класс .Автор Е.А. Лутцева

Рабочая программа составлена на  основе:Федерального государственного  образовательного стандарта  начального  общего образования второго...

рабочая программа ФГОС 5 - 7 класс

рабочая программа разработана на основе ФГОС для 5 - 9  классов  и  учебного комплекса  по  Ляху....

рабочая программа ФГОС для 2 класса

более или менее новый вариант календарно-тематического планирования...

Физическая культура рабочая программа ФГОС 5-9 классы.

Программа разработана на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (проток...

Рабочая программа ФГОС 5-9 класс

ФГОС Рабочая программа 5-9 класс...