Использование игровых технологий для активизации деятельности учащихся
статья по информатике и икт (8 класс)
В статье представлены примеры использования элементов игровых технологий в различных учебных ситуациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_statya_berezhnaya.docx | 29.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Бережная Н.П.
Использование игровых технологий
для активизации деятельности учащихся
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
Василий Александрович Сухомлинский
Зачастую на уроках мы сталкиваемся с проблемой недостаточной активности учащихся. Порой интенсивно работают лишь несколько человек, в то время как остальные охотно используют полученные ими результаты. Но хорошо известно, что истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность. Безусловно, педагогических технологий, призванных активизировать деятельность учащихся, достаточно много. Одна из классификаций, предложенная Н.В. Борисовой, перед вами. Очевидно, что достаточно большую часть здесь составляют игровые технологии.
Все мы знаем классический пример Тома Сойера, искусно превратившего скучное принудительное занятие по окраске забора в увлекательную игру, для участия в которой его приятели отдавали самые дорогие свои сокровища! Цель, содержание и даже техника занятия остались прежними – покраска забора, но изменились мотивация, эффективность и качество работы!
Это яркий пример того, что игра - это замечательное средство, позволяющее вызвать интерес к изучаемой теме и повысить эффективность урока.
Учебная (дидактическая) игра как технология обучения давно интересует ученых и практиков. Как педагогическая технология игра интересна тем, что создает эмоциональный подъем, а мотивы игровой деятельности ориентированы на процесс постижения смысла этой деятельности».
В настоящее время в игровой технологии выделяются следующие компоненты:
• мотивационный;
• ориентационно-целевой;
• содержательно-операционный;
• ценностно-волевой;
• оценочный.
Мотивационный компонент связан с отношением ученика к содержанию и процессу деятельности, включает его мотивы, интересы и потребности в игре. Мотивация, которая обеспечивает активность в игре и связь с другими видами деятельности, закладывается в процесс игры.
Ориентационно-целевой компонент связан с тем, что ученик воспринимает цели учебно-познавательной деятельности, нравственные установки, ценности, которые, став лично значимыми, становятся регуляторами игрового поведения учащихся.
Содержательно-операционный компонент предполагает, что ученики владеют учебным материалом и способностью опираться на имеющиеся знания и способы деятельности.
Ценностно-волевой компонент обеспечивает высокую степень целенаправленности познавательной активности, включает внимание, эмоциональные переживания.
Оценочный компонент игры обеспечивает сопоставление результатов игровой деятельности с целью игры, а также самоуправление процессом игры и рефлексию собственной деятельности.
Все рассмотренные компоненты игры определяют технологическую структуру игры.
Выделенные компоненты игровой технологии включают ряд структурных элементов.
Компонент игровой технологии | Структурные элементы игры |
Мотивационный | Установочный момент, игровая ситуация |
Ориентационно-целевой | Задачи игры |
Содержательно-операционный | Правила игры, игровое действие |
Ценностно-волевой | Игровое состояние |
Оценочный | Результат игры |
Рассмотрим каждый из них в отдельности.
Начало любой игры – это прежде всего эмоциональная установка на игру, на восприятие игровых задач, когда активизируется мыслительная деятельность и воображение ребенка.
Установочный элемент игры позволяет ввести ребят в игровую ситуацию. Она может разыгрываться в вымышленном пространстве (сказочный лес, незнакомый район города, вражеский тыл и т.д.), оно может быть очерчено географической картой, историческим временем, поставленной проблемой. Нередко учителю стоит произнести «Представьте, что…», как учащиеся начинают входить в игру. Например, при проведении внеклассного мероприятия "Компьютер: за и против" в неделю математики и информатики мы предложили ученикам по жребию вытянуть какую точку зрения они будут представлять.
Следующим структурным элементом игры являются игровые задачи, которые соединяются с учебными задачами, выступающими в замаскированном, неявном виде. Благодаря учебным задачам осуществляется непреднамеренное обучение школьников. Игровая задача заинтересовывает участников игры.
В нашей ситуации игровая задача была отстоять доставшуюся точку зрения, для чего необходимо было, примерив на себя соответствующую роль, найти нужную информацию: повторить правила техники безопасности, устройство и назначение компьютера, сферы его применения и т.д., т.е выполнить целый ряд учебных задач.
Для соединения дидактических (учебных) и игровых задач необходимы также правила игры. Они организуют поведение играющих, обеспечивают игрокам равные условия, выступают регулятором игрового действия.
Наряду с правилами действия в воображаемой ситуации необходимо разработать правила межличностных отношений. Без введения этих правил игра будет неуправляемой, а учебные цели не удастся реализовать. Правила взаимоотношений играющих друг с другом выполняют воспитательную роль, направляют игру по заданному руслу. Примеры правил: выступил сам – выслушай другого; будь доброжелательным; аргументировано доказывай свою точку зрения и т.д. В играх-состязаниях для регулирования поведения часто вводятся штрафные очки.
Еще на этапе организации нашего внеклассного мероприятия было выбрано жюри, которое оценивало не только выступления, но и соответствие поведения участников правилам.
Игровые правила реализуются в игровых действиях. Психологи выделяют внешние действия (слушать, смотреть, решать задачу) и умственные (сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать). Чем разнообразнее действия, тем интереснее игра. Но, если не сформированы определенные умения, лучше не проводить игру. Игровые действия должны быть мотивированы.
Во время игры у ребенка возникает определенное игровое состояние – важный элемент игры. Игровое состояние, включающее наличие переживания, активизацию воображения участников, эмоциональное отношение к действительности, поддерживается проблемностью ситуации, элементами соревновательности и занимательности, используемыми аксессуарами, присутствием юмора и элементов дискуссии, свободной творческой атмосферой, ситуацией выбора.
Обязательным структурным элементом игры является ее результат. Результат может быть наглядным (выиграл, отгадал, выполнил); менее заметным (получил удовольствие, заинтересовался вопросом) и отсроченным (создал свою работу по данной теме спустя какое-то время).
Различают результат для учителя (игра продемонстрировала умения, уровень усвоения знаний и норм поведения) и результат для учеников (игра пробудила интерес к проблеме, принесла моральное удовлетворение).
Важно завершение игры на эмоциональном подъеме и коллективная оценка игры, которая стимулирует учащихся.
И в завершении следует сказать, что при использовании игровых технологий следует учитывать возрастные особенности участников и их интересы. Ученики 5–7-х классов увлекаются играми, в которых нужно раскрыть тайну или сделать открытие, поэтому в игровые ситуации уместно закладывать элементы совместного поиска, совместной творческой работы.
В целом, значение игровой технологии состоит в том, что она не только позволяет активизировать деятельность учащихся, но и создает особый тип взаимоотношений между учителем и учеником – партнерские, а также позволяет активно развивать умения учащихся взаимодействовать в группе.
Во время игры решается целый ряд задач:
1) победить в конкурсе, осуществить поиск, выступить в какой-либо роли. Перед учениками не ставится прямая цель – овладеть определенными знаниями, умениями;
2) добровольный характер игры диктует добровольное подчинение всех участников игровым правилам;
3) игра должна заинтриговать (удивить, поразить воображение и, может быть, поставить в тупик). Поэтому в ней должны участвовать все («слабым» ученикам надо дать возможность поверить в себя);
4) порой игра позволяет обеспечивать более высокую, по сравнению с обычными формами урока, обучающую, развивающую и воспитательную результативность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование мультимедийных презентаций как средство активизации деятельности учащихся на уроках математики
Презентация выступления на окружной научно-практической конференции ЮВАО г. Москвы "Использование мультимедийных презентаций на уроках математики" 28 января 2013 г в ГБОУ СОШ № 1987....
«MOHRRÜBE FÜR DIE HASEN ODER WOLLEN WIR SINGEN» - АКТИВИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЗЫКИ И ИКТ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА
Иностранный язык, как ни какой другой учебный предмет, напрямую связан с процессом построения открытого общества в России и интеграции её в мировое сообщество, в том числе образовательное....
Активизация деятельности учащихся на уроках английского языка через использование песенного материала.
Любой урок должен быть увлекательным, вызывать интерес у детей; ведь интерес является главной движущей силой познавательной деятельности....
Использование приемов активизации деятельности учащихся на уроках литературы как необходимое условие формирования литературных компетенций
Как повысить интерес к литературе, чтению? Какие методы и приемы выбрать на уроках, чтобы у ребят возникло желание внимательно прочитать произведение, понять его проблематику? Это вопросы, которые вол...
Статья - «Активизация деятельности учащихся при использовании практических работ на уроках географии курса «География России», 8 класс, тема «Климат России»»
1. Введение 2. Виды практических работ по географ 3. Общие требования к организации практических раб...
Обобщение педагогического опыта «Использование интерактивной доски на уроках русского языка в 7 классе как средство активизации деятельности учащихся»
Материал представляет обобщение опыта использования интерактивной доски на уроках русского языка в 7 классе....
"Использование мультимедиа на уроках математики как средство активизации деятельности учащихся"
Повышение эффективности и качества образовательного процесса за счет реализации возможностей информационно-коммуникативных технологий Развитие личности обучающегося, подготовка его к самост...