27 февраля 2015 года. Городской конкурс "Учитель года". 8 класс. Программирование линейных алгоритмов
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс) на тему
Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня - и я пойму.
(Древняя китайская мудрость)
Тема: Программирование линейных алгоритмов. 8 класс
Цель урока: Формирование умения писать и практически применять линейный алгоритм.
Задачи урока:
Предметные:
· актуализация знаний учащихся по теме «Алгоритмы, формы представления алгоритмов»;
· знакомство с основными операторами линейных алгоритмов на языке программирования;
· обучение составлять и применять программы, используя операторы ввода, вывода и присваивания;
Метапредметные:
· развитие речи учеников в области предметного словаря;
· формирование умения связывать уже известный материал с новым, сравнивать и анализировать;
· выявление значимости владения английским языком для изучения информатики
Личностные:
· развитие критического логического мышления учащихся – умения выделять главное, существенное, обобщать имеющуюся информацию;
· повышение мотивации к самостоятельной работе;
· воспитание дисциплинированности.
Коммуникативные:
· предоставление ученикам возможности конструктивно и вежливо общаться, выражать собственное аргументированное мнение и прислушиваться к мнению других;
· создание на уроке комфортной для межличностного общения обстановки, партнерских отношений «учитель-ученик».
Регулятивные:
· создание условий для формирования адекватной самооценки, понимания собственного уровня освоения материала, умения планировать учебную задачу и поэтапно ее решать.
Тип урока:
комбинированный
Методы и технологии:
- Проблемно-поисковый метод;
- Метод практического применения знаний
- Иллюстративный метод
- Репродуктивный метод
- Технология развития критического мышления
- Метод работы в малой группе
Программно – дидактическое обеспечение: ПК, среда программирования, Smart проект «Программирование линейных алгоритмов», раздаточный материал.
План урока (хронометраж - 30 минут)
1. Организация начала урока – 2 минуты;
2. Актуализация знаний – 5 минут;
3. Постановка целей и задач – 1 минута;
4. Изучение нового материала – 5 минут;
5. Практическая работа – 10 минут;
6. Закрепление изученного на уроке (фишбоун) – 3 минуты;
7. Информация о домашнем задании – 1 минута;
8. Рефлексия. Подведение итогов урока – 3 минуты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
15_02_25_urok.pptx | 1.51 МБ |
15_02_27.doc | 642 КБ |
15_02_18_rybya_kost.pptx | 72.65 КБ |
15_02_27_samoanaliz_astafev.docx | 26.44 КБ |
kartochki.pptx | 74.15 КБ |
15_02_18_rybya_kost.pptx | 72.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели и задачи урока Вспомнить Узнать Научиться ·Определение алгоритма · Виды конструкций · Кто исполнитель · Язык программирования ·Операторы ввода и вывода ·Линейная конструкция ·Оператор присваивания ·Структуру программы ·Управление программой ·Основы программирования · Новые операторы ·Способы решения задач ·Структуру программы ·Работать в Pascal ABC · Решать задачи с помощью ЯП ·Применять ЯП в повседневной жизни и учебе
Отдых для глаз
Написать программу, считающую сумму 3 товаров
ВЫВОД
Домашнее задание для любознательных
Предварительный просмотр:
Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня - и я пойму.
(Древняя китайская мудрость)
Тема: Программирование линейных алгоритмов. 8 класс
Цель урока: Формирование умения писать и практически применять линейный алгоритм.
Задачи урока:
Предметные:
- актуализация знаний учащихся по теме «Алгоритмы, формы представления алгоритмов»;
- знакомство с основными операторами линейных алгоритмов на языке программирования;
- обучение составлять и применять программы, используя операторы ввода, вывода и присваивания;
Метапредметные:
- развитие речи учеников в области предметного словаря;
- формирование умения связывать уже известный материал с новым, сравнивать и анализировать;
- выявление значимости владения английским языком для изучения информатики
Личностные:
- развитие критического логического мышления учащихся – умения выделять главное, существенное, обобщать имеющуюся информацию;
- повышение мотивации к самостоятельной работе;
- воспитание дисциплинированности.
Коммуникативные:
- предоставление ученикам возможности конструктивно и вежливо общаться, выражать собственное аргументированное мнение и прислушиваться к мнению других;
- создание на уроке комфортной для межличностного общения обстановки, партнерских отношений «учитель-ученик».
Регулятивные:
- создание условий для формирования адекватной самооценки, понимания собственного уровня освоения материала, умения планировать учебную задачу и поэтапно ее решать.
Тип урока:
комбинированный
Методы и технологии:
- Проблемно-поисковый метод;
- Метод практического применения знаний
- Иллюстративный метод
- Репродуктивный метод
- Технология развития критического мышления
- Метод работы в малой группе
Программно – дидактическое обеспечение: ПК, среда программирования, Smart проект «Программирование линейных алгоритмов», раздаточный материал.
План урока (хронометраж - 30 минут)
- Организация начала урока – 2 минуты;
- Актуализация знаний – 5 минут;
- Постановка целей и задач – 1 минута;
- Изучение нового материала – 5 минут;
- Практическая работа – 10 минут;
- Закрепление изученного на уроке (фишбоун) – 3 минуты;
- Информация о домашнем задании – 1 минута;
- Рефлексия. Подведение итогов урока – 3 минуты.
Ход урока:
I. Организация начала урока
Цель этапа: знакомство, подготовка к работе на уроке, позитивный настрой.
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Сергей Валерьевич и урок информатики сегодня проведу я. Меня это очень увлекает и радует. А у вас какое настроение? Будем работать? (Да)
Хотелось бы начать наш урок с древней китайской мудрости: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня - и я пойму». Вот и мне хочется, чтоб вы все сегодня не только послушали и посмотрели, но и практически вовлеклись в тему урока.
Тема, которую вы изучаете - «Алгоритмизация». Вы знаете, что алгоритмические конструкции бывают 3-х основных видов. С повторением некоторых операций – ЦИКЛ, с проверкой условия – ВЕТВЛЕНИЕ, а какой же алгоритм представлен в эпиграфе нашего урока? ЛИНЕЙНЫЙ.
Но сами по себе (убираем лишние слова, ОК?)алгоритмы мы уже прошли и сейчас перешли непосредственно к программированию, а это означает запись алгоритма на чем на доске, в тетради…нехорошо звучит? На языке программирования.
Таким образом у нас есть два понятия – B – ЛИНЕЙНЫЙ АЛГОРИТМ и C - ПРОГРАММИРОВАНИЕ.
Внимание вопрос. Что получится если B сложить с C? Программирование линейного алгоритма. Молодцы, это и есть тема нашего урока. Запишите её себе в лист самооценки.
Сегодня на уроке мы поговорим об очень важном разделе информатики - «Программирование линейных алгоритмов».
II. Актуализация знаний
Итак, вспомним, ребята основные понятия нашей темы:
B1. Алгоритмом называют … Алгоритм – последовательный порядок действий, направленных на решение поставленной задачи;
B2. Алгоритмическая структура «следование». Последовательное выполнение действий.
III. Постановка целей и задач
Ребята, давайте подумаем и выпишем себе в лист самооценки по одной задаче из каждой рубрики – вспомнить, узнать, научиться – то, что именно ЛИЧНО вам важно узнать и выполнить сегодня на уроке.
Вспомнить | Узнать | Научиться |
|
|
|
Мы можем с вами составлять алгоритмы в разных формах: словесная ой, графическаяой. Где в жизни вы встречаете алгоритмические конструкции? На каких уроках вы используете алгоритмические конструкции? На математике, физике, химии и т.д.
А теперь наша задача научиться составлять линейные алгоритмы на языке программирования и проверить их в действии.
Ребята, какие языки программирования существуют ? (Ответ)
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с операторами присваивания, ввода и вывода, продолжим составлять программы, используя эти операторы. Работать мы будем в тех средах, которые вы знаете, например, Pascal ABC.
IV. Изучение нового материала
ЛИНЕЙНЫЕ ПРОГРАММЫ могут включать в себя операторы:
- Присваивания :=
- Ввода READLN
- Вывода WRITELN
Все помнят структуру программы?
- Название
- Раздел описания переменных VAR
- Начало программы
- Операторы ввода данных, присваивания и вывода данных
- Конец программы
Отдых
Выключение доски. Ребята, школа, в которой я работаю, связана с китайской гимнастикой КУЛЬТУРОЙ, и одна из традиционных рекомендаций – массаж биологически активных точек, которые стимулируют мыслительную деятельность. Одна из них на кисти руки.
V. Практическая работа – 10 минут
А вот теперь начинается самое интересное – применение всех этих знаний на практике.
Ребята, возьмите с собой листы самооценки и ручки, перейдите к компьютерам, только кнопку включения монитора нажмите – знакомый вам Паскаль ABC у всех запущен, но при желании вы можете использовать для выполнения задания любой язык программирования, знакомый вам.
Первое задание и 5 минут на его выполнение – составить программу, вычисляющую стоимость 3-х товаров – надо вывести на экран сумму 3-х введенных чисел.
Учащиеся выполняют задание в языке программирования.
Ребята, приходилось ли вам делать заказы товаров в интернет-магазине? Нет? А если да? Сейчас мы с вами создадим такую информационную модель.
Сюрприз – вам предоставили в качестве бонуса к 23 февраля 2000 бонусных баллов, но ввели два ограничения:
- Надо отоварить потратить эти бонусные баллы прямо сейчас;
- Максимальное количество товаров – 3 штуки.
Сайт, который вам предоставил акцию - (Это не реклама!)- ULMART.RU, он у всех запущен на ПК, а вам необходимо выбрать себе товары.
Названия товаров и их цену записываете в лист самооценки, проверяете свою программу, которую только что составили в действии, общая стоимость записывается ниже… 5 минут времени.
VI. Закрепление изученного материала
Время работы за компьютером подошло к концу, все молодцы, отлично справились с заданием, и теперь вы разделитесь на группы по 3-4 человека, сядьте за столики и образуйте группы. Проведем тестирование по современной технологии (стратегии) «Fishbone» - что в переводе означает «рыбья кость»англичане с легкостью нам переведут это название? - главная хребтовая кость обозначает нашу проблему – «Создание программы в ЯП».
Перед вами листы формата А4 со схематичным скелетом рыбы – основа данной технологии. Ваша задача - обозначить проблемы, препятствующие решению проблемы – незнание видов алгоритмов, основных понятий, способов записи, незнание ЯП.
Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть явления. Факт придает проблеме ясность и реальные очертания. Факты позволяют говорить не об абстрактном решении, а о конкретном механизме.
VII. Информация о домашнем задании
Ребята, вам понравилась работа с «рыбкой»? Желающим еще поработать с данной этой интересной технологией предлагаю разобраться с подобной схемой, отработать межпредметную связь с английским языком и разобрать, например, актуальную проблему опоздания на работу или в школу.
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия
Возьмите, ребята, листы самооценки за урок, проставьте баллы себе и оценку, объективно оцените себя. Выполнили ли вы за урок намеченные в начале урока задачи? Несколько слов все же надо сказать, да? Чтобы урок не заканчивался молчанием и сдачей бумажек
Всем большое спасибо. Урок окончен.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Городской конкурс педагогических достижений 2014-2015 учебного года
Номинация «Учитель года» Первый тур
Самоанализ урока
Ф. И. О. участника номинации: Астафьев Сергей Валерьевич
Подноминация: учитель года
Должность и место работы участника: учитель информатики, ГБОУ школа №574
Тема урока: Программирование линейных алгоритмов
Класс: 8 (гимназия №56)
Дата: 27 февраля 2015 года
- Каков был замысел, план проведения занятия
Программа Босовой Л.Л. (8 класс) в третьей четверти включает тему «Начала программирования», которая длится 2 четверти и заканчивается контрольной работой «Начала программирования» в мае месяце.
Тема моего урока «Программирование линейных алгоритмов» - начальная стадия изучения данного раздела. Целью являлось формирование умения писать и практически применять линейный алгоритм. Учащиеся знакомятся с языком программирования PascalABC, в своей работе опираются на знания по теме «Алгоритмизация на алгоритмическом языке», применение различных исполнителей (робот, стрелочка).
Данный урок развивает метапредметную компетентность, поддерживая все предметы курса обучения – подобные схемы вычисления данных, составление программ возможны в применении в любой области. Наиболее выражены связи с алгеброй, английским языком; урок способствует и развитию речи учеников. Особое внимание хотелось бы обратить на оригинальную стратегию закрепления материала и тестирования, плавно переходящую в рефлексию – FISHBONE.С её помощью можно графическим способом проанализировать и найти пути решения любой проблемы, что детям очень нравится.
На уроке применяется технология развития критического мышления. Она позволяет добиваться таких образовательных результатов, как:
- умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационными потоками в разных областях знаний;
- умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
- умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
- умение решать проблемы, сотрудничать и работать в группе;
- способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.
Все названные задачи решаются для развития коммуникативных умений учеников, формирования у них универсальных учебных действий.
Обучение на данном уроке не является самоцелью, гораздо важнее решение личностных задач, формирования медиаобразовательных умений, а именно:
- находить требующуюся информацию в различных источниках;
- критически осмысливать информацию, интерпретировать ее, понимать суть, адресную направленность, цель информирования;
- систематизировать информацию по заданным признакам;
- переводить визуальную информацию в вербальную знаковую систему и обратно;
- видоизменять объем, форму, знаковую систему информации;
- находить ошибки в информации, воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы;
- устанавливать ассоциативные и практически целесообразные связи между информационными сообщениями;
- уметь вычленять главное в информационном сообщении, отделять его от «белого шума» и т.д.
Специфика урока видится в том, что, помимо апробации различных современных технологий, ученики учатся применять навыки, полученные за время урока, в повседневной жизни, используют предмет информатика как инструмент для решения очень большого сегмента задач.
Тип урока – комбинированный, сочетает в себе и повторение пройденного материала, и получение новых знаний и умений.
Методы использовались различные: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, проблемно-поисковый, метод практической работы.
Учащиеся данного класса показались мне очень оживленными, любознательными, они стремятся получать новые знания, которые обязательно пригодятся в жизни, поэтому считаю удачным, что урок был рассчитан на интеграцию предмета информатика в жизненный цикл – алгоритмизация повсеместна. Ребята любят интерактивность, которая пробуждает в них интерес к обучению и игровые формы уроков.
Структура урока – это 8 частей: теоретическая (повторение материала, закрепление навыков, получение нового материала) и практическая – (закрепление материала, интеграция знаний в использование прикладного ПО, на примере PascalABC), также рефлексия, самооценка учащихся, занимательное домашнее задание.
Взаимодействие с учениками было 100%-ное, практически весь класс постоянно работал устно, письменно, у доски, в тетрадях, на ПК, происходил постоянный диалог с учащимися.
- Были ли изменения (отклонения, усовершенствования) по сравнению с первоначальным планом в ходе урока? какие? почему? К чему они привели?
(если никто не заметил отклонений и «косяков» - не говорим о них. Если были гибкие и позитивные изменения – говорим себе в плюс)
- Удалось ли мне
- Добиться реализации поставленной цели - ……………………………
- избежать перегрузки и переутомления учащихся………..(про паузу)
- сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроения, самочувствия? Какова общая самооценка урока?
- Каковы причины успехов и недостатков проведенного урока? Каковы неиспользованные резервные возможности? Что в этом уроке следовало бы сделать иначе, по-другому? (только если реально были проблемы)
- Какие выводы из урока необходимо сделать на будущее?хорошо, но осторожно – только если есть необходимость
- Хочу поблагодарить администрацию школы за гостеприимство, предоставленные условия ведения урока и замечательных учеников, которые меня во всем поддержали.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Медиаобразовател . у мения: Поиск Интерпретация Систематизация Формы информации Ошибки – решение Вычленять главное в потоке Специфика – информатика - инструмент Тип – комбинированн ., Методы: Объяснительно-иллюстративный Репродуктивный Проблемно-поисковый Практическая работа Учащиеся – какие ? Интеграция
Структура: 1-3 Теория (фаза вызова): повторение, закрепление навыков, новый материал 4-5 Практическая: закрепление, интеграция знаний в прикл . ПО 6 Рефлексия Самооценка Занимательное ДЗ Изменения. Какие, почему. Удалось ли мне ? Цель Перегрузка Мотивация учения Причины успехов и недостатков Что можно иначе ?
Выводы из урока Благодарность
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лекция "Программирование" Линейные алгоритмы
В данной лекции по дисциплине "Программирование" представлен материал для программирования линейных конструкция в языке С++....
Программирование линейных алгоритмов. Самостоятельная работа по информатике в 9 классе.
TurboPascal7.0...
презентация для урока в 10 классе по учебнику Семакина «Программирование линейных алгоритмов, Практическая работа №8»
Презентация для урока (по учебнику Семакина) «Программирование линейных алгоритмов, Практическая работа №8», 10 класс Цель урока: формирование знаний и умений по работе с линейными алгоритмами: с...
2 февраля 2010 года. Городской конкурс "Учитель года". 7 класс. Электронные таблицы. Формулы.
Мероприятие: открытый урокПредмет: Информатика и ИКТУчитель: Астафьев Сергей ВалерьевичКласс: 7бТема: «Электронные таблицы. Формулы»Тип урока: комбинированныйФорма проведения урока: «Прогулка по ТРЦ»....
Практическая работа. Программирование линейных алгоритмов
Практическая работа. Программирование линейных алгоритмовЦель работыВыработать практические навыки работы с системой Pascal ABC, научиться создавать, вводить в компьютер, выполнять и исправлять просте...
Контрольная работа по программированию "Линейный алгоритм" для 9 класса.
Контрольная работа содержит 2 варианта заданий. Каждый вариант состоит из 5 заданий. Дополнительно в каждом варианте есть 2 задания повышенной сложности по теме "Ветвление", которые учащиеся...
Технологическая карта урока информатики по теме "Организация ввода и вывода данных. Программирование линейных алгоритмов", 8 класс
тема "Организация ввода и вывода данных. Программирование линейных алгоритмов"...