Программа элективного курса по информатике 10 класс
рабочая программа по информатике и икт (10 класс) на тему

Семишина Нина Борисовна

Рабочая программа элективного курса по информатике "Основы программирования" 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektiv1_10_klass_2015-2016.doc137 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса

«Основы программирования»

для 10 класса

на 2015 – 2016 учебный год

Учитель: Семишина Нина Борисовна


Пояснительная записка

Одна из задач школы – содействовать воспитанию нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества. Для этого учащимся необходимо анализировать информацию, выявлять в ней факты и проблемы, самостоятельно ставить задачи, структурировать и преобразовывать информацию, использовать ее для решения учебных и жизненных задач.

Элективный курс «Основы программирования» является предметом по выбору для учащихся 10 класса старшей школы.

         Курс рассчитан на 35 часов, которые проводятся в течение учебного года по 1 часу в неделю. Концентрированное изучение курса позволяет учащимся более полно выявить свои способности в изучаемой области знаний, создать предпосылки по применению освоенных умений в других учебных курсах, подготовить себя к осознанному выбору профессий, предусматривающих программирование.

Курс включает в себя практическое освоение языка программирования, знакомство учащихся с ролью программного обеспечения и его видами; нацелен на формирование целостного представления об организации данных для эффективной алгоритмической обработки; на развитие логического мышления и реализацию математических способностей учащихся в ходе составления программ на языке программирования.

         Основа курса – личностная, практическая и продуктивная направленность занятий. Одна из целей обучения информатике – предоставить ученикам возможность личностного самоопределения и самореализации по отношению к стремительно развивающимся информационным технологиям и ресурсам.

 

Цели курса:

  • Познакомить учащихся с ролью программного обеспечения и его видами.
  • Сформировать целостное представление об организации данных для эффективной алгоритмической обработки.
  • Развитие логического мышления.
  • Реализация математических способностей учащихся в ходе составления программ на языке программирования.

 Задачи курса:

Обучающие:

  • Познакомить учащихся с основными алгоритмическими конструкциями и правилами их записи, с основными способами организации данных.
  • Научить учащихся составлять и записывать алгоритмы с использованием соответствующих алгоритмических конструкций.
  • Научить распознавать необходимость применения той или иной алгоритмической конструкции при решении задач.
  • Научить организовывать данные для эффективной алгоритмической обработки.
  • Научить учащихся разрабатывать алгоритмы и реализовывать их на языке программирования Pascal .
  • Научить учащихся осуществлять отладку и тестирование программы.

         Развивающие:

  • формировать новый тип мышления – операционный, который направлен на выбор оптимальных решений;
  • предоставление возможности узнать новое в области компьютерного программирования;
  • формирование представления о роли компьютерного программирования в развитии общества, изменении содержания и характера деятельности человека.

Воспитательные:

  • повышение общекультурного уровня учащихся;
  • вооружение учащихся правильным методологическим подходом к познавательной и практической деятельности;
  • выделение и раскрытие роли информационных технологий и компьютеров в развитии современного общества;
  • привитие навыков сознательного и рационального использования компьютера в своей учебной, а затем и профессиональной деятельности;
  • формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, к себе;
  • воспитание у учащихся стремления к овладению техникой исследования;
  • воспитание трудолюбия, инициативности и настойчивости в преодолении трудностей.

Формы занятий: Основными, характерными при реализации данной программы формами являются комбинированные занятия. Занятия состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени занимает практическая часть.

В теоретической части рассматриваются основные понятия языка программирования Pascal, основные алгоритмические конструкции.  В практической части предлагаются практические работы, направленные на отработку основных алгоритмических конструкций, на развитие логического мышления, на реализацию математических способностей учащихся в ходе составления программ.  Практическая часть предполагает использование школьного компьютерного класса.

При проведении занятий традиционно используются три формы работы:

  • демонстрационная, когда обучающиеся слушают объяснения педагога и наблюдают за демонстрационным экраном или экранами компьютеров на ученических рабочих местах;
  • фронтальная, когда обучающиеся синхронно работают под управлением педагога;
  • самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или нескольких занятий.

Технологии и формы обучения:

  • теоретические занятия;
  • практические занятия.

Режим занятий:

Занятия проводятся: 1 раз в неделю по 1 часу (итого 1 час в неделю, 35 часов в год).

Элективный курс предусматривает классно-урочную систему обучения.

 

Межпредметные связи

  Знания, полученные при изучении курса «Основы программирования », учащиеся могут использовать при создании собственных программ по определенной тематике, для решения задач из различных областей знаний – математике, физике, химии, биологии и др. Знания и умения, приобретенные в результате освоения данного курса, являются фундаментом для дальнейшего мастерства в области программирования.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

          Основной тип занятий – практикум. Большинство заданий курса выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств.

          Занятия включают лекционную и практическую часть. Практическая часть курса реализуется через классно-урочную систему. Важной составляющей каждого урока является самостоятельная работа учащихся. Тема урока определяется приобретаемыми навыками. В каждом уроке материал излагается следующим образом: повторение основных понятий и методов работы с ними, разбор новой темы, основные приемы работы (самостоятельное выполнение заданий для получения основных навыков работы), упражнения для самостоятельного выполнения.

          Теоретическая и практическая части курса изучаются параллельно, чтобы сразу же закреплять теоретические вопросы на практике.

          В ходе обучения учащимся периодические предлагаются короткие (5-10 мин) контрольные работы на проверку освоения изученных способов действий. Проводятся краткие срезовые работы (тесты, творческая работа) по определению уровня знаний учеников по данной теме. Выполнение контрольных способствует быстрой мобилизации и переключению внимания на осмысливание материала изучаемой темы. Кроме того, такая деятельность ведет к закреплению знаний и служит регулярным индикатором успешности образовательного процесса.

          Регулярное повторение способствует закреплению изученного материала. Возвращение к ранее изученным темам и использование их при изучении новых тем способствуют устранению весьма распространенного недостатка – формализма в знаниях учащихся – и формируют научное мировоззрение учеников.

   

Планируемые результаты элективного курса

  В рамках данного курса учащиеся овладевают следующими знаниями, умениями и способами деятельности:

  • знают роль программного обеспечения и его виды;
  • у учащихся сформировано целостное представление об организации данных для эффективной алгоритмической обработки;
  • знают основные алгоритмические конструкции и правила их записи, знакомы с основными способами организации данных;
  • умеют составлять и записывать алгоритмы с использованием соответствующих алгоритмических конструкций;
  • умеют распознавать необходимость применения той или иной алгоритмической конструкции при решении задачи;
  • умеют организовывать данные для эффективной алгоритмической обработки;
  • умеют разрабатывать алгоритмы и реализовывать их на языке программирования Pascal;
  • умеют осуществлять отладку и тестирование программы.

   

Форма контроля за уровнем достижения учащихся

  Предметом диагностики и контроля являются составленные алгоритмы и программы на языке программирования Pascal к предложенным задачам.

Оценка имеет различные способы выражения – устные суждения педагога, письменные качественные характеристики, систематизированные по заданным параметрам аналитические данные, в том числе и рейтинги. Оценке подлежит в первую очередь уровень достижения учеников минимально необходимых результатов, обозначенных в целях и задачах курса.

Качество знаний и умений ученика оценивается следующими характеристиками:

  • знание основных алгоритмических конструкций;
  • умение составить и записать алгоритм с использованием соответствующей алгоритмической конструкции;
  • умение найти более эффективный способ решения задачи;
  • умение тестировать программу.

В течение всего курса проводятся контрольные срезы и выставляются баллы за решенные задачи. По окончании курса зачет получают те учащиеся, у которых сумма баллов за учебный курс составляет не менее 60% от всей суммы баллов.

 

СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

 

Часть 1. Теоретическая

 

1. Язык программирования Pascal Текстовый редактор языка. Основы языка. Структура программы. Основные математические функции.

 

2. Ввод и вывод данных. Линейный алгоритм Форматы вывода. Составление линейных алгоритмов.

  3. Условный оператор Условный оператор. Оператор выбора.

  4. Алгоритмы с повторениями Цикл с параметром FOR . Циклы While и Repeat. Вложенные циклы.

  5. Массивы Понятие массива. Двумерные массивы.

  6. Графика в Pascal Графика.

Часть 2. Практическая

  1. Язык программирования Pascal. Текстовый редактор языка.
  2. Структура программы. Разделы описания.
  3. Основные математические функции. Моя первая программа.
  4. Ввод и вывод данных. Форматы вывода.
  5. Составление линейных алгоритмов. Комментарии в программе.
  6. Составление линейных алгоритмов с использованием арифметических операций.
  7. Составление линейных алгоритмов с использованием основных функций.
  8. Условный оператор. Структура условного оператора.
  9. Условный оператор. Простые условия.
  10. Условный оператор. Составные условия.
  11. Операторные скобки.
  12. Составной оператор.
  13. Оператор выбора.
  14. Алгоритмы с повторениями.
  15. Цикл с параметром.
  16. Цикл с предусловием.
  17. Цикл с постусловием.
  18. Вложенные циклы.
  19. Понятие массива. Ввод и вывод элементов массива.
  20. Задание массива в разделе констант.
  21. Поиск в массиве элементов с заданными свойствами.
  22. Поиск максимального (минимального) элемента массива.
  23. Двумерные массивы: описание, ввод и вывод массивов по строкам.
  24. Графика. Графические примитивы.
  25. Структура графической программы. Прямые линии. Прямоугольники.
  26. Графика. Окружность. Эллипс. Дуга. Сектор.
  27. Графика. Закрашивание.
  28. Построение графиков на экране.
  29. Построение поверхностей.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Плановые сроки прохождения

Скорректир. сроки прохождения

Кол-во часов

Наименование разделов и тем

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля

Примечание

5

Язык программирования Pascal

1

01.09.15 – 04.09.15

1

Техника безопасности. Текстовый редактор языка. Основы языка. Структура программы. Основные математические функции.

Знают роль программного обеспечения и его виды;

Анкетирование

2

07.09.15 – 11.09.15

1

Практическая работа №1. Язык программирования Pascal. Текстовый редактор языка.

Знают роль программного обеспечения и его виды;

Тестирование

3

14.09.15 – 19.09.15

1

Практическая работа №2. Структура программы. Разделы описания.

Знают роль программного обеспечения и его виды;

Практическая работа

4

21.09.15 – 25.09.15

1

Практическая работа №3. Основные математические функции. Первая программа.

Знают роль программного обеспечения и его виды;

Практическая работа

5

28.09.15 – 03.10.15

1

Практическая работа №4. Ввод и вывод данных. Форматы вывода.

Знают роль программного обеспечения и его виды;

Практическая работа

4

Ввод и вывод данных. Линейный алгоритм

6

05.10.15 – 10.10.15

1

Форматы вывода. Составление линейных алгоритмов.

Умеют разрабатывать алгоритмы и реализовывать их на языке программирования Pascal;

Умеют осуществлять отладку и тестирование программы.

Письменный опрос

7

12.10.15 – 17.10.15

1

Практическая работа №5. Составление линейных алгоритмов. Комментарии в программе.

Умеют разрабатывать алгоритмы и реализовывать их на языке программирования Pascal;

Умеют осуществлять отладку и тестирование программы.

Практическая работа

8

19.10.15 – 24.10.15

1

Практическая работа №6. Составление линейных алгоритмов с использованием арифметических операций.

Умеют разрабатывать алгоритмы и реализовывать их на языке программирования Pascal;

Умеют осуществлять отладку и тестирование программы.

Практическая работа

9

26.10.15 – 31.10.15

1

Практическая работа №7. Составление линейных алгоритмов с использованием основных функций

Умеют разрабатывать алгоритмы и реализовывать их на языке программирования Pascal;

Умеют осуществлять отладку и тестирование программы.

Практическая работа

7

Условный оператор

10

09.11.15 – 14.11.15

1

Условный оператор. Оператор выбора.

Умеют составлять и записывать алгоритмы с использованием соответствующих алгоритмических конструкций;

Умеют распознавать необходимость применения той или иной алгоритмической конструкции при решении задачи;

Практическая работа

11

16.11.15 – 21.11.15

1

Практическая работа №8. Условный оператор. Структура условного оператора.

Умеют составлять и записывать алгоритмы с использованием соответствующих алгоритмических конструкций;

Умеют распознавать необходимость применения той или иной алгоритмической конструкции при решении задачи;

Практическая работа

12

23.11.15 – 27.11.15

1

Практическая работа №9. Условный оператор. Простые условия.

Умеют составлять и записывать алгоритмы с использованием соответствующих алгоритмических конструкций;

Умеют распознавать необходимость применения той или иной алгоритмической конструкции при решении задачи;

Практическая работа

13

30.11.15 – 04.12.15

1

Практическая работа №10. Условный оператор. Составные условия.

Умеют составлять и записывать алгоритмы с использованием соответствующих алгоритмических конструкций;

Умеют распознавать необходимость применения той или иной алгоритмической конструкции при решении задачи;

Практическая работа

14

07.12.15 – 11.12.15

1

Практическая работа №11. Операторные скобки.

Умеют составлять и записывать алгоритмы с использованием соответствующих алгоритмических конструкций;

Умеют распознавать необходимость применения той или иной алгоритмической конструкции при решении задачи;

Практическая работа

15

14.12.15 – 18.12.15

1

Практическая работа №12. Составной оператор.

Умеют составлять и записывать алгоритмы с использованием соответствующих алгоритмических конструкций;

Умеют распознавать необходимость применения той или иной алгоритмической конструкции при решении задачи;

Практическая работа

16

21.12.15 – 25.12.15

1

Практическая работа №13. Оператор выбора

Умеют составлять и записывать алгоритмы с использованием соответствующих алгоритмических конструкций;

Умеют распознавать необходимость применения той или иной алгоритмической конструкции при решении задачи;

Практическая работа

6

Алгоритмы с повторениями

17

28.12.15 –

30.12.15

1

Цикл с параметром FOR. Циклы While и Repeat. Вложенные циклы.

Уметь составлять алгоритм с циклической структурой с параметром, предусловием и постусловием.

Практическая работа

18

11.01.16 -16.01.16

1

Практическая работа №14. Алгоритмы с повторениями.

Уметь составлять алгоритм с циклической структурой с параметром, предусловием и постусловием.

Практическая работа

19

18.01.16 – 23.01.16

1

Практическая работа №15. Цикл с параметром.

Уметь составлять алгоритм с циклической структурой с параметром, предусловием и постусловием.

Практическая работа

20

25.01.16 – 29.01.16

1

Практическая работа №16. Цикл с предусловием.

Уметь составлять алгоритм с циклической структурой с параметром, предусловием и постусловием.

Практическая работа

21

01.02.16 – 05.02.16

1

Практическая работа №17. Цикл с постусловием.

Уметь составлять алгоритм с циклической структурой с параметром, предусловием и постусловием.

Практическая работа

22

08.02.16 – 12.02.16

1

Практическая работа №18. Вложенные циклы.  

Уметь составлять алгоритм с циклической структурой с параметром, предусловием и постусловием.

Практическая работа

6

Массивы

23

15.02.16 – 19.02.16

1

Понятие массива. Двумерные массивы.

Уметь обрабатывать массивы, вводить элементы, производить поиск элементов с заданными свойствами.

Фронтальная беседа

24

22.02.16 – 26.02.16

1

Практическая работа №19. Понятие массива. Ввод и вывод элементов массива.

Уметь обрабатывать массивы, вводить элементы, производить поиск элементов с заданными свойствами.

Практическая работа

25

29.02.16 – 05.03.16

1

Практическая работа №20. Задание массива в разделе констант.

Уметь обрабатывать массивы, вводить элементы, производить поиск элементов с заданными свойствами.

Практическая работа

26

07.03.16 – 11.03.16

1

Практическая работа №21. Поиск в массиве элементов с заданными свойствами.

Уметь обрабатывать массивы, вводить элементы, производить поиск элементов с заданными свойствами.

Практическая работа

27

14.03.16 – 18.03.16

1

Практическая работа №22. Поиск максимального (минимального) элемента массива.

Уметь обрабатывать массивы, вводить элементы, производить поиск элементов с заданными свойствами.

Практическая работа

28

21.03.16 – 25.03.16

1

Практическая работа №23. Двумерные массивы: описание, ввод и вывод массивов по строкам.

Уметь обрабатывать массивы, вводить элементы, производить поиск элементов с заданными свойствами.

Практическая работа

6

Графика в Pascal

29

04.04.16 – 09.04.16

1

Графика.

Уметь разрабатывать графические примитивы.

Практическая работа

30

11.04.16 – 15.04.16

1

Практическая работа №24. Графика. Графические примитивы.

Уметь разрабатывать графические примитивы.

Практическая работа

31

18.04.16 – 22.04.16

1

Практическая работа №25. Структура графической программы. Прямые линии. Прямоугольники.

Уметь разрабатывать графические примитивы.

Практическая работа

32

25.04.16 – 29.04.16

1

Практическая работа №26. Графика. Окружность. Эллипс. Дуга. Сектор.

Уметь разрабатывать графические примитивы.

Практическая работа

33

02.05.16 – 14.05.16

1

Практическая работа №27. Графика. Закрашивание.

Уметь разрабатывать графические примитивы.

Практическая работа

34

16.05.16 – 28.05.16

1

Практическая работа №28. Построение графиков на экране.

Уметь разрабатывать графические примитивы.

Практическая работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа элективного курса по информатике для 2 класса

Программа для проведения элективных занятий для учащихся 2 класса по учебнику Е.П.Бененсон УКМ"Перспективная начальная школа"...

Рабочая программа элективного курса по информатике "математические основы информатики"

Курс «Математические основы информатики» носит интегративный, междисциплинарный характер и ориентирован на учащих­ся физико-математического, частично естественно-научного и тех­нико-технологичес...

Программа элективного курса по информатике 5 класс (внеурочная деятельность)

Программа рассчитана на 34 часа для учащихся пятых классов...

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

Программа элективного курса по информатике и ИКТ для 9 класса "Создание презентаций Power Point"

Программа элективного курса для учащихся 8-9 классов на 18 часов...

Программа элективного курса по информатике «Решение задач ЕГЭ на программирование», 10 класс, 17 ч.

Программа данного элективного курса (курса по выбору учащихся) ориентирована на систематизацию знаний и умений по курсу информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) по теме "Алгоритми...

Рабочая программа элективного курса по информатике «Информатика в задачах» для 10 класса

Рабочая программа элективного курса по информатике «Информатика в задачах» для 10 класса направлена на подготовку учеников к ЕГЭ по информатике и ИКТ....