Средства и технологии работы с таблицами. Назначение и принципы работы электронных таблиц
методическая разработка по информатике и икт

Крылова Ирина Петровна

Средства и технологии работы с таблицами. Назначение и принципы работы электронных таблиц

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Тыва

ГБПОУ РТ «Тувинский агропромышленный техникум»

с.Балгазын

Мультимедийная разработка учебного занятия

Учебный предмет: ОУД.07 «Информатика»

Группа: Тех-1 «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции»

Тема урока: «Средства и технологии работы с таблицами.

Назначение и принципы работы электронных таблиц»

Разработала: Крылова Ирина Петровна

2020 уч.год

План урока

По предмету: Информатика

Преподаватель: Крылова Ирина Петровна

Тема программы: Электронная таблица

Тема урока: Средства и технологии работы с таблицами. Назначение и принципы работы электронных таблиц.

Тип урока: Изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний

Вид урока: Комбинированный

Цель урока: формирование умений создания, редактирования, форматирования и выполнения простейших вычислений в электронных таблицах MS Excel

Задачи урока:

образовательные — помочь обучающимся усвоить назначение электронных таблиц, научить основам работы в программе электронные таблицы Excel, сформировать первоначальный навык ввода текста, числа, формулы в ячейку;

развивающие — способствовать развитию логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, познавательных интересов, навыков работы на компьютере, работы с электронными таблицами;

воспитательные — воспитание информационной культуры обучающихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.

Межпредметные связи: информатика и математика

Формы организации: фронтальная, индивидуальная

Методы и приемы обучения: объяснительно-иллюстративный, словесный, практический

Методы и формы контроля: наблюдение, тестирование, рефлексия

Оборудование урока:

  1. Интерактивная панель;
  2. электронная таблица Microsoft Excel;
  3. электронная версия урока — презентация, подготовленная в PowerPoint;
  4. практическая работа в программе Microsoft Excel.

План урока

Название этапа

Приемы педагогической техники

Время (мин)

1

Организационный момент

Вступительное слово преподавателя. Рефлексия.

2

2

Актуализация опорных знаний

Тест

5

3

Формирование новых знаний

а) Работа по формированию понятия об электронных таблицах

Презентация преподавателя

38

4

Правила техники безопасности

Видеоролик

5

5

Первичное осмысление и применение изученного материала. Практическая работа.

Раздаточный материал

«Практическая работа»

28

6

Физкультминутка

Презентация

2

7

Контроль знаний по новой теме

Тест  в программе MS Excel

3

8

Подведение итогов урока

Выставление оценок

3

9

Постановка домашнего задания.

Домашнее задание.

2

10

Самооценка деятельности.

Рефлексия.

2

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент (2 мин.)

Приветствие, психологический настрой обучающихся, проверка явки и их готовность к уроку

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ирина Петровна, и сегодня я проведу у вас урок информатики. Сегодня на уроке мы изучим  назначение и принципы работы электронных таблиц.

 Для того, чтобы наш урок стал интересным и запоминающимся приглашаю вас к сотрудничеству. А для начала давайте поделимся друг с другом своим настроением. (Ребята поднимают смайлики).

  1. Актуализация опорных знаний (5 мин.)

Тестирование по разделу «Технологии создания и преобразования информационных объектов» Тема – Текстовый процессор Word

Тест

  1. Для создания и работы с текстами существуют специальные программы, которые называются:

а) графическими редакторами

б) текстовыми редакторами

в) музыкальными редакторами

г) электронными таблицами

2. Какой из перечисленных редакторов относится к текстовому редактору?

а) MS Word

б) Paint

в) Калькулятор

г) MS Excel

3. Какое расширение имеют текстовые файлы?

а) .txt

б) .xls

в) .doc

г) .jpg

4. Как открыть новый документ в текстовом редакторе?

а) Файл \ Создать

б) Файл \ Открыть

в) Файл \ Закрыть

г) Файл \ Сохранить

5. Как сохранить созданный документ под именем Proba.doc?

а) Файл \ Создать

б) Файл \ Открыть

в) Файл \ Сохранить

г) Файл \ Сохранить как…

6. Какие виды начертания текста поддерживает Word?

а) обычный

б) курсив

в) полужирный

г) подчеркнутый

7. Как выделить слово в тексте?

а) один раз щелкнуть мышью по слову

б) дважды щелкнуть мышью по слову

в) трижды щелкнуть мышью по слову

г) просто встать курсором мыши на слово

8. С помощью какой клавиши можно сразу переместиться в конец строки?

а) End

б) Home

в) Enter

г) Ctrl

9. Как выделить абзац текста?

а) один раз щелкнуть мышью по любому слову в абзаце

б) дважды щелкнуть мышью по любому слову в абзаце

в) трижды щелкнуть мышью по любому слову в абзаце

г) просто встать курсором мыши на абзац

Критерии оценок

9 – «5»

8 – «4»

7 – «3»

Менее 7 – «2»

По завершении выполнения теста предлагается провести самопроверку и / или взаимопроверку:

  • самоанализ согласно Критериям оценивания,
  • самостоятельный подсчет правильных ответов
  • выставление отметки в лист самооценки

  1. Формирование новых знаний (38 мин.)

Сообщение новой темы и цели урока

Тема нашего сегодняшнего урока «Средства и технологии работы с таблицами. Назначение и принципы работы электронных таблиц». Сегодня на уроке мы познакомимся с прикладной средой Microsoft Excel и научимся вводить текст, формулы и числа в ячейку, а также закрепим навыки, выполнив практическую работу на компьютере.

3.1

Мотивационный компонент

  • Как быстро и легко проводить вычисления на компьютере?

3.2

Объяснение новой темы

ТЕМА:  

Средства и технологии работы с таблицами. Назначение и принципы работы электронных таблиц

Электронная таблица – это специальная программа, предназначенная для работы с данными в табличной форме

Основная задача - автоматические вычисления с данными в таблицах

Кроме того:

  • Для проведения расчетов над данными,
  • Для построения диаграмм на основе табличных данных,
  • Для печати таблиц и их графического представления.

Первые ЭТ появились в 1979 году.

  Назначение

ЭТ предназначены для экономистов, бухгалтеров, инженеров, научных работников – всех тех, кому приходится работать с большими массивами числовой информации.

 Microsoft EXCEL

На сегодняшний день самой популярной ЭТ является Microsoft EXCEL. Эта программа входит в состав Microsoft OFFICE. Название EXCEL произошло от Executable Cells – исчисляемые ячейки.

 Загрузка Microsoft EXCEL

Загрузка Microsoft EXCEL осуществляется так же, как и WORD:

Пуск > Все программы > Microsoft Office > Microsoft EXCEL.

Документы EXCEL

Документы, которые создаются с помощью EXCEL, называются рабочими книгами и имеют расширение .XLS. Новая рабочая книга имеет три рабочих листа, которые называются ЛИСТ1, ЛИСТ2 и ЛИСТ3.

Ячейки и диапазоны ячеек

Рабочее поле состоит из строк и столбцов. Строки нумеруются числами от 1 до 65536.

Столбцы обозначаются латинскими буквами: А, В, С, …, АА, АВ, … , IV, всего – 256. На пересечении строки и столбца находится ячейка. Каждая ячейка имеет свой адрес: имя столбца и номер строки, на пересечении которых она находится. Например, А1, СВ234, Р55.

Для работы с несколькими ячейками их удобно объединять их в «диапазоны».

Диапазон – это ячейки, расположенные в виде прямоугольника. Например, А3, А4, А5,

В3, В4, В5. Для записи диапазона используется «:»: А3:В5

Ввод и редактирование данных

В EXCEL можно вводить следующие типы данных:

  • Числа.
  • Текст (например, заголовки и поясняющий материал).
  • Функции (например, сумма, синус, корень).
  • Формулы.

Ввод формул

Формула – это арифметическое или логическое выражение, по которому производятся расчеты в таблице. Формулы состоят из ссылок на ячейки, знаков операций и функций. MS EXCEL располагает очень большим набором встроенных функций. С их помощью можно вычислять сумму или среднее арифметическое  значений из некоторого диапазона ячеек, вычислять проценты по вкладам и т. д.

Ввод формул всегда начинается со знака равенства. После ввода формулы в соответствующей ячейке появляется результат вычисления, а саму формулу можно увидеть в строке формул.

Автозаполнение

Очень удобным средством, которое используется только в MS EXCEL, является автозаполнение смежных ячеек.

  1. Правила техники безопасности (5 мин.)

Просмотр видеоролика правил поведения и работы в кабинете Информатики.

  1. Практическая работа (28 мин.)

Задание 1:

Составить текстовую таблицу и сохранить ее как EXL1.XLS (XLS – расширение MS Excel, которое он дает автоматически ) в своем каталоге.

Экспонат

Изготовлен из

Находится

Состояние

1

Бубен

Дерево, кожа

Зал №11

Удовл.

2

Кольцо

Серебро

Зал №12

Хорошее

3

Чучело орла

Натуральный

Зал №3

Хорошее

4

Огниво

Серебро, кремний

Зал №5

Хорошее

5

Книга

Бумага, шелк,

Зал №6

Отличное

 

Добавьте в конце таблицы 2 любые записи. Сделайте обрамление таблицы, используя на панели форматирования пиктограмму «внешние границы»

Задание 2:

Составить таблицу с вычисляющимися полями и сохранить как EXL2.XLS в своем каталоге.

X

Y=X+2

Y=X+5

1

20

10

20

200

12

202

15

205

                                                

Задание 3:

Пользуясь операцией КОПИРОВАТЬ – ВСТАВИТЬ скопируйте эти две таблицы и поместите их на одном листе новой рабочей книги. Новую книгу сохраните как EXL3.XLS (соблюдайте очередность при копировании таблиц в буфер обмена).

                                                        

Задание 4:

Составьте таблицу с самовычисляющимися полями. Используйте операцию ПРОТАСКИВАНИЕ МАРКЕРА. Сохраните файл как EXL4.XLS.

X

Y=X*10

Y=X/10

Y=(X+X)/10

1

50

10

500

  1. Физкультминутка (2 мин.)

Просмотр видеоролика упражнения для глаз

  1. Контроль знаний по новой теме (3 мин.)

Для того, чтобы понять, как мы усвоили новую тему пройдем тестирование, которое также выполнено с помощью программы Excel.

Тест в программе MS Excel.

Выставление отметки в лист самооценки.

  1. Подведение итогов урока (3 мин.)

Выставление оценок за урок

  1. Постановка домашнего задания (2 мин.)

Знать, что такое электронные таблицы, уметь вводить записывать формулы.

Цветкова М.С. Учебник Информатика и ИКТ  стр.237-247

  1. Самооценка деятельности (2 мин.)

Рефлексия

В начале урока мы поделились друг с другом своим настроением с помощью смайликов. А давайте посмотрим, изменилось ли оно к концу урока? И с помощью смайликов проголосуем, понравился ли вам урок. (учащиеся поднимают приготовленные смайлики).

Спасибо за внимание, было очень приятно с вами работать!

Используемая литература:

  1. Угринович Н. Д. Информационные технологии. 10-11 кл.-М.: Бином. Лаборатория знаний, 2005 год.
  2. Цветкова М.С., Великович Л.С. Информатика и ИКТ: Учебник для начального и среднего профессионального образования – М.: Академия, 2011г.
  3. Югова Н.Л., Хлобыстова И.Ю. Поурочные разработки по информатике. – М.: ВАКО, 2010.

Ссылки на учебные web-ресурсы:

  1. http://kpolyakov.narod.ru
  2. http://retro.samnet.ru/excel/Abstract.html 
  3. http://www.youtube.com
  4. http://videouroki.net 

Приложения:

  • Тест
  • Лист самооценки
  • Практическая работа
  • Тест в программе MS Excel
  • Смайлики

Тестирование по разделу «Технологии создания и преобразования информационных объектов»

Тема - Текстовый процессор Word

  1. Для создания и работы с текстами существуют специальные программы, которые называются:

а) графическими редакторами

б) текстовыми редакторами

в) музыкальными редакторами

г) электронными таблицами

2. Какой из перечисленных редакторов относится к текстовому редактору?

а) MS Word

б) Paint

в) Калькулятор

г) MS Excel

3. Какое расширение имеют текстовые файлы?

а) .txt

б) .xls

в) .doc

г) .jpg

4. Как открыть новый документ в текстовом редакторе?

а) Файл \ Создать

б) Файл \ Открыть

в) Файл \ Закрыть

г) Файл \ Сохранить

5. Как сохранить созданный документ под именем Proba.doc?

а) Файл \ Создать

б) Файл \ Открыть

в) Файл \ Сохранить

г) Файл \ Сохранить как…

6. Какие виды начертания текста поддерживает Word?

а) обычный

б) курсив

в) полужирный

г) подчеркнутый

7. Как выделить слово в тексте?

а) один раз щелкнуть мышью по слову

б) дважды щелкнуть мышью по слову

в) трижды щелкнуть мышью по слову

г) просто встать курсором мыши на слово

8. С помощью какой клавиши можно сразу переместиться в конец строки?

а) End

б) Home

в) Enter

г) Ctrl

9. Как выделить абзац текста?

а) один раз щелкнуть мышью по любому слову в абзаце

б) дважды щелкнуть мышью по любому слову в абзаце

в) трижды щелкнуть мышью по любому слову в абзаце

г) просто встать курсором мыши на абзац

Критерии оценок

9 – «5»

8 – «4»

7 – «3»

Менее 7 – «2»

Практическая работа (28 мин.)

Задание 1:

Составить текстовую таблицу и сохранить ее как EXL1.XLS ( XLS – расширение MS Excel, которое он дает автоматически ) в своем каталоге.

Экспонат

Изготовлен из

Находится

Состояние

1

Бубен

Дерево, кожа

Зал №11

Удовл.

2

Кольцо

Серебро

Зал №12

Хорошее

3

Чучело орла

Натуральный

Зал №3

Хорошее

4

Огниво

Серебро, кремний

Зал №5

Хорошее

5

Книга

Бумага, шелк,

Зал №6

Отличное

 

Добавьте в конце таблицы 2 любые записи. Сделайте обрамление таблицы, используя на панели форматирования пиктограмму «внешние границы»

Задание 2:

Составить таблицу с вычисляющимися полями и сохранить как EXL2.XLS в своем каталоге.

X

Y=X+2

Y=X+5

1

20

10

20

200

12

202

15

205

                                                

Задание 3:

Пользуясь операцией КОПИРОВАТЬ – ВСТАВИТЬ скопируйте эти две таблицы и поместите их на одном листе новой рабочей книги. Новую книгу сохраните как EXL3.XLS (соблюдайте очередность при копировании таблиц в буфер обмена).

                                                        

Задание 4:

Составьте таблицу с самовычисляющимися полями. Используйте операцию ПРОТАСКИВАНИЕ МАРКЕРА. Сохраните файл как EXL4.XLS.

X

Y=X*10

Y=X/10

Y=(X+X)/10

1

50

10

500

http://www.charaktery.eu/zdjecia/1/591.jpg

http://apperture.ru/images/znachok_grustnij_smajl.jpg

http://www.charaktery.eu/zdjecia/1/591.jpg

http://apperture.ru/images/znachok_grustnij_smajl.jpg

http://www.charaktery.eu/zdjecia/1/591.jpg

http://apperture.ru/images/znachok_grustnij_smajl.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока Создание кроссворда по теме «Мой компьютер». Практическая работа в Excel. Раздел программы. Знакомство с электронными таблицами.

Создание кроссворда по теме «Мой компьютер». Практическая работа в Excel. Раздел программы. Знакомство с электронными таблицами....

Проверочная работа "Электронные таблицы" 9 кл

Проверочная работа "Электронные таблицы" 9 клКритерий оценивания:1-7, 10, 11 (1 балл)8 и 9 (2 балла)Максимум 13 баллов...

Проверочная работа по теме "Различные виды ссылок в электронных таблицах"

Работа учитывает те задания, которые могут встречаться на ОГЭ в 9 классе. Предлагаются задания с различными видами ссылок: относительной, абсолютной, смешанной....

Статья "Организация учебной работы на основе технологии развития критического мышления при изучении работы с абсолютной и относительной адресацией в электронных таблицах"

Разработка урока на основе технологии развития критического мышления при изучении работы с абсолютной и относительной адресацией в электронных таблицах....

Мультимедийная разработка учебного занятия. Средства и технологии работы с таблицами. Назначение и принципы работы электронных таблиц

Мультимедийная разработка учебного занятия. Средства и технологии работы с таблицами. Назначение и принципы работы электронных таблиц...

методические рекомендации к выполнению практической работы "Электронные таблицы. Структура электронных таблиц"

Методические рекомендации предназначены для обучающихся по профессии 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям) при изучении раздела "Моделирование в элект...