Использование среды «Мобильное Электронное Образование. Школа» для организации смешанного обучения
статья по информатике и икт (8 класс)

Диб Наталья Владимировна

В статье описана возможность использования технологии смешанного обучения с использованием среды «Мобильное Электронное Образование. Школа» («МЭО. Школа»). Рассмотрены достоинства и недостатки данной среды на примере разработки урока по теме «Алгоритмы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dib_n.v._statya_istochniki.docx610.95 КБ

Предварительный просмотр:

Использование среды «Мобильное Электронное Образование. Школа»

для организации смешанного обучения

Диб Наталья Владимировна,

учитель информатики ГБОУ лицей № 590,

методист ИМЦ Красносельского района

 Санкт-Петербурга

Информатизация стремительно входит в образовательное пространство. Она обуславливает переход к смешанному обучению, которое предполагает дистанционное изучение теоретического материала дисциплин и очную учебную деятельность обучающихся. Приоритет самостоятельной работы обучающегося становится главной характеристикой смешанного обучения. Электронные образовательные ресурсы, разработанные на основе сред программирования, реализуют часть функций обучающего и, по сути, являются участником образовательного процесса. В смешанном обучении есть признаки традиционной классно-урочной системы и инновационного современного электронного образования. Электронное обучение всегда подвергалось критике за отсутствие живого человеческого общения. В смешанном обучении указанный недостаток нивелирован. Появляется возможность за счёт увеличения доступности и гибкости расширить образовательные возможности обучающихся, учесть их индивидуальные образовательные потребности, темп освоения учебного материала; стимулировать повышение мотивации обучающегося, самостоятельности в освоении учебного материала, рефлексии и самоанализа; перейти от трансляции знаний к интерактивному взаимодействию с учениками [2].

С другой стороны, следует отметить проблемы при реализации электронного, а значит, и смешанного обучения:

  • недостаточное обеспечение учебно-методическими материалами;
  • неразработанность методики преподавания в электронной среде, отсутствие обязательной системы повышения квалификации в области электронных технологий;
  • недостаточное понимание педагогами необходимости использования электронных сред в образовательном процессе [3].

Время обозначает новые векторы развития школы. Интеграция России в мировое образовательное пространство не дает выбора: использовать электронные ресурсы или нет? Этот процесс идет непросто. На пути введения смешанного обучения в образовательных организациях немало проблем. Однако «дорогу осилит идущий». Появляется первый опыт. Он дает основания для педагогической рефлексии.

С 2018 года лицей № 590 Санкт-Петербурга стал базовой площадкой среды «Мобильное Электронное Образование. Школа» («МЭО. Школа»). Ресурс системно организует содержание, вспомогательные материалы, обеспечивает учителя методическим инструментарием.

Рассмотрим интерфейс среды, который предлагается для проведения уроков информатики. Он содержит образовательный контент, представленный в виде учебных онлайн-курсов, инструменты и сервисы, предназначенные для организации образовательного процесса и коммуникации между его участниками – построение индивидуальной образовательной траектории, оценивание учебной деятельности обучающихся, учёт и хранение результатов учебной деятельности. 

Наш опыт использования среды на уроках информатики показал, что одним из наиболее эффективных учебных средств, обеспечивающим реализацию системно-деятельностного подхода и персонализацию образования являются интерактивные учебные онлайн-курсы. Они обеспечивают:F:\МЕТОДИСТ\СТАТЬЯ\задания.jpg

  • расширение информационного учебного пространства (рис.1);  не
  • избыточность информации учебного назначения и, как следствие, вариативность образования и индивидуализацию обучения (рис.2);
  • новые формы представления учебного материала, его интерактивность и адаптивность (рис.3);
  • интерактивное взаимодействие участников образовательного процесса в ходе изучения учебного материала, повторения, тренировки и контроля (рис.4); 
  • возможности смешанного и мобильного обучения (рис.5).

F:\МЕТОДИСТ\СТАТЬЯ\ключевой вопрос.jpg

Рисунок 5

В ближайших планах лицея – ввести контент среды во все без исключения образовательные области. Для этого требуется серьезное корпоративное обучение всех педагогов, поскольку внедрение ресурса должно носить системный характер. Курирование процессом осуществляется СПб АППО.

Практика первичной апробации продукта показала, что ресурс «МЭО. Школа» позволяет перейти от репродуктивного к продуктивному характеру обучения. Этот переход обеспечивается наличием заданий проблемного и исследовательского содержания. Однако есть некоторые затруднения при использовании ресурса. Так, в курсе информатики 7–9 классов имеет место несоответствие рабочим программам. Однако есть возможность свободно пользоваться контентом курсов для разных классов.

«МЭО. Школа» перспективна в контексте конгломерата реальной и виртуальной составляющей – тех возможностей, которые предоставляет смешанное обучение [1]. Дальнейшее совершенствование системы даст неоспоримые преимущества перед традиционным обучением, поскольку реализует принцип вариативности образования.

Список источников:

1. Васин Е.К. Cмешанное обучение на основе информационных технологий как форма реализации учебного процесса в общеобразовательной школе // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки – 2016 . – URL https://cyberleninka.ru/article/n/smeshannoe-obuchenie-na-osnove-informatsionnyh-tehnologiy-kak-forma-realizatsii-uchebnogo-protsessa-v-obscheobrazovatelnoy-shkole (дата обращения: 21.02.2018)

2. Смешанное обучение: 6 моделей для применения в современной школе – URL https://mob-edu.ru/blog/articles/smeshannoe-obuchenie-6-modelej-dlya-primeneniya-v-sovremennoj-shkole/ (дата обращения: 03.02.2018)

3. Логинова А. В. Смешанное обучение: преимущества, ограничения и опасения // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 809-811. — URL https://moluch.ru/archive/87/16877/ (дата обращения: 22.02.2018).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Универсальные возможности мобильного электронного образования для развития самостоятельной подготовки кадет к ЕГЭ , проектам , углубленных знаний на уроках и вне уроков английского языка.

Эта статья об универсальности ресурса " Мобильное электронное образование" , работы на нём во время урока и особенно при дистанционной работе . Хороший помощник  при подготовке к ЕГЭ, у...

«Использование контента Мобильного Электронного Образования на логопедических занятиях по программе „Коррекция смешанной дисграфии у учащихся 2-4 классов“, модуль III (36 занятий)».

Демонстрационная версия разработки «Использование контента Мобильного Электронного Образования на логопедических занятиях по программе „Коррекция смешанной дисграфии у учащихся 2-4 классов...

"Мобильное электронное образование: переход на историко-культурный стандарт"

В данном материале представлена методика использрвания контента МЭО при переходе на историко-культурный стандарт....

Использование контента «Мобильное электронное образование» и интернет ресурсов на занятиях английского языка и внеурочных занятиях

Наша жизнь невозможна без интернета. Цифровизация касается и образования. Как использоватать интернет-ресурсы на урока английского языка? Что такое контент "Мобильное электронное образование"...

Организация смешанного обучения с использованием онлайн-сервисов

Методическая разработка занятия для педагогов по организации смешанного обучения с использованием онлайн-сервисов....

«Развитие творческих способностей, обучающихся на уроках русского языка и литературы посредством использования приемов технологии критического мышления в контенте « Мобильного Электронного Образования»

Автор опыта, Кива Светлана Николаевна, работает в Областном государственном автономном общеобразовательном учреждении образовательном комплексе «Алгоритм Успеха»» 4 года. Опыт педаго...

Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы в 9-11 классах в образовательном контенте «Мобильное Электронное Образование»

Сборник методических рекомендаций «Использование приемов технологии развития         критического мышления на уроках русского языка и литературыв 9-11 классах в образова...