Программа элективного курса для 9 классов: «Программирование на языке Паскаль» - 17 часов.
элективный курс по информатике и икт (9 класс)
Вопрос, который невозможно обойти при обсуждении содержания элективных курсов по информатике, связан с целесообразностью изучения программирования. Понятно, что программирование - стержень профильного курса информатики. Но какова его роль и есть ли необходимость изучать программирование в рамках элективных курсов?
Часто говорят, что в современных условиях развитого прикладного программного обеспечения изучение программирования потеряло свое значение как средство подготовки основной массы школьников к труду, профессиональной деятельности. С одной стороны, это действительно так, но, с другой стороны, изучение основ программирования связано с целым рядом умений и навыков (организация деятельности, планирование ее и т.д.), которые по праву носят общеинтеллектуальный характер и формирование которых - одна из приоритетных задач современной школы.
Очень велика роль изучения программирования для развития мышления школьников, формирования многих приемов умственной деятельности. Здесь роль информатики сродни роли математики в школьном образовании. Поэтому не использовать действительно большие возможности программирования, решения соответствующих задач для развития мышления школьников, формирования многих общеучебных, общеинтеллектуальных умений и навыков было бы, наверное, неправильно.
Изучая программирование на языке Паскаль, учащиеся приобщаются к алгоритмической культуре, познают азы профессии программиста.
Элективный курс «Основы программирования на языке Паскаль» является предметом по выбору для учащихся 9 средней школы. Курс рассчитан на 12 часов по 1 часу в неделю.
В данном курсе изучаются основы языка Паскаль, типы данных, базовые алгоритмические структуры (следование, ветвление, циклы), структурное программирование; положена работа с простыми типами данных.
Основная цель данного курса: Формирование интереса к изучению профессии, связанной с программированием; алгоритмической культуры. Дать ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному курсу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа элективного курса для 9 классов: «Программирование на языке Паскаль» - 17 часов. | 38.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа «Земля родная»
Рассмотрена на заседании МО
Протокол № 6 от « 26 » мая 2016 | Принята на Педагогическом совете
Протокол № 9 от « 27 » мая 2016 | Утверждаю Директор МАОУ «СШ «Земля родная» _________________С.Н. Боцян Приказ № 307 от « 27 » мая 2016 |
Рабочая программа элективного курса «Программирование на языке Паскаль»
Составитель: Абдуллаева Гурикиз Абдулвагабовна
Год реализации программы: 2016/ 2017 учебный год
Класс: 9а, 9б, 9в
Общее количество часов по плану: 17 часов
Количество часов в неделю: 2 часа
Рабочая программа составлена на основании авторской программы М.П.Вишневской «Программирование на языке Турбо Паскаль». Информатика. 9 класс
Учебники:
Информатика. 9 класс Элективные курсы «Создание программ на языке Паскаль»
« 24 » мая 2016 ________________
(подпись учителя)
г. Новый Уренгой
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Вопрос, который невозможно обойти при обсуждении содержания элективных курсов по информатике, связан с целесообразностью изучения программирования. Понятно, что программирование - стержень профильного курса информатики. Но какова его роль и есть ли необходимость изучать программирование в рамках элективных курсов?
Часто говорят, что в современных условиях развитого прикладного программного обеспечения изучение программирования потеряло свое значение как средство подготовки основной массы школьников к труду, профессиональной деятельности. С одной стороны, это действительно так, но, с другой стороны, изучение основ программирования связано с целым рядом умений и навыков (организация деятельности, планирование ее и т.д.), которые по праву носят общеинтеллектуальный характер и формирование которых - одна из приоритетных задач современной школы.
Очень велика роль изучения программирования для развития мышления школьников, формирования многих приемов умственной деятельности. Здесь роль информатики сродни роли математики в школьном образовании. Поэтому не использовать действительно большие возможности программирования, решения соответствующих задач для развития мышления школьников, формирования многих общеучебных, общеинтеллектуальных умений и навыков было бы, наверное, неправильно.
Изучая программирование на языке Паскаль, учащиеся приобщаются к алгоритмической культуре, познают азы профессии программиста.
Элективный курс «Основы программирования на языке Паскаль» является предметом по выбору для учащихся 9 средней школы. Курс рассчитан на 12 часов по 1 часу в неделю.
В данном курсе изучаются основы языка Паскаль, типы данных, базовые алгоритмические структуры (следование, ветвление, циклы), структурное программирование; положена работа с простыми типами данных.
Основная цель данного курса: Формирование интереса к изучению профессии, связанной с программированием; алгоритмической культуры. Дать ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному курсу.
Задачи курса:
- Научить учащихся структурному программированию как методу, предусматривающему создание понятных, локально простых и удобочитаемых программ, характерными особенностями которых является: модульность, использование унифицированных структур следования и выбора.
- Приобретение знаний и навыков алгоритмизации учащимися в ее структурном варианте.
- Освоение всевозможных методов решения задач, реализуемых на языке Паскаль.
- Развитие алгоритмического мышления учащихся.
- Формирование навыков грамотной разработки программ.
- Углубление знаний, умений и навыков решения задач по программированию и алгоритмизации.
Состав учебно-методического комплекта.
Учебно-методический комплект по элективному курсу «Программируем на языке Паскаль» включает учебные пособия и практикум:
- Попов В.Б. Turbo Pascal для школьников: Учеб. Пособие.- 3-е доп. изд. - М.: Финансы и статистика, 2002.
- Информатика. Задачник - практикум в 2т. / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера: Том 1. – М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2002.
Также предполагается использование дополнительных пособий по программированию.; справочный материал; тестовые задания; задачи для самостоятельного решения.
Методическая поддержка курса реализуется с помощью методического пособия по информатике под редакцией Чернова А.А.
Личностно-ориентированная направленность курса. Личность ученика – вот, что должно стоять во главе учебно-воспитательного процесса. Личностно-ориентированное обучение в настоящее время становится все более актуальным. Главная цель, использования личностно-ориентированного подхода – не просто видеть на уроке (занятии) каждого ученика, но и делать его успешным даже в самой трудной ситуации. Важно - создать на уроке ситуацию успеха.
Контроль знаний и умений. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практикумов по каждому разделу курса.
Организация учебного процесса. В основу организации учебного процесса положена система лекционно-семинарских занятий. Данная система позволяет максимально приблизить учащихся к обучению в высших учебных заведениях. Поэтому учебный процесс можно организовать в двух взаимосвязанных и взаимодополняющих формах:
- урочная форма, в которой учитель объясняет новый материал (лекции), консультирует учащихся в процессе решения задач, учащиеся защищают практикумы по решению задач;
- внеурочная форма, в которой учащиеся после занятий (дома или в компьютерном классе) самостоятельно выполняют компьютерные практикумы.
Лекции. Представление учебного материала учащимся проводится в форме лекций. Для лучшего восприятия материала - лекции сопровождаются демонстрацией презентаций.
Практикум по решению задач. Основной формой проведения занятий являются практикумы по решению задач. Организация личностно-ориентированных практикумов по решению задач, личностно-ориентированного контроля – это как раз то, что необходимо учащемуся для его уверенности, успешности в очень сложном разделе информатики. Эти две формы работы предполагают следующее:
- Каждому ученику подбираются индивидуальные задачи
- Подбор задач для каждого ученика необходимо выполнять исходя из их умственных способностей и психологического настроя к программированию.
- Задачи каждому ученику выдаются адресно. Каждый ученик на разных практикумах имеет разный вариант (сегодня первый, в следующий раз девятый и т.д.) – это тоже важный момент, ориентированный на личность учащегося.
- Задачи для каждого ученика посильные, т.е. он заведомо уверен в своем успехе.
Семинар. После завершения практикума ученики защищают свои решения на семинарах перед другими учениками, делится новыми способами решения. Принимают участие в дискуссии по поводу решения задач, предлагают другие пути их решения. Отвечают на возникшие вопросы в ходе обсуждения.
Минимально необходимый уровень знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для успешного прохождения курса
- Базовые алгоритмические структуры.
- Запись алгоритма в виде блок-схем.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение в Паскаль. Данные. Типы данных
Место языка Паскаль среди языков программирования высокого уровня. Структуру программы на языке Паскаль. Читать синтаксические диаграммы и сопоставлять их с реальными текстами на языке Паскаль. Структуру модулей в Турбо Паскаль. Пользоваться готовыми модулями и разбираться в их структуре, назначении отдельных разделов. Пользоваться стандартным модулем Crt.
Что такое величина и чем она характеризуется. Что такое операция, операнд и их характеристики; в чем принципиальные отличия величин структурированных и не структурированных; о таких структурах данных, как множество, запись, файл, стек, очередь, строка. Что может входить в состав арифметического выражения; перечень математических функций, входящих в Турбо Паскаль. О логических выражениях и входящих в них операндах, операциях и функциях. Записывать примеры арифметических и логических выражений всех атрибутов, которые могут в них входить.
Перечень основных операторов языка Паскаль. Синтаксис этих операторов. Детали процесса исполнения каждого из операторов. Описывать словесно работу каждого из рассмотренных операторов. Разрабатывать программы обработки числовой и символьной информации, требующие вложения одного и БОЛЕЕ основных операторов.
Алгоритмы линейной структуры
Понятие алгоритма, виды алгоритмов, линейный алгоритм. Арифметические выражения. Стандартные функции. Правила записи арифметических выражений. Операции. Операнды. Следование.
Алгоритмы разветвляющейся структуры
Организацию ветвлений в программах. Основные понятия математической логики. Условный оператор. Оператор безусловного перехода.
Алгоритмы циклической структуры
Циклы. Организация программ циклической структуры: циклы с предусловием, с постусловием, с параметром.
Программирование с использованием подпрограмм
Подпрограммы. Процедура. Функция.
Решение олимпиадных задач и задач повышенной сложности.
Учебно-тематический план.
№ | Тема | Всего часов | Кол-во часов | |
Теор. | Практ. | |||
1 | Введение в Паскаль. Данные. Типы данных | 3 ч | 2 | 1 |
2 | Алгоритмы линейной структуры | 3 ч | 1 | 2 |
3 | Алгоритмы разветвляющейся структуры | 3 ч | 1 | 2 |
4 | Алгоритмы циклической структуры | 3 ч | 1 | 2 |
5 | Программирование с использованием подпрограмм | 3 ч | 1 | 2 |
6 | Решение олимпиадных задач и задач повышенной сложности | 2 ч | 2 | |
ИТОГО: | 17 ч | 6 | 11 |
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате освоения элективного курса
обучающиеся должны знать:
- алгоритмические конструкции, исполнители;
- основы программирования на одном из языков программирования;
- общую структуру языка программирования, его синтаксис;
- правила определения типа переменной и ее описания;
- правила записи операторов языка, порядок выполнения операций, стандартные и пользовательские функции, записи и выполнения арифметических и логических функций;
- правила записи на языке программирования условного оператора, оператора выбора, цикла с предусловием, цикла с постусловием, цикла со счётчиком, процедуры, функции;
- основные приёмы отладки и тестирования программ.
Обучающиеся должны уметь:
- составлять и записывать программы, используя известные алгоритмические конструкции;
- распознавать необходимость применения той или иной алгоритмической конструкции при решении задачи;
- составлять программы для линейной алгоритмической конструкции.
- составлять программы для разветвляющейся алгоритмической конструкции.
- использовать процедуры и функции при решении задач;
- правильно записывать символы и ключевые слова языка программирования;
- записывать числовые и логические константы, задавать и описывать переменные;
- описывать тип и размерность массивов;
- составлять математическую модель, алгоритм и программу для решения простых задач;
- понимать листинг, корректировать программу;
- выводить результаты на дисплей или записывать в файл;
- решать олимпиадные задачи начального уровня.
- проводить отладку и тестирование программ.
Список литературы для преподавателей
- Попов В.Б. Turbo Pascal для школьников: Учеб. Пособие.- 3-е доп. изд. - М.: Финансы и статистика, 2002.
- Рапаков Г.Г., Ржеуцкая С.Ю. Turbo Pascal для студентов и школьников. – СПб.: БХВ-Петербург, 2004.
- Культин Н. Б. Turbo Pascal в задачах и примерах. – СПб.: БХВ-Петербург, 2002г.
- Информатика Задачник – практикум в 2-х томах/ Под ред. И.Г.Семакина – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009.
- Информатика: весь курс: для подготовки к ЕГЭ/ О.Ю. Заславская./М.: Эксмо, 2009.
- ГИА. Информатика. 9 класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА / О.В.Ярцева, Е.Н.Цикина. – Ярославль,: Академия развития, 2012.
- ГИА – 2011. Экзамен в новой форме: Информатика: 9 класс/ сост. Д.П. Кириенко и др. –М.: АСТ: Артель, 2011
- Информатика. Сборник тренировочных вариантов экзаменационных работ. ФИПИ 2012. АСТ, «Астрель» Москва.
Дополнительная литература для обучающихся
- Информатика. Сборник тренировочных вариантов экзаменационных работ. ФИПИ 2012. АСТ, «Астрель» Москва.
- Готовимся к ГИА. Информатика. 8, 9 класс. Итоговое тестирование в формате экзамена./ Сост. О.В.Ярцева, Е.Н.Цикина. – Ярославль,: Академия развития, 2010.
- Материалы информационных ресурсов Интернета.
Календарно-тематическое планирование
№ ур | Наименование раздела. Тема урока. | Кол-во часов | Вид урока | Содержание основного материала | Требования к уровню подготовки учащихся | Контроль кач-ва образования. Формы контроля | д/з | Дата | |
план | факт | ||||||||
Введение в Паскаль. Данные. Типы данных (3 часа) | |||||||||
Введение в Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Рекомендации по стилю записи программы, использование комментариев. Алфавит языка. | 1 | лекция | В ввод в среду программирования, описание переменных и констант. Структура, стили программы. | Знать: структуру программы, синтаксис языка. уметь: ориентироваться в окне приложения, описывать переменные, составлять программы | Опрос | Конспект | |||
Типы данных: целый и вещественный, логический и символьный. Константы. Переменные. | 1 | лекция | Решение задач на составление программ | Знать типы данных (числовой, целочисленной, символьной, строчковой, логической) | Опрос | Конспект | |||
Организация ввода-вывода. Оператор присваивания. | 1 | Практическое занятие | Освоение понятий оператора ввода-вывода и оператора присваивания | Знать: операторы ввода-вывода, операторы присваивания уметь записывать в среде программирования уметь: присваивать переменные и константы | С.Р. | ||||
Алгоритмы линейной структуры (3 часа) | |||||||||
Арифметические выражения. Стандартные функции. Правила записи арифметических выражений. Операции. Операнды. Следование. | 1 | лекция | Арифметические выражения. Стандартные функции. Операции. Операнды. Следование. | Знать правила записи арифметических выражений. Уметь записывать стандартные функции, операции | Опрос | Конспект | |||
Практикум по решению задач | 1 | Практическое занятие | Постановка задачи, формализация, алгоритмизация, программирование, отладка и тестирование | Уметь строить линейный алгоритм на языке Паскаль | Отчет о выполнении п/р | ||||
Обобщающий урок по теме «Алгоритмы линейной структуры» | 1 | Практическое занятие | Решение задач на составление программ | Уметь строить линейный алгоритм на языке Паскаль | С.Р. | ||||
Алгоритмы разветвляющейся структуры (3 часа) | |||||||||
Организация ветвлений в программах. Условный оператор. Оператор безусловного перехода. | 1 | лекция | Условный оператор, сокращенная форма условного оператора, составной оператор, вложенные ветвления | Иметь представление об условном операторе, о составном операторе и многообразии способов записи ветвлений | Опрос | Конспект | |||
Практикум по решению задач | 1 | Практическое занятие | Условный оператор, сокращенная форма условного оператора, составной оператор, вложенные ветвления | Иметь представление о составном операторе и многообразии способов записи ветвлений | Отчет о выполнении п/р | ||||
Обобщающий урок по теме «Алгоритмы разветвляющейся структуры» | 1 | Практическое занятие | Знать способы записи ветвлений. Уметь строить разветвляющийся алгоритм на языке Паскаль | С.Р. | |||||
Алгоритмы циклической структуры (3 часа) | |||||||||
Циклы. Организация программ циклической структуры. | 1 | лекция | Циклы. Циклы с предусловием, с постусловием, с параметром. | Знать различные варианты программирования циклического алгоритма | Опрос | Конспект | |||
Практикум по решению задач | 1 | Практическое занятие | While (цикл –ПОКА), repeat (цикл – ДО), for (цикл с параметром). | Иметь представление о программирование циклов с заданным условием, с заданным числом повторений | Отчет о выполнении п/р | ||||
Обобщающий урок по теме «Алгоритмы циклической структуры» | 1 | Практическое занятие | While (цикл –ПОКА), repeat (цикл – ДО), for (цикл с параметром). | Уметь строить циклы с заданным условием, с заданным числом повторений на языке Паскаль | С.Р. | ||||
Программирование с использованием подпрограмм (3 часа) | |||||||||
Подпрограммы. Процедура. Функция. | 1 | лекция | Вспомогательный алгоритм, подпрограммы, процедура функция | Знать что такое подпрограмма, процедура и функции. | Опрос | Конспект | |||
Практикум по решению задач | 1 | Практическое занятие | Вспомогательный алгоритм, подпрограммы, процедура функция | Знать что такое подпрограмма, процедура и функции. | Отчет о выполнении п/р | ||||
Обобщающий урок по теме «Подпрограммы. Процедура. Функция» | 1 | Практическое занятие | Вспомогательный алгоритм, подпрограммы, процедура функция | Уметь составлять программы с использованием подпрограмм, процедур и функции. | Отчет о выполнении п/р | ||||
Решение олимпиадных задач | 1 | Практическое занятие | Решение задач на составление программ | Умеют владеть одним из языков программирования и решать сложные задачи | Отчет о выполнении п/р | ||||
Решение задач повышенной сложности | 1 | Практическое занятие | Решение задач на составление программ | Умеют владеть одним из языков программирования и решать сложные задачи | Зачетная работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса профильного обучения по английскому языку в старших классах Space Exploration
Данная программа может использоваться в преподавании элективных профильных курсов английского языка в 10-11 классах общеобразовательных школ и гимназиях с углубленным изучением иностранных языко...
Программа элективного курса профильной подготовки по английскому языку для учащихся 10 и 11 классов "Технический английский"
Программа данного курса по английскому языку базируется на изучении и освоении лексики научно-популярных и общетехнических текстов, соответствующих уровню школьной программы для 10 и 11 классов. Это п...
Программа элективного курса «Francais communication quotidienne. Французский язык- ежедневное общение.» для учащихся 10 класса социально-гуманитарного профиля
В соответствии с выше изложенным и, руководствуясь Концепцией профильного обучения « Об организации и внедрении профильного образования на старшей ступени общего образования » от 18.07 02 за № 2783 со...
Рабочая программа элективного курса "Создание информационных моделей на языке программирования"
Рабочая программа элективного курса "Создание информационных моделей на языке программирования"...
Программа элективного курса профильного обучения по английскому языку на этапе получения среднего общего образования «Изучение английского языка для классов естественно-математического, технологического профилей»
Программа элективного курса «Изучение английского языка для классов естественно-математического профиля» предназначена разработанный для обучающихся на ступени получения среднего (полного) общег...
Программа элективного курса Готовимся к ЕГЭ по физике 17 часов
Программа элективного курса Готовимся к ЕГЭ по физике 17 часов...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСОВ ПО ВЫБОРУ «ПРОГРАММИРОВАНИЕ НА ЯЗЫКЕ ПАСКАЛЬ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАКУРСОВ ПО ВЫБОРУ «ПРОГРАММИРОВАНИЕ НА ЯЗЫКЕ ПАСКАЛЬ»...