Урок: «Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин.».
олимпиадные задания по информатике и икт (7 класс) по теме
Урок обобщения и закрепления умений по построению диаграмм в Excel. Урок построен на географическом материале. Урок можно проводить в 7 классе (УМК Босова), а также при изучении электронных таблиц в 9 классе (УМК Угринович).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka.doc | 251.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №16»
Графики и диаграммы. Наглядное представление соотношения величин.
Климат материка Евразия.
(Интегрированный урок информатики и географии
в 7 «Б» классе в рамках методической недели)
Учитель географии:
Колесникова Ираида Ивановна
Учитель информатики:
Логунова Ирина Александровна
г. Губкин
2010
Тема урока: «Графики и диаграммы. Наглядное представление соотношения величин. Климат Евразии».
Цели:
Образовательная: научить строить диаграммы, выявить особенности климата материка, основные черты изменений климатических условий в пределах одного климатического пояса и главные причины, обуславливающие эти изменения.
Развивающая: учить анализировать, делать выводы;
Воспитательная: воспитание сознательного отношения к учебе, бережного отношения к природе, активной жизненной позиции.
Тип урока: комбинированный.
План урока:
- Организационный момент.
- Сообщение темы и цели занятия
- Актуализация опорных знаний по информатике.
- Географический диктант.
- Физкультминутка.
- Выполнение практической работы по группам.
- Защита практической работы.
- Подведение итогов.
- Рефлексия.
- Домашнее задание.
1. Организационный момент.
- Приветствие
- Проверка присутствия учащихся
- Проверка готовности аудитории к работе
Учитель информатики: Сегодня мы встретились с вами на не совсем обычном уроке. Мы обобщим и закрепим умения по построению диаграмм в Excel. Вы покажете нам, как вы научились работать с этой программой и как вы усвоили знания, полученные при изучении темы.
Сегодня с вами будут работать два учите ля, соответственно к вам будут предъявлены двойные требования. Для меня важно то, как вы, применяя полученные на уроках знания по информатике, будете использовать компьютер. А для учителя географии будут важны ваши знания по географии. Для выполнения практического задания, нам необходимо разделится на группы по 4 человека.
2. Сообщение темы и цели занятия:
Тема: Графики и диаграммы. Наглядное представление соотношения величин. Климат Евразии. Построение диаграмм в MS Excel.
Цель занятия: научить строить диаграммы, выявить особенности климата материка, основные черты изменений климатических условий в пределах одного климатического пояса и главные причины, обуславливающие эти изменения.
Учащиеся записывают в тетрадь цели урока.
3. Актуализация опорных знаний по информатике:
Фронтальный опрос:
- Каким образом можно визуализовать большой объем однотипной информации?
- Каким образом можно дать наглядное представление о соотношении величин?
- Чем отличается столбчатая диаграмма от круговой?
- С помощью какой диаграммы удобнее представить многорядные типы данных?
Ответы учащихся:
1. С помощью графиков. На графике изображают две координатные оси под прямым углом друг к другу. Эти оси являются шкалами, на которых откладывают представляемые значения. Одна величина является зависимой от другое – независимой. Значения независимой величины обычно откладывают на горизонтальной оси (оси X, или оси абсцисс), а зависимой величины - на вертикальной (оси Y, или оси ординат). При изменении независимой величины. Например, температура воздуха (зависимая величина) может изменятся во времени (независимая величина). Таким образом. График показывает, что происходит с Y при изменении X. На графике значения изображаются в виде кривых, точек или и того, и другого одновременно.
2. Круговая диаграмма служит для сравнения нескольких величин в одной точке. Особенно полезна, если величины в сумме составляют нечто целое (100%). Круговые диаграммы удобно использовать для наглядного изображения соотношения между частями исследуемой совокупности. Большое количество секторов затрудняет восприятие информации по круговой диаграмме. Поэтому круговая диаграмма, как правило, не применяется для более чем пяти – шести значений данных
3. Столбчатые диаграммы состоят из параллельных прямоугольников (столбиков) одинаковой ширины. Каждый столбик показывает один тип качественных данных и привязан к некоторой опорной точке горизонтальной оси — оси категорий. Высота столбиков пропорциональна значениям сравниваемых величин Соответствующие значения откладываются на вертикальной оси значений.
4. Можно построить столбчатую диаграмму. В этом примере опорными точками являются имена учеников. В каждой опорной точке построена группа из четырех столбиков — по числу предметов. Сравнение здесь можно проводить как среди прямоугольников, отно сящихся к одной группе (сравниваем успеваемость одного ученика по всем предметам), так и между группами (срав ниваем успеваемость учеников между собой). Для того чтобы наглядно сравнить суммы нескольких величин в нескольких точках и при этом показать вклад каждой величины в общую сумму, используют ярусные диаграммы. Понять идею ярусной диаграммы можно путем мыс ленного преобразования столбчатой диаграммы. Пред ставьте, что столбики в каждой группе расположены не рядом друг с другом, а один над другим.
Учитель информатики: Таким образом мы выяснили , что могут быть визуализированы большие объемы однотипной табличной информации с помощью графиков и диаграмм, наглядно представить процесс изменения величин можно с помощью графиков, а обеспечивает наглядное представление о соотношении величин- диаграмма.
А теперь проверим ваши знания по географии, так как они нам понадобятся для дальнейшей работы по построению графиков и диаграмм ..
Учитель географии: Для проверки наших знаний мы проведем географический диктант. Возьмите задания, распечатанные на листочках, они лежат на ваших столах.
4. Географический диктант.
- Горы, являющиеся границей между Европой и Азией.
- Море, омывающее Европу с юга.
- Крайняя южная точка Евразии.
- Океан, омывающий Европу с севера.
- Океан, омывающий Европу с востока.
- Крупнейший полуостров на севере Европы.
- Крайняя восточная точка.
- Крупнейший полуостров на юге Азии.
- Крупнейший полуостров на юго-западе Евразии.
- Крайняя западная точка.
На доске:
1. | Уральские горы |
2. | Средиземное море |
3. | м.Пиай |
4. | Северный Ледовитый |
5. | Тихий океан |
6. | Скандинавский |
7. | м.. Дежнева |
8. | Полуостров Индостан |
9. | Аравийский полуостров |
10. | м. Рока |
Учитель географии: Обменяемся тетрадями и проведем взаимную проверку диктанта. Правильные ответы и критерии оценки посмотрите на слайде.
Критерии отметок
9-10 ответов правильно «5»
7-8 ответов правильно «4»
6-5 ответов правильно «3»
Учитель географии: Поднимите руку кто получил 5, кто получил 4, кто получил 3. Молодцы, справились с заданием.
5. Физкультминутка.
6. Выполнение практической работы по группам.
Учитель информатики: Умение строить диаграммы является неотъемлемо частью любой профессиональной деятельности специалиста. Графические методы представления числовой информации помогают описанию, а затем анализу данных. С помощью диаграмм легко выяснить и наглядно представить закономерности, которые трудно бывает уловить в таблицах.
Сегодня мы выполняем практическое задание по построению графиков и диаграмм в электронных таблицах. Для построения наших графиков и диаграмм мы будем использовать данные о температуре и количестве атмосферных осадков для различных городов Евразии. На ваших рабочих местах для каждой группы подготовлено задание набор табличных данных, соответствующих различным климатическим поясам. Переходим на рабочие места. Ваша задача построить график температур, диаграмму количества осадков, в своей группе выбрать представителя, который представит и защитит вашу работу. Файлы работ собираем в сетевой папке.
7. Защита практической работы.
Выступления учащихся:
1) Мыс Челюскин. Здесь круглый год господствует сухой и хо лодный арктический воздух, зима суровая и холодное лето, осадков
выпадает мало - 187 мм за год, в основном в виде снега или моросящих дождей (138 дней с осадками). Хорошо выражено одно время года — зима. Большое ли многообразие животных здесь?
2) Самая большая территория Евразии лежит в умеренном климатическом поясе. Благодаря западному переносу воздушных масс в этом поясе особенно хорошо видна смена типов климата по на правлению с запада на восток.
Рассматриваем климатическую диаграмму Лондона. Благодаря воздушным массам, приходящим с Атлантического океана, зима здесь мягкая и тёплая. Осадки выпадают в течение всего года. Ле том преобладает пасмурная, облачная погода. Солнечные дни ред ки. Зимой погода неустойчивая, часто идут моросящие дожди, дол го держится туман.
Снег бывает редко и вскоре тает. Это морской климат умерен ного пояса.
Неаполь. Зима тёплая, лето жаркое. Большая часть осадка выпадает зимой. Летом, с приходом тропического воздуха, уста навливается жаркая сухая погода. Дожди очень редки. Над головой безоблачное «вечно голубое» небо. Зимой на побережье Средизем ного моря погода иная: часто идут дожди, тепло. Продолжаете вегетация растений. Дожди приносят влажные западные ветр: Атлантического океана. Средняя температура и зимой выше 0°С. Это средиземноморский субтропический климат.
В субтропическом поясе мы можем наблюдать большое много образие всех жизненных форм. Условия для жизни здесь более бла гоприятные, чем в предыдущих рассмотренных поясах. Однако да же среди вечнозелёных растений, мы встречаем жестколистные растения, листья которых покрыты восковым слоем. К каким усло виям выработалось такое приспособление?
Черапунджи. Зима тёплая, лето жаркое. Большая часть осадков выпадает летом. Средняя температура зимой выше 0°С. Вследст вие сильного прогревания материка летом и низкого давления над ним экваториальные массы далеко проникают к северу, заходя за тропики. Они приносят с Индийского океана много влаги, и летний муссон сопровождается обильными дождями. Главный фактор климата здесь - ветры муссоны. Это субэкваториальный климат.
8. Подведение итогов.
Учитель информатики: все хорошо справились с практическим заданием, хотя и были некоторые недостатки при оформлении диаграмм. Вы сохранили работы на компьютерах, я проанализирую ваши работы и поставлю оценки; отвечавшие у доски по информатике Мокшина Алина, Уварова Ксения, Поволяев Женя, Логунов Илья получают оценку- «5».
9. Рефлексия.
10. Домашнее задание.
Информатика: учебник §2.9
Рабочая тетрадь: упражнение № 52 стр.73, заполнить кроссворд
География: § 62 вопросы1-3 устно, заполнить контурную карту: климатические пояса и области Евразии.
Дополнительное домашнее задание
Объяснить причины высокой влажности Черапунджи.
Учитель географии: Спасибо вам за хорошую работу! Урок окончен.
Приложения
1. Табличные данные для практической работы.
Неаполь | Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек |
Средняя температура,°C | 9 | 9 | 11 | 13 | 18 | 22 | 24 | 24 | 22 | 17 | 12 | 10 |
Кол-во осадков,мм | 104 | 98 | 86 | 76 | 50 | 34 | 24 | 42 | 80 | 130 | 162 | 121 |
Лондон | Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек |
Средняя температура,°C | 5 | 6 | 8 | 9 | 13 | 16 | 18 | 18 | 16 | 12 | 8 | 6 |
Кол-во осадков,мм | 52 | 34 | 42 | 45 | 47 | 53 | 38 | 47 | 57 | 62 | 52 | 54 |
Челюскин | Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек |
Средняя температура,°C | -27 | -27 | -26 | -20 | -10 | -1 | 1 | 1 | -2 | -12 | -21 | -25 |
Кол-во осадков,мм | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 20 | 30 | 30 | 20 | 10 | 10 | 10 |
Ташкент | Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек |
Средняя температура,°C | 1 | 2 | 8 | 16 | 20 | 26 | 28 | 26 | 20 | 13 | 8 | 4 |
Кол-во осадков,мм | 58 | 57 | 65 | 61 | 41 | 11 | 3 | 2 | 6 | 29 | 41 | 54 |
2. Пример выполненного практического задания
Неаполь | Янв | Март | Май | Июль | Сент | Нояб | ||
Температура | 9 | 11 | 18 | 24 | 22 | 12 | ||
Количество осадков | 104 | 86 | 50 | 24 | 80 | 162 | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок Информатика и ИКТ Тема: Деловая графика. Построение графиков и диаграмм средствами редактора электронных таблиц Microsoft Excel
Разработка урока и презентация по информатике и ИКТ в 9 кл. по теме: Деловая графика. Построение графиков и диаграмм средствами редактора электронных таблиц Microsoft Excel...
Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин.
Конспект для 7 класса, по учебнику Л.Л. Босова....
Тема урока: Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин
Класс: 7 Тип урока: урок изучения нового материала Цели урока: научить учащихся представлять числовую информацию в графическом виде, познакомить учащихся с различными видами диаграмм в ЭТ; и...
Методическая разработка урока в 7 классе на тему: "Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин"
Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин...
Презентация по информатике к уроку "Графики и диаграммы. Наглядное соотношение величин"
Презентация "Графики и диаграммы. Наглядное соотношение величин"...
"Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин и их соотношений."
quot;Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин и их соотношений."...
Презентация для урока "Графики и диаграммы" 6 класс
Изучение диаграмм и графиков с помощью примеров повседневной жизни....