Форма записи алгоритмов. Создание графических объектов.
план-конспект урока по информатике и икт (6 класс)
Тема урока: Форма записи алгоритмов. Создание графических объектов.
Класс: 6 класс.
УМК: Босова Л. Л. Информатика 6 МОСКВА, БИНОМ. Лаборатория базовых знаний, 2011.
Тип урока: открытие нового знания.
Цель урока: систематизация и расширение знаний обучающихся о формах записи алгоритмов.
Планируемые результаты:
личностные:
- формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности.
метапредметные:
- умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, строить рассуждение, умозаключение и делать выводы;
- умение создавать, применять различные продукты для решения учебной задачи;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- развитие ИКТ–компетенции.
предметные:
- знать: формы записи алгоритма, место алгоритма в жизни;
- уметь: определять является ли последовательность действий алгоритмом, записывать алгоритм в различных формах, выполнять алгоритм, представленный в различных формах.
Рекомендуемые образовательные ресурсы.
- Презентация «Алгоритмы и исполнители» (часть 2) из набора ЦОР к УМК;
- Файлы для печати ПКЗ_1.doc, ПКЗ_2.doc, ПКЗ_3.doc из набора ЦОР к УМК.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Время (в мин.) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Здравствуйте. Садитесь. Проверьте, все ли готовы к уроку? У вас должны быть на парте: тетрадь, ручки, карандаши и дневник. Итак, начнем сегодняшний урок. | Проверяют свою готовность к уроку. | Саморегуляция (Р). Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II. Актуализация знаний Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», | 10 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(Слайд 4) Рассмотрим следующую ситуацию: семья собирается обедать и выясняется, что нет хлеба. Каковы ваши действия? Назовите конкретные действия похода за хлебом. | Ученики отвечают на вопрос учителя (схожу за хлебом, надо пойти в магазин за хлебом и т.д.)
Ученики высказывают свое мнение.
| Умение выражать мысли (К). Планирование (Р). Построение логической цепи (П). |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Что будет если мы поменяем 1 и 2 действие местами? Каков будет результат после выполнения последовательности действий? Почему вы не смогли купить хлеб? | Учащиеся сменяют 1 и 2 действие местами и приходят к выводу, что в магазине им нечем будет оплатить покупку хлеба. - Нарушена последовательность действий. | Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вспомните, как называется последовательность действий, направленных на достижение цели. В роли кого вы выступаете при выполнении алгоритма покупки хлеба? (слайд 6, слайд 8) | Ученики отвечают на вопрос учителя: алгоритм. исполнитель |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Постановка цели урока |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Придумайте, как объяснить путь до школы папе, который первый раз отправляется на родительское собрание. - Объясните многообразие ваших ответов - Как думаете, какова тема урока? - Какова главная цель урока?
Сегодня мы познакомимся с формой записи алгоритма. | Ученики отвечают на вопрос учителя: Записать или зарисовать
Можно записать по-разному: -Написать, сказать, нарисовать и т.д Тема урока «Форма записи алгоритмов» Учащиеся формулируют цель: научиться записывать алгоритм различными способами
| Умение выражать мысли (К). Планирование, целеполагание (Р). Смыслообразование - (Л) Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П)
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III. Проблемное объяснение нового знания Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися форм записи алгоритма | 15 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
-Чтобы определить формы записи алгоритмов предлагаю решить задание №3 на стр. 72 учебник Учитель раздает группам листочки с названиями «словесно-письменная», «графическая» Записываем использованные формы записи:
Слайд 13, 14 | Дети в группе по 4 человека работают над составлением алгоритма в предложенной форме. Демонстрируют результаты работы каждой группы и делают выводы (они ранее встречались с этими формами записи алгоритмов) Фиксируют в тетрадь, формы представления каждой группы | управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера (К) Рефлексия способов и условий действия (П)
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Эти формы записи вы уже знали, но оказывается существует несколько способов графического представления алгоритма- это не только рисунки, но и блок-схемы. Познакомимся с элементами блок-схемы |
| оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения (Р) |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рассмотрим картинку (слайд 15). Мальчик сажает дерево. Составьте алгоритм посадки дерева, используя язык блок-схем. 1 ученик выполняет задание у доски, остальным предлагается выполнить самостоятельно задание в тетради.
Сравниваем результаты.
|
Фиксируют в тетрадь основные блоки.
Работа 1 учащегося у доски, остальные самостоятельно работают в тетради Сравниваем результаты, если необходимо делаем коррекцию блок-схемы и на доске и в тетради. |
Общеучебные (П)
самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)
Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Кто или что может выступать в качестве исполнителя алгоритма? - В какой форме нужно записать алгоритм, чтобы его понял компьютер? 3. Программа (Слайд 16) Программа-это алгоритм, записанный на языке понятном компьютеру. | - Человек, машина и т.д.
- С помощью команд, программ.
Фиксируют в тетрадь.
| умение выражать мысли (К)
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
-Представьте, что вы ухаживаете за двумя лошадьми. (Слайд 17) - Перед вами стоят 3 ведра разных размеров. Первое заполнено водой, два других пусты. Нужно напоить двух лошадей, дав каждой по 4 литра воды. - Ваши предложения. - Предложенное решение можно наглядно представить в виде таблицы. (Слайд 15)
- Запишем следующую форму представления алгоритма 4. Табличное представление В качестве примера оформим решение данной задачи. |
Пытаются решить задачу. Предлагают ответы.
Ученик, получивший правильный ответ оформляет решение на доске в форме предложенной таблицы.
Учащиеся проверяют и корректируют свою работу |
постановка и решение проблемы (П) моделирование (П) применение нового материала при решении бытовых задач (Л)
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физкультминутка | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мы много писали, устали. Теперь проверим, хорошие ли мы исполнители? Я буду давать команды, а вы их выполнять. Даются команды на активизацию мышц рук, головы, глаз и т.д. Например: посмотрите вверх; посмотрите на соседа слева; помашите соседу, сидящему за вами и т.п. | Выполняют упражнения для двигательного аппарата, рук и глаз. | умение слушать и слышать (К) саморегуляция (Р) |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV. Первичное закрепление Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию | 10 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Перед вами лежат карточки. Вам предлагается выполнить эти задания.
Поменяйтесь тетрадями с вашим соседом, проверьте ответы и поставьте оценку, согласно критериям:
5 заданий - оценка 5 4 задания - оценка 4 3 задания - оценка 3
| Самостоятельно выполняют задания (2 варианта) повторяя, систематизируя изученный материал. | Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий (П) Оценивание усваемого содержания (Л) |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
V.Итог урока (рефлексия деятельности) Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса | 6 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Какую тему мы изучили на уроке? - Какие формы представления алгоритмов теперь вы знаете? - Какие трудности вы испытывали при выборе формы представления алгоритма и при описании конкретно блок-схемы? - Где можно применить новые знания? - Оцените свою работу на уроке. Работу класса Проанализировать ожидаемый результат – степень освоения материала и умение его использовать на практике.
Домашнее задание достаньте свои дневники и запишите домашнее задание. (Слайд 18) Прочитать параграфы 3.1, 3.3
| Учащиеся дают ответы на вопросы Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили
Анализируют работу на уроке через самооценку Анализирую свою деятельность, оценивают степень освоения материала.
Записывают домашнее задание. | Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) |
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
forma_zapisi_algoritmov._sozdanie_graficheskih_obektov.doc | 1.52 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы записи алгоритмов. 6 класс.
Урок "Формы записи алгоритмов" в 6 классе по программе Л.Л.Босовой. К уроку прилагается презентация из 20 слайдов и дидактические материалы. Практическая работа проводится в среде "ЛогоМиры...
Отношение «входит в состав». Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов» (задания 5–6)
Технологическая карта урока. Отношение «входит в состав». Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов» (задания 5–6).УМК Босо...
Разнообразие отношений объектов и их множеств. Отношения между множествами. Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов»
Урок 3.Разнообразие отношений объектов и их множеств. Отношения между множествами. Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических о...
Форма записи алгоритмов. Создание графических объектов
Конспект урока по информатике "Форма записи алгоритмов. Создание графических объектов" для 6 класса....
Практическая работа "Словесная и графическая формы записи алгоритма"
В данной работе представлен образец выполнения практической работы по теме "Формы записи алгоритмов"...
Технологическая карта урока. Босова Л.Л. Информатика . 6 класс. Урок 20. Формы записи алгоритма. Типы алгоритмов.
Урок 20. Формы записи алгоритма. Типы алгоритмов.Цель урока: сформировать понятия «алгоритм», «текстовое описание алгоритма», «блок – схема», «алг...
Конспект к уроку "Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов."
Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов....