Исследовательская деятельность обучающихся на уроке «Алгоритмы и исполнители»
статья по информатике и икт (8 класс)
Вариант проведения урока "Алгоритмы и исполнители" в 8 классе по программе Босовой Л.Л
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_deyatelnost_obuchayushchihsya_na_uroke.docx | 17.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательская деятельность обучающихся на уроке
«Алгоритмы и исполнители»
Алгоритмы… Привычное слово для ученика, который даже в начальной школе знал, что «Алгоритм – план решения задачи». В основной школе к понятию алгоритма для некоторого исполнителя мы подходим более детально, глубоко, знакомясь с различными исполнителями и кругом решаемых ими задач.
В 8 классе урок информатики по теме «Алгоритмы и исполнители» можно провести как урок-исследование, цель которого – знакомство с различными исполнителями алгоритма. Задачи урока – исследование характеристик исполнителя, результат алгоритма, разработка алгоритмов для конкретного исполнителя.
На первом этапе урока можно вспомнить примеры алгоритмов в жизни, назвать современные исполнители алгоритмов в быту. Обычно учащиеся охотно приводят свои примеры исполнителей и круг решаемых ими задач. На этом этапе уже можно подвести учащихся к выводу определений понятий «Алгоритм» и «Исполнитель алгоритма», попробовать проговорить характеристики исполнителей.
В тетради учащиеся чертят таблицу, в которой по мере изучения в течение урока нового исполнителя записывают его характеристики:
Исполнитель | Круг решаемых задач | Среда | СКИ | Режимы работы |
Черепашка | ||||
Робот | ||||
Вычислитель | ||||
Кузнечик |
С исполнителем Черепашка обучающиеся знакомы с начальной школы, поэтому характеристики этого исполнителя вспоминают быстро, остается напомнить им команды черепашки и предложить выполнить алгоритм с командой «повтори». Задачу можно усложнить, указав какое-нибудь огромное число повторений при рисовании замкнутой геометрической фигуры. (Как определить, что фигура замкнутая? Как определить, какая фигура получится? Сколько наложений фигуры одна на другую получится?)
Исполнитель Робот: учащиеся записывают систему команд исполнителя в таблицу, по заданному алгоритму чертят траекторию движения Робота, записывают алгоритм возвращения Робота в исходную точку. Здесь необходимо напомнить учащимся, что в среде исполнителя – поле – где-то есть стены, этот факт нужно учесть в алгоритме.
Исполнитель Вычислитель можно предложить исследовать в парах: попробовать решить задачу «подбором» алгоритма или эту же задачу решить «с конца в начало», переписав задачу как «антизадачу». (У кого быстрее получился алгоритм? У кого получился оптимальный алгоритм? Что такое оптимальный алгоритм? Как удобно записывать в тетради решение этой задачи?) При разработке алгоритма для Вычислителя учащиеся демонстрируют на доске запись решения и получившиеся команды алгоритма. Через «антизадачу» это может выглядеть так:
Задача: получить из числа 4 число 55, используя команды
1) прибавить 1; 2) умножить на 3
Записываем «антизадачу»: 55→4; 1)-1; 2):3.
Решение:
Число | 55 ; | 54 ; | 18 ; | 6 ; | 5 ; | 4 |
Команда | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 |
Ответ собираем «с конца в начало»; оптимальный алгоритм в этой задаче 11221.
Исследование исполнителя Кузнечик учащиеся проводят самостоятельно, для решения конкретной задачи нужно договориться с учащимися об обозначении исходных данных: x – неизвестное количество определенных команд. Как записать арифметическое выражение для вычисления позиции Кузнечика? Что означает полученное в ответе число? Какую единственную команду можно было исполнить Кузнечику, чтобы достичь того же результата?
Сравнивая алгоритмы для различных исполнителей можно подвести учащихся к выводу свойств алгоритмов.
В завершение урока можно продемонстрировать понятие «формальное исполнение алгоритма» на примере решения задачи нахождения всех простых чисел на заданном интервале. Используем алгоритм «Решето Эратосфена». Алгоритм прост и понятен, поэтому все с этой задачей справляются быстро.
На уроке используются элементы исследовательской деятельности обучающихся, что способствует легкому усвоению темы и позитивному настрою на последующие уроки в рамках темы «Алгоритмизация».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Инновационный педагогический проект, представленный на региональный конкурс научно-исследовательских работ педагогов "Грани педагогического исследования" ...
План - конспект урока "Алгоритм и его исполнители"
Свойства алгоритма и его исполнители. (Тема урока) Шабалина Марина Геннадьевна МОУ ООШ д.Паска Кильмезского р...
НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ»
В основе стандартов второго поколения лежит системно - деятельностный подход, который предусматривается участие ребенка в учебном процессе в качестве субъекта учения, когда он самостоятельно добывает ...
Выступление на конференции "Формы сотрудничества обучающихся в организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся"
В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих ...
Формы сотрудничества обучающихся в организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся
В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих ...
Представление педагогического опыта работы по теме «Реализация системно-деятельностного подхода в математической подготовке обучающихся через элементы проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках математики и во внеурочное время»
Актуальность и перспективность опытаСегодня нашему обществу всё больше требуются современные образованные люди, которые умеют самостоятельно думать и решать разнообразные проблемы, работать в коллекти...
«Проектно-исследовательская деятельность обучающихся в рамках работы научного общества обучающихся «Зелёная волна».
из опыта реализации Проектно-исследовательской деятельности обучающихся в рамках работы научного общества обучающихся «Зелёная волна»....