Организация внеурочной деятельности современных школьников по информатике
статья по информатике и икт (5, 6, 7, 8 класс) на тему

 Буренин Сергей Валентинович

C 2010 года в системе образования Российской Федерации внедряется Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС), который призван решать задачи образования в современном мире: "раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

Организация внеурочной деятельности современных школьников по информатике

C 2010 года в системе образования Российской Федерации внедряется Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС), который призван решать задачи образования в современном мире: "раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире".

Согласно ФГОС "Основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные  практики, военно-патриотические объединения и т. д.".

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно - урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

В основу разработки ФГОС положен системно-деятельностный подход, в основе которого лежит исследовательский подход который предполагает раскрытие человека как познающего, созидательного или деструктивного субъекта, призванного нести ответственность за сохранение жизни и природы на Земле. Суть подхода состоит с том, что каждый сложный объект рассматривается как система.

Школы заинтересованы в решении проблемы внеурочной деятельности, это объясняется новым взглядом на образовательные результаты. В соответствии с ФГОС формирование универсальных учебных действий (УУД) – основная задача педагога. Что  под этим понимается?

«Это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта» [1].

В ФГОС с универсальными учебными действиями, которые делают любую деятельность осознанной и результативной, тесно увязаны метапредметные компетентности, Среди них:

  • стратегические;
  • исследовательские;
  • проектировочные;
  • сценирующие;
  • моделирующие;
  • конструирующие;
  • прогнозирующие.

Метапредметная компетентность основывается на следующих понятиях.

  • Метадеятельность — умение совершать любую деятельность с предметами, универсальный способ жизнедеятельности.
  • Метазнания — сведения о методах и приемах познания, структуре знаний и способах работы с ними.
  • Метаспособы — методы, которые помогают находить новые способы решения задач, нестандартные планы деятельности.
  • Метаумения — универсальные общеучебные навыки и умения.

К таким метаумениям относятся:

  • основы теоретического мышления (определение понятий, систематизация, классификация, доказательство, обобщение);
  • обладание навыками переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, оценка, аргументирование);
  • критическое мышление (работа с фактами: сопоставление, умение отличать недостоверную информацию, находить логическое несоответствие, определять двусмысленность и т.д.);
  • задатки творческого мышления (определение проблем в стандартных ситуациях, нахождение альтернативного решения, совмещение традиционных и новых способов деятельности);
  • регулятивные умения (ставить вопросы, формулировать гипотезы, определять цели, планировать, выбирать способ действий, контролировать, анализировать и корректировать свою деятельность);
  • главные качества мышления (диалектичность, гибкость и т.д.)

Метапредметный подход к образовательному процессу заменяет традиционную практику разделения знаний по отдельным школьным предметам на современные технологии, направленные на изучение целостной картине мира. Это позволяет объединить личное, познавательное и общекультурное развитие и саморазвитие школьника, преемственность начальной, средней и старшей ступени обучения.

Именно на занятиях внеурочной деятельностью гораздо удобнее реализовывать те концепции, которые заложены в федеральный государственный образовательный стандарт.

1. Анализ нормативных документов

Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования (начального общего, основного общего, среднего общего образования) вводится понятие внеурочной деятельности, которая является неотъемлемой частью образовательной деятельности.

Внеурочная деятельность – это понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Министерством образования и науки Российской Федерации опубликовано письмо от 14 декабря 2015 г. № 09–3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ», в котором отражены методические рекомендации по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях.

Содержание общего образования, а также его цели, задачи и планируемые результаты определяются основной образовательной программой общеобразовательной организации, разрабатываемой ею самостоятельно в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования (ФГОС ОО) и с учётом примерной основной образовательной программы (статьи 12 и 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Примерные основные образовательные программы начального общего и основного общего образования, разработанные в соответствии с требованиями части 9 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ, внесены в реестр примерных основных образовательных программ (www.fgosreestr.ru).

Основная образовательная программа общеобразовательной организации реализуется через урочную и внеурочную деятельность в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 [8], в редакции Изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.06.2011 № 85, изменений № 2 утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.12.2013 № 72, далее — СанПиН 2.4.2.2821–10).

ФГОС общего образования определяют общее количество часов внеурочной деятельности на каждом уровне общего образования, которое составляет:

до 1350 часов на уровне начального общего образования;

до 1750 часов на уровне основного общего образования;

до 700 часов на уровне среднего общего образования.

В СанПиН указывается, что «основная образовательная программа реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности. Максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности (в академических часах) составляет не более 10.

Каждая образовательная организация должна самостоятельно определить объём часов, отводимых на внеурочную деятельность, в соответствии с содержательной и организационной спецификой своей основной образовательной программы, реализуя указанный объём часов как в учебное, так и в каникулярное время.

В соответствии с положениями Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» направления финансирования образовательной деятельности (включая внеурочную деятельность) и объём средств определяются государственным заданием учредителя образовательной организации.

Необходимо отметить, что внеурочная деятельность является обязательной и неотъемлемой частью образовательной деятельности и организуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.

Формы её организации школа определяет самостоятельно, с учетом интересов и запросов учащихся и их родителей (законных представителей). Право выбора направлений и форм внеурочной деятельности имеют родители (законные представители) обучающегося при учете его мнения до завершения получения ребенком основного общего образования.

План внеурочной деятельности как и учебный план является основным организационным механизмом реализации основных образовательных программ общего образования, определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность в каникулярное время может реализовываться в рамках тематических программ (лагерь с дневным пребыванием на базе общеобразовательной организации или на базе загородных детских центров, в походах, поездках и т. д.).

При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательная организация в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности образовательных организаций дополнительного образования, организаций культуры и спорта.

Часы, отведенные на внеурочную деятельность, используются для проведения общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев и других мероприятий.

Допускается перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения в пределах одного уровня общего образования, а также их суммирование в течение учебного года».

Необходимо обратить внимание, что ни в рекомендациях, ни в СанПиН не устанавливается минимальное количество часов внеурочной деятельности, указано лишь максимальное количество часов в неделю (на определённом уровне образования). При этом указано, что внеурочная деятельность является обязательной!

2. Проектирование программы внеурочной деятельности по информатике

В общеобразовательной школе, помимо традиционных форм обучения, всегда были популярны всевозможные кружки, клубы, факультативы, мастерские, олимпиады и конкурсы. Увлеченные своим делом учителя стремились поддержать интерес к изучению предмета, поэтому проведение предметных недель, конкурсов и олимпиад всегда являлось обязательным компонентом не только обучения, но и в большей мере развития и воспитания. Общеизвестно, что целенаправленная внеурочная деятельность создает возможность для дифференцированного и вариативного образования детей, позволяет реализовать маршруты индивидуального развития в соответствии с потребностями и интересами ребенка. В настоящее время, согласно ФГОС, важность внеурочной деятельности значительно возросла. Внеурочная деятельность стала обязательным компонентом основной образовательной программы основного общего образования. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в рамках части, формируемой участниками образовательного процесса (30%). Формы организации образовательного процесса (кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и т. д.) и чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет образовательное учреждение.

Программа по внеурочной деятельности школьников может быть разработана образовательным учреждением самостоятельно или на основе переработанных примерных программ. С учетом этого школа разрабатывает и утверждает свою программу внеурочной работы.

Первый способ заключается в прямом использовании примерной программы в качестве рабочей программы. При этом соотношение количества часов на проведение теоретических и практических занятий должно быть уточнено в соответствии с местными условиями, интересами детей, уровнем их подготовленности, опытом педагога и др.

Второй способ — это создание рабочей программы на основе примерной программы. Разработчик рабочей программы внеурочной деятельности должен сформулировать для себя цели и задачи, определённые требования к структуре программы, её содержанию, методам и образовательным технологиям, результатам работы и форме подведения итогов индивидуальной и коллективной деятельности ребят.

Многие учителя разрабатывают собственные программы на основании программы курса информатики для 5-6 классов Л.Л. Босовой, которая адаптирована к условиям внеурочной деятельности.

Такой вариант разработки программы появился из-за того, что по новым стандартам, как отдельный предмет «Информатика» исключена из перечня обязательных предметов, а учитывая, что в школах в 5 – 7 классах рекомендуется пятидневная рабочая неделя, то отсутствует возможность выделить часы из школьного компонента, как это можно было сделать в предыдущие годы.

Также издаются примерные программы внеурочной деятельности. Учитывая, что понятие внеурочной деятельности появилось в стандарте для начального образования и только третий год присутствует в основной школе, понятно, что программ для начальной ступени образования гораздо больше, чем для основной школы. Примерных программ по внеурочной деятельности именно по информатике вообще ограниченное количество. Рассмотрим, какие примерные программы можно рассматривать учителям, при разработке своей программы внеурочной деятельности.

Информатика. Программы внеурочной деятельности учащихся по подготовке к Всероссийской олимпиаде школьников: 5–11 классы / В.М. Кирюхин, М.С. Цветкова.

Примерные программы предназначены для педагогов информатики образовательных учреждений. В пособии обосновано место олимпиадной подготовки школьников в курсе информатики и предлагается набор программ для внеурочной работы с одаренными школьниками по трем уровням подготовки: 5–6, 7–8 и 9–11 классы в соответствии с этапами Всероссийской олимпиады по информатике.

Данная программа представляет большую практическую значимость как с точки зрения методической поддержки на всех этапах ВсОШ, так и с точки зрения совершенствования непрерывной работы с одаренными школьниками в рамках олимпиадного движения по информатике и школьного образования. Разработанный комплект организационно-методических материалов позволил перейти на современный уровень организации и проведения всех этапов ВсОШ по информатике, соответствующий международным требованиям.

Информатика. Математика. Программы внеурочной деятельности для начальной и основной школы: 3–6 классы / Богомолова О.Б., М.С. Цветкова.

Сборник содержит учебные программы по информатике и математике, которые можно использовать при планировании учебных курсов по выбору обучающихся и внеурочной деятельности, а также при планировании и организации индивидуальных образовательных траекторий и учебно-исследовательской и проектной деятельности.

В сборник вошли следующие примерные программы по информатике: «Информатика и ИКТ. Начальный курс», «Мой инструмент — компьютер», «Первый шаг в робототехнику», «Занимательная информатика», «Виртуальные лаборатории по информатике», «Проекты на основе ИКТ», «Творческие задания в среде программирования Скретч».

Информатика. Математика. Программы внеурочной деятельности для основной школы: 7–9 классы / Цветкова М.С., Богомолова О.Б., Самылкина Н.Н.

Содержит 8 программ в основном по обработке текстовой информации: «Продвинутый пользователь», «Офисные программы», «Офисные программы на основе свободно распространяемого программного обеспечения», «Обработка текстовой информации», «Учебные проекты с использованием Microsoft Office», «Настройка и техническая поддержка персонального компьютера и сети», «Основы программирования на примере Visual Basic .NET», «Подготовка к государственной итоговой аттестации по информатике».

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что выбор примерных программ не слишком велик, но вполне возможно использовать эти программы, для создания программы внеурочной деятельности.

3. Формы организации внеурочных занятий

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:

• 1) игровая деятельность;

• 2) познавательная деятельность;

• 3) проблемно-ценностное общение;

• 4) досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

• 5) художественное творчество;

• 6) социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);

• 7) трудовая (производственная) деятельность;

• 8) спортивно-оздоровительная деятельность;

• 9) туристско-краеведческая деятельность.

Внеурочная деятельность организуется по пяти направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.

Формы организации внеурочной деятельности школьников. Нужно помнить, что внеурочная деятельность только дополняет, расширяет образовательное пространство и формы должны отличаться от тех, которые используются на уроке: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные сообщества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и так далее.

Кружок – форма добровольного объединения детей, оптимальная форма организации внеурочной деятельности в начальной школе. Функции: расширение, углубление, компенсация предметных знаний; приобщения детей к разнообразным социокультурным видам деятельности; расширения коммуникативного опыта; организации детского досуга и отдыха. Форма выражения итога, результата. Чаще всего он воплощается в конкретных и внешне эффектных показательных выступлениях, концертах, фестивалях, диспутах, семинарах и т. д.

Клуб – форма объединения детей на основе совпадения интересов, стремления к общению. Принципы клуба: добровольность членства, самоуправление, единство цели, совместная деятельность в непосредственном контакте друг с другом. Может иметь устав, программу, эмблему, девиз и другие внешние атрибуты. Возглавляется клуб Советом, избираемым общим собранием членов клуба. Вместе с тем, состав клуба не отличается обязательным постоянством. Результат деятельности - наличие у детей способов, приемов, техник мышления, деятельности, культуры рефлексии, поведения Секция - форма объединения детей для занятия физической культурой и спортом (шахматная секция, секция дзюдо и т. д.).

Секция – среда формирования физической культуры и здорового образа жизни. Результат - проявление у ребенка техники спортивного мастерства.

Студия – форма добровольного объединения детей для занятий творчеством в определенном виде деятельности. (театр-студия, киностудия, музыкально- хореографическая студия) Цели деятельности студий - развитие художественных и творческих способностей детей, выявление ранней творческой одаренности, поддержка и развитие творческой одаренности.

Театр – форма добровольного объединения детей, где разделение труда, ролей, видов деятельности определяется индивидуальными способностями и единым стремлением добиться успеха в исполнении сложного совместного художественного действия на сцене. Театр – объединение, которое может организовывать свою деятельность в комплексе самых разнообразных форм, видов занятости, методов развития творческого потенциала личности и его актуализации (фольклорный театр, театр моды и пр.).

Мастерская – форма добровольного объединения детей для занятий определенной деятельностью. Учитель выступает в роли мастера (творца, автора), создавшего свою «школу – производство» учеников, последователей. Отличительные черты: принадлежность содержания деятельности к определенному виду прикладного творчества, ремесла, искусства; приоритет целей обучения и предметно-практических задач; ориентированность на прикладные умения и достижение уровня мастерства в освоении определенного вида деятельности, в освоении специальных технологий; демонстрационно-исполнительское выражение практических результатов и достижений детей (выставки, конкурсы, фестивали).

Проект – наиболее перспективная форма организации внеурочной деятельности. Его универсальность позволяет реализовывать все направления внеурочной деятельности.

Примерный перечень форм внеурочной деятельности по направлениям. Спортивно-оздоровительное: занятия в спортивных секциях, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах, спортивные турниры, олимпиады, праздники, классные часы, спортивные и оздоровительные акции в окружающем школу социуме; туристические походы; военно-спортивные игры.

Социальное направление: участие в праздниках чествования ветеранов, пожилых людей; социально значимые акции в социуме; разработка проектов социально значимой деятельности «Я – гражданин России»; коллективные творческие дела; тимуровское движение; трудовые десанты, социально- моделирующие игры.

Духовно-нравственное направление: этические беседы, тематические диспуты, дебаты, проблемно-ценностные дискуссии; благотворительные акции в социуме; туристические походы, экскурсии (очные и заочные), работа школьных музеев; день рождения школы (КТД); праздники; поисково-краеведческие экспедиции.

Общеинтеллектуальное направление: предметные факультативы, олимпиады, исследовательская деятельность, школьные научные общества, конференции, общественный смотр знаний, чествование лучших учеников, интеллектуальные марафоны и др.

Общекультурное направление: культпоходы в театры, кино (с последующим анализом), концерты, выставки, смотры-конкурсы, досугово- развлекательные акции в социуме, фестивали искусств, занятия в коллективах художественной самодеятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа организации внеурочной деятельности школьников "Исследовательская и проектная деятельность обучающихся физике"

Включение обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность является одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности. Организация учебно-исследовательских и проектных ра...

Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по немецкому языку (1 класс)

Учитель иностранного языка МОУ СОШ №17 г.Карталы, Лобанова Татьяна Андреевна Программа организации внеурочной деятельности  младших школьников по  немецкому языку (1 класс)...

Организация внеурочной деятельности современных школьников (2017г.)

Цель исследования — определить место внеклассной работы в процессе социализации подростков....

Программа организации внеурочной деятельности школьников Проектная деятельность обучающихся по литературе

Сегодня в образовательной практике активно применяется метод проектов, который успешно решает как учебные, так и воспитательные задачи.  Занятия по методу проектов дают возможность ученику прояви...

Идеи А.С.Макаренко в организации внеурочной деятельности современных учащихся

Идеи А.С. Макаренко не потеряли свою актуальность и является чрезвычайно ценным для современной теории и практики воспитания. Использование близкой, средней и дальней перспектив жизнедеятельности учащ...

ПРИЕМЫ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, КАК ФРАГМЕНТ ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ

В статье рассматривается методика использования песочной терапии во внеурочной деятельности, которая позволяет выразить эмоции и чувства ребенка, значительно снизить уровень тревожности, нормализовать...

Организация внеурочной деятельности современных школьников.

Несколько принципов построения внеурочной деятельности современных школьников....