Этап | Действия выступающего | Действия участников |
Актуализация | Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы в жизни очень часто пользуемся цифрами, с помощью цифр мы определяем рост, вес, размер нашей заработной платы и наших покупок. Если даже в школе мы плохо понимали математику, но жизнь нас считать научила. Сколько цифр мы используем для счета? 10 цифр. И эта система называется десятичной системой счисления. Предлагаю Вам решить примеры, которые записаны на карточках: 80+80= 4*4= 6*6= 90+90= 5*5= 15:3= 20:4= 2+2= 9:3= Вы смогли выполнить задание? С помощью какого устройства мы можем проверить Ваши расчеты? Правильно, с помощью калькулятора. Давайте проверим (открывается стандартная программа «Калькулятор» в режиме «Инженерный», на котором ранее была установлена шестнадцатеричная система счисления, проводятся расчеты тех примеров, которые были выданы участникам) Получаем следующие результаты расчетов: 80+80=100 90+90=120 4*4=10 5*5=19 6*6=24 15:3=7 20:4=8 3*3=9 2+2=4 9:3=3 Что Вас удивляет?
Какой возникает вопрос?
Какие у вас предположения?
Давайте еще раз проверим. (незаметно меняется режим расчета на десятичную систему счисления) Все получается. Какие вопросы возникают?
Вы как думали? А что получилось? Вы правильно посчитали, но можно считать и по-другому. Чтобы решить возникшую проблему, что нам надо сделать? Какая тема урока? Системы счисления. Расчеты в системах счисления. Так начинается урок в 8 классе при изучении темы системы счисления.
|
Отвечают на вопрос: 10 цифр
Участникам раздаются карточки с примерами
Отвечают: смогли
Отвечают: калькулятора
Отвечают, что Не правильные ответы дает калькулятор.
- Почему калькулятор не дает правильные ответы? - почему получаются другие цифры? -почему некоторые примеры считает правильно?
- не правильный калькулятор - как-то по-другому считает -другая система счисления
Я что-то сделала с калькулятором?
Что счет один.
Изучить другие способы расчетов |
Теоретическое вступление | Как зритель, не видевший первого акта, В догадках теряются дети И все же они ухитряются как-то Понять, что творится на свете… С.Я. Маршак Чтобы помочь ученикам «понять, что твориться на свете…» Я использую при разработке уроков технологию проблемно-диалогического обучения, основанную Мельниковой Еленой Леонидовной. Проблемно-диалогическое обучение, как и вообще обучение,– двусторонний процесс. Оно включает, с одной стороны, проблемное преподавание (сфера деятельности учителя), с другой – проблемное учение (сфера деятельности обучающихся). Основное преимущество данной технологии, которое меня привлекло, это возможность сделать из ученика активного соучастника учебного процесса. Проблемно-диалогическое обучение предполагает организацию поисковой деятельности обучающихся, овладение знаниями на основе активной умственной деятельности по решению задач проблемного характера, также овладение методами добывания знаний Одним из основных средств, при использовании проблемно-диалогического обучения – это побуждающий и подводящий диалог, во время которого ученики сталкиваются с проблемной ситуацией…
|
|
Демонстрация приема ПДО | Попрошу выйти ко мне коллег, у которых карточки синего цвета. Синий цвет – это цвет деловых людей! Представим, что мы начинающие предприниматели. Вид деятельности: продажа компьютеров и их комплектующих. Первоначальный капитал не большой и мы решаем закупить только 2 комплекта основных устройств компьютера. Какие основные устройства (на экране) Монитор. Что еще необходимо для основной комплектации компьютера? Системный блок, клавиатура и мышь Как будем делать закупку? Где будем делать закупку? Рассматриваем поставщиков, а точнее цены разных поставщиков. Нашли самые оптимальные цены и качество хорошее. монитор | 3799 | клавиатура | 799 | системный блок | 12299 | мышь | 499 |
С помощью чего можно производить расчеты?
Хорошо. Занесли необходимые данные. Как посчитать общую сумму, потраченную на одно устройство? Количество устройства умножить на цену одного устройства. Как это делать, мы знаем из прошлого урока. Присаживайтесь за компьютеры по два человека. Перед вами открыт табличный процессор, в котором занесены устройства, их стоимость и количество. Ваша задача посчитать сумму, потраченную на каждый тип устройств. Вот вам карточка-памятка с прошлого урока. Выполняем задание. |
2 или 4 коллег выходят
Отвечают
Ответы
Отвечают: - С помощью калькулятора - с помощью табличного процессора Excel
Присаживаются за компьютер и выполняют задание, процесс выполнения проецируется на экран
|
Теоретическое вступление | Пока коллеги выполняют задание, выступающий поясняет, как используется прием на данном этапе урока: Первые этапы урока ПДО это: постановка учебной проблемы и поиск решения учебной проблемы: Существует три основных метода постановки учебной проблемы: 1. побуждающий от проблемной ситуации диалог 2. подводящий к теме диалог 3. сообщение темы с мотивирующим приёмом. Существует три основных метода поиска решения учебной проблемы: 1. побуждающий к проверке гипотез диалог 2. подводящий от проблемы диалог 3. подводящий без проблемы диалог.
|
|
демонстрация приема ПДО | Вы выполнили задание? Что вы делали?
Молодцы, вы хорошо справились. Мы развиваемся не по дням, а по часам. Увеличивается количество товара. У нас уже в продаже имеется дополнительные устройства компьютера. Перейдите на лист 1 в нижней части экрана. И количество каждого товара тоже возросло существенно.
Как сейчас вы будете делать? Какие у вас предложения? Это долго? Какое действие в компьютере помогает нам быстро повторить похожее.
Когда мы записывали формулы, мы записывали не цифры, а ячейки, в которых находятся нужные значения. То есть мы использовали ссылку на ту ячейку, из которой нужно взять число. Копирование возможно. Для этого можно выделить ячейку и за правый нижний уголок ячейки, удерживая нажатой левую кнопку мышки, копируем формулу в нижние ячейки. При копировании формула меняется самостоятельно. Выполняем это действие.
| Отвечают, показывают: Умножали цену на количество. Для каждого устройства вводили формулу.
Переходят на другую страницу и видят, что там внесено 100 наименований товаров
Отвечают: Копирование
Выполняют копирование |
Теоретическое вступление | Побуждающий диалог – это способ создания проблемной ситуации Тип проблемной ситуации бывает двух видов: с удивлением и с затруднением (скрытым и явным). Как организуется побуждающий диалог? Сначала, участникам я предложила житейскую задачу, которую не трудно выполнить. Они справляются с успехом. На данном этапе дается практическое задание, которое схоже с предыдущим, но немного усложняется. Коллеги хорошо с ним справляются. Ведь оно похоже на другое и все получается.
Посмотрим, что будет дальше…
|
|
Демонстрация приема ПДО | Вы выполнили задание? Давайте проверим одно вычисление на калькуляторе. Верно? Молодцы. А сегодня поставщик меняет условие и предлагает вам рассчитываться не рублями, а евро. Перейдите на лист 3 внизу экрана. Вот курс евро на сегодня. Какова наша задача? Как посчитать?
В уме будем считать? Или с помощью калькулятора? Вводим формулу для расчета. А для остальных товаров?
| Да
Ответ: Посчитать сколько это будет в евро и рассчитаться.
Ответ: Разделить полученный результат на курс евро.
Отвечают: Производим действие копирования
|
Теоретическое пояснение | Как вы думаете, что сейчас делают наши коллеги. Выполняют действия по алгоритму. Они опять выполняют схожее задание с предыдущим. |
|
Демонстрация приема ПДО | Все сделали? Разрешите проверить. Откройте калькулятор и посчитайте стоимость в евро для мышки. Правильно? Осознание: «Вы смогли выполнить задание?»
Вы какие знания применяли? Что мы делаем, когда вводим формулу? Указываем на ячейку, мы на ее содержимое ссылаемся. Это называется ссылкой. Что думали у вас получиться?
Чем это задание не похоже на предыдущее?
Какие у вас предположения? Почему не получилось задание? ГИПОТИЗЫ!
Подумайте, что нужно сделать с формулой или с ссылкой в формуле, чтобы мы могли выполнить действие копирования |
Видят, что расчеты получились не верные
Нет Копирование
Отвечают: правильные расчеты
Умножали числа стоящие рядом, а здесь число отдельно стоит и копирование не получается.
ГИПОТИЗЫ! Так нельзя умножать. Здесь надо использовать разные виды ссылок В таких ситуациях ссылкой не пользуются.
|
Теоретическое пояснение | И вот наши коллеги испытали затруднение! И вроде задание похоже на предыдущее, но результат не правильный! Это метод - побуждающий от проблемной ситуации диалог. Тип проблемной ситуации: со скрытым затруднением – а именно, даётся житейское представление выполнения задания, потом дается несколько похожих заданий и доказывается, что последнее задание выполнено неверно. Далее ведется побуждающий диалог по выдвижению гипотез. Все гипотезы принимаются и фиксируются. Возникает проблемная ситуация и продолжается побуждающий диалог на проверку гипотез или изучение новой темы
|
|
Демонстрация приема | Какие у вас предложения? В первых заданиях при копировании ссылки менялись, а сейчас нам надо, чтобы ссылка на ячейку с курсом евро не менялась при копировании. Что нам неизвестно для решения этой проблемы?
Не хватает знаний О ссылках в табличном процессоре? Какая тема нашего урока? Ссылки в табличном процессоре. Та ссылка, которой мы пользовались при составлении формулы, называется относительной. Она действительно меняется, при копировании или перемещении формулы. Меняется в той же последовательности, как меняется формула. В нашей ситуации, нам необходимо ссылку зафиксировать. Так, чтобы она не менялась при копировании. Фиксированная ссылка называется абсолютной, а чтобы ее получить, надо выполнить следующее действие. Выделить ссылку на ячейку и нажать клавишу F4. появились знаки $. Попробуйте выполнить действие копирования. Теперь получается? Мы смогли выполнить задание? Какие у нас были гипотезы?
Какая гипотеза подтвердилась?
Какие виды ссылок существуют?
Чем они отличаются?
| В первых заданиях при копировании ссылки менялись, а сейчас нам надо, чтобы ссылка на ячейку с курсом евро не менялась при копировании.
Как это сделать!
Ссылки в табличном процессоре.
Выполняют действие
Да
ГИПОТИЗЫ! Так нельзя умножать. Здесь надо использовать разные виды ссылок В таких ситуациях ссылкой не пользуются.
Существуют разные ссылки
Абсолютная и относительная. Относительная ссылка меняется при копировании и перемещении формулы. Абсолютная ссылка не меняется. Она фиксирована.
|
Теоретическое пояснение | После решения учебной проблемы необходимо закрепить знания, проговаривая. Или можно выполнить еще какое-нибудь задание на закрепление.
Далее необходим завершительный этап: диалог, направленный на анализ деятельности учащихся.
|
|
Демонстрация приема | Какое было у нас затруднение?
Как мы решали проблему?
Были затруднения при решении проблемы? Какой получился результат?
Молодцы, теперь вы можете стать предпринимателем, который сам в состоянии рассчитать свои доходы и расходы, не затрачивая много времени.
| Задание, которое не могли выполнить
Выдвигали гипотезы, рассуждали, узнали виды ссылок
научились выполнять это задание, узнав виды ссылок в табличном процессоре
|
Заключение | ПДО Формирует мотив и потребность осуществления целесообразной и результативной деятельности Учит осмысленности действий и поступков Развивает познавательные и творческие способности Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. А завершить свой мастер класс хочу экспериментом. - Вы видите стеклянную банку, что вы можете сказать об этой банке? - Она пустая. - Совершенно верно. (достать из-под стола мешок с крупными камнями и начать укладывать их в банку до тех пор, пока они не заполнили ее до самого верха) - А теперь, что вы можете сказать об этой банке? - Теперь банка полная! (достать еще один пакет с горохом, и начал засыпать его в банку. Горох начал заполнять пространство между камнями) - А теперь? - Теперь банка полная!!! – (Тогда достаем пакет с песком, и начинаем засыпать его в банку, спустя какое-то время в банке не осталось свободного пространства) - А вот теперь банка полна! – А теперь я постараюсь пояснить Вам, что хотелось мне этим экспериментом показать. Банка - это модель современного выпускника, камни – Универсальные учебные действия. Это самые важные умения и навыки (компетенции), которые он приобретает в школе. Это умение жить, быть конкурентоспособным, умение формулировать цель и искать пути достижения этой цели. Умение выстраивать отношения с людьми. Умение находить выход из любой ситуации. горох – Профильное обучение. Это те знания, которые значимы для него, при выборе его профессии. Знания, полученные в школе по определенному предмету, на основе которых, ученик поступает в университет или училище. Это теоремы, правила, законы, формулы, и т.д.. а песок – Общая образовательная программа. Это все знания из школы в его жизни, которые ему очень редко пригодятся, может только при проверке домашнего задания у собственных детей. Так вот, если бы я сначала засыпала в банку песок, то в нее бы уже нельзя было поместить ни горох, ни камни, поэтому современному учителю необходимо организовать процесс так, что бы раскрыть способности каждого ученика, воспитать личность, готовую к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации.
Спасибо за участие и внимание!
|
|