Конспект урока "измерение информации: алфавитный подход"
план-конспект урока по информатике и икт (11 класс) по теме
Конспект урока "измерение информации- алфавитный подход".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
самостоятельная работа измерение информации | 43 КБ |
Понятие информации 7 класс | 38.5 КБ |
ponyatie_informacii.pptx | 732.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Измерение информации.
Алфавитный подход к измерению информации.
Цель: научить определять количество информации, используя алфавитный подход.
Ход урока:
- лекция
Алфавитный подход позволяет измерять информационный объем текста на некотором языке (естественном или формальном), не связанный с содержанием этого текста.
Алфавит – набор букв, знаков, чисел, скобок и др. символов.
Полное число символов в алфавите называется мощностью алфавита (обозначается буквой N).
Например: мощность алфавита русских букв 54 ( 33 буквы + 10 цифр + 11 знаков препинания + скобки + пробел).
Представим себе, что необходимо передать информационное сообщение по каналу связи от отправителя к получателю. Пусть сообщение кодируется с помощью знаковой системы, алфавит которой состоит из N знаков {1,…N}. Если длина кода сообщения составляет один знак, отправитель может послать одно из N возможных сообщений «1» , «2», … , «N», которое будет нести количество информации b.
Информационный вес символа b – количество информации которое несет каждый знак d коде.
N=2b
Эта формула связывает информационный вес символа (разрядность двоичного кода b) и мощность алфавита (N) в двоичной знаковой системе.
Например:
- N=2 следовательно 2=2b значит b=1 (т.к. 2=21 ).
В двоичной знаковой системе знак несет 1 бит информации.
Слово бит (bit) получило название от английского слова «BInary digiT» -«двоичная цифра».
- N=4 следовательно 4=2b значит b=2 бит (т.к. 4=22 ).
Порядковый номер символа | 1 | 2 |
Двухзначный код | 00 | 01 | 10 | 11 |
3. N=8 следовательно 8=2b значит b=3 бит(т.к.8=23 ).
Порядковый номер символа | 1 | 2 | 3 | 4 |
Двухзначный код | 000 | 001 | 010 | 011 | 100 | 101 | 110 | 111 |
Вывод: чем большее количество знаков содержит алфавит, тем большее количество информации несет один знак.
- решение задач
Задача №1
Алфавит племени Мульти состоит из 16 букв. Какое кол-во информации несет одна буква?
N=16 следовательно 16=2b значит b=4 бита (т.к.16=24 ).
Ответ: 4 бита.
Задача №2
Сообщение, записанное буквами из 64-х символьного алфавита, содержит 20 символов. Какой объем информации оно несет.
N=64 следовательно 64=2b значит b=6 бита (т.к.64=26 ).
20символов*6 бит/кодирует один символ =120 бит.
Задача №3
Книга подготовленная с помощью компьютера содержит 150 страниц. На каждой странице 40 строк, в каждой строке 60 символов (включая пробелы между словами. Найти информационный объем всей книги.
Страница содержит информации 40*60=2400 байтов информации/на одной странице.
Вся книга содержит 2400байт/на странице *150 страниц=360000байтов.
Задача №4
Информационное сообщение объемом 1,5 Кбайта содержит 3072 символа. Сколько символов содержит алфавит при помощи которого было записано это сообщение.
Переведем объем сообщения в биты:
1,5 кбайта*1024байт*8 бит=12288 бит.
3072символа –имеют информационный объем=12288бит
12288бит /3072символа=4 бита информационная емкость знака.
N=2b следовательноN=24 =16 символов содержит данный алфавит.
Задача №5
Сколько символов содержит сообщение, записанное с помощью 16-ти символьного алфавита, если объем его составляет 1/16 часть Мбайта?
Переведем объем сообщения в биты (1024*1024*8бит)/16=524288 бит
Т.к. алфавит 16 символьный следовательно N=16, N=2b
16=2b
Информационный вес символа равен 4 бита.
Определим кол-во символов в сообщение
524288 бит/4 бита в одном символе=131072 символа в сообщение.
Домашнее задание
Решить задачи
№1 Сколько килобайтов составляет сообщение содержащее 12288 битов?
№2 Для записи текста использовался 256 –символьный алфавит. Каждая страница содержит 30 строк по 70 символов в строке. Какой объем информации содержат 5 страниц текста?
№3Объем сообщения, содержит 2048 символов, составил 1/512 часть МбайтаКаков размер алфавита с помощью которого записано сообщение.
Отправитель
Получатель
Канал связи
1
2
…
N
b
Предварительный просмотр:
Измерение информации
Вариант 1
- Два текста содержат одинаковое кол-во символов. Первый текст составлен в алфавите мощностью 16 символов. Второй текст в алфавите мощностью 256 символов. Во сколько раз количество информации во втором тексте больше, чем в первом?
- Сколько бит информации несет сообщение о том, что куб, у которого все стороны окрашены в разные цвета упал на синюю сторону?
- Сколько двоичных знаков необходимо и достаточно для того, чтобы закодировать одну школьную оценку?
- Один мальчик, чтобы безошибочно определять, кто звонит в дверь, предложил своим друзьям использовать сочетания из длинных и коротких звонков по 3. Он раздал всем друзьям индивидуальные комбинации, и у него осталось еще 2 комбинации для родителей. Сколько друзей у мальчика?
- Определить количество информации, полученной вторым игроком после первого хода первого игрока, в игре «крестики-нолики» на поле размером 8*8 клеток.
Измерение информации
Вариант 2
- В рулетке общее количество лунок равно 128. Какое кол-во информации мы получаем в зрительном сообщении об остановке шарика в 43 лунке?
- Пользователь компьютера может вводить в минуту 200 знаков. Мощность используемого алфавита равна 256. Какое кол-во информации может ввести пользователь в компьютер за 5 минут?
- Сколько существует различных последовательностей из символов «плюс» и «минус», длиной ровно в пять символов?
- Какое кол-во информации содержит сообщение уменьшающее неопределенность знаний в 8 раз?
- В велокроссе участвуют 119 спортсменов. Специальное устройство регистрирует прохождение каждым из участников промежуточного финиша, записывая его номер с использованием минимально возможного количества бит, одинакового для каждого спортсмена. Каков информационный объем сообщения, записанного устройством, после того как промежуточный финиш прошли 70 велосипедистов?
Измерение информации
Вариант 3
- Сколько бит несет сообщение о том, что из колоды в 32 карты достали «6 крести» «10 черви» и «даму пики»?
- Из непрозрачного мешочка вынимают шарики с номерами и известно, что информационное сообщение о номере шарика несет 6 битов информации. Определите кол-во шариков в мешочке?
- В кодировке Unicode на каждый символ отводится два байта. Определите информационный объем слова из двадцати четырех символов в этой кодировке ( дайте ответ в битах).
- Световое табло состоит из лампочек. Каждая лампочка может находиться в одном из трех состояний («включено», «выключено» или «мигает»). Какое наименьшее количество лампочек должно находиться на табло, чтобы с его помощью можно было передать 18 различных сигналов?
- Какое кол-во информации содержит сообщение уменьшающее неопределенность знаний в 16 раз?
Вариант 4
Измерение информации
- Световое табло состоит из лампочек. Каждая лампочка может находиться в одном из двух состояний («включено» или «выключено»). Какое наименьшее количество лампочек должно находиться на табло, чтобы с его помощью можно было передать 23 различных сигналов?
- Какое кол-во информации несет двоичный код 110010?
- Художник для создания картины воспользовался красным и синим цветами. Всего у него было 16 цветов. Сколько бит информации содержится в сообщении, что картина имеет двухцветную гамму?
- Определите информативность сообщения «2*А+В=С», если для описания математических формул необходимо воспользоваться 128 -символьным алфавитом.
- Какое кол-во информации содержит сообщение уменьшающее неопределенность знаний в 4 раза?
Вариант 5
Измерение информации
- Для приготовления салата необходимо воспользоваться 8 ингредиентами. Повар решил сэкономить продукты и воспользовался только 3. Сколько бит информации содержится в сообщении, что салат состоит из 3 составляющих?
- В кроссе участвуют 149 спортсменов. Специальное устройство регистрирует прохождение каждым из участников промежуточного финиша, записывая его номер с использованием минимально возможного количества бит, одинакового для каждого спортсмена. Каков информационный объем сообщения, записанного устройством, после того как промежуточный финиш прошли 90 участников?
- Сколько существует различных последовательностей из символов «точка» и «тире», длиной ровно в семь символов?
- Определить количество информации, полученной вторым игроком после первого хода первого игрока, в игре «крестики-нолики» на поле размером 7*7 клеток.
- Пользователь компьютера может вводить в минуту 160 знаков. Мощность используемого алфавита равна 128. Какое кол-во информации может ввести пользователь в компьютер за 15 минут?
Вариант 6
Измерение информации
- Световое табло состоит из лампочек. Каждая лампочка может находиться в одном из двух состояний («включено», «выключено» ). Какое наименьшее количество лампочек должно находиться на табло, чтобы с его помощью можно было передать 95 различных сигналов?
- Из шапки вынимают шарики с номерами и известно, что информационное сообщение о номере шарика несет 9 битов информации. Определите кол-во шариков в шапке?
- Определите информативность сообщения «7-2=5», если для описания математических формул необходимо воспользоваться 512 -символьным алфавитом.
- Художник для создания картины воспользовался черным, белым и красным цветами. Всего у него было 32 цвета. Сколько бит информации содержится в сообщении, что картина имеет трехцветную гамму?
- Сколько бит информации содержится в 1/5 килобайт?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Познавая окружающий мир, каждый из нас формирует свое представление о нем. Информацию мы получаем из различных источников: читаем, смотрим телевизор, изучаем новости в интернет, дотрагиваемся до предмета или пробуем какую-нибудь пищу.
Информация –это сведения о окружающем мире, которые расширяют уровень осведомленности человека. Термин «информация» в переводе с латинского означает «разъяснение, изложение, набор сведений». Информация –это очень емкое и глубокое понятие, которому не просто дать четкое определение.
Восприятие информации Мир вокруг нас полон всевозможных образов, звуков, запахов и всю эту информацию доносят до сознания человека его органы чувств: Зрение Слух Обоняние Вкус Осязание. С их помощью человек формирует свое первое представление о любом предмете, живом существе, произведении искусства, явлении и пр.
Глаза Глазами люди воспринимают зрительную (визуальную) информацию. Это может быть текст книги, картина в музее, географическая карта, дорожный знак.
Органы слуха Органы слуха доставляют информацию в виде звуков ( аудиальную ): Речь Звонки телефона Пение птиц Музыку Шум мотора
Органы обоняния Органы обоняния позволяют человеку ощущать запахи. Обычно мы не задумываемся о том, что окружающие нас запахи это тоже очень важная информация. Когда мы хотим охарактеризовать запах то стараемся дать ему сравнительную оценку: тяжелый, легкий, пряный, приятный. Существует очень редкая специальность «парфюмер». Это человек смешивающий различные экстракты цветов, фруктов и получающий новое сочетание, которое используется при изготовлении духов, гелей.
Органы вкуса Органы вкуса несут человеку информацию о вкусе еды. Представьте себе, что было бы, если бы вы не обладали этим чувством! Вы не смоглибы отличить апельсин от соленых огурцов. Исторические исследования показали, что встречаются люди с обостренным чувством вкуса. Например, найдены записи о том, что древнеримские гастрономы по вкусу рыбы определяли, в каком месте реки Тибр она была выловлена.
Органы осязания Органы осязания позволяют получить информацию о температуре предмета (горячий или холодный), о состоянии поверхности (гладкая или шершавая, мокрая или сухая). Такая информация называется тактильной. В полной темноте мы не можем отличить черный шарик от белого, но мы можем отличить шарик сделанный из резины от стеклянного шарика. Практически 90% информации человек получает при помощи органов зрения 9% посредством органов слуха 1% при помощи остальных органов чувств.
Животные и растения
Формы Представление информации Текстовая Числовая Графическая Звуковая Комбинированная
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебная презентация к дистанционному курсу «Измерение информации. Алфавитный подход к измерению информации»
Аннотация курса: Наша современная жизнь протекает в эпоху высоких технологий, одной из сторон которой является ИНФОРМАЦИЯ. Информация является отправной точкой во всем курсе «Информатики» и использова...
Конспект урока с использованием ЭОР "Измерение информации, алфавитный подход" (8 кл)
Цель урока: создание условий для формирования знаний об единицах измерения информации, алфавитного подхода к измерению информации.Задачи:обучающие: изучить алфавитный подход измерения информации и осн...
Методическая разработка урока: Разноуровневый подход к обучению информатики, как средство повышения познавательного интереса учащихся к предмету на примере темы: "Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации". 7 класс.
Тема: "Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации" является наиболее важной областью изучения информатики, поэтому считаю необходимым усвоение материала всеми уча...
Технологическая карта урока "Информатика и ИКТ", 7 класс ФГОС по теме "Измерение информации. Алфавитный подход к измерению информации"
Тип урока: Освоение новых знанийЗадачи урока:1) рассмотрение алфавитного подхода к измерению информации;2) определение информационного веса символа произвольного алфавита;3) определе...
Методическая разработка урока информатики «Подходы к измерению информации. Алфавитный подход» 8 класс, УМК Л.Л. Босовой
Конкурс профессионального мастерства учителей общеобразовательных организации г. Льгова Курской области«Лучший урок по ФГОС с применением активных форм учебной деятельности»по направ...
«Подходы к измерению информации. Алфавитный подход», 7 класс
Формирование основ функциональной грамотности средствами учебного предмета «Информатика»...