27 февраля 2015 года. Городской конкурс "Учитель года". 8 класс. Программирование линейных алгоритмов
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс) на тему

astafev

Скажи мне – и я забуду,

Покажи мне – и я запомню,

Вовлеки меня -  и я пойму.

 

(Древняя китайская мудрость)

Тема:  Программирование линейных алгоритмов. 8 класс

 

Цель урока:  Формирование умения писать  и практически  применять линейный  алгоритм.

 

Задачи урока:

 

Предметные:

·         актуализация знаний учащихся по теме «Алгоритмы, формы представления алгоритмов»;

·         знакомство с основными операторами линейных алгоритмов на языке программирования;

·         обучение составлять и применять программы, используя операторы ввода, вывода и присваивания;

Метапредметные:

·         развитие речи учеников в области предметного словаря;

·         формирование умения связывать уже известный материал с новым, сравнивать  и анализировать; 

·         выявление значимости владения английским языком для изучения информатики                  

Личностные:

·         развитие критического логического мышления учащихся – умения выделять  главное, существенное, обобщать имеющуюся информацию;

·         повышение мотивации к  самостоятельной работе;

·         воспитание дисциплинированности.

        Коммуникативные:

·         предоставление ученикам возможности конструктивно и вежливо общаться, выражать собственное аргументированное мнение и прислушиваться к мнению других;

·         создание на уроке комфортной для межличностного общения обстановки, партнерских отношений «учитель-ученик».

        Регулятивные:

·         создание условий для формирования адекватной самооценки, понимания собственного уровня освоения материала, умения планировать учебную задачу и поэтапно ее решать.

   

 

Тип урока:

комбинированный

Методы и технологии:

  1. Проблемно-поисковый метод;
  2. Метод практического применения знаний
  3. Иллюстративный метод
  4. Репродуктивный метод
  5. Технология развития критического мышления
  6. Метод работы в малой группе

Программно – дидактическое обеспечение: ПК, среда программирования, Smart проект «Программирование линейных алгоритмов», раздаточный материал.

 

План урока  (хронометраж - 30 минут)

1.                  Организация начала урока –                               2 минуты;

2.                  Актуализация знаний –                                        5 минут;

3.                  Постановка целей и задач –                                 1 минута;

4.                  Изучение нового материала –                             5 минут;

5.                  Практическая работа –                                         10 минут;

6.                  Закрепление изученного на уроке (фишбоун) –           3 минуты;

7.                  Информация о домашнем задании –                  1 минута;

8.                  Рефлексия. Подведение итогов урока –                         3 минуты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 15_02_25_urok.pptx1.51 МБ
Microsoft Office document icon 15_02_27.doc642 КБ
Файл 15_02_18_rybya_kost.pptx72.65 КБ
Файл 15_02_27_samoanaliz_astafev.docx26.44 КБ
Файл kartochki.pptx74.15 КБ
Файл 15_02_18_rybya_kost.pptx72.65 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Скажи мне – и я забуду, Покажи мне – и я запомню, Вовлеки меня – и я пойму. 8 класс 25 февраля 2015 года

Слайд 4

Цели и задачи урока Вспомнить Узнать Научиться ·Определение алгоритма · Виды конструкций · Кто исполнитель · Язык программирования ·Операторы ввода и вывода ·Линейная конструкция ·Оператор присваивания ·Структуру программы ·Управление программой ·Основы программирования · Новые операторы ·Способы решения задач ·Структуру программы ·Работать в Pascal ABC · Решать задачи с помощью ЯП ·Применять ЯП в повседневной жизни и учебе

Слайд 7

Отдых для глаз

Слайд 8

Написать программу, считающую сумму 3 товаров

Слайд 9

ВЫВОД

Слайд 11

Домашнее задание для любознательных



Предварительный просмотр:

Скажи мне – и я забуду,

Покажи мне – и я запомню,

Вовлеки меня -  и я пойму.

(Древняя китайская мудрость)

Тема:  Программирование линейных алгоритмов. 8 класс

Цель урока:  Формирование умения писать  и практически  применять линейный  алгоритм.

Задачи урока:

Предметные:

  • актуализация знаний учащихся по теме «Алгоритмы, формы представления алгоритмов»;
  • знакомство с основными операторами линейных алгоритмов на языке программирования;
  • обучение составлять и применять программы, используя операторы ввода, вывода и присваивания;

Метапредметные:

  • развитие речи учеников в области предметного словаря;
  • формирование умения связывать уже известный материал с новым, сравнивать  и анализировать;  
  • выявление значимости владения английским языком для изучения информатики                  

Личностные:

  • развитие критического логического мышления учащихся – умения выделять  главное, существенное, обобщать имеющуюся информацию;
  • повышение мотивации к  самостоятельной работе;
  • воспитание дисциплинированности.

        Коммуникативные:

  • предоставление ученикам возможности конструктивно и вежливо общаться, выражать собственное аргументированное мнение и прислушиваться к мнению других;
  • создание на уроке комфортной для межличностного общения обстановки, партнерских отношений «учитель-ученик».

        Регулятивные:

  • создание условий для формирования адекватной самооценки, понимания собственного уровня освоения материала, умения планировать учебную задачу и поэтапно ее решать.

   

Тип урока: 

комбинированный

Методы и технологии:

  1. Проблемно-поисковый метод;
  2. Метод практического применения знаний
  3. Иллюстративный метод
  4. Репродуктивный метод
  5. Технология развития критического мышления
  6. Метод работы в малой группе

Программно – дидактическое обеспечение: ПК, среда программирования, Smart проект «Программирование линейных алгоритмов», раздаточный материал.

План урока  (хронометраж - 30 минут)

  1. Организация начала урока –                         2 минуты;
  2. Актуализация знаний –                                 5 минут;
  3. Постановка целей и задач –                         1 минута;
  4. Изучение нового материала –                         5 минут;
  5. Практическая работа –                                 10 минут;
  6. Закрепление изученного на уроке (фишбоун) –         3 минуты;
  7. Информация о домашнем задании –                 1 минута;
  8. Рефлексия. Подведение итогов урока –                 3 минуты.

Ход урока:

I. Организация начала урока

Цель этапа: знакомство, подготовка к работе на уроке, позитивный настрой.

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Сергей Валерьевич и урок информатики сегодня проведу я. Меня это очень увлекает и радует. А у вас какое настроение? Будем работать? (Да)

Хотелось бы начать наш урок с древней китайской мудрости: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня -  и я пойму». Вот и мне хочется, чтоб вы все сегодня не только послушали и посмотрели, но и практически вовлеклись в тему урока.

Тема, которую вы изучаете - «Алгоритмизация». Вы знаете, что алгоритмические конструкции бывают 3-х основных видов. С повторением некоторых операций – ЦИКЛ, с проверкой условия – ВЕТВЛЕНИЕ, а какой же алгоритм представлен в эпиграфе нашего урока? ЛИНЕЙНЫЙ.

Но сами по себе (убираем лишние слова, ОК?)алгоритмы мы уже прошли и сейчас перешли непосредственно к программированию, а это означает запись алгоритма на чем на доске, в тетради…нехорошо звучит? На языке программирования.

Таким образом у нас есть два понятия – B – ЛИНЕЙНЫЙ АЛГОРИТМ и C - ПРОГРАММИРОВАНИЕ.

Внимание вопрос. Что получится если B сложить с C? Программирование линейного алгоритма. Молодцы, это и есть тема нашего урока. Запишите её себе в лист самооценки.

Сегодня на уроке мы поговорим об очень важном разделе информатики - «Программирование линейных алгоритмов».

II. Актуализация знаний

Итак, вспомним, ребята основные понятия нашей темы:

B1. Алгоритмом называют …  Алгоритм – последовательный порядок действий, направленных на решение поставленной задачи;

B2. Алгоритмическая структура «следование».  Последовательное выполнение действий.

III. Постановка целей и задач

        Ребята, давайте подумаем и выпишем себе в лист самооценки по одной задаче из каждой рубрики – вспомнить, узнать, научиться – то, что именно  ЛИЧНО вам важно узнать и выполнить сегодня на уроке.

Вспомнить

Узнать

Научиться

  • Определение алгоритма
  • Виды конструкций
  • Кто исполнитель
  • Язык программирования
  • Операторы ввода и вывода
  • Линейная конструкция
  • Оператор присваивания
  • Структуру программы
  • Управление программой
  • Основы программирования
  • Новые операторы
  • Способы решения задач
  • Структуру программы
  • Работать в Pascal ABC
  • Решать задачи с помощью ЯП
  • Применять ЯП в повседневной жизни и учебе

Мы можем с вами составлять алгоритмы в разных формах: словесная ой, графическаяой. Где в жизни вы встречаете алгоритмические конструкции? На каких уроках вы используете алгоритмические конструкции? На математике, физике, химии и т.д.

А теперь наша задача научиться составлять линейные алгоритмы на языке программирования и проверить их в действии.

Ребята, какие языки программирования существуют ? (Ответ)

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с операторами присваивания, ввода и вывода, продолжим составлять программы, используя эти операторы. Работать мы будем в тех средах, которые вы знаете, например, Pascal ABC.

IV. Изучение нового материала

ЛИНЕЙНЫЕ ПРОГРАММЫ могут включать в себя операторы:

  • Присваивания                 :=
  • Ввода                                 READLN
  • Вывода                         WRITELN

Все помнят структуру программы?

  1. Название
  2. Раздел описания переменных VAR
  3. Начало программы
  4. Операторы ввода данных, присваивания и вывода данных
  5. Конец программы

Компьютер картинки gif анимации смайлики рисунки аватарки Компьютер скачать бесплатно - Предметы и вещи 6

Отдых

Выключение доски. Ребята, школа, в которой я работаю, связана с китайской гимнастикой КУЛЬТУРОЙ, и одна из традиционных  рекомендаций – массаж биологически активных точек, которые стимулируют мыслительную деятельность. Одна из них на кисти руки.

V. Практическая работа – 10 минут

А вот теперь начинается самое интересное – применение всех этих знаний на практике.

Ребята, возьмите с собой листы самооценки и ручки, перейдите к компьютерам, только кнопку включения монитора нажмите – знакомый вам Паскаль ABC у всех запущен, но при желании вы можете использовать для выполнения задания любой язык программирования, знакомый вам.

Первое задание и 5 минут на его выполнение – составить программу, вычисляющую стоимость 3-х товаров – надо вывести на экран сумму 3-х введенных чисел.

Учащиеся выполняют задание в языке программирования.

Ребята, приходилось ли вам делать заказы товаров в интернет-магазине? Нет? А если да? Сейчас мы с вами создадим такую информационную модель.

Сюрприз – вам предоставили в качестве бонуса к 23 февраля 2000 бонусных баллов, но ввели два ограничения:

  1. Надо отоварить потратить  эти бонусные баллы  прямо сейчас;
  2. Максимальное количество товаров – 3 штуки.

Сайт, который вам предоставил акцию - (Это не реклама!)-  ULMART.RU, он у всех запущен на ПК, а вам необходимо выбрать себе товары.

Названия товаров и их цену записываете в лист самооценки, проверяете свою программу, которую только что составили в действии, общая стоимость записывается ниже… 5 минут времени.

VI. Закрепление изученного материала

Время работы за компьютером подошло к концу, все молодцы, отлично справились с заданием, и теперь вы разделитесь на группы по 3-4 человека, сядьте за столики и образуйте группы. Проведем тестирование по современной технологии (стратегии) «Fishbone» - что в переводе означает «рыбья кость»англичане с легкостью нам переведут это название? - главная хребтовая кость обозначает нашу проблему – «Создание программы в ЯП».

Vector Illustration Of Black Fish Bone Over White - 141306583 : ShutterstockПеред вами листы формата А4 со схематичным скелетом рыбы – основа данной технологии. Ваша задача - обозначить проблемы, препятствующие решению проблемы – незнание видов алгоритмов, основных понятий, способов записи, незнание ЯП.

 

Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть явления. Факт придает проблеме ясность и реальные очертания. Факты позволяют говорить не об абстрактном решении, а о конкретном механизме.

VII. Информация о домашнем задании

Ребята, вам понравилась работа с «рыбкой»?  Желающим еще поработать с данной этой интересной технологией  предлагаю разобраться с подобной схемой, отработать межпредметную связь с английским языком и разобрать, например, актуальную  проблему опоздания на работу или в школу.

VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия

Возьмите, ребята,  листы самооценки за урок, проставьте баллы себе и оценку, объективно оцените себя. Выполнили ли вы за урок намеченные в начале урока задачи? Несколько слов все же надо сказать, да? Чтобы урок не заканчивался молчанием и сдачей бумажек

Всем большое спасибо. Урок окончен.

   

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Диаграмма « Fish Bone » Виды алгоритмов Способы записи Основные понятия Решение задачи на ЯП ЯП Лень


Предварительный просмотр:

Городской конкурс педагогических достижений 2014-2015 учебного года

Номинация «Учитель года» Первый тур

Самоанализ урока

Ф. И. О. участника номинации: Астафьев Сергей Валерьевич

Подноминация: учитель года

Должность и место работы участника: учитель информатики, ГБОУ школа №574

Тема урока: Программирование линейных алгоритмов

Класс: 8 (гимназия №56)

Дата: 27 февраля 2015 года

  1. Каков был замысел, план проведения занятия

Программа Босовой Л.Л. (8 класс) в третьей четверти включает тему «Начала программирования», которая длится 2 четверти и заканчивается контрольной работой «Начала программирования» в мае месяце.

 Тема моего урока «Программирование линейных алгоритмов» - начальная стадия изучения данного раздела. Целью являлось формирование  умения писать и практически применять линейный алгоритм. Учащиеся знакомятся с языком программирования PascalABC, в своей работе опираются на знания по теме «Алгоритмизация на алгоритмическом языке», применение различных исполнителей (робот, стрелочка).

        Данный урок развивает метапредметную компетентность, поддерживая все предметы курса обучения – подобные схемы вычисления данных, составление программ возможны в применении в любой области. Наиболее выражены связи с алгеброй, английским языком; урок способствует и развитию речи учеников.  Особое внимание хотелось бы обратить на оригинальную стратегию закрепления материала и тестирования, плавно переходящую в рефлексию – FISHBONE.С её помощью можно графическим способом проанализировать и найти пути решения любой проблемы, что детям очень нравится.

На уроке применяется технология развития критического мышления. Она позволяет добиваться таких образовательных результатов,  как:

  • умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационными  потоками в разных областях знаний;
  • умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
  • умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
  • умение решать проблемы, сотрудничать и работать в группе;
  • способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

Все названные задачи решаются для развития коммуникативных умений учеников,  формирования у них универсальных учебных действий.

Обучение на данном уроке не является самоцелью, гораздо важнее решение личностных задач, формирования медиаобразовательных умений, а именно:

  • находить требующуюся информацию в различных источниках;
  • критически осмысливать информацию, интерпретировать ее, понимать суть, адресную направленность, цель информирования;
  • систематизировать информацию по заданным признакам;
  • переводить визуальную информацию в вербальную знаковую систему и обратно;
  • видоизменять объем, форму, знаковую систему информации;
  • находить ошибки в информации, воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы;
  • устанавливать ассоциативные и практически целесообразные связи между информационными сообщениями;
  • уметь вычленять главное в информационном сообщении, отделять  его от «белого шума» и т.д.

Специфика урока видится в том, что,  помимо апробации различных современных технологий, ученики учатся применять навыки, полученные за время урока, в повседневной жизни, используют предмет информатика как инструмент для решения очень большого сегмента задач.

Тип урока – комбинированный, сочетает в себе и повторение пройденного материала, и получение новых знаний и умений.

Методы использовались различные: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, проблемно-поисковый, метод практической работы.

Учащиеся данного класса показались мне   очень оживленными, любознательными,  они стремятся получать новые знания, которые обязательно пригодятся в жизни, поэтому считаю удачным, что  урок был рассчитан на интеграцию предмета информатика в жизненный цикл – алгоритмизация повсеместна. Ребята любят интерактивность, которая пробуждает в них интерес к обучению и игровые формы уроков.

Структура урока  – это 8 частей: теоретическая (повторение материала, закрепление навыков, получение нового материала) и практическая – (закрепление материала, интеграция знаний в использование прикладного ПО, на примере PascalABC), также рефлексия, самооценка учащихся, занимательное домашнее задание.

        Взаимодействие с учениками было 100%-ное, практически весь класс постоянно работал устно, письменно, у доски, в тетрадях, на ПК, происходил постоянный диалог с учащимися.

  1. Были ли изменения (отклонения, усовершенствования) по сравнению с первоначальным планом в ходе урока? какие? почему? К чему они привели?

(если никто не заметил отклонений и «косяков» - не говорим о них. Если были гибкие и позитивные изменения – говорим себе в плюс)

  1. Удалось ли мне
  1.  Добиться  реализации поставленной цели - ……………………………
  2. избежать перегрузки и переутомления учащихся………..(про паузу)
  3. сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроения, самочувствия? Какова общая самооценка урока?
  1. Каковы причины успехов и недостатков проведенного урока? Каковы неиспользованные резервные возможности? Что в этом уроке следовало бы сделать иначе, по-другому? (только если реально были проблемы)
  2. Какие выводы из урока необходимо сделать на будущее?хорошо, но осторожно – только если есть необходимость
  3. Хочу поблагодарить администрацию школы за гостеприимство, предоставленные условия ведения урока и замечательных учеников, которые меня во всем поддержали.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема Цель Метапредметная компетентность FISH BONE ТРКМ и нформац . поток м ысли, мнение р ешение проблем р абота в группе Коммуникативные умения УУД

Слайд 2

Медиаобразовател . у мения: Поиск Интерпретация Систематизация Формы информации Ошибки – решение Вычленять главное в потоке Специфика – информатика - инструмент Тип – комбинированн ., Методы: Объяснительно-иллюстративный Репродуктивный Проблемно-поисковый Практическая работа Учащиеся – какие ? Интеграция

Слайд 3

Структура: 1-3 Теория (фаза вызова): повторение, закрепление навыков, новый материал 4-5 Практическая: закрепление, интеграция знаний в прикл . ПО 6 Рефлексия Самооценка Занимательное ДЗ Изменения. Какие, почему. Удалось ли мне ? Цель Перегрузка Мотивация учения Причины успехов и недостатков Что можно иначе ?

Слайд 4

Выводы из урока Благодарность


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Диаграмма « Fish Bone » Виды алгоритмов Способы записи Основные понятия Решение задачи на ЯП ЯП Лень

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекция "Программирование" Линейные алгоритмы

В данной лекции по дисциплине "Программирование" представлен материал для программирования линейных конструкция в языке С++....

презентация для урока в 10 классе по учебнику Семакина «Программирование линейных алгоритмов, Практическая работа №8»

Презентация для урока (по учебнику Семакина) «Программирование линейных алгоритмов, Практическая работа №8», 10 класс Цель урока: формирование знаний и умений по работе с линейными алгоритмами: с...

2 февраля 2010 года. Городской конкурс "Учитель года". 7 класс. Электронные таблицы. Формулы.

Мероприятие: открытый урокПредмет: Информатика и ИКТУчитель: Астафьев Сергей ВалерьевичКласс: 7бТема: «Электронные таблицы. Формулы»Тип урока: комбинированныйФорма проведения урока: «Прогулка по ТРЦ»....

Практическая работа. Программирование линейных алгоритмов

Практическая работа. Программирование линейных алгоритмовЦель работыВыработать практические навыки работы с системой Pascal ABC, научиться создавать, вводить в компьютер, выполнять и исправлять просте...

Контрольная работа по программированию "Линейный алгоритм" для 9 класса.

Контрольная работа содержит 2 варианта заданий. Каждый вариант состоит из 5 заданий. Дополнительно в каждом варианте есть 2 задания повышенной сложности по теме "Ветвление", которые учащиеся...