Программа элективного курса Готовимся к ЕГЭ по физике 17 часов
элективный курс по физике (11 класс) на тему
Программа элективного курса Готовимся к ЕГЭ по физике 17 часов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elektivnogo_kursa_gotovimsya_k_ege_po_fizike.doc | 103.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Калиновская средняя общеобразовательная школа»
ПРИНЯТА педагогическим советом МКОУ "Калиновская средняя общеобразовательная школа" Протокол от «____»___________20__ г. №____ | УТВЕРЖДЕНА приказом директора МКОУ "Калиновская средняя общеобразовательная школа" от «____»______________20___ г. №___ Директор ____________И.А.Барышников |
Рабочая программа элективного курса
«Готовимся к ЕГЭ по физике».
11 класс
2016-2017 учебный год
Общее количество часов 17.
Составитель: Башканов А.П., учитель физики и информатики, высшая квалификационная категория
Программа рассмотрена на заседании методического объединения учителей естественно-математического цикла и рекомендована для принятия педагогическим советом (протокол от «___»________20___ года №____)
Руководитель методического объединения Дунайцева А.В._____________
Введение
Одна из проблем старшей школы во многих случаях – количество учащихся, недостаточное для комплектования профильных классов. Большинство школ в ближайшие годы, вероятно, пойдет по пути обучения детей в классах универсального обучения без определенного профиля, где физика изучается на базовом уровне. Удовлетворить в этих условиях запросы учащихся, собирающихся продолжить обучение в вузах и нуждающихся в изучении физики на повышенном уровне для сдачи ЕГЭ, возможно с помощью элективных курсов, дополняющих базовый. Эти курсы будут максимально эффективными, если повышение уровня обучения будет достигаться не столько расширением теоретической части курса физики, сколько углублением его практической стороны за счет решения разнообразных задач.
Пояснительная записка.
Курс опирается на знания, полученные при изучении базового курса физики. Основное средство и цель его освоения – решение задач. Лекции же предназначены не для сообщения новых знаний, а для повторения теоретических основ, необходимых для выполнения практических заданий, поэтому они должны носить обзорный характер при минимальном объеме математических выкладок. Теоретический материал удобно обобщить в виде таблиц. Форму таблицы может предложить учитель, а заполнение ученик осуществит самостоятельно. Ввиду предельно ограниченного времени, отводимого на прохождение курса, его эффективность будет определяться именно самостоятельной работой ученика, для которой потребуется не менее 3-4 часов в неделю.
В процессе обучения важно фиксировать внимание обучаемых на выборе и разграничении физической и математической моделей рассматриваемого явления, отработать стандартные алгоритмы решения физических задач в стандартных ситуациях для сдающих ЕГЭ с целью получения аттестата, и в измененных или новых ситуациях для желающих изучить предмет и сдать экзамен на профильном уровне. При решении задач рекомендуется широкое использование аналогий, графических методов, физического эксперимента. Экспериментальные задачи включаются в соответствующие разделы. При отсутствии в школе необходимой технической поддержки эксперимента рекомендуется использование электронных пособий.
Одно из труднейших звеньев учебного процесса – научить учащихся решать задачи. Чаще всего физику считают трудным предметом, так как многие плохо справляются с решение задач. Решая физические задачи, ребята должны иметь представление о том, что их работа состоит из трёх последовательных этапов:
1) анализа условия задачи ( что дано, что требуется найти, как связаны между собой данные и искомые величины и т. д.),
2) собственно решения ( составления плана и его осуществление),
3) анализа результата решения.
Главная цель анализа- определить объект ( или систему), который рассматривается в задаче, установить его начальное и конечное состояние, а также явление или процесс, переводящий его из одного состояния в другое, выяснить причины изменения состояния и определить вид взаимодействия объекта с другими телами ( это помогает объяснить физическую ситуацию, описанную в условии, и дать её наглядное представление в виде рисунка, чертежа , схемы). Заканчивается анализ содержания задачи краткой записью условия с помощью буквенных обозначений физических величин (обязательно указываются наименования их единиц в системе СИ).
Приступая к решению задачи, надо напомнить ученикам о необходимости иметь план действий: представлять себе, поиск каких физических величин приведёт к конечной цели.
Алгоритм решения физических задач.
- Внимательно прочитай и продумай условие задачи.
- Запиши условие в буквенном виде.
- Вырази все значения в системе СИ.
- Выполни рисунок, чертёж, схему.
- Проанализируй, какие физические процессы, явления происходят в ситуации, описанной в задаче, выяви те законы (формулы, уравнения), которым подчиняются эти процессы, явления.
- Запиши формулы законов и реши полученное уравнение или систему уравнений относительно искомой величины с целью нахождения ответа в общем виде.
- Подставь числовые значения величин с наименование единиц их измерения в полученную формулу и вычисли искомую величину.
- Проверь решение путём действий над именованием единиц, входящих в расчётную формулу.
- Проанализируй реальность полученного результата.
Программа курса.
1. Электродинамика.(3ч)
Правило буравчика. Сила Ампера. Сила Лоренца. Применение правила Ленца.
Закон электромагнитной индукции. Явление самоиндукции. Индуктивность.
2. Механические колебания.(2ч)
Законы гармонических колебаний материальной точки. Модели колебательных механических систем: математический маятник; пружинный маятник; физический маятник.
3. Электромагнитные колебания.(2ч)
Колебательный контур. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях. Различные виды сопротивлений в цепи переменного тока.
4. Механические волны.(2ч)
Свойства волн. Звуковые волны.
5. Световые волны.(3ч)
Законы геометрической оптики. Формула тонкой линзы.
Увеличение линзы. Интерференция волн. Дифракция волн.
Поперечность световых волн. Поляризация света.
6. Элементы теории относительности.(1ч)
Инварианты и изменяющиеся величины.
Относительность длины, массы, времени, скорости.
7. Излучение и спектры.(1ч)
Виды излучений.
Спектры и их виды.
Спектральный анализ.
8. Квантовая физика.(3ч)
Фотоэффект и законы фотоэффекта. Модели атомов. Квантовые постулаты Бора. Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер.
Ядерные реакции. Энергетический выход ядерных реакций.
Учебно-тематический план:
№ п/п | Раздел/ вид деятельности | кол-во часов | Содержание | План. | Факт. |
Электродинамика. | 3 | ||||
1 | Лекция. | 1 | Правило буравчика. Сила Ампера. Сила Лоренца. | ||
2 | Семинар. | 1 | Закон электромагнитной индукции. Применение правила Ленца. | ||
3 | Семинар. | 1 | Явление самоиндукции. Индуктивность. | ||
Механические колебания. | 2 | ||||
4 | Лекция. | 1 | Законы гармонических колебаний материальной точки. | ||
5 | Семинар. | 1 | Модели колебательных механических систем: математический маятник; пружинный маятник; физический маятник. | ||
Электромагнитные колебания | 2 | ||||
6 | Лекция. | 1 | Колебательный контур. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях. | ||
7 | Анализ решения задач. | 1 | Различные виды сопротивлений в цепи переменного тока. | ||
Механические волны. | 2 | ||||
8 | Лекция-семинар . | 1 | Свойства волн. | ||
9 | Семинар. | 1 | Звуковые волны. | ||
Световые волны. | 3 | ||||
10 | Лекция. | 1 | Законы геометрической оптики. | ||
11 | Семинар. | 1 | Формула тонкой линзы. Увеличение линзы. | ||
12 | Семинар. | 1 | Интерференция волн. Дифракция волн. Поперечность световых волн. Поляризация света. | ||
Элементы теории относительности. | 1 | ||||
13 | Лекция. | 1 | Инварианты и изменяющиеся величины. Относительность длины, массы, времени, скорости. | ||
14 | Излучение и спектры. Лекция. Решение задач. | 1 | Виды излучений. Спектры и их виды. Спектральный анализ. | ||
Квантовая физика. | 3 | ||||
15 | Лекция. | 1 | Фотоэффект и законы фотоэффекта. | ||
16 | Анализ решения задач. | 1 | Модели атомов. Квантовые постулаты Бора. Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер. | ||
17 | Семинар. | 1 | Ядерные реакции. Энергетический выход ядерных реакций. |
Задания для подготовки к занятиям.
Тема 1. Электродинамика.
1. По проволочному кольцу радиусом R течет ток I. Кольцо находится в однородном магнитном поле с индукцией В, перпендикулярной плоскости кольца. Чему равна сила натяжения кольца?
2. Квадратная рамка со стороной 0,1м расположена около длинного провода, сила тока в котором равна 100А. Две стороны рамки параллельны проводу и отстоят от него на расстоянии 0,2м. Чему равен вращающий момент, действующий на рамку, если сила тока будет равна 10А?
Тема 2. Механические колебания.
1. Определить потерю энергии математическим маятником за одно колебание, если до остановки маятник совершает 500 колебаний, длина нити 1м, максимальный угол б=30є, масса маятника 0,2 кг.
2. Груз массой 0,1 кг подвесили на пружине жесткостью 10Н/м, отклонили от положения равновесия на 2см и отпустили. Определить скорость груза в точке, находящейся на 3см от первоначального положения ниже, если в начальный момент времени пружина была сжата, а груз находился на 2см выше положения равновесия.
Степанова.№№ 485, 491, 494,500, 504, 506, 508
Тема 3. Электромагнитные колебания.
1. Напряжение переменного тока изменяется по закону: u=140 sin314t. Определить частоту переменного тока, период, действующее значение и амплитудное значение напряжения. Можно ли сказать, чему будет равно напряжение через 10с?
2. Наряжение на участке цепи изменяется по закону: u=210sin314t. Определить, какое количество теплоты выделится в электрической плитке сопротивлением 450 Ом за 1час работы.
3. Понижающий трансформатор с коэффициентом трансформации 10 включен в сеть с напряжением 220В. Определить напряжение на выходе трансформатора, если сопротивление нагрузки 10Ом, а сопротивление вторичной катушки 1Ом.
Степанова.№№1251, 1255, 1265, 1282, 1290, 1293, 1308, 1309, 1333
Тема 4. Механические волны.
1. Мимо рыболова в лодке прошло 6 гребней волн за 20с. Определить длину волны и период колебания точек волн, если скорость волны равна 2м/с.
2. Определить энергию, переносимую плоской волной через единицу поверхности за единицу времени. Поверхность перпендикулярна направлению распространения волны, амплитуда колебаний частиц А, их масса m, скорость волны х, частота колебаний н.
Степанова.№№527, 528, 530
Тема 5. Световые волны.
1. Луч света падает на зеркало под углом 35єк его поверхности. Чему равен угол между падающим и отраженным лучами? Чему равен угол отражения? Сделайте чертеж.
2. Человек приближается к плоскому зеркалу со скоростью 1,5м/с. С какой скоростью он движется к своему изображению?
3. Определить угол падения луча в воздухе на поверхность воды, если угол между преломленным лучом и отраженным от поверхности воды лучом равен 90є.
4. На дне ручья лежит камешек. Мальчик хочет в него попасть палкой. Прицеливаясь, мальчик держит палку в воздухе под углом 45є. На каком расстоянии от камешка воткнется палка в дно ручья, если его глубина 32см?
5. На плоскопараллельную пластинку из стекла падает луч света под углом 60є. Толщина пластинки 2см. Вычислить смещение луча, если показатель преломления стекла 1,5.
6. Определить оптическую силу стеклянной линзы, находящейся в воздухе ,если линза двояковыпуклая с радиусом кривизны поверхностей 50см и 30см.
Степанова №№ 1536, 1548, 1567, 1607,1610
Тема 6. Элементы теории относительности.
1. Определить скорость движения протона в ускорителе, если масса протона возросла в 10раз. Скорость света принять равной 300 000км/с.
2. Электрон движется со скоростью, равной 0,6 скорости света. Определить импульс фотона.
3. На сколько увеличится масса б-частицы (в а.е.м.) при увеличении её скорости от 0 до 0,9 с ? Полагать массу покоя б-частицы равной 4 а.е.м.
Степанова.№№ 1665, 1667, 1671, 1673
Тема 7. Излучение и спектры.
1. В комнате стоят два одинаковых алюминиевых чайника, содержащие равные массы воды при 90 0С. Один из них закоптился и стал черным. Какой из чайников быстрее остынет?
2. Почему мел среди раскаленных углей выглядит черным?
3. Для чего покрывают прочным слоем фольги спецодежду сталеваров, мартенщиков, прокатчиков и др.?
4. Почему в парниках температура значительно выше, чем у окружающего воздуха, даже при отсутствии отопления и удобрений?
5. Почему перед тем, как сделать рентгеновский снимок желудка больному дают бариевую кашу?
6. Почему призматический спектр чаще применяют для изучения состава коротковолнового излучения, а в случае длинноволнового излучения целесообразно пользоваться дифракционным спектром?
Тема 8. Квантовая физика.
1. Работа выхода электронов из кадмия равна 4,08 эВ. Какова длина волны света, падающего на поверхность кадмия, если максимальная скорость фотоэлектронов равна 720км/с?
2. Наибольшая длина волны света, при которой может наблюдаться фотоэффект на калии, равна 450нм. Найдите максимальную скорость фотоэлектронов, выбитых из калия светом с длиной волны 300нм.
3. Работа выхода электронов из ртути равна 4,53эВ. При какой частоте излучения запирающее напряжение окажется равным 3 В?
4. При освещении металлической пластинки монохроматическим светом задерживающая разность потенциалов равна 1,6 В. Если увеличить частоту света в 2 раза, задерживающая разность потенциалов равна 5,1 В. Определите красную границу фотоэффекта.
5. Фотокатод осветили лучами с длиной волны 345 нм. Запирающее напряжение при этом оказалось равным 1,33 В. Возникнет ли фотоэффект, если этот катод осветить лучами с частотой 500 ГГц ?
Литература:
1.Балаш В.А. задачи по физике и методы их решения. – М.:Просвещение,1983
2.Абросимов Б.Ф. Физика: способы и методы поиска решения задач. – М.: Издательство «Экзамен»,2006
3.Шевцов В.А. Тренажер по физике (тренировочные задачи). – Волгоград: Учитель,2007
4.Гольдфарб Н.И. Физика: сборник задач. – М.:Просвещение,1997
5.Гельфгат И.М., Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А. 1001 задача по физике. – М.: «Илекса»,2004
6.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11. – М.:Просвещение,2010
7. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика-10. – М.:Просвещение,2010
8.Тарасов Л.В., Тарасова А.Н. Вопросы и задачи по физике. – М., «Высшая школа»,1990
9.Кабардин О.Ф. Справочные материалы. – М.:Просвещение,1991
10.Гладкова Р.А., Добронравов В.Е., Жданов Л.С., Цодиков Ф.С. Сборник задач и вопросов по физике. – М. «Наука»,1983
11. Новодворская Е.М., Дмитриев Э.М. Сборник задач по физике. – М. , «Оникс 21 век», «Мир и образование»,2003
12.Гладской В.М., Самойленко П.И. Сборник задач по физике. – М.:Дрофа,2004
13.«Сборник задач по физике 10-11 классы», Н.А.Парфентьева, М.: Просвещение, 2012-
14.Степанова Г.Н. Сборник задач по физике для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.:Просвещение,2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса «Готовимся к олимпиаде по русскому языку» . Автор Заморовская Т.И.
Программа по подготовке обучающихся к олимпиадам по русскому языку....
Программа элективного курса «Готовимся к ЕГЭ по информатике»
Требования к уровню подготовки учащихся...
Программа элективного курса "Готовимся писать итоговое сочинение"
Введение в качестве итоговой формы аттестации по русскому языку в 11 классе итогового сочинения, целью которого задаются новые требования к качеству подготовки выпускников, ставит нас пере...
Рабочая программа элективного курса "Готовимся к поездке в Германию""
Рабочая программа состот из пояснительной записки, содержания учебных тем, учебно-тематического планирования, тем для самостоятельной работы учащихся, списка использованной и рекомендованной литератур...
2018-2019 Элективный курс "Готовимся к ОГЭ по физике", 9 класс
Элективный курс «Готовимся к ОГЭ по физике» состоит из двух частей: « Механика, гидростатика, тепловые явления» и "Электродинамика, оптика, ядерная физика»...
2018-2019 Элективный курс "Готовимся к ЕГЭ по физике", 10 класс
Рабочая программа элективного курса по физике «Готовимся к ЕГЭ по физике» на 2018 – 2019 учебный год составлена на основе: «Программы элективных курсов. Физика. 9-11 класс...
элективный курс "Готовимся к ЕГЭ по физике"
обеспечить дополнительную поддержку учащихся классов универсального обучения для сдачи ЕГЭ по физике (эта часть программы напечатана прямым шрифтом и предусматривает решение задач главным образом...