Конспект урока "Перевод двоичных чисел в шестнадцатеричные и восьмеричные числа и наоборот «методом триад и тетрад»
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс)
Gознакомить с “методом триад и тетрад” для перевода двоичных, восьмеричных и шестнадцатеричных чисел из одной СС в другую.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Перевод двоичных чисел в шестнадцатеричные и восьмеричные числа и наоборот «методом триад и тетрад»
Автор: Погнаева Людмила Станиславовна
Организация: МАОУ СОШ №14 г. Калининград
Цель урока:
- Ученик научится: переводить двоичные числа в шестнадцатеричные и восьмеричные числа и наоборот «методом триад и тетрад»
- Ученик получит возможность: применять данный алгоритм при решении задач, связанных с системами счисления
Задачи:
1. познакомить с “методом триад и тетрад” для перевода двоичных, восьмеричных и шестнадцатеричных чисел из одной СС в другую.
2. выделить и систематизировать алгоритмы перевода
3. применить систематизированный материал при решении задач
Техническое оснащение урока: интерактивная доска
Тип урока: лекция
Номер урока в блоке «Системы счисления»: 2
Учебник: Информатика. 8 класс. Босова Людмила Леонидовна. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2021 г.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент Задачи этапа: Включение в деловой ритм. Подготовка класса к работе. | |
Мы продолжаем изучать тематический блок «Системы счисления» | Слушают. |
Актуализация знаний Задачи этапа: подготовить к изучению новой темы. | |
Раздает карточки с КОЗ №1 (приложение №1) | Решают задание, выявляют проблему |
Постановка цели урока Задачи этапа: определить вместе с учащимися цель урока | |
Опрос учащихся. Фиксирует проблему в решении задания. Сообщает тему урока: «Двоичные триады и тетрады. Лекция №2» Раздает план тематического блока ученикам. | Определяют проблему в решении задания, определяют цель урока – научиться переводить двоичные числа в шестнадцатеричные и восьмеричные числа и наоборот |
Открытие нового Задачи этапа: выделить и систематизировать способы представления алгоритмов | |
Сначала определимся, что мы будем называть двоичными тетрадами и двоичными триадами. Определение №1 – двоичная триада - это тройка двоичных цифр Определение №2 – двоичная тетрада – это четверка двоичных цифр. | Фиксируют в тетради определения. |
Разберем задание №2 карточки 2-го варианта: 255078 = А2= ? Ответ 255078=101011010001112 С7А16 = ? А2 Ответ С7А16 = 1100 0111 1010 2 Учитель объясняет алгоритм перевода в восьмеричную систему счисления. А теперь нужно перевести в шестнадцатеричную, как это сделать? |
Фиксируют в тетради Самостоятельно делают вывод о том, что бы перевести двоичное число в шестнадцатеричное, нужно двоичное число разбить на тетрады, и определить какое 16-ое число соответствует найденной тетраде. |
Для оперативного перевода из двоичных чисел в восьмеричные числа при решении задач, связанных с системами счисления, можно использовать таблицу триад (в которой показана связь двоичных триад двоичных и восьмеричных чисел) | Заполняют таблицу вместе с учителем с фиксацией в тетради |
Для заполнения таблицы двоичных тетрад предлагает выполнить КОЗ №2 (приложение №2) | Выполняют задание, желающий ученик выходит к доске и обосновывает свое решение. |
Применение нового знания Задачи этапа: на основе полученных знаний вывести обратный алгоритм перевода 16-х и 8-х числе в двоичные числа. | |
Предлагает вместе выполнить задание: 10110112 = ?А8 Ответ 101101112 = 1338 Предлагает выполнить самостоятельно задание, применив выведенный алгоритм: Определить способ решения для следующих задач: 1011011112 = А16=? Ответ 1011011112=16F16 | Решают задание. Делают вывод об алгоритме перевода. Решают задание. Решают задание, определяют способ решения. |
Подведение итогов урока Задачи этапа: определить степень решения проблемы, систематизировать полученные знания | |
Итак, мы с вами вместе решили выявленную в начале урока проблему. Какие новые алгоритмы вы узнали сегодня на уроке? | Отвечают:
|
Домашняя работа Задача этапа: Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | |
Обратите внимание на план тематического блока. На следующем уроке будет самостоятельная работа на тему «Перевод двоичных чисел в шестнадцатеричные и восьмеричные числа и наоборот Также вы можете приступать к выполнению индивидуальных домашних заданий.» Учитель отвечает на вопросы | Слушают, задают вопросы. |
Рефлексия |
Приложение №1
КОЗ 1 (компетентностно-ориентированное задание №1)
Компетентность разрешения проблем, аспект идентификация (определение) проблемы, уровень 2
Стимул: мы знаем несколько алгоритмов, которые позволяют переводить числа из одной системы счисления в другую систему счисления.
Задачная формулировка: перед вами карточка с двумя заданиями, выполнить эти задания, используя известные алгоритмы, указать некоторые вероятные причины возникновения проблемы при решении этих заданий.
Пример карточки:
1. 14310 = ?2 = ?8 = ?16 2. 101112 = ?8 = ?16 |
Модельный ответ:
- Мы знаем только алгоритм, который переводит числа из десятичной системы счисления в какую-нибудь другую, и обратный ему алгоритм, который переводит из какой-нибудь системы счисления в десятичную.
- Проблема: необходимо узнать алгоритм, который переводит из двоичной СС в восьмеричную и шестнадцатеричную СС.
Приложение №2
КОЗ 2 (компетентностно-ориентированное задание №2)
Информационная компетентность, аспект обработка информации 2 уровень
Стимул:
Для оперативного перевода из двоичных чисел в шестнадцатеричные числа при решении задач, связанных с системами счисления, можно использовать таблицу двоичных тетрад (в которой показана связь двоичных тетрад и шестнадцатеричных чисел)
Задачная формулировка:
Составить таблицу тетрад, обосновать вариант способа решения
Бланк:
Шестнадцатеричное число | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | A | B | C | D | E | F |
Тетрада |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Источник:Таблица триад:
Восьмеричное число | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Триада | 000 | 001 | 010 | 011 | 100 | 101 | 110 | 111 |
Выполнить задания:
A2 перевести в А8 | А8 перевести в А2 | А16 перевести в А2 | A2 перевести в А16 |
111010111011102 | 7025348 | 11C5E16 | 110101012 |
101101101110012 | 5365438 | 45C9D16 | 111111002 |
Приложение №3
Презентация «Перевод двоичных чисел в шестнадцатеричные, восьмеричные числа и наоборот «методом триад и тетрад»
Приложение №4
Презентация «Таблица триад и тетрад, проще сгенерировать, чем запомнить»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока для 6 класса "Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления"
Урок по информатике для 6 класса по теме "Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления" разработан по УМК Босовой Л.Л. Данный урок формирует умения переводить числа из двоичной системы счисле...
Конспект урока "Перевод чисел из двоичной системы счисления и десятичную"
В данном конспекте предуслотрены новые требования ФГОС, используется презентация, для демонстрации решения примеров, в конце урока проводится интересная викторина (с межпредметными связями)...
Конспект урока "Перевод чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную, шестнадцатиричную системы счисления и обратно"
Данный конпект может использоваться при изучении темы "Системы счисления" с таршей школе....
Переводы из двоичной в восьмиричную и шестнадцатиричную системы счислений методом триад и тетрад
Подробное описание урока по изучению метода триад и тетрад...
Таблица триад и тетрад
Эта таблица нужна для быстрого перевода чисел из восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления в двоичную и наоборот....
Таблица триад и тетрад, проще сгенерировать, чем запомнить.
Презентация с анимацией как быстро составить таблицу триад и тетрад Написание таблицы тетрад на черновике в начале экзамена по информатике займёт не более минуты, поможет избежать обидных арифметическ...
Презентация Перевод двоичных чисел в шестнадцатеричные, восьмеричные числа и обратно.
Презентация с анимацией как быстро перевести двоичные числа в шестнадцатеричные, восьмеричные числа и наоборот «методом триад и тетрад»Смотреть с анимацией. Презентацию необход...