Практическая работа №3
материал по информатике и икт (8 класс)
Математические основы информатики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Практическая работа№3 | 24.83 КБ |
Практическая работа №4 | 35.69 КБ |
Практическая работа №5 | 27.44 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА 1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ
Практическая работа №3
Тема: Таблицы истинности. Определение истинности логического выражения
Цель: Приобретение навыков определения истинности логических выражений, а также построения таблиц истинности.
Задания
- Для какого из приведённых значений числа X ложно высказывание:
НЕ (X < 6) ИЛИ (X < 5)?
- 7
- 6
- 5
- 4
- Для какого из приведённых значений числа X истинно высказывание:
(X < 7) И НЕ (X < 6)?
- 4
- 5
- 6
- 7
- Для какого из приведённых чисел истинно высказывание:
(число < 100) И НЕ (число чётное)?
- 156
- 105
- 23
- 10
- Для какого из приведённых чисел истинно высказывание:
НЕ (Первая цифра чётная) И (Последняя цифра нечётная)?
- 1234
- 6843
- 3561
- 4562
- Для какого из приведённых имён ложно высказывание:
НЕ (Первая буква гласная) ИЛИ НЕ (Последняя буква согласная)?
- Арина
- Владимир
- Раиса
- Ярослав
- В таблице приведены запросы к поисковому серверу. Для каждого запроса указан его код — соответствующая буква от А до Г. Расположите коды запросов слева направо в порядке возрастания количества страниц, которые нашёл поисковый сервер по каждому запросу. По всем запросам было найдено разное количество страниц. Для обозначения логической операции «ИЛИ» в запросе используется символ «|», а для логической операции «И» — «&»:
6.1 Код Запрос
А Лебедь | Рак | Щука
Б Лебедь & Рак
В Лебедь & Рак & Щука
Г Лебедь | Рак
6.2 Код Запрос
А Солнце | Воздух | Вода
Б Солнце & Воздух & Вода
В (Солнце | Воздух) & Вода
Г Солнце | Воздух
- В таблице приведены запросы и количество страниц, которые нашел поисковый сервер по этим запросам в некотором сегменте Интернета:
7.1 Запрос Количество страниц
(тыс.)
шахматы | теннис 7770
теннис 5500
шахматы & теннис 1000
Сколько страниц (в тысячах) будет найдено по запросу шахматы
7.2 Запрос Количество страниц
(тыс.)
фрегат | эсминец 3000
фрегат 2000
эсминец 2500
Сколько страниц (в тысячах) будет найдено по запросу фрегат & эсминец
- Составить таблицы истинности для следующих логических выражений:
- F = X&Y∨X;
- F = (X&Y) ∨Z;
- F = (X∨Y) & (Y∨X);
- F = (A∨B) & ( B∨A∨B ).
Источники:
- http://nsportal.ru/blog/obshcheobrazovatelnaya-tematika/all/2012/06/15/interesnye-zadachi-po-sistemam
- http://festival.1september.ru/articles/501050/
- Источник: ГИА по информатике 31.05.2013. Основная волна. Сибирь, Дальний Восток. Вариант 1305.
- http://kategrehova.jimdo.com/%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%B3%D0%B0%D0%BC/%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B8-%D0%B8%D0%BD
Предварительный просмотр:
Практическая работа №4
Тема: Упрощение логических выражений. Логические схемы
Цель: Приобретение навыков упрощения логических выражений, а также построения логических схем.
Основные законы логики:
А = А – закон тождества
А & = 0 – закон непротиворечия
A ∨ = 1 – закон исключенного третьего
= А – закон двойного отрицания
-------------------------------------------------------------
Свойства констант:
= 1 = 0
А ∨ 0 = А А & 0 = 0
А ∨ 1 = 1 А & 1 = 1
-------------------------------------------------------------
Законы идемпотентности:
А ∨ А = А
А & А = A
-------------------------------------------------------------Законы коммутативности:
А ∨ В = В ∨ А
А & В = В & А
------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------
Законы ассоциативности:
А ∨ (В ∨ С) = (А∨ В) ∨ С
А & (В & С) = (А & В) & С
-------------------------------------------------------------
Законы дистрибутивности:
А ∨ (В & С) = (А∨ В) & (А ∨ С)
А & (В ∨ С) = (А & В) ∨ (А& С)
-------------------------------------------------------------
Законы поглощения:
А ∨ (А & В) = А
А & (А ∨ В) = А
-------------------------------------------------------------
Законы де Моргана:
-------------------------------------------------------------
Базовые логические элементы компьютера
Логический элемент И
конъюнктор
Логический элемент ИЛИ
дизъюнктор
Логический элемент НЕ
инвертор
Задания
1. Упростить логическое выражение
- ¬(В & А) v ¬(С & В)
- ¬Х & (¬Y v X)
- (A ∧ B)∨(A∧¬B)
- (A ∨ B)∧(¬A∨B)
- ¬(¬Х∧¬Y)
- (¬X∨Y)∧X
- ¬(A∨¬B)
- А∧ (¬В∨ ¬В∧¬С)
- A ∧ B + ¬B + ¬A ∧ B
- A + A ∧ B + A ∧ C
- Х&X&1
- 0&Xv0
- 0vX&1
- B&(AvA&B)
- (AvC)&(AvC)&(BvC)
- A&B v A&Bv A&BvB&C
- не (Х и (не Х и не Y))
- не Х или (не (Х и Yи не Y))
- не Х и (не(неY или Х))
2. Логические схемы
- Построить таблицу истинности и логическую схему для логического выражения
у = not A and B or C
у = A and not (B or C)
- По заданной таблице истинности постройте логическую функцию и логическую схему
Х | Y | not X | F |
0 | 0 | 1 | 0 |
0 | 1 | 1 | 1 |
1 | 0 | 0 | 0 |
1 | 1 | 0 | 1 |
- Постройте логическую схему: A∨ (B∨¬B∧¬C)
- Символом F обозначено одно из указанных ниже логических выражений от трех аргументов: X, Y, Z.
Дан фрагмент таблицы истинности выражения F:
X | Y | Z | F |
0 | 0 | 0 | 0 |
1 | 1 | 0 | 1 |
1 | 0 | 0 | 1 |
0 | 1 | 1 | 0 |
1 | 1 | 1 | 1 |
Запишите логическое выражение, соответствующее этому фрагменту и составьте логическую схему.
- Запишите функцию F(X,Y), реализованную в нижеследующих схемах:
Предварительный просмотр:
ТЕМА1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ
Практическая работа №5
Тема: Решение логических задач.
Цель: Приобретение навыков в решении логических задач различными методами.
Задания
- Министры иностранных дел России, США и Китая обсудили за закрытыми дверями проекты соглашения о полном разоружении, представленные каждой из стран. Отвечая затем на вопрос журналистов: "Чей именно проект был принят?", министры дали такие ответы:
Россия — "Проект не наш, проект не США";
США — "Проект не России, проект Китая";
Китай — "Проект не наш, проект России".
Один из них (самый откровенный) оба раза говорил правду; второй (самый скрытный) оба раза говорил неправду, третий (осторожный) один раз сказал правду, а другой раз — неправду.
Определите, представителями каких стран являются откровенный, скрытный и осторожный министры.
- Три ученика, Саша, Коля и Вова, прогуляли информатику. Когда их спросили, кому пришла в голову эта идея, они ответили следующее:
Саша: «Я никогда не призывал к прогулу, это была идея Коли».
Коля: «Я никогда не предложил бы это первым, во всем виноват Вова».
Вова: «Эта идея пришла в голову Коле. Я просто пошел за компанию».
Внутренним чутьем учитель почувствовал, что один ученик говорит правду, второй говорит правду только наполовину, а третий – лжет. Кто из учеников был инициатором прогула?
- Три подруги, Галина, Ольга, Валентина отправились за покупками. На вопрос, кто из них купил туфли, женщины ответили следующее:
Валентина: «Я не покупала туфли, покупала Галина».
Галина: «Я не покупала туфли, и Ольга тоже».
Ольга: «Галина не покупала туфли, это Валентина купила».
Их общая подруга Марина захотела узнать правду, она знала, что одна из подруг говорит правду, вторая говорит правду только наполовину, а третья – лжет. Кто из женщин приобрёл обновку?
- Инспектор Борисов расследует дело о хищении. В этом преступлении подозреваются Брагин, Кургин и Лиходеев. Каждый из них дал следующие показания:
Брагин: «Я не делал этого. Это сделал Лиходеев».
Лиходеев: «Я не виноват, но и Кургин тут не причем».
Кургин: «Лиходеев не виновен. Преступление совершил Брагин».
Инспектор Борисов точно установил, что хищение совершили двое, кроме того, подозреваемые путались в показаниях и каждый из них не дал полностью правдивых показаний. После этого инспектор назвал преступников. Кто же они?
- Трое друзей, футбольных болельщиков, спорили о результатах предстоящего турнира. Мнение Юрия: «Вот увидите, "Барселона" не станет первой. "Зенит" будет первым». Мнение Виктора: «Победителем будет "Барселона". А о "Зените" и говорить нечего, ему не быть первым».
Мнение Леонида: «Первого места "Реалу" не видать, а вот у "Барселоны" есть все шансы на победу». По завершении соревнований оказалось, что каждое из двух предположений двоих друзей подтвердилось, а оба предположения третьего из друзей оказались неверны. Кто выиграл турнир?
- Три ученика различных школ города Новгорода приехали на отдых в один летний лагерь. На вопрос вожатого, в каких школах Новгорода они учатся, каждый дал ответ:
Петя: «Я учусь в школе № 24, а Леня — в школе № 8».
Леня: «Я учусь в школе № 24, а Петя — в школе № 30».
Коля: «Я учусь в школе № 24, а Петя — в школе № 8».
Вожатый, удивленный противоречиями в ответах ребят, попросил их объяснить, где правда, а где ложь. Тогда ребята признались, что в ответе каждого из них одно утверждение верно, а другое — ложно. В какой школе учится каждый из мальчиков?
- Три молодые мамы Анна, Ирина и Ольга, гуляя в парке со своими малышами, встретили свою четвертую подругу. На вопрос, как зовут малышей, желая подшутить над подружкой, они ответили:
Анна: моего малыша зовут Денис, а Кирилл – сын Ирины.
Ирина: моего сыночка зовут Максим; а Кирилл – сын Анны.
Ольга: мой мальчик – Кирилл, а сына Анны зовут Максим.
Каждая из них один раз сказала правду и один раз солгала.
Как зовут мальчиков Анны, Ирины и Ольги?
- В классе есть отличники, хорошисты, троечники и двоечники. Определите по следующим суждениям, кем являются Маша, Лена, Кирилл и Даша, если известно, что в каждом суждении истинно только одно убеждение.
1: Маша – хорошистка, Лена – двоечница;
2: Кирилл – отличник, Даша – хорошистка;
3: Кирилл хорошист, Лена – троечница.
- В соревнованиях по гимнастике на первенство школы участвуют Алла, Валя, Таня и Даша. Болельщики высказали предположения о возможных победителях.
1-й болельщик: «Первой будет Таня, Валя будет второй»,
2-й болельщик: «Второй будет Таня, Даша—третьей».
3-й болельщик: «Алла будет второй, Даша—четвертой».
По окончании соревнований оказалось, что в каждом предположении только одно из высказываний истинно, другое же ложно. Какое место на соревнованиях заняла каждая из девочек, если все они оказались на разных местах?
- Четыре марсианки, оказавшиеся на Земле в 2... году, на вопрос об их возрасте дали ответы:
МИ—22года,МЕ—21 год.
МО—19 лет, МИ—21 год.
МА—21 год, МО—18 лет.
Все марсианки разных возрастов, притом только данных: 18,19,21 и 22.
В каждом ответе одна часть верна, другая — нет. Сколько лет каждой марсианке?
- Три друга обсуждали историю Нового года, при этом каждый сказал следующее:
Празднование Нового года с 1 января установили во Франции в 45 году до Рождества Христова (Юлием Цезарем)
Празднование Нового года с 1 января установили римляне в 1659 году указом Карла IX
Празднование Нового года с 1 января установили во 2 веке и не французы
Оказавшийся рядом знаток истории сказал, что каждый из них прав только в одном из двух высказанных предложений.
Где и в какое время было установлено празднование Нового года с 1 января?
- В поездке пятеро друзей — Антон, Борис, Вадим, Дима и Гриша, знакомились с попутчицей. Они предложили ей отгадать их фамилии, причём каждый из них высказал одно истинное и одно ложное утверждение:
Дима сказал: "Моя фамилия — Мишин, а фамилия Бориса — Хохлов". Антон сказал: "Мишин — это моя фамилия, а фамилия Вадима — Белкин". Борис сказал: "Фамилия Вадима — Тихонов, а моя фамилия — Мишин". Вадим сказал: "Моя фамилия — Белкин, а фамилия Гриши — Чехов". Гриша сказал: "Да, моя фамилия Чехов, а фамилия Антона — Тихонов".
Какую фамилию носит каждый из друзей?
- При составлении расписания уроков на один день учителя математики, истории и литературы высказали следующие пожелания:
- учитель математики просил поставить его урок в расписании или первым, или вторым;
- учитель истории — или первым, или третьим;
- учитель литературы — или вторым, или третьим.
Как составить расписание уроков, чтобы учесть пожелания учителей?
- В симфонический оркестр приняли на работу трёх музыкантов: Брауна, Смита и Вессона, умеющих играть на скрипке, флейте, альте, кларнете, гобое и трубе.
Известно, что:
Смит самый высокий;
играющий на скрипке меньше ростом играющего на флейте;
играющие на скрипке и флейте и Браун любят пиццу;
когда между альтистом и трубачом возникает ссора, Смит мирит их;
Браун не умеет играть ни на трубе, ни на гобое.
На каких инструментах играет каждый из музыкантов, если каждый владеет двумя инструментами?
- Три одноклассника — Влад, Тимур и Юра, встретились спустя 10 лет после окончания школы. Выяснилось, что один из них стал врачом, другой физиком, а третий юристом. Один полюбил туризм, другой бег, страсть третьего — регби.
Юра сказал, что на туризм ему не хватает времени, хотя его сестра — единственный врач в семье, заядлый турист. Врач сказал, что он разделяет увлечение коллеги.
Забавно, но у двоих из друзей в названиях их профессий и увлечений не встречается ни одна буква их имен.
Определите, кто чем любит заниматься в свободное время и у кого какая профессия.
- Три дочери писательницы Дорис Кей — Джуди, Айрис и Линда, тоже очень талантливы. Они приобрели известность в разных видах искусств — пении, балете и кино. Все они живут в разных городах, поэтому Дорис часто звонит им в Париж, Рим и Чикаго.
Известно, что:
Джуди живет не в Париже, а Линда — не в Риме;
парижанка не снимается в кино;
та, кто живет в Риме, певица;
Линда равнодушна к балету.
Где живет Айрис, и какова ее профессия?
- Три дочери писательницы Жаклин Деманж – Дениз, Амели и Лилиан тоже очень талантливы. Они приобрели известность в разных видах искусств – оперном пении, балете и игре на виолончели. Все они живут в разных городах, поэтому Жаклин часто звонит им в Париж, Рим и Чикаго. Известно что:
Дениз живёт не в Париже, а Лилиан – не в Риме
Парижанка не играет на виолончели
Та, кто живёт в Риме, оперная певица
Лилиан равнодушна к балету
Где живёт Амели и какова её профессия?
- В лицее занятия по информатике, английскому языку, физике, краеведению, татарскому языку, истории и ведут три педагога – Махеев, Вагапов и Тиунов. Каждый из них преподаёт два предмета.
Преподаватель краеведения и преподаватель татарского языка – соседи по дому.
Махеев – самый младший из троих.
Все трое: Тиунов, преподаватель физики и преподаватель татарского языка – ездят из школы вместе.
Преподаватель физики старше преподавателя информатики.
В свободное время преподаватель английского языка, преподаватель информатики и Махеев обычно играют в домино.
Кто какие предметы преподаёт?
- Три товарища-спортсмена: Михаил, Николай и Павел – занимаются в одном колледже. Каждый из них увлекается двумя видами спорта из следующих шести: плавание, футбол, волейбол, баскетбол, велоспорт и теннис. Все трое: Павел, теннисист и пловец – ходят из колледжа домой вместе. Пловец и футболист – соседи по дому. Михаил – самый младший из троих, а теннисист старше велосипедиста. Наиболее интересные спортивные передачи по телевидению все трое: Михаил, волейболист и велосипедист – смотрят вместе.
Кто какими видами спорта увлекается?
- Виноградов, Поспелов, Сабиров и Шмонов – четыре талантливых человека. Один из них – иллюзионист, другой – художник, третий – певец, а четвёртый – писатель.
О них известно следующее:
Виноградов и Сабиров сидели в зале филармонии в тот вечер, когда певец дебютировал в сольном концерте.
Поспелов и писатель вместе позировали художнику.
Писатель написал биографическую повесть о Шмонове и собирается написать о Виноградове.
Виноградов никогда не слышал о Сабирове.
Кто чем занимается?
- Студенты университета организовали эстрадный квартет. Александр играет на саксафоне. Пианист учится на физическом факультете. Ударника зовут не Виктором, а студента географического факультета зовут не Романом. Александр учится не на историческом факультете. Пётр не пианист и не биолог. Виктор учится не на физическом факультете, а ударник – не на историческом. Роман играет не на контрабасе.
На каком инструменте играет Виктор и на каком факультете он учится?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 6 класса. Тема обучающей практической работы: Определение географической широты объектов
Определение географической широты объектовПрограммы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: География: Федеральный...
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса. Тема обучающей практической работы: Выявление по картам особенностей расположения крупных форм рельефа, сопоставляя карту строения земной коры с физической картой
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г...
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 8 класса. Тема обучающей практической работы: Определение поясного и местного времени для разных пунктов России
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 8 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г...
УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА
Актуальность темы: Знание психики, возрастных, физиологических особенностей и клинического диагноза позволяет организовать более оптимальную корре...
Практическая работа «Практические способы измерения сил»
работа может быть проведена на практическом занятии в 9 классе по образовательной программе РК 2013-14 уч.год ...
Практическое задание №12 Тема: Итоговая практическая работа по БД
Практическое задание №12Тема: Итоговая практическая работа по БД...
Методические указания по проведению практического занятия по учебной дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» Практическая работа № 22
Тема. Оказание первой помощи пострадавшимЦель. В соответствии с ФГОС основная цель занятия направленна на реализацию умения оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему. Закрепление теорети...