Современный урок с позиции стандартов нового поколения: изучение инновационного педагогического опыта, новых методов и приемов обучения.
материал по информатике и икт

Тляушева Туктабига Нургалиевна

Инновационное образование модель образования, ориентированная преимущественно на максимальное развитие творческих способностей и создание сильной мотивации к саморазвитию индивида на основе добровольно избранной «образовательной траектории».

Инновационный педагогический опыт - высшая степень проявления передового педагогического опыта, характеризующаяся системной перестройкой педагогом своей деятельности на основе принципиально новой идеи или совокупностей идей (открытия), в результате чего достигается значительное и устойчивое повышение эффективности педагогического процесса (Зебзеева В.А.).

Изучение передового педагогического опыта — метод педагогического исследования, направленный на анализ состояния практики, выявление затруднений и элементов нового в деятельности педагогов.

В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации. Наиболее характерные инновационные технологии следующие: Дифференцированное обучение, Проблемное обучение, Метод проектов, Интегрированные уроки, Интерактивные технологии, Цифровые образовательные технологии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_gmo_25.12.2022.docx17.65 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Современный урок с позиции стандартов нового поколения: изучение инновационного педагогического опыта, новых методов и приемов обучения.

Тляушева Т.Н., учитель математики и информатики

Инновационное образование модель образования, ориентированная преимущественно на максимальное развитие творческих способностей и создание сильной мотивации к саморазвитию индивида на основе добровольно избранной «образовательной траектории».

Инновационный педагогический опыт - высшая степень проявления передового педагогического опыта, характеризующаяся системной перестройкой педагогом своей деятельности на основе принципиально новой идеи или совокупностей идей (открытия), в результате чего достигается значительное и устойчивое повышение эффективности педагогического процесса (Зебзеева В.А.).

Изучение передового педагогического опыта — метод педагогического исследования, направленный на анализ состояния практики, выявление затруднений и элементов нового в деятельности педагогов.

В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации. Наиболее характерные инновационные технологии следующие: Дифференцированное обучение, Проблемное обучение, Метод проектов, Интегрированные уроки, Интерактивные технологии, Цифровые образовательные технологии.

Рассмотрим несколько из них, которые можно использовать на уроках информатики.

Технологий интерактивного обучения существует огромное количество (работа в парах; ротационные (сменные) тройки; карусель; работа в малых группах; аквариум; незаконченное предложение; мозговой штурм; броуновское движение; дерево решений; суд от своего имени; гражданские слушания; ролевая (деловая) игра; метод пресс; займи позицию; дискуссия, дебаты).

Вид работы, как «Карусель», образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо - это сидящие неподвижно ученики, а внешнее - ученики, которые через каждые 30 секунд меняются. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника.

Наиболее простая форма группового взаимодействия - «большой круг». Работа проходит в три этапа.

Первый этап. Группа рассаживается на стульях в большом кругу. Учитель формулирует проблему.

Второй этап. В течение определенного времени (примерно 10 минут) каждый ученик индивидуально, на своем листе записывает предлагаемые меры для решения проблемы.

Третий этап. По кругу каждый ученик зачитывает свои предложения, группа молча выслушивает (не критикует) и проводит голосование по каждому пункту - не включать ли его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске.

Прием «большого круга» оптимально применять в тех случаях, когда возможно быстро определить пути решения вопроса или составляющие этого решения.

«Аквариум» - форма диалога, когда ребятам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности». Малая группа выбирает того, кому она может доверить вести тот или иной диалог по проблеме. Иногда это могут быть несколько желающих. Все остальные ученики выступают в роли зрителей. Отсюда и название - аквариум.

Броуновское движение предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме.

Дерево решений - класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи.

Часто используют и такую форму интерации, как «Займи позицию».

Зачитывается какое-нибудь утверждение и ученики должны подойти к плакату со словом «ДА» или «НЕТ». Желательно, чтобы они объяснили свою позицию.

Каждый учитель может самостоятельно придумать новые формы работы с классом. Часто используют на уроках работу в парах, когда ученики учатся задавать друг другу вопросы и отвечать на них.

Интерактивное творчество учителя и ученика безгранично. Важно только умело направить его для достижения поставленных учебных целей.

Цифровые образовательные технологии (электронное обучение, дистанционные образовательные технологии).

Основной целью является обеспечение доступности, эффективности и качества, а также предоставление условий для обучения с учетом особенностей психофизического развития и состояния здоровья обучающихся, в том числе обучения по индивидуальному учебному плану.

К цифровым образовательным технологиям применены следующие формы обучения.

Полностью дистанционное обучение подразумевает использование такого режима обучения, при котором обучающийся осваивает образовательную программу полностью удаленно с использованием специализированной информационно-образовательной среды, функциональность которой обеспечивается образовательной организацией, а коммуникация с педагогическим работником осуществляется посредством указанной среды.

Частичное использование электронного обучения и (или) дистанционных образовательных технологий при реализации образовательной программы предполагает чередование очных и дистанционных занятий. Данная форма характеризуется переводом частично или полностью видов учебной деятельности в информационно-образовательную среду. Данную форму можно разделить на следующие подвиды:

   Информационное сопровождение образовательного процесса предполагает, что в образовательном процессе по очной форме обучения до 30% времени отводится на работу в информационно-образовательной среде, которая реализуется в дополнение к очному образовательному процессу;

   Смешанное обучение представляет собой образовательный процесс, реализуемый во взаимном дополнении технологий очного и дистанционного обучения, которая занимает большую часть образовательного процесса.

Кроме этого, выделяют дополнительно следующую категоризацию форм обучения.

   Кейс-технология предполагает использование наборов (кейсов) мультимедийных учебных и методических материалов для самостоятельного изучения обучающимся с организацией регулярных консультаций педагогических работников;

   Сетевая технология предполагает обеспечение обучающихся учебными и методическими материалами и организацию взаимодействия с различной степенью интерактивности между педагогическими работниками и обучающимися. Сетевые технологии подразделяются на асинхронные и синхронные. Синхронный формат предполагает совместное изучение и закрепление учебного материала при помощи дистанционных занятий с педагогическим работником, а сам формат характеризуется концептуальной близостью очному обучению, в частности позволяет равномерное обучение всех обучающихся. Асинхронный формат предполагает изучение учебного материала, в том числе автором которого является не только свой учитель, в удобное для ребёнка время без участия педагогического работника, что позволяет организовать в первую очередь индивидуальное обучение.

Методом обучения при использовании цифровых технологий является теоретическое представление о системе норм дистанционного взаимодействия педагогических работников и обучающихся для достижения целей обучения.

На уровне учебных дисциплин при изучении конкретного материала общедидактические методы обучения с использованием цифровых технологий реализуются через множество приемов обучения, каждый из которых представляет собой конкретное действие, направленное на достижение частной цели и выполняемое с помощью различных дидактических средств обучения.

В педагогической практике выделяют следующие методы обучения при использовании цифровых технологий:

   Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

 · по источнику изложения учебного материала: словесные, наглядные, практические;

 · по характеру учебно-познавательной деятельности: репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, алгоритмические, проблемные, исследовательские и др.;

· по логике изучения учебного материала: индуктивные, дедуктивные и комплексные;

   Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности: определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками, например, применение балльно-рейтинговой оценки, методов геймификации построения электронного курса и т.д.;

   Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: устные, письменные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация коллектива образовательного учреждения к инновациям в ходе внедрения образовательных стандартов нового поколения (презентация к педагогическому совету)

Каждое новое поколение предъявляет учителю новые требования, и он становится современным учителем лишь в том случае, если он умеет учиться у своих учеников.(Ю.И. Латышев)...

«Использование современных технологий на уроках иностранного языка в новой школе в условиях введения ФГОС нового поколения»

Новые приоритеты в образовании побуждают учителей к поиску новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания, внедрять новые об...

Доклад по теме: "Особенности проектирования современного урока в условиях введения ФГОС на основе интеграции педагогических технологий и методического конструктора приемов"

В настоящее время появляются новые требования, как к человеку, так и к образованию. Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В перв...

Уроки музыки согласно реализации ФГОС. Новые методы и приемы обучения, и их применение.

Данный материал можно использовать на уроках музыки начиная с 3х по 8 классы. Ребята с удовольствием осваивают и закрепляют пройденные темы в игровой форме. Приемы показанные в данно статье полностью ...