Элективный курс по информатике (10 класс)
рабочая программа по информатике и икт (10 класс)

Куликова Наталья Александровна

Курс предназначен для подготовки к ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektiv_informatika_10_kl.docx34.97 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»

Рабочая программа элективного курса в 10 классе

"Отдельные вопросы подготовки к ЕГЭ по информатике"

Автор: Н. А. Куликова,                                                                                                    

                                                                                               учитель информатики

2020 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Элективный курс «Отдельные вопросы подготовки к ЕГЭ по информатике» предназначен для теоретической и практической помощи учащимся в подготовке к ЕГЭ.                                                                                                

Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам повторить, систематизировать и углубленно изучить курс обществознания средней школы и подготовиться к ЕГЭ.   В программе элективного курса уделяется большое внимание практическим занятиям: отработке навыков выполнения тестовых заданий.

Программа элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по информатике" предназначена для обучающихся 10 класса и рассчитана на 35 ч.

Программа элективного курса составлена на основе:

- Федерального компонента государственного стандарта общего образования по информатике;

- Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2021 года по информатике;

- Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2021 году единого государственного экзамена по информатике;

- Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2021 году единого государственного экзамена по информатике.

Цель курса: целенаправленная и качественная подготовка обучающихся к новой форме аттестации – ЕГЭ; повторение тем, вызывающих наибольшие трудности содержательного характера.

Задачи курса: 

  • повторение курса информатики;
  • формирование умений и навыков решения тестовых заданий на компьютере;
  • знакомство со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету;
  • формирование позитивного отношения к процедуре ЕГЭ по информатике;  
  • активизация познавательной деятельности школьников;
  • повышение информационной и коммуникативной компетентности обучающихся.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Выпускник научится:

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
  • создавать информационные объекты, в том числе:

-        создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

-        создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

-        искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем);
  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

Выпускник получит возможность узнать:

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
  • программный принцип работы компьютера;
  • назначение и функции, используемых информационных и коммуникационных технологий.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Введение (2 ч.) Особенности ЕГЭ по информатике в данном учебном году

Организация и методика подготовки к ЕГЭ по информатике.

Требования к ЕГЭ по информатике. Знакомство с демоверсией по информатике Федерального института педагогических измерений 2021.

 Кодификатор и спецификация ЕГЭ по информатике – 2021.

Тема 1.  Математические основы информатики (7 ч.)

Представление информации. Информация, информационные объекты различных видов. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе – компьютерного. Информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Дискретная форма представления информации. Единицы измерения информации. Управление, обратная связь. Основные этапы развития средств информационных технологий.

Передача информации. Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации.

Тема 2.  Алгоритмизация и программирование (8 ч.)

Обработка информации. Алгоритм, свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Алгоритмические конструкции. Логические значения, операции, выражения. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.

Компьютер как универсальное устройство обработки информации. Основные компоненты компьютера и их функции. Программный принцип работы компьютера. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический интерфейс пользователя. Программное обеспечение, его структура. Программное обеспечение общего назначения. Представление о программировании.

Тема 3. Информационные и коммуникационные технологии (10 ч)

Базы данных. Поиск данных в готовой базе. Создание записей в базе данных.

Поиск информации

Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; формулирование запросов.

Математические инструменты, динамические (электронные) таблицы

Таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике.

Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, естественнонаучные дисциплины, обществоведение (экономика).

Организация информационной среды

Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде печатного текста, веб-страницы, презентации с использованием шаблонов.

Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов.

Электронная почта как средство связи; правила переписки, приложения к письмам, отправка и получение сообщения. Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из компьютерных сетей (в том числе Интернета) и ссылок на них.

Тема 4. Решение заданий базового и повышенного уровней сложности разных типов (2 ч)

Решение КИМов.

Тема 5. Решение заданий высокого уровня сложности части (2 ч)

Решение КИМов.

Итоговое тестирование (4ч.). Решение КИМов.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование тем курса

Кол-во часов

1

Введение. Особенности ЕГЭ по информатике в данном учебном году

2

Тема 1.  Математические основы информатики

7

2-3

Кодирование информации

2

4

Системы счисления

1

5-6

Основы логики

2

7

Моделирование

1

8

Решение заданий по теме «Математические основы информатики»

1

Тема 2.  Алгоритмизация и программирование

8

9-10

Исполнение алгоритмов

2

11-12

Программирование

2

13-16

Решение заданий по программированию с развернутым ответом

4

Тема 3. Информационные и коммуникационные технологии

10

17-18

Файловые системы

2

19-20

Обработка графической информации

2

21-22

Цифровое кодирование звука

2

23

Обработка информации в электронных таблицах

1

24

Базы данных

1

25

Телекоммуникационные технологии

1

26

Решение заданий по теме «Информационные и коммуникационные технологии»

1

27-28

Тема 4. Решение заданий базового и повышенного уровней сложности разных типов.

2

29-30

Тема 5. Решение заданий высокого уровня сложности части.

2

31-35

Итоговое тестирование.

4

Итого:

35

Список литературы

  1. ЕГЭ-2021. Информатика и ИКТ: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов / С.С. Крылов, Т.Е. Чуркина. — М.: Издательство «Национальное образование», 2020
  2.  ЕГЭ-2020: Информатика Оптимальный банк заданий для подготовки к ЕГЭ/ ФИПИ авторы-составители: В. Р. Лещинер – М.: «Интеллект-центр», 2020.
  3. ЕГЭ-2021. Информатика. Типовые экзаменационные варианты /ФИПИ авторы: Крылов С.С., Ушаков Д.М. – М.: Экзамен, 2020.
  4. ЕГЭ-2021. Информатика. Тематические тренировочные задания/ФИПИ авторы: Н. Н. Самылкина, Е. М. Островская – М.: Эксмо, 2020.

Список электронных ресурсов

  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов URL-доступ: http://school-collection.edu.ru/
  2. Федеральный центр цифровых образовательных ресурсов URL-доступ: http://fcior.edu.ru/
  3. Подборка задач с решениями и указанием уровня сложности:

URL-доступ: http://www.problems.ru/

  1. Программно-методическое обеспечение профильного обучения по информатике URL-доступ: http://profil-ikt.narod.ru/inform/urok1.htm
  2. Информатика и информационно-коммуникационные технологии в школе URL-доступ: http://www.klyaksa.net/
  3. http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
  4. http://www.mon.ru.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
  5. http://www.fipi.ru – портал федерального института педагогических измерений
  6. http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал
  7. http://www.elibrary.ru/defaultx.asp – научная электронная библиотека

                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по информатике 5 класс (внеурочная деятельность)

Программа рассчитана на 34 часа для учащихся пятых классов...

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

Программа элективного курса по информатике 10 класс

Рабочая программа элективного курса по информатике "Основы программирования" 10 класс...

Рабочая программа элективного курса по информатике, 9 класс

Моя рабочая программа по элективу разработа для учащихся 9-х классов для подготовки к ОГЭ по информатике. Она называется "Программирование и другие вопросы при подготовке к ОГЭ по информатике". Она ра...

Рабочая программа элективного курса по информатике 10 класс

Количество часов: 34 чПрофиль: физико-математический, социально- экономический, гуманитарный.Место курса в образовательном процессе и актуальность его изученияПотенциал информатики как учебного предме...

Элективный курс по информатике 9 класс

Содержание программы направлено на систематизацию и расширение знаний учащихся в области информатики. Учащиеся знакомятся с новыми программами. Значительный объём учебного времени отводится на решение...

Рабочая программа элективного курса по информатике «Информатика в задачах» для 10 класса

Рабочая программа элективного курса по информатике «Информатика в задачах» для 10 класса направлена на подготовку учеников к ЕГЭ по информатике и ИКТ....