Рабочая программа по информатике для 10-11 классов
рабочая программа по информатике и икт
Рабочая программа по информатике для среднего общего образования составлена на основе примерной рабочей программы И.Г. Семакина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_informatike_1011.doc | 137.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по предмету «Информатика и ИКТ»
10, 11 класс
Срок реализации 5 лет
Содержание учебного предмета
Основные содержательные линии общеобразовательного курса базового уровня для старшей школы расширяют и углубляют следующие содержательные линии курса информатики основной школы.
- Линия информации и информационных процессов (определение информации, измерение информации, универсальность дискретного представления информации; процессы хранения, передачи и обработки информации в информационных системах; информационные основы процессов управления).
- Линия моделирования и формализации (моделирование как метод познания; информационное моделирование: основные типы информационных моделей; исследование на компьютере информационных моделей из различных предметных областей).
- Линия алгоритмизации и программирования (понятие и свойства алгоритма, основы теории алгоритмов, способы описания алгоритмов, языки программирования высокого уровня, решение задач обработки данных средствами программирования).
- Линия информационных технологий (технологии работы с текстовой и графической информацией; технологии хранения, поиска и сортировки данных; технологии обработки числовой информации с помощью электронных таблиц; мультимедийные технологии).
- Линия компьютерных коммуникаций (информационные ресурсы глобальных сетей, организация и информационные услуги Интернета, основы сайтостроения).
- Линия социальной информатики (информационные ресурсы общества, информационная культура, информационное право, информационная безопасность).
- Центральными понятиями, вокруг которых выстраивается методическая система курса, являются «информационные процессы», «информационные системы», «информационные модели», «информационные технологии».
Предметные результаты
Выпускник научится:
- определять информационный объем графических и звуковых данных при заданных условиях дискретизации;
- определять результат выполнения алгоритма при заданных исходных данных;
- узнавать изученные алгоритмы обработки чисел и числовых последовательностей; создавать на их основе несложные программы анализа данных; читать и понимать несложные программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; выполнять пошагово (с использованием компьютера или вручную) несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных;
- создавать на алгоритмическом языке программы для решения типовых задач базового уровня из различных предметных областей с использованием основных алгоритмических конструкций;
- использовать готовые прикладные компьютерные программы в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации;
- понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью вычислений (время работы, размер используемой памяти);
- аргументировать выбор программного обеспечения и технических средств ИКТ для решения профессиональных и учебных задач, используя знания о принципах построения персонального компьютера и классификации его программного обеспечения;
- создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с использованием возможностей современных программных средств;
- применять антивирусные программы для обеспечения стабильной работы технических средств ИКТ;
- соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за персональным компьютером в соответствии с нормами действующих СанПиН.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
- переводить заданное натуральное число из двоичной записи в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно; сравнивать, складывать и вычитать числа, записанные в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;
- строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений, используя условие Фано; использовать знания о кодах, которые позволяют обнаруживать ошибки при передаче данных, а также о помехоустойчивых кодах;
- понимать важность дискретизации данных; использовать знания о постановках задач поиска и сортировки; их роли при решении задач анализа данных;
- использовать навыки и опыт разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; использовать основные управляющие конструкции последовательного программирования и библиотеки прикладных программ; выполнять созданные программы;
- классифицировать программное обеспечение в соответствии с кругом выполняемых задач;
- понимать основные принципы устройства современного компьютера и мобильных электронных устройств; использовать правила безопасной и экономичной работы с компьютерами и мобильными устройствами.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие личностные результаты.
1. Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Каждая учебная дисциплина формирует определенную составляющую научного мировоззрения. Информатика формирует представления учащихся о науках, развивающих информационную картину мира, вводит их в область информационной деятельности людей. Ученики узнают о месте, которое занимает информатика в современной системе наук, об информационной картине мира, ее связи с другими научными областями. Ученики получают представление о современном уровне и перспективах развития ИКТ-отрасли, в реализации которых в будущем они, возможно, смогут принять участие.
2. Сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Эффективным методом формирования данных качеств является учебно-проектная деятельность. Работа над проектом требует взаимодействия между учениками — исполнителями
проекта, а также между учениками и учителем, формулирующим задание для проектирования, контролирующим ход его выполнения и принимающим результаты работы. В завершение работы предусматривается процедура защиты проекта перед коллективом класса, которая также требует наличия коммуникативных навыков у детей.
3. Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью как к собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь.
Работа за компьютером (и не только над учебными заданиями) занимает у современных детей все больше времени, поэтому для сохранения здоровья очень важно знакомить учеников с правилами безопасной работы за компьютером, с компьютерной эргономикой.
4. Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов.
Данное качество формируется в процессе развития навыков самостоятельной учебной и учебно-исследовательской работы учеников. Выполнение проектных заданий требует от ученика проявления самостоятельности в изучении нового материала, в поиске информации в различных источниках. Такая деятельность раскрывает перед учениками возможные перспективы в изучении предмета и в дальнейшей профориентации в этом направлении. Во многих разделах учебников рассказывается об использовании информатики и ИКТ в различных профессиональных областях и перспективах их развития.
Метапредметные результаты
При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие метапредметные результаты.
1. Умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную и внеучебную (включая внешкольную) деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.
Данная компетенция формируется при изучении информатики в нескольких аспектах:
- учебно-проектная деятельность: планирование целей и процесса выполнения проекта и самоконтроль за результатами работы;
- изучение основ системологии: способствует формированию системного подхода к анализу объекта деятельности;
- алгоритмическая линия курса: алгоритм можно назвать планом достижения цели исходя из ограниченных ресурсов (исходных данных) и ограниченных возможностей исполнителя (системы команд исполнителя).
2. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты.
Формированию данной компетенции способствуют следующие аспекты методической системы курса:
- формулировка многих вопросов и заданий к теоретическимразделам курса стимулирует к дискуссионной форме обсуждения и принятия согласованных решений;
- ряд проектных заданий предусматривает коллективное выполнение, требующее от учеников умения взаимодействовать; защита работы предполагает коллективное обсуждение ее результатов.
3. Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.
Информационные технологии являются одной из самых динамичных предметных областей. Поэтому успешная учебная и производственная деятельность в этой области невозможна без способностей к самообучению, к активной познавательной деятельности. Интернет является важнейшим современным источником информации, ресурсы которого постоянно расширяются.
В процессе изучения информатики ученики осваивают эффективные методы получения информации через Интернет, ее отбора и систематизации.
4. Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Формированию этой компетенции способствует методика индивидуального дифференцированного подхода при распределении практических заданий, которые разделены на три уровня сложности: репродуктивный, продуктивный и творческий. Такое разделение станет для некоторых учеников стимулирующим фактором к переоценке и повышению уровня своих знаний и умений. Дифференциация происходит и при распределении между учениками проектных заданий.
Научная предметная литература:
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика. Базовый уровень: учебник для 10 класса. – 7-е изд., стереотип. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017. – 264 с. :ил.
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика. Базовый уровень: учебник для 11 класса. – 8-е изд., стереотип. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018. – 224 с. :ил
Тематическое планирование для 10 класса
№ урока | Темы уроков с указанием лабораторных, контрольных работ, регионального содержания | Количество часов | Воспитательный компонент | ЭОР (электронные образовательные ресурсы) |
Раздел 1. Информация (5 ч) | ||||
1 | Вводный инструктаж по технике безопасности. Информация. Представление информации, языки, кодирование | 1 | Кодирование информации | ЯКласс Российская электронная школа ФИППИ РЕШУ ЕГЭ |
2 | Измерение информации. Алфавитный подход | 1 | ||
3 | Измерение информации. Содержательный подход | 1 | ||
4 | Представление чисел в компьютере | 1 | ||
5 | Представление текста, изображения и звука в компьютере. П/р №1 «Представление изображения и звука» | 1 | ||
Раздел 2. Информационные процессы (5 ч) | ||||
6 | Хранение информации | 1 | ||
7 | Передача информации | 1 | ||
8 | Обработка информации и алгоритмы. П/р №2 «Управление алгоритмическими исполнителями» | 1 | ||
9 | Автоматическая обработка информации | 1 | ||
10 | Информационные процессы в компьютере | 1 | ||
Раздел 3. Программирование обработки информации (24 ч) | ||||
11 | Алгоритмы и величины | 1 | Алгоритмы в жизни человека | |
12 | Структура алгоритмов | 1 | ||
13 | Паскаль — язык структурного п программирования | 1 | ||
14 | Элементы языка Паскаль и типы данных | 1 | ||
15 | Операции, функции, выражения. П/р № 3 «Программирование линейных алгоритмов» | 1 | ||
16 | Оператор присваивания, ввод и вывод данных | 1 | ||
17 | Логические величины, операции, выражения. П/р № 4 «Программирование логических выражений» | |||
18 | Логические функции на области числовых значений. П/р № 5 «Задачи на определение принадлежности точки» | 1 | ||
19 | Программирование ветвлений | 1 | ||
20 | Пример поэтапной разработки программы решения задач | 1 | ||
21 | Программирование циклов. П/р № 6 «Программирование циклических алгоритмов» | 1 | ||
22 | Программирование циклов. Цикл с заданным числом повторений. П/р № 7 «Программирование циклических алгоритмов» | 1 | ||
23 | Вложенные циклы и интерационные циклы | 1 | ||
24 | Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы | 1 | ||
25 | Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы. П/р № 8 «Программирование с использованием подпрограмм» | 1 | ||
26 | Массивы | 1 | ||
27 | Организация ввод и вывода данных с использованием файлов | 1 | ||
28 | Типовые задачи обработки массивов. П/р № 9 «Программирование обработки одномерных массивов» | 1 | ||
29 | Выбор максимального элемента. П/р № 10 «Программирование ветвящихся алгоритмов» | 1 | ||
30 | Сортировка массива | 1 | ||
31 | Символьный тип данных | 1 | ||
32 | Принцип последовательного кодирования алфавитов | 1 | ||
33 | Строки символов. Комбинированный тип данных. П/р № 11 «Программирование обработки строк символов» | 1 | ||
34 | Промежуточная аттестация | 1 |
Тематическое планирование для 11 класса
№ урока | Темы уроков с указанием лабораторных, контрольных работ, регионального содержания | Количество уроков | Воспитательный компонент | ЭОР (электронные образовательные ресурсы) |
Раздел 1. Информация (12 ч) | ||||
1 | Вводный инструктаж по технике безопасности Что такое система? | 1 | ЯКласс Российская электронная школа ФИППИ РЕШУ ЕГЭ | |
2 | Модели системы | 1 | ||
3 | Пример структурной модели предметной деятельности. П/р № 1 «Модели систем» | 1 | ||
4 | Что такое информационная система? | 1 | ||
5 | База данных – основа информационной системы | 1 | ||
6 | П/р № 2 «Создание БД. Работа с формой» | 1 | ||
7 | П/р № 3 «Сортировка» | 1 | ||
8 | Проектирование многотабличной БД | 1 | ||
9 | Запросы – как приложения информационной системы. П/р № 4 «Реализация простых запросов» | 1 | ||
10 | Логические условия выбора данных | 1 | ||
11 | П/р № 5 «Реализация сложных запросов» | 1 | ||
12 | Отчеты. П/р № 6 «Создание отчетов» | 1 | ||
Раздел 2. Интернет (10ч) | ||||
13 | Организация глобальных сетей | 1 | ||
14 | Интернет как глобальная информационная система | 1 | ||
15 | П/р № 7 «Работа с электронной почтой и телеконференциями» | 1 | ||
16 | Всемирная паутина. П/р № 8 «Работа с браузером. Просмотр web – страниц» | 1 | ||
17 | Инструменты для разработки web – сайтов | 1 | ||
18 | П/р № 9 «Разработка сайта» | 1 | ||
19 | Создание таблиц и списков на web – странице | 1 | ||
20 | П/р № 10 «Разработка сайта» | 1 | ||
21 | П/р № 11 «Разработка сайта» | 1 | ||
22 | П/р № 12 «Разработка сайта» | 1 | Разработка сайта о лесах России | |
Раздел 3. Информационное моделирование (9 ч) | ||||
23 | Компьютерное информационное моделирование | 1 | ||
24 | Моделирование зависимостей между величинами | 1 | ||
25 | Моделирование статического прогнозирования. П/р № 13 «Получение регрессивных моделей» | 1 | ||
26 | П/р № 14 «Прогнозирование» | 1 | ||
27 | Моделирование корреляционных зависимостей | 1 | ||
28 | П/р № 15 «Расчет корреляционных зависимостей» | 1 | ||
29 | Проектное задание по теме «Корреляционные зависимости» | 1 | ||
30 | Модели оптимального планирования | 1 | ||
31 | Решение задач оптимального планирования | 1 | ||
Раздел 4. Социальная информатика (3 ч) | ||||
32 | Информационные ресурсы и информационное общество | 1 | ||
33 | Правовое регулирование в информационной сфере. Проблема информационной безопасности | 1 | Беседа об информационной безопасности | |
34 | Промежуточная аттестация | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике для 3-4 классов (Горячев)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2004). Содержит разделы: поя...
Рабочая программа по информатике и ИКТ 8 класс к учебнику Босовой Л.Л.
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе примерной программы по информатике и информационным технологиям федерального компонента государственного стандарта основного общего образова...
Рабочая программа по информатике и ИКТ 11 класс к УМК Н.Д. Угриновича (профильный уровень)
Рабочая программа учебного курса информатики и ИКТ для 11 класса физико–математического профиля (далее – рабочая программа) составлена на основе авторской программы профильного курса «Информатик...
Рабочая программа по информатике и ИКТ, 8 класс
Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ в 8 классе к УМК Макаровой Н.В....
Рабочая программа по информатике и ИКТ, 9 класс
к УМК Макаровой Н.В., 2 часа в неделю...
Рабочая программа по информатике и ИКТ, 10 класс
к УМК Макаровой Н. В. 1 и 2 часа в неделю (два календарно-тематических планирования)...
Рабочая программа по информатике и ИКТ, 11 класс
к УМК Макаровой Н. В., 2 часа в неделю...