Рабочая программа по информатике, 7-9 классы, ФГОС
рабочая программа по информатике и икт
Рабочая программа по информатике, 7-9 классы, ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по информатике, 7-9 классы, ФГОС | 53.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по информатике
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по информатике для основного общего образования (7 – 9 классы) составлена на основе:
- Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС), утвержденного приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;
- Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;
- Примерной программы по информатике 7-9 классы;
- Авторской программы по курсу информатики Н.Д. Угриновича для 7, 8 и 9 классов;
- ООП ООО МБОУ ЦО № 45;
- Учебного плана МБОУ ЦО № 45.
В соответствии с ФГОС изучение информатики в основной школе должно обеспечить:
- формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
- формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
- развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
- формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Требования к результатам освоения на личностном,
метапредметном и предметном уровнях
Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов.
Личностные:
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
- приобретение опыта выполнения индивидуальных и коллективных проектов, таких как разработка программных средств учебного назначения, издание школьных газет, создание сайтов, виртуальных краеведческих музеев и т. д, на основе использования информационных технологий;
- знакомство с основными правами и обязанностями гражданина информационного общества;
- формирование представлений об основных направлениях развития информационного сектора экономики, основных видах профессиональной деятельности, связанных с информатикой и информационными технологиями.
- целенаправленные поиск и использование информационных ресурсов, необходимых для решения учебных и практических задач, в том числе с помощью средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);
- анализ информационных процессов, протекающих в социотехнических, природных, социальных системах;
- формирование (на основе собственного опыта информационной деятельности) представлений о механизмах и законах восприятия и переработки информации человеком, техническими и социальными системами.
Метапредметные:
- формирование компьютерной грамотности, т. е. приобретение опыта создания, преобразования, представления, хранения информационных объектов (текстов, рисунков, алгоритмов и т. п.) с использованием наиболее широко распространенных компьютерных инструментальных средств;
- осуществление целенаправленного поиска информации в различных информационных массивах, в том числе электронных энциклопедиях, сети Интернет и т.п., анализ и оценка свойств полученной информации с точки зрения решаемой задачи;
- целенаправленное использование информации в процессе управления, в том числе с помощью аппаратных и программных средств компьютера и цифровой бытовой техники;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Важнейшее место в курсезанимает тема «Моделирование и формализация», в которой исследуются модели из различных предметных областей: математики, физики, химии и собственно информатики. Эта тема способствует информатизации учебного процесса в целом, придает курсу «Информатика» межпредметный характер.
Предметные:
- понимание роли информационных процессов в современном мире;
- формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
- формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
- развитие алгоритмического и системного мышления, необходимых для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, с ветвлением и циклической;
- формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей (таблицы, схемы, графики, диаграммы), с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права. Большое значение в курсе имеет тема «Коммуникационные технологии», в которой учащиеся знакомятся не только с основными сервисами Интернета, но и учатся применять их на практике.
Планируемые результаты изучения информатики
Информация и способы ее представления
Выпускник научится:
- использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
- описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных;
- записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
- кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;
- использовать основные способы графического представления числовой информации.
Выпускник получит возможность:
- познакомиться с примерами использования формальных (математических) моделей, понять разницу между математической (формальной) моделью объекта и его натурной («вещественной») моделью, между математической (формальной) моделью объекта/явленияи его словесным (литературным) описанием; узнать о том, что любые данные можно описать, используя алфавит, содержащий только два символа, например 0 и 1;
- познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных компьютерах;
- познакомиться с двоичной системой счисления;
- познакомиться с двоичным кодированием текстов и наиболее употребительными современными кодами.
Основы алгоритмической культуры
Выпускник научится:
- понимать термины «исполнитель», «состояние исполнителя», «система команд»; понимать различие между непосредственным и программным управлением исполнителем;
- строить модели различных устройств и объектов в виде исполнителей, описывать возможные состояния и системы команд этих исполнителей;
- понимать термин «алгоритм»; знать основные свойства алгоритмов (фиксированная система команд, пошаговое выполнение, детерминированность, возможность возникновения отказа при выполнении команды);
- составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
- использовать логические значения, операции и выражения с ними;
- понимать (формально выполнять) алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;
- создавать алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательные алгоритмы и простые величины;
- создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования.
Выпускник получит возможность:
- познакомиться с использованием строк, деревьев, графов и с простейшими операциями с этими структурами;
- создавать программы для решения несложных задач, возникающих в процессе учебы и вне ее.
Использование программных систем и сервисов
Выпускник научится:
- базовым навыкам работы с компьютером;
- использовать базовый набор понятий, которые позволяют описывать работу основных типов программных средств и сервисов (файловые системы, текстовые редакторы, электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные энциклопедии);
- знаниям, умениям и навыкам, достаточным для работы на базовом уровне с различными программными системами и сервисами указанных типов; умению описывать работу этих систем и сервисов с использованием соответствующей терминологии.
Выпускник получит возможность:
- познакомиться с программными средствами для работы с аудио- и визуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом;
- научиться создавать текстовые документы, включающие рисунки и другие иллюстративные материалы, презентации и т. п.;
- познакомиться с примерами использования математического моделирования и компьютеров в современных научно-технических исследованиях (биология и медицина, авиация и космонавтика, физика и т. д.).
Работа в информационном пространстве
Выпускник научится:
- базовым навыкам и знаниям, необходимым для использования интернет-сервисов при решении учебных и внеучебных задач;
- организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных, интернет-сервисов и т. п.;
- основам соблюдения норм информационной этики и права.
Выпускник получит возможность:
- познакомиться с принципами устройства Интернета и сетевого взаимодействия между компьютерами, методами поиска в Интернете;
- познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна полученная информация, подкреплена ли она доказательствами; познакомиться с возможными подходами к оценке достоверности информации (оценка надежности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.);
- узнать о том, что в сфере информатики и ИКТ существуют международные и национальные стандарты;
- получить представление о тенденциях развития ИКТ.
Содержание программы
7 класс
1. Компьютер как универсальное устройство для обработки информации – 10ч
Программная обработка данных на компьютере. Основные компоненты компьютера и их функции.Программный принцип работы компьютера. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический интерфейс пользователя.Файлы и файловая система. Архивирование и разархивирование.Программное обеспечение, его структура.Программное обеспечение общего назначения. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Типы персональных компьютеров.Компьютерные вирусы и антивирусные программы.Защита информации от компьютерных вирусов.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 1 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».
Практическая работа №2 «Работа с файлами и папками».
Практическая работа № 3 «Форматирование диска».
Практическая работа № 4 «Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы».
2. Обработка текстовой информации – 9ч
Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать документов. Форматирование документа. Таблицы. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов.
Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов. Работа с фрагментами текста. Страница. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления. Выделение изменений. Проверка правописания, словари. Включение в текст списков, таблиц, изображений, диаграмм, формул. Сохранение и печать текста. Планирование работы над текстом. Примеры деловой переписки, учебной публикации (доклад, реферат).
Компьютерный практикум
Практическая работа № 5 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажёра».
Практическая работа № 6 «Вставка в документ формул».
Практическая работа № 7 «Форматирование символов и абзацев».
Практическая работа № 8 «Создание и форматирование списков».
Практическая работа № 9 «Вставка в документ таблицы, её форматирование и заполнение данными ».
Практическая работа № 10 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря».
Практическая работа №11 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа»
3. Обработка графической информации – 7ч
Растровая и векторная графика. Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Растровая и векторная анимация.Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Использование примитивов и шаблонов.Использование анимации и звука в презентации.
Звуки и видеоизображения.Использование простых анимационных графических объектов.Чертежи.
Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора, сканера, графического планшета, использование готовых графических объектов. Геометрические и стилевые преобразования.Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов:выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов.Двумерная и трехмерная графика.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 12 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе».
Практическая работа № 13 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе».
Практическая работа № 14 «Анимация».
4. Коммуникационные технологии – 6ч
Информационные ресурсы Интернета. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете.Электронная почта как средство связи; правила переписки, приложения к письмам, отправка и получение сообщения. Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из компьютерных сетей (в том числе Интернета) и ссылок на них. Примеры организации коллективного взаимодействия: форум, телеконференция, чат. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 15 «Путешествие по Всемирной паутине».
Практическая работа № 16 «Работа с электронной Web-почтой».
Практическая работа № 17 «Загрузка файлов из Интернета».
Практическая работа № 18 «Поиск информации в Интернете».
5. Повторение – 2ч
8 класс
1 Информационные процессы - 6
Представление информации. Информация, информационные объекты различных видов. Информация в природе, обществе и технике Информация и информационные процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой природе. Человек: информация и информационные процессы.
Информация и информационные процессы в технике. Информационные процессы: хранение, передача и обработка информации.
Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Дискретная форма представления информации. Единицы измерения информации.
Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации.Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.
Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.
Компьютерный практикум
Практическая работа №1: «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера»;
Практическая работа №2: Вычисление количества информации с помощью калькулятора».
2 Кодирование и обработка текстовой информации – 6ч.
Компьютерное представление текстовой информации. Кодирование текстовой информации.
Компьютерный практикум
Практическая работа №3: «Кодирование текстовой информации».
3 Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации – 2ч.
Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация. Растровые изображения на экране монитора. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB. Кодирование и обработка звуковой информации. Цифровое фото и видео.Композиция и монтаж
Компьютерный практикум
Практическая работа №4: «Кодирование графической информации»;
4 Кодирование и обработка звука – 2ч.
Кодирование и обработка звуковой информации. Цифровое фото и видео.Композиция и монтаж
Компьютерный практикум
Практическая работа №5 «Кодирование, запись и обработка звуковой информации»;
Практическая работа №6: «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу».
5 Кодирование и обработка числовой информации - 7
Кодирование числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Двоичное кодирование чисел в компьютере. Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц. Основные типы и форматы данных. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Встроенные функции. Построение диаграмм и графиков.
Компьютерный практикум
Практическая работа №7: «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора»;
Практическая работа №8 «Создание расчетной таблицы в электронных таблицах»;
Практическая работа №9 «Использование ссылок в электронных таблицах»;
Практическая работа №10: «использование функций в расчетах»;
Практическая работа №11: «Построение диаграмм различных типов»;
6 Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных (использование электронных таблиц) – 4
Базы данных в электронных таблицах. Представление базы данных в виде таблицы и формы. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах. Поиск данных в готовой базе. Формулирование запросов. Создание записей в базе данных. Системы управления базами данных.
Компьютерный практикум
Практическая работа №12: «Создание простой БД»;
Практическая работа №13: «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах».
7 Коммуникационные технологии - 5
Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде печатного текста, Web-страницы, презентации с использованием шаблонов.Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов.
Компьютерный практикум
Практическая работа №14: «Подключение к Интернету»;
Практическая работа №15: «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».
8 Повторение – 2ч
9 класс
1 Основы алгоритмизации и программирования – 15ч
Алгоритм, свойства алгоритмов, его формальное исполнение. Исполнители алгоритмов.Способы записи алгоритмов. Блок-схемы алгоритмов. Представление о программировании. Кодирование основных типов алгоритмических структур на объектно-ориентированных языках и алгоритмическом языке. Алгоритмические конструкции. Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура «ветвление». Алгоритмическая структура «выбор». Алгоритмическая структура «цикл». Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения
Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. Основы объектно-ориентированного визуального программирования. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы.
Компьютерный практикум
Практическая работа №1:Знакомство со средой программирования Pascal.
Практическая работа №2: Программы линейной структуры
Практическая работа №3: Программы разветвляющейся структуры.
Практическая работа №4: Решение задач выбора
Практическая работа №5: Решение задач на организацию цикла с параметром.
Практическая работа №6: Решение задач на организацию цикла.
Практическая работа №7: Обработка строковых величин.
Практическая работа №8: Преобразование элементов одномерного массива
Практическая работа №9: Преобразование элементов двумерного массива
2 Моделирование и формализация – 8ч
Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование, формализация, визуализация. Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели. Диаграммы, планы, карты. Формализация и визуализация моделей Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе компьютерного. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Таблица как средство моделирования.
Построение и исследование физических моделей. Приближенное решение уравнений.
Экспертные системы распознавания химических веществ. Информационные модели управления объектами. Простейшие управляемые компьютерные модели.Управление, обратная связь.
Компьютерный практикум
Практическая работа №10:Графическое решение уравнения
Практическая работа №11: Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС
Практическая работа №12: Работа с интерактивной моделью периодической таблицы Д.И. Менделеева.
3 Основы логики и логические основы компьютера – 5ч
Введение в логику. Основные понятия и операции формальной логики. Алгебра высказываний. Логические выражения. Построение таблиц истинности логических выражений. Логические законы и правила преобразования логических выражений. Логические основы устройства компьютера. Решение логических задач.Логические значения, операции, выражения.
Компьютерный практикум
Практическая работа №13:Таблицы истинности логических функций
Практическая работа №14:Модели электрических схем логических элементов.
4 Информатизация общества – 2ч
Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Правовая охрана информационных ресурсов.
Личная информация, информационная этика и право при создании и использовании информации Информационная безопасность.
Основные этапы развития средств информационных технологий. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.
5. Повторение – 4ч
Место предмета в учебном плане.
Рабочая программа рассчитана на изучение информатики и ИКТ по 1 часу в неделю в 7, 8, 9 классах, всего 102 часа. Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям. Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы Н.Д. Угриновича по информатике и ИКТ для 7-9 классов.
Тематический план
№ | Тема | кол-во часов | |||
всего | 7 класс | 8 класс | 9 класс | ||
1 | Информация и информационные процессы | 6 | 6 | - | |
2 | Компьютер как универсальное устройство обработки информации | 10 | 10 | - | - |
3 | Кодирование текстовой и графической информации | 6 | - | 6 | - |
4 | Обработка текстовой информации | 9 | 9 | - | - |
5 | Обработка графической информации, цифрового фото и видео | 9 | 7 | 2 | - |
6 | Кодирование и обработка числовой информации | 7 | - | 7 | - |
7 | Кодирование и обработка звука | 2 | - | 2 | - |
8 | Основы алгоритмизации и программирования | 15 | - | - | 15 |
9 | Моделирование и формализация | 8 | - | - | 8 |
10 | Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных (использование электронных таблиц) | 4 | - | 4 | - |
11 | Логика и логические основы компьютера | 5 | - | - | 5 |
12 | Коммуникационные технологии и разработка web-сайтов | 11 | 6 | 5 | 0 |
13 | Информационное общество и информационная безопасность | 2 | - | - | 2 |
14 | Контрольные уроки, повторение | 8 | 2 | 2 | 4 |
| Всего | 102 | 34 | 34 | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по информатике в 4 класса ФГОС 2013 г
программа составлена по учебнику Матвеевой...
Рабочая программа по информатике для 6 класса (ФГОС)
Настоящая рабочая программа по информатике и ИКТ для 6 классов МБОУ педагогический лицей составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного станда...
Рабочая программа по информатике 5-9 классы ФГОС
Рабочая программа по информатике 5-9 классы ФГОС...
Рабочая программа по информатике для 5 класса (ФГОС)
Рабочая программа по информатике для 5 класса (ФГОС) разработана на 17 учебных часов....
Рабочая программа по информатике 5 -9 класс (ФГОС ООО)
Рабочая программа по информатике 5 - 9 класс по ФГОС ООО. 5 - 7 класс по УМК Л. Босовой, 8 - 9 класс по УМК Угриновича....
Рабочая программа по информатике в 7 классе (ФГОС)
Рабочая проограмма содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование по информатике в 7 классе. Рабочая программа соответствует программе основногообщего образования (ФГОС) по инфор...
Адаптированная рабочая программа по информатике 5-9 класс ФГОС ООО
Адаптированная рабочая программа по информатике 5 - 9 класс ФГОС ООО для VII вида...