Программа внеурочной деятельности учащихся. Информатика 4 класс
методическая разработка по информатике и икт
Цель программы:
- формирование универсальных учебных действий, отражающих потребности ученика начальной школы в информационно-учебной деятельности,
- формирование начальных предметных компетентностей в части базовых теоретических понятий начального курса информатики,
- формирование первичных мотивированных навыков работы на компьютере и в информационной среде, в том числе при изучении других дисциплин,
- обучение жизненно важным умениям и навыкам работе за компьютером.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti_uchashchihsya._informatika_4_klass.docx | 283.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Модифицированная программа «Введение в информатику».
Литература:
- Учебник «Информатика» 4 класс, Н.В. Матвеева и др.
- Методическое пособие для учителя Н.В. Матвеева М.С. Цветкова.
- Электронное сопровождение УМК.
- ЭОРЕдиной коллекции к учебнику Н.В. Матвеевой и др. «Информатика», 4 класс.
Цель программы:
- формирование универсальных учебных действий, отражающих потребности ученика начальной школы в информационно-учебной деятельности,
- формирование начальных предметных компетентностей в части базовых теоретических понятий начального курса информатики,
- формирование первичных мотивированных навыков работы на компьютере и в информационной среде, в том числе при изучении других дисциплин,
- обучение жизненно важным умениям и навыкам работе за компьютером.
Задачами курса являются:
- формирование системного, объектно-ориентированного теоретического мышления;
- формирование умения описывать объекты реальной и виртуальной действительности на основе различных способов представления информации;
- овладение приемами и способами информационной деятельности;
- формирование начальных навыков использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения практических задач.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;
- готовность к повышению своего образовательного уровня в области ИКТ;
- интерес к информатике, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни.
Метапредметные результаты:
- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;
- владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме;
- умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта;
- умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;
- использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.
В результате реализации программы внеурочной деятельности, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и познавательный интерес к учебному предмету информатика, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.
Данная программа направлена на достижение первого уровня воспитательных результатов.
По окончанию курса внеурочной деятельности «Знакомство с информатикой»у обучающихся будет сформирован познавательный интерес к предмету информатика.Развитие творческого интереса учащихся, их самореализации через создание собственного компьютерного продукта.Популяризация детского компьютерного творчества и привлечение подрастающего поколения к решению актуальных проблем современного общества.
Содержание программы
Информация вокруг тебя. Человек и компьютер
Техника безопасности и организация рабочего места в кабинете информатики.
Понятия «информация», «информационный объект», «информационный процесс», «источник информации», «приёмник информации», «естественный источник информации», «искусственный источник информации».
Человек и информация. Виды информации. Классификация видов информации по способам восприятия и представления. Основные устройства компьютера и технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, звука, изображения) в компьютер.
Кодирование информации
Знакомство с понятиями «код», «кодирование», «декодирование». Понятие «анаграмма», способы разгадывания анаграмм. Правила кодирования и декодирования слов и текста. Кодирование информации с помощью букв русского и английского алфавитов. Индейская азбука, азбука Морзе, флажковая (семафорная) азбука, Код Цезаря. азбука пляшущих человечков. Правила ввода букв и слов, удаления символов, форматирования и редактирования теста в MSOfficeWord.
Числовая информация и компьютерные программы.
Вычисление значений арифметических выражений с помощью программы Калькулятор. Понятия «таблица», «ячейка», «столбец», «строка», «диапазон ячеек». Создание и оформление таблиц для решения задач в MS Office Word. Интерфейс MS Office Excel. Границы ячеек. Создавать электронные таблицы в Excel, выполнение в них расчётов по вводимым пользователем формулам. Выполнение расчетов. Табличное решение математических задач в MS Office Excel.
Учимся создавать презентации в MS Office PowerPoint
Знакомство с мультимедиа технологиями. Интерфейс MSOfficePowerPoint. Меню программы. Запуск готовых презентаций. Создание и дизайн слайда. Работа с текстом в презентации. Знакомство с объектами WordArt. Вставка готовых фигур и рисунков. Знакомство с понятием «анимация». Настройка анимации. Работа над творческим проектом. Защита творческих проектов.
Учебно - тематический план 4 класс
№ | Тема | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | Техника безопасности и организация рабочего места в кабинете информатики. | 1 | - | 1 |
2 | Информация вокруг тебя. Человек и компьютер | 2 | 2 | 4 |
3 | Кодирование информации | 2 | 3 | 5 |
4 | Числовая информация и компьютерные программы | 3 | 6 | 9 |
5 | Учимся создавать презентации в MSOfficePowerPoint | 3 | 11 | 14 |
6 | Заключительное занятие | 1 | - | 1 |
Итого: | 12 | 22 | 34 |
Календарно-тематическое планирование 4 класс
№ п/п | Дата | Тема | Основное содержание | Виды деятельности | Программный продукт / Электронные Образовательные Ресурсы |
1 | Техника безопасности и организация рабочего места в кабинете информатики. | Пожарная безопасность, охрана труда, санитарные правила, правила поведения в кабинете. | Соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ. | Презентация ТБ | |
2 | Человек и информация | Понятие «информация», «информационный объект», «информационный процесс». | Изучение и закрепление новых понятий темы. Функциональное чтение. Решение информационных задач. Выбор и запуск нужной программы; работа с основными элементами пользовательского интерфейса. | Презентация к занятию. MSOffice Word, Файлы заготовки для закрепления основных понятий темы. | |
3 | Виды информации | Классификация видов информации по способам восприятия и представления. | Деление информации на виды (решение информационных задач). Функциональное чтение. Выбор и запуск нужной программы; работа с основными элементами пользовательского интерфейса. | Презентация к занятию. Файлы заготовки для закрепления основных понятий темы. | |
4 | Источники и приёмники информации | Понятия «источник информации», «приёмник информации», «естественный источник информации», «искусственный источник информации» | Изучение и закрепление новых понятий темы. Деление объектов на источники и приёмники информации, на искусственные и естественные приемники и источники информации в ходе решения информационных задач. Выбор и запуск нужной программы; работа с основными элементами пользовательского интерфейса. | Презентация к занятию. Файлы заготовки для закрепления основных понятий темы. | |
5 | Устройства компьютера и носители информации. | Основные устройства компьютера и технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, звука, изображения) в компьютер. Правила ввода букв, удаления символов. | Анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации; определять технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, звука, изображения) в компьютер. | Презентация к занятию. MS Office Word, Файлы заготовки для закрепления основных понятий темы. | |
6 | Кодирование информации. | Знакомство с понятиями «код», «кодирование», «декодирование». Понятие «анаграмма», способы разгадывания анаграмм. Правила ввода букв, удаления символов. | Использование текстового редактора для создания текста. Грамотно управлять компьютерными программами. Самостоятельное разгадывание анаграмм. | Презентация к занятию. MS Office Word, Файлы заготовки для закрепления основных понятий темы. | |
7 | Кодирование информации с помощью букв русского и английского алфавитов. | Правила кодирования с помощью алфавита любого из языков. Приёмы работы в Paint. | Использование графического редактора для осуществления кодирования. Определять возможности применения инструментов Paint для решения типовых задач. | Презентация к занятию. Файлы заготовки для закрепления основных понятий темы. Программное приложение Paint. | |
8 | Кодирование и декодирование информации с помощью Кода Цезаря. | Правила кодирования и декодирования слов и текста с помощью Кода Цезаря. Правила ввода букв и слов, удаления символов. | Применение правила кодирования для выполнения учебных заданий. Использование текстового редактора для создания текста. Грамотно управлять компьютерными программами. | Презентация к занятию. MS Office Word | |
9 | Кодирование и декодирование информации с помощью азбуки Морзе, флажковой азбуки. | Правила кодирования и декодирования слов и текста с помощью азбуки Морзе, флажковой азбуки. | Применение правил кодирования для выполнения учебных заданий. Использование текстового процессора и графического редактора для решения информационных задач. Грамотное управление компьютерными программами. | Презентация к занятию. Файлы с таблицами кодирования. | |
10 | Кодирование и декодирование информации с помощью индейской азбуки и азбуки пляшущих человечков. | Правила кодирования и декодирования слов и текста с помощью индейской азбуки и азбуки пляшущих человечков. | Применение правил кодирования для выполнения учебных заданий. Использование текстового процессора и графического редактора для решения информационных задач. Грамотное управление компьютерными программами. | Презентация к занятию. Файлы с таблицами кодирования. | |
11 | Обработка числовой информации. | Обработка информации с помощью специализированных программ. | Вычисление значений арифметических выражений с помощью программы Калькулятор. | Презентация к занятию. Программное приложение Калькулятор. Файл – заготовка для вычислений. Плакат «Обработка информации» | |
12 | . | Оформление решения задач в MS Office Word. | Правила ввода и удаления символов. Создание отступов, колонок. Изменение начертания и цвета текста. Вставка геометрических фигур. | Вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры, мыши и других технических средств. Осуществлять форматирование текста. | Презентация к занятию. MS Office Word. Файлы – заготовки для решения информационных задач. |
13 | Оформление решения задач в MS Office Word. | Знакомство с понятиями «таблица», «ячейка», «столбец», «строка». Создание и оформление таблиц для решения задач в MSOffice Word. | Изучение основных элементов таблиц (ячейка, строка, столбец). Обучение вставке графических объектов (геометрических фигур) в текст. Грамотное управление текстовым процессором. | Презентация к занятию. MS Office Word. | |
14 | Оформление решения задач в MS Office Word. | Создание и оформление таблиц для решения задач в MSOffice Word. | Обучение вставке графических объектов (геометрических фигур) в текст. Грамотное управление текстовым процессором. | MS Office Word. | |
15 | Знакомство с MS Office Excel. | Интерфейс MS Office Excel. Сходство и отличия с MS Office Word. Закрепление понятий «ячейка», «строка», «столбец». Определение названия ячеек, знакомство с понятием «диапазон ячеек». Работа с границами ячеек. | Анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства; определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. | MS Office Excel. Презентация к занятию. | |
16 | Обработка числовой информации в MS Office Excel. | Создание таблиц. Выполнение расчетов. | Определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач. Создавать электронные таблицы, выполнять в них расчёты по вводимым пользователем формулам. | MS Office Excel. Презентация к занятию. | |
17 | Обработка числовой информации в MS Office Excel | Создание таблиц. Выполнение расчетов. | MS Office Excel. Файлы-заготовки для решения информационных задач. | ||
18 | Табличное решение математических задач | Создание таблиц. Решение математических примеров и уравнений. | Приводить примеры использования таблиц при описании объектов окружающего мира. Создавать табличные модели; создавать простые вычислительные таблицы, вносить в них информацию и проводить вычисления. | MS Office Excel. Файлы-заготовки для решения информационных задач. | |
19 | Табличное решение математических задач. | Создание таблиц. Решение математических задач. | MS Office Excel. Файлы-заготовки для решения информационных задач. | ||
20 | Знакомство с MS Office PowerPoint | Интерфейс MS Office PowerPoint. Изучение меню программы. Сопоставление с ранее изученными программными средствами пакета MSOffice. Изучение возможностей, применимых исключительно к данной программе. | Знакомство с мультимедиа технологиями. Изучение меню программы. Запуск готовых презентаций. | MS Office Power Point. Презентация к занятию. Файлы образцов презентаций. | |
21 | Создание и дизайн слайда. | Технология создания слайдов, дублирования выделенных слайдов. Знакомство с макетами слайдов. | Планировать последовательность событий по созданию и оформлению слайдов. Выбор нужных макетов и дизайна слайдов презентации. | MS Office Power Point. Презентация к занятию. | |
22 | Работа с текстом в презентации. | Проведение аналогии форматирования текста с MS Office Word. Знакомство с объектами WordArt. | Планировать последовательность событий по набору и редактированию текстов. Вставка декоративного текста в документ. | MS Office PowerPoint. Презентация к занятию. | |
23 | Вставка готовых фигур и рисунков. | Аналогия форматирования текста с Word. Работа с графическими изображениями. | Планировать последовательность событий по созданию и расположению графических объектов. | MS Office PowerPoint. Презентация к занятию. Файлы образцов презентаций. | |
24 | Настройка анимации. | Знакомство с понятием «анимация». Применение анимационных эффектов к объектам, размещенным на слайдах | Планировать последовательность событий по настройке анимации необходимых объектов. | MS Office PowerPoint. Презентация к занятию. Файлы образцов презентаций. | |
25 | Работа над творческим проектом | Введение в проект. постановка проблемных вопросов. Составление плана проектной работы. Обобщение результатов. Создание проектных продуктов. | Планировать последовательность событий по созданию и оформлению слайдов, набору и редактированию текстов, созданию и расположению графических объектов, настройке анимации необходимых объектов. | MS Office PowerPoint. | |
26 | |||||
27 | |||||
28 | |||||
29 | |||||
30 | |||||
31 | |||||
32 | |||||
33 | Защита творческих проектов. | Сообщение результатов. Обсуждение проектных работ. | Проверка и устранение недочетов в проектном продукте. Подготовка к выступлению. Выступление с опорой на проектный продукт. Обсуждение работы. | MS Office PowerPoint. Презентации - проектные продукты учащихся. | |
34 | Игра «Путешествие по информатике» | Решение развивающих логических задач. Коллективное и самостоятельное решение информационных задач, выполнение творческих заданий. | Планировать последовательность событий по выполнению заданий. Создавать информационные модели. Грамотно управлять компьютерными программами. | Презентация к игре. Программы пакета MSOffice: - Word, - PowerPoint, - Excel. Программа Калькулятор. Файлы-заготовки для решения информационных задач. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа внеурочной деятельности учащихся 5 класса научно-познавательного направления «Математическая шкатулка»
Содержание:ВВЕДЕНИЕГЛАВА 1. Теоретические основы организации внеурочной деятельности научно-познавательного направления в свете требований ФГОС ООО§1. Необходимость обращения к внеурочной деятельности...
Модуль программы внеурочной деятельности учащихся 6 класса по организации музея "Декоративно-прикладное искусство родного края"
Данный модуль программы внеурочной деятельности представляет собой вариант организации внеурочной деятельности школьников 6 класса по созданию музея «Декоративно-прикладное искусство родного кра...
Программа внеурочной деятельности учащихся 6 класса "Математика и твой дом"
Программа внеурочной деятельности по математике для учащихся 6 - го класса....
Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся 5 класса Cambridge English
Данный курс направлен на развитие коммуникативной компетенции учащихся по английскому языку в системе Cambridge English, а также на социальное и культурное развитие личности учащегося и его творческой...
Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся 6 класса Cambridge English
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Образовательная программа внеурочной деятельности составлена на основе учебного пособия KET Objective, автор (A. Capel), и рассчитана на 68 часов (2часа\нед.).Данный курс на...
Программа внеурочной деятельности учащихся Информатика 2 класс
Цель программы:формирование универсальных учебных действий, отражающих потребности ученика начальной школы в информационно-учебной деятельности,формирование начальных предметных компетентностей в част...
Программа внеурочной деятельности учащихся. Информатика 3 класс
Цель программы:формирование универсальных учебных действий, отражающих потребности ученика начальной школы в информационно-учебной деятельности,формирование начальных предметных компетентностей в част...