Доклад "Организация внеурочной деятельности по информатике в 5-9 классах"
учебно-методический материал по информатике и икт
Организация внеурочной деятельности по информатике в 5-9 классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_alyohin_a.p._organizatsiya_vneurochnoy_deyatelnosti_po_informatike_v_5-9_klassah.docx | 24.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация
внеурочной деятельности
по информатике в 5-9 классах
Учитель информатики
МКОУ «Шиловская СШ № 16»
Алёхин А.П.
г. Ефремов
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Посещая кружки, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, что играет немаловажную роль в духовном развитии детей. Внеурочные занятия направляют свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Основным нормативным правовым документом, определяющим внеурочную деятельность, является федеральный государственный образовательный стандарт.
В разделе «III. Требования к структуре основной образовательной программы» Федерального стандарта внеурочной деятельности уделено значительное внимание. В частности, отмечено следующее:
основная образовательная программа определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени среднего (полного) общего образования и реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и в других формах, отличных от урочной, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательного процесса.
Таким образом, стандарт указывает не просто на желательность, но фактически – на обязательность ведения внеурочной деятельности. При этом вести ее рекомендуется (в частности, в приложении к предмету «Информатика») в направлении реализации научно-исследовательских и проектных форм учебной работы, однако указана возможность реализации при внеурочной деятельности любых других ее форм, отличных от традиционной урочной, на добровольной основе по выбору обучаемых и по согласованию с руководством образовательного учреждения.
Цели внеурочной деятельности по информатике и ИКТ:
- развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся с помощью средств информационных технологий;
- удовлетворение интересов и запросов обучающихся, связанных с изучением и применением информационных технологий, формирование у них мировоззрения открытого информационного общества;
- формирование самостоятельного приобретения знаний с помощью средств информационных технологий;
- подготовка личности «информационного общества»;
- вовлечение учреждения в построение единого информационного пространства.
Задачи внеурочной деятельности:
- организация внеурочной деятельности школьников с использованием специально разработанных методов, основанных на применении информационных технологий;
- организация эффективного информационного взаимодействия между субъектами образовательного процесса посредством информационных технологий;
- развитие информационных ресурсов образовательного учреждения (сайт, газета, оформление стендов, летопись, медиатека);
- внедрение в социально-воспитательную работу современных информационных технологий.
Организуя внеурочную деятельность школьников по информатике, необходимо придерживаться основных этапов:
Первый этап - диагностический.
Второй этап – образовательный.
Третий этап - деятельностно-оценочный.
Принципы внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность школьников по информатике строится на следующих принципах:
Принцип связи обучения с жизнью. Реализация этого принципа позволяет обеспечить тесную связь внеурочной деятельности школьников по информатике с условиями жизни и деятельности ребёнка.
Принцип коммуникативной активности учащихся. Предпосылкой более высокой коммуникативной активности учащихся во внеурочной деятельности школьников по информатике является возможность выбрать наиболее интересующий и доступный вид деятельности: ведение переписки с друзьями, чтение книг, развитие умений и навыков пои предмету и т.д. Большое значение для стимулирования коммуникативной активности имеет не только разнообразие видов деятельности, но и её содержательная сторона.
Принцип преемственности внеурочной работы с уроками.
Во внеурочной работе, так же как и на уроках, необходимо добиваться сознательного применения знаний, умений и навыков. От понимания содержания используемого материала, готовности учащихся включать его в свою деятельность во многом зависит формирование интереса ребёнка к компьютеру. Преемственность урока информатики и внеурочной работы по предмету не означает дублирование темы, форм и методов работы.
Принцип учета возрастных особенностей учащихся. Эффективность внеурочной деятельности школьников по информатике во многом определяется соответствием её содержания, форм и методов этапам изучения информатики и психофизиологическим особенностям учащихся.
Принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы. Умелое сочетание коллективной, групповой и индивидуальной форм работы основано на хорошем знании учителем контингента учащихся, их интересов, возможностей, планов. Это позволяет оптимально подобрать партнёров, распределить их роли. Индивидуальные, групповые и коллективные виды деятельности должны органически сочетаться между собой.
Принцип межпредметных связей в подготовке и проведении внеурочной деятельности школьников по информатике. Значение этого принципа обусловлено, во-первых, единством конечной цели всего учебно-воспитательного процесса школы – формирование всесторонне развитой, гармоничной личности, во-вторых, единством духовной сущности человека, которого невозможно воспитывать и обучать по частям.
С учётом этого требования внеурочной деятельности школьников по информатике должна проводиться не изолировано, а тесной взаимосвязи с другими учебными предметами. Использование интересных материалов по географии, истории, литературе и другим предметам при создании презентаций, докладов, графических изображений, сайтов обогащает внеурочной деятельности школьников по информатике, способствует повышению интереса к ней учащихся и качества её проведения
Виды внеурочной работы
Внеурочная работа может быть:
Индивидуальная - связана с углубленным изучением теоретических и практических вопросов;
Групповая — осуществляется на факультативных занятиях, в кружках, секциях. Факультативные занятия проводятся на добровольных началах и по выбору самих учащихся параллельно с изучением обязательных предметов с целью их углубления и обогащения знаний учащихся и развитие их творческих способностей и дарований. Могут проводится в форме обычных уроков, экскурсий, семинаров, дискуссий и т.д. Кружки создаются на добровольных началах. Включают в себя: более углубленное изучение отдельных вопросов учебной программы; ознакомление с жизнью и творческой деятельностью выдающихся учёных, с новейшими достижениями науки и техники; проведение вечеров.
Массовая — олимпиады, КВН, недели информатики, тематические вечера, лектории, выставки, стенгазеты и т.д. Олимпиады, конкурсы и викторины стимулируют учебно-познавательную деятельность учащихся и развивают их творческую состязательность в изучении информатики. Мероприятия, проводимые в дни недели информатики, должны быть яркими, запоминающимися, должны пропагандировать знания среди учащихся и выявлять наиболее способных в области информатики. Главная цель вечеров - стимулировать учащихся к более глубокому и всестороннему изучению предмета, прививать им интерес к занятиям информатики. Задача организаторов вечера не просто развлекать учащихся, а максимально активизировать их.
Практикум — это вид практических занятий по какому-либо учебному предмету.
Внеурочная деятельность оказывает положительное влияние и на классные занятия, так как учащиеся, члены кружков более тщательно, углубленно изучают учебный материал, читают дополнительную литературу, осваивают работу с компьютером. Внеурочные занятия провоцируют и самостоятельное изучение основ информатики и вычислительной техники.
Результаты и эффекты внеурочной деятельности.
Для успеха в организации внеурочной деятельности школьников принципиальное значение имеет различение результатов и эффектов этой деятельности.
Результат - это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия).
Эффект - это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.
Образовательные результаты внеурочной деятельности школьников могут быть трех уровней.
Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов - формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде.
Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного ценностно окрашенного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:
- формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;
- формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике «Юный компьютерщик» 4 класс.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы А.В. Горячева «Программа по информатике и ИКТ (информационным и коммуникационным технологиям) для 2-4 классов, в соответств...
Внеурочная деятельность по информатике во 2-4 классах
Внеурочная деятельность по информатике во 2-4 классах "Занимательная информатика"...
Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике «Основы программирования», 8 класс.
Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана МОУ Школа с.Белоярск на 2016-2017 учебный год, ра...
Программа внеурочной деятельности по информатике "Юный программист" 8 класс
Умение представлять информацию в виде, удобном для восприятия и использования другими людьми, — одно из условий образовательной компетентности ученика. Веб-сайт — наиболее популярное и дос...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Школа информатики» (техническое направление) 5 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Школа информатики» (техническое направление) разработана для занятий с обучающимися 5 классов в соответствии с требованиями ФГОС ...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Школа информатики» (техническое направление) 6 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Школа информатики» разработана для занятий с обучающимися 6 классов в соответствии с требованиями ФГОС начального об...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Занимательная информатика» для учащихся 5 классов Направление - общеинтелектуальное
ОглавлениеРезультаты освоения курса внеурочной деятельности3Содержание курса внеурочной деятельности5Тематическое планирование5...