Рабочая программа по информатике и ИКТ 8-9 класс И.Г.Семакин
рабочая программа по информатике и икт (8 класс) на тему
Настоящая программа составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312) и рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 8-9 классов в течение 103 часов (в том числе в VIII классе - 35 учебных часа из расчета I час в неделю и в IX классе - 68 учебных часов из расчета 2 часа в неделю). Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
infor.8-9_2013.doc | 273.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Настоящая программа составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312) и рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 8-9 классов в течение 103 часов (в том числе в VIII классе - 35 учебных часа из расчета I час в неделю и в IX классе - 68 учебных часов из расчета 2 часа в неделю). Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям.
Материалы для рабочей программы составлены на основе:
- федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
- Примерная программа «Планирование учебного материала по информатике 8-9 классов» составитель: И.Г.Семакин -2-е издание, исправленное и дополненное. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 ; (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312)
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
- федеральных перечней учебников, утвержденных приказом от 21 февраля 2012 г. № 2885, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
- требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Общая характеристика учебного предмета.
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Цели:
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 8-9 классах направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
• выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Основные задачи программы:
- систематизировать подходы к изучению предмета;
- сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
- научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
- показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
- сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.
Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.
Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовым и графическим редактором, электронными таблицами. СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.
Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.
Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Изучение каждого раздела курса заканчивается проведением контрольной работы.
Содержание образовательной программы
8 класс
1. Человек и информация - 5 часов.
Введение в предмет информатики. Роль информации в жизни людей.
Информация. Информационные объекты различных видов.
Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.
Роль информации в жизни людей.
Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации.
2. Первое знакомство с компьютером - 7 часов.
Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память).
Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.
Программный принцип работы компьютера.
Программное обеспечение, его структура.
Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера.
Данные и программы. Файлы и файловая система.
Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).
3. Обработка текстовой информации - 10 часов.
Кодирование текстовой информации.
Структура текстового документа. Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов).
Размеры страницы, величина полей. Проверка правописания.
Параметры шрифта, параметры абзаца.
Включение в текстовый документ списков, таблиц и графических объектов.
Компьютерные словари и системы перевода текстов.
4. Технология обработки графической информации - 5 часов.
Области применения компьютерной графики.
Аппаратные компоненты видеосистемы компьютера.
Кодирование изображения.
Растровая и векторная графика.
Интерфейс графических редакторов.
Форматы графических файлов.
5. Технология мультимедиа - 5 часов.
Что такое мультмедиа. Звуки и видеоизображения.
Технические средства мультимедиа.
Компьютерные презентации.
Дизайн презентации и макеты слайдов.
Итоговое повторение и контроль – 3 часа
Содержание образовательной программы
9 класс
1. Передача информации в компьютерных сетях 11 часов.
Локальные и глобальные компьютерные сети.
Что такое Интернет.
Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение.
Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам.
Поиск информации.
Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации.
Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы.
2. Информационное моделирование – 5 часов.
Модели натурные и информационные.
Типы информационных моделей.
Графические информационные модели.
Таблицы типа «объект-свойство» и «объект-объект». Двоичные матрицы.
Информационное моделирование на компьютере.
Модели, управляемые компьютером.
3. Хранение и обработка информации в базах данных – 11 часов.
Назначение информационных систем и баз данных (БД).
Классификация БД.
Структура реляционной базы данных.
Элементы РБД: первичный ключ; имя, значение и тип поля.
Выборка информации из базы данных.
Условия поиска информации; логические значения, операции, выражения.
Сортировка; ключи сортировки.
4. Табличные вычисления на компьютере - 11 часов.
Двоичная система счисления и представление чисел в памяти компьютера.
Назначение и структура ЭТ.
Табличный процессор: среда, режимы работы, система команд.
Типы данных: числа, формулы, текст. Абсолютные и относительные ссылки.
Встроенные функции. Деловая графика.
Математическое моделирование на ЭТ.
Имитационное моделирование на ЭТ.
5. Управление и алгоритмы - 9 часов.
Кибернетическая модель управления: управление, обратная связь.
Алгоритм. Свойства алгоритма.
Способы записи алгоритмов; блок-схемы.
Возможность автоматизации деятельности человека.
Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд).
Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ).
Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение.
Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм.
Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных.
6. Программное управление работой компьютера – 11 часов.
Языки программирования, их классификация. Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы. Этапы разработки программы: алгоритмизация - кодирование - отладка - тестирование.
7. Информационные технологии в обществе - 4 часа.
Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов.
Организация групповой работы над документом.
Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы.
Этика и право при создании и использовании информации.
Информационная безопасность.
Правовая охрана информационных ресурсов.
Итоговое повторение и контроль - 4 часа
Календарно-тематический план 8 класс
Номер урока | Тема урока | Вид занятий | Оборудование | Практика | Дата | УМК | |
план | факт | ||||||
1 | Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Информация и знания | Теория + практика | Учебник, компьютер, видеомагнитофон, ЦОР | Знакомство учеников с компьютерным классом. Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе | 3.09 | Введение. Д/з№1 | |
2 | Информация и знания. Восприятие информации человеком | Теория | Учебник, ЦОР | 10.09 | §1-2, Д/з№2 | ||
3 | Информационные процессы | Теория | Учебник, ЦОР | Работа с тренажёром клавиатуры | 17.09 | §3, Д/з№3 | |
4 | Работа с тренажёром клавиатуры | Практика | Учебник, компьютер, ЦОР | Работа с тренажёром клавиатуры Выполнение практического задания №1 | 24.09 | §5 | |
5 | Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации | Теория + практика | Учебник, компьютер, ЦОР | Кроссворд по теме «Человек и информация» Тренировочный тест к главе 1 «Человек и информация» | 1.09 | §4, Д/з№4 | |
6 | Назначение и устройство компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти | Теория | Учебник, ЦОР | 8.10 15.10 | §5, 6 Д/з№5 | ||
7 | Понятие программного обеспечения и его типы. Назначение операционной системы и её основные функции | Практика | Компьютер, ЦОР | 22.10 | §9,10 Д/з№7 | ||
8 | Пользовательский интерфейс | Теория + практика | Учебник, компьютер, ЦОР | Кроссворд по теме «Первое знакомство с компьютером» Тренировочный тест к главе 2 «Первое знакомство с компьютером» | 29.10 | §12, Д/з№9 | |
9 | Устройство персонального компьютера и его основные характеристики | Теория + практика | Учебник, компьютер, ЦОР | Знакомство с комплектацией устройства персонального компьютера, подключение внешних устройств. Выполнение практического задания №2 | 12.11 | §7,8 Д/з№6 | |
10 | Файлы и файловые структуры | Теория | Учебник, ЦОР | 19.11 | §11 | ||
11 | Файлы и файловые структуры | Практика | Учебник, компьютер, ЦОР | Работа с файловой структурой операционной системы. Выполнение практического задания №3 | 26.11 | §1-12 Д/з№8 | |
12 | Итоговое тестирование по темам «Человек и информация. Первое знакомство с компьютером». | Практика | Компьютер, ЦОР | Итоговый тест к главе 1 «Человек и информация», итоговый тест к главе 2 «Первое знакомство с компьютером» | |||
13 | Представление текстов в памяти компьютера. Кодировочные таблицы | Теория | Учебник, ЦОР | Интерактивный задачник. Раздел «Представление символьной информации» | 3.12 | §13 Д/з№10 | |
14 | Текстовые редакторы и текстовые процессоры | Теория | Учебник, ЦОР | 10.12 | §14-15 | ||
15 | Текстовые редакторы и текстовые процессоры | Практика | Учебник, компьютер, ЦОР | Сохранение и загрузка файлов. Основные приемы ввода и редактирования текста. Выполнение практического задания №4 | 17.12 | §15 | |
16 | Текстовые редакторы и текстовые процессоры | Теория + практика | Учебник, компьютер, ЦОР | Работа со шрифтами, приёмы форматирования текста. Орфографическая проверка текст. Печать документа. Выполнение практического задания №5. | 24.12 | §15 | |
17 | Текстовые редакторы и текстовые процессоры | Практика | Учебник, компьютер, ЦОР | Использование буфера обмена для копирования и перемещения текста. Режим поиска и замены. Выполнение практического задания №6. | 14.01 | §15 | |
18 | Текстовые редакторы и текстовые процессоры | Практика | Компьютер, ЦОР | Работа с таблицами. Выполнение практического задания №7 | 21.01 | §16 | |
19 | Дополнительные возможности текстового процессора | Теория | Учебник, компьютер, ЦОР | Кроссворд по теме «Текстовая информация и компьютер» | 28.01 | §17 Д/з№11 | |
20 | Текстовые редакторы и текстовые процессоры | Теория + практика | Учебник, ЦОР | Выполнение итогового практического задания №8. Тренировочный тест к главе 3 «Текстовая информация и компьютер» | 4.02 | §13-17 | |
21 | Итоговое тестирование по теме «Текстовая информация и текстовые редакторы» | Теория + практика | Учебник, компьютер, ЦОР | Итоговый тест к главе 3 «текстовая информация и компьютер» | 11.02 | ||
22 | Компьютерная графика и области её применения. Понятие растровой и векторной графики | Теория | Учебник, ЦОР | 18.02 | §18,21 Д/з№14 | ||
23 | Графические редакторы растрового типа | Теория + практика | Учебник, компьютер, ЦОР | Работа с растровым графическим редактором Выполнение итогового практического задания №11 | 25.02 | §22 | |
24 | Кодирование изображения | Практика | Компьютер, ЦОР | Выполнение итогового практического задания №10 | 4.03 | §20 Д/з№13 | |
25 | Векторная графика | практика | Учебник, ЦОР | Работа с векторным графическим редактором Выполнение итогового практического задания №12 | 11.03 | §21 | |
26 | Технические средства компьютерной графики | Практика | Компьютер, ЦОР | Сканирование изображения и его обработка в графическом редакторе Выполнение итогового практического задания №9 | 18.03 | §19 | |
27 | Понятие мультимедиа. Компьютерные презентации | Теория | Компьютер, ЦОР | 1.04 | §26 | ||
28 | Компьютерные презентации | Практика | Компьютер, ЦОР | Создание презентации с использованием текста, графики и звука Выполнение итогового практического задания №13 | 8.04 | §26 | |
29 | Представление звука в памяти компьютера. Технические средства мультимедиа | Теория | Учебник, ЦОР | 15.04 | §24-25 Д/з№15 | ||
30 | Административная контрольная работа. Технология мультимедиа | Практика | Компьютер, ЦОР | Запись звука и изображения с использованием цифровой техники. Создание презентации с применением записанного звука и изображения (либо с созданием гиперссылок). Выполнение итогового практического задания №14 | 22.04 | §26 | |
31 | Технология мультимедиа | Практика | компьютер, ЦОР | Тренировочный тест к главе 4 «Графическая информация и компьютер» и главе 5 «Технология мультимедиа» | 29.04 | §18-26 | |
32 | Итоговое тестирование к главе 4 «Графическая информация и компьютер» и главе 5 «Технология мультимедиа» | Практика | Компьютер, ЦОР | 6.05 | |||
33 | Повторение учебного материала изученного за год | Теория + практика | Учебник, ЦОР | Тренировочный тест по курсу 8 класса | 13.05 | §1-26 | |
34 | Итоговое тестирование по курсу 8 класса | Практика | Учебник, ЦОР | 20.05 | |||
35 | Повторение учебного материала изученного за год | Теория | Учебник, ЦОР | Итоговый тест по курсу 8 класса | 27.05 | §1-26 |
Календарно-тематический план 9 класс
Номер урока | Тема урока | Вид занятий | Оборудование | Практика | Дата | УМК | |
1 | Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования. Аппаратное и программное обеспечение работы глобальных компьютерных сетей. Скорость передачи данных. | Теория | Учебник, ЦОР | 2.09 | § § 1, 3 Д/з№1 | ||
2 | Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами | Практика | Компьютер, ЦОР | Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами Выполнение итогового практического задания №1 | 4.09 | § 1 | |
3 | Электронная почта, телеконференции, обмен файлами | Теория | Учебник, ЦОР | 9.09 | § 2 Д/з №2 | ||
4 | Работа с электронной почтой | Практика | Компьютер, ЦОР | Работа с электронной почтой. Выполнение итогового практического задания №2 | 11.09 | § 2 | |
5 | Интернет Служба World Wide Web. Способы поиска информации в Интернете | Теория | Учебник, ЦОР | 16.09 | § § 4, 5 Д/з№3 | ||
6 | Работа с WWW: использование URL-адреса и гиперссылок, сохранение информации на локальном диске. | Практика | Компьютер, ЦОР | Работа с WWW: использование URL-адреса и гиперссылок, сохранение информации на локальном диске. Выполнение итогового практического задания №3 | 18.09 | § 4 | |
7 | Поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем | Практика | Учебник, компьютер, ЦОР | Выполнение итогового практического задания №4 | 23.09 | § 5 | |
8 | Создание простейшей Web-страницы с использованием текстового редактора | Практика | Компьютер, ЦОР | Создание простейшей Web-страницы с использованием текстового редактора Выполнение итогового практического задания №5 | 25.09 | § 5 | |
9 | Итоговая практическая работа по теме «Интернет» | Теория | Учебник, ЦОР | Итоговая практическая работа по теме «Интернет» Выполнение итогового практического задания №6 | 30.09 | § § 4, 5 | |
10 | Итоговое тестирование по теме «Передача информации в компьютерных сетях» | Практика | Компьютер, ЦОР | Итоговый тест к главе 1 «Передача информации в компьютерных сетях» | 2.10 | § § 1 - 5 | |
11 | Понятие модели. Назначение и свойства моделей. Графические информационные модели | Теория | Учебник, ЦОР | 7.10 | § § 6, 7 Д/з№4 | ||
12 | Табличные модели. | Теория | Учебник, ЦОР | 9.10 | § 8 Д/з№5 | ||
13 | Информационное моделирование на компьютере | Теория + практика | Учебник, компьютер, ЦОР | 14.10 | § 9 Д/з№6 | ||
14 | Проведение компьютерных экспериментов с математической и имитационной моделью | Теория | Учебник, ЦОР | Проведение компьютерных экспериментов с математической и имитационной моделью Выполнение итогового практического задания №7 | 16.10 | § 9 | |
15 | Итоговое тестирование по теме «Информационное моделирование». | Теория | Учебник, ЦОР | Итоговый тест к главе 2 «информационное моделирование» | 21.10 | § §6 - 9 | |
16 | Понятие базы данных и информационной системы. Реляционные базы данных | Практика | Компьютер, ЦОР | 23.10 | § 10 Д/з№7 | ||
17 | Назначение СУБД. | Теория | Учебник, ЦОР | Работа с готовой базой данных: добавление, удаление и редактирование записей в режиме таблицы. Выполнение итогового практического задания №8 | 28.10 | § 11 | |
18 | Проектирование однотабличной базы данных. Форматы полей. | Теория | Учебник, ЦОР | 30.10 | § 12 Д/з№8 | ||
19 | Проектирование однотабличной базы данных и создание БД на компьютере | Практика | Компьютер, ЦОР | Проектирование однотабличной базы данных и создание БД на компьютере Выполнение итогового практического задания №9 | 11.11 | § 12 | |
20 | Условия поиска информации, простые логические выражения | Теория + практика | Учебник, компьютер, ЦОР | 13.11 | § 13 Д/з№9 | ||
21 | Формирование простых запросов к готовой базе данных | Теория | Учебник, ЦОР | Формирование простых запросов к готовой базе данных Выполнение итогового практического задания №10 | 18.11 | § 13 | |
22 | Логические операции. Сложные условия поиска | Практика | Компьютер, ЦОР | 20.11 | § 14 Д/з№10 | ||
23 | Формирование сложных запросов к готовой базе данных | Практика | Компьютер, ЦОР | Формирование сложных запросов к готовой базе данных Выполнение итогового практического задания №11 | 25.11 | § 14 | |
24 | Сортировка записей, простые и составные ключи сортировки | Компьютер, ЦОР | Тренировочный тест к главе 3 «Хранение и обработка информации в бахзах данных» Кроссворд по теме : «СУБД и базы данных» | 27.11 | § 15 Д/з№11 | ||
25 | Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение | Теория + практика | Учебник, компьютер, ЦОР | Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение Выполнение итогового практического задания №12 | 2.12 | § 15 | |
26 | Итоговая работа по базам данных | Теория | Учебник, ЦОР | Итоговая работа по базам данных Выполнение итогового практического задания №13 | 4.12 | § §10 - 15 | |
27 | Итоговый тест по теме «Хранение и обработка информации в базах данных». | Итоговое | Компьютер, ЦОР | Итоговый тест к главе 3 «Хранение и обработка информации в базах данных» | 9.12 | § §10 - 15 | |
28 | Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера | Теория | Учебник, ЦОР | 11.12 | § 16 Д/з№12 | ||
29 | Представление чисел в памяти компьютера | Практика | Компьютер, ЦОР | 16.12 | § 17 Д/з№13 | ||
30 | Табличные расчёты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы. Данные в электронной таблице: числа, тексты, формулы. Правила заполнения таблиц . | Теория | Учебник, ЦОР | 18.12 | § §18, 19 Д/з№14 | ||
31 | Работа с готовой электронной таблицей: добавление и удаление строк и столбцов, изменение формул и их копирование. | Практика | Компьютер, ЦОР | Работа с готовой электронной таблицей: добавление и удаление строк и столбцов, изменение формул и их копирование. Выполнение итогового практического задания №14 | 23.12 | § §18, 19 | |
32 | Абсолютная и относительная адресация. Понятие диапазона. Встроенные функции. Сортировка таблицы | Теория + практика | Учебник, компьютер, ЦОР | 25.12 | § 20 Д/з№15 | ||
33 | Использование встроенных математических и статистических функций. Сортировка таблиц | Практика | Компьютер, ЦОР | Использование встроенных математических и статистических функций. Сортировка таблиц Выполнение итогового практического задания №15 | 13.01 | § 20 | |
34 | Деловая графика. Логические операции и условная функция. Абсолютная адресация. Функция времени. | Практика | Компьютер, ЦОР | 15.01 | § §21, 22 Д/з№16 | ||
35 | Построение графиков и диаграмм. Использование логических функций и условной функции. Использование абсолютной адресации. | Практика | Компьютер, ЦОР | Построение графиков и диаграмм. Использование логических функций и условной функции. Использование абсолютной адресации. Выполнение итогового практического задания №16 | 20.01 | § §21, 22 | |
36 | Математическое моделирование с использованием электронных таблиц. Имитационные модели | Теория | Учебник, ЦОР | Кроссворд по теме «Эленктронные таблицы» Тренировочный тест к главе 4 «Табличные вычисления на компьютере» | 22.01 | § §23, 24 Д/з№17 | |
37 | Итоговый тест по теме «Табличные вычисления на компьютере». | Практика | Компьютер, ЦОР | Итоговый тест к главе 4 «Табличные вычисления на компьютере» | 27.01 | § § 16 - 24 | |
38 | Кибернетическая модель управления. Управление без обратной связи. Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда, система команд, режимы работы. | Теория | Учебник, ЦОР | 29.01 | § § 25, 27, 28 Д/з№19 | ||
39 | Работа с учебным исполнителем алгоритмов: построение линейных алгоритмов. Выполнение практического задания. | Практика | Компьютер, ЦОР | Работа с учебным исполнителем алгоритмов: построение линейных алгоритмов. Выполнение практического задания. | 3.02 | § 28 | |
40 | Вспомогательные алгоритмы. Метод последовательной детализации и сборочный метод. | Теория | Учебник, ЦОР | 5.02 | § 29 | ||
41 | Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов. Выполнение практического задания. | Практика | Компьютер, ЦОР | Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов. Выполнение практического задания. | 10.02 | § 29 Д/з№20 | |
42 | Управление с обратной связью. Язык блок-схем. Использование циклов с предусловием | , ЦОР | 12.02 | § §26, 30 Д/з№18 | |||
43 | Работа с циклами. | Теория | Учебник, ЦОР | Работа с циклами. Выполнение практического задания | 17.02 | § 30 Д/з№21 | |
44 | Ветвления. Использование двухшаговой детализации | Теория | Учебник, ЦОР | 19.02 | § 31 | ||
45 | Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма. Использование ветвлений | Практика | Компьютер, ЦОР | Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма. Использование ветвлений | 24.02 | § 31 | |
46 | Зачётное задание по алгоритмизации. | Теория | Учебник, ЦОР | Тренировочный тест к главе 5 «Управление и алгоритмы» | 26.02 | § § 25 - 31 Д/з№22 | |
47 | Тест по теме «Управление и алгоритмы» | Практика | Компьютер, ЦОР | Итоговый тест к главе 5 «Управление и алгоритмы» | 3.03 | ||
48 | Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, основные типы, присваивание, ввод и вывод данных | Компьютер, ЦОР | 5.03 | § §32, 33 Д/з№23 | |||
49 | Возникновение и назначение языка Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Операторы ввода, вывода, присваивания. Линейные вычислительные алгоритмы. | Теория | Учебник, ЦОР | Выполнение практического задания №19 | 10.03 | § §34, 35 Д/з№24 | |
50 | Работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка, выполнение, тестирование. Разработка линейных алгоритмов. Выполнение практического задания . | Теория | Учебник, ЦОР | Работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка, выполнение, тестирование. Разработка линейных алгоритмов. Выполнение практического задания . Выполнение практического задания №20 | 12.03 | § 35 | |
51 | Оператор ветвления | Теория + практика | Учебник, компьютер, ЦОР | Выполнение практического задания №21 | 17.03 | § §36, 37 Д/з№25 | |
52 | Разработка программы на языке Паскаль с использованием операторов ввода, вывода, присваивания и простых ветвлений. | Теория | Учебник, ЦОР | Разработка программы на языке Паскаль с использованием операторов ввода, вывода, присваивания и простых ветвлений. Выполнение практического задания №22 | 19.03 | § 38 Д/з№26 | |
53 | Логические операции на Паскале | Практика | Компьютер, ЦОР | Разработка программы на языке Паскаль с использованием оператора ветвления и логических операций Выполнение практического задания №22 | 31.03 | § §37, 38 Д/з№26 | |
54 | Циклы на языке Паскаль | Теория | Учебник, ЦОР | Выполнение практического задания №23 | 2.04 | § §39, 40 | |
55 | Циклы. | Практика | Компьютер, ЦОР | Разработка программ c использованием цикла с предусловием Выполнение практического задания №24, 25 | 7.04 | §39 Д/з№27 | |
56 | Одномерные массивы в Паскале | Теория | Учебник, ЦОР | 9.04 | § §41, 42 | ||
57 | Одномерные массивы в Паскале | Практика | Компьютер, ЦОР | Разработка программ обработки одномерных массивов Выполнение практического задания №26, 27 | 14.04 | § §41, 42 Д/з№28 | |
58 | Понятие случайного числа. Датчик случайных чисел в Паскале. Поиск чисел в массиве | Практика | Компьютер, ЦОР | Разработка программы поиска числа в случайно сформированном массиве Выполнение практического задания №32 | 16.04 | § 43 | |
59 | Обработка массивов | ЦОР | Выполнение практического задания №30, 31 | 21.04 | Часть 2, §6,1-6,2 | ||
60 | Административный тест по теме «Программное управление работой компьютера». | Теория | Учебник, ЦОР | Итоговый тест к главе 6 «Программное управление работой компьютера» | 23.04 | § § 32 - 43 | |
61 | Предыстория информационных технологий. История чисел и систем счисления | Теория | Учебник, ЦОР | 28.04 | § §44, 45 | ||
62 | История ЭВМ и ИКТ | Теория | Учебник, ЦОР | 30.04 | § § 45 - 47 Д/з№29 | ||
63 | История ЭВМ и ИКТ | Практика | Компьютер, ЦОР | 5.05 | § § 45 - 47 Д/з№29 | ||
64 | Основы социальной информатики | Теория | Учебник, ЦОР | 7.05 | § §48, 49 | ||
65 | Тест по теме «Информационные технологии и общество» | Теория | Учебник, ЦОР | Итоговый тест к главе 7 «Информационные технологии и общество» | 12.05 | § 44 - 49 | |
66 | Подготовка к итоговому тестированию по курсу 9 кл | Практика | Компьютер, ЦОР | Тренировочный тест по курсу 9 класса | 14.05 | Учебник 9 кл. | |
67 | Итоговое тестирование по курсу 9 класса | Теория | Учебник, ЦОР | Итоговый тест по курсу 9 класса Тренировочный тест по курсу 8-9 класса | 19.05 | ||
68 | Повторение изученного за курс 8-9 классов | Практика | Компьютер, ЦОР | Итоговый тест по курсу 8-9 классов | 21.05 | Учебник 9 кл. |
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен:
8 класс
знать/понимать
- сущность понятия «информация», ее основные виды;
- вилы информационных процессов; примеры источников и приемников информации:
- особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком;
- единицы измерения количества и скорости передачи информации:
- программный принцип работы компьютера;
- основные виды программного обеспечения компьютера и их назначение;
- назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
• определять количество информации, используя алфавитный подход к измерению информации;
• оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности:
• оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
• создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки; проводить проверку правописания: использовать в тексте таблицы, изображения:
- создавать рисунки, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать презентации на основе шаблонов;
- пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой);
- следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий:
использовать приобретенные знания п умения в практической деятельности к повседневной жизни для:
- создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
- организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов:
9 класс
знать/понимать
- сущность понятия «информация», её основные виды:
- виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
- особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком;
- единицы измерения количества и скорости передачи информации;
- программный принцип работы компьютера:
- основные виды программного обеспечения компьютера и их назначение;
- назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
- назначение и принципы работы компьютерных сетей;
• основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
• программный принцип работы компьютера;
• назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий:
• назначение и виды моделей, описывающих объекты и процессы;
• области применения моделирования объектов и процессов;
уметь
• использовать возможности локальной и глобальной сети для обмена информацией и доступа к периферийным устройствам и информационным банкам;
• представлять числа в различных системах счисления;
• выполнять и строить простые алгоритмы;
• использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
• оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
• оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации, скорость передачи информации;
• создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
• искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
• пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой);
• следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем);
• проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов процессов;
• создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
• организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
Процент выполнения задания | Отметка |
95% и более | отлично |
80-94%% | хорошо |
66-79%% | удовлетворительно |
менее 66% | неудовлетворительно |
При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
- грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
- погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
- недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
- мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
- «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
- «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
- «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
- «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
- «1» – отказ от выполнения учебных обязанностей.
Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится в следующих случаях:
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;
- не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;
- отказался отвечать на вопросы учителя.
Источники информации и средства обучения.
I. Учебно-методический комплект
8 класс
1. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
2. Задачник-практикум по информатике в II ч. / И. Семакин. Г.. Хеннер – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
3. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс».
9 класс
1. Семакин И.Г., Залогова Л.А, Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
2. Задачник-практикум по информатике в II ч. / И. Семакин, Е. Хеннер – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
3. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс».
II. Литература для учителя
1. Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
2. Семакин И.Г., Вараксин Г.С. Структурированный конспект базового курса. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
3. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс».
4. Семакин И.Г. Таблица соответствия содержания УМК «Информатика и ИКТ» 8-9 классы Государственному образовательному стандарту.
5. Семакин И.Г. Видеолекция «Методика обучения информатике и ИКТ в основной школе», 26.11.2009.
6. Семакин И.Г. Видеолекция «Особенности обучения алгоритмизации и программированию», 27.11.2009.
III. Технические средства обучения
- Рабочее место ученика (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
- Наушники (рабочее место ученика).
- Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
- Колонки (рабочее место учителя).
- Микрофон (рабочее место учителя).
- Проектор.
- Лазерный принтер черно-белый.
- Лазерный принтер цветной.
- Сканер.
- Цифровая фотокамера.
- Цифровая видеокамера.
- Модем ADSL
- Локальная вычислительная сеть.
IV. Программные средства
- Операционная система Windows ХР.
- Файловый менеджер Проводник (входит в состав операционной системы).
- Растровый редактор Paint (входит в состав операционной системы).
- Простой текстовый редактор Блокнот (входит в состав операционной системы).
- Мультимедиа проигрыватель Windows Media (входит в состав операционной системы).
- Программа Звукозапись (входит в состав операционной системы).
- Почтовый клиент Outlook Express (входит в состав операционной системы).
- Браузер Internet Explorer (входит в состав операционной системы).
- Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0.
- Программа-архиватор WinRar.
- Клавиатурный тренажер «Руки солиста».
- Офисное приложение Microsoft Office 2003, включающее текстовый процессор Microsoft Word со встроенным векторным графическим редактором, программу разработки презентаций Microsoft PowerPoint, электронные таблицы Microsoft Excel, систему управления базами данных Microsoft Access.
- Программа-переводчик ABBYY Lingvo 12.
- Система оптического распознавания текста АВВYY FineReader 8.0.
- Система программирования TurboPascal.
- Программа интерактивного общения ICQ.
Список литературы
1. Стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ (из приложения к приказу Минобразования России от 05.03.04 № 1089) / Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы: методическое пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
2. Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям / Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы: методическое пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
3. Программа базового курса информатики / Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
4. Семакин И.Г., Залогова Л.А, Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
5. Семакин И.Г., Залогова Л.А, Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 8 класса, по учебнику И. Г. Семакина
Настоящая рабочая программа по информатике и ИКТ для 8 класса составлена в соответствии с Рекомендациями по разработке и утверждению рабочих программ учебных курсов и дисциплин Минис...
Рабочая программа по информатике и ИКТ 8-9 класс по авторской программе Семакина И.Г.
Материал представляет собой полную версию рабочей программы по Информатике и ИКТ 8-9 класс, разработанной в соответствии с авторской программой Семакина И.Г. (102 часа)....
Рабочая программа по информатике и ИКТ 10-11 класс по авторской программе Семакина И.Г.
Материал представляет собой полную версию рабочей программы и календарно-тематического планирования на 68 часов 10-11 класс в соответствии с авторской программой Семакина И.Г....
Рабочая программа по информатике для 8 и 9 классов (по учебнику Семакина И.Г.)
Рабочая программа составлена на основе авторской рабочей программы И.Г. Семакина (Сборник «Информатика. Программа для основной школы: 7-9 классы. ФГОС» под ред. И.Г. Семакина, Издательство БИНОМ. Лабо...
Рабочая программа по информатике и ИКТ 10-11 класс (углубленный, 4 часа, И.Г.Семакин)
Рабочая программа по информатике и ИКТ 10-11 класс (углубленный, 4 часа, И.Г.Семакин)...
Рабочая программа по информатике Федотовой А.В. 10 класс. Учебник И.Г. Семакин
Рабочая программа по информатике 10 класс. Учебник И.Г. Семакин...
Рабочая программа по Информатике и ИКТ для 10 класса по учебнику Семакина И.Г.
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы общеобразовательного курса по информатике и ИКТ для 10-11 классов (профильный уровень) (Сборник нормативных документов Информатик...