Графики. Наглядное представление процессов изменения величин
план-конспект урока по информатике и икт (6 класс)

Мацнева Татьяна Сергеевна

Урок-практикум по информатике в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_grafiki_i_diagrammy.docx29.38 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока информатики в 6 классе
«Графики. Наглядное представление процессов изменения величин»

(урок усвоения новых знаний)

Этапы урока:

1. Организационный – 1 мин.

2. Актуализация и проверка усвоения изученного материала – 3 мин.

3. Формулирование темы и цели урока – 4 мин

4. Объяснение нового материала, первичное усвоение новых знаний – 10 мин.

5. Физкультминутка – 2 мин.

6. Продуктивное использование полученного знания (выполнение практической работы на компьютере) – 13 мин.

7. Закрепление изученного материала – 5 мин.

8. Обобщение темы урока. Домашнее задание. Выставление оценок. Рефлексия – 2 мин.

№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1

Организационный.

Приветствие обучающихся, проверка отсутствующих. Проверка готовности обучающихся к уроку.

Проверяют свою готовность к уроку.

личностные –

самоопределение;

регулятивные –

коррекция, волевая саморегуляция.

2

Актуализация и проверка усвоения изученного материала.

Слайд 1- 4 презентация

Учитель ведет беседу с обучающимися, задает вопросы по изученному на прошлом уроке материалу. На слайдах представляет задания для обучающихся.

- В какой наглядной форме лучше представить данную текстовую информацию? (текст на слайде)

- Какую информацию можно получить из диаграммы?

- О какой информационной модели идет речь?

- Приведите еще примеры текстовой информации, которую лучше представить в виде таблицы или диаграммы.

Обучающиеся отвечают на вопросы учителя, дают ответы на представленные задания, ведут обсуждение заданий.

регулятивные –

выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что подлежит усвоению;

познавательные – умение рассуждать, анализировать.

3

Формулирование темы и цели урока.

Слайд 5 - 10

Учитель ставит перед обучающимися проблемную ситуацию.

- Предположим, что вы готовитесь к школьной географической конференции, на которой вам поручили собрать сведения о погоде за месяц. В течение всего месяца вы собирали информацию о температуре воздуха, давлении, влажности, облачности, направлении и скорости ветра. Соответствующую информацию вы заносили в заранее подготовленную таблицу, и вот что у вас получилось: учитель демонстрирует на слайде таблицу о погоде в мае.

Конечно, можно перечертить эту таблицу на большой лист ватмана и продемонстрировать одноклассникам этот результат. Но смогут ли они воспринять эту информацию, обработать ее и сложить представление о погоде в мае?

Вы собрали большое количество информации, она точная, полная и достоверная, но в табличном виде она трудно воспринимается. Такая информация не будет интересна слушателям, так как совершенно ненаглядна.

Как же нам сделать эту информацию наглядной? С помощью чего визуализировать данную информацию?

Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Какова главная цель урока?

Чему мы сегодня научимся?

Учитель формулирует вместе с учащимися тему и цели урока, указывает на ключевые слова, которые будут рассмотрены в ходе урока.

Обучающиеся формулируют тему урока и цели на уроке, отвечают на вопросы учителя. Тема урока «Графики. Построение графиков».

Обучающиеся формулируют вопросы, которые в ходе урока познакомят их со следующими понятиями: график; зависимая величина; независимая величина; график с маркерами.

личностные – смыслообразование, самоопределение;

коммуникативные – планирование, постановка вопросов и заданий;

познавательные –

поиск и выделение информации, выдвижение предположений, анализ и синтез, решение проблемы.

регулятивные –

целеполагание, планирование.

4

Объяснение нового материала,

первичное усвоение новых знаний.

Учитель объясняет новый материал

Слайд 11-12

График – линия, дающая наглядное представление о характере зависимости какой-либо величины от другой. График позволяет отслеживать динамику изменения данных.

На графике изображают две координатные оси под прямым углом друг к другу. Эти оси являются шкалами, на которых откладываются представляемые значения. Одна величина является зависимой от другой – независимой. Значения независимой величины обычно откладывают на горизонтальной оси (оси OX), а зависимой величины – на вертикальной оси (оси OY). При изменении независимой величины меняется зависимая величина. Значения зависимой величины изображаются: в виде кривых; в виде точек; в виде кривых и точек.

Слайд 13

На примере графика движения обучающиеся вместе с учителем определяют зависимую и независимую величины, и отвечают на вопрос «Какую информацию можно определить по графику движения?».

После этого обучающиеся выполняют интерактивное задание на чтение графика.

Слайд 14

Далее учитель переходит к объяснению вопроса «Как построить график движения в текстовом процессоре?», используя файл – заготовку График.doc.

Слайд 15

Вернемся к нашей таблице Погода в мае.

- Какие графики можно построить по данным таблицы о погоде в мае?

По данным таблицы можно построить следующие графики: изменения температуры воздуха;

изменения влажности воздуха;

изменения атмосферного давления.

Обучающиеся слушают учителя, отвечают на вопросы.

Обучающиеся, работая в группах, выполняют задание на карточках. Результаты записывают в карточки и на интерактивной доске, поясняют результаты полученных вычислений.

Обучающиеся открывают файл – заготовку График.doc и под руководством учителя строят график движения.

По таблице Погода в мае определяют «Какие графики можно построить по полученным данным?»

познавательные

поиск и выделение информации, умение анализировать и синтезировать, выдвижение предположений, решение проблемы.

личностные –

оценивание усвоенного содержания;

предметные – умение работать с графиками, анализировать информацию по графику; умение отрывать файл по заданному пути;

метапредметные – вычислительные навыки, умение работать в текстовом процессоре;

коммуникативные – умение работать в группах.

5

Физкультминутка.

Слайд 16

Учитель открывает видеофайл с физкультминуткой.

Обучающиеся выполняют упражнения.

личностные – умение распределять режимы труда и отдыха;

метапредметные – формирование основ здорового образа жизни.

6

Продуктивное использование полученного знания (выполнение практической работы на компьютере).

Слайд 17

Учитель разбивает обучающихся на 3 группы (каждой группе назначается свой № варианта) для выполнения практической работы на компьютере по созданию графиков. Каждый обучающийся открывает файл - заготовку с определенным № варианта работы. Каждый вариант содержит 2 уровня заданий. 1 уровень содержит задания по построению графика, 2 уровень – 6 заданий на чтение и анализ информации по построенному графику. Выполняя задания 1-го уровня обучающийся может набрать только 5 баллов, каждое задание 2-го уровня оценивается 1 баллом. Таким образом за всю верно выполненную работу можно получить 11 баллов.  

 По истечению отведенного времени на выполнение практической работы обучающиеся меняются местами внутри каждой группы.

Слайд 18, 19, 20

Учитель демонстрирует каждый из графиков на слайдах презентации и говорит верные ответы на задания 2 уровня.

Обучающиеся оценивают работы, внося баллы в оценочные листы.

Обучающиеся выполняют самостоятельно практическую работу за компьютером и задания к практической работе.

После окончания выполнения практической работы меняются местами внутри группы и проверяют ответы на выполненные задания в соответствии с графиком в презентации учителя. Заносят в оценочный лист баллы за выполненные задания.

метапредметные – ИКТ-компетентность (умение работать в текстовом процессоре);

предметные–умение создавать в текстовом процессоре графики;

личностные – понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни; понимание значения использования наглядных моделей;

коммуникативные – умение работать в группе.

7

Обобщение темы урока. Закрепление изученного материала.

Слайд 21, 22

Учитель акцентирует внимание обучающихся на основные моменты нового материала, спрашивает у обучающихся о достигнутых на уроке целях и предлагает для самопроверки пройти интерактивное тестирование в среде MyTestX или по ссылке.

Систематизируют основные понятия новой темы, проверяют полученные знания, выполняя интерактивный тест.

личностные – умение выделять основное в изложенном материале;

метапредметные – умение работать с программой MyTestX;

8

Домашнее задание. Выставление оценок. Рефлексия.

Слайд 23

Д/з - § 12 (п.1,2); вопросы 1-3 к параграфу; РТ: № 135.

Выставляет оценки, учитывая полученную оценку за тест и количество баллов за выполнение практической работы.

Слайд 24

В заключение урока, используя электронную таблицу «Усвоение материала» (облачный сервис Google Docs, ссылка на ресурс находится на Рабочем столе в файле Усвоение материала.doc), учитель предлагает обучающимся в качестве рефлексии определить, на каком уровне находятся их знания. Построенные диаграммы на основании данных таблицы показывают степень усвоения обучающимися нового материала.

Записывают домашнее задание.

Определяют уровень усвоения нового материала.

регулятивные –

выделение и осознание обучающимися того, что усвоено и что подлежит усвоению или закреплению;

личностные

оценивание усвоенного содержания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок: «Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин.».

Урок обобщения и закрепления умений  по построению диаграмм в Excel. Урок построен на географическом материале. Урок можно проводить в 7 классе (УМК Босова), а также при изучении электронных табл...

Использование средств деловой графики для наглядного представления данных средствами электронной таблицы

Практическая работа: "Использование средств деловой графики для наглядного представления данных средствами электронной таблицы"...

Тема урока: Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин

Класс: 7 Тип урока: урок изучения нового материала Цели урока: научить учащихся представлять числовую информацию в графическом виде, познакомить учащихся с различными видами диаграмм в ЭТ; и...

Кривая обучаемости как средство наглядного представления качественных изменений в образовательной программе

Опыт по диагностике резултативности и оценке изменений в программе и степень их взаимосвязанности...

"Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин и их соотношений."

quot;Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин и их соотношений."...