Возможности применения компьютера на ЕГЭ по информатике при выполнении алгоритмов для исполнителя Редактор
материал для подготовки к егэ (гиа) по информатике и икт (11 класс)

В задании повышенного уровня №12 экзаменационной работы по информатике в новом компьютерном формате с 2021 года проверяются умения выпускников анализировать результат исполнения алгоритма следующими исполнителями: исполнитель Робот; исполнитель Чертежник; исполнитель Редактор. РЕДАКТОР является одним из наиболее возможных вариантов исполнителей. В статье  рассмотрены новые типы задания, разобраны разнообразные их вариации и сравнены возможности применения компьютера при анализе результатов исполнения алгоритма с применением программирования на языке Python  и с помощью электронных таблиц. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возможности применения компьютера на ЕГЭ по информатике при  выполнении алгоритмов для исполнителя Редактор  

учителя информатики

ГБОУ гимназии г. Сызрани

Александровой

Елены Алексеевны

Сызрань 2020

В задании повышенного уровня №12 экзаменационной работы по информатике в новом компьютерном формате с 2021 года проверяются умения выпускников анализировать результат исполнения алгоритма следующими исполнителями: исполнитель Робот; исполнитель Чертежник; исполнитель Редактор. РЕДАКТОР является одним из наиболее возможных вариантов исполнителей.

Ранее данная задача находилась под номером 14 и применение компьютера не подразумевалось.

Элементы содержания, проверяемые на ЕГЭ по кодификатору: вычислимость, эквивалентность алгоритмических моделей (1.6.2)

Проверяемые умения или способы действий, требования к уровню подготовки по кодификатору: умение строить информационные модели объектов, систем и процессов в виде алгоритмов (1.1.3)

Достаточно подробно осветил этот вопрос господин Поляков Константин Юрьевич на всем известном сайте https://www.kpolyakov.spb.ru/school/ege.htm. Но Константин Юрьевич описал компьютерное решение только одной стандартной задачи, а мы с вами попробуем разобрать самые последние версии данного задания. Есть ещё сайт https://labs-org.ru/ege-12/ - на нём разобраны пять стандартных задач на трёх языках программирования (Паскаль abc.net, Python и С++).

Будут  рассмотрены новые типы задания, разобраны разнообразные их вариации и сравнены возможности применения компьютера при анализе результатов исполнения алгоритма с применением программирования на языке Python  и с помощью электронных таблиц. Отметим, что учащиеся должны уметь выполнять данные действия вручную, без применения компьютера и безошибочно формально выполнять разнообразные алгоритмы, не додумывая ничего за исполнителем. Использование техники может только ускорить процесс выполнения и дать возможность выпускнику проверить свои вычисления.

Для выполнения задания на анализ алгоритма нужно найти закономерность, связывающую исходные данные и результат работы алгоритма, для чего нужно выполнить несколько шагов алгоритма и проанализировать результат. Не рекомендуется решение задачи «в лоб», т.е. выполнение алгоритма целиком для заданных в условии данных, поскольку это весьма трудоёмкий процесс, к тому же с высокой вероятностью ошибки по невнимательности.

Начнём со стандартных задач.

Задача №1. Исполнитель Редактор получает на вход строку цифр и преобразовывает её. Какая строка получится в результате применения приведённой ниже программы к строке, состоящей из 147 идущих подряд цифр 3? В ответе запишите полученную строку.

НАЧАЛО

 ПОКА нашлось (5555) ИЛИ нашлось (3333)

 ЕСЛИ нашлось (5555)

  ТО заменить (5555, 3)

  ИНАЧЕ заменить (3333, 5)

 КОНЕЦ ЕСЛИ

 КОНЕЦ ПОКА

КОНЕЦ

Решение.

Проанализируем алгоритм.

Программа содержит цикл с предусловием. Условное выражение, управляющее работой цикла, имеет две составляющие, объединенные дизъюнкцией: первая – «нашлось (5555)», вторая – «нашлось (3333)». Значит, тело цикла будет выполняться, если окажется истинным хотя бы одна из них, в противном случае программа останавливается.

Тело цикла представляет из себя полную форму условного оператора:

если в строке есть подстрока 5555, то происходит ее замена на 5 (ветвь ЕСЛИ)

если в строке нет подстроки 5555, но есть подстрока 3333, то она заменяется на 5 (ветвь ИНАЧЕ)

Исполним формально алгоритм для исходной строки.

Исходная строка имеет 147 идущих подряд цифр 3 (333…3). Значит, условие выполнения тела цикла истинно (нашлось (3333)).

Так как в исходной строке нет подстроки 5555, то выполняется ветвь ИНАЧЕ и происходит замена подстроки 3333 на 5. Таким образом, после одного шага цикла строка будет иметь следующий вид: 5333…3 (цифр 3 теперь 143).

Очевидно, после четырёх шагов цикла строка примет следующий вид: 5555333…3 (цифр 3 теперь 131).

На следующем шаге при проверке условия «нашлось (5555)» получаем истину, поэтому выполняется ветвь ЕСЛИ и заменяется подстрока 5555 на 3 (цифр 3 теперь 132).

Не трудно заметить, что за 5 шагов в строке 16-ть цифр 3 заменяются на одну 3 (т. е. удаляется 15 троек).

Выясним, сколько раз в исходной строке встретится по 15 восьмерок и какой будет строка после проведенных преобразований:
147 ÷ 15 = 9 (остаток 12).

Значит, строка имеет следующий вид: 333333333333.

В результате трёх последних шагов цикла подстроки 3333 заменяются на пятёрки и окончательно получаем строку 555.

Ответ. 555

Выясним, как изменится результат работы алгоритма, если в исходной строке вместо цифр 8 будут записаны цифры 3, т. е. теперь содержание задачи следующее:

Задача 2. Какая строка получится в результате применения приведённой ниже программы к строке, состоящей из 147 идущих подряд цифр 5? В ответе запишите полученную строку.

НАЧАЛО

 ПОКА нашлось (5555) ИЛИ нашлось (3333)

 ЕСЛИ нашлось (5555)

  ТО заменить (5555, 3)

  ИНАЧЕ заменить (3333, 5)

 КОНЕЦ ЕСЛИ

 КОНЕЦ ПОКА

КОНЕЦ

Решение.

Итак, ветвь ЕСЛИ: если в строке есть подстрока 5555, то она заменяется на 3;

ветвь ИНАЧЕ: если в строке нет подстроки 5555, но есть подстрока 3333, то происходит ее замена на 5.

Исполним формально алгоритм для исходной строки.

Исходная строка имеет 147 идущих подряд цифр 5 (555…5). Значит, условие выполнения тела цикла истинно (нашлось (5555)).

В исходной строке есть подстрока 5555, поэтому выполняется ветвь ЕСЛИ и происходит замена подстроки 5555 на 3.

Подобные замены будут происходить до тех пор, пока в строке будет найдена подстрока 5555. Значит, на данном этапе выполнится следующее число шагов цикла: 147 ÷ 4 = 36 (остаток 3).

Один шаг цикла приводит к удалению четырёх цифр 5 и замене их одной цифрой 3. Поэтому после 36 шагов строка будет содержать 36 цифры 3 и будет иметь следующий вид: 333…3555.

Нетрудно заметить, что теперь мы вернулись по сути к предыдущей задаче. Применим рассуждения, приведенные выше:

Итак, в исходной строке нет подстроки 5555, поэтому выполняется ветвь ИНАЧЕ и происходит замена подстроки 3333 на 5.

После четырёх шагов цикла строка примет следующий вид: 5555333…3555 (цифр 3 теперь 20).

На следующем шаге выполняется ветвь ЕСЛИ и заменяется подстрока 5555 на 3 (цифр 3 теперь 21). Таким образом, за 5 шагов удаляется 15 троек.

Найдем, сколько останется троек в строке: 36 ÷ 15 = 2 (остаток 6). 4 тройки заменится на пятёрку и цикл больше не будет выполняться.

Окончательный вид строки после проведенных преобразований: 533555

Ответ. 533555

Анализ результатов ЕГЭ по информатике за весь период его существования показывает, что иногда небольшие изменения сюжета даже заданий базового уровня сложности приводят к статистически значимым изменениям процента его выполнения в сторону снижения. Ничем другим, кроме как безуспешными попытками экзаменуемого механически применить сформированные при «натаскивании» на конкретные типы заданий шаблоны, такие локальные ухудшения результатов объяснить вряд ли возможно.

Поэтому задания, требующие от экзаменуемого демонстрации способности применения умений и знаний в новой для него ситуации, необходимы для выделения из массы подготовленных к выполнению конкретных типов заданий учащихся, способных осмыслить новую ситуацию и предпринять адекватные ей действия, что нужно для ориентации на будущую профессиональную деятельность в IT-сфере, отличающейся, как известно, высоким динамизмом в постановке реальных задач и способах их решения. Именно поэтому при подготовки к экзамену необходимо формировать умение применять глубокие систематизированные знания в нестандартной ситуации и использовать при этом разнообразные возможности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Возможности применения компьютера на ЕГЭ по информатике при выполнении алгоритмов для исполнителя Редактор учителя информатики ГБОУ гимназии г. Сызрани Александрова Елена Алексеевн а Сызрань 2020

Слайд 2

Задача №1. Исполнитель Редактор получает на вход строку цифр и преобразовывает её. Какая строка получится в результате применения приведённой ниже программы к строке, состоящей из 147 идущих подряд цифр 3? В ответе запишите полученную строку . НАЧАЛО ПОКА нашлось (5555) ИЛИ нашлось (3333) ЕСЛИ нашлось (5555) ТО заменить (5555, 3) ИНАЧЕ заменить (3333, 5) КОНЕЦ ЕСЛИ КОНЕЦ ПОКА КОНЕЦ 3333 3 3 147 5 3 3333 3 143 55 3 3333 3 139 555 33333 3 135 5555 3 3 131 3 3 132 147-132 = 15 147 / 15 = 9 (12 остаток) 3333 3333 3333 5 5 5 если остаток от деления равен 0 , тогда выполним шаг назад, когда оставались последние 15-ть «3» и преобразуем последовательность.

Слайд 3

Задача №1. Исполнитель Редактор получает на вход строку цифр и преобразовывает её. Какая строка получится в результате применения приведённой ниже программы к строке, состоящей из 147 идущих подряд цифр 3? В ответе запишите полученную строку . НАЧАЛО ПОКА нашлось (5555) ИЛИ нашлось (3333) ЕСЛИ нашлось (5555) ТО заменить (5555, 3) ИНАЧЕ заменить (3333, 5) КОНЕЦ ЕСЛИ КОНЕЦ ПОКА КОНЕЦ

Слайд 4

эту задачу можно решить с помощью электронных таблиц в ячейку C1 записываем исходную строку, функция ПОВТОР ( REPT( «3» ; 147 ) ) Можно объединять & : ПОВТОР(«3»;147) & ПОВТОР («2»;3)

Слайд 5

эту задачу можно решить с помощью электронных таблиц - определяем, есть ли в этой строке сочетания символов «5555» и «3333»; функция НАЙТИ ( FIND ) (выдаёт ошибку, если образец не найден) - перехватываем ошибку - функция ЕСЛИОШИБКА ; в случае ошибки выведем 0, а при обнаружении образца – его позицию (результат работы функции НАЙТИ ) A 1: =ЕСЛИОШИБКА(НАЙТИ («5555"; C1);0) ; B 1: =ЕСЛИОШИБКА(НАЙТИ («3333"; C1);0)

Слайд 6

эту задачу можно решить с помощью электронных таблиц - в OpenOffice Calc нет встроенной функции ЕСЛИОШИБКА ( IFERROR ), и эти формулы приходится реализовывать через функции IF и ISERROR : А 1: =IF(ISERROR(FIND (« 5555 "; C1));0;FIND (« 5555 "; C1)) В 1: =IF(ISERROR(FIND (« 3333 "; C1));0;FIND (« 3333 "; C1))

Слайд 7

эту задачу можно решить с помощью электронных таблиц - в ячейке C2 строим изменённую строку: если в A2 не ноль, меняем 5555 на 3, иначе меняем 3333 на 5: =ЕСЛИ(A2<>0;ЗАМЕНИТЬ(C1;A2;4 ;«3»); ЗАМЕНИТЬ(C1;B2;4 ;«5»)) OpenOffice Calc : = IF(A2;REPLACE(C1;A2;4 ;« 3» ); REPLACE(C1;B2;4 ;« 5» )) 1: исходная строка 2: начальная позиция заменяемой подстроки 3: длина заменяемой подстроки 4: подстрока-замена

Слайд 8

эту задачу можно решить с помощью электронных таблиц формулы в диапазоне A2: C 2 протягиваем вниз до появления сообщения об ошибке (оно означает, что не найден ни один образец, ни 5555, ни 3333; последняя строка перед ошибкой –ответ

Слайд 9

эту задачу можно решить с помощью электронных таблиц вместо функции ЗАМЕНИТЬ (REPLACE) можно использовать функцию ПОДСТАВИТЬ (SUBSTITUTE): ПОДСТАВИТЬ(С1; “ 5555 "; “ 3 "; 1) и ПОДСТАВИТЬ(С1 ; “ 3333 "; “ 5 "; 1) SUBSTITUTE (С1 ; “ 5555 "; “ 3 ";1) и SUBSTITUTE (С1 ; “ 3333 "; “ 5 ";1) после получения строки с ответом в следующих строках ответ просто повторяется (уже нет сообщения об ошибке, как при использовании функции ЗАМЕНИТЬ );

Слайд 10

Задача №2. Исполнитель Редактор получает на вход строку цифр и преобразовывает её. Какая строка получится в результате применения приведённой ниже программы к строке, состоящей из 147 идущих подряд цифр 5? В ответе запишите полученную строку . НАЧАЛО ПОКА нашлось (5555) ИЛИ нашлось (3333) ЕСЛИ нашлось (5555) ТО заменить (5555, 3) ИНАЧЕ заменить (3333, 5) КОНЕЦ ЕСЛИ КОНЕЦ ПОКА КОНЕЦ 5555 5 5 147 3 5555 5 5 143 33 5555 5 5 139 333 5555 5 5 135 3333 5 5 131 3333 3 5 5 1 27 147 / 4 = 36 ( 3 остаток) 3 3555 36

Слайд 11

Задача №2. Исполнитель Редактор получает на вход строку цифр и преобразовывает её. Какая строка получится в результате применения приведённой ниже программы к строке, состоящей из 147 идущих подряд цифр 5? В ответе запишите полученную строку . НАЧАЛО ПОКА нашлось (5555) ИЛИ нашлось (3333) ЕСЛИ нашлось (5555) ТО заменить (5555, 3) ИНАЧЕ заменить (3333, 5) КОНЕЦ ЕСЛИ КОНЕЦ ПОКА КОНЕЦ 3333 3 3 555 36 5 3 3333 3 555 32 55 3 3333 3 555 28 555 33333 3 555 24 5555 3 3 555 20 3 3 555 21 36 - 21 = 15 36 / 15 = 2 ( 6 остаток) 3333 33 555 5 33 555

Слайд 12

Задача №2. Исполнитель Редактор получает на вход строку цифр и преобразовывает её. Какая строка получится в результате применения приведённой ниже программы к строке, состоящей из 147 идущих подряд цифр 5? В ответе запишите полученную строку . НАЧАЛО ПОКА нашлось (5555) ИЛИ нашлось (3333) ЕСЛИ нашлось (5555) ТО заменить (5555, 3) ИНАЧЕ заменить (3333, 5) КОНЕЦ ЕСЛИ КОНЕЦ ПОКА КОНЕЦ

Слайд 13

ABAB AB 52 BAAB AB 51 B B B AB AB 50 A B AB AB 51 AB BA

Слайд 15

На вход приведённой ниже программе поступает строка, содержащая 50 цифр 1, 50 цифр 2 и 50 цифр 3, расположенных в произвольном порядке. Запишите без разделителей символы, которые имеют порядковые номера 20, 80 и 120 в получившейся строке. 32 31 23 13 213

Слайд 16

На вход приведённой ниже программе поступает строка, начинающаяся с символа «>», а затем содержащая 20 цифр 1, 15 цифр 2 и 40 цифр 3, расположенных в произвольном порядке. Определите сумму числовых значений цифр строки, получившейся в результате выполнения программы. >1 >2 >3 22> 2>1 1>2 22> 2>1 22> (2+2)*20=80 (2+2+2)*15=90 (1+2+2+2)*40=280

Слайд 17

На вход приведённой ниже программе поступает строка, содержащая 20 цифр 0 или 1, расположенных в произвольном порядке, и идущем после них символе “<”. Определите максимальную сумму числовых значений цифр строки, которая может получиться в результате выполнения программы, если известно, что в первоначальной строке не может стоять подряд больше трех одинаковых символа. 11< 10> 00> 01> <3 <2 <0 <1

Слайд 18

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока информатики в 6 классе "Алгоритмы и исполнители"

План -конспект открытого урока по информатике расчитанный на стандартный урок, содержащий материалы по теме "Алгоритмы и исполнители", элементы формирующего оценивания, задания с дифференцированным по...

Урок информатики в 3 классе "Исполнитель алгоритмов Пожарный. Команды с параметрами"

Урок информатики в 3 классе по программе «Перспективная начальная школа». Основной целью является знакомство с системой команд исполнителя алгоритмов Пожарный. На уроке в занимательной форме дети знак...

презентация к уроку информатики "Алгоритмы и исполнители"

Презентация содержит задания для устной работы, объяснения нового материала, закрепления материала....

Тест по информатике «Алгоритм и исполнители»

Учебник: Информатика: учебник для 6 класса. 3-е издание./Л. Л. Босова. 2005г.Составленные тестовые задания охватывают большой объем содержания материала. Т.о. наиболее эффективным и оптимальным вариан...

презентация к уроку информатики в 6 классе: "Алгоритмы и исполнители"

презентация к уроку информатики в 6 классе: "Алгоритмы и исполнители"...

Урок информатики 6 класс "Алгоритм и исполнитель"

Цели:Образовательная: способствовать усвоению науки и основ знаний об алгоритме. Ввести понятие «исполнитель» и «система команд исполнителя»Развивающая: развить логическое мышл...

Презентация к уроку информатики "Алгоритмы и исполнители"

Презентация выполнена в программе Power Point и может использоваться на уроках информатики при изучении темы "Основы алгоритмизации", в период дистанционного обучения, а также при самостояте...