Конспект урока для 6 класса "Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления"
план-конспект урока по информатике и икт (6 класс) по теме
Урок по информатике для 6 класса по теме "Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления" разработан по УМК Босовой Л.Л. Данный урок формирует умения переводить числа из двоичной системы счисления в десятичную и обратно, учит переводить числа из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_5.docx | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Кустова Елена Васильевна
МБОУ СОШ №3 г. Усмани Липецкой области
6 класс
Урок 5
Тема: «Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления.
Работа с приложением калькулятор».
Цель урока: изучить способы перевода двоичных чисел в десятичную систему счисления
Задачи урока:
- Образовательная - формировать умения переводить числа из двоичной системы счисления в десятичную и обратно, научить переводить числа из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора.
- Развивающая - развивать логическое мышление, память, творческие способности, умения излагать мысли, делать выводы; закрепить теоретические знания, полученные на прошлых уроках; развивать воображение, умение анализировать, сравнивать, строить по аналогии;
- Воспитательная - воспитывать товарищеские отношения с одноклассниками, умения преодолевать трудности при выполнении упражнений; воспитывать чувства ответственности, прилежания и самостоятельности, доброжелательности, умения работать в коллективе; повышать и развивать интерес к предмету “информатика”.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Методы: объяснительно-иллюстративный: репродуктивный, самостоятельная работа, практическая работа.
Оборудование:
- Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009;
- Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010;
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- презентация «Цифровые данные (часть 1)»
Ход урока:
I Организационный момент:
Проверка готовности учащихся к уроку.
II Актуализация и проверка усвоения изученного материала:
- Дайте определение системы счисления.
- Как перевести числа из десятичной системы счисления в двоичную?.
Визуальная проверка выполнения задания РТ: №17, 18 (3, 4, 5) с.12-13
- РТ: №17 с. 12
25 г – закрашенные клеточки 1г, 8г, 16г;
48 г – закрашенные клеточки 32г, 16г;
72 г – закрашенные клеточки 8г, 64г;
105 г – закрашенные клеточки 1г, 8г, 32г, 64г;
127 г – закрашенные клеточки 1г, 2г, 4г, 8г, 16г, 32г, 64г (все клетки).
- РТ: № 18 (3, 4, 5)
3)
543 | 271 | 135 | 67 | 33 | 16 | 8 | 4 | 2 | 1 |
1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Ответ: 1000011111
4)
950 | 475 | 237 | 118 | 59 | 29 | 14 | 7 | 3 | 1 |
0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 |
Ответ: 1110110110
5)
1025 | 512 | 256 | 128 | 64 | 32 | 16 | 8 | 4 | 2 | 1 |
1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Ответ: 10000000001
III Сообщение темы и целей урока:
Мы с вами на прошлом уроке научились переводить числа из десятичной системы счисления в двоичную, а сегодня на уроке мы научимся переводить целые числа из двоичной системы счисления в десятичную.
Запишите тему урока: «Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления»
IV Объяснение нового материала:
Перевод целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную
Способ 1
Пусть имеется число 1111012. Его можно представить так:
1111012 = 1-1 + 0- 2 + 1- 4 + 1- 8 + 1-16 + 1- 32 = 6110.
Способ 2
Возьмем то же число 1111012. Переведем единицу 6-го разряда (первая слева в записи числа) в единицы 5-го разряда, для чего 1 умножим на 2, ибо единица 6-го разряда в двоичной системе содержит 2 единицы 5-го разряда.
К полученным 2 единицам 5-го разряда прибавим имеющуюся единицу 5-го разряда. Переведем эти 3 единицы 5-го разряда в 4-й разряд и прибавим имеющуюся единицу 4-го разряда: 3-2 + 1 = 7.
Переведем 7 единиц 4-го разряда в 3-й разряд и прибавим имеющуюся единицу 3-го разряда:
7 • 2 + 1 = 15.
Переведем 15 единиц 3-го разряда во 2-й разряд: 15 • 2 = 30. В исходном числе во 2-м разряде единиц нет.
Переведем 30 единиц 2-го разряда в 1-й разряд и прибавим имеющуюся там единицу: 30 • 2 + 1 = 61. Мы получили, что исходное число содержит 61 единицу 1-го разряда.
Письменные вычисления удобно располагать так:
((((1 • 2 + 1) • 2 + 1) • 2 + 1) • 2 + 0) • 2 + 1 = 61.
Способ 3
Для того чтобы нам было проще в дальнейшем выполнять вычисления, составим таблицу разрядности числа 2.
Значение разрядности числа 2
Разряд | 10 | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Значение | 1024 | 512 | 256 | 128 | 64 | 32 | 16 | 8 | 4 | 2 | 1 |
Распишем число 100100012 по разрядам. Над числом 100100012, начиная с конца, записываем: над последней цифрой пишем 0, над предпоследней - 1 и т. д., над первой цифрой числа записываем 7.
7 6 5 4 3 2 1 0
100100012 = 1* 128 + 0*64 + 0*32 + 1* 16 + 0*8 + 0*4 + 0*2 + 1* 1 = 128 + 16 + 1 = 145010.
Ответ: 100100012 = 145010.
Переводить целые числа из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления и обратно можно с помощью приложения Калькулятор.
V Закрепление изученного:
Задание 1. Перевести число 1000110111 из двоичной системы счисления в десятичную систему счисления.
9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
10001101112 = 1 * 512 + 0 * 256 + 0 * 128 + 0 * 64 + 1 * 32 + 1 * 16 + 0 * 8 + 1 * 4 + 1 * 2 + 1 * 1 =
= 512 + 32 + 16 + 4 + 2 + 1 = 56710
Ответ: 10001101112= 56710.
Задание 2. Перевести число 11010 из двоичной системы счисления в десятичную систему счисления.
Ответ: 110102= 2610.
Задание 3. Перевести число 11111011001 из двоичной системы счисления в десятичную систему счисления.
Ответ: 111110110012 = 20091О.
Физкультминутка:
Робот делает зарядку
И считает по порядку.
Раз контакты не искрят,
Два – суставы не скрипят,
Три прозрачен объектив,
Я исправен и красив.
Для глаз и настроения:
Глазки вверх поднимем мы – улыбнемся.
Глазки вниз опустим мы – улыбнемся,
Глазки влево повернем – улыбнемся.
Глазки вправо повернем -
И работать мы начнём
VI Практическая работа. Работа с приложением калькулятор
Проведем небольшой эксперимент.
1. Запустите приложение Калькулятор и выполните команду [Вид-Инженерный]. Обратите внимание на группу переключателей, определяющих систему счисления:
двоичная система счисления
- Убедитесь, что Калькулятор настроен на работу в десятичной системе счисления. С помощью клавиатуры или мыши введите в поле ввода произвольное двузначное число. Активизируйте переключатель Bin и проследите за изменениями в окне ввода. Вернитесь в десятичную систему счисления. Очистите поле ввода.
- Повторите пункт 2 несколько раз для других десятичных чисел.
- Настройте Калькулятор на работу в двоичной системе счисления. Обратите внимание на то, какие кнопки Калькулятора и цифровые клавиши клавиатуры вам доступны. Поочередно введите двоичные коды 5-го, 10-го и 15-го членов натурального ряда и с помощью переключателя Dec переведите их в десятичную систему счисления.
Самостоятельно выполните задания:
- Переведите числа 1210, 15410, 198010, 141210, 3010 в двоичный код.
- Переведите числа 11112, 10000111112, 11010101010102, 11001112, 102 в десятичный код.
Ответ:
- 1210 = 11002, 15410 = 100110102, 198010 = 111101111002, 141210 = 101100001002, 3010 = 111102.
- 11112 = 1510, 10000111112 = 54310, 11010101010102 = 682610, 11001112 = 10310, 102 = 2 10
Проверка самостоятельной работы. Выставление оценок
VII Подведение итогов урока:
- Что такое двоичное кодирование числовой информации?
- Как перевести число из двоичной системы счисления в десятичную?
.
VIII Домашнее задание:
§1.3 с. 20 – 21 вопросы.
РТ: №20, 21 с.13-14
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перевод чисел в десятичную систему счисления
Урок №2. Взаимосвязь между системами счисления....
Перевод двоичных числе в десятичную систему счисления
Данная разработка предназначена для проведения урока информатики в 6 классе по теме: Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. Урок разработан в соответствии с УМК Босова Л. Л. "Информати...
"Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления".
Цели урока:1.Ввести понятие «Система счисления (СС)». Научиться переводить целые числа из десятичной СС в двоичную СС и обратно.2.Развить логическое мышление.3.Воспитать уверенность в своих силах.Зада...
Конспект урока по теме Перевод чисел в десятичную систему счисления
Конспект урока по теме Перевод чисел в десятичную систему счисления...
Презентация к уроку по теме Перевод чисел в десятичную систему счисления
Презентация к уроку по теме Перевод чисел в десятичную систему счисления...
Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Перевод чисел из 8-й и 16-й в десятичную систему счисления
Разработка конспекта урока по информатике в 8 классе (УМК Семакин) на тему "Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Перевод чисел из 8-й и 16-й в десятичную систему счисле...
Презентация-Тренажер "Перевод чисел из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления и обратно".
Тренажер позволяет пошагово проследить перевод из одной системы счисления в другую....