Разработка открытого урока "Алгебра логики"
план-конспект урока по информатике и икт (10 класс)
Предварительный просмотр:
Дисциплина: Информатика и ИКТ
Тема занятия: Алгебра логики.
Тип занятия: Комбинированное занятие по закреплению пройденной ранее теме и изучению и первичному закреплению нового материала.
Цели занятия
Дидактические:
- добиться усвоения главных вопросов тем;
- научить определенным интеллектуальным, творческим и коммуникативным умениям;
- освоить и применить материал урока;
- сформировать связь между теорией и практикой;
- закрепить знания, умения, навыки, новый материал;
- обобщить знания, умения, навыки, новый материал.
Развивающие:
-привить ответственность студентов за свою самостоятельную работу;
-формирование навыков самообразования;
-повысить самостоятельность студентов во всех видах деятельности;
-раскрытие творческих способностей студентов
- развитие познавательного интереса;
- развитие интеллектуальных способностей.
Воспитательные:
- формирование чувства ответственности за выполненную работу и принятие решения;
- воспитывать стремление к получению новых знаний, обобщению знаний из различных областей жизни;
- воспитание интереса к историческим фактам и личностям заложившим основы по изучаемой теме;
- коммуникативные качества, умение слушать.
Требования к результатам усвоения учебного материала
Студенты должны:
знать:
- общие понятия алгебры логики
- основные логические операции И, ИЛИ, НЕ.
уметь:
- применять логические операции;
- приводить примеры логических операций в жизни и их решение.
Мотивация познавательной деятельности
заключается:
- в побуждении интереса решению задач с использованием логическим операций.
Интеграционные связи
На уроке реализуются следующие уровни интеграции:
1. Содержательная интеграция:
1.1 Внутридисциплинарные связи: Раздел «Элементы математической логики»
1.2 Междисциплинарные связи: «Математика». «Физика», «История».
Дидактическое пространство занятия:
Наглядные пособия: презентация «Алгебра логики», раздаточный материал.
Технические средства обучения: интерактивная доска, проектор;
Программное обеспечение: Microsoft Office Word, Microsoft Power Point
Хронологическая карта занятия
№ п/п | Этапы занятия | Продолжи-тельность (мин) |
1 | Организационная часть: Приветствие, позитивный настрой психологической установки | 2 |
2 | Мотивация учебной деятельности:
| 3 |
3 | Формирование терминологического поля темы: Проверка знаний по предыдущей теме с помощью фронтального опроса и решение индивидуального теста- кроссворда с последующим самоконтролем | 25 |
4 | Изучение нового материала: Подготовка учащихся к восприятию нового материала. Объяснение нового материала с моделированием проблемных ситуаций Составление результирующей таблицы для обобщения изученного материала | 35 |
5 | Обобщение, систематизация и закрепление материала | 20 |
6 | Заключительная часть:
| 5 |
Итого | 90 |
Структура занятия
Деятельность преподавателя | Деятельность студента | Достижение целей |
1 Организационная часть | ||
- взаимное приветствие, настрой на деловое сотрудничество; | взаимное приветствие; | -воспитание организованности; -создание психологически благоприятной атмосферы; |
2 Мотивация учебной деятельности | ||
-объявление темы; Постановка целей и задач занятия, моделирование проблемной ситуации; -определение этапов занятия; | -ориентация в ходе занятия; -акцентирование внимания на решаемой проблеме; | -формирование положительных мотивов к учению; -формирование интереса к стране изучаемого языка; |
3 Формирование терминологического поля темы | ||
-устный опрос; -решение теста -кроссворда; -подведение итогов; | -фронтальный отрос; -индивидуальная работа; -самоконтроль теста; | -повторение опорных знаний и формирование терминологического поля занятия; -актуализация знаний; |
4 Изучение нового материала | ||
- изложение темы по вопросам: | - участие в моделирование проблемной ситуации -приведение примеров на поставленные задачи; | - изучение и первичное закрепление общих принципов по теме: «Алгебра логики» -развитие общих компетенций, связанных с умениями, поиском, структурированием учебного материала для выполнения профессиональных задач; |
5 Обобщение, систематизация и закрепление материала | ||
Закрепление изученного материала | -фронтальный опрос -обобщение и систематизация изученного материала; | -формирование умения использовать логических операций; -формирование чувства ответственности за выполненное задание; |
6 Заключительная часть | ||
- подведение итогов; - домашнее задание. | -обобщение и систематизация изученного материала; -решение проблемы, поставленной в начале урока. | -развитие способности выделять главное в процессе обобщения и систематизации изученного материала; |
Сценарий занятия
Цели урока:
Дидактические:
- добиться усвоения главных вопросов тем;
-научить определенным интеллектуальным, творческим и коммуникативным умениям;
-освоить и применить материал урока;
-сформировать связь между теорией и практикой.
Воспитательные:
-привить ответственность студентов за свою самостоятельную работу;
-формирование и навыков самообразования;
-повысить самостоятельность студентов во всех видах деятельности;
-раскрытие творческих способностей студентов.
Развивающие:
-стимулирование систематической работы;
- умение генерировать идеи, для чего требуются знания в разных областях;
- умение правильно воспринимать и активно запоминать новую информацию.
Задачи:
-знание логических операций;
-применение логических операций в жизни.
Ход урока
I Организационный момент
- Взаимное приветствие.
- Проверка явки студентов и запись в журнале.
- Подготовка студентов к уроку.
II. Контроль знаний
2.1 Фронтальный опрос
Обучающиеся отвечают устно или решают примеры у доски, за каждый правильный ответ или дополнение, получая баллы.
- Назовите единицы измерения информации?
1 Кбайт (килобайт)
1 Мбайт (мегабайт)
1 Гбайт (гигабайт)
1 Тб (Терабайт)
1 Пб (Петабайт)
- Понятие система счисления.
Система счисления – это способ записи чисел с помощью заданного набора специальных знаков (цифр).
- Перевод числа из двоичной системы счисления в десятичную.
Переведите число 7810 из десятичной системы счисления в двоичную.
7810=10011102
- Перевод числа из десятичной системы счисления в двоичную.
Переведите число 101012 из двоичной системы счисления в десятичную.
101012=21
- Сложение двоичных чисел.
Сложите двоичные числа 100112+ 1012
100112+ 1012=110002
- Умножение двоичных чисел.
Умножьте двоичные числа 10112*112
10112*112=1000012
- Сравнение чисел разных систем счисления.
710 и 1012
1012=510 🡲 710 < 1012
III. Изучение новой темы :
Тема: Алгебра логики.
Понятие логика.
Логика –наука, изучающая законы и формы мышления. Это учение о способах рассуждений и доказательств.
- Историческая справка.
1 этап – формальная логика. Основатель – Аристотель(384 -322гг. до н.э. ) ввёл основные формулы абстрактного мышления
2 этап – математическая логика. Основатель – немецкий ученый и философ Лейбниц(1642 -1716), предпринял попытку логических вычислений.
3 этап - Алгебра высказываний (Булева алгебра). Основатель - английский математик Джордж Буль(1815 – 1864), ввёл алфавит, орфографию и грамматику для математической логики.
- Основные понятия алгебры логики.
Алгебра логики (алгебра высказываний) -это математический аппарат с помощью которого записывают, вычисляют, упрощают и преобразовывают логические высказывания.
Высказывание- это форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о свойствах реальных объектов и отношениях между ними.
Высказывание может быть либо истинным, либо ложным.
Высказывание не может быть выражено повелительным или вопросительным предложением, т. к. оценка их истинности или ложности невозможна.
Простое высказывание – высказывание, в котором содержится простая законченная мысль.
Сложное высказывание – содержит несколько простых высказываний, связанных с помощью соединительных союзов.
Простые высказывания назвали логическими переменными, значением логической переменной могут быть только константы ИСТИНА и ЛОЖЬ (1 и 0). Сложные - логическими функциями значения логической функции также только 0 или 1.
Сложные (составные) высказывания представляют собой набор простых высказываний (по крайней мере двух или более) связанных логическими операциями.
- Логические операции И, ИЛИ, НЕ.
Логическое умножение (дизъюнкция)- это логическая операция, которая каждым двум простым высказываниям ставит в соответствие составное высказывание, являющееся ложным тогда и только тогда, когда оба исходных высказывания ложны и истинным, когда хотя бы одно из двух образующих его высказываний истинно.
Пример: Иванов спортсмен И отличник.
- В естественном языке соответствует союзу И;
- В алгебре высказываний обозначение & ,*, /\;
- В языках программирования обозначение And.
Логическое сложение (конъюнкция)- это логическая операция, ставящая в соответствие каждым двум простым высказываниям составное высказывание, являющееся истинным тогда и только тогда, когда оба исходных высказывания истинны.
Пример: Иванов спортсмен И отличник.
- В естественном языке соответствует союзу ИЛИ;
- В алгебре высказываний обозначение +,\/;
- В языках программирования обозначение Or.
Отрицание (инверсия)- логическая операция, которая с помощью связки «не» каждому исходному высказыванию ставит в соответствие составное высказывание, заключающееся в том, что исходное высказывание отрицается.
Пример: Иванов НЕ спортсмен.
- В естественном языке соответствует частице НЕ;
- Обозначение Ā;
- В языках программирования обозначение Not.
Обобщающая таблица по теме: «Логические операции»
Название | Обозначение | Математическое обозначение |
Логическое умножение (конъюнкция) | и | &,*,/\ |
Логическое сложение (дизъюнкция) | или | +,\/ |
Логическое отрицание (инверсия) | не | ,Ø |
IV. Закрепление пройденной темы
Фронтальный опрос обучающиеся отвечают устно за каждый правильный ответ или дополнение получая баллы.
- Что такое логика?
- С чем работает математическая логика?
- Какие бывают высказывания?
- Что такое логическая переменная?
- Что такое логическая функция?
- Перечислите все логические операции.
- Как логика может быть использована в компьютерной технике?
V. Подведение итогов урока
Составляется сводная ведомость всех полученных баллов и выводится итоговая оценка за урок.
Домашнее задание: Н.Угринович «Информатика и ИКТ» п.3.1, 3.2
Список используемой литературы и источники
- Н.Угринович «Информатика и ИКТ» Учебник 2007г.
- Михеева Е.В. Практикум по информатике: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования/ Е.В. Михеева.– 10-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 192 с.
- Электронный ресурс «Методическая копилка учителя информатики». Форма доступа: http://www.metod-kopilka.ru
- Электронный ресурс «Архив учебных программ и презентаций». Форма доступа: http://www.rusedu.ru
- Электронный ресурс «Образовательные ресурсы Интернета – Информатика». Форма доступа: http://www.alleng.ru
- Электронный ресурс «Конвертер системы счисления». Форма доступа: http://whoyougle.ru/measure/hex/
- Электронный ресурс «Методическая копилка по информатике». Форма доступа: http://skool.hop.ru/index.php3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие
Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли - всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1. Ученику дается г...
Разработка открытого урока в 5 классе по математике. Разработка программы курса по выбору в 7-8 классе по математике.
1.Разработка открытого урока в 5 классе по математике по теме "Джунгли зовут!" Открытый урок по теме "Все действия с натуральными числами." 2. Разработка программы по выбору в 7-8 классе по теме...
Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия "День открытых дверей"
Сценарий Внеклассного мероприятия "День открытых дверей", фотографии...
Методическая разработка раздела «Основы логики» по информатике в 10 классе
Мышление человека протекает в логических формах независимо от науки логики. Задача логики - научить человека сознательно применять законы и формы мышления для саморазвития и с повышения об...
Методическая разработка открытого урока по математике в 5 классе «Умножение десятичных дробей» (урок открытия новых знаний) в рамках ФГОС
Технологическая карта практико - ориентированного урока...
Методическая разработка "Открытый урок: вулканы" (городской), "Открытый урок: Пещеры в поисках сокровищ" (муниципальный), "Движение земной коры: вулканы" (Межрегион)
Методические разработки (разного уровня). Участие в педагогических конкурсах разработок....
Методическая разработка открытого урока по декоративно-прикладному искусству Открытый урок в 3-ем классе по теме « По мотивам, Дымковской игрушки»
Вданном конспекте урока описан процес лепки из глины.Декоративной куклы барыни.Дымковской игрушки....