Открытый урок "Поиск информации"
методическая разработка по информатике и икт (5 класс)

Мальцева Елена Александровна

Тема урока: Поиск информации. Практическая работа №15 «Ищем информацию в сети Интернет»

Тип урока: Изучение нового материала, практикум, обобщение.

Образовательные ресурсы:

http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/

http://infedu.ru/2016/02/29/poisk-informatsii-5-klass-razrabotka-uroka/

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Звенит звонок, звенит, ура! Урок начать пришла пора! Дети, здравствуйте, присядьте. Отвлекаться завершайте. Открывайте все тетрадки, И запишем по порядку: 10 марта. Классная работа.

Слайд 2

Тема урока Переведи числа в буквы и узнай тему урока 15-14-9-17-10 9-13-20-14-16-12-1-22-9-9 А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ь Э Ю Я 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29

Слайд 3

Тема урока Поиск информации

Слайд 4

Цели урока сформировать представления о круге задач, связанных с поиском информации; - сформировать практические навыки поиска информации в сети Интернет и сохранения найденной информации.

Слайд 6

Если информация систематизирована, то поиск осуществляется быстро. Поиск – важнейший вид обработки информации. Поиск необходимой информации производится в некотором хранилище информации. Поиск информации

Слайд 7

Давайте подумаем

Слайд 8

i Методы поиска информации

Слайд 9

Работа в парах

Слайд 10

Выполните задани е

Слайд 11

Правильный ответ

Слайд 12

Оценивание 3 балла – ошибок нет, 2 балла – если 1 ошибка, 1 балл – если 2 ошибки, 0 баллов – если ошибок 3 и более

Слайд 14

Существуют специальные системы для поиска нужной информации в сети. Называются они поисковые системы . Откроем страницы наиболее распространённых из них. Яндекс – крупнейший ресурс для поиска информации среди русскоязычных пользователей. Google — самая популярная поисковая система в мире. Поисковая система « Mail » появилась не так давно, но при этом развивается очень быстро. Рамблер является старейшей Российской поисковой системой.

Слайд 15

Практическая работа №15 «Ищем информацию в сети Интернет»

Слайд 16

Итоги урока - Можете ли вы назвать тему урока? - Вам было легко или были трудности? - Что у вас получилось лучше всего и без ошибок? - Какое задание было самым интересным и почему? - Как бы вы оценили свою работу ?

Слайд 17

Критерии: 1-3 балла – оценка «3» 4-5 баллов – оценка «4» 6 и более баллов – оценка «5»

Слайд 18

Рефлексия

Слайд 19

Домашнее задание Творческий уровень – подготовить сообщение о ситуациях, где требуется применить поиск информации. Повышенный уровень - найти и выписать из толкового словаря значения слов «технологии», «информационные сети». Базовый (обязательный) уровень - изучить § 12 (3)



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет: Информатика

Учитель: Мальцева Елена Александровна

Класс: 5

Тема урока: Поиск информации. Практическая работа №15 «Ищем информацию в сети Интернет»

Тип урока: Изучение нового материала, практикум, обобщение.

Образовательные ресурсы:

http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/

http://infedu.ru/2016/02/29/poisk-informatsii-5-klass-razrabotka-uroka/

Цель урока:

- закрепить представления учащихся об обработке информации, не изменяющей ее содержания;

- сформировать представления учащихся о круге задач, связанных с поиском информации;

- сформировать у учащихся практические навыки поиска информации в сети Интернет и сохранения найденной информации.

Оборудование урока:

- персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

- ПК учащихся.

- толковые словари

- презентация к уроку, текстовый файл - задание для работы в парах, текстовый файл Клавиатура.rtf.

Планируемые образовательные результаты:

1)предметные — представление о поиске информации как информационной задаче;

2)метапредметные — умения поиска и выделения необходимой информации; ИКТ-компетентность: поиск и организация хранения информации;

3)личностные — первичные навыки анализа и критической оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее использования.

Этапы урока

Деятельность учителя (материал ведения урока)

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока

1

Организационный момент

- приветствует учащихся

- проверяет отсутствующих

- проверяет готовность к уроку

- организует внимание детей

- дети рассаживаются по своим местам,

- приветствуют учителя

- проверяют наличие учебного материала на столах

- организуют свое рабочее место

Личностные УУД:

- формирование навыков самоорганизации

2

Формулирование темы и целей урока (за верный ответ  – 1 балл)

- соедини буквы в предложенном порядке и узнай тему урока

СЛАЙД 6-7

- назови задачи урока

СЛАЙД 8

- выполняют задание (Поиск информации)

- формируют задачи на урок

1. Сформировать представления о круге задач, связанных с поиском информации;

2. Сформировать практические навыки поиска информации в сети Интернет  и сохранения найденной информации.

Регулятивные УУД:

- развитие умения формулировать тему и цель урока в соответствии с задачами и нормами русского языка

Личностные УУД:

- развитие логического мышления, познавательной активности

- развитие грамотной речи

3

Вывод определения «Поиск информации»

Предлагает найти в словарях значение слова «Поиск»

Ищут слово в словарях

4

Объяснение темы урока

Работа в парах (самопроверка и закрепление)

3 балла – ошибок нет,

2 балла – если 1 ошибка, 1 балл – если 2 ошибки,

0 баллов – если ошибок 3 и более

-в сопровождении слайдов презентации (и материала учебника § 12 (3)) объясняет новую тему

СЛАЙДЫ 9-10

- предлагает учащимся разбиться на пары и выполнить задание на отдельных листах)СЛАЙДЫ 11-13

- смотрят презентацию

- слушают учителя

- выполняют работу в парах (читают текст и выполняют упражнение на заранее подготовленных листах)

- выполняют самопроверку

Познавательные УУД:

- формирование представлений о поиске информации, как одном из способов обработки информации

Личностные УУД:

-развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, логического мышления, умения отбирать нужную информацию в имеющемся источнике.

Коммуникативные УУД:

- развитие диалогической речи

- умение работать в парах

5

Компьютерный практикум

(по 1 баллу за каждое задание)

- а сейчас мы научимся искать информацию в сети Интернет с помощью поисковых систем,

- научимся формулировать поисковые запросы

- научимся отбирать нужное и сохранять в удобной форме СЛАЙД 14

- выполняют ПР. № 15 (задание 1 обязательное, задание 2 и 3 по желанию)

Личностные УУД:

- формирование умения находить информацию в сети Интернет, сортировать ее и сохранять в удобном виде.

6

Итоги урока, рефлексия

СЛАЙД 15

- Можете ли вы назвать тему урока?

- Вам было легко или были трудности?

- Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

- Какое задание было самым интересным и почему?

- Как бы вы оценили свою работу?

СЛАЙД 16

Критерии:

1-3 балла – оценка «3»

4-5 баллов – оценка «4»

6 и более баллов – оценка «5»

- Выставляет оценки

- отвечают на вопросы

Познавательные УУД:

-построение речевого высказывания в устной форме, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Регулятивные УУД:

- контроль и оценка своей деятельности в рамках урока

Коммуникативные УУД:

- умение слушать и вступать в диалог, формулирование и аргументация своего мнения

Личностные УУД:

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

7

Домашнее задание

§ 12 (3);

СЛАЙД 17

- работают с дневниками

Личностные УУД:

- формирование навыков самоорганизации

- формирование навыков письма



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

История человечества насчитывает  тысячи веков. На всем ее протяжении общество людей  развивалось, изменялось. Большую роль  сыграло появление письменности, благодаря которому  народы  достигли более культурного  уровня. Возникновение письменности связывалось с деятельностью богов и культурных героев, что привело  к принятию христианства на Руси  и в других государствах примерно в 988 году нашей эры.

Вместе с развитием культуры  развивались архитектура и строительство, появлялись новые селения и воздвигались города. Одним из самых главных городов Руси с далеких времен стала Москва, первые упоминания о которой появились в 1147 году.

Стремление человечества к исследованиям неизвестного заставляло людей много путешествовать, узнавать новое, открывать неизведанные земли.  Всем хорошо известно имя знаменитого путешественника Христофора Колумба, открывшего Америку в 1492 году. Путешествуя по миру, люди стремились рассказать о том, что видели, чему научились. Сначала сведения передавались из уст в уста или записывались на папирусах, а с развитием науки появились  средства связи, позволяющие  передавать их на большие расстояния за очень короткое время. Так, в 1895году, русским ученым Поповым Александром  Степановичем была открыта радиосвязь.

К сожалению, человечество  не всегда жило мирной жизнью, и случались кровопролитные войны. Самая жестокая в 20 веке  Великая Отечественная война началась в 1941 году и продолжалась в течение  5 лет.  Инженеры  того времени  много трудились над разработкой  новых видов оружия.  

Но война закончилась и человечеству понадобились технические средства, которые служили бы мирной жизни и помогали развиваться обществу дальше. В 1946 году в Америке был создан первый в мире компьютер, хотя попытки его создания  были предприняты  еще в  XVIII веке в Германии, в 1951 году появился первый отечественный компьютер «МЭСМ», созданный в России под руководством Сергея Алексеевича Лебедева.

Еще одной замечательной вехой в развитии науки и техники явилось  стремление человека узнать о том, что находится в космосе и за пределами Вселенной. Чтобы раскрыть эти тайны  люди запустили в космос  первый искусственный спутник Земли  в 1957 году. В наши дни уже не кажется фантастическим первый полет  в космос нашего соотечественника Юрия Алексеевича Гагарина   в 1961 году.  С того времени прошло не так уж много лет, но  мы уже и представить себе не можем, что можно обходиться без спутниковой связи, телевидения, космических прогнозов погоды.

Человечество не стоит на месте, оно уже многое изучило, многое изобрело, многого достигло, но пределу развития нет.  На этом и строится цивилизация.



Предварительный просмотр:

Звенит звонок, звенит, ура!

Урок начать пришла пора!

Дети, здравствуйте, присядьте.

Отвлекаться завершайте.

Открывайте все тетрадки,

И запишем по порядку:

10 марта. Классная работа.

Ручки тихо отложите, ушки быстро навострите.

- Я вас приветствую на уроке информатики!

Проблемная ситуация. (5 мин)

Учитель: Для того, чтобы мы сформулировали тему урока, вам нужно раскодировать информацию.

Называют тему: «Поиск информации». Запишите тему в тетрадь.

Какова будет цель нашего урока?

Цели (Слайд 4):

1)  повторить и закрепить знания об обработке информации;

2) определить задачи, связанные с поиском информации;

3) научиться находить информацию в сети Интернет и её сохранять.

V.  Изучение нового материала. (12 мин)

Теоретическая часть.

Ищут в словарях значение слова «Поиск», выясняют, какое значение подходит нам.

С поиском информации мы сталкиваемся практически каждый день. Рассмотрим несколько жизненных примеров:

Слайд 5. Никите нужно подготовить доклад о растительном мире России. Для получения необходимой информации о растениях мальчик отправляется в библиотеку и осуществляет поиск информации.

Слайд 6. Студентка Даша собирается с друзьями в поход. «А вдруг ожидается дождь?» ‒ думает Даша. В поиске информации о погоде на ближайшее время Даше поможет Интернет.

Слайд 7. Николай Петрович желает узнать, какие интересные передачи будут транслироваться по телевизору на выходных. Николай Петрович берет газету и ищет программу телепередач.

Существуют даже целые организации, которые помогают человеку узнать необходимую информацию. Например, телефонная справочная служба, которая появилась ещё в середине прошлого века, предоставит всю необходимую информацию клиентам об организациях города, вокзалах, школах, аэропортах. Любой обратившейся в телефонную справочную получит требуемый адрес и телефон.

Искусственные спутники, созданные человеком и выведенные на орбиту Земли, собирают информацию о нашей планете, а затем передают её учёным. Это информация и о рельефе земной поверхности, и об изменениях погоды, и о магнитном поле, и о радиационной обстановке.

Обычно информация храниться в специальных хранилищах информации. Это может быть записная книжка, сеть Интернет, Flash-карта или диск. Если информация в хранилище упорядоченная, то её поиск не составит труда.

 Слайд 8. Учитель: Ребята, необходимо оставить те предметы, которые могут являться хранилищем данных.

Учитель. Сейчас вы поработаете в парах, необходимо найти в тексте нужную информацию.

(Листочки)

Учитель. Достаточно, ребята, отдохнем.

VII.       Закрепление первичных знаний. Практическая часть. С17 (10 мин)

Учитель. Вот и мы подошли к практической части урока.

Мультфильм (танец на стульях)

Учитель.  Ребята, информатика - предмет, где часто требуется работа на компьютере. Перейдем к работе на ПК. У вас открыты

ЗАДАНИЯ:

  1. Ищем информацию в сети Интернет.
  2. Заполняем таблицу

VIII.      Рефлексия деятельности. (2 мин)

Какие информационные хранилища вы использовали в своей работе? (Интернет, ПК, книги, журналы)

Какой вид поиска информации вам интереснее и удобнее: компьютерный или безмашинный?

Но можем ли мы отказаться от книг и журналов и пользоваться только электронными ресурсами?

Вы замечательно поработали. Надеюсь, этот материал вы не забудете, он пригодится вам дальше в изучении информатики. Я лишь хочу обобщить самое важное в теме: "Если вы желаете преуспеть, вы должны искать новые пути, а не ходить по истоптанным дорогам достигнутого успеха." – так сказал Джон Дэвисон Рокфеллер. Желаю вам думать о себе позитивно и всячески стараться обогащать свое содержание, открывать новые пути ЗНАНИЯ. Спасибо! Оценки за урок: _____

IX.        Домашнее задание: С21 (1 мин)

  • Творческий уровень –
  • Повышенный уровень
  • Базовый (обязательный) уровень

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок-игра по информатике в 6 классе "Путешествие в страну информации"

Урок-игра с презентацией по УМК Л. Босовой. Повторение и обобщение изученного материала по теме «Кодирование информации. Единицы измерения информации», подготовка к контрольной работе 6 класс....

Методическая разработка открытого урока по теме "Преобразование информации путем рассуждений"

Оказывается не всегда правила преобразования информации четко формализованы. Очень часто человеку приходится проводить логические рассуждения, взвешивать различные варианты и делать некоторый выбор. П...

Открытый урок по теме "Сбор информации", 3 класс

Разработка открытого  урока по информатике в 3 классе "Сбор информации" содержит : конспект урока, самоанализ урока, технологическая карта урока, презентация...

Открытый урок по теме "Роль средств массовой информации в жизни человека" 8 класс

План конспект урока в 8 классе по теме "Средства массовой информации". Урок составлен по УМК  М.З. Биболетовой...

Открытый урок "Технология обработки текстовой информации"

Урок разработан по новой дисциплине "Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности". Урок-защита  проектов студентов "Создание дидактического материала к урокам начальной школы"....