«Реализация занятий в дистанционной форме на примере занятия «Гравитация в среде программирования Scratch»
методическая разработка по информатике и икт (5 класс)
Государственное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Центр дополнительного образования Липецкой области»
Центр цифрового образования детей «IT–cube» IT- bit Боринское
Статья на тему:
«Реализация занятий в дистанционной форме на примере занятия «Гравитация в среде программирования Scratch»
региональный этап Всероссийского открытого конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Педагогический калейдоскоп-2021», посвящённого 95–летию организованного движения юных техников в России
Номинация «Опыт создания и внедрения дистанционных образовательных программ и платформ в дополнительном образовании»
Автор: Ищенко Светлана Александровна
педагог дополнительного образования
г. Липецк, 2021 год
Номинация «Опыт создания и внедрения дистанционных образовательных программ и платформ в дополнительном образовании»
«Реализация занятий в дистанционной форме на примере занятия «Гравитация в среде программирования Scratch»
Автор: Ищенко Светлана Александровна педагог дополнительного образования ГБУ ДО «Центр дополнительного образования Липецкой области» IT-bit Боринское
Направление: Техническое
Целевая аудитория: Ученики в возрасте от 7 лет, имеющие начальные навыки программирования в Scratch
Дистанционное обучение – это уже неотъемлемая часть современного образования. Оно стало новой технологией, которая в наше время легко внедряется в образовательный процесс,
Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся.
Технология дистанционного обучения заключается в том, что обучение и контроль за усвоением материала происходит с помощью сети Интернет. В данной работе я хочу рассказать об опыте реализации образовательного процесса в дистанционной форме.
Мною разработано дистанционное занятие «Гравитация в Scratch». Данная тема является не начальной и не простой для самостоятельного изучения. Поэтому будем исходить из того, что обучающиеся уже имеют базовые знания в программирование на Scratch. Тема гравитации включает в себя понятие, что такое гравитация, как физическое явление, как она работает на земле или луне. Кроме изучения прыжка и падения – как скриптов в самой платформе, первоначально делается отступление в сторону физики и рассмотреть, что такое гравитация, как закон работающий на земле.
Ко всему прочему необходимо учесть то, что занятие будет проходить в дистанционной форме.
Занятие было записано и смонтировано мною заранее, и выложено в Ютуб. Доступ к занятию обучающиеся получат по ссылке. В дистанционном формате проведения занятий есть свои плюсы. Занятие можно просмотреть несколько раз, поставить на паузу в случае необходимости. Для возникающих вопросов, всегда открыт чат в WhatsApp.Таким образом, занятие можно применять много раз. В дальнейшем оно пригодится для других групп, которые будут проходить тему гравитации.
План-конспект дистанционного занятия
Цель занятия: сформировать у обучающихся умения организовывать и осуществлять самостоятельную учебную деятельность по дополнительной общеобразовательной программе технической направленности «Программирование на Scratch»;
Закрепить применение циклов и переменных в управлении спрайтов;
Задачи:
Обучить детей элементарным приемам дистанционной работы на ПК;
Сформировать у детей первоначальные навыки самоконтроля и самооценки;
Мотивировать детей к творческому подходу при решении обучающих задач;
Научить создавать гравитацию в Scratch (прыжок и падение) с применением переменной и циклов;
Ожидаемые результаты:
На данном занятии дети:
Освоят самостоятельную работу в дистанционной форме обучения;
Получат практический опыт, оценят уровень сложности получаемого задания;
Предварительная работа педагога:
Подбор материала и информации о гравитации;
Создание проекта «Гравитация»;
Последовательная и поэтапная съемка урока;
Монтаж видео;
Поместить информацию об уроке в группы WhatsApp – общий чат;
Рассылка задания по теме;
Работа с родителями:
Работа с родителями при реализации образовательной программы в дистанционном формате имеет немаловажную роль;
Родители должны быть в курсе успехов своих детей;
Родитель может помочь, организовать ребенку доступ к интернету при создавшихся проблемах, дать оценку результатам работы ребенка, и проконтролировать её выполнение;
Продолжительность занятия:
Общая продолжительность использования компьютера обучения на занятии не должна превышать:
для детей 1-2 классов - 20 минут;
2-4 классов - 25 минут;
5-9 классов - 30 минут;
10-11 классов - 35 минут;
Рассмотрим, что входит в дистанционное занятие «Гравитация в среде программирования Scratch»
Ход занятия:
Приветствие
Тема нашего занятия: «Гравитация в среде программирования Scratch»
«Что такое гравитация? (прежде чем начинать программировать спрайт, нужно разобраться, что такое гравитация, как она работает, как это будет выглядеть в среде программирования).
Гравитация – это, казалось бы, простое понятие, известное каждому человеку, посещающему школу. Ребята, вы знаете историю о том, как на голову Ньютона упало яблоко, и он открыл закон всемирного тяготения?
Говоря простыми словами, гравитация — это притяжение между двумя любыми объектами во вселенной. Чем сильнее гравитационное поле, тем больше будет вес тела и выше его ускорение. Например, на Луне вес космонавта будет в шесть раз меньше, чем на Земле.
Сила гравитационного поля зависит от размеров объекта, который оно окружает. Так, Лунная сила притяжения в шесть раз ниже Земной. А вот в космосе гравитации нет (рис 1.), значит нет и притяжения.
Рис 1. В космосе гравитация нет
Как же теперь создать гравитацию в Scratch?
Чтобы наш спрайт испытывал гравитацию, он должен уметь подпрыгивать и приземляться на поверхность земли.
Начинаем создание программы:
«Выбираем спрайт. Спрайт должен иметь костюмы, для имитации движения». (Рис 2)
Рис. 2 спрайт с костюмами
Я выбрала спрайт Avery Walk, спрайт имеет 4 костюма, что позволяет создать близкую к реальности походку. Создаем скрипт для спрайта. тут мы имеем возможность повторить бесконечный цикл - повторять всегда, и блоки из внешнего вида - смена костюма. Эти блоки и дают имитацию движения. Как изображено на рис. 3.
Рис. 3 Смена костюмов
Теперь будем создавать, управление спрайтом, с помощью стрелок : в право, в лево. А прыжок - это изменение координат Y. Заходим в условия в блоках управления, и берем «если, то», которые нам дают возможность управлять спрайтами с помощью клавиш – стрелка вверх, стрелка вниз, пробел. Как изображено на рис. 4.
Рис.4 Управление спрайтом
Для того, чтобы проще было понять каким образом будет менять свое положение спрайт во время прыжка, зайдите в фоны, и выберете фон координаты. Центр Сцены - точка отсчета осей координат X и Y это 0.
Ширина сцены - 480 шагов (пикселей), а высота - 360 шагов (пикселей).
Координата X изменяется слева - направо от -240 до 240, а координата Y снизу – вверх от -180 до 180.
Координаты нам необходимы, чтобы понимать, как движется спрайт и как управлять его движением. Координаты спрайта на сцене - это координаты центра спрайта. Движение право-лево будет происходить по координатам Х, прыжок и падение по координатам Y. (рис 5)
Рис. 5 Координаты
Теперь, когда мы создали скрипт для управления спрайта, создаем опору, землю от которой спрайт будет отталкиваться. Это будет проверка, условие при котором спрайт Avery будет взаимодействовать с землей. Выберете – нарисовать спрайт. Выбираем область прямоугольника и с помощью заливки окрашиваем прямоугольник в зеленый цвет. Установите спрайт в нужной точке поля, в низу по горизонтали, где и должна находиться земля. (рис 6)
Рис. 6 Земля
Теперь приступаем непосредственно к созданию гравитации. Для начала мы создаем переменную – скорость падения. Заходим в блоки переменные, создать новую переменную. Назовем ее «Скорость падения» (рис.7) потому, что она у нас будет падать, пока не коснется земли.
Рис. 7 Переменная
Переменная простыми словами — это хранилище данных. Сюда можно положить какое-то значение (например, число, строку или другой тип данных). Переменные позволяют добавить гибкости приложению. То есть мы сами можем менять их значения и каждый раз получать необходимые результаты без вмешательства в код программы. (рис 8)
Рис.8 Блоки переменной
В самом начале скрипта задаем значение переменной - 0, а при изменении условий, переменная тоже меняется. Раз переменная отвечает за падение, то и изменяем мы ее в сторону минуса, на минус -1 по Y. Потому, что при нажатии на пробел, наш спрайт совершает прыжок вверх, то переменная дает ему возможность упасть обратно, «под тяжестью земли» - наступить на твердую землю. Скорость падения работает, пока спрайт не коснется земли. (рис. 9)
Рис.9 Скорость падения
Заметьте, что скорость падения будет меняться до тех пор, пока спрайт не коснется земли (или нужного цвета), для этого мы используем блок «Пока не» (рис. 10)
Рис. 10 Касание земли
С добавлением блока из операторов « не-» мы как бы нейтролизуем частицу не, «не» на «не», будет «да». Это звучит так, спрайт будет падать, пока не каснется земли.
Важно помнить, что нужно делать проверку после каждого скрипта, чтобы избежать ошибок. В итоге, наш спрайт управляется стрелками в право и в лево. И совершает прыжок нажатием клавиши пробел. При желании управление клавиш можно взять другое, например английские буквы часто используются для управления в компьютерных играх: A D S W, нужно помнить, что они будут работать если клавиатуру переключить на английский язык.
В итоге мы создали гравитацию для спрайта, которую в дальнейшем можно применить в играх «Платформер». Проверьте работу своего спрайта, если он не работает или работа происходит не корректно, проверьте скрипт, возможно вы найдете ошибку самостоятельно. Ответьте на вопросы, какие условия мы создавали спрайту? Что такое гравитация? Для чего мы применяли переменную? На этом наше занятие окончено.
Выводы: Как я говорила уже выше, что дистанционное обучение стало неотъемлемой частью основного обучения. Это конечно не альтернатива основному, но возможность обучаться дистанционно привлекает многих, и в ближайшие годы доля детей, которые могут получать образование удаленно будет расти, ведь инструментов для организации такой учебы с каждым днем все больше.
У этого подхода есть преимущества и недостатки. Удаленное образование обладает массой преимуществ. Шанс освоить новые технологии. Но еще ценнее навыки организации своего времени, работы с детьми в дистанционном режиме, умения контролировать и мотивировать их на расстоянии. Задача педагога в этот момент вдохновлять ребят, поддерживать в них интерес к предмету, поощрять любопытство и проявление инициативы. Компьютерная система не может взять на себя эти функции и поэтому педагогу нужно применять таланты. Возможно, для этого придется уделять гораздо больше внимания тем детям, у которых есть проблемы с мотивацией и организованностью: такие ученики могут решить, что учиться теперь вообще необязательно. Поэтому придется изобретать новые формы контроля таких детей. Немало педагогов уже оценили все плюсы и минусы удаленного обучения. И, если присмотреться, достоинств у этой системы все же больше.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_sozdaniya_distantsionnyh_2.docx | 263.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Центр дополнительного образования Липецкой области»
Центр цифрового образования детей «IT–cube» IT- bit Боринское
Статья на тему:
«Реализация занятий в дистанционной форме на примере занятия «Гравитация в среде программирования Scratch»
региональный этап Всероссийского открытого конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Педагогический калейдоскоп-2021», посвящённого 95–летию организованного движения юных техников в России
Номинация «Опыт создания и внедрения дистанционных образовательных программ и платформ в дополнительном образовании»
Автор: Ищенко Светлана Александровна
педагог дополнительного образования
г. Липецк, 2021 год
Номинация «Опыт создания и внедрения дистанционных образовательных программ и платформ в дополнительном образовании»
«Реализация занятий в дистанционной форме на примере занятия «Гравитация в среде программирования Scratch»
Автор: Ищенко Светлана Александровна педагог дополнительного образования ГБУ ДО «Центр дополнительного образования Липецкой области» IT-bit Боринское
Направление: Техническое
Целевая аудитория: Ученики в возрасте от 7 лет, имеющие начальные навыки программирования в Scratch
Дистанционное обучение – это уже неотъемлемая часть современного образования. Оно стало новой технологией, которая в наше время легко внедряется в образовательный процесс,
Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся.
Технология дистанционного обучения заключается в том, что обучение и контроль за усвоением материала происходит с помощью сети Интернет. В данной работе я хочу рассказать об опыте реализации образовательного процесса в дистанционной форме.
Мною разработано дистанционное занятие «Гравитация в Scratch». Данная тема является не начальной и не простой для самостоятельного изучения. Поэтому будем исходить из того, что обучающиеся уже имеют базовые знания в программирование на Scratch. Тема гравитации включает в себя понятие, что такое гравитация, как физическое явление, как она работает на земле или луне. Кроме изучения прыжка и падения – как скриптов в самой платформе, первоначально делается отступление в сторону физики и рассмотреть, что такое гравитация, как закон работающий на земле.
Ко всему прочему необходимо учесть то, что занятие будет проходить в дистанционной форме.
Занятие было записано и смонтировано мною заранее, и выложено в Ютуб. Доступ к занятию обучающиеся получат по ссылке. В дистанционном формате проведения занятий есть свои плюсы. Занятие можно просмотреть несколько раз, поставить на паузу в случае необходимости. Для возникающих вопросов, всегда открыт чат в WhatsApp.Таким образом, занятие можно применять много раз. В дальнейшем оно пригодится для других групп, которые будут проходить тему гравитации.
План-конспект дистанционного занятия
Цель занятия: сформировать у обучающихся умения организовывать и осуществлять самостоятельную учебную деятельность по дополнительной общеобразовательной программе технической направленности «Программирование на Scratch»;
Закрепить применение циклов и переменных в управлении спрайтов;
Задачи:
Обучить детей элементарным приемам дистанционной работы на ПК;
Сформировать у детей первоначальные навыки самоконтроля и самооценки;
Мотивировать детей к творческому подходу при решении обучающих задач;
Научить создавать гравитацию в Scratch (прыжок и падение) с применением переменной и циклов;
Ожидаемые результаты:
На данном занятии дети:
Освоят самостоятельную работу в дистанционной форме обучения;
Получат практический опыт, оценят уровень сложности получаемого задания;
Предварительная работа педагога:
Подбор материала и информации о гравитации;
Создание проекта «Гравитация»;
Последовательная и поэтапная съемка урока;
Монтаж видео;
Поместить информацию об уроке в группы WhatsApp – общий чат;
Рассылка задания по теме;
Работа с родителями:
Работа с родителями при реализации образовательной программы в дистанционном формате имеет немаловажную роль;
Родители должны быть в курсе успехов своих детей;
Родитель может помочь, организовать ребенку доступ к интернету при создавшихся проблемах, дать оценку результатам работы ребенка, и проконтролировать её выполнение;
Продолжительность занятия:
Общая продолжительность использования компьютера обучения на занятии не должна превышать:
для детей 1-2 классов - 20 минут;
2-4 классов - 25 минут;
5-9 классов - 30 минут;
10-11 классов - 35 минут;
Рассмотрим, что входит в дистанционное занятие «Гравитация в среде программирования Scratch»
Ход занятия:
Приветствие
Тема нашего занятия: «Гравитация в среде программирования Scratch»
«Что такое гравитация? (прежде чем начинать программировать спрайт, нужно разобраться, что такое гравитация, как она работает, как это будет выглядеть в среде программирования).
Гравитация – это, казалось бы, простое понятие, известное каждому человеку, посещающему школу. Ребята, вы знаете историю о том, как на голову Ньютона упало яблоко, и он открыл закон всемирного тяготения?
Говоря простыми словами, гравитация — это притяжение между двумя любыми объектами во вселенной. Чем сильнее гравитационное поле, тем больше будет вес тела и выше его ускорение. Например, на Луне вес космонавта будет в шесть раз меньше, чем на Земле.
Сила гравитационного поля зависит от размеров объекта, который оно окружает. Так, Лунная сила притяжения в шесть раз ниже Земной. А вот в космосе гравитации нет (рис 1.), значит нет и притяжения.
Рис 1. В космосе гравитация нет
Как же теперь создать гравитацию в Scratch?
Чтобы наш спрайт испытывал гравитацию, он должен уметь подпрыгивать и приземляться на поверхность земли.
Начинаем создание программы:
«Выбираем спрайт. Спрайт должен иметь костюмы, для имитации движения». (Рис 2)
Рис. 2 спрайт с костюмами
Я выбрала спрайт Avery Walk, спрайт имеет 4 костюма, что позволяет создать близкую к реальности походку. Создаем скрипт для спрайта. тут мы имеем возможность повторить бесконечный цикл - повторять всегда, и блоки из внешнего вида - смена костюма. Эти блоки и дают имитацию движения. Как изображено на рис. 3.
Рис. 3 Смена костюмов
Теперь будем создавать, управление спрайтом, с помощью стрелок : в право, в лево. А прыжок - это изменение координат Y. Заходим в условия в блоках управления, и берем «если, то», которые нам дают возможность управлять спрайтами с помощью клавиш – стрелка вверх, стрелка вниз, пробел. Как изображено на рис. 4.
Рис.4 Управление спрайтом
Для того, чтобы проще было понять каким образом будет менять свое положение спрайт во время прыжка, зайдите в фоны, и выберете фон координаты. Центр Сцены - точка отсчета осей координат X и Y это 0.
Ширина сцены - 480 шагов (пикселей), а высота - 360 шагов (пикселей).
Координата X изменяется слева - направо от -240 до 240, а координата Y снизу – вверх от -180 до 180.
Координаты нам необходимы, чтобы понимать, как движется спрайт и как управлять его движением. Координаты спрайта на сцене - это координаты центра спрайта. Движение право-лево будет происходить по координатам Х, прыжок и падение по координатам Y. (рис 5)
Рис. 5 Координаты
Теперь, когда мы создали скрипт для управления спрайта, создаем опору, землю от которой спрайт будет отталкиваться. Это будет проверка, условие при котором спрайт Avery будет взаимодействовать с землей. Выберете – нарисовать спрайт. Выбираем область прямоугольника и с помощью заливки окрашиваем прямоугольник в зеленый цвет. Установите спрайт в нужной точке поля, в низу по горизонтали, где и должна находиться земля. (рис 6)
Рис. 6 Земля
Теперь приступаем непосредственно к созданию гравитации. Для начала мы создаем переменную – скорость падения. Заходим в блоки переменные, создать новую переменную. Назовем ее «Скорость падения» (рис.7) потому, что она у нас будет падать, пока не коснется земли.
Рис. 7 Переменная
Переменная простыми словами — это хранилище данных. Сюда можно положить какое-то значение (например, число, строку или другой тип данных). Переменные позволяют добавить гибкости приложению. То есть мы сами можем менять их значения и каждый раз получать необходимые результаты без вмешательства в код программы. (рис 8)
Рис.8 Блоки переменной
В самом начале скрипта задаем значение переменной - 0, а при изменении условий, переменная тоже меняется. Раз переменная отвечает за падение, то и изменяем мы ее в сторону минуса, на минус -1 по Y. Потому, что при нажатии на пробел, наш спрайт совершает прыжок вверх, то переменная дает ему возможность упасть обратно, «под тяжестью земли» - наступить на твердую землю. Скорость падения работает, пока спрайт не коснется земли. (рис. 9)
Рис.9 Скорость падения
Заметьте, что скорость падения будет меняться до тех пор, пока спрайт не коснется земли (или нужного цвета), для этого мы используем блок «Пока не» (рис. 10)
Рис. 10 Касание земли
С добавлением блока из операторов « не-» мы как бы нейтролизуем частицу не, «не» на «не», будет «да». Это звучит так, спрайт будет падать, пока не каснется земли.
Важно помнить, что нужно делать проверку после каждого скрипта, чтобы избежать ошибок. В итоге, наш спрайт управляется стрелками в право и в лево. И совершает прыжок нажатием клавиши пробел. При желании управление клавиш можно взять другое, например английские буквы часто используются для управления в компьютерных играх: A D S W, нужно помнить, что они будут работать если клавиатуру переключить на английский язык.
В итоге мы создали гравитацию для спрайта, которую в дальнейшем можно применить в играх «Платформер». Проверьте работу своего спрайта, если он не работает или работа происходит не корректно, проверьте скрипт, возможно вы найдете ошибку самостоятельно. Ответьте на вопросы, какие условия мы создавали спрайту? Что такое гравитация? Для чего мы применяли переменную? На этом наше занятие окончено.
Выводы: Как я говорила уже выше, что дистанционное обучение стало неотъемлемой частью основного обучения. Это конечно не альтернатива основному, но возможность обучаться дистанционно привлекает многих, и в ближайшие годы доля детей, которые могут получать образование удаленно будет расти, ведь инструментов для организации такой учебы с каждым днем все больше.
У этого подхода есть преимущества и недостатки. Удаленное образование обладает массой преимуществ. Шанс освоить новые технологии. Но еще ценнее навыки организации своего времени, работы с детьми в дистанционном режиме, умения контролировать и мотивировать их на расстоянии. Задача педагога в этот момент вдохновлять ребят, поддерживать в них интерес к предмету, поощрять любопытство и проявление инициативы. Компьютерная система не может взять на себя эти функции и поэтому педагогу нужно применять таланты. Возможно, для этого придется уделять гораздо больше внимания тем детям, у которых есть проблемы с мотивацией и организованностью: такие ученики могут решить, что учиться теперь вообще необязательно. Поэтому придется изобретать новые формы контроля таких детей. Немало педагогов уже оценили все плюсы и минусы удаленного обучения. И, если присмотреться, достоинств у этой системы все же больше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектирование в среде программирования Scratch
Программа дополнительного образования по информатике, основанная на методе проектов....
Создание игр в среде программирования Scratch как инструмент развития алгоритмического мышления
В статье описан процесс разработки классической игры Tetris в среде программирования Scratch.Случайные фигурки тетрамино падают сверху в прямоугольный стакан. В полёте игрок может поворачивать фи...
Мастер-класс "Использование среды программирования Scratch в работе современного учителя"
Одним из пунктов Содержания профессионального стандарта педагога является владение ИКТ-компетенциями. Сегодня я покажу, как педагог может использовать среду програм...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Знакомство со средой программирования Scratch» (центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Знакомство со средой программирования Scratch»(центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста») На...
Выступление на семинаре . Использование среды программирования Scratch в работе современного учителя(мастер- класс)
Выступление на межрегиональном семинаре с показом мастер - класса...
Использование игровой среды программирования Scratch, как интуитивного программирования при изучении раздела “Алгоритмизация”
Презентация на тему: Использование игровой среды программирования Scratch, как интуитивного программирования при изучении раздела "Алгоритмизация"....
Работа с блоками сообщения в среде программирования scratch
Методические рекомендации использования блоков "Сообщение" при работе со ScratchДля слаженной и бесперебойной работы задуманного проекта, нужно вовремя дать команду каждому из спрайтов....