Программа внеурочной деятельности учащихся. Информатика 3 класс
методическая разработка по информатике и икт

Лавнюженков Сергей Павлович

Цель программы:

  1. формирование универсальных учебных действий, отражающих потребности ученика начальной школы в информационно-учебной деятельности,
  2. формирование начальных предметных компетентностей в части базовых теоретических понятий начального курса информатики,
  3. формирование первичных мотивированных навыков работы на компьютере и в информационной среде, в том числе при изучении других дисциплин,
  4. обучение жизненно важным умениям и навыкам работе за компьютером.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Модифицированная программа «Введение в информатику».

Литература:

  1. Учебник «Информатика» (в 2 ч) 3 класс, Н.В. Матвеева и др.
  2. Методическое пособие для учителя Н.В. Матвеева М.С. Цветкова.
  3. Электронное сопровождение УМК.
  4. ЭОРЕдиной коллекции к учебнику Н.В. Матвеевой и др. «Информатика», 3 класс.

Цель программы:

  1. формирование универсальных учебных действий, отражающих потребности ученика начальной школы в информационно-учебной деятельности,
  2. формирование начальных предметных компетентностей в части базовых теоретических понятий начального курса информатики,
  3. формирование первичных мотивированных навыков работы на компьютере и в информационной среде, в том числе при изучении других дисциплин,
  4. обучение жизненно важным умениям и навыкам работе за компьютером.

Задачами курса являются:

  • формирование системного, объектно-ориентированного теоретического мышления;
  • формирование умения описывать объекты реальной и виртуальной действительности на основе различных способов представления информации;
  • овладение приемами и способами информационной деятельности;
  • формирование начальных навыков использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения практических задач.

Планируемые результаты освоения программы

  1. Личностные результаты
  1. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;  
  2. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  3. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  1. Метапредметные результаты
  1. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  2. формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  3. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  4. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;  
  5. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
  6. осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;  
  7. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;  
  8. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;  
  9. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
  10. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;  
  11. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

  1. Предметные результаты

1) Владение базовым понятийным аппаратом:

  • цепочка (конечная последовательность);
  • мешок (неупорядоченная совокупность);
  • утверждения, логические значения утверждений;
  • исполнитель, система команд и ограничений, конструкция повторения;
  • дерево, понятия, связанные со структурой дерева;
  • игра с полной информацией для двух игроков, понятия: правила игры,  ход игры, позиция игры, выигрышная стратегия;

2) Владение практически значимыми информационными умениями и навыками, их применением к решению информатических и неинформатических задач:

  • выделение, построение и достраивание по системе условий: цепочки, дерева, мешка;
  • проведение полного перебора объектов;
  • определение значения истинности утверждений для данного объекта; понимание описания объекта с помощью истинных и ложных утверждений, в том числе включающих понятия: все/каждый, есть/нет, всего, не;
  • использование имён для указания нужных объектов;
  • использование справочного материала для поиска нужной информации, в том числе словарей (учебных, толковых и др.) и энциклопедий;
  • сортировка и упорядочивание объектов по некоторому признаку, в том числе расположение слов в словарном порядке;
  • выполнение инструкций и алгоритмов для решения некоторой практической или учебной задачи;
  • достраивание, построение и выполнение программ для исполнителя, в том числе включающих конструкцию повторения;
  • использование дерева для перебора, в том числе всех вариантов партий игры, классификации, описания структуры.


Содержание внеурочной деятельности

Глава 1. Информация, человек и компьютер. (6 часов).

Человек и информация. Источники и приемники информации. Носители информации. Компьютер.

Учащиеся должны знать:

  • что живые существа получают информацию из окружающего мира с помощью органов чувств;
  • что бывают источники и приемники информации;
  • что такое носитель информации;
  • что компьютер предназначен для обработки различных видов информации с помощью программ;
  • правила работы с компьютером и технику безопасности;

Учащиеся должны уметь:

  • называть органы чувств и различать виды информации;
  • различать источники и приемники информации;
  • называть древние и современные носители информации;
  • представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами с помощью программ;

Глава 2. Действия с информацией (9 часов).

Получение информации. Представление информации. Кодирование информации. Кодирование информации и шифрование данных. Хранение информации. Обработка информации.

Учащиеся должны понимать:

  • что информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);
  • что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде;

Учащиеся должны знать:

  • что данные - это закодированная информация;

Учащиеся должны уметь:

  • кодировать информацию различными способами и декодировать её, пользуясь кодовой таблицей соответствия;
  • получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);
  • использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач.


Глава 3. Мир объектов (9 часов).

Объект, его имя и свойства. Функции объекта. Элементный состав объекта. Отношения между объектами. Характеристика объекта. Документ и данные об объекте.

Учащиеся должны знать:

  • понимать и знать определение объекта;
  • что каждый объект обладает именем, свойствами и функциями;
  • что каждому объекту можно дать характеристику;
  • что документы - это информационные объекты, содержащие данные об объектах;

Учащиеся должны уметь:

  • называть виды имен объектов;
  • различать функции объектов: назначение, элементный состав, действия;
  • давать характеристику объекту;
  • представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами;
  • работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера;

Глава 4. Компьютер, системы и сети (7 часов).

Компьютер – это система. Системные программы и операционная система. Файловая система. Компьютерные сети. Информационные системы.

Учащиеся должны знать:

  • что компьютер - это система, состоящая из оборудования, программ и данных;
  • назначение и виды различных программ: системных, прикладных, инструментальных;
  • что электронный документ – это файл с именем;
  • что существует определенный порядок хранения файлов – файловая система;
  • что такое компьютерная сеть: локальная и глобальная;
  • что такое информационная система и из чего она состоит;

Учащиеся должны уметь:

  • называть части компьютера, программы и виды данных;
  • уметь различать системные, прикладные и инструментальные программы;
  • уметь находить файл в файловой системе;
  • использовать информационные системы: библиотеку, медиатеку, Интернет;
  • использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач.

Повторение, изученного за год. Резерв времени - 3 часа.


Тематическое планирование

№ п/п

Тема занятий

Количество часов

1

Информация, человек и компьютер.

6

2

Действия с информацией

9

3

Мир объектов

9

4

Компьютер, системы и сети

10

Всего часов по программе

34

Формы работы

Виды деятельности

Беседы, игры, викторины, презентации, просмотр видеоматериалов, практическая работа за компьютером.

Познавательная, проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательная.

Коды рекомендуемых видов деятельности:

 —   чтение текста;

 —   выполнение заданий и упражнений (информационных задач) в рабочей тетради;

 —    наблюдение за объектом изучения (компьютером);

 —    компьютерный практикум (работа с электронным пособием);

 —    работа со словарем;

 —    контрольный опрос,

 —    итоговое тестирование;

 —    эвристическая беседа;

 —    физкультурные минутки и «компьютерные» эстафеты.


Календарно-тематическое планирование

Урок

Тема и ее основное содержание

Рекомендуемые виды деятельности

Дата

Информация, человек и компьютер. (6 часов)

1

Вводный инструктаж.

§ 1. Человек и информация

(или)②③④⑤⑨

07.09

2, 3

§ 2. Источники и приёмники информации

(или)②③④⑤⑨

14.09, 21.09

4

§ 3 Носители информации

(или)②③④⑤⑨

28.09

5

§ 4. Компьютер

(или)②③④⑤⑨

05.10

6

Работа со словарем

⑤⑥ или

12.10

Действия с информацией. (9 часов)

7

Инструктаж на рабочем месте.

§ 5. Получение информации

(или)②③④⑤⑨

19.10

8

§ 6. Представление информации

(или)②③④⑤⑨

26.10

9

§ 7. Кодирование информации

(или)②③④⑤⑨

09.11

10

§ 8. Кодирование и шифрование данных

(или)②③④⑤⑨

14.11

11, 12

§ 9. Хранение информации

(или)②③④⑤⑨

16.11, 23.11

13, 14

§ 10. Обработка информации

(или)②③④⑤⑨

30.11, 07.12

15

Работа со словарем

⑤⑥ или

14.12

Мир объектов. (9 часов)

16

Инструктаж на рабочем месте.

§ 11. Объект, его имя и свойства

(или)②③④⑤⑨

21.12

17, 18

§ 12. Функции объекта

(или)②③④⑤⑨

11.01, 18.01

19, 20

§ 13. Отношения между объектами

(или)②③④⑤⑨

25.01, 01.02

21, 22

§ 14. Характеристики объекта

(или)②③④⑤⑨

08.02, 15.02

23

§ 15. Документ и данные об объекте

(или)②③④⑤⑨

20.02

24

Работа со словарем,

⑤⑥ или

01.03

Компьютер, системы и сети. (10 часов)

25

Инструктаж на рабочем месте.

§ 16. Компьютер – это система

(или)②③④⑤⑨

15.03

26

§ 17. Системная программа и операционная система

(или)②③④⑤⑨

05.04

27, 28

§ 18. Файловая система

(или)②③④⑤⑨

12.04, 19.04

29, 30

§ 19. Компьютерный сети

(или)②③④⑤⑨

26.04, 17.05

31, 32

§ 20. Информационные системы

(или)②③④⑤⑨

24.05, 31.08

33

Работа со словарем, контрольная работа, тестирование

⑤⑥ или

34

Итоговое занятие

⑤⑥ или


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа внеурочной деятельности учащихся 5 класса научно-познавательного направления «Математическая шкатулка»

Содержание:ВВЕДЕНИЕГЛАВА 1. Теоретические основы организации внеурочной деятельности научно-познавательного направления в свете требований ФГОС ООО§1. Необходимость обращения к внеурочной деятельности...

Модуль программы внеурочной деятельности учащихся 6 класса по организации музея "Декоративно-прикладное искусство родного края"

Данный модуль программы внеурочной деятельности  представляет собой вариант организации внеурочной деятельности школьников 6 класса по созданию музея «Декоративно-прикладное искусство родного кра...

Программа внеурочной деятельности учащихся 6 класса "Математика и твой дом"

Программа внеурочной деятельности по математике для учащихся 6 - го класса....

Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся 5 класса Cambridge English

Данный курс направлен на развитие коммуникативной компетенции учащихся по английскому языку в системе Cambridge English, а также на социальное и культурное развитие личности учащегося и его творческой...

Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся 6 класса Cambridge English

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Образовательная программа внеурочной деятельности составлена на основе учебного пособия KET Objective, автор (A. Capel), и рассчитана на 68 часов (2часа\нед.).Данный курс на...

Программа внеурочной деятельности учащихся Информатика 2 класс

Цель программы:формирование универсальных учебных действий, отражающих потребности ученика начальной школы в информационно-учебной деятельности,формирование начальных предметных компетентностей в част...

Программа внеурочной деятельности учащихся. Информатика 4 класс

Цель программы:формирование универсальных учебных действий, отражающих потребности ученика начальной школы в информационно-учебной деятельности,формирование начальных предметных компетентностей в част...