Организация внеурочной деятельности по информатике в ОУ
презентация к уроку по информатике и икт (5 класс)
Презентация и текст выступления об организации внеурочной деятельности по информатике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete_o_vneurochnoy_deyatelnosti.docx | 23.18 КБ |
o_vneurochnoy_deyatelnosti_pedsovet.pdf | 968.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете
«Организация внеурочной деятельности по информатике»
Слайд 1.
Слайд 2. Внеурочная деятельность в основной школе определяется введением ФГОС.
Кроме ФГОС есть письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ», которое определяет количество часов внеурочной деятельности и обязательность таких занятий в любой школе.
Помимо этого письма имеется «Положение об организации внеурочной деятельности МБОУ СОШ № 21 г.Липецка в рамках ФГОС», в котором определены цели, задачи, направления, формы и виды, учёт и контроль таких занятий.
Внеурочная деятельность по информатике отнесена к направлению развития личности – общеинтеллектуальному, а по виду – к познавательной.
Слайд 3. Занятия организованы впервые и если посмотреть на учебный план, то увидим, что 5 классы – единственные, в которых есть внеурочка по информатике.
Слайд 4. Учащиеся занимаются во второй половине дня. Ребята уже в начальной школе посещали занятия во второй половине дня и не возникает никаких вопросов о позднем времени занятий. Пропуски занятий систематические у отдельных учащихся имеются, но все проблемы решаются вместе с классными руководителями.
Каждый класс разбит на 2 группы из-за того, что в кабинете 12 персональных компьютеров, а занятия предполагают практикум на 25 уроках их запланированных 37. Занятия фиксируются в журнале внеурочной деятельности с записью тем и ведением посещаемости.
Результатом должны стать программы-проекты. В тематическом планировании предусмотрено обучение учащихся организации личного информационного пространства на школьных компьютерах локально и в сети Интернет в облачных сервисах. В современных условиях стал необходимым быстрый обмен информацией между учителем и учащимися.
Но, наверное, не нужно углубляться в специфику предмета информатика. Лучше рассмотрим положительные и отрицательные стороны организации внеурочной деятельности. Семь месяцев занятий в таком формате (внеурочка по ФГОС) – это новый опыт, новый взгляд даже на свой предмет и новый взгляд на детей в отличных от уроков условиях. И взвесив все «+» и «-», обнаружила явный перевес плюсов.
Итак, обнаруженные мною достоинство таких занятий.
Слайд 5.
- Появилась возможность углубления знаний и изучения тем, не предусмотренных рабочей программой по информатике и ИКТ основного общего образования (и даже среднего). Я могу заниматься с детьми тем, что и мне самой интересно и им тоже в отличие от программы обязательного минимума ООО. На деле может получиться хороший пропедевтический курс. Уровень достижения предметных результатов я определила в пояснительной записке, но, подозреваю, что к 7 классу, когда у нынешних учеников 5 класса начнётся курс информатики для меня будет полным сюрпризом.
Слайд 6. Программа моего курса рассчитана на 2 года обучения. Потому что, согласно ФГОС, в 7 классе у них начнутся уроки информатики. И на слайдах я представляю фрагменты КТП. Из тем видим, например, тему № 27 «Словарь и визуальная грамматика языка Scratch. Движение исполнителей, их направление».
Слайд 7. А для того, чтобы изучить эту тему, мы с пятиклассниками на сегодняшний день уже прошли проценты, декартову систему координат и учащиеся уже могут задавать движение героям по вектору, включая направление с отрицательными числами. Тема «Вектор» изучаться ими будет только в курсе «Геометрия» в 9 классе???. С подобной темой мы столкнулись по информатике также с девятиклассниками. Разница в освоении этой темы просто поражает. Пятиклассники играючи задают движение героя в их игре или мультике, а девятиклассники также на компьютере не могут просчитать направление вектора. У них за самостоятельную работу 20 «2» и 16 «5» из 89 выполнявших. Качество знаний составило 35,9%. А у пятиклассников этот показатель был бы значительно выше, если бы сделать контрольный срез.
Или тема № 28 «Команды группы Перо. Повороты на заданный угол. Команды группы Движение.» предполагает уже работу с углами.
Слайд 8. Вот пример как учащиеся решают возникшие проблемы. (видео)
Слайд 9.
Слайд 10. На этом слайде фрагмент КТП на 2 год обучения. Я наглядно хотела показать через какие темы учащиеся достигнут высоких метапредметных результатов. О предметных я уже говорила выше.
Темы «Индивидуальный проект», «Вычисление математических выражений», «Условные конструкции в скрипте. Программа-тренажёр по математике», «Разработка интерактивных моделей явлений (на примере движения атомов, молекул)», «Интернет-карты. Планирование проекта-путешествия» предполагают межпредметные связи.
Слайд 11.
- Хочу обратить ваше внимание на следующие достоинства внеурочных заниятий. Формат занятий (свободная форма одежды, разрешаемые учителем разговоры для решения проблем, помощь друг другу) помогают глубже узнать и понять каждого ученика, раскрыть его интересы и дать толчок в развитии. Во время уроков учащиеся стеснялись высказать, чем они интересуются. Т.е. личностные результаты освоения курса могут быть очень высокими.
- Выявленных на занятиях одарённых учеников за отдельными рабочими местами можно готовить к олимпиадам и конкурсам. А если серьёзный уровень олимпиады, то можно пригласить на 1-2 занятия только тех, кого нужно подготовить.
- Есть возможность организовать проектную деятельность для научной деятельности учащихся фронтально. Каждый из учащихся может взять свою тему для проекта, в КТП указать тему «Работа над индивидуальным проектом».
- Такие занятия можно использовать как подготовка к конкурсам различного уровня, ежегодным акциям, проводимыми ДО администрации города Липецка также как «Индивидуальный проект» или «Подготовка проекта для конкурса». При изучении опыта учителей других школ мне такие формулировки встречались.
Но я уже упоминала о имеющихся «-» во внеурочной деятельности.
Слайд 12. Сначала отвечу на второй вопрос «Где взять рабочие программы?». Отвечаю – разрабатывать самим. В сети Интернет конечно имеются разработки, но их содержание просто не соответствует структуре и требованиям по новому положению.
Второй и третий вопросы взаимосвязаны. И я сначала решила проблему с методическим обеспечением только потом разработала программу. И наконец проблема №1 – что вести? Здесь надо надеяться на озарение, именуют которое «Эврикой».
Слайд 13. Я вспомнила итоги одной всероссийской акции «Час кода», которую должны были провести учителя информатики, а отчёт с фотографиями выложить на сайт школы и дополнительно отчитаться перед ДО. Акция оказалась очень интересна ученикам 4 класса. Они с радостью прошли уровни одной игры, параллельно при этом программируя. Одиннадцатиклассники, кстати, все 12 уровней не смогли пройти, даже Пырьева Евгения, сдававшая ЕГЭ по информатике. В начале этого года я услышала от них вопрос «А будет ли у нас в этом году Час Кода?». Вот и Эврика. Этим и займёмся. Нашла бесплатное программное обеспечение, установила. Вот только как выстроить методику преподавания? Надо искать литературу и учебники. Вот тут и возникли сложности самые большие. Учебники для учителя оказались очень дороги.
Слайд 14. На этом слайде я представила скриншоты интернет магазинов, продающих учебную литературу. Единственный автор – Голиков Денис, выложил на своём сайте бесплатно электронную версию своей книги. Ссылку на скачивание даёт только сам лично при обращении к нему по форме из магазина. Учебники других авторов если и недороги, то на самом деле не представляют интереса. А если интересные – то очень дорогие.
Но благодаря только Денису Голикову у меня есть раздаточный материал. Не было бы этого учебника – пришлось бы вообще другое направление брать.
Слайд 15. И вот когда вы начнёте разрабатывать программы по внеурочной деятельности, то приступите к этому, учась на моих «набитых шишках».
- Проанализировать содержание различных УМК по своему предмету.
- В сети Интернет ознакомиться с опытом работы педагогов-коллег других ОУ Российской Федерации.
- Тщательно изучить КИМы и материалы олимпиад и конкурсов, мониторингов и акций, проводимых различными организациями.
Слайд 16. Ещё при составлении программы
- Необходимо знать уровень подготовки учащихся по данному предмету, т.е. вникнуть в образовательную программу НОО. У меня с этим проблем не было, т.к. я учила этих детей с 3 класса.
- Если берёмся за разработку пропедевтического курса, нужно понимать что в начале изучения предмета в ООО учащимся не должно быть скучно на уроках. По прежнему должна присутствовать новизна знаний.
И ещё немаловажный вопрос.
Слайд 17. Эту проблему озвучили сами дети. Они хотят оценки. Пусть и проучились они 4 года по ФГОС и они должны согласно ФГОС уметь сами себя оценивать и ставить перед собой задачу. Но психологически они хотят, чтобы их оценили насколько хорошо они это сделали. Оценка для них является определённой планкой, через которую они хотят перепрыгнуть. Я неофициально была вынуждена ввести им вот такое рейтинговое оценивание.
Слайд 18.
- Правильно выполненное д/з – 1 балл,
- Участие в олимпиаде по предмету - +все набранные баллы и +1 балл за участие,
- Выполнение практических заданий – 1-2 балла в зависимости от сложности,
- Проектная деятельность – 5 баллов.
Все баллы в итоге суммируются.
Ребята ждут рейтинг и постоянно «мониторят» свой уровень.
Всем успехов.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»
В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на взаимосвязи внутре...
Организация внеурочной деятельности по информатике в начальной школе в рамках ФГОС
Организация внеурочной деятельности в начальной школе в рамках ФГОС....
Организация внеурочной деятельности по информатике
Каждый учитель – предметник знает, как бывает иногда не просто привлечь внимание учащихся к своему предмету. Заинтересовать учащихся бывает совсем не просто. Урок-игра, проектная и исследовательская д...
Организация внеурочной деятельности в предметной области математика и информатика с целью развития логического мышления: разработка учебно-методического комплекта «Элементы логики»
Актуальность программы определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению информатики и математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащ...
Организация внеурочной деятельности современных школьников по информатике
C 2010 года в системе образования Российской Федерации внедряется Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС), который призван решать задачи образования в современном...
Доклад "Организация внеурочной деятельности по информатике в 5-9 классах"
Организация внеурочной деятельности по информатике в 5-9 классах...