План-конспект урока «Алгоритмы и исполнители»
учебно-методический материал по информатике и икт (9 класс)
Рекомендации по использованию работы: в целях улучшения результатов обучения информатике, а также достижения эффективной алгоритмической подготовки обучающихся, можно использовать данный урок для изучения темы "Алгоритмы и исполнители" в 9 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_uroka_algoritmy_i_ispolniteli.docx | 26.53 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Алгоритмы и исполнители»
ФИО (полностью) | Молчанов Антон Андреевич |
Место работы | МОУ «Лицей» г.Дедовск |
Должность | Учитель информатики и ИКТ |
Предмет | Информатика и ИКТ |
Класс | 9 |
Тема урока | Алгоритмы и исполнители |
Базовый учебник | «Информатика и ИКТ» Базовый курс. 9 класс/ Л.Л. Босова., – Москва, БИНОМ: Лаборатория знаний, 2015 г. |
Тип урока: Урок изучения нового материала
Цель урока: определить понятия алгоритма и выделить его свойства, выделить исполнителя алгоритмов и его характеристики.
Задачи урока:
- обучающие – дать представление об алгоритмах, формировать навыки составления алгоритмов, умения анализировать;
- развивающие - развивать творческие способности учащихся, логическое мышление, умение планировать свою деятельность;
- воспитательные - воспитывать аккуратность, трудолюбие при выполнении работы; эстетическое воспитание детей; воспитывать современную жизненную позицию.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока:
- узнают понятие алгоритма и его свойства, исполнителя алгоритма и его характеристики;
- развивают навыки точного и полного описания своих действий;
- развивают аккуратность при выполнении индивидуальных заданий.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная работа.
Наглядные средства: презентация с аудио-визуальным фрагментом.
Методы обучения: словесные, наглядные, частично-поисковые, репродуктивные.
Обеспечение урока:
- графическая оболочка Windows, мастер презентаций MS PowerPoint;
- план-конспект урока;
- презентация с аудио-визуальным фрагментом;
- заготовки текстовых файлов;
- мультимедиа-проектор;
- экран для мультимедиа-проектора.
Структура урока
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 5 | 6 | 7 |
Оргмомент | Приветствует учащихся, проверяет готовность рабочего места школьников к учебному занятию | Приветствуют учителя, проверяют наличие дидактических материалов для работы на занятии | 2 | |
Проверка домашнего задания через фронтальный опрос | Напоминает тему прошлого урока, проверяет знание необходимого и опорного материала на сегодняшний урок. | Отвечают на вопросы учителя с места. Актуализируют общую тему. | 5 | |
Актуализация | Спрашивает, какой именно этап решения задачи на компьютере связан с темой сегодняшнего урока. Почему он так важен? Совместно с обучающимися формулирует тему урока. | Отвечают на вопросы учителя. Формулируют вместе с учителем и записывают тему урока в тетради | 3 | |
Первичное усвоение материала | Разъясняет условия и последовательность работы школьников на занятии: просмотреть презентацию, внимательно слушать разъяснения учителя, задавая и отвечая на вопросы, записать в тетрадь основные определения темы урока. Объясняет что такое алгоритм, какие свойства характерны для алгоритмов. Подводит к наличию исполнителя, его характеристикам. Совместно с обучающимися фокусируются понятия системы команд исполнителя, круг решаемых им задач. | Обучающиеся слушают новый материал и записывают определения основных понятий алгоритма, исполнителя, перечисляют свойства алгоритма, характеристики исполнителей. Предлагают примеры алгоритмов из жизни. Разбирают предложенные учителем алгоритмы по их свойствам. Предлагают исполнителей и их СКИ под тип решаемых задач. | 12 | |
Осознание и осмысление учебной информации. | Предлагает выполнить два типа заданий на слайдах презентации, путем формального исполнения соответствующих алгоритмов математических действий. | Исполняют заданный алгоритм в тетради. Делятся результатами с классом. | 7 | |
Здоровье сберегающий момент | Для снятия напряжения урока предлагает к просмотру отрывок мультипликационного фильма «Вовка в тридевятом царстве» - пример неправильно составленного алгоритма и результат его формального исполнения. | Получают заряд положительных эмоций, снимают напряжение урока. Отвечают на вопрос о целесообразности использования формального или неформального исполнителя. | 2 | |
Первичное закрепление учебного материала. | Повторяет основные понятия урока. Распределяет материалы теста среди обучающихся. Проводит проверку результатов. | Отвечают на вопросы теста. Озвучивают с места свои результаты. | 8 | |
Информация о домашнем задании. | Формулирует домашнее задание и раздает домашние задания на цепочки букв. | Записывают в дневники домашнее задание. Вкладывают листы с заданием в тетрадь. | 2 | |
Рефлексия (подведение итогов урока) | Подводит итоги урока Как Вы думаете, получилось ли у нас с Вами достигнуть цели урока? Вам понравился урок? Урок дал вам новые сведения? Знания и навыки, полученные на уроке пригодятся вам в жизни? Выставляет оценки за тестирование. | Выражают свое мнение относительно урока. Выставляют полученные оценки в дневники и подают их на подпись учителю. | 2 |
Ход урока:
Добрый день, ребята!
Все ли готовы к уроку? Отлично.
На прошлом уроке мы с вами изучали этапы решения задач на компьютере. С какого же этапа нужно начать?
А следующим этапом станет?
Как вы понимаете, что значит формализовать задачу?
Хорошо. Третий этап решения это?
Четвертый этап?
Пятый этап решения. Кто подскажет, что в нем происходит? И зачем вообще он нужен?
Шестой, последний этап?
Скажите, как вы думаете, какой из этапов самый несложный?
А о каком этапе сегодня пойдет речь, вы наверное уже догадались?
Сегодня мы поговорим о третьем этапе - алгоритмизации решения задачи. Он по праву считается одним из самых сложных этапов. И цена ошибки в нем очень высока. А почему, кто мне скажет?
Сегодня на уроке мы должны узнать, что же такое алгоритм и кто может его выполнять, определить свойства, которыми обладают алгоритмы и научится находить эти свойства в алгоритмах вокруг нас.
Поговорим мы и об исполнителях алгоритмов, их характеристиках.
Порядок работы на сегодняшнем уроке такой: я рассказываю вам об алгоритмах, мне в этом поможет презентация. Вы внимательно слушаете и участвуете в обсуждении темы. Основные понятия урока я обязательно выделю для вас, а вы их запишите себе в тетрадь. Еще нас ждет решение задач на следование алгоритмам. А чтобы вы не устали, я приготовила для вас одно нестандартное задание.
Запуск презентации. Первый слайд. Понятие алгоритма.
В детстве перечитывая русскую народную сказку про завистливого царя, того что послал слугу своего туда не знаю куда, принести то не знаю что, - мы каждый раз удивлялись результату - слуга всё таки это «не знаю что» из «не знаю откуда» находил. Но, ведь с точки зрения здравого смысла, решить эту задачу и выполнить указ царя было невозможно, не так ли?
Невозможно решить задачу, не имея возможности построить путь ее решения от исходных данных до результата, согласны со мной?
С другой стороны, каждый из вас знает, как приятно идти к решению сложной, к примеру, математической задачи, - по накатанной дороге. Выполнять предложенные учителем действия и получать результат.
А уж если получается самому эту дорогу проложить, то есть решить новую, неизведанную задачу, описать себе и окружающим порядок и принцип ее решения - нас охватывает чувство гордости. Разве я не права?
Вот этот, точно описанный, и понятный всем путь, инструкция решения задачи и есть алгоритм ее решения.
Понятие: Алгоритм — это понятное и точное предписание какому-либо исполнителю совершить последовательность действий, направленных на достижение цели (решение задачи).
Дополнение обучающегося: Можно дополнить? Долгое время слово алгоритм использовалось математиками и обозначало искусство счета с помощью цифр. Только ближе к 20 веку оно стало обозначать последовательность производимых в математике действий при решении задач. А с появлением компьютеров понятие окончательно закрепилось в новой науке - информатике.
Давайте приведем примеры алгоритмов, которые вы используете в жизни?
Дополнение обучающегося: алгоритм выполнения чего-нибудь современного на компьютере.
Дополнение обучающегося: алгоритм Евклида - мне нравится алгоритм Евклида для нахождения НОД двух чисел. Это очень простой и полезный алгоритм. К тому же нахождение НОД часто требуется при решении проверочных работ.
Повтори его для всего класса, в чем он состоит?
на доске пишет последовательность действий Алгоритм Евклида с двумя числами и садится на место.
Молодец ….. Ведь это действительно просто! Давайте попробуем, используя алгоритм Евклида, найти НОД чисел 112 и 32. Ответ 16.
А как вы это сделали? Правильно просто совершили описанную на доске Васей последовательность действий.
Конечно каждый настоящий, рабочий алгоритм имеет важные свойства:
(слайд со свойствами, кратко о свойствах)
Скажите, а алгоритм Евклида обладает всеми этими свойствами? Он дискретен? Разбит на простые шаги? да (дискретность)
Он всегда обеспечивает результат? да (результативность) Этим способом можно найти НОД любых двух чисел? да (массовость)
А можно ли перепутать операции внутри него? нет (определенность)
А что должен уметь исполнитель, выполняя этот алгоритм? - вычитать и сравнивать числа. Этого достаточно? да. (понятность)
слайд с понятием исполнитель
В тот момент, когда вы по моей просьбе искали НОД двух чисел с помощью алгоритма Евклида, вы были исполнителями, выполнявшими набор команд на доске.
Понятие: Исполнитель - это некоторый объект (человек, техническое устройство), способный выполнять определённый набор команд.
Как Вы думаете, сможет ли найти таким способом НОД двух чисел любой человек четко выполняющий инструкцию? да
А машина, компьютер? да
И тогда такой человек или машина будет называться? исполнителем
Хорошо. Тогда у меня есть еще один вопрос к Вам. А сможет ли исполнить алгоритм Евклида человек не умеющий считать? нет
Правильно. У каждого исполнителя есть рамки, за которые он не может выйти, просто не умеет. Они называются - системой команд исполнителя или по другому СКИ. Какая СКИ должна быть у исполнителя алгоритма Евклида?
- уметь вычитать числа
- уметь сравнивать числа.
Молодцы!
слайд о формальных исполнителях
Любой правильно разработанный алгоритм может выполниться исполнителем формально. То есть исполнителю достаточно строго выполнять последовательность действий, совершенно не вникая в содержание решаемой задачи. Такой исполнитель называется формальным. Например светофор на ближайшем перекрестке - формальный исполнитель. Он строго исполняет заложенный в него алгоритм переключения сигналов, невзирая на накопившиеся пробки.
Я предлагаю Вам немного побыть исполнителями. Что для этого нужно? Правильно. Пройти по шагам точно определенной инструкции, размещенной на экране
на экране появляется инструкция выполнения действий с цифрами в числе
А) Исполнитель автомат получает на вход трёхзначное десятичное число. По полученному числу строится новое десятичное число по следующим правилам.
1. Вычисляются два числа – сумма старшего и среднего разрядов, а также сумма среднего и младшего разрядов заданного числа.
2. Полученные два числа записываются друг за другом в порядке убывания (невозрастания)
Пример. Исходное число: 277. Поразрядные суммы: 9, 14. Результат: 149.
Определите поразрядные суммы и результат для чисел:
256, 891, 325, 415
Внимательно прочитайте инструкцию. Понятен ли Вам каждый шаг этого алгоритма? Умеете ли Вы выполнять операции, указанные в инструкции? Нет ли двусмысленности в описании действий?
Пожалуйста, выполните инструкцию четыре раза с четырьмя исходными числами. Получили ли вы результат? Какой?
Попробуем еще?
на экране появляется инструкция выполнения действий с цепочкой цифр
Следующее задание на экране:
Б) В начальный момент времени записана цифра 0. На каждом из последующих десяти шагов выполняются следующие действия: в очередную строчку записывается последующая цифра, после нее записывается предыдущая строчка в обратном порядке. На слайде показаны первые строки, сформированные по этому правилу:
1 0
2 10
3 201
4 3102
На какие четыре цифры заканчивается последняя десятая строка?
Какой результат вы получили?
Молодцы, ребята!
А теперь попробуем решать подобные задания самостоятельно. Я раздам вам листы с несколькими задачами на исполнение описанных алгоритмов. Ваши результаты мы проверим все вместе.
Вы, конечно, немного устали, поэтому перед решением задач отдохните, расслабьтесь и вспомните двух известных вам сказочных исполнителей. Все внимание на экран!
слайд с отрывком мультфильма «Вовка в тридевятом царстве»
раздача заданий для самостоятельной работы по закреплению нового материала
Да, перед вами пример неправильно составленного алгоритма и слишком формальных исполнителей. Не так ли? Какие команды должен был отдать мальчик? Какая ошибка была в системе команд двоих из ларца?
Приступим к самостоятельному решению заданий у вас на столе. Пожалуйста, поднимите руку, если будете готовы.
раздача домашнего задания
на экране слайд с повторением основных понятий
Давайте повторим основные понятия сегодняшнего урока:
Алгоритм — это точно определённая инструкция, последовательно применяя которую к исходным данным, можно получить решение задачи.
Каждый алгоритм должен отвечать свойствам дискретности, понятности, определенности, результативности и массовости. Алгоритм служит, как правило, для решения не одной конкретной задачи, а некоторого класса задач.
Исполняют алгоритмы исполнители, которые обязательно должны уметь исполнять команды алгоритма. Всё что умеют исполнители отражено в их СКИ - системе команд исполнителя. Исполнители могут формальными, то есть не вникать в содержание задачи, а просто строго выполнять инструкции.
Вы получили дополнительное задание с цепочками букв. Это задание на дом. Решать его нужно в ваших тетрадях. Пожалуйста, откройте дневники и запишите: задания в тетради.
слайд с рефлексией урока
Мы с вами в начале урока ставили себе цель узнать, что такое алгоритм, и кто может быть исполнителем алгоритма, определить свойства, которыми обладают алгоритмы и научились находить эти свойства в алгоритмах. Узнали кто такой исполнитель и попробовали как он исполнить последовательность действий.
Достигли ли мы этой цели?
Дал вам наш урок новые знания?
Умения и навыки, полученные на уроке пригодятся вам в жизни?
На следующих уроках мы продолжим знакомство с миром алгоритмов, примерим на себя не только функции и его исполнителя, но и разработчика.
Спасибо за урок!
Презентация для проведения урока: https://infourok.ru/prezentaciya-uroka-algoritmy-i-ispolniteli-5090799.html
Использованные источники и литература:
- «Информатика и ИКТ» Базовый курс. 9 класс/ Л.Л. Босова., – Москва, БИНОМ: Лаборатория знаний, 2015 г.
- Рабочая тетрадь к учебнику «Информатика и ИКТ» Базовый курс. 9 класс/ Л.Л. Босова., – Москва, БИНОМ: Лаборатория знаний, 2015 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку "Алгоритмы и исполнители"
Электронное приложение к уроку "Алгоритмы и исполнители". К сожалению, не могу выложить ее полностью, она больше 22 Мб. Это основная презентация, к ней подключены видеофрагменты из мульфильмов и игра ...
презентация к уроку "Алгоритмы и исполнители" 6 класс
доработанная презентация к уроку "Алгоритмы и исполнители" 6 класс, учебник Босова Л.Л....
Открытый урок "Алгоритмы и исполнители"
Раздел: «Основы алгоритмизации»Тема: «Алгоритмы и исполнители»Тип урока: урок общеметодологической направленности.Технологии: здоровьесбережения, проблемного обучен...
Урок "Алгоритмы и исполнители" 8 класс
Технологическая карта урока и приложение-презентация по теме "Алгоритмы и исполнители" для 8 класса....
План-конспект открытого урока Алгоритмы и исполнители
Предмет: информатика и ИКТ.Класс: 6.Тема урока: «Алгоритмы и исполнители».Учебник: Информатика. 6 класс: учебник /Л.Л.Босова, А.Ю.Босова.Тип урока: урок-обобщение и систематизация знаний о...
Технологическая карта урока "Алгоритмы и исполнители"
Технологическая карта урока по информатике для 6-7 класса...
Исследовательская деятельность обучающихся на уроке «Алгоритмы и исполнители»
Вариант проведения урока "Алгоритмы и исполнители" в 8 классе по программе Босовой Л.Л...