Рабочая программа с аннотацией и КТП по информатике 9 класс.
рабочая программа по информатике и икт (9 класс)
Рабочая программа с аннотацией и КТП по информатике 9 класс. Реализация программы осуществляется по учебнику «Информатика: учебник для 9 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_informatika_9b_klass.docx | 648.21 КБ |
annotatsiya_9b_informatika.docx | 14.91 КБ |
rabochaya_programma_informatika_9b_klass.docx | 648.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы по информатике для 7-9 классов. Авторы Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016
Учебник: Информатика: учебник для 9 класса / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016
На изучение информатики на этапе основного общего образования в 9 классах программой предусмотрено изучение предмета 1 час в неделю (34 учебных часов в год). Срок реализации программы – 1 год.
Рабочая программа составлена с учетом результатов итогового мониторинга за 2019-2020 учебный год, профилем обучения данной группы и особенностями учащихся данной возрастной категории.
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.
Личностные результаты освоения предмета
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
- наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
- понимание роли информационных процессов в современном мире;
- владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
- ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
- развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
- способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
- готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
- способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
- способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты освоения предмета:
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
- владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
- владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- владение основными универсальными умениями информационного характера, такими как постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
- ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиа сообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты освоения предмета:
Предметные результаты включают: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
- формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
- формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
- развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами – линейной, ветвящейся и циклической;
- формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Программа является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»).
Раздел 1. Повторение. Математические основы информатики
Общие сведения о системах счисления. Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод небольших целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.
Компьютерное представление целых чисел. Представление вещественных чисел.
Логика высказываний (элементы алгебры логики). Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы истинности. Свойства логических операций. Решение логических задач. Логические элементы.
Обучающийся научится:
- записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 1024; переводить целые двоичные числа в десятичную систему счисления; сравнивать, складывать и вычитать числа в двоичной записи;
- составлять логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения; строить таблицы истинности.
Обучающийся получит возможность:
- переводить небольшие десятичные числа из восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления в десятичную систему счисления;
- познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука;
- научиться решать логические задачи с использованием таблиц истинности;
- научиться решать логические задачи путем составления логических выражений и их преобразования с использованием основных логических свойств логических операций.
Раздел 2. Моделирование и формализация
Модели и моделирование. Понятие натурной и информационной моделей объекта (предмета, процесса или явления). Модели в математике, физике, литературе, биологии и т. д. Использование моделей в практической деятельности. Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертеж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования.
Графы, деревья, списки и их применение при моделировании природных и общественных процессов и явлений.
Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении научно-технических задач. Представление о цикле компьютерного моделирования, состоящем в построении математической модели, ее программной реализации, проведения компьютерного эксперимента, анализе его результатов, уточнении модели.
Обучающийся научится:
- анализировать информационные модели (таблицы, графики, диаграммы, схемы и др.)
- строить простые информационные модели объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул и пр.), оценивать адекватность построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования;
- выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма) в соответствии с поставленной задачей;
- перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
- использовать терминологию, связанную с графами (вершина, ребро, путь, длина ребра и пути), деревьями (корень, лист, высота дерева);
- описывать граф с помощью матрицы смежности с указанием длин ребер (знание термина «матрица смежности» необязательно.
Обучающийся получит возможность:
- сформировать представление о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и их использовании для исследования объектов окружающего мира;
- познакомиться с примерами использования графов и деревьев при описании реальных объектов и процессов;
- познакомиться с примерами математических моделей и использования компьютеров при их анализе; понять сходства и различия между математической моделью объекта и его натурной моделью, между математической моделью объекта / явления и его словесным описанием;
- научиться строить математическую модель задачи – выделять исходные данные и результаты, выявлять соответствия между ними.
Раздел 3. Алгоритмизация и программирование
Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике.
Этапы решения задачи на компьютере.
Конструирование алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма. Вызов вспомогательных алгоритмов. Рекурсия.
Знакомство с табличными величинами (массивами).
Обучающийся научится:
- использовать величины (переменные) различных типов, табличные величины (массивы), а также выражения, составленные из этих величин; использовать оператор присваивания;
- анализировать предложенный алгоритм, например, определять, какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений;
- использовать логические значения, операции и выражения с ними;
- записывать на выбранном языке программирования арифметические и логические выражения и вычислять их значения.
Обучающийся получит возможность:
- исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические алгоритмы обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива; суммирование элементов массива с определенными индексами; суммирование элементов массива с заданными свойствами; определение количества элементов массива с заданными свойствами; поиск наибольшего / наименьшего элемента массива и др.);
- познакомиться с понятием «управление», с примерами того, как компьютер управляет различными системами.
Раздел 4. Обработка информации в электронных таблицах
Электронные (динамические) таблицы. Использование формул. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Выполнение расчётов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочивании) данных.
Обучающийся научится:
- использовать основные приемы обработки информации в электронных таблицах, в том числе вычисления по формулам с относительными, абсолютными и смешанными ссылками, встроенными функциями, сортировку и поиск данных;
- работать с формулами;
- визуализировать соотношения между числовыми величинами (строить круговую и столбчатую диаграммы).
Обучающийся получит возможность:
- создавать электронные таблицы, выполнять в них расчёты по встроенным и вводимым пользователем формулам;
- строить диаграммы и графики в электронных таблицах.
Раздел 5. Коммуникационные технологии
Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала. Передача информации в современных системах связи.
Коммуникационные технологии. Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет. Браузеры. Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, компьютерные энциклопедии и справочники. Поиск информации. Средства поиска информации: компьютерные каталоги, поисковые машины, запросы по одному и нескольким признакам.
Проблема достоверности полученной информации. возможные неформальные подходы к оценке достоверности информации (оценка надежности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.). Формальные подходы к доказательству достоверности полученной информации, предоставляемые современными ИКТ: электронная подпись, центры сертификации, сертифицированные сайты и документы и др.
Основы социальной информатики. Роль информатики и ИКТ в жизни человека и общества. Примеры применения ИКТ: связь, информационные услуги, научно-технические исследования, управление производством и проектирование промышленных изделий, анализ экспериментальных данных, образование (дистанционное обучение, образовательные источники).
Основные этапы развития ИКТ.
Информационная безопасность личности, государства, общества. защита собственной информации от несанкционированного доступа. Компьютерные вирусы. Антивирусная профилактика. Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет. Возможные негативные последствия (медицинские, социальные) повсеместного применения ИКТ в современном обществе.
Технологии создания сайта. Содержание и структура сайта. Оформление сайта. Размещение сайта в Интернете.
Обучающийся научится:
- основам организации и функционирования компьютерных сетей;
- анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;
- составлять запросы для поиска информации в Интернете.
Обучающийся получит возможность:
- расширить представления о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности;
- научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам;
- познакомиться с подходами к оценке достоверности информации (оценка надежности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.).
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся
Текущий контроль осуществляется с помощью практических работ (компьютерного практикума).
Тематический контроль осуществляется по завершении раздела в форме теста по опросному листу или компьютерного тестирования. Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала за год в форме мини-проекта
Учебно-тематический план
№ | Название темы | Количество часов | ||
общее | теория | практика | ||
1 | Повторение. Математические основы информатики | 1 | 1 | |
2 | Моделирование и формализация | 11 | 5 | 6 |
3 | Алгоритмизация и программирование | 8 | 4 | 4 |
4 | Обработка числовой информации в электронных таблицах | 6 | 3 | 3 |
5 | Коммуникационные технологии | 7 | 2 | 5 |
6 | Итоговое повторение | 1 | 1 | |
Итого: | 34 | 14 | 20 |
Тематическое планирование
Название тематического блока и темы | Характеристика деятельности учащегося | Планируемые образовательные результаты |
1. Повторение. Математические основы информатики (1ч) | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
| Иметь общие представления о позиционных и непозиционных системах счисления; Знать определение основания и алфавита системы счисления. Уметь осуществлять переход от свернутой формы записи числа к его развернутой записи. Уметь выполнять перевод небольших десятичных чисел в двоичную систему счисления и двоичных чисел в десятичную систему счисления; Уметь выполнять операций сложения и умножения над небольшими двоичными числами. Осуществлять перевод небольших десятичных чисел в восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления, и восьмеричных и шестнадцатеричных чисел в десятичную систему счисления. Уметь выполнять перевод небольших десятичных чисел в систему счисления с произвольным основанием. Иметь представление о структуре памяти компьютера: память – ячейка – бит (разряд). Иметь представление о научной (экспоненциальной) форме записи вещественных чисел; о формате с плавающей запятой. Знать о разделе математики алгебре логики, высказывании как ее объекте, об операциях над высказываниями. Иметь представление о таблице истинности для логического выражения. Знать свойства логических операций (законы алгебры логики). Научиться преобразованиям логических выражений в соответствии с логическими законами. Уметь составлять и преобразовывать логические выражения в соответствии с логическими законами. Распознавать логические элементы (конъюнктор, дизъюнктор, инверторе). Уметь читать и анализировать электронные схемы. |
2. Моделирование и формализация (11ч) | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
| Познакомиться с понятием модели, процессом моделирования и формализации. Распознавать информационные и натурные модели. Определять цели моделирования. Познакомиться со знаковыми моделями: словесные, математические, компьютерные, имитационные. Анализировать графические модели. Получить представление о графе и его составляющих. Распознавать взвешенные графы. Строить семантическую сеть. Использовать графы при решении задач. Научиться представлять данные в табличной форме. Познакомиться с видами таблиц: «объект – свойство», «объект – объект». Переходить от весовой матрицы к графу и наоборот. Получить представление о информационной системе и базе данных. Познакомиться с различными способами организации данных в базах данных: иерархическая, сетевая, реляционная. Знать структуру реляционной базы данных: поле, ключевое поле, запись. Определять основные типы полей: числовой, текстовый, логический, дата. Познакомиться с интерфейсом СУБД (система управления базами данных). Получить представление об основных объектах СУБД: таблицы, формы, запросы, отчеты. Научиться создавать структуру базы данных, заполнять базу данных информацией, редактировать и сортировать базу данных, осуществлять поиск информации в ней и выводить информацию на экран монитора, в файл и бумажный носитель. |
3. Алгоритмизация и программирование (8ч) | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
| Получить представление о этапах решения задачи на компьютере. Знать, что происходит на каждом этапе и что является результатом этапа. Познакомиться с понятием одномерного массива целых чисел. Научиться описывать, заполнять и выводить массив. Вычислять сумму элементов массива, выполнять последовательный поиск в массиве и сортировку массива с использованием языка программирования. Научиться конструировать алгоритмы методом последовательного построения и последовательного уточнения. Познакомиться с понятием вспомогательного алгоритма, фактическими и формальными параметрами для него. Получить представление о рекурсивном алгоритме, уметь приводить примеры. Научиться составлять алгоритмы, содержащие вспомогательные для формального исполнителя. Записывать на языке программирования Pascal вспомогательные алгоритмы с помощью Процедур и Функций. Познакомиться с понятиями: «управление», «управляемый объект», «управляющий объект», «кибернетика». Получить представление об алгоритме управления, в том числе с обратной связью. |
4. Обработка числовой информации в электронных таблицах (6ч) | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
| Получить представление о табличном процессоре (электронные таблицы). Познакомиться с интерфейсом электронных таблиц, типами данных в ячейках таблицы, основными режимами работы. Научиться организовывать вычисления в электронных таблицах. Знать типы ссылок: относительные, абсолютные, смешанные. Уметь определять тип ссылки и применять при работе с электронной таблицей. Использовать встроенные функции и логические функции. Применять средства анализа данных: сортировка и поиск (с помощью запросов и фильтров). Использовать средства визуализации: диаграммы и графики. Уметь определять и обосновывать тип диаграмм для представления данных. |
5. Коммуникационные технологии (7ч) | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
| Получить представление о локальных и глобальных компьютерных сетях. Понимать принцип передачи информации. Оперировать понятиями сообщение, канал связи, пропускная способность канала. Знать виды локальных компьютерных сетей: одноранговые и с выделенным сервером; понятия: сервер, клиент, сетевой адаптер; способы соединения компьютеров в локальную сеть. Знать виды глобальных компьютерных сетей. Понимать способы организации глобальных компьютерных сетей; понятия: узел, каналы связи, абоненты, провайдер. Знать, как устроен Интернет, для чего необходимы протоколы передачи данных. Понимать, как устроен IP-адрес компьютера, уметь определять его. Знать назначение доменной системы имен и ее структуру. Уметь анализировать доменные имена. Познакомиться с информационными ресурсами и сервисами Интернета: Всемирная паутина, файловые архивы, электронная почта, форум, телеконференция, чат, социальная сеть. Иметь представление о сетевом этикете, использовать его при общении в сетях. Уметь изображать графически количество страниц, найденных поисковым сервером по запросам и сортировать их. Познакомиться с технологиями создания web-сайтов, содержанием и структурой сайта. Знать правила оформления сайта, способы размещения его в Интернете. |
6. Итоговое повторение (1ч) |
Предварительный просмотр:
Аннотация к рабочей программе по информатике
Рабочая программа по информатике для 9б класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к структуре и содержанию рабочей программы учебного предмета и обеспечивает достижение планируемых результатов освоения Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Средняя школа № 16».
Содержание программы полностью соответствует примерной программе по информатике 5-9 классов, рабочей программы учебного предмета и примерной программы по информатике для 7-9 классов. Авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016, соответствующей ФГОС, рекомендованной Министерством образования РФ основной образовательной программы ОУ.
Уровень обучения – базовый.
Предмет «Информатика» реализуется за счет обязательной части учебного плана в объеме 34 часа в год из расчета 1 урок в неделю.
Реализация программы осуществляется по учебнику «Информатика: учебник для 9 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 9 класс», который включен в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Рабочая программа включает в себя требования к уровню подготовки учащихся, содержание учебного предмета, тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
Предварительный просмотр:
Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы по информатике для 7-9 классов. Авторы Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016
Учебник: Информатика: учебник для 9 класса / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016
На изучение информатики на этапе основного общего образования в 9 классах программой предусмотрено изучение предмета 1 час в неделю (34 учебных часов в год). Срок реализации программы – 1 год.
Рабочая программа составлена с учетом результатов итогового мониторинга за 2019-2020 учебный год, профилем обучения данной группы и особенностями учащихся данной возрастной категории.
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.
Личностные результаты освоения предмета
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
- наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
- понимание роли информационных процессов в современном мире;
- владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
- ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
- развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
- способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
- готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
- способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
- способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты освоения предмета:
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
- владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
- владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- владение основными универсальными умениями информационного характера, такими как постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
- ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиа сообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты освоения предмета:
Предметные результаты включают: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
- формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
- формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
- развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами – линейной, ветвящейся и циклической;
- формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Программа является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»).
Раздел 1. Повторение. Математические основы информатики
Общие сведения о системах счисления. Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод небольших целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.
Компьютерное представление целых чисел. Представление вещественных чисел.
Логика высказываний (элементы алгебры логики). Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы истинности. Свойства логических операций. Решение логических задач. Логические элементы.
Обучающийся научится:
- записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 1024; переводить целые двоичные числа в десятичную систему счисления; сравнивать, складывать и вычитать числа в двоичной записи;
- составлять логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения; строить таблицы истинности.
Обучающийся получит возможность:
- переводить небольшие десятичные числа из восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления в десятичную систему счисления;
- познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука;
- научиться решать логические задачи с использованием таблиц истинности;
- научиться решать логические задачи путем составления логических выражений и их преобразования с использованием основных логических свойств логических операций.
Раздел 2. Моделирование и формализация
Модели и моделирование. Понятие натурной и информационной моделей объекта (предмета, процесса или явления). Модели в математике, физике, литературе, биологии и т. д. Использование моделей в практической деятельности. Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертеж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования.
Графы, деревья, списки и их применение при моделировании природных и общественных процессов и явлений.
Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении научно-технических задач. Представление о цикле компьютерного моделирования, состоящем в построении математической модели, ее программной реализации, проведения компьютерного эксперимента, анализе его результатов, уточнении модели.
Обучающийся научится:
- анализировать информационные модели (таблицы, графики, диаграммы, схемы и др.)
- строить простые информационные модели объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул и пр.), оценивать адекватность построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования;
- выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма) в соответствии с поставленной задачей;
- перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
- использовать терминологию, связанную с графами (вершина, ребро, путь, длина ребра и пути), деревьями (корень, лист, высота дерева);
- описывать граф с помощью матрицы смежности с указанием длин ребер (знание термина «матрица смежности» необязательно.
Обучающийся получит возможность:
- сформировать представление о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и их использовании для исследования объектов окружающего мира;
- познакомиться с примерами использования графов и деревьев при описании реальных объектов и процессов;
- познакомиться с примерами математических моделей и использования компьютеров при их анализе; понять сходства и различия между математической моделью объекта и его натурной моделью, между математической моделью объекта / явления и его словесным описанием;
- научиться строить математическую модель задачи – выделять исходные данные и результаты, выявлять соответствия между ними.
Раздел 3. Алгоритмизация и программирование
Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике.
Этапы решения задачи на компьютере.
Конструирование алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма. Вызов вспомогательных алгоритмов. Рекурсия.
Знакомство с табличными величинами (массивами).
Обучающийся научится:
- использовать величины (переменные) различных типов, табличные величины (массивы), а также выражения, составленные из этих величин; использовать оператор присваивания;
- анализировать предложенный алгоритм, например, определять, какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений;
- использовать логические значения, операции и выражения с ними;
- записывать на выбранном языке программирования арифметические и логические выражения и вычислять их значения.
Обучающийся получит возможность:
- исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические алгоритмы обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива; суммирование элементов массива с определенными индексами; суммирование элементов массива с заданными свойствами; определение количества элементов массива с заданными свойствами; поиск наибольшего / наименьшего элемента массива и др.);
- познакомиться с понятием «управление», с примерами того, как компьютер управляет различными системами.
Раздел 4. Обработка информации в электронных таблицах
Электронные (динамические) таблицы. Использование формул. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Выполнение расчётов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочивании) данных.
Обучающийся научится:
- использовать основные приемы обработки информации в электронных таблицах, в том числе вычисления по формулам с относительными, абсолютными и смешанными ссылками, встроенными функциями, сортировку и поиск данных;
- работать с формулами;
- визуализировать соотношения между числовыми величинами (строить круговую и столбчатую диаграммы).
Обучающийся получит возможность:
- создавать электронные таблицы, выполнять в них расчёты по встроенным и вводимым пользователем формулам;
- строить диаграммы и графики в электронных таблицах.
Раздел 5. Коммуникационные технологии
Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала. Передача информации в современных системах связи.
Коммуникационные технологии. Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет. Браузеры. Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, компьютерные энциклопедии и справочники. Поиск информации. Средства поиска информации: компьютерные каталоги, поисковые машины, запросы по одному и нескольким признакам.
Проблема достоверности полученной информации. возможные неформальные подходы к оценке достоверности информации (оценка надежности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.). Формальные подходы к доказательству достоверности полученной информации, предоставляемые современными ИКТ: электронная подпись, центры сертификации, сертифицированные сайты и документы и др.
Основы социальной информатики. Роль информатики и ИКТ в жизни человека и общества. Примеры применения ИКТ: связь, информационные услуги, научно-технические исследования, управление производством и проектирование промышленных изделий, анализ экспериментальных данных, образование (дистанционное обучение, образовательные источники).
Основные этапы развития ИКТ.
Информационная безопасность личности, государства, общества. защита собственной информации от несанкционированного доступа. Компьютерные вирусы. Антивирусная профилактика. Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет. Возможные негативные последствия (медицинские, социальные) повсеместного применения ИКТ в современном обществе.
Технологии создания сайта. Содержание и структура сайта. Оформление сайта. Размещение сайта в Интернете.
Обучающийся научится:
- основам организации и функционирования компьютерных сетей;
- анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;
- составлять запросы для поиска информации в Интернете.
Обучающийся получит возможность:
- расширить представления о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности;
- научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам;
- познакомиться с подходами к оценке достоверности информации (оценка надежности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.).
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся
Текущий контроль осуществляется с помощью практических работ (компьютерного практикума).
Тематический контроль осуществляется по завершении раздела в форме теста по опросному листу или компьютерного тестирования. Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала за год в форме мини-проекта
Учебно-тематический план
№ | Название темы | Количество часов | ||
общее | теория | практика | ||
1 | Повторение. Математические основы информатики | 1 | 1 | |
2 | Моделирование и формализация | 11 | 5 | 6 |
3 | Алгоритмизация и программирование | 8 | 4 | 4 |
4 | Обработка числовой информации в электронных таблицах | 6 | 3 | 3 |
5 | Коммуникационные технологии | 7 | 2 | 5 |
6 | Итоговое повторение | 1 | 1 | |
Итого: | 34 | 14 | 20 |
Тематическое планирование
Название тематического блока и темы | Характеристика деятельности учащегося | Планируемые образовательные результаты |
1. Повторение. Математические основы информатики (1ч) | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
| Иметь общие представления о позиционных и непозиционных системах счисления; Знать определение основания и алфавита системы счисления. Уметь осуществлять переход от свернутой формы записи числа к его развернутой записи. Уметь выполнять перевод небольших десятичных чисел в двоичную систему счисления и двоичных чисел в десятичную систему счисления; Уметь выполнять операций сложения и умножения над небольшими двоичными числами. Осуществлять перевод небольших десятичных чисел в восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления, и восьмеричных и шестнадцатеричных чисел в десятичную систему счисления. Уметь выполнять перевод небольших десятичных чисел в систему счисления с произвольным основанием. Иметь представление о структуре памяти компьютера: память – ячейка – бит (разряд). Иметь представление о научной (экспоненциальной) форме записи вещественных чисел; о формате с плавающей запятой. Знать о разделе математики алгебре логики, высказывании как ее объекте, об операциях над высказываниями. Иметь представление о таблице истинности для логического выражения. Знать свойства логических операций (законы алгебры логики). Научиться преобразованиям логических выражений в соответствии с логическими законами. Уметь составлять и преобразовывать логические выражения в соответствии с логическими законами. Распознавать логические элементы (конъюнктор, дизъюнктор, инверторе). Уметь читать и анализировать электронные схемы. |
2. Моделирование и формализация (11ч) | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
| Познакомиться с понятием модели, процессом моделирования и формализации. Распознавать информационные и натурные модели. Определять цели моделирования. Познакомиться со знаковыми моделями: словесные, математические, компьютерные, имитационные. Анализировать графические модели. Получить представление о графе и его составляющих. Распознавать взвешенные графы. Строить семантическую сеть. Использовать графы при решении задач. Научиться представлять данные в табличной форме. Познакомиться с видами таблиц: «объект – свойство», «объект – объект». Переходить от весовой матрицы к графу и наоборот. Получить представление о информационной системе и базе данных. Познакомиться с различными способами организации данных в базах данных: иерархическая, сетевая, реляционная. Знать структуру реляционной базы данных: поле, ключевое поле, запись. Определять основные типы полей: числовой, текстовый, логический, дата. Познакомиться с интерфейсом СУБД (система управления базами данных). Получить представление об основных объектах СУБД: таблицы, формы, запросы, отчеты. Научиться создавать структуру базы данных, заполнять базу данных информацией, редактировать и сортировать базу данных, осуществлять поиск информации в ней и выводить информацию на экран монитора, в файл и бумажный носитель. |
3. Алгоритмизация и программирование (8ч) | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
| Получить представление о этапах решения задачи на компьютере. Знать, что происходит на каждом этапе и что является результатом этапа. Познакомиться с понятием одномерного массива целых чисел. Научиться описывать, заполнять и выводить массив. Вычислять сумму элементов массива, выполнять последовательный поиск в массиве и сортировку массива с использованием языка программирования. Научиться конструировать алгоритмы методом последовательного построения и последовательного уточнения. Познакомиться с понятием вспомогательного алгоритма, фактическими и формальными параметрами для него. Получить представление о рекурсивном алгоритме, уметь приводить примеры. Научиться составлять алгоритмы, содержащие вспомогательные для формального исполнителя. Записывать на языке программирования Pascal вспомогательные алгоритмы с помощью Процедур и Функций. Познакомиться с понятиями: «управление», «управляемый объект», «управляющий объект», «кибернетика». Получить представление об алгоритме управления, в том числе с обратной связью. |
4. Обработка числовой информации в электронных таблицах (6ч) | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
| Получить представление о табличном процессоре (электронные таблицы). Познакомиться с интерфейсом электронных таблиц, типами данных в ячейках таблицы, основными режимами работы. Научиться организовывать вычисления в электронных таблицах. Знать типы ссылок: относительные, абсолютные, смешанные. Уметь определять тип ссылки и применять при работе с электронной таблицей. Использовать встроенные функции и логические функции. Применять средства анализа данных: сортировка и поиск (с помощью запросов и фильтров). Использовать средства визуализации: диаграммы и графики. Уметь определять и обосновывать тип диаграмм для представления данных. |
5. Коммуникационные технологии (7ч) | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
| Получить представление о локальных и глобальных компьютерных сетях. Понимать принцип передачи информации. Оперировать понятиями сообщение, канал связи, пропускная способность канала. Знать виды локальных компьютерных сетей: одноранговые и с выделенным сервером; понятия: сервер, клиент, сетевой адаптер; способы соединения компьютеров в локальную сеть. Знать виды глобальных компьютерных сетей. Понимать способы организации глобальных компьютерных сетей; понятия: узел, каналы связи, абоненты, провайдер. Знать, как устроен Интернет, для чего необходимы протоколы передачи данных. Понимать, как устроен IP-адрес компьютера, уметь определять его. Знать назначение доменной системы имен и ее структуру. Уметь анализировать доменные имена. Познакомиться с информационными ресурсами и сервисами Интернета: Всемирная паутина, файловые архивы, электронная почта, форум, телеконференция, чат, социальная сеть. Иметь представление о сетевом этикете, использовать его при общении в сетях. Уметь изображать графически количество страниц, найденных поисковым сервером по запросам и сортировать их. Познакомиться с технологиями создания web-сайтов, содержанием и структурой сайта. Знать правила оформления сайта, способы размещения его в Интернете. |
6. Итоговое повторение (1ч) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
аннотация к рабочим программам по географии. Полярная Звезда. 6-11 класс.
аннотация к рабочим программам по географии. Полярная Звезда. 6-11 класс....
Аннотация к рабочей программе дисциплины «Французский язык» в 5-9 классах
Место предмета иностранный язык в структуре основной образовательной программы. Учебная программа предназначена для организации процесса обучения французскому языку в образовательных учреж...
Аннотация к рабочей программе дисциплины «Французский язык» в 2-4 классах
Аннотация к рабочей программе дисциплины «Французский язык» в 2-4 классахдля организации процесса обучения французскому языку в образовательных учреждениях основного общего образования на основе линии...
Аннотация к рабочей программе по русскому языку в 5-9 классах
Аннотация к рабочим программам...
Аннотация на рабочую программу по физической культуре для 5-9 классов ФГОС.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Федерального образовательного стандарта основно...
Рабочая программа с аннотацией и КТП по информатике 7 класс.
Рабочая программа с аннотацией и КТП по информатике 7 класс. Реализация программы осуществляется по учебнику «Информатика: учебник для 7 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ...
Рабочая программа с аннотацией и КТП по информатике 8 класс.
Рабочая программа с аннотацией и КТП по информатике 8 класс. Реализация программы осуществляется по учебнику «Информатика: учебник для 8 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ...