Формы записи алгоритмов. 6 класс.
методическая разработка по информатике и икт (6 класс) по теме
Урок "Формы записи алгоритмов" в 6 классе по программе Л.Л.Босовой. К уроку прилагается презентация из 20 слайдов и дидактические материалы. Практическая работа проводится в среде "ЛогоМиры" и рассчитана, что учащиеся с этой программой уже знакомы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация | 1.49 МБ |
Разработка урока | 53.5 КБ |
Приложения к уроку | 87.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Урок по теме: «Формы записи алгоритмов. 6 класс»
Тип урока: комбинированный
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах.
Цели урока:
- повторить темы «Что такое алгоритм» и «Исполнители алгоритмов»;
- повысить ИКТ-компетентности учащихся путем освоения и практического использования навыков работы в среде «ЛогоМиры» ;
- научить использовать полученные знания на практике.
- Задачи урока:
образовательная: продолжить формирование терминологического словаря учащихся по предмету, познакомить с формами записи алгоритмов, изучить способы описания алгоритмов.
воспитательная: развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры;формирование информационной культуры, чувство товарищества, ответственности за совместно выполняемую работу.
развивающая: развитие коммуникативных компетенций – развитие монологической речи, развитие навыков индивидуальной и групповой практической работы, развитие познавательных умений; развивать логическое мышление, память, внимание; умение наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы; умение выполнять алгоритм по известным шагам.
Оборудование:
компьютерная презентация (Приложение 1);
мультимедиа проектор;
персональные компьютеры;
программа “ЛогоМиры 3.0”;
раздаточный материал с заданиями для учащихся по теме урока (Приложение 2, Приложение 3);
Ход урока:
1.Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя: (слайд 1)
Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас и надеюсь, что сегодняшний урок будет интересным и полезным для вас. Мы с вами продолжаем изучение темы «Алгоритмы и исполнители». А девизом сегодняшнего урока я выбрала изречение древнего философа Конфуция «Кто повторяет старое и узнает новое, тот может быть предводителем». Но прежде чем приступить к изучению нового, давайте повторим старое, следуя словам Конфуция.
3.Повторение изученного материала:
Учитель: Напомните мне, пожалуйста, о чём мы говорили на прошлом уроке?
Ответ учащихся: об алгоритмах, об исполнителях алгоритмов, о системе команд исполнителя.
Учитель: Правильно! Давайте вспомним более подробно.
(слайд 2)
Вопрос: Конечная последовательность шагов в решении задачи, приводящая от исходных данных к требуемому результату, называется…
Ответ: алгоритмом.
(слайд 3)
Вопрос: Кто может разрабатывать алгоритмы?
- Человек
- Компьютер
- Человек и компьютер
Ответ: человек.
(слайд 4)
Вопрос: Кто может исполнять алгоритмы?
- Технические устройства
- Человек и технические устройства
- Человек
Ответ: человек и технические устройства.
(слайд 5)
Вопрос: Как называется человек, группа людей, животные и технические устройства, способные выполнить заданные команды?
Ответ: исполнитель.
(слайд 6)
Вопрос: Все команды, которые исполнитель может выполнять, образуют…
Ответ: систему команд исполнителя (СКИ).
(слайд 7)
Вопрос: Кого можно назвать формальным исполнителем?
- Человека
- Робота
- Человека и робота
Ответ: робота.
(слайд 8)
Вопрос: Для чего нужны алгоритмы?
Ответ: чтобы выполнять разнообразные задачи.
Учитель: Хорошо! На все вопросы вы ответили правильно. Молодцы!
4. Изучение нового материала:
Если алгоритмы помогают нам выполнять разнообразные задачи, то можно сделать вывод, что и алгоритмы бывают разными, и записать их можно по-разному.
Тема нашего сегодняшнего урока: «Формы записи алгоритмов» (слайд 9)
Откройте, пожалуйста, ваши тетради и запишите сегодняшнюю дату и тему урока.
У вас на столе лежат четыре карточки. На каждой из них разными способами записаны алгоритмы. Посмотрите внимательно и скажите, чем они отличаются друг от друга? (Приложение 2).
Ответ учащихся: Один записан словами, другой в таблице, третий с помощью геометрических фигур, а четвертый на языке ЛОГО/в виде программы.
Учитель: Правильно! Значит, какой вывод можно сделать?
Ответ учащихся: алгоритмы можно записать по-разному.
Учитель: Верно! Разберем подробнее как же записываются алгоритмы.
(слайд 10) Словесная форма записи алгоритма – запись алгоритма в виде последовательности слов и (или) предложений.
(слайд 11) Графическая форма записи алгоритма – запись алгоритма в виде последовательности специальных графических блоков-обозначений.
(слайд 12) Табличная форма записи алгоритма.
(слайд 13) Программа – запись алгоритма в виде последовательности операторов-команд некоторого языка программирования.
Скажите пожалуйста, а с какой формой записи алгоритмов нам приходится сталкиваться в повседневной жизни? Приведите примеры.
Ответ учащихся: в словесной форме - список покупок, список дел, распорядок дня…
Учитель: Да, все правильно!
Запишите себе в тетрадь: (слайд 14, первая часть)
Для записи алгоритма в блок-схеме используются следующие геометрические фигуры: (слайд 14, вторая часть)
1. овал – начало и конец алгоритма
2. параллелограмм - ввод и вывод данных
3. ромб – логическое условие
4. прямоугольник – выполнение действия
Последовательность действий указывается с помощью стрелок, которые соединяют фигуры, обозначающие шаги алгоритма.
Давайте разберем как записывается алгоритм «Подготовка к уроку» в блок-схеме. (слайд 15). (объяснение учителя).
А теперь я вам предлагаю самостоятельно поработать с алгоритмами. У вас на столе лежит карточка с двумя заданиями: первое задание на выполнение алгоритма, записанного в словесной форме. Второе – составление блок-схемы того же алгоритма. Ответ запишите в правой колонке. (Приложение 3).
После выполнения задания учащимися, к доске вызываются два ученика и на доске пишут ответы. Краткое обсуждение правильности выполнения задания.
4. Практическая работа.
Молодцы! Переходим к практической работе. Вам предстоит написать программу для исполнителя Черепашка по заданному алгоритму. Переходим к компьютерам, открываем «ЛогоМиры» и выполняем алгоритм (карточки с заданиями лежат на рабочем месте). Результат сохранить у себя в папке под именем «Звезда». (слайды 16, 17)
5. Итог урока.
Визуальная оценка работ за компьютером.
Запись домашнего задания (слайд 18), выставление оценок.
Спасибо за урок! (слайд 19)
Предварительный просмотр:
Карточка 2
|
Алгоритм «Соберись в школу»
Карточка 1
Алгоритм «Переправа»
№ действия | Действие | Результат |
1 | *2 | 6 |
2 | -6 | 0 |
3 | +5 | 5 |
Карточка 3
Задача: Вычислить: 2а-6+5 при а=3
Задача: Написать программу рисования квадрата для исполнителя «Черепашка» на языке программирования Logo | по вп 100 пр 90 вп 100 пр 90 вп 100 пр 90 вп 100 |
Карточка 4
начало
собери портфель
позавтракай
конец
оденься
умойся
встань
сделай зарядку
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по теме: Формы записи алгоритма.
План-конспект урока по теме: Формы записи алгоритма. 1. Предмет: Информатика и ИКТ2....
Технологическая карта урока по информатике на тему " Форма записи алгоритмов"( 6 класс)
Технологическая карта к уроку №25 по информатике в 6 классе по теме " Форма записи алгоритмов " по ФГОС....
Формы записи алгоритмов
Технологическая карта урока...
Форма записи алгоритмов. Создание графических объектов
Конспект урока по информатике "Форма записи алгоритмов. Создание графических объектов" для 6 класса....
Практическая работа "Словесная и графическая формы записи алгоритма"
В данной работе представлен образец выполнения практической работы по теме "Формы записи алгоритмов"...
Технологическая карта урока. Босова Л.Л. Информатика . 6 класс. Урок 20. Формы записи алгоритма. Типы алгоритмов.
Урок 20. Формы записи алгоритма. Типы алгоритмов.Цель урока: сформировать понятия «алгоритм», «текстовое описание алгоритма», «блок – схема», «алг...
Конспект к уроку "Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов."
Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов....