Элективный курс по информатике (10 класс)
рабочая программа по информатике и икт (10 класс)
Курс предназначен для подготовки к ЕГЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv_informatika_10_kl.docx | 34.97 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»
Рабочая программа элективного курса в 10 классе
"Отдельные вопросы подготовки к ЕГЭ по информатике"
Автор: Н. А. Куликова,
учитель информатики
2020 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Элективный курс «Отдельные вопросы подготовки к ЕГЭ по информатике» предназначен для теоретической и практической помощи учащимся в подготовке к ЕГЭ.
Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам повторить, систематизировать и углубленно изучить курс обществознания средней школы и подготовиться к ЕГЭ. В программе элективного курса уделяется большое внимание практическим занятиям: отработке навыков выполнения тестовых заданий.
Программа элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по информатике" предназначена для обучающихся 10 класса и рассчитана на 35 ч.
Программа элективного курса составлена на основе:
- Федерального компонента государственного стандарта общего образования по информатике;
- Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2021 года по информатике;
- Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2021 году единого государственного экзамена по информатике;
- Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2021 году единого государственного экзамена по информатике.
Цель курса: целенаправленная и качественная подготовка обучающихся к новой форме аттестации – ЕГЭ; повторение тем, вызывающих наибольшие трудности содержательного характера.
Задачи курса:
- повторение курса информатики;
- формирование умений и навыков решения тестовых заданий на компьютере;
- знакомство со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету;
- формирование позитивного отношения к процедуре ЕГЭ по информатике;
- активизация познавательной деятельности школьников;
- повышение информационной и коммуникативной компетентности обучающихся.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Выпускник научится:
- выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
- оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
- оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
- создавать информационные объекты, в том числе:
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
- пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем);
- проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
- создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
- организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
- передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Выпускник получит возможность узнать:
- виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
- единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
- основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
- программный принцип работы компьютера;
- назначение и функции, используемых информационных и коммуникационных технологий.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Введение (2 ч.) Особенности ЕГЭ по информатике в данном учебном году
Организация и методика подготовки к ЕГЭ по информатике.
Требования к ЕГЭ по информатике. Знакомство с демоверсией по информатике Федерального института педагогических измерений 2021.
Кодификатор и спецификация ЕГЭ по информатике – 2021.
Тема 1. Математические основы информатики (7 ч.)
Представление информации. Информация, информационные объекты различных видов. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе – компьютерного. Информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Дискретная форма представления информации. Единицы измерения информации. Управление, обратная связь. Основные этапы развития средств информационных технологий.
Передача информации. Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации.
Тема 2. Алгоритмизация и программирование (8 ч.)
Обработка информации. Алгоритм, свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Алгоритмические конструкции. Логические значения, операции, выражения. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.
Компьютер как универсальное устройство обработки информации. Основные компоненты компьютера и их функции. Программный принцип работы компьютера. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический интерфейс пользователя. Программное обеспечение, его структура. Программное обеспечение общего назначения. Представление о программировании.
Тема 3. Информационные и коммуникационные технологии (10 ч)
Базы данных. Поиск данных в готовой базе. Создание записей в базе данных.
Поиск информации
Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; формулирование запросов.
Математические инструменты, динамические (электронные) таблицы
Таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике.
Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, естественнонаучные дисциплины, обществоведение (экономика).
Организация информационной среды
Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде печатного текста, веб-страницы, презентации с использованием шаблонов.
Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов.
Электронная почта как средство связи; правила переписки, приложения к письмам, отправка и получение сообщения. Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из компьютерных сетей (в том числе Интернета) и ссылок на них.
Тема 4. Решение заданий базового и повышенного уровней сложности разных типов (2 ч)
Решение КИМов.
Тема 5. Решение заданий высокого уровня сложности части (2 ч)
Решение КИМов.
Итоговое тестирование (4ч.). Решение КИМов.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование тем курса | Кол-во часов |
1 | Введение. Особенности ЕГЭ по информатике в данном учебном году | 2 |
Тема 1. Математические основы информатики | 7 | |
2-3 | Кодирование информации | 2 |
4 | Системы счисления | 1 |
5-6 | Основы логики | 2 |
7 | Моделирование | 1 |
8 | Решение заданий по теме «Математические основы информатики» | 1 |
Тема 2. Алгоритмизация и программирование | 8 | |
9-10 | Исполнение алгоритмов | 2 |
11-12 | Программирование | 2 |
13-16 | Решение заданий по программированию с развернутым ответом | 4 |
Тема 3. Информационные и коммуникационные технологии | 10 | |
17-18 | Файловые системы | 2 |
19-20 | Обработка графической информации | 2 |
21-22 | Цифровое кодирование звука | 2 |
23 | Обработка информации в электронных таблицах | 1 |
24 | Базы данных | 1 |
25 | Телекоммуникационные технологии | 1 |
26 | Решение заданий по теме «Информационные и коммуникационные технологии» | 1 |
27-28 | Тема 4. Решение заданий базового и повышенного уровней сложности разных типов. | 2 |
29-30 | Тема 5. Решение заданий высокого уровня сложности части. | 2 |
31-35 | Итоговое тестирование. | 4 |
Итого: | 35 |
Список литературы
- ЕГЭ-2021. Информатика и ИКТ: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов / С.С. Крылов, Т.Е. Чуркина. — М.: Издательство «Национальное образование», 2020
- ЕГЭ-2020: Информатика Оптимальный банк заданий для подготовки к ЕГЭ/ ФИПИ авторы-составители: В. Р. Лещинер – М.: «Интеллект-центр», 2020.
- ЕГЭ-2021. Информатика. Типовые экзаменационные варианты /ФИПИ авторы: Крылов С.С., Ушаков Д.М. – М.: Экзамен, 2020.
- ЕГЭ-2021. Информатика. Тематические тренировочные задания/ФИПИ авторы: Н. Н. Самылкина, Е. М. Островская – М.: Эксмо, 2020.
Список электронных ресурсов
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов URL-доступ: http://school-collection.edu.ru/
- Федеральный центр цифровых образовательных ресурсов URL-доступ: http://fcior.edu.ru/
- Подборка задач с решениями и указанием уровня сложности:
URL-доступ: http://www.problems.ru/
- Программно-методическое обеспечение профильного обучения по информатике URL-доступ: http://profil-ikt.narod.ru/inform/urok1.htm
- Информатика и информационно-коммуникационные технологии в школе URL-доступ: http://www.klyaksa.net/
- http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
- http://www.mon.ru.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
- http://www.fipi.ru – портал федерального института педагогических измерений
- http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал
- http://www.elibrary.ru/defaultx.asp – научная электронная библиотека
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по информатике 5 класс (внеурочная деятельность)
Программа рассчитана на 34 часа для учащихся пятых классов...
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
Программа элективного курса по информатике 10 класс
Рабочая программа элективного курса по информатике "Основы программирования" 10 класс...
Рабочая программа элективного курса по информатике, 9 класс
Моя рабочая программа по элективу разработа для учащихся 9-х классов для подготовки к ОГЭ по информатике. Она называется "Программирование и другие вопросы при подготовке к ОГЭ по информатике". Она ра...
Рабочая программа элективного курса по информатике 10 класс
Количество часов: 34 чПрофиль: физико-математический, социально- экономический, гуманитарный.Место курса в образовательном процессе и актуальность его изученияПотенциал информатики как учебного предме...
Элективный курс по информатике 9 класс
Содержание программы направлено на систематизацию и расширение знаний учащихся в области информатики. Учащиеся знакомятся с новыми программами. Значительный объём учебного времени отводится на решение...
Рабочая программа элективного курса по информатике «Информатика в задачах» для 10 класса
Рабочая программа элективного курса по информатике «Информатика в задачах» для 10 класса направлена на подготовку учеников к ЕГЭ по информатике и ИКТ....