Программирование линейных алгоритмов
учебно-методический материал по информатике и икт (8 класс)
Цели: 1. Познакомить с основными операторами линейных программ в Турбо Паскале; учить составлять программы, используя операторы ввода, вывода и присваивания.
2. Формировать навыки операционного и логического мышления, навыки общения с компьютером.
3. Воспитывать творческие и исследовательские качества учащихся, интерес к программированию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока по информатике 8 класс | 129.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока информатики. 8 класс.
Тема: Программирование линейных алгоритмов
Цели: 1. Познакомить с основными операторами линейных программ в Турбо Паскале; учить составлять программы, используя операторы ввода, вывода и присваивания.
2. Формировать навыки операционного и логического мышления, навыки общения с компьютером.
3. Воспитывать творческие и исследовательские качества учащихся, интерес к программированию.
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, проблемный метод, практическая работа, метод упражнений, анализ, синтез, обобщение.
Программно – дидактическое обеспечение: ПК, программы Microsoft PowerPoint, Turbo Pascal, мультимедиапроектор, презентация «Программирование линейных алгоритмов», карточки с индивидуальными заданиями.
План урока: I. Организация начала урока.
II. Актуализация знаний.
III. Постановка целей и задач.
IV. Изучение нового материала.
V. Закрепление изученного на уроке.
VI. Информация о домашнем задании.
VII. Подведение итогов урока.
Использованная литература:
1. Попов В. Б. Паскаль и Дельфи. Учебный курс. – СПб.: Питер, 2005.
2. Семагина Е. Н. Паскаль для школьников: методическое пособие по программированию - Казань, 2003.
Ход урока:
I. Организация начала урока.
Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Актуализация знаний. (Слайд 1.)
- Что такое алгоритм? ( Конечный набор точных и понятных предписаний, позволяющих механически решать конкретную задачу из определенного класса однотипных задач.)
- Назовите базовые структуры алгоритмов? (Следование (линейный), ветвление, повторение (цикл).)
- В какой форме записываются алгоритмы? (Словесная, графическая, программная.)
- Составьте алгоритм нахождения суммы чисел А и В.
(Слайд 2.)
Словесная форма:
1. Задать два числа А и В
2. Найти сумму этих чисел S=А+В
Графическая форма:
Как запишется алгоритм на языке программирования Turbo Pascal?
III. Постановка целей и задач.
- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с операторами присваивания, ввода и вывода, начнем составлять программы, используя эти операторы.
IV. Изучение нового материала.
(Слайд 4.)
ЛИНЕЙНЫЕ ПРОГРАММЫ могут включать в себя операторы:
- присваивания,
- ввода,
- вывода.
(Слайд 5.)
- Оператор присваивания
- А:=В; где А – переменная, В – выражение;
Типы переменной А и значение переменной В должны соответствовать друг другу. Например: x, y: integer; y:=2x+4;
(Слайд 6.)
- Какие из следующих последовательностей символов являются операторами присваивания?
А) X:=Y;
Б) MIN=K+1;
В) Rrr=125+1*A;
Г) Str:=‘120*Y’; (а, г)
(Слайд 7.)
- Пусть значения переменных X и Y равны, соответственно, 3 и 2, какие значения будут иметь эти переменные после выполнения операторов присваивания?
А) X:=X+2*Y; Y:=Y/2; (X=7, Y=1)
Б) X:=1; X:=X+Y; (X=3, Y=2)
В) X:=Y; Y:=X; (X=2, Y=2)
(Слайд 8.)
- ОПЕРАТОР ВВОДА
Оператор ввода значений с клавиатуры имеет вид:
ReadLn(A1,A2,…,An); - где A1,A2,…,An – имена переменных.
При выполнении этого оператора компилятор приостанавливает свою работу, программист должен набрать значения переменных в списке ввода. Каждое вводимое значение получают последовательно переменные А1, А2, …, Аn.
Readln; - переход на новую строку при вводе данных. Такой оператор применяется, когда исполнение программы желательно задержать до нажатия клавиши Enter.
(Слайд 9.)
- ОПРЕАТОР ВЫВОДА
WRITE(B1,B2,…,Bn); где B1,B2,…,Bn – выражения типов: Integer, Char, Real, String, Boolean.
Значения типа Integer – выводятся в обычной форме в виде целого числа. Значения типа Real – в простейшем случае выводятся в форме с порядком, при этом мантисса содержит 7 цифр.
(Слайд 10.)
Пример 1. WRITE(123.456); на экране – 1.234560Е02
WRITE(-0.000123); на экране – -1.230000Е-04
Для удобства восприятия вывода существует возможность задания маски: WRITE(A:N:M);
N – выражение, обозначающее общее число позиций, отводимых под значение А
M – выражение, обозначающее число позиций, отводимых под дробную часть.
1 | 2 | 3 | . | 4 | 5 | 6 | 0 |
(Слайд 11.)
Пример 2.
1 | 2 | 3 | . | 4 | 6 |
WRITE(123.456:10:4);
WRITE(123.456:6:2);
Значения типа Char и String выводятся в виде одного или последовательности символов. Значения типа Boolean выводятся в виде True или False.
(Слайд 12.)
WRITELN(B1,B2,…,Bn); - отличается от первого тем, что после вывода последнего значения курсор переводится в начало следующей строки экрана.
WRITELN;
Переводит курсор на следующую строку.
V. Закрепление изученного на уроке.
- Сейчас мы с вами попробуем написать первую программу. (Учащиеся набирают программу в среду Турбо Паскаль.)
(Слайд 13.)
Пример 3.
Вывести на экран фразу – «Моя первая программа».
Имя этой программы primer3. Заметим, что в имени программы не должно быть пробелов, оно должно начинаться с буквы, состоять только из латинских букв, цифр и некоторых символов, не допускается использование точки и запятой.
Решение:
Program primer3;
(Описательной части нет, а сразу идет раздел операторов, начинающийся со служебного слова Begin)
Begin
writeln(‘Моя первая программа’); (оператор вводит текст)
readln; (задерживает исполнение программы до нажатия клавиши Enter)
end. (конец программы)
(Слайд 14.)
Пример 4. Написать программу нахождения суммы чисел А и В, вводимых с клавиатуры.
- Вспомним этапы решения задач на компьютере. Для начала определим, что нам известно? (Известны два числа А и В.)
- Какая математическая модель подойдет для решения этой задачи? (S=A+B)
- Запишем алгоритм графическим способом.
- Теперь, когда алгоритм записан, можно составить программу. Для этого вспомним структуру программы в Паскале.
Program primer4; { Заголовок программы }
Var A,B,S: Integer; {Раздел описания переменных }
Begin { Раздел операторов}
Writeln(‘Введите значения чисел А, В’); {оператор вывода}
Read(A,B); {оператор ввода значений переменных с клавиатуры}
S:=A+B; {оператор присваивания}
Writeln(‘S=‘, S); {оператор вывода значения}
Readln; {оператор ждет нажатия клавиши ввода}
End. {конец программы}
Учащиеся вводят программу в компьютер. Для тех, кто быстро справился с заданием, раздаются карточки с индивидуальными заданиями.
VI. Информация о домашнем задании.
(Слайд 15.)
Написать программу вычисления площади равнобедренной трапеции. Значения основания и боковой стороны вводятся с клавиатуры.
VII. Подведение итогов урока.
(Слайд 16.)
- Какие операторы включают линейные программы? (Операторы присваивания, ввода, вывода.)
- Назовите операторы ввода? (readln)
- Назовите операторы вывода? (Write, writeln)
- Чем отличается оператор Write от оператора Writeln? (Оператор Writeln переводит курсор на новую строку.)
Оценивание работы класса и отдельных учащихся на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лекция "Программирование" Линейные алгоритмы
В данной лекции по дисциплине "Программирование" представлен материал для программирования линейных конструкция в языке С++....
Программирование линейных алгоритмов. Самостоятельная работа по информатике в 9 классе.
TurboPascal7.0...
презентация для урока в 10 классе по учебнику Семакина «Программирование линейных алгоритмов, Практическая работа №8»
Презентация для урока (по учебнику Семакина) «Программирование линейных алгоритмов, Практическая работа №8», 10 класс Цель урока: формирование знаний и умений по работе с линейными алгоритмами: с...
27 февраля 2015 года. Городской конкурс "Учитель года". 8 класс. Программирование линейных алгоритмов
Скажи мне – и я забуду,Покажи мне – и я запомню,Вовлеки меня - и я пойму. (Древняя китайская мудрость)Тема: Программирование линейных алгоритмов. 8 класс Цель урока: Формир...
Практическая работа. Программирование линейных алгоритмов
Практическая работа. Программирование линейных алгоритмовЦель работыВыработать практические навыки работы с системой Pascal ABC, научиться создавать, вводить в компьютер, выполнять и исправлять просте...
Программирование линейных алгоритмов
Презентация для проведения урока на тему Программирование линейных алгоритмов в 9 классе, учебник Босова...
Урок-мастерская по теме: "Программирование линейных алгоритмов"
Урок информатики в 10 классе по программе Семакина "Программирование линейных алгоритмов". Технология блочно-модульного обученияhttps://drive.google.com/drive/folders/0BzAYhi219fHdR2V1...