Измерение информации. Алфавитный и содержательный подходы
план-конспект урока по информатике и икт (10 класс)
Цель урока:
Учащиеся должны знать: сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации; определение бита с алфавитной т.з.; связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов); связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб; сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации; определение бита с позиции содержания сообщения;
Учащиеся должны уметь: решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной т.з. (в приближении равной вероятности символов); решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении); выполнять пересчет количества информации в разные единицы.
Задачи:
Образовательные – повторить с учащимися кодирования и декодирования информации; какие есть цели и способы кодирования информации; дать учащимся понятие измерения информации, алфавитного и содержательного подходов; обучить учащихся решать задачи на измерение информации;
Развивающие – развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся на уроке посредством анализа демонстрационных примеров, способность к обобщению, быстрому переключению, способствовать формированию навыков коллективной и самостоятельной работы, умения чётко и ясно излагать свои мысли;
Воспитательные – способствовать развитию смысловой памяти, умений анализировать, сравнивать, отбирать материал, формированию поисковой самостоятельности и коммуникативных качеств учащихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
10 – ___ класс
Урок с применением технологий:
информационно-коммуникационная, здоровьесберегающая,
дифференцированное обучение
Тема урока: «Измерение информации. Алфавитный и содержательный подходы»
Цель урока:
Учащиеся должны знать: сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации; определение бита с алфавитной т.з.; связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов); связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб; сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации; определение бита с позиции содержания сообщения;
Учащиеся должны уметь: решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной т.з. (в приближении равной вероятности символов); решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении); выполнять пересчет количества информации в разные единицы.
Задачи:
Образовательные – повторить с учащимися кодирования и декодирования информации; какие есть цели и способы кодирования информации; дать учащимся понятие измерения информации, алфавитного и содержательного подходов; обучить учащихся решать задачи на измерение информации;
Развивающие – развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся на уроке посредством анализа демонстрационных примеров, способность к обобщению, быстрому переключению, способствовать формированию навыков коллективной и самостоятельной работы, умения чётко и ясно излагать свои мысли;
Воспитательные – способствовать развитию смысловой памяти, умений анализировать, сравнивать, отбирать материал, формированию поисковой самостоятельности и коммуникативных качеств учащихся.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания. Устный опрос по теме «Представление информации, языки, кодирование».
- Письменность и кодирование информации
- Цели и способы кодирования информации
- История технических способов кодирования информации
- Новая тема. «Измерение информации. Алфавитный и содержательный подходы».
(Информационно-коммуникационная технология)
Алфавитный подход (слайд 3-13)
Мощность алфавита - полное число символов в алфавите.
Например,: мощность алфавита русских букв и используемых символов равна 54:
33 буквы + 10 цифр + 11 знаков препинания, скобки, пробел.
Наименьшую мощность имеет алфавит, используемый в компьютере (машинный язык), его называют двоичным алфавитом, т.к. он содержит только два знака «0», «1».
Информационный вес символа двоичного алфавита принят за единицу измерения информации и называется 1 бит.
- При алфавитном подходе считают, что каждый символ текста, имеет информационный вес.
- Информационный вес символа зависит от мощности алфавита.
- С увеличением мощности алфавита, увеличивается информационный вес символа.
Информационный вес каждого символа, выраженный в битах (i), и мощность алфавита (N) связаны между собой формулой: N = 2i
Алфавит из которого составляется на компьютере текст (документ) состоит из 256 символов.
Этот алфавит содержит символы: строчные и прописные латинские и русские буквы, цифры, знаки арифметических операций, всевозможные скобки, знаки препинания…
Из формулы N = 2i следует 256 = 28
Значит, каждый символ алфавита, используемого в компьютере для печати документов, весит 8 бит
Эту величину приняли так же за единицу измерения информации и дали название байт.
8 бит = 1 байт
1 килобайт = 1 Кб = 210 байт = 1024 байт
1 мегабайт = 1 Мб = 210 Кб = 1024 Кб
1 гигабайт = 1 Гб = 210 Мб = 1024 Мб
N = 2 i
N – Мощность алфавита;
i - Количество бит, которое несет каждый символ
I = i * k
k – Количество символов в сообщении;
I - общий информационный объем всего сообщения
Содержательный подход (слайд 15-26)
Другой подход к измерению информации называют содержательным подходом.
В этом случае количество информации связывается с содержанием (смыслом) полученного человеком сообщения.
Сообщение о том, что произошло одно событие из двух равновероятных (неопределенность знания уменьшилась в два раза), несет 1 бит информации.
Более строгое определение равно вероятности: если увеличивать количество бросаний монеты (100, 1000, 10000 и т. д.), то число выпадений орла и число выпадений решки будут все ближе к половине количества бросаний монеты.
Следовательно, можно сказать так:
Неопределенность знания о результате некоторого события (бросание монеты или игрального кубика, вытаскивание жребия и др.) — это количество возможных результатов.
Обозначим буквой N количество возможных результатов события, или, как мы это еще называли, — неопределенность знания.
Буквой i будем обозначать количество информации в сообщении об одном из N результатов.
В примере с монетой: N = 2, i = 1 бит.
В примере с оценками: N = 4, i = 2 бита.
В примере со стеллажом: N = 8, i = 3 бита.
Нетрудно заметить, что связь между этими величинами выражается следующей формулой:
2i = N.
Действительно: 21 = 2 ; 22 = 4 ; 23 = 8.
Формула Хартли:
i = log2N
- Физкультминутка.
(Здоровьезберегающая технология)
- Закрепление материала новой темы.
(Дифференцированное обучение)
Карточки. Решить задачи на измерение информации
Карточка 1.
Сколько байтов составляет сообщение из 384 символов 16-ти символьного алфавита?
Карточка 2.
Вычислите, какова мощность алфавита, с помощью которого записано сообщение, содержащее 2048 символов, если его объем составляет 1.25 Кбайта.
Карточка 3.
Сколько символов содержит сообщение, записанное с помощью 16-ти символьного алфавита, если объем его составил 1/16 часть Мб?
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
Изучить § 3, 4, повторить § 2, изучить конспект, выучить определения.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Алфавитный подход
Алфавитный подход Алфавитный подход позволяет измерять информацию на некотором языке (естественном или формальном). Алфавитный подход не связан с содержанием текста.
Алфавитный подход Мощность алфавита - полное число символов в алфавите. Например: мощность алфавита русских букв и используемых символов равна 54: 33 буквы + 10 цифр + 11 знаков препинания, скобки, пробел.
Алфавитный подход Наименьшую мощность имеет алфавит , используемый в компьютере ( машинный язык ), его называют двоичным алфавитом, т.к. он содержит только два знака «0», «1». Информационный вес символа двоичного алфавита принят за единицу измерения информации и называется 1 бит .
Алфавитный подход Пример: Информация, записанная на машинном языке, 01110 010010 010 0111111011110 весит: 5 бит 6 бит 3 бита 13 бит
Алфавитный подход При алфавитном подходе считают, что каждый символ текста, имеет информа-ционный вес. Информационный вес символа зависит от мощности алфавита. С увеличением мощности алфавита, уве-личивается информационный вес символа.
Алфавитный подход Информационный вес каждого символа, выраженный в битах ( i) , и мощность алфавита ( N) связаны между собой формулой: N = 2 i Пример: N = 4, i = 2 Символ A B C D Код символа 00 01 10 11
Алфавитный подход Если N не равно двойке в целой степени, то находится ближайшее к N целое число M = 2 b (b – целое число), M > N , и из этого равенства определяется b – информационный вес символа Например, если N = 12 , то M = 16 = 2 4
Алфавитный подход Алфавит из которого составляется на компьютере текст (документ) состоит из 256 символов . Этот алфавит содержит символы: строчные и прописные латинские и русские буквы , цифры , знаки арифметических операций , всевозможные скобки , знаки препинания …
Алфавитный подход Из формулы N = 2 i следует 256 = 2 8 Значит, каждый символ алфавита используемого в компьютере для печати документов весит 8 бит . Эту величину приняли так же за единицу измерения информации и дали название байт. 8 бит = 1 байт
Алфавитный подход 1 килобайт = 1 Кб = 2 10 байт = 1024 байт 1 мегабайт = 1 Мб = 2 10 Кб = 1024 Кб 1 гигабайт = 1 Гб = 2 10 Мб = 1024 Мб 1 терабайт = 1 Тб = 2 10 Гб = 1024 Гб
Алфавитный подход N = 2 i N – мощность алфавита; i - количество бит, которое несет каждый символ I = i * k k – количество символов в сообщении; I - общий информационный объем всего сообщения
Содержательный подход
Содержательный подход При содержательном подходе количество информации связано с содержанием (смыслом) полученного человеком сообщения.
Пусть у нас Имеется монета, которую мы бросаем на ровную поверхность. Возможные события Произошедшее событие Какое количество информации несёт сообщение о событии: «Выпал «орёл»» ? Содержательный подход
Содержательный подход Согласно Шеннону, информация – это снятая неопределённость знания человека об исходе какого-то события. Клод Элвуд Шеннон (1916 – 2001) – американский учёный, основатель теории информации .
Содержательный подход Сообщение, уменьшающее неопределённость знания об исходе некоторого события в два раза, несёт 1 бит информации. Клод Элвуд Шеннон (1916 – 2001) – американский учёный, основатель теории информации .
Сообщение несёт 1 бит информации Возможные события Произошедшее событие С равной вероятностью произойдет одно из двух возможных событий – монета окажется в одном из двух положений: «орёл» или «решка». Содержательный подход
Содержательный подход Пример 1. Ученик написал контрольную и спрашивает у учителя о полученной оценке. Оценка может оказаться любой от 2 до 5. На что учитель предложил угадать оценку за два вопроса, ответом на которые может быть только «да» и «нет». Первоначальные варианты 2 3 4 5 Варианты после 1-го вопроса (1 бит) 4 5 Варианты после 2-го вопроса (+1 бит) 4
Содержательный подход Пример 2. Вы едете в поезде, в котором 8 вагонов, а на вокзала вас встречает товарищ. Товарищ позвонил вам по мобильному телефону и спросил, в каком вагоне вы едете. Вы предлагаете угадать номер вагона за наименьшее количество вопросов, ответом на которые может быть только «да» и «нет».
Первоначальные варианты 1 2 3 4 5 6 7 8 Варианты после 1-го вопроса (1 бит) 5 6 7 8 Варианты после 2-го вопроса (+1 бит) 5 6 Варианты после 3-го вопроса (+1 бит) 5 Содержательный подход
Содержательный подход Обозначим: N – количество возможных исходов i – количество информации в сообщении об одном из N исходов В примере с монетой: N = 2, i = 1 бит В примере с оценкой: N = 4, i = 2 бита В примере с вагоном: N = 8, i = 3 бит Связь между этими величинами выражается следующей формулой: N = 2 i
Содержательный подход Формула Хартли: i = log 2 N Табличном процессоре Microsoft Excel функция логарифма имеет следующий вид:
Задача: В рулетке общее количество лунок равно 128. Какое количество информации мы получим в зрительном сообщении об остановке шарика в одной из лунок. N = 128 i - ? Дано: Решение: 2 i = N 2 i = 128 2 7 = 128 i = 7 бит Ответ: i = 7 бит Решение задач
Задача: В коробке 32 карандаша, все карандаши разного цвета. Наугад вытащили красный. Какое количество информации при этом было получено? Решение. Так как вытаскивание карандаша любого цвета из имеющихся в коробке 32 карандашей является равновероятным, то число возможных событий равно 32. N = 32, i = ? N = 2 i , 32 = 2 5 , i = 5 бит. Ответ: 5 бит. Решение задач
Домашнее задание: Изучить § 3, 4, изучить конспект Выучить определения Повторить § 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "измерение информации: алфавитный подход"
Конспект урока "измерение информации- алфавитный подход"....
Учебная презентация к дистанционному курсу «Измерение информации. Алфавитный подход к измерению информации»
Аннотация курса: Наша современная жизнь протекает в эпоху высоких технологий, одной из сторон которой является ИНФОРМАЦИЯ. Информация является отправной точкой во всем курсе «Информатики» и использова...
Методическая разработка урока: Разноуровневый подход к обучению информатики, как средство повышения познавательного интереса учащихся к предмету на примере темы: "Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации". 7 класс.
Тема: "Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации" является наиболее важной областью изучения информатики, поэтому считаю необходимым усвоение материала всеми уча...
Технологическая карта урока "Информатика и ИКТ", 7 класс ФГОС по теме "Измерение информации. Алфавитный подход к измерению информации"
Тип урока: Освоение новых знанийЗадачи урока:1) рассмотрение алфавитного подхода к измерению информации;2) определение информационного веса символа произвольного алфавита;3) определе...
Методическая разработка урока информатики «Подходы к измерению информации. Алфавитный подход» 8 класс, УМК Л.Л. Босовой
Конкурс профессионального мастерства учителей общеобразовательных организации г. Льгова Курской области«Лучший урок по ФГОС с применением активных форм учебной деятельности»по направ...
«Подходы к измерению информации. Алфавитный подход», 7 класс
Формирование основ функциональной грамотности средствами учебного предмета «Информатика»...
- Мне нравится (1)