План урока по информатике 8 класс на тему "Измерение информации"
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс)

План конспект урока и презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_informatiki_po_teme_izmerenie_informatsii.zip29.14 КБ

Предварительный просмотр:

План конспект урока по информатике

Тема: « Измерение информации»

Класс: 8

Дата: ________

Цели урока:

Образовательная:

  • формирование умений и навыков работы с информацией.

Развивающая:

  • развитие логического мышления, умение анализировать.

Воспитывающая:

  • воспитание аккуратности, внимания, познавательного интереса к предмету.

Основные понятия:

  • Бит
  • Информационный вес символа
  • Информационный объём сообщения
  • Единицы измерения информации

Тип урока: Комбинированный.

Оборудование: Компьютер, проектор.

План урока:

  1. Организационный момент (2 мин)
  2. Актуализация и проверка усвоения изученного материала. (5 мин)
  3. Изучение нового материала (15 мин)
  4. Закрепление нового материала (15 мин)
  5. Подведение итогов, постановка домашнего задания. (3 мин)

Ход урока:

  1. Организационный момент
  • Приветствие
  • Проверка готовности к уроку учащихся
  • Оборудования
  • Классного помещения
  • Выявление отсутствующих
  • Определение групп учащихся
  • Сообщение плана и целей урока

  1. Актуализация и проверка усвоения изученного материала:

Учащиеся класса работают по группам.

Презентация (2 слайд)

На предыдущем уроке мы с вами изучали двоичное кодирование информации, кто мне ответит на вопросы:

  • С какой целью человек осуществляет преобразование информации из одной формы представления в другую?
  • В чём суть процесса дискретизации информации?
  • Что такое алфавит языка?
  • Что такое мощность алфавита?
  • Может ли алфавит состоять из одного символа?
  • Какие символы могут входить в двоичный алфавит?

Проверка рабочих тетрадей на наличие решения задачи:

Задача: От разведчика была получена следующая шифрованная радиограмма, переданная с использованием азбуки Морзе:

        - . . - . . - - . . - - - - .

        При передаче радиограммы было потеряно разбиение на буквы, но известно, что в радиограмме использовались только следующие буквы:

И

А

И

Г

Ч

. .

. -

- .

- - .

- - -.

Ответ: НАИГАЧ

Каждый участник группы получает 1 бал за правильный ответ и 1 бал за решение задачи. Результат отображается на доске.

  1. Изучение нового материала.  

Алфавитный подход к измерению информации.

Объяснение нового материала.

Презентация (3-10 слайды)

Алфавитный подход позволяет измерить информационный объём сообщения, представленного на некотором языке, независимо от его содержания. Каждый символ имеет определённый информационный вес – несёт фиксированное количество информации. Все символы одного алфавита имеют один и тот же вес, зависящий от мощности алфавита.

Информационный вес символа двоичного алфавита принят за минимальную единицу измерения информации 1 бит.

Информационный вес символа произвольного алфавита.

Запись учащимися определения и разбор задачи.

Определение.

Информационный вес i  символа алфавита и мощностью N алфавита связаны между собой соотношением: N=2i .

Задача.

        Алфавит племени Пульти содержит 8 символов. Каков информационный вес символа этого алфавита?

        Решение. Составим краткую запись условия задачи.

N=8

i-?

N=2i

С учётом исходных данных: 8=2i. Отсюда: i=3.

Полная запись решения задачи может выглядеть так:

N=8

i-?             N=2i      8=2i,, i=3 (бита)

Ответ: 3 бита.

Информационный объём сообщения.

Запись учащимися определения и разбор задачи.

Определение.

Информационный объём I сообщения равен произведению количества K символов в сообщении на информационный вес i  символа алфавита:

I=K*i

Задача 1.

Содержание записанное буквами 32 – символьного алфавита, содержит 140 символов. Какое количество информации оно несёт?  

Решение. Составим краткую запись условия задачи.

N=32             I=K*i , N=2i             32=2i, i=5, I=140*5=700(битов)

K=140

        I-?

        Ответ: 700(битов)

        Задача 2.

        Информационное сообщение объёмом 720 битов состоит из 180 символов. Какова мощность алфавита, с помощью которого записано это сообщение?

        Решение. Составим краткую запись условия задачи.

I=720           N=2i,  I=K*i             i= 720/180 =4 (бита)

K=180   i= I/K                     N=24 =16 (символов)

        N-?

        Ответ: 16 символов.

Единицы измерения информации

        Подготовка текстов в основном осуществляется с помощью компьютеров. «Компьютерный алфавит» содержит следующие символы: строчные и прописные русские и латинские буквы, цифры, знаки препинания, знаки арифметических операций, скобки и др. Такой алфавит содержит 256 символов.

Определим информационный вес символа, N=2i, 256=28, отсюда i= 8. Значит информационный вес каждого символа равен 8 битам. Величина равная 8 битам называется байтом.

1 байт – информационный вес символа алфавита мощностью 256.

        Учащиеся записывают единицы измерения информации и задачу 3.

1 бит

1 байт =8 бит

1 килобайт = 1Кб =1024 байта = 210 байта = 213 бита

1 мегабайт = 1Мб =1024 Кб = 210 Кб = 220 байта = 223 бита

1 гигабайт = 1Гб = 1024 Мб = 210 Мб = 220 Кб = 230 байта = 233 бита

1терабайт = 1Тб = 1024 Гб = 210 Гб = 220 Мб = 230 Кб = 240 байта = 243 бита

Задача 3. Информационное сообщение объёмом 4 Кбайта состоит из 4096 символов. Каков информационный вес символа этого сообщения? Сколько символов содержит алфавит, с помощью которого записано это сообщение.?

Решение.

        Решение. Составим краткую запись условия задачи.

I=4Кб      I=4Kб =4*1024*8(битов)             N=2i,  

K=4096                                                    I=K*I, i=I/K

        I-? N-?

        

        i=4*1024*8/4096=8(битов)

Ответ: 256 символов.

Закрепление нового материала. Работа с компьютером.

Презентация ( 11 слайд)

В текстовом редакторе Word 2010 набор самого главного стр.28

Критерии оценки результата работы: Скорость и соответствие исходному тексту.

 Вопросы и задания. (стр.28 – 30)

 Учащиеся получают карточки с заданиями.

Содержание карточки 1 вопрос и 2 задачи.

Например:

  1. В чём суть алфавитного подхода к измерению информации?
  2. Информационное сообщение объёмом 650 битов состоит из 130 символов. Каков информационный вес каждого символа этого сообщения?
  3. Определите информационный вес i символа алфавита мощность N, заполняя таблицу:

N

N=2i

i(битов)

8

32

64

128

256

Учащиеся групп производят самооценку своей работы, а также осуществляют взаимоконтроль друг друга.

Подведение итогов.

Презентация (12-13 слайд)

Сегодня мы с вами изучили:

  • Минимальную единицу измерения информации.
  • Информационный вес символа произвольного алфавита.
  • Информационный объём сообщения.
  • Единицы измерения информации
  • Решение задач

А теперь пусть каждый ответит на вопросы.

 

Что нового на уроке получил?

Актуальна ли данная информация?

Мне было интересно и комфортно?

Умею ли я решать задачи?

Подведение результатов работы групп.

Выставление оценок.

Домашнее задание. §1.4 Задания №11,12.

Презентация (14 слайд)

Объяснение домашнего задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по информатике «Растровое кодирование графической информации»

Урок для учащихся 6 класса, занимающихся по учебнику Л.Л.Босовой Цели  урока:познакомить учащихся с видами графических изображений; с методом растрового кодирования графической информа...

Конспект открытого урока по информатике и ИКТ "Кодирование информации". 8 класс

Цель урока: познакомить учащихся с различными формами преставления информации и операцией перекодирования как способом перехода от одной формы к другойЗадачи:Образовательная:o   произве...

Конспект открытого урока по информатике и ИКТ "Кодирование информации". 8 класс

Цель урока: познакомить учащихся с различными формами преставления информации и операцией перекодирования как способом перехода от одной формы к другойЗадачи:Образовательная:o   произве...

Конспект открытого урока по информатике и ИКТ "Кодирование информации". 8 класс

Цель урока: познакомить учащихся с различными формами преставления информации и операцией перекодирования как способом перехода от одной формы к другойЗадачи:Образовательная:o   произве...

Конспект открытого урока по информатике и ИКТ "Кодирование информации". 8 класс

Цель урока: познакомить учащихся с различными формами преставления информации и операцией перекодирования как способом перехода от одной формы к другойЗадачи:Образовательная:o   произве...

Урок по информатике на тему: "Числовая информация" 10 класс

Файл содержит конспект урока и презентацию...

Технологическая карта урока по информатике на тему:"Измерение информации" 7 класс

Технологическая карта урока по информатике на тему:"Измерение информации" 7 класс с презентацией...