Статья "Организация учебной работы на основе технологии развития критического мышления при изучении работы с абсолютной и относительной адресацией в электронных таблицах"
статья по информатике и икт (9 класс) на тему
Разработка урока на основе технологии развития критического мышления при изучении работы с абсолютной и относительной адресацией в электронных таблицах.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Организация учебной работы на основе технологии развития критического мышления при изучении работы с абсолютной и относительной адресацией в электронных таблицах
Автор: Николаева Наталья Михайловна, учитель информатики ГБОУ СОШ №187 Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Стандарт ФГОС основного общего образования устанавливает требования к результатам освоения обучающимися рабочей образовательной программы по следующим направлениям:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования отражают[1]:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Формирование и развитие метапредметных умений и навыков, универсальных учебных действий в образовательном процессе происходит при использовании образовательных технологий. Одной из таких технологий является технология развития критического мышления.
Термин “критическое мышление” известен очень давно из работ таких известных психологов, как Ж.Пиаже, Дж.Брунер, Л.С.Выготский. Определение понятия “критическое мышление” сформулировать достаточно сложно. Причиной этого является разнообразие мнений и оценок по этому поводу. С одной стороны, критическое мышление предполагает спор, дискуссию и поэтому оценивается многими как негативное, подвергающее всё и вся сомнению и приводящее к конфликту. По мнению другой стороны, у этого понятия много общего с такими понятиями, как “аналитическое мышление”, “логическое мышление”, “творческое мышление”.
Дэвид Клустер в работе “Что такое критическое мышление?” предлагает определение критического мышления, состоящее из пяти пунктов[2]:
- Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное.
- Во-вторых, информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления, ведь чтобы прийти к какой-то мысли, надо переработать множество фактов, идей, текстов, то есть информации.
- В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.
- В-четвёртых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами.
- В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется тогда, когда ею делятся с другими. Поэтому так важны качества, необходимые для продуктивного обмена мнениями – терпимость, умение слушать других, ответственность за собственную точку зрения.
С.И. Заир-Бек и И.В. Муштавинская в своей работе “Развитие критического мышления на уроке” приводят мнение Дж. Барелла, который считает, что критически мыслящие люди решают проблемы, проявляют настойчивость в их решении; контролируют себя, свою импульсивность; открыты для других идей; решают проблемы, сотрудничая с другими людьми; слушают собеседника; эмпатичны; терпимы к неопределённости; рассматривают проблемы с разных точек зрения; строят прогнозы, обосновывают их и ставят перед собой обдуманные цели; применяют свои навыки и знания в различных ситуациях; любознательны; активно воспринимают информацию [8]. Такие качества должны быть присущи и современному молодому человеку, начинающему свой жизненный путь.
Итак, мы приходим к выводу, что качества, необходимые для развития критического мышления, необходимы любому выпускнику школы для его успешной социализации в современном обществе.
Формирование у учащихся вышеперечисленных качеств является целью педагогической технологии, которая носит название “Технология развития критического мышления посредством чтения и письма”. Она известна в России с 1997 года.
Технология развития критического мышления
Структура педагогической технологии развития критического мышления посредством чтения и письма стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности.
Важным в данной технологии является следование трем фазам: evocation (вызов, пробуждение), realization (осмысление новой информации), reflection (рефлексия) и соблюдение определенных условий: активность участников процесса, разрешение высказывать разнообразные «рискованные» идеи и т. д. Урок, занятие, серия уроков (занятий), тема, курс могут быть построены в соответствии с заявленным алгоритмом.
Первая стадия (фаза) - вызов, когда ставится задача не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания либо создать ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе станет серьезным активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы.
Вторая стадия (фаза) - осмысление (реализация смысла). На этой стадии идет непосредственная работа с информацией, причем приемы и методы ТРКМ позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным.
Третья стадия (фаза) - рефлексия (размышление). На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается.
Технология представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с текстом. Особенность технологии (что следует из названия) - работа с информацией -чтение и письмо. Различные приемы, касающиеся работы с информацией, организация работы в классе, группе, предложенные авторами проекта, - это ключевые слова, работа с различными типами вопросов, активное чтение, графические способы организации материала.
Современная образовательная система должна не только давать умение адекватно воспринимать информацию, но и научить получать ее, оперировать ею, применять ее к конкретным жизненным ситуациям, интерпретировать эту информацию. Так рождается новое знание на основе уже имеющегося. Необходимым является также развитие у учащегося определенного объема умений и навыков работы с различными источниками знаний, воспитание способности не репродуцировать знания, а расширять их, применять в различных жизненных ситуациях. Важно уметь сформировать собственное отношение к фактам, проблемам, уметь выслушать других, найти совместные пути решения проблем.
Цель данной образовательной технологи (по идее ее создателей)[3] - развитие интеллектуальных умений учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.).
Разработка урока
Аудитория:
2-й год обучения информатике (9-й класс).
Тема урока - Абсолютная и относительная адресация.
Цель урока – обеспечить возможность формирования у учащихся целостного представления о видах адресации ячеек в электронных таблицах и системного подхода к построению компьютерных моделей как составляющих ИКТ-компетентности учащихся.
Задачи урока
Предметные:
- формирование понятий о видах адресации ячеек в электронных таблицах;
- закрепление умений использования формул в электронных таблицах;
- закрепление навыка применения приложения Электронные таблицы;
Метапредметные:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
Личностные:
- самостоятельное исследование работы по поиску решений и достижению цели исследования;
Технические и программные средства обеспечения урока
Компьютерный класс с мультимедийным проектором, подключенным к компьютеру учителя, и экраном. Персональный компьютер для каждого учащегося с операционной системой Windows программой EXCEL.
План урока:
1-й этап (стадия вызова) занимает 6-7 минут – актуализация знаний и определение целей урока;
2-й этап (стадия осмысления) 20-25 минут – работа с текстом по таксономии Блума;
3-й этап (стадия рефлексии) 5-7 минут – составление синквейна для подведения итога;
1-й этап. (стадия вызова).
Первая фаза технологии развития критического мышления – “Вызов” или “Пробуждение”.
Задачи данной фазы[4]:
- Актуализация и обобщение имеющихся у учащегося знаний по данной теме.
- Пробуждение познавательного интереса к изучаемой теме.
- Обнаружение и осознание недостаточности наличных знаний.
- Побуждение ученика к активной деятельности.
Функции стадии “Вызова”:
- мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к постановке и способам реализации цели);
- информационная (вызов на “поверхность” имеющихся знаний по теме);
- коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).
Система приемов организации стадии “Вызова” включает в себя как способы организации индивидуальной работы, так и ее сочетание с парной и групповой работы.
На стадии “Вызова” уроков по технологии ТРКМ учитель может использовать различные приемы, один из них “Верные и неверные утверждения”.
Прием “Верные и неверные утверждения”.
Обучающимся предлагается список утверждений, созданных на основе текста, который они в дальнейшем будут изучать. Учитель просит установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией, возвращаемся к данным утверждениям, и ученики оценивают их достоверность, используя на уроке полученную информацию.
Применение приема имеет следующие достоинства:
• вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;
• дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться.
В ходе данной работы формируются и развиваются следующие метапредметные умения:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей,
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4)умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
2-й этап (стадия осмысления)
Функциональное чтение (по таксономии Блума)
Учащимся предлагается прочитать текст и ответить на вопросы и выполнить задания. На этой стадии учащиеся работают с текстом и выполняют практическое задание.
В 50-60-е гг. XX века американский психолог Бенжамин Блум разработал таксономию категорий усвоения и классификацию целей обучения, согласно которой процесс обучения начинается на уровне знаний: запоминания и воспроизведения фактов, дат и т.д. Далее происходит понимание –усвоение полученной информации: ее связь с ранее полученной информацией, обобщение, перефразирование. Применение и использование новых идей в специфичных ситуациях позволяет ученику решать поставленные задачи, выбирать и изменять полученную информацию. При анализе происходит сравнение, проверка, необходимых для синтеза идей (планирование, прогонозирование). Наконец, на уровне оценивания ученик может отнестись к изучаемому материалу критически и взвесить аргументы, чтобы оценить ценность той или иной идеи.
Какие компетенции связаны с функциональной грамотностью?
1. Cпособность выбирать и использовать различные технологии.
2. Cпособность видеть проблемы и искать пути их решения.
3. Cпособность учиться всю жизнь.
В ходе данной работы формируются и развиваются следующие метапредметные умения:
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
3-й этап (стадия рефлексии)
Понимание важности этой стадии дают слова Р. Бустрома о процессе рефлексии, которые приводят в своей работе С.И. Заир-Бек и И.В. Муштавинская: “Рефлексия – особый вид мышления… Рефлексивное мышление означает фокусирование вашего внимания. Оно означает тщательное взвешивание, оценку и выбор”[5].
Учитель возвращает учащихся к первоначальным записям-предположениям для того, чтобы были внесены изменения и дополнения, а также даёт творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. Учащиеся сопоставляют новую информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления содержания. На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Но этот анализ будет мало полезен, если его не обратить в словесную форму, устную или письменную.
Рефлексия необходима не только для того, чтобы учитель получил обратную связь, но и для того, чтобы учащиеся закрепили новые знания, прояснили смысл нового материала [2].
Технология развития критического мышления предлагает широкий набор методических приёмов, которые способствуют развитию качеств критически мыслящего человека и используются на разных стадиях урока.
По мнению создателей технологии критического мышления Дж.Стил, К.Меридита и Ч.Темпла учение непременно должно быть активным. Условия для этого должен создать учитель, используя такие методические приёмы, которые дают возможность свободного развития личности учащихся и их активной работы по приобретению знаний с опорой на их опыт. Другими словами, речь идёт о деятельностном подходе в обучении и воспитании детей.
Один из приемов на стадии рефлексии - синквейн.
Синквейн — это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам. Таким образом, происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному учебному материалу. Синквейн является одной из технологий критического мышления, которая активирует умственную деятельность школьников, через чтение и письмо. Написание синквейна — это свободное творчество, которое требует от учащегося найти и выделить в изучаемой теме наиболее существенные элементы, проанализировать их, сделать выводы и коротко сформулировать, основываясь на основных принципах написания стихотворения.
Правила построения синквейна[6]
• Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.
• Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.
• В третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.
• Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.
• Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.
• При написании синквейна в дидактической практике допускаются незначительные отклонения от основных правил его написания. Так, например, может варьироваться количество слов в одной или нескольких строчках и замена заданных частей речи на другие.
Достоинства метода
При составлении синквейна на уроках:
• повышается интерес к изучаемому материалу;
• развивается образное мышление;
• развиваются творческие способности учащихся;
• совершенствуются коммуникативные навыки и умения емко и лаконично выражать свои мысли;
• развивается мышление и воображение;
• вырабатывается способность к анализу;
• уменьшается время, отводимое на запоминание информации;
• расширяется словарный запас.
Составление синквейна на уроке занимает сравнительно немного времени, но при этом он является эффективным способом развития образной речи, который способствует быстрому получению результата.
В ходе данной работы формируются и развиваются следующие метапредметные умения:
1) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
2) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
3) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
4) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
Технологическая карта урока
Название предмета информатика
Класс 9
№ урока 31
Тема урока "Абсолютная и относительная адресация"
Цели урока
Образовательные:
- Обеспечить возможность формирования у учащихся целостного представления о видах адресации ячеек в электронных таблицах и системного подхода к построению компьютерных моделей как составляющих ИКТ-компетентности учащихся.
- Обеспечить возможность выработать знания и умения по теме Адресация ячеек
Развивающие
- Учить вести и составлять конспекты.
- Развивать у учащихся умения выделять главное.
Воспитательная
Убедить учащихся в научной, практической, жизненной, профессиональной значимости.
Место урока в разделе: 5-й урок по теме "Табличные вычисления на компьютере"
Тип урокаУрок усвоения новых знаний
Основные термины и понятия: формула, абсолютная и относительная адресация ячеек
Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная
Результаты | ||||||||||
№ | Этапы урока | Время | Содержание | Виды деятельности | Предметные | Личностные | Метапредметные (УУД) | |||
учителя | учащихся | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные | ||||||
1 | организационный момент | 1 |
| Приветствует учащихся | Приветствуют учителя |
|
| Владение основами самоконтроля, самооценки |
|
|
Проверяет готовность обучающихся к уроку. | ||||||||||
2 | проверка домашнего задания | 5 |
| Организует обсуждение способов решения | Высказывают трудности | усвоение понятий по теме "Табличные вычисления на компьютере" | Ценность образования | Умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности | Умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания. |
|
Организует проверку выполнения упражнения | Приводят примеры | Ценность целостного мировоззрения | Умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата | Умение передавать информацию в сжатом виде |
| |||||
Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний | Отвечают на вопросы учителя. | Самооценка и самоопределение | Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения. |
|
| |||||
3 | актуализация субъектного опыта учащихся. Стадия вызова | 7 | Формулы в электронных таблицах, адресация ячеек | Создает эмоциональный настрой | Выполняют упражнение “Верные и неверные утверждения” | усвоение понятий по теме "Табличные вычисления на компьютере" | Самооценка и самоопределение | Умение самостоятельно определять цели своего обучения |
| Умение осознанно использовать речевые средства |
Формулирует задание | По очереди комментируют |
| Умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности | Умение работать с текстом, таблицей, схемой, графиками, иллюстрациями и др. |
| |||||
Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. | Определяют цель урока |
| Умение понять свои интересы, увидеть проблему, задачу. выразить её словесно | Умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания. |
| |||||
4 | изучение новых знаний и способов деятельности. Стадия осмысления | 20-25 | Абсолютная и относительная адресация ячеек | Обеспечивает мотивацию выполнения задания | Читают текст | формирование понятий о видах адресации ячеек в электронных таблицах; | Самооценка и самоопределение | Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами | Умение определять понятия, устанавливать аналогии | Умение работать индивидуально |
Формулирует задание | Выполняют упражнения по таксономии Блума по прочитанному тексту |
| Умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата | Умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания. | Умение задавать вопросы по теме | |||||
Контролирует выполнение работы. |
|
| Умение корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией | Умение применять смысловое чтение. | Умение осознанно использовать речевые средства | |||||
5 | рефлексия | 7 | синквейн | Организует оценочные высказывания обучающихся | Записывают слова, предложения | Закрепление понятий | Ценность образования | Умение понять свои интересы, увидеть проблему, задачу. выразить её словесно | Умение анализировать, обобщать, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации | Умение владеть приёмами монологической и диалогической речи. |
Побуждает к высказыванию своего мнения | Озвучивают понятие | Ценность целостного мировоззрения | Владение основами самоконтроля, самооценки | Умение выделять главное | Умение осознанно использовать речевые средства | |||||
Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников | Формулируют конечный результат своей работы на уроке |
|
| Умение передавать информацию в сжатом виде | Умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. | |||||
6 | домашнее задание | 2 |
| Комментарует домашнее задание. | Записывают слова, предложения |
| Ценность образования |
|
|
|
Общее время | 45 |
Выводы
Практически в любой сфере деятельности человек сталкивается с необходимостью определять понятия, систематизировать и классифицировать их, выявлять связи между различными понятиями. Этим видом мышления можно овладеть только в результате специальной работы по формированию умственной деятельности обучающихся.
Любой урок информатики можно использовать для развития вышеперечисленных метапредметных результатов. В свою очередь хорошее владение обучающимися этими умениями позволяет эффективнее и глубже изучать новые знания.
Современная система образования ориентирована на формирование у учеников самостоятельного мышления. Критическое мышление является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся.
Применение критического мышления предполагает использование трёх этапов:
• вызов,
• осмысление,
• рефлексия.
На первом этапе происходит активизация, вовлечение всех участников коллектива в процесс. Целью является воспроизведение уже имеющихся знаний по данной теме, формирование ассоциативного ряда и постановка вопросов, на которые хочется найти ответы. На этапе осмысления организуется работа с информацией: чтение текста, обдумывание и анализ полученных фактов. На этапе рефлексии полученные знания перерабатываются в результате творческой деятельности и делаются выводы.
Прием "Верные и неверные утверждения" можно применять на 1 и 3 из этих этапов.
Уроки с применением таксономии Блума дают ребятам возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности. В целом нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию учащихся, формируют обстановку сотрудничества и творческой свободы.
Написание синквейна позволяет учителю оценить, как учащиеся понимают изучаемую тему, разнообразит учебный процесс, делает его более интересным, ведь синквейн — это и игровая деятельность. В данном случае методика является сменой деятельности, способствующей некоторой эмоциональной разгрузке школьников.
Составление синквейна — творческий процесс, позволяющий разнообразить учебный процесс, сделать его более интересным, как на уроках гуманитарной направленности так и на уроках политехнических предметов, например информатики.
Приложение 1
Верные и неверные высказывания
№ п/п | Высказывание | До | После | Проверяем |
Маркер заполнения - инструмент для копирования содержимого ячеек (формул) | ||||
Формулы в ячейках таблицы можно копировать без использования команд копировать - вставить | ||||
Одной формулой можно заполнить несколько ячеек в столбце или строке таблицы | ||||
В адресе ячейки можно использовать не только английские буквы и числа | ||||
Существует несколько видов адресации ячеек в электронных таблицах |
Приложение 2
Задание на функциональное чтение (по таксономии Блума)
- Прочитайте текст (Приложение 3)
- Выполните задания, запишите ответы.
- Ознакомление.
Прочитай текст, закончи фразы:
1) Этот текст (о чем?).....................................
2) Он мог быть интересен (кому?)......................
3) Он мог бы называться (предложи 2-3 варианта названия)............................... - Понимание.
1) Прочитай текст.
2) Выдели в тексте основные понятия, отражающие виды адресации ячеек.
3) Опиши основные признаки каждого вида адресации. - Применение.
Прочитай текст. Выбери правильный вариант ответа:
1) А1 - это:
- пример абсолютной ссылки,
- пример относительной ссылки,
- пример смешанной ссылки,
2) $D$10 - это:
- пример абсолютной ссылки,
- пример относительной ссылки,
- пример смешанной ссылки,
3) F$5 - это:
- пример абсолютной ссылки,
- пример относительной ссылки,
- пример смешанной ссылки,
4)$C3 - это:
- пример абсолютной ссылки,
- пример относительной ссылки,
- пример смешанной ссылки, - Анализ.
Прочитай текст. Ответь на вопросы:
1) В ячейке С1 содержится формула = А1 + В1, какая формула будет содержаться в ячейке С3, при копирование из С1?
2) В ячейке С4 содержится формула = А4 * $В$2, какая формула будет содержаться в ячейке D4, при копирование из С4?
3) В ячейке B2 содержится формула = $А2 * В$1, какая формула будет содержаться в ячейке C3, при копирование из B2? - Синтез.
Прочитай текст. Ответь на вопрос, выбрав одно из разноуровневых заданий:
1) Оценка "3".
Какую формулу надо записать в ячейку С3, скопировав которую, можно заполнить таблицу? Создайте и заполните таблицу:
2) Оценка “4”.
Какую формулу надо записать в ячейку В2, скопировав которую, можно заполнить таблицу умножения? Создайте и заполните таблицу:
3) Оценка"5".
Придумайте и создайте свой пример таблицы с использованием абсолютной ссылки.
- Оценка.
Оцени значимость использования различных видов адресации ячеек для решения учебной задачи “Рыба под маринадом”.
Задача
Рыба под маринадом
1) Создайте таблицу, в которую внесена раскладка продуктов на одну порцию. Введя общее число порций, получить необходимое количество продуктов.
| всего порций |
|
Продукт | Раскладка на 1 порцию | Всего (г) |
рыба | 125 |
|
лук репчатый | 17 |
|
морковь | 20 |
|
томатная паста | 12 |
|
масло растительное | 8 |
|
2) Заполните таблицу сравнения трех способов решения задачи по критериям. Отметьте “+” оптимальный способ решения.
|
|
| MS EXCEL (с использованием различных видов адресации) |
Время выполнения | |||
Оформление | |||
Автоматизация расчетов | |||
Автоматизация ввода данных (формул) | |||
Пересчет значений при изменении входных данных |
Сделайте вывод.
Приложение 3
В формулах могут использоваться ссылки на адреса ячеек. Существуют два основных типа ссылок: относительные и абсолютные. Различия между относительными и абсолютными ссылками проявляются при копировании формулы из активной ячейки в другие ячейки.
При перемещении или копировании формулы из активной ячейки относительные ссылки автоматически изменяются в зависимости от положения ячейки, в которую скопирована формула. При смещении положения ячейки на одну строку в формуле изменяются на единицу номера строк, а при перемещении на один столбец на одну букву смещаются имена столбцов.
Так, при копировании формулы из активной ячейки С1, содержащей относительные ссылки на ячейки А1 и В1, в ячейку D2 имена столбцов и номера строк в формуле изменятся на один шаг соответственно вправо и вниз. При копировании формулы в ячейку ЕЗ имена столбцов и номера строк в формуле изменятся на два шага соответственно вправо и вниз и т. д. (табл. 1.3).
Таблица 1.3. Относительные ссылки
|
Создадим в электронных таблицах фрагмент таблицы умножения. В столбцах А и В разместим числа от 1 до 9, а в столбце С - их произведения.
Для этого введем в ячейки А1 и В1 число 1, в ячейку С1 - формулу =А1*В1, а в ячейки А2 и В2 - формулы =А1+1 и =В1+1 с относительными ссылками. Тогда для заполнения таблицы достаточно будет просто скопировать формулы в нижележащие ячейки (табл. 1.4).
Таблица 1.4. Фрагмент таблицы умножения
|
Абсолютные ссылки в формулах используются для указания фиксированного адреса ячейки. При перемещении или копировании формулы абсолютные ссылки не изменяются. В абсолютных ссылках перед неизменяемыми именем столбца и номером строки ставится знак доллара (например, $А$1).
Так, при копировании формулы из активной ячейки С1, содержащей абсолютные ссылки на ячейки $А$1 и $В$1, значения столбцов и строк в формуле не изменятся (табл. 1.5).
Таблица 1.5. Абсолютные ссылки
|
В качестве примера использования в формуле абсолютной ссылки рассмотрим пересчет цен из долларов в рубли. Ранее была составлена таблица, содержащая цены устройств компьютера в условных единицах. Для того чтобы вычислить цены устройств в рублях, необходимо умножить цену в условных единицах на величину ее курса к рублю.
Пусть названия устройств размещены в ячейках столбца А, их цены в условных единицах - в ячейках столбца В, цены в рублях будут вычисляться в ячейках столбца С, а значение курса условной единицы к рублю хранится в ячейке Е2. Тогда в ячейку С 2 необходимо ввести формулу =В2*$Е$2, содержащую абсолютную ссылку, и скопировать ее в нижележащие ячейки столбца С (табл. 1.6).
В формуле можно использовать смешанные ссылки, в которых координата столбца относительная, а строки - абсолютная (например, А$1), или, наоборот, координата столбца абсолютная, а строки - относительная (например, $В1) (табл. 1.7).
Таблица 1.7. Смешанные ссылки
| ||||||||||||||||||||||||
В качестве примера использования в формуле смешанной ссылки можно рассмотреть пересчет цен из условных единиц в рубли по двум курсам (доллара и евро). Пусть в созданной нами таблице цен устройств компьютера в ячейке Е2 хранится курс доллара к рублю, а в ячейке F2 - курс евро к рублю. Тогда в ячейку С2 необходимо ввести формулу =$В2*Е$2, содержащую смешанные ссылки, и скопировать ее в нижележащие ячейки столбца С, а затем - в соседние ячейки столбца D (табл. 1.8).
Таблица 1.8. Вычисление цены устройств компьютера в рублях по заданным курсам доллара и евро
| А | В | С | D | Е | F |
1 | Устройство | Цена в у.е. | Цена в рублях | Цена в рублях | Курсы у.е. | |
2 | Системная плата | 80 | =$В2*Е$2 | =$В2*F$2 | 28 | 36 |
3 | Процессор | 70 | =$В3*Е$2 | =$В3*F$2 |
|
|
4 | Оперативная память | 15 | =$В4*Е$2 | =$В4*F$2 |
|
|
5 | Жесткий диск | 100 | =$В5*Е$2 | =$В5*F$2 |
|
|
6 | Монитор | 200 | =$В6*Е$2 | =$В6*F$2 |
| |
7 | Дисковод 3,5" | 12 | =$В7*Е$2 | =$В7*F$2 |
|
|
8 | Дисковод CD-ROM | 30 | =$В8*Е$2 | =$В8*F$2 |
|
|
9 | Корпус | 25 | =$В9*Е$2 | =$В9*F$2 |
|
|
10 | Клавиатура | 10 | =$В10*Е$2 | =$В10*F$2 |
|
|
11 | Мышь | 5 | =$В11*Е$2 | =$В11*F$2 |
|
|
12 | ИТОГО: | =СУММ(В2:В11) | =СУММ(С2:С11) | =СУММ(D2:D11) |
|
|
Используемая литература
- Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 31.12.2015) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основногообщего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N 19644).
- Клустер Д. Что такое критическое мышление? // Критическое мышление и новые виды грамотности. Сборник. Составитель О.Варшавер – М.: ЦГЛ, 2005
- Технология развития критического мышления. Сайт учителя русского языка и литературы Купрюниной Н.А. http://kuprynina.narod.ru/index/tekhnologii/0-32
- Развитие критического мышления: приемы и методы стадии "Вызов". Лемешкова Елена Викторовна, учитель начальных классов. http://festival.1september.ru/articles/625679/
- Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2004. – 175 с.
Николаева Н.М.Страница
[1] Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 31.12.2015) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основногообщего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N 19644).
[2] Клустер Д. Что такое критическое мышление? // Критическое мышление и новые виды грамотности. Сборник. Составитель О.Варшавер – М.: ЦГЛ, 2005
[3] Технология развития критического мышления. Сайт учителя русского языка и литературы Купрюниной Н.А. http://kuprynina.narod.ru/index/tekhnologii/0-32
[4] Развитие критического мышления: приемы и методы стадии "Вызов". Лемешкова Елена Викторовна, учитель начальных классов. http://festival.1september.ru/articles/625679/
[5] Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2004. – 175 с.
[6] Ирина Катайтанова, «Прием синквейн на уроке» Сообщество взаимопомощи учителей http://pedsovet.su/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по биологии в 6-м классе "Строение цветка" на основе технологии развития критического мышления
В последнее время в системе образования все больше становится актуальными педагогические технологии. Большинство ученых считают, что творческие способности у учащихся формируются т...
Обучение младших школьников монологическому высказыванию на основе технологии развития критического мышления.
Современные дети проводят большое количество времени играя в компьютерные игры, поэтому и настроены в большей степени на получение информации с помощью средств ИКТ. Кроме того, компьютерные технологии...
Проектирование уроков истории на основе технологии развития критического мышления.
Проектирование уроков истории на основе технологии развития критического мышления....
Использование приёмов технологии развития критического мышления при изучении темы "Тепловые явления"
Как сделать уроки физики не только ёмкими по содержанию, но и интересными для обучающихся? Применение технологии критического мышления помогает решить эту проблему, способствуя при этом развитию таких...
Методическая разработка урока литературы в 7 классе «Анализ рассказа И.С. Тургенева «Бирюк» на основе технологии развития критического мышления через чтение и письмо
Тип урока: изучение нового материалаФорма проведения: анализ с остановкамиТехнология: развитие критического мышления через чтение и письмоФорма организации учебной деятельности: фронтальная, групповая...
Формирование ключевых компетенций школьников на уроках литературы на основе технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо». (Из опыта работы)
«Концепция модернизации российского образования» ставит задачу по формированию «целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответствен...
Методические рекомендации использования технологии развития критического мышления при изучении курса биологии для формирования и развития универсальных учебных действий в теме «Царство Растения» (5 класс)
Данный материал может быть использован для проведения урока по биологии в 5 классе. Использована технология развития критического мышления....