Рабочая программа по информатике и ИКТ 7-9 класс. Автор Семакин И.Г., Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова
рабочая программа по информатике и икт (7, 8, 9 класс)

Портнова Татьяна Петровна

Пояснительная записка

 

      Рабочая программа по математике для 5 - 9 классов разработана на основе следующих нормативных документов:

  1. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1577 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897
  3.  Основная образовательная программа ООО МБОУ СОШ с. Васильевка
  4.  Положение о рабочей программе в соответствии с требованиями ФГОС МБОУ СОШ с.Васильевка
  5. Базисный учебный план МБОУ СОШ с.Васильевка

 

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 7 - 9 класса составлена с учетом федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в соответствии с учебным планом ОУ, Информатика. 7-9 классы. Примерной рабочей программой авторы: И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова.

Данная рабочая программа учитывает индивидуальные особенности учащихся, в том числе учащихся с ОВЗ 7-го вида и доводит их до стандарта.

Настоящая программа рассчитана на изучение базового курса информатики в 7 – 9 классах, общее количество часов: 105 (35 часов в 7 классе, 35 часов в 8 классе,35 часов в 9 классе).

Цели и задачи курса

Изучение информатики  в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Основные задачи программы:

  • обеспечение в процессе изучения предмета условий для достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;
  • создание в процессе изучения предмета условий для:
  • развития личности, способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных;
  • формирования ценностей обучающихся, основ их гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций;
  • формирования у обучающихся опыта самостоятельной учебной деятельности;
  • формирования у обучающихся навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни;
  • знакомство учащихся с методами научного познания и методами исследования объектов и явлений, понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека;
  • формирование компетентностей в области практического использования информационно-коммуникационных технологий, развитие информационной культуры и алгоритмического мышления, реализация инженерного образования на уровне основного общего образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Планируемые предметные результаты изучения информатики

 

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.

Планируемые результаты сформулированы к каждому разделу учебной программы. Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала, размещены в рубрике «Выпускник научится...». Они показывают, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускника. Эти результаты потенциально достигаемы большинством учащихся и выносятся на итоговую оценку как задания базового уровня (исполнительская компетентность) или задания повышенного уровня (зона ближайшего развития).

Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, размещены в рубрике

«Выпускник получит возможность...». Эти результаты достигаются отдельными мотивированными и способными учащимися; они не отрабатываются со всеми группами учащихся в повседневной практике, но могут включаться в материалы итогового контроля.          

 

         7 класс

 

  1. Введение в предмет. 
  2. Человек и информация.

Выпускник научится:

  • находить связь между информацией и знаниями человека;
  • понимать, что такое информационные процессы;
  • определять какие существуют носители информации;
  • определять функции языка, как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;
  • понимать, как определяется единица измерения информации — бит (алфавитный подход);
  • понимать, что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.

Выпускник получит возможность научиться:

  • приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
  • определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
  • приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
  • измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);
  • пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);
  • пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.
  1. Компьютер: устройство и программное обеспечение

Выпускник научится:

  • правилам техники безопасности и при работе на компьютере;
  • узнавать состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;
  • основным характеристикам компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);
  • понимать структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;
  • понимать типы и свойства устройств внешней памяти;
  • понимать типы и назначение устройств ввода/вывода;
  • определять сущность программного управления работой компьютера;
  • принципам организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;
  • назначение программного обеспечения и его состав.

Выпускник получит возможность научиться:

  • включать и выключать компьютер;
  • пользоваться клавиатурой;
  • ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
  • инициализировать выполнение программ из программных файлов;
  • просматривать на экране директорию диска;
  • выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;
  • использовать антивирусные программы.
  1. Текстовая информация и компьютер

Выпускник научится:

  • способам представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);
  • определять назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);
  • основным режимам работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).

Выпускник получит возможность научиться:

  • набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
  • выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;
  • сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.
  1. Графическая информация и компьютер

Выпускник научится:

  • способам представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;
  • понимать какие существуют области применения компьютерной графики;
  • определять назначение графических редакторов;
  • определять назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.

Выпускник получит возможность научиться:

  • строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;
  • сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.
  1. Мультимедиа и компьютерные презентации

Выпускник научится:

  • что такое мультимедиа;
  • принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;
  • основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.

Выпускник получит возможность научиться:

  • Создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.

 

  1. класс
  1. Передача информации в компьютерных сетях

Выпускник научится:

  • понимать, что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;
  • определять назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
  • определять назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;
  • понимать. что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю «Всемирная паутина» — WWW.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети;
  • осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;
  • осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
  • осуществлять поиск информации в Интернете, используя поисковые системы;
  • работать с одной из программ-архиваторов.
  1. Информационное моделирование 

Выпускник научится:

  • что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;
  • какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).

Выпускник получит возможность научиться:

  • приводить примеры натурных и информационных моделей;
  • ориентироваться в таблично организованной информации;
  • описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев;
  1. Хранение и обработка информации в базах данных

Выпускник научится:

  • понимать, что такое база данных, СУБД, информационная система;
  • понимать, что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
  • формировать структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
  • понимать, что такое логическая величина, логическое выражение;
  • понимать, что такое логические операции, как они выполняются.

Выпускник получит возможность научиться:

  • открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
  • организовывать поиск информации в БД;
  • редактировать содержимое полей БД;
  • сортировать записи в БД по ключу;
  • добавлять и удалять записи в БД;
  • создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.
  1. Табличные вычисления на компьютере

Выпускник научится:

  • понимать. что такое электронная таблица и табличный процессор;
  • основным информационным единицам электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
  • определять какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
  • основным функциям (математические, статистические), используемые при записи формул в ЭТ;
  • графическим возможностям табличного процессора.

Выпускник получит возможность научиться:

  • открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
  • редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
  • выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ: копирование, удаление, вставка, сортировка;
  • получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
  • создавать электронную таблицу для несложных расчетов.

9 класс

  1. Управление и алгоритмы

Выпускник научится:

  • понимать, что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;
  • сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;
  • понимать, что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;
  • определять в чем состоят основные свойства алгоритма;
  • способам записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
  • основным алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;
  • определять назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.

Выпускник получит возможность научиться:

  • при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;
  • пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
  • выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
  • составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;
  • выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.
  1. Введение в программирование 

Выпускник научится:

  • основным видам и типам величин;
  • определять назначение языков программирования;
  • понимать, что такое трансляция;
  • определять назначение систем программирования;
  • правилам оформления программы на Паскале;
  • правилам представления данных и операторов на Паскале;
  • устанавливать последовательность выполнения программы в системе программирования.

Выпускник получит возможность научиться:

  • работать с готовой программой на Паскале;
  • составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
  • составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
  • отлаживать, и исполнять программы в системе программирования.
  1. Информационные технологии и общество

Выпускник научится:

  • основным этапам развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;
  • основным этапам развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;
  •  определять в чем состоит проблема безопасности информации;
  •  понимать какие правовые нормы обязан соблюдать пользователь информационных ресурсов.

Выпускник получит возможность научиться:

  • регулировать свою информационную деятельность в соответствие с этическими и правовыми нормами общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Содержание курса «Информатика и ИКТ»

7 класс (35 часов)

Введение в предмет. Человек и информация (6 часов)

Человек и информация. Информационные процессы. Измерение информации. Знакомство с клавиатурой ПК. Рабочий стол Windows.

Лабораторные работы:

1. Знакомство с клавиатурой ПК. Рабочий стол Windows.

 

Первое знакомство с компьютером (7 часов)

Основные устройства компьютера. Компьютерная память. Основные характеристики ПК. Знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера и способами их подклю­чений. Программное обеспечение компьютера. Пользовательский интерфейс. Файловая структура компьютера.

Лабораторные работы:

  1. Способы соединения блоков и устройств компьютера.
  2. Работа с объектами пользовательского интерфейса Windows.
  3. Операции с файлами, папками и дисками.

 

Текстовая информация и компьютер (9 часов)

Кодирование текстовой информации на компьютере. Программные средства для работы с текстом. Основы работы с текстовым редактором MicrosoftWord.

Лабораторные работы:

  1. Основные приемы ввода и редак­тирования текста. Форматирование текста.
  2. Работа с фрагментами Документов.
  3. Вставка графических объектов в тексты.
  4. Добавление таблиц в Документ.
  5. Добавление формул в Документ.
  6. Стили и оглавления.
  7. Создание гипертекстового документа.

Практические работы:

1. Создание и обработка комплексного информационного объекта.

 

Графическая информация и компьютер (6 часов)

Графическая информация и компьютер. Кодирование графической информации на компьютере. Растровая и векторная графика. Основы работы с растровым графическим редактором Paint. Основы работы со средством векторной графики ТР MicrosoftWord.

Лабораторные работы:

  1. Создание растрового изображения в ГР  Paint.

Практические работы:

1 . Создание векторного изображения в Word.

 

Технология мультимедиа (6 часов)

Технология мультимедиа. Компьютерные презентации. Создание презентации в PowerPoint. Создание гипертекстового документа.

Лабораторные работы:

  1. Создание презентации с помощью шаблона оформления и собственного оформления.
  2. Работа с текстами, графикой и таблицами в PowerPoint.
  3. Гиперссылки в PowerPoint.

Практические работы:

1. Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде презентации.

 

 

8 класс (35 часов)

Передача информации в компьютерных сетях (8 часов)

Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.

Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет, WWW, поисковые системы Интернет. Архивирование и разархивирование файлов.

Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. Работа в Интернете (или учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.

Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные ученые порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов и документов).

Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.

Лабораторные работы:

1. Работа с электронной почтой.

Практические работы:

1. Поиск информации в Интернете.

2. Создание простейшей Web-страницы с использованием текстового редактора.

3. Архивирование и разархивирование фай­лов с использованием программы-архи­ватора.

 

Информационной моделирование (5 часов)

Понятие модели; модели натуральные и информационные. Назначение и свойства моделей.

Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.

Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей.

Лабораторные работы:

1. Информационное  моделирование  на компьютере

Практические работы:

2. Разработка табличной информационной модели с использованием текстового ре­дактора MicrosoftWord

 

Хранение и обработка информации в базах данных (11 часов)

Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.

Проектирование и создание однотабличной БД.

Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.

Практика на компьютере: работа с готовой БД; открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми и составными условиями поиска; сортировка таблиц по одному или нескольким ключам; создание однотабличной БД; ввод, удаление и добавление записей.

Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города).

Лабораторные работы:

  1. Знакомство с СУБД MS Access.
  2. Поиск информации в БД.
  3. Сортировка, удаление и добавление записей  в БД

Практические работы:

  1. Проектирование однотабличной  базы данных
  2. Формирование сложных запросов к гото­вой базе данных

 

Табличные вычисления в компьютере (11 часов)

Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.

Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.

Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.

Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.

Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логической функций; манипулирование фрагментами ЭТ (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.

Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде ЭТ.

Лабораторные работы:

  1. Работа  с  готовой  электронной таблицей: добавление и удаление строк и столбцов, редактирование формул и их копи­рование.
  2. Использование встроенных математиче­ских и статистических функций. Сорти­ровка таблиц.
  3. Работа с диаграммами.
  4. Использование абсолютной адресации и функции времени

Практические работы:

  1. Использование условных и логических функций при решении задач. Построение графиков и диаграмм

 

9 класс (35 часов)

Управление и алгоритмы (10 часов)

Кибернетика. Кибернетическая модель управления.

Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнения, система команд исполнителя, режимы работы.

Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.

Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).

Лабораторные работы:

  1. Работа с учебным исполнителем алгоритмов.
  2. Составление циклических алгоритмов управления исполнителем.
  3. Использование вспомогательных алгоритмов при решении задач.

Практические работы:

  1. Составление линейных алгоритмов.
  2. Составление ветвящихся алгоритмов управления исполнителем.
  3. Составление алгоритмов со сложной структурой.

 

Программное управление работой компьютера (21 час)

Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.

Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их  классификация. Структура программы на языке «Паскаль». Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурированный тип данных - массив. Способы описания и обработки массивов.

Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка, формализация, алгоритмизация, кодирование, откладка, тестирование.

Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке «Паскаль»; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.

Лабораторные работы:

  1. Разработка программ с ветвлением.
  2. Разработка программы для алгоритма Евклида.
  3. Обработка массивов на Паскале.

Практические работы:

  1. Разработка линейных программ.
  2. Разработка программ с ветвлением.
  3. Разработка программ с циклами.
  4. Обработка массивов на Паскале.

 

Информационные технологии и общество (4 часа)

Предыстория информационных технологий. История чисел и системы счисления. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие о информационном обществе. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной сфере.

 

Формы организации учебных занятий

Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках информатики используются разнообразные методы и формы обучения: фронтальные, коллективные, групповые, парные, индивидуальные, а также со сменным составом учеников, а так же компьютерные формы обучения. Программой предполагается проведение практическихработ для закрепления определённых навыков работы с программными средствами и ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для обучающихся, являющихся одной из форм контроля усвоения знаний обучающихся. В рамках такого знакомства обучающиеся выполняют соответствующие, представляющие для них смысл и интерес проекты, относящиеся к другим школьным предметам, жизни школы, сфере их персональных интересов. В результате они получают базовые знания и умения, относящиеся к соответствующим сферам применения ИКТ,  получают профессиональную ориентацию.

 

Основные виды учебной деятельности

Информатика как предмет имеет ряд отличительных особенностей от других учебных дисциплин:

1.Наличием специальных технических средств (каждый ученик имеет, с одной стороны, индивидуальное рабочее место, а с другой - доступ к общим ресурсам);

2.Ответы у доски практикуются значительно реже, чем на других уроках, зато больше приветствуются ответы с места (особые условия для развития коммуникативных УУД);

3.На уроках информатики значительно активнее формируется самостоятельная деятельность учащихся, организованы условия для создания собственного, личностно-значимого продукта.

Эти особенности позволяют использовать различные виды учебной деятельности на уроках, что эффективно развивает целый ряд универсальных учебных действий.

Для формирования личностных УУД, эффективны не только уроки, но и предоставление возможности проявить себя вне школьной учебы:

  • Создание комфортной здоровьесберегающей среды - знание правил техники безопасности в кабинете информатики, адекватная оценка пользы и вреда от работы за компьютером, умение организовать свое рабочее время, распределить силы и т.д.;
  • Создание условий для самопознания и самореализации – компьютер является как средство самопознания например: тестирование в режиме on-line, тренажеры, квесты, защита презентаций и т.д.;
  • Создание условий для получения знаний и навыков, выходящих за рамки преподаваемой темы - это может быть, например выбор литературы, обращение за помощью в сетевые сообщества и т.п.;
  • Наличие способности действовать в собственных интересах, получать, признание в некоторой области - участие в предметных олимпиадах и конкурсах, завоевание авторитета в глазах одноклассников с помощью уникальных результатов своей деятельности.

Регулятивные УУД обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. Умение ставить личные цели, понимать и осознавать смысл своей деятельности, при этом, соотнося его с заданностями внешнего мира, определяет в значительной степени успех личности вообще и успех в образовательной сфере в частности:

  • Умение формулировать собственные учебные цели - цели изучения данного предмета вообще, при изучении темы, при создании проекта, при выборе темы доклада;
  • Умение принимать решение, брать ответственность на себя, например, быть лидером группового проекта, принимать решение в случае нестандартной ситуации допустим сбой в работе системы;
  • Осуществлять индивидуальную образовательную траекторию.

В состав познавательных УУД можно включить:

  • Умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности, например планирование собственной деятельности по разработке проекта, владение технологией решения задач с помощью компьютера, компьютерным моделированием;
  • Умение ставить вопросы к наблюдаемым фактам и явлениям, оценивать начальные данные и планируемый результат;
  • Владение навыками использования измерительной техники, специальных приборов, в качестве примера допустим практикум по изучению внутреннего устройства ПК;
  • Умение работать со справочной литературой, инструкциями, например знакомство с новыми видами ПО, устройствами, анализ ошибок в программе;
  • Умение оформить результаты своей деятельности, представить их на современном уровне - построение диаграмм и графиков, средства создания презентаций;
  • Создание целостной картины мира на основе собственного опыта.

Развитие коммуникативных УУД происходить в процессе выполнения практических заданий, предполагающих работу в паре, а также лабораторных работ, выполняемых группой.

Можно выделить следующие виды деятельности этого направления:

  • Владение формами устной речи - монолог, диалог, умение задать вопрос, привести довод при устном ответе, дискуссии, защите проекта;
  • Ведение диалога "человек" - "техническая система" - понимание принципов построения интерфейса, работа с диалоговыми окнами, настройка параметров среды;
  • Умение представить себя устно и письменно, владение стилевыми приемами оформления текста – это может быть электронная переписка, сетевой этикет, создание текстовых документов по шаблону, правила подачи информации в презентации;
  • Понимание факта многообразия языков, владение языковой, лингвистической компетенцией в том числе - формальных языков, систем кодирования;
  • Умение работать в группе, искать и находить компромиссы, например работа над совместным программным проектом.

Овладение различными видами учебной деятельности ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т.е. умение учиться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Тематическое планирование

 

Тематическое планирование 7 класс (35 часов)

 

№ п/п

Раздел

 

Кол-во часов (ч)

1

Введение в предмет. Человек и информация

 

6

2

Первое знакомство с компьютером

 

7

3

Текстовая информация и компьютер

 

9

4

Графическая информация и компьютер

 

6

5

Технология мультимедиа

 

6

 

 

Тематическое планирование 8 класс (35 часов)

 

№ п/п

Раздел

 

Кол-во часов (ч)

1

Передача информации в компьютерных сетях

 

8

2

Информационное моделирование

 

5

3

Хранение и обработка информации в базах данных

 

11

4

Табличные вычисления в компьютере

 

11

 

 

Тематическое планирование 9 класс (35 часов)

 

№ п/п

Раздел

 

Кол-во часов (ч)

1

Управление и алгоритмы

 

10

2

Программное управление работой компьютера

 

21

3

Информационные технологии и общество

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab.progrikt_7-9.docx46.73 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

      Рабочая программа по математике для 5 - 9 классов разработана на основе следующих нормативных документов:

  1. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1577 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897
  3.  Основная образовательная программа ООО МБОУ СОШ с. Васильевка
  4.  Положение о рабочей программе в соответствии с требованиями ФГОС МБОУ СОШ с.Васильевка
  5. Базисный учебный план МБОУ СОШ с.Васильевка

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 7 - 9 класса составлена с учетом федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в соответствии с учебным планом ОУ, Информатика. 7-9 классы. Примерной рабочей программой авторы: И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова.

Данная рабочая программа учитывает индивидуальные особенности учащихся, в том числе учащихся с ОВЗ 7-го вида и доводит их до стандарта.

Настоящая программа рассчитана на изучение базового курса информатики в 7 – 9 классах, общее количество часов: 105 (35 часов в 7 классе, 35 часов в 8 классе,35 часов в 9 классе).

Цели и задачи курса

Изучение информатики  в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Основные задачи программы:

  • обеспечение в процессе изучения предмета условий для достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;
  • создание в процессе изучения предмета условий для:
  • развития личности, способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных;
  • формирования ценностей обучающихся, основ их гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций;
  • формирования у обучающихся опыта самостоятельной учебной деятельности;
  • формирования у обучающихся навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни;
  • знакомство учащихся с методами научного познания и методами исследования объектов и явлений, понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека;
  • формирование компетентностей в области практического использования информационно-коммуникационных технологий, развитие информационной культуры и алгоритмического мышления, реализация инженерного образования на уровне основного общего образования.

  1. Планируемые предметные результаты изучения информатики

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.

Планируемые результаты сформулированы к каждому разделу учебной программы. Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала, размещены в рубрике «Выпускник научится...». Они показывают, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускника. Эти результаты потенциально достигаемы большинством учащихся и выносятся на итоговую оценку как задания базового уровня (исполнительская компетентность) или задания повышенного уровня (зона ближайшего развития).

Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, размещены в рубрике

«Выпускник получит возможность...». Эти результаты достигаются отдельными мотивированными и способными учащимися; они не отрабатываются со всеми группами учащихся в повседневной практике, но могут включаться в материалы итогового контроля.          

         7 класс

  1. Введение в предмет.  
  2. Человек и информация.

Выпускник научится:

  • находить связь между информацией и знаниями человека;
  • понимать, что такое информационные процессы;
  • определять какие существуют носители информации;
  • определять функции языка, как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;
  • понимать, как определяется единица измерения информации — бит (алфавитный подход);
  • понимать, что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.

Выпускник получит возможность научиться:

  • приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
  • определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
  • приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
  • измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);
  • пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);
  • пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.
  1. Компьютер: устройство и программное обеспечение

Выпускник научится:

  • правилам техники безопасности и при работе на компьютере;
  • узнавать состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;
  • основным характеристикам компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);
  • понимать структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;
  • понимать типы и свойства устройств внешней памяти;
  • понимать типы и назначение устройств ввода/вывода;
  • определять сущность программного управления работой компьютера;
  • принципам организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;
  • назначение программного обеспечения и его состав.

Выпускник получит возможность научиться:

  • включать и выключать компьютер;
  • пользоваться клавиатурой;
  • ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
  • инициализировать выполнение программ из программных файлов;
  • просматривать на экране директорию диска;
  • выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;
  • использовать антивирусные программы.
  1. Текстовая информация и компьютер

Выпускник научится:

  • способам представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);
  • определять назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);
  • основным режимам работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).

Выпускник получит возможность научиться:

  • набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
  • выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;
  • сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.
  1. Графическая информация и компьютер

Выпускник научится:

  • способам представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;
  • понимать какие существуют области применения компьютерной графики;
  • определять назначение графических редакторов;
  • определять назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.

Выпускник получит возможность научиться:

  • строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;
  • сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.
  1. Мультимедиа и компьютерные презентации

Выпускник научится:

  • что такое мультимедиа;
  • принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;
  • основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.

Выпускник получит возможность научиться:

  • Создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.

  1. класс
  1. Передача информации в компьютерных сетях

Выпускник научится:

  • понимать, что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;
  • определять назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
  • определять назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;
  • понимать. что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю «Всемирная паутина» — WWW.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети;
  • осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;
  • осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
  • осуществлять поиск информации в Интернете, используя поисковые системы;
  • работать с одной из программ-архиваторов.
  1. Информационное моделирование  

Выпускник научится:

  • что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;
  • какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).

Выпускник получит возможность научиться:

  • приводить примеры натурных и информационных моделей;
  • ориентироваться в таблично организованной информации;
  • описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев;
  1. Хранение и обработка информации в базах данных

Выпускник научится:

  • понимать, что такое база данных, СУБД, информационная система;
  • понимать, что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
  • формировать структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
  • понимать, что такое логическая величина, логическое выражение;
  • понимать, что такое логические операции, как они выполняются.

Выпускник получит возможность научиться:

  • открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
  • организовывать поиск информации в БД;
  • редактировать содержимое полей БД;
  • сортировать записи в БД по ключу;
  • добавлять и удалять записи в БД;
  • создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.
  1. Табличные вычисления на компьютере

Выпускник научится:

  • понимать. что такое электронная таблица и табличный процессор;
  • основным информационным единицам электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
  • определять какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
  • основным функциям (математические, статистические), используемые при записи формул в ЭТ;
  • графическим возможностям табличного процессора.

Выпускник получит возможность научиться:

  • открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
  • редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
  • выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ: копирование, удаление, вставка, сортировка;
  • получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
  • создавать электронную таблицу для несложных расчетов.

9 класс

  1. Управление и алгоритмы

Выпускник научится:

  • понимать, что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;
  • сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;
  • понимать, что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;
  • определять в чем состоят основные свойства алгоритма;
  • способам записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
  • основным алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;
  • определять назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.

Выпускник получит возможность научиться:

  • при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;
  • пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
  • выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
  • составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;
  • выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.
  1. Введение в программирование  

Выпускник научится:

  • основным видам и типам величин;
  • определять назначение языков программирования;
  • понимать, что такое трансляция;
  • определять назначение систем программирования;
  • правилам оформления программы на Паскале;
  • правилам представления данных и операторов на Паскале;
  • устанавливать последовательность выполнения программы в системе программирования.

Выпускник получит возможность научиться:

  • работать с готовой программой на Паскале;
  • составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
  • составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
  • отлаживать, и исполнять программы в системе программирования.
  1. Информационные технологии и общество

Выпускник научится:

  • основным этапам развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;
  • основным этапам развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;
  •  определять в чем состоит проблема безопасности информации;
  •  понимать какие правовые нормы обязан соблюдать пользователь информационных ресурсов.

Выпускник получит возможность научиться:

  • регулировать свою информационную деятельность в соответствие с этическими и правовыми нормами общества.

  1. Содержание курса «Информатика и ИКТ»

7 класс (35 часов)

Введение в предмет. Человек и информация (6 часов)

Человек и информация. Информационные процессы. Измерение информации. Знакомство с клавиатурой ПК. Рабочий стол Windows.

Лабораторные работы:

1. Знакомство с клавиатурой ПК. Рабочий стол Windows.

Первое знакомство с компьютером (7 часов)

Основные устройства компьютера. Компьютерная память. Основные характеристики ПК. Знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера и способами их подключений. Программное обеспечение компьютера. Пользовательский интерфейс. Файловая структура компьютера.

Лабораторные работы:

  1. Способы соединения блоков и устройств компьютера.
  2. Работа с объектами пользовательского интерфейса Windows.
  3. Операции с файлами, папками и дисками.

Текстовая информация и компьютер (9 часов)

Кодирование текстовой информации на компьютере. Программные средства для работы с текстом. Основы работы с текстовым редактором MicrosoftWord.

Лабораторные работы:

  1. Основные приемы ввода и редактирования текста. Форматирование текста.
  2. Работа с фрагментами Документов.
  3. Вставка графических объектов в тексты.
  4. Добавление таблиц в Документ.
  5. Добавление формул в Документ.
  6. Стили и оглавления.
  7. Создание гипертекстового документа.

Практические работы:

1. Создание и обработка комплексного информационного объекта.

Графическая информация и компьютер (6 часов)

Графическая информация и компьютер. Кодирование графической информации на компьютере. Растровая и векторная графика. Основы работы с растровым графическим редактором Paint. Основы работы со средством векторной графики ТР MicrosoftWord.

Лабораторные работы:

  1. Создание растрового изображения в ГР  Paint.

Практические работы:

1 . Создание векторного изображения в Word.

Технология мультимедиа (6 часов)

Технология мультимедиа. Компьютерные презентации. Создание презентации в PowerPoint. Создание гипертекстового документа.

Лабораторные работы:

  1. Создание презентации с помощью шаблона оформления и собственного оформления.
  2. Работа с текстами, графикой и таблицами в PowerPoint.
  3. Гиперссылки в PowerPoint.

Практические работы:

1. Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде презентации.

8 класс (35 часов)

Передача информации в компьютерных сетях (8 часов)

Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.

Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет, WWW, поисковые системы Интернет. Архивирование и разархивирование файлов.

Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. Работа в Интернете (или учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.

Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные ученые порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов и документов).

Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.

Лабораторные работы:

1. Работа с электронной почтой.

Практические работы:

1. Поиск информации в Интернете.

2. Создание простейшей Web-страницы с использованием текстового редактора.

3. Архивирование и разархивирование файлов с использованием программы-архиватора.

Информационной моделирование (5 часов)

Понятие модели; модели натуральные и информационные. Назначение и свойства моделей.

Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.

Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей.

Лабораторные работы:

1. Информационное  моделирование  на компьютере

Практические работы:

2. Разработка табличной информационной модели с использованием текстового редактора MicrosoftWord

Хранение и обработка информации в базах данных (11 часов)

Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.

Проектирование и создание однотабличной БД.

Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.

Практика на компьютере: работа с готовой БД; открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми и составными условиями поиска; сортировка таблиц по одному или нескольким ключам; создание однотабличной БД; ввод, удаление и добавление записей.

Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города).

Лабораторные работы:

  1. Знакомство с СУБД MS Access.
  2. Поиск информации в БД.
  3. Сортировка, удаление и добавление записей  в БД

Практические работы:

  1. Проектирование однотабличной  базы данных
  2. Формирование сложных запросов к готовой базе данных

Табличные вычисления в компьютере (11 часов)

Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.

Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.

Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.

Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.

Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логической функций; манипулирование фрагментами ЭТ (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.

Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде ЭТ.

Лабораторные работы:

  1. Работа  с  готовой  электронной таблицей: добавление и удаление строк и столбцов, редактирование формул и их копирование.
  2. Использование встроенных математических и статистических функций. Сортировка таблиц.
  3. Работа с диаграммами.
  4. Использование абсолютной адресации и функции времени

Практические работы:

  1. Использование условных и логических функций при решении задач. Построение графиков и диаграмм

9 класс (35 часов)

Управление и алгоритмы (10 часов)

Кибернетика. Кибернетическая модель управления.

Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнения, система команд исполнителя, режимы работы.

Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.

Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).

Лабораторные работы:

  1. Работа с учебным исполнителем алгоритмов.
  2. Составление циклических алгоритмов управления исполнителем.
  3. Использование вспомогательных алгоритмов при решении задач.

Практические работы:

  1. Составление линейных алгоритмов.
  2. Составление ветвящихся алгоритмов управления исполнителем.
  3. Составление алгоритмов со сложной структурой.

Программное управление работой компьютера (21 час)

Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.

Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их  классификация. Структура программы на языке «Паскаль». Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурированный тип данных - массив. Способы описания и обработки массивов.

Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка, формализация, алгоритмизация, кодирование, откладка, тестирование.

Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке «Паскаль»; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.

Лабораторные работы:

  1. Разработка программ с ветвлением.
  2. Разработка программы для алгоритма Евклида.
  3. Обработка массивов на Паскале.

Практические работы:

  1. Разработка линейных программ.
  2. Разработка программ с ветвлением.
  3. Разработка программ с циклами.
  4. Обработка массивов на Паскале.

Информационные технологии и общество (4 часа)

Предыстория информационных технологий. История чисел и системы счисления. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие о информационном обществе. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной сфере.

Формы организации учебных занятий

Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках информатики используются разнообразные методы и формы обучения: фронтальные, коллективные, групповые, парные, индивидуальные, а также со сменным составом учеников, а так же компьютерные формы обучения. Программой предполагается проведение практическихработ для закрепления определённых навыков работы с программными средствами и ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для обучающихся, являющихся одной из форм контроля усвоения знаний обучающихся. В рамках такого знакомства обучающиеся выполняют соответствующие, представляющие для них смысл и интерес проекты, относящиеся к другим школьным предметам, жизни школы, сфере их персональных интересов. В результате они получают базовые знания и умения, относящиеся к соответствующим сферам применения ИКТ,  получают профессиональную ориентацию.

Основные виды учебной деятельности

Информатика как предмет имеет ряд отличительных особенностей от других учебных дисциплин:

1.Наличием специальных технических средств (каждый ученик имеет, с одной стороны, индивидуальное рабочее место, а с другой - доступ к общим ресурсам);

2.Ответы у доски практикуются значительно реже, чем на других уроках, зато больше приветствуются ответы с места (особые условия для развития коммуникативных УУД);

3.На уроках информатики значительно активнее формируется самостоятельная деятельность учащихся, организованы условия для создания собственного, личностно-значимого продукта.

Эти особенности позволяют использовать различные виды учебной деятельности на уроках, что эффективно развивает целый ряд универсальных учебных действий.

Для формирования личностных УУД, эффективны не только уроки, но и предоставление возможности проявить себя вне школьной учебы:

  • Создание комфортной здоровьесберегающей среды - знание правил техники безопасности в кабинете информатики, адекватная оценка пользы и вреда от работы за компьютером, умение организовать свое рабочее время, распределить силы и т.д.;
  • Создание условий для самопознания и самореализации – компьютер является как средство самопознания например: тестирование в режиме on-line, тренажеры, квесты, защита презентаций и т.д.;
  • Создание условий для получения знаний и навыков, выходящих за рамки преподаваемой темы - это может быть, например выбор литературы, обращение за помощью в сетевые сообщества и т.п.;
  • Наличие способности действовать в собственных интересах, получать, признание в некоторой области - участие в предметных олимпиадах и конкурсах, завоевание авторитета в глазах одноклассников с помощью уникальных результатов своей деятельности.

Регулятивные УУД обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. Умение ставить личные цели, понимать и осознавать смысл своей деятельности, при этом, соотнося его с заданностями внешнего мира, определяет в значительной степени успех личности вообще и успех в образовательной сфере в частности:

  • Умение формулировать собственные учебные цели - цели изучения данного предмета вообще, при изучении темы, при создании проекта, при выборе темы доклада;
  • Умение принимать решение, брать ответственность на себя, например, быть лидером группового проекта, принимать решение в случае нестандартной ситуации допустим сбой в работе системы;
  • Осуществлять индивидуальную образовательную траекторию.

В состав познавательных УУД можно включить:

  • Умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности, например планирование собственной деятельности по разработке проекта, владение технологией решения задач с помощью компьютера, компьютерным моделированием;
  • Умение ставить вопросы к наблюдаемым фактам и явлениям, оценивать начальные данные и планируемый результат;
  • Владение навыками использования измерительной техники, специальных приборов, в качестве примера допустим практикум по изучению внутреннего устройства ПК;
  • Умение работать со справочной литературой, инструкциями, например знакомство с новыми видами ПО, устройствами, анализ ошибок в программе;
  • Умение оформить результаты своей деятельности, представить их на современном уровне - построение диаграмм и графиков, средства создания презентаций;
  • Создание целостной картины мира на основе собственного опыта.

Развитие коммуникативных УУД происходить в процессе выполнения практических заданий, предполагающих работу в паре, а также лабораторных работ, выполняемых группой.

Можно выделить следующие виды деятельности этого направления:

  • Владение формами устной речи - монолог, диалог, умение задать вопрос, привести довод при устном ответе, дискуссии, защите проекта;
  • Ведение диалога "человек" - "техническая система" - понимание принципов построения интерфейса, работа с диалоговыми окнами, настройка параметров среды;
  • Умение представить себя устно и письменно, владение стилевыми приемами оформления текста – это может быть электронная переписка, сетевой этикет, создание текстовых документов по шаблону, правила подачи информации в презентации;
  • Понимание факта многообразия языков, владение языковой, лингвистической компетенцией в том числе - формальных языков, систем кодирования;
  • Умение работать в группе, искать и находить компромиссы, например работа над совместным программным проектом.

Овладение различными видами учебной деятельности ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т.е. умение учиться.

3. Тематическое планирование

Тематическое планирование 7 класс (35 часов)

№ п/п

Раздел

Кол-во часов (ч)

1

Введение в предмет. Человек и информация

6

2

Первое знакомство с компьютером

7

3

Текстовая информация и компьютер

9

4

Графическая информация и компьютер

6

5

Технология мультимедиа

6

Тематическое планирование 8 класс (35 часов)

№ п/п

Раздел

Кол-во часов (ч)

1

Передача информации в компьютерных сетях

8

2

Информационное моделирование

5

3

Хранение и обработка информации в базах данных

11

4

Табличные вычисления в компьютере

11

Тематическое планирование 9 класс (35 часов)

№ п/п

Раздел

Кол-во часов (ч)

1

Управление и алгоритмы

10

2

Программное управление работой компьютера

21

3

Информационные технологии и общество

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике и ИКТ по учебнику И.Г.Семакина, 8 класс

Данная рабочая программа по учебнику И.Г.Семакина, 8 класс состоит из пояснительной записки, УМК, тематического планирования...

Рабочая программа по информатике и ИКТ по учебнику И.Г.Семакина, 9 класс

Рабочая программа  составлена по учебнику И.Г.Семакина, 9 класс и состоит из пояснительной записки, УМК, тематического планирования (2 часа в неделю)...

Календарно-тематическое планирование «Информатика и ИКТ» для 9 класса Авторы: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В.

Календарно-тематическое планирование  «Информатика и ИКТ» для  9 классаАвторы: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В....

Рабочая программа по информатике и ИКТ 8-9 класс И.Г.Семакин

Настоящая программа составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ (утверждена приказом Минобразования Рос­сии от 09.03.04. № 1312) и рассчитана на и...

Рабочая программа по информатике и ИКТ 5-7 классы автор учебника Босова Л.

Рабочая программа по информатике и ИКТ 5-7 классы автор учебника Босова Л....

Рабочая программа по информатике и ИКТ 8-9 класс по авторской программе Семакина И.Г.

Материал представляет собой полную версию рабочей программы по Информатике и ИКТ 8-9 класс, разработанной в соответствии с авторской программой Семакина И.Г. (102 часа)....

Рабочая программа по информатике и ИКТ 10-11 класс по авторской программе Семакина И.Г.

Материал представляет собой полную версию рабочей программы и календарно-тематического планирования на 68 часов 10-11 класс в соответствии с авторской программой Семакина И.Г....