Конспект урока "измерение информации: алфавитный подход"
план-конспект урока по информатике и икт (11 класс) по теме

Конспект  урока "измерение информации- алфавитный подход".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Измерение информации.

Алфавитный подход к измерению информации.

Цель:  научить определять количество информации, используя алфавитный подход.

Ход урока:

  1. лекция

Алфавитный подход позволяет измерять информационный объем текста на некотором языке (естественном или формальном), не связанный с содержанием этого текста.

Алфавит – набор букв, знаков, чисел, скобок и др. символов.

Полное число символов в алфавите называется мощностью алфавита (обозначается буквой N).

Например: мощность алфавита русских букв 54  ( 33 буквы + 10 цифр + 11 знаков препинания + скобки + пробел).

Представим себе, что необходимо передать информационное сообщение по каналу связи от отправителя к получателю. Пусть сообщение кодируется с помощью знаковой системы, алфавит которой состоит из N знаков {1,…N}. Если длина кода сообщения составляет один знак, отправитель может послать одно из N возможных сообщений  «1» , «2», … , «N», которое будет нести количество информации b.

Информационный вес символа b – количество информации которое несет каждый знак d коде.

N=2b

Эта формула связывает информационный вес символа (разрядность двоичного кода b) и мощность алфавита (N) в двоичной знаковой системе.

Например:

  1. N=2  следовательно          2=2b       значит b=1 (т.к. 2=21  ).
    В двоичной знаковой системе знак несет 1 бит информации.
    Слово бит (bit) получило название от английского слова «BInary digiT» -«двоичная цифра».

  1. N=4 следовательно          4=2b       значит b=2 бит (т.к. 4=22  ).

Порядковый номер символа

1

2

Двухзначный код

00

01

10

11

 


  3. N=8 следовательно         8=2b       значит b=3 бит(т.к.8=23  ).

Порядковый номер символа

1

2

3

4

Двухзначный код

000

001

010

011

100

101

110

111

Вывод: чем большее количество знаков содержит алфавит, тем большее количество информации несет один знак.

  1. решение задач

Задача №1

Алфавит племени Мульти состоит из 16 букв. Какое кол-во информации несет одна буква?

N=16 следовательно                16=2b       значит b=4 бита (т.к.16=24  ).
Ответ: 4 бита.

 

Задача №2

Сообщение, записанное буквами из 64-х символьного алфавита, содержит 20 символов. Какой объем информации оно несет.

N=64 следовательно               64=2b       значит b=6 бита (т.к.64=26  ).
20символов*6 бит/кодирует один символ =120 бит.

Задача №3

Книга подготовленная с помощью компьютера содержит 150 страниц. На каждой странице 40 строк, в каждой строке 60 символов (включая пробелы между словами. Найти информационный объем всей книги.

Страница содержит информации 40*60=2400 байтов информации/на одной странице.

Вся книга содержит 2400байт/на странице *150 страниц=360000байтов.

Задача №4

Информационное сообщение объемом 1,5 Кбайта содержит 3072 символа. Сколько символов содержит алфавит при помощи которого было записано это сообщение.

Переведем объем сообщения в биты:

1,5 кбайта*1024байт*8 бит=12288 бит.

3072символа –имеют информационный объем=12288бит

12288бит /3072символа=4 бита информационная емкость знака.

N=2b   следовательноN=24 =16 символов содержит данный алфавит.

Задача №5

Сколько символов содержит сообщение, записанное с помощью 16-ти символьного алфавита, если объем его составляет 1/16 часть Мбайта?

Переведем объем сообщения в биты (1024*1024*8бит)/16=524288 бит

Т.к. алфавит 16 символьный следовательно N=16, N=2b   

16=2b     

Информационный вес символа равен 4 бита.

Определим кол-во символов в сообщение

524288 бит/4 бита в одном символе=131072 символа в сообщение.

Домашнее задание

Решить задачи

№1 Сколько килобайтов составляет сообщение содержащее 12288 битов?

№2 Для записи текста использовался 256 –символьный алфавит. Каждая страница содержит 30 строк по 70 символов в строке. Какой объем информации содержат 5 страниц текста?

№3Объем сообщения, содержит 2048 символов, составил 1/512   часть МбайтаКаков размер алфавита с помощью которого записано сообщение.

  Отправитель

    Получатель

                        Канал связи

1

2

N

b



Предварительный просмотр:

Измерение информации

Вариант 1

  1. Два текста содержат одинаковое кол-во символов. Первый текст составлен в алфавите мощностью 16 символов. Второй текст в алфавите мощностью 256 символов.  Во сколько раз количество информации во втором тексте больше, чем в первом?
  2. Сколько бит информации несет сообщение о том, что куб, у которого все стороны окрашены в разные цвета упал на синюю сторону?
  3. Сколько двоичных знаков необходимо и достаточно для того, чтобы закодировать одну школьную оценку?
  4. Один мальчик, чтобы безошибочно определять, кто звонит в дверь, предложил своим друзьям использовать сочетания из длинных и коротких звонков по 3. Он раздал всем друзьям индивидуальные комбинации, и у него осталось еще 2 комбинации для родителей. Сколько друзей у мальчика?
  5. Определить количество информации, полученной вторым игроком после первого хода первого игрока, в игре «крестики-нолики» на поле размером 8*8 клеток.

Измерение информации

Вариант 2

  1. В рулетке общее количество лунок равно 128. Какое кол-во информации мы получаем в зрительном сообщении об остановке шарика в 43 лунке?
  2. Пользователь компьютера может вводить в минуту  200 знаков. Мощность используемого алфавита равна 256. Какое кол-во информации может ввести пользователь в компьютер за 5 минут?
  3. Сколько существует различных последовательностей из символов «плюс» и «минус», длиной ровно в пять символов?
  4. Какое кол-во информации содержит сообщение уменьшающее неопределенность знаний в 8 раз?
  5. В велокроссе участвуют 119 спортсменов. Специальное устройство регистрирует прохождение каждым из участников промежуточного финиша, записывая его номер с использованием  минимально возможного количества бит, одинакового для каждого спортсмена. Каков информационный объем сообщения, записанного устройством, после того как промежуточный финиш прошли 70 велосипедистов?

Измерение информации

Вариант 3

  1. Сколько бит несет сообщение о том, что из колоды в 32 карты достали «6 крести» «10 черви» и «даму пики»?
  2. Из непрозрачного мешочка вынимают шарики с номерами и известно, что информационное сообщение о номере шарика несет 6 битов информации. Определите кол-во шариков в мешочке?
  3. В кодировке Unicode на каждый символ отводится два байта. Определите информационный объем слова из двадцати четырех символов в этой кодировке ( дайте ответ  в битах).
  4. Световое табло состоит из лампочек. Каждая лампочка может находиться в одном из трех состояний («включено», «выключено» или «мигает»). Какое наименьшее количество лампочек должно находиться на табло, чтобы с его помощью можно было передать 18 различных сигналов?
  5. Какое кол-во информации содержит сообщение уменьшающее неопределенность знаний в 16 раз?

Вариант 4

Измерение информации

  1. Световое табло состоит из лампочек. Каждая лампочка может находиться в одном из двух состояний («включено» или «выключено»). Какое наименьшее количество лампочек должно находиться на табло, чтобы с его помощью можно было передать 23 различных сигналов?
  2. Какое кол-во информации несет двоичный код 110010?
  3. Художник для создания картины воспользовался красным и синим цветами. Всего у него было 16 цветов. Сколько бит информации содержится в сообщении, что картина имеет двухцветную гамму?
  4. Определите информативность сообщения «2*А+В=С», если для описания математических формул необходимо воспользоваться 128  -символьным алфавитом.
  5. Какое кол-во информации содержит сообщение уменьшающее неопределенность знаний в 4 раза?

Вариант 5

Измерение информации

  1. Для приготовления салата необходимо воспользоваться 8 ингредиентами. Повар решил сэкономить продукты и воспользовался только 3. Сколько бит информации содержится в сообщении, что салат состоит из 3 составляющих?
  2. В кроссе участвуют 149 спортсменов. Специальное устройство регистрирует прохождение каждым из участников промежуточного финиша, записывая его номер с использованием  минимально возможного количества бит, одинакового для каждого спортсмена. Каков информационный объем сообщения, записанного устройством, после того как промежуточный финиш прошли 90 участников?
  3. Сколько существует различных последовательностей из символов «точка» и «тире», длиной ровно в семь символов?
  4. Определить количество информации, полученной вторым игроком после первого хода первого игрока, в игре «крестики-нолики» на поле размером 7*7 клеток.
  5. Пользователь компьютера может вводить в минуту  160 знаков. Мощность используемого алфавита равна 128. Какое кол-во информации может ввести пользователь в компьютер за 15 минут?

Вариант 6

Измерение информации

  1. Световое табло состоит из лампочек. Каждая лампочка может находиться в одном из двух состояний («включено», «выключено» ). Какое наименьшее количество лампочек должно находиться на табло, чтобы с его помощью можно было передать 95 различных сигналов?
  2. Из шапки вынимают шарики с номерами и известно, что информационное сообщение о номере шарика несет 9 битов информации. Определите кол-во шариков в шапке?
  3. Определите информативность сообщения «7-2=5», если для описания математических формул необходимо воспользоваться 512  -символьным алфавитом.
  4. Художник для создания картины воспользовался черным, белым  и красным цветами. Всего у него было 32 цвета. Сколько бит информации содержится в сообщении, что картина имеет трехцветную гамму?
  5. Сколько бит информации содержится в 1/5 килобайт?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Понятие информации. 7 класс

Слайд 2

Познавая окружающий мир, каждый из нас формирует свое представление о нем. Информацию мы получаем из различных источников: читаем, смотрим телевизор, изучаем новости в интернет, дотрагиваемся до предмета или пробуем какую-нибудь пищу.

Слайд 3

Информация –это сведения о окружающем мире, которые расширяют уровень осведомленности человека. Термин «информация» в переводе с латинского означает «разъяснение, изложение, набор сведений». Информация –это очень емкое и глубокое понятие, которому не просто дать четкое определение.

Слайд 4

Восприятие информации Мир вокруг нас полон всевозможных образов, звуков, запахов и всю эту информацию доносят до сознания человека его органы чувств: Зрение Слух Обоняние Вкус Осязание. С их помощью человек формирует свое первое представление о любом предмете, живом существе, произведении искусства, явлении и пр.

Слайд 5

Глаза Глазами люди воспринимают зрительную (визуальную) информацию. Это может быть текст книги, картина в музее, географическая карта, дорожный знак.

Слайд 6

Органы слуха Органы слуха доставляют информацию в виде звуков ( аудиальную ): Речь Звонки телефона  Пение птиц Музыку Шум мотора

Слайд 7

Органы обоняния Органы обоняния позволяют человеку ощущать запахи. Обычно мы не задумываемся о том, что окружающие нас запахи это тоже очень важная информация. Когда мы хотим охарактеризовать запах то стараемся дать ему сравнительную оценку: тяжелый, легкий, пряный, приятный. Существует очень редкая специальность «парфюмер». Это человек смешивающий различные экстракты цветов, фруктов и получающий новое сочетание, которое используется при изготовлении духов, гелей.

Слайд 8

Органы вкуса Органы вкуса несут человеку информацию о вкусе еды. Представьте себе, что было бы, если бы вы не обладали этим чувством! Вы не смоглибы отличить апельсин от соленых огурцов. Исторические исследования показали, что встречаются люди с обостренным чувством вкуса. Например, найдены записи о том, что древнеримские гастрономы по вкусу рыбы определяли, в каком месте реки Тибр она была выловлена.

Слайд 9

Органы осязания Органы осязания позволяют получить информацию о температуре предмета (горячий или холодный), о состоянии поверхности (гладкая или шершавая, мокрая или сухая). Такая информация называется тактильной. В полной темноте мы не можем отличить черный шарик от белого, но мы можем отличить шарик сделанный из резины от стеклянного шарика. Практически 90% информации человек получает при помощи органов зрения 9% посредством органов слуха 1% при помощи остальных органов чувств.

Слайд 10

Животные и растения

Слайд 11

Формы Представление информации Текстовая Числовая Графическая Звуковая Комбинированная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная презентация к дистанционному курсу «Измерение информации. Алфавитный подход к измерению информации»

Аннотация курса: Наша современная жизнь протекает в эпоху высоких технологий, одной из сторон которой является ИНФОРМАЦИЯ. Информация является отправной точкой во всем курсе «Информатики» и использова...

Конспект урока с использованием ЭОР "Измерение информации, алфавитный подход" (8 кл)

Цель урока: создание условий для формирования знаний об единицах измерения информации, алфавитного подхода к измерению информации.Задачи:обучающие: изучить алфавитный подход измерения информации и осн...

Методическая разработка урока: Разноуровневый подход к обучению информатики, как средство повышения познавательного интереса учащихся к предмету на примере темы: "Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации". 7 класс.

Тема: "Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации" является наиболее важной областью изучения информатики, поэтому считаю необходимым усвоение материала всеми уча...

Технологическая карта урока "Информатика и ИКТ", 7 класс ФГОС по теме "Измерение информации. Алфавитный подход к измерению информации"

Тип урока: Освоение новых знанийЗадачи урока:1)  рассмотрение алфавитного подхода к измерению информации;2)  определение информационного веса символа произвольного алфавита;3)  определе...

Методическая разработка урока информатики «Подходы к измерению информации. Алфавитный подход» 8 класс, УМК Л.Л. Босовой

Конкурс профессионального мастерства учителей общеобразовательных организации  г. Льгова Курской области«Лучший урок по ФГОС с применением активных форм учебной деятельности»по направ...

«Подходы к измерению информации. Алфавитный подход», 7 класс

Формирование основ функциональной грамотности средствами учебного предмета «Информатика»...