Урок "Алгоритмы и исполнители" 8 класс
методическая разработка по информатике и икт (8 класс)

Сорокина Марина Борисовна

Технологическая карта урока и приложение-презентация по теме "Алгоритмы и исполнители" для 8 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Тема урока: «Формальное исполнения алгоритма. Исполнители алгоритма»

Пояснительная записка к уроку

Данное учебное занятие по типу является учебным занятием изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности. Усвоение новых знаний и способов деятельности проводится в форме проведении обще классного занятия с элементами индивидуальной самостоятельной работы. Дидактическая ценность этого занятия в том, что оно является частью большого раздела программы обучения базового курса «Информатика и ИКТ». Полученные знания являются основой для изучения программирования на компьютере, а также могут использоваться в других общеобразовательных предметах(математика, экономика, физика, русский язык, в проектной деятельности и др.)

Время урока: 40 мин.

Структура учебного занятия

Этап

Наименование этапа

Время (мин)

I.

Организационный

2

II.

Активизация знаний, просмотр слайдов из презентации к теме «Алгоритмы и исполнители» (ЦОР, электронное приложение к учебнику). Словарная работа.

5

III.

Изучение нового материала

10

IV.

Первичная проверка усвоения знаний

8

V.

Закрепление знаний и способов деятельности

10

VI.

Подведение итогов.

3

VII.

Рефлексия

2

Ход занятия

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I

Организационный

Здравствуйте! Сегодня мы с вами приступаем к изучению новой темы раздела «Формальное исполнение алгоритма. Исполнители алгоритма» .

Ключевые слова к уроку. Алгоритм, формальный, исполнитель, свойства алгоритма, линейный, разветвляющийся, циклический.

В ходе изучения данного раздела мы с вами познакомимся с понятиями:

1) Формальное исполнение алгоритма

2) Исполнители алгоритма

3) Выполним практические задания по теме.

Приветствуют учителя

II

Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.

Давайте посмотрим слайды и ответим на вопрос:

Как вы считаете, что значит формально выполнить алгоритм?

Приведите свой пример формального выполнения алгоритма.

Отвечают на вопрос учителя

III

Изучение нового материала.

Формальное исполнение алгоритма.

Алгоритм позволяет формализовать выполнение различных процессов.

Исполняет такой алгоритм по шагам формальный исполнитель, не вникающий в  

содержание задачи.  

Например, формальный исполнитель "Черепашка" (ЛогоМиры).

Вспомним систему команд этого исполнителя. 

по-перо опустить

вп-вперед

пр-поворот вправо

лв– поворот влево

повтори . . . [серия команд]

исполнитель выполняет алгоритм формально, абсолютно не задумываясь над смыслом производимых действий. Поэтому не стоит обижаться на компьютер, "не догадавшийся", что вы подразумевали, - он честно делает то, что Вы написали.

Мы должны научиться создавать алгоритм для его дальнейшей обработки на ПК

 и производить его пошаговое выполнение для проверки правильности действий и получения требуемого результата.

Исполнитель алгоритма - это управляющий объект ( человек, робот, компьютер).

Каждый исполнитель обладает своей системой команд (определенным набором команд)

Алгоритмы можно увидеть в различных областях знаний ( математике, физике, в литературе, в повседневной жизни). ( Показ слайдов из Приложения  к уроку)  

Пример. Разработаем и выполним алгоритм по шагам (формально), не  вникая в суть и содержание задачи.

Задание 1. Пешеход шел по пересеченной местности. Его скорость движения по равнине v1 км/ч, в гору — v2 км/ч и под гору — v3 км/ч. Время движения соответственно 1, 2 и 3 часа. Какой путь прошел пешеход? Составить алгоритм решения задачи, считая исполнителем человека, записать в виде блок-схемы и словесно.

Введем исходные данные и получим результат. Занесем данные, промежуточные значения и результат в таблицу.

T1

T2

T3

V1

V2

V3

S1

S2

S3

S

1

0.3

0.2

6

7

5

6

2.1

1

9.1

Задание2.  

  1. В среде учебного исполнителя «Логомиры» разработаем алгоритм рисования квадрата. Записать алгоритм для формального исполнителя Черепашка, используя систему команд данного исполнителя. Выполнить по шагам в тетради и на ПК.

Блок-схема для рисования квадрата в среде Логомиры

Процедура рисования квадрата.

                     по вп 100  лв 90 вп 100 лв 90 вп 100 лв 90 вп 100

  1. Выполнение заданий в рабочей тетради «Исполнитель Робот»

Записывают основные тезисы урока в опорные конспекты, по необходимости задают в установленном порядке вопросы

IV

Первичная проверка усвоения знаний

  1. Дать определение формального исполнителя алгоритма.
  2. Привести примеры исполнителей алгоритмов.

Отвечают на вопрос учителя

V

Первичное закрепление знаний.

Задания для практического закрепления приведены в Приложении к занятию

Выполняют задания в своих конспектах и на ПК

VI

Контроль и самопроверка знаний

Вопросы для каждого учащегося после выполнения практического задания.

1.Обладают ли полученные алгоритмы основными свойствами?

2. Как выполняются данные алгоритмы исполнителем?

Отвечают на вопросы, используя свою рабочую тетрадь.

VII

Подведение итогов занятия. 

Оценивая работу класса, выставляю оценки.

VIII

Информация о домашнем задании

Учебник по информатике. 8 класс. Л.Л. Босова, А.Ю. Босова.

 пар.2.4.1.

Слушают задание, если возникают вопросы по его выполнению- задают

Занятие закончено. Спасибо всем за работу!

Приложения к уроку.

1

2.

Задание. Напишите алгоритм для черепашки,   рисующей изображение  цифры 3 для выполнения  в программе Логомиры.

                                          А                                                                                     

Стороны фигуры "3"- 40 и 60 шагов.  

Первоначально черепашка находится в точке А.  

Презентация « Алгоритмы вокруг нас»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Алгоритмы вокруг нас

Слайд 2

Согласно библейской легенде о вавилонском столпотворении строившаяся в древнем городе Вавилоне башня не была закончена и разрушилась, так как сотни строителей говорили на различных язык, и не могли договориться о последовательности действий при решении сложной задачи строительства. Мы можем сказать, что у них не было алгоритма, понятного для всех исполнителей и ведущего к достижению поставленной цели .

Слайд 3

В информатике под алгоритмом понимают понятное и точное предписание исполнителю совершить последовательность действий, направленных на достижение указанной цели или на решение поставленной задачи.

Слайд 4

слово алгоритм произошло от algorithm – латинского написания имени аль – Хорезми, величайшего ученого из города Хорезма, Мухамеда бен Мусу, жившего в 783 – 850 гг.

Слайд 6

Алгоритмы используются на всех уроках и предметах! А в жизни нас тоже окружают алгоритмы. Сама жизнь – это тоже некоторый алгоритм. И независимо, знаем мы алгоритмы или нет, жизнь идет по алгоритму.

Слайд 7

Математика Алгоритм решения уравнения Алгоритм решения задачи на пропорцию Алгоритм умножения обыкновенных дробей

Слайд 8

Русский язык Алгоритм проверки безударной гласной в корне слов. Алгоритм определения спряжения глаголов Алгоритм разбора предложения по членам

Слайд 10

Убежал колобок от деда и бабки и покатился по дорожке Катится колобок, а навстречу ему - зверь Зверь - лиса? Колобок поет песенку Прощай, колобок… Катится дальше ДА НЕТ Колобок поет песенку два раза конец начало Испекла бабка колобок и поставила его на окошко остужаться К О Л О Б О К

Слайд 11

Отгадайте, какая пословица спрятана в алгоритме ?

Слайд 12

Лето? Зима? ТЕЛЕГА САНИ ДА НЕТ НЕТ ДА

Слайд 13

ГОТОВЬ САНИ ЛЕТОМ, А ТЕЛЕГУ ЗИМОЙ.

Слайд 14

Если продумать последовательность действий ( АЛГОРИТМ ) из этих геометрических фигур можно создать компьютерный рисунок . треугольники овал прямоугольники линия квадрат


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....