Программа элективного курса по информатике 10 класс
рабочая программа по информатике и икт (10 класс) на тему
Рабочая программа элективного курса по информатике "Основы программирования" 10 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv1_10_klass_2015-2016.doc | 137 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Основы программирования»
для 10 класса
на 2015 – 2016 учебный год
Учитель: Семишина Нина Борисовна
Пояснительная записка
Одна из задач школы – содействовать воспитанию нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества. Для этого учащимся необходимо анализировать информацию, выявлять в ней факты и проблемы, самостоятельно ставить задачи, структурировать и преобразовывать информацию, использовать ее для решения учебных и жизненных задач.
Элективный курс «Основы программирования» является предметом по выбору для учащихся 10 класса старшей школы.
Курс рассчитан на 35 часов, которые проводятся в течение учебного года по 1 часу в неделю. Концентрированное изучение курса позволяет учащимся более полно выявить свои способности в изучаемой области знаний, создать предпосылки по применению освоенных умений в других учебных курсах, подготовить себя к осознанному выбору профессий, предусматривающих программирование.
Курс включает в себя практическое освоение языка программирования, знакомство учащихся с ролью программного обеспечения и его видами; нацелен на формирование целостного представления об организации данных для эффективной алгоритмической обработки; на развитие логического мышления и реализацию математических способностей учащихся в ходе составления программ на языке программирования.
Основа курса – личностная, практическая и продуктивная направленность занятий. Одна из целей обучения информатике – предоставить ученикам возможность личностного самоопределения и самореализации по отношению к стремительно развивающимся информационным технологиям и ресурсам.
Цели курса:
- Познакомить учащихся с ролью программного обеспечения и его видами.
- Сформировать целостное представление об организации данных для эффективной алгоритмической обработки.
- Развитие логического мышления.
- Реализация математических способностей учащихся в ходе составления программ на языке программирования.
Задачи курса:
Обучающие:
- Познакомить учащихся с основными алгоритмическими конструкциями и правилами их записи, с основными способами организации данных.
- Научить учащихся составлять и записывать алгоритмы с использованием соответствующих алгоритмических конструкций.
- Научить распознавать необходимость применения той или иной алгоритмической конструкции при решении задач.
- Научить организовывать данные для эффективной алгоритмической обработки.
- Научить учащихся разрабатывать алгоритмы и реализовывать их на языке программирования Pascal .
- Научить учащихся осуществлять отладку и тестирование программы.
Развивающие:
- формировать новый тип мышления – операционный, который направлен на выбор оптимальных решений;
- предоставление возможности узнать новое в области компьютерного программирования;
- формирование представления о роли компьютерного программирования в развитии общества, изменении содержания и характера деятельности человека.
Воспитательные:
- повышение общекультурного уровня учащихся;
- вооружение учащихся правильным методологическим подходом к познавательной и практической деятельности;
- выделение и раскрытие роли информационных технологий и компьютеров в развитии современного общества;
- привитие навыков сознательного и рационального использования компьютера в своей учебной, а затем и профессиональной деятельности;
- формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, к себе;
- воспитание у учащихся стремления к овладению техникой исследования;
- воспитание трудолюбия, инициативности и настойчивости в преодолении трудностей.
Формы занятий: Основными, характерными при реализации данной программы формами являются комбинированные занятия. Занятия состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени занимает практическая часть.
В теоретической части рассматриваются основные понятия языка программирования Pascal, основные алгоритмические конструкции. В практической части предлагаются практические работы, направленные на отработку основных алгоритмических конструкций, на развитие логического мышления, на реализацию математических способностей учащихся в ходе составления программ. Практическая часть предполагает использование школьного компьютерного класса.
При проведении занятий традиционно используются три формы работы:
- демонстрационная, когда обучающиеся слушают объяснения педагога и наблюдают за демонстрационным экраном или экранами компьютеров на ученических рабочих местах;
- фронтальная, когда обучающиеся синхронно работают под управлением педагога;
- самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или нескольких занятий.
Технологии и формы обучения:
- теоретические занятия;
- практические занятия.
Режим занятий:
Занятия проводятся: 1 раз в неделю по 1 часу (итого 1 час в неделю, 35 часов в год).
Элективный курс предусматривает классно-урочную систему обучения.
Межпредметные связи
Знания, полученные при изучении курса «Основы программирования », учащиеся могут использовать при создании собственных программ по определенной тематике, для решения задач из различных областей знаний – математике, физике, химии, биологии и др. Знания и умения, приобретенные в результате освоения данного курса, являются фундаментом для дальнейшего мастерства в области программирования.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Основной тип занятий – практикум. Большинство заданий курса выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств.
Занятия включают лекционную и практическую часть. Практическая часть курса реализуется через классно-урочную систему. Важной составляющей каждого урока является самостоятельная работа учащихся. Тема урока определяется приобретаемыми навыками. В каждом уроке материал излагается следующим образом: повторение основных понятий и методов работы с ними, разбор новой темы, основные приемы работы (самостоятельное выполнение заданий для получения основных навыков работы), упражнения для самостоятельного выполнения.
Теоретическая и практическая части курса изучаются параллельно, чтобы сразу же закреплять теоретические вопросы на практике.
В ходе обучения учащимся периодические предлагаются короткие (5-10 мин) контрольные работы на проверку освоения изученных способов действий. Проводятся краткие срезовые работы (тесты, творческая работа) по определению уровня знаний учеников по данной теме. Выполнение контрольных способствует быстрой мобилизации и переключению внимания на осмысливание материала изучаемой темы. Кроме того, такая деятельность ведет к закреплению знаний и служит регулярным индикатором успешности образовательного процесса.
Регулярное повторение способствует закреплению изученного материала. Возвращение к ранее изученным темам и использование их при изучении новых тем способствуют устранению весьма распространенного недостатка – формализма в знаниях учащихся – и формируют научное мировоззрение учеников.
Планируемые результаты элективного курса
В рамках данного курса учащиеся овладевают следующими знаниями, умениями и способами деятельности:
- знают роль программного обеспечения и его виды;
- у учащихся сформировано целостное представление об организации данных для эффективной алгоритмической обработки;
- знают основные алгоритмические конструкции и правила их записи, знакомы с основными способами организации данных;
- умеют составлять и записывать алгоритмы с использованием соответствующих алгоритмических конструкций;
- умеют распознавать необходимость применения той или иной алгоритмической конструкции при решении задачи;
- умеют организовывать данные для эффективной алгоритмической обработки;
- умеют разрабатывать алгоритмы и реализовывать их на языке программирования Pascal;
- умеют осуществлять отладку и тестирование программы.
Форма контроля за уровнем достижения учащихся
Предметом диагностики и контроля являются составленные алгоритмы и программы на языке программирования Pascal к предложенным задачам.
Оценка имеет различные способы выражения – устные суждения педагога, письменные качественные характеристики, систематизированные по заданным параметрам аналитические данные, в том числе и рейтинги. Оценке подлежит в первую очередь уровень достижения учеников минимально необходимых результатов, обозначенных в целях и задачах курса.
Качество знаний и умений ученика оценивается следующими характеристиками:
- знание основных алгоритмических конструкций;
- умение составить и записать алгоритм с использованием соответствующей алгоритмической конструкции;
- умение найти более эффективный способ решения задачи;
- умение тестировать программу.
В течение всего курса проводятся контрольные срезы и выставляются баллы за решенные задачи. По окончании курса зачет получают те учащиеся, у которых сумма баллов за учебный курс составляет не менее 60% от всей суммы баллов.
СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Часть 1. Теоретическая
1. Язык программирования Pascal Текстовый редактор языка. Основы языка. Структура программы. Основные математические функции.
2. Ввод и вывод данных. Линейный алгоритм Форматы вывода. Составление линейных алгоритмов.
3. Условный оператор Условный оператор. Оператор выбора.
4. Алгоритмы с повторениями Цикл с параметром FOR . Циклы While и Repeat. Вложенные циклы.
5. Массивы Понятие массива. Двумерные массивы.
6. Графика в Pascal Графика.
Часть 2. Практическая
- Язык программирования Pascal. Текстовый редактор языка.
- Структура программы. Разделы описания.
- Основные математические функции. Моя первая программа.
- Ввод и вывод данных. Форматы вывода.
- Составление линейных алгоритмов. Комментарии в программе.
- Составление линейных алгоритмов с использованием арифметических операций.
- Составление линейных алгоритмов с использованием основных функций.
- Условный оператор. Структура условного оператора.
- Условный оператор. Простые условия.
- Условный оператор. Составные условия.
- Операторные скобки.
- Составной оператор.
- Оператор выбора.
- Алгоритмы с повторениями.
- Цикл с параметром.
- Цикл с предусловием.
- Цикл с постусловием.
- Вложенные циклы.
- Понятие массива. Ввод и вывод элементов массива.
- Задание массива в разделе констант.
- Поиск в массиве элементов с заданными свойствами.
- Поиск максимального (минимального) элемента массива.
- Двумерные массивы: описание, ввод и вывод массивов по строкам.
- Графика. Графические примитивы.
- Структура графической программы. Прямые линии. Прямоугольники.
- Графика. Окружность. Эллипс. Дуга. Сектор.
- Графика. Закрашивание.
- Построение графиков на экране.
- Построение поверхностей.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Плановые сроки прохождения | Скорректир. сроки прохождения | Кол-во часов | Наименование разделов и тем | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | Примечание |
5 | Язык программирования Pascal | ||||||
1 | 01.09.15 – 04.09.15 | 1 | Техника безопасности. Текстовый редактор языка. Основы языка. Структура программы. Основные математические функции. | Знают роль программного обеспечения и его виды; | Анкетирование | ||
2 | 07.09.15 – 11.09.15 | 1 | Практическая работа №1. Язык программирования Pascal. Текстовый редактор языка. | Знают роль программного обеспечения и его виды; | Тестирование | ||
3 | 14.09.15 – 19.09.15 | 1 | Практическая работа №2. Структура программы. Разделы описания. | Знают роль программного обеспечения и его виды; | Практическая работа | ||
4 | 21.09.15 – 25.09.15 | 1 | Практическая работа №3. Основные математические функции. Первая программа. | Знают роль программного обеспечения и его виды; | Практическая работа | ||
5 | 28.09.15 – 03.10.15 | 1 | Практическая работа №4. Ввод и вывод данных. Форматы вывода. | Знают роль программного обеспечения и его виды; | Практическая работа | ||
4 | Ввод и вывод данных. Линейный алгоритм | ||||||
6 | 05.10.15 – 10.10.15 | 1 | Форматы вывода. Составление линейных алгоритмов. | Умеют разрабатывать алгоритмы и реализовывать их на языке программирования Pascal; Умеют осуществлять отладку и тестирование программы. | Письменный опрос | ||
7 | 12.10.15 – 17.10.15 | 1 | Практическая работа №5. Составление линейных алгоритмов. Комментарии в программе. | Умеют разрабатывать алгоритмы и реализовывать их на языке программирования Pascal; Умеют осуществлять отладку и тестирование программы. | Практическая работа | ||
8 | 19.10.15 – 24.10.15 | 1 | Практическая работа №6. Составление линейных алгоритмов с использованием арифметических операций. | Умеют разрабатывать алгоритмы и реализовывать их на языке программирования Pascal; Умеют осуществлять отладку и тестирование программы. | Практическая работа | ||
9 | 26.10.15 – 31.10.15 | 1 | Практическая работа №7. Составление линейных алгоритмов с использованием основных функций | Умеют разрабатывать алгоритмы и реализовывать их на языке программирования Pascal; Умеют осуществлять отладку и тестирование программы. | Практическая работа | ||
7 | Условный оператор | ||||||
10 | 09.11.15 – 14.11.15 | 1 | Условный оператор. Оператор выбора. | Умеют составлять и записывать алгоритмы с использованием соответствующих алгоритмических конструкций; Умеют распознавать необходимость применения той или иной алгоритмической конструкции при решении задачи; | Практическая работа | ||
11 | 16.11.15 – 21.11.15 | 1 | Практическая работа №8. Условный оператор. Структура условного оператора. | Умеют составлять и записывать алгоритмы с использованием соответствующих алгоритмических конструкций; Умеют распознавать необходимость применения той или иной алгоритмической конструкции при решении задачи; | Практическая работа | ||
12 | 23.11.15 – 27.11.15 | 1 | Практическая работа №9. Условный оператор. Простые условия. | Умеют составлять и записывать алгоритмы с использованием соответствующих алгоритмических конструкций; Умеют распознавать необходимость применения той или иной алгоритмической конструкции при решении задачи; | Практическая работа | ||
13 | 30.11.15 – 04.12.15 | 1 | Практическая работа №10. Условный оператор. Составные условия. | Умеют составлять и записывать алгоритмы с использованием соответствующих алгоритмических конструкций; Умеют распознавать необходимость применения той или иной алгоритмической конструкции при решении задачи; | Практическая работа | ||
14 | 07.12.15 – 11.12.15 | 1 | Практическая работа №11. Операторные скобки. | Умеют составлять и записывать алгоритмы с использованием соответствующих алгоритмических конструкций; Умеют распознавать необходимость применения той или иной алгоритмической конструкции при решении задачи; | Практическая работа | ||
15 | 14.12.15 – 18.12.15 | 1 | Практическая работа №12. Составной оператор. | Умеют составлять и записывать алгоритмы с использованием соответствующих алгоритмических конструкций; Умеют распознавать необходимость применения той или иной алгоритмической конструкции при решении задачи; | Практическая работа | ||
16 | 21.12.15 – 25.12.15 | 1 | Практическая работа №13. Оператор выбора | Умеют составлять и записывать алгоритмы с использованием соответствующих алгоритмических конструкций; Умеют распознавать необходимость применения той или иной алгоритмической конструкции при решении задачи; | Практическая работа | ||
6 | Алгоритмы с повторениями | ||||||
17 | 28.12.15 – 30.12.15 | 1 | Цикл с параметром FOR. Циклы While и Repeat. Вложенные циклы. | Уметь составлять алгоритм с циклической структурой с параметром, предусловием и постусловием. | Практическая работа | ||
18 | 11.01.16 -16.01.16 | 1 | Практическая работа №14. Алгоритмы с повторениями. | Уметь составлять алгоритм с циклической структурой с параметром, предусловием и постусловием. | Практическая работа | ||
19 | 18.01.16 – 23.01.16 | 1 | Практическая работа №15. Цикл с параметром. | Уметь составлять алгоритм с циклической структурой с параметром, предусловием и постусловием. | Практическая работа | ||
20 | 25.01.16 – 29.01.16 | 1 | Практическая работа №16. Цикл с предусловием. | Уметь составлять алгоритм с циклической структурой с параметром, предусловием и постусловием. | Практическая работа | ||
21 | 01.02.16 – 05.02.16 | 1 | Практическая работа №17. Цикл с постусловием. | Уметь составлять алгоритм с циклической структурой с параметром, предусловием и постусловием. | Практическая работа | ||
22 | 08.02.16 – 12.02.16 | 1 | Практическая работа №18. Вложенные циклы. | Уметь составлять алгоритм с циклической структурой с параметром, предусловием и постусловием. | Практическая работа | ||
6 | Массивы | ||||||
23 | 15.02.16 – 19.02.16 | 1 | Понятие массива. Двумерные массивы. | Уметь обрабатывать массивы, вводить элементы, производить поиск элементов с заданными свойствами. | Фронтальная беседа | ||
24 | 22.02.16 – 26.02.16 | 1 | Практическая работа №19. Понятие массива. Ввод и вывод элементов массива. | Уметь обрабатывать массивы, вводить элементы, производить поиск элементов с заданными свойствами. | Практическая работа | ||
25 | 29.02.16 – 05.03.16 | 1 | Практическая работа №20. Задание массива в разделе констант. | Уметь обрабатывать массивы, вводить элементы, производить поиск элементов с заданными свойствами. | Практическая работа | ||
26 | 07.03.16 – 11.03.16 | 1 | Практическая работа №21. Поиск в массиве элементов с заданными свойствами. | Уметь обрабатывать массивы, вводить элементы, производить поиск элементов с заданными свойствами. | Практическая работа | ||
27 | 14.03.16 – 18.03.16 | 1 | Практическая работа №22. Поиск максимального (минимального) элемента массива. | Уметь обрабатывать массивы, вводить элементы, производить поиск элементов с заданными свойствами. | Практическая работа | ||
28 | 21.03.16 – 25.03.16 | 1 | Практическая работа №23. Двумерные массивы: описание, ввод и вывод массивов по строкам. | Уметь обрабатывать массивы, вводить элементы, производить поиск элементов с заданными свойствами. | Практическая работа | ||
6 | Графика в Pascal | ||||||
29 | 04.04.16 – 09.04.16 | 1 | Графика. | Уметь разрабатывать графические примитивы. | Практическая работа | ||
30 | 11.04.16 – 15.04.16 | 1 | Практическая работа №24. Графика. Графические примитивы. | Уметь разрабатывать графические примитивы. | Практическая работа | ||
31 | 18.04.16 – 22.04.16 | 1 | Практическая работа №25. Структура графической программы. Прямые линии. Прямоугольники. | Уметь разрабатывать графические примитивы. | Практическая работа | ||
32 | 25.04.16 – 29.04.16 | 1 | Практическая работа №26. Графика. Окружность. Эллипс. Дуга. Сектор. | Уметь разрабатывать графические примитивы. | Практическая работа | ||
33 | 02.05.16 – 14.05.16 | 1 | Практическая работа №27. Графика. Закрашивание. | Уметь разрабатывать графические примитивы. | Практическая работа | ||
34 | 16.05.16 – 28.05.16 | 1 | Практическая работа №28. Построение графиков на экране. | Уметь разрабатывать графические примитивы. | Практическая работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа элективного курса по информатике для 2 класса
Программа для проведения элективных занятий для учащихся 2 класса по учебнику Е.П.Бененсон УКМ"Перспективная начальная школа"...
Рабочая программа элективного курса по информатике "математические основы информатики"
Курс «Математические основы информатики» носит интегративный, междисциплинарный характер и ориентирован на учащихся физико-математического, частично естественно-научного и технико-технологичес...
Программа элективного курса по информатике 5 класс (внеурочная деятельность)
Программа рассчитана на 34 часа для учащихся пятых классов...
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
Программа элективного курса по информатике и ИКТ для 9 класса "Создание презентаций Power Point"
Программа элективного курса для учащихся 8-9 классов на 18 часов...
Программа элективного курса по информатике «Решение задач ЕГЭ на программирование», 10 класс, 17 ч.
Программа данного элективного курса (курса по выбору учащихся) ориентирована на систематизацию знаний и умений по курсу информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) по теме "Алгоритми...
Рабочая программа элективного курса по информатике «Информатика в задачах» для 10 класса
Рабочая программа элективного курса по информатике «Информатика в задачах» для 10 класса направлена на подготовку учеников к ЕГЭ по информатике и ИКТ....