Программа внеурочной деятельности учащихся. Информатика 3 класс
методическая разработка по информатике и икт
Цель программы:
- формирование универсальных учебных действий, отражающих потребности ученика начальной школы в информационно-учебной деятельности,
- формирование начальных предметных компетентностей в части базовых теоретических понятий начального курса информатики,
- формирование первичных мотивированных навыков работы на компьютере и в информационной среде, в том числе при изучении других дисциплин,
- обучение жизненно важным умениям и навыкам работе за компьютером.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti_uchashchihsya._informatika_3_klass.docx | 731.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Модифицированная программа «Введение в информатику».
Литература:
- Учебник «Информатика» (в 2 ч) 3 класс, Н.В. Матвеева и др.
- Методическое пособие для учителя Н.В. Матвеева М.С. Цветкова.
- Электронное сопровождение УМК.
- ЭОРЕдиной коллекции к учебнику Н.В. Матвеевой и др. «Информатика», 3 класс.
Цель программы:
- формирование универсальных учебных действий, отражающих потребности ученика начальной школы в информационно-учебной деятельности,
- формирование начальных предметных компетентностей в части базовых теоретических понятий начального курса информатики,
- формирование первичных мотивированных навыков работы на компьютере и в информационной среде, в том числе при изучении других дисциплин,
- обучение жизненно важным умениям и навыкам работе за компьютером.
Задачами курса являются:
- формирование системного, объектно-ориентированного теоретического мышления;
- формирование умения описывать объекты реальной и виртуальной действительности на основе различных способов представления информации;
- овладение приемами и способами информационной деятельности;
- формирование начальных навыков использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения практических задач.
Планируемые результаты освоения программы
- Личностные результаты
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- Метапредметные результаты
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
- осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- Предметные результаты
1) Владение базовым понятийным аппаратом:
- цепочка (конечная последовательность);
- мешок (неупорядоченная совокупность);
- утверждения, логические значения утверждений;
- исполнитель, система команд и ограничений, конструкция повторения;
- дерево, понятия, связанные со структурой дерева;
- игра с полной информацией для двух игроков, понятия: правила игры, ход игры, позиция игры, выигрышная стратегия;
2) Владение практически значимыми информационными умениями и навыками, их применением к решению информатических и неинформатических задач:
- выделение, построение и достраивание по системе условий: цепочки, дерева, мешка;
- проведение полного перебора объектов;
- определение значения истинности утверждений для данного объекта; понимание описания объекта с помощью истинных и ложных утверждений, в том числе включающих понятия: все/каждый, есть/нет, всего, не;
- использование имён для указания нужных объектов;
- использование справочного материала для поиска нужной информации, в том числе словарей (учебных, толковых и др.) и энциклопедий;
- сортировка и упорядочивание объектов по некоторому признаку, в том числе расположение слов в словарном порядке;
- выполнение инструкций и алгоритмов для решения некоторой практической или учебной задачи;
- достраивание, построение и выполнение программ для исполнителя, в том числе включающих конструкцию повторения;
- использование дерева для перебора, в том числе всех вариантов партий игры, классификации, описания структуры.
Содержание внеурочной деятельности
Глава 1. Информация, человек и компьютер. (6 часов).
Человек и информация. Источники и приемники информации. Носители информации. Компьютер.
Учащиеся должны знать:
- что живые существа получают информацию из окружающего мира с помощью органов чувств;
- что бывают источники и приемники информации;
- что такое носитель информации;
- что компьютер предназначен для обработки различных видов информации с помощью программ;
- правила работы с компьютером и технику безопасности;
Учащиеся должны уметь:
- называть органы чувств и различать виды информации;
- различать источники и приемники информации;
- называть древние и современные носители информации;
- представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами с помощью программ;
Глава 2. Действия с информацией (9 часов).
Получение информации. Представление информации. Кодирование информации. Кодирование информации и шифрование данных. Хранение информации. Обработка информации.
Учащиеся должны понимать:
- что информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);
- что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде;
Учащиеся должны знать:
- что данные - это закодированная информация;
Учащиеся должны уметь:
- кодировать информацию различными способами и декодировать её, пользуясь кодовой таблицей соответствия;
- получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);
- использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач.
Глава 3. Мир объектов (9 часов).
Объект, его имя и свойства. Функции объекта. Элементный состав объекта. Отношения между объектами. Характеристика объекта. Документ и данные об объекте.
Учащиеся должны знать:
- понимать и знать определение объекта;
- что каждый объект обладает именем, свойствами и функциями;
- что каждому объекту можно дать характеристику;
- что документы - это информационные объекты, содержащие данные об объектах;
Учащиеся должны уметь:
- называть виды имен объектов;
- различать функции объектов: назначение, элементный состав, действия;
- давать характеристику объекту;
- представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами;
- работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера;
Глава 4. Компьютер, системы и сети (7 часов).
Компьютер – это система. Системные программы и операционная система. Файловая система. Компьютерные сети. Информационные системы.
Учащиеся должны знать:
- что компьютер - это система, состоящая из оборудования, программ и данных;
- назначение и виды различных программ: системных, прикладных, инструментальных;
- что электронный документ – это файл с именем;
- что существует определенный порядок хранения файлов – файловая система;
- что такое компьютерная сеть: локальная и глобальная;
- что такое информационная система и из чего она состоит;
Учащиеся должны уметь:
- называть части компьютера, программы и виды данных;
- уметь различать системные, прикладные и инструментальные программы;
- уметь находить файл в файловой системе;
- использовать информационные системы: библиотеку, медиатеку, Интернет;
- использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач.
Повторение, изученного за год. Резерв времени - 3 часа.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятий | Количество часов |
1 | Информация, человек и компьютер. | 6 |
2 | Действия с информацией | 9 |
3 | Мир объектов | 9 |
4 | Компьютер, системы и сети | 10 |
Всего часов по программе | 34 |
Формы работы | Виды деятельности |
Беседы, игры, викторины, презентации, просмотр видеоматериалов, практическая работа за компьютером. | Познавательная, проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательная. |
Коды рекомендуемых видов деятельности:
① — чтение текста;
② — выполнение заданий и упражнений (информационных задач) в рабочей тетради;
③ — наблюдение за объектом изучения (компьютером);
④ — компьютерный практикум (работа с электронным пособием);
⑤ — работа со словарем;
⑥ — контрольный опрос,
⑦ — итоговое тестирование;
⑧ — эвристическая беседа;
⑨ — физкультурные минутки и «компьютерные» эстафеты.
Календарно-тематическое планирование
Урок | Тема и ее основное содержание | Рекомендуемые виды деятельности | Дата |
Информация, человек и компьютер. (6 часов) | |||
1 | Вводный инструктаж. § 1. Человек и информация | ⑧(или①)②③④⑤⑨ | 07.09 |
2, 3 | § 2. Источники и приёмники информации | ⑧(или①)②③④⑤⑨ | 14.09, 21.09 |
4 | § 3 Носители информации | ⑧(или①)②③④⑤⑨ | 28.09 |
5 | § 4. Компьютер | ⑧(или①)②③④⑤⑨ | 05.10 |
6 | Работа со словарем | ⑤⑥ или ⑦ | 12.10 |
Действия с информацией. (9 часов) | |||
7 | Инструктаж на рабочем месте. § 5. Получение информации | ⑧(или①)②③④⑤⑨ | 19.10 |
8 | § 6. Представление информации | ⑧(или①)②③④⑤⑨ | 26.10 |
9 | § 7. Кодирование информации | ⑧(или①)②③④⑤⑨ | 09.11 |
10 | § 8. Кодирование и шифрование данных | ⑧(или①)②③④⑤⑨ | 14.11 |
11, 12 | § 9. Хранение информации | ⑧(или①)②③④⑤⑨ | 16.11, 23.11 |
13, 14 | § 10. Обработка информации | ⑧(или①)②③④⑤⑨ | 30.11, 07.12 |
15 | Работа со словарем | ⑤⑥ или ⑦ | 14.12 |
Мир объектов. (9 часов) | |||
16 | Инструктаж на рабочем месте. § 11. Объект, его имя и свойства | ⑧(или①)②③④⑤⑨ | 21.12 |
17, 18 | § 12. Функции объекта | ⑧(или①)②③④⑤⑨ | 11.01, 18.01 |
19, 20 | § 13. Отношения между объектами | ⑧(или①)②③④⑤⑨ | 25.01, 01.02 |
21, 22 | § 14. Характеристики объекта | ⑧(или①)②③④⑤⑨ | 08.02, 15.02 |
23 | § 15. Документ и данные об объекте | ⑧(или①)②③④⑤⑨ | 20.02 |
24 | Работа со словарем, | ⑤⑥ или ⑦ | 01.03 |
Компьютер, системы и сети. (10 часов) | |||
25 | Инструктаж на рабочем месте. § 16. Компьютер – это система | ⑧(или①)②③④⑤⑨ | 15.03 |
26 | § 17. Системная программа и операционная система | ⑧(или①)②③④⑤⑨ | 05.04 |
27, 28 | § 18. Файловая система | ⑧(или①)②③④⑤⑨ | 12.04, 19.04 |
29, 30 | § 19. Компьютерный сети | ⑧(или①)②③④⑤⑨ | 26.04, 17.05 |
31, 32 | § 20. Информационные системы | ⑧(или①)②③④⑤⑨ | 24.05, 31.08 |
33 | Работа со словарем, контрольная работа, тестирование | ⑤⑥ или ⑦ | |
34 | Итоговое занятие | ⑤⑥ или ⑦ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа внеурочной деятельности учащихся 5 класса научно-познавательного направления «Математическая шкатулка»
Содержание:ВВЕДЕНИЕГЛАВА 1. Теоретические основы организации внеурочной деятельности научно-познавательного направления в свете требований ФГОС ООО§1. Необходимость обращения к внеурочной деятельности...
Модуль программы внеурочной деятельности учащихся 6 класса по организации музея "Декоративно-прикладное искусство родного края"
Данный модуль программы внеурочной деятельности представляет собой вариант организации внеурочной деятельности школьников 6 класса по созданию музея «Декоративно-прикладное искусство родного кра...
Программа внеурочной деятельности учащихся 6 класса "Математика и твой дом"
Программа внеурочной деятельности по математике для учащихся 6 - го класса....
Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся 5 класса Cambridge English
Данный курс направлен на развитие коммуникативной компетенции учащихся по английскому языку в системе Cambridge English, а также на социальное и культурное развитие личности учащегося и его творческой...
Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся 6 класса Cambridge English
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Образовательная программа внеурочной деятельности составлена на основе учебного пособия KET Objective, автор (A. Capel), и рассчитана на 68 часов (2часа\нед.).Данный курс на...
Программа внеурочной деятельности учащихся Информатика 2 класс
Цель программы:формирование универсальных учебных действий, отражающих потребности ученика начальной школы в информационно-учебной деятельности,формирование начальных предметных компетентностей в част...
Программа внеурочной деятельности учащихся. Информатика 4 класс
Цель программы:формирование универсальных учебных действий, отражающих потребности ученика начальной школы в информационно-учебной деятельности,формирование начальных предметных компетентностей в част...