СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ЧИСЕЛ, ЗАПИСАННЫХ В 8, 16 СИСТЕМАХ СЧИСЛЕНИЯХ
план-конспект занятия по информатике и икт (10 класс)
Урок по ФГОС применения арифметических операций в 8,16 СС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 43.25 КБ |
Предварительный просмотр:
- Приветствую Вас ребята! Как ваше настроение? Посмотрите, пожалуйста, на доску, перед вами IP-адрес очень известной компании, которая увековечила свое название в собственном Интернет-адресе.
Слайд 1.
- Четыре звездочки, 4 ПРОПУЩЕННЫХ СИМВОЛА – зашифрованы!
- Подумайте и предположите, ЧТО ЭТА ЗА КОМПАНИЯ?
- Прочитайте! Часть имени уже есть!
- Варианты? Попробуйте прочитать, какую то часть слова? (Book → FACE BOOK), ее создатель Слайд 2. Марк Цукерберг, ЕСЛИ КТО НЕ ЗНАЕТ, ПОСМОТРИТЕ ФИЛЬМ «СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ», очень рекомендую!
- А ПОЧЕМУ ИМЕННО ЭТИ 4 БУКВЫ? FACE? (Потому что они входят в алфавит 16 СС)
- А как правильно пишется BOOK, вы точно это знаете (в конце «кей» K), почему же здесь не получилось? (Потому символ «К» не входит в алфавит 16 СС), а с буквой «О», как обошлись? (заменили на нули - 0)
- Как вы видите НАЗВАНИЕ КОМПАНИИ ОСНОВАНО НА СИСТЕМЕ СЧИСЛЕНИЯ.
- Какие системы счисления мы уже знаем? (2, 8, 16, 10 СС), а компьютерные из них назовите? (2, 8,16 СС)
- Что МОЖЕМ ДЕЛАТЬ С ЧИСЛАМИ В ЭТИХ СС? (переводить, получать, операции)
- Какие арифметические операции? (Сложения, вычитания, деление, умножение).
- А в какой именно СС вы эти операции уже знаете, как применить? (в 2 СС). А в других «компьютерных» СС знаете? (нет).
- Ответы на предыдущие вопросы помогут вам точно сформировать тему урока. Кто попробует?
(Арифметические операции чисел, записанных в 8, 16 системах счислениях)
Слайд 3. - Сегодня мы успеем познакомиться только с двумя операциями, поэтому более точно наша тема будет звучать так: «СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ЧИСЕЛ, ЗАПИСАННЫХ В 8, 16 СИСТЕМАХ СЧИСЛЕНИЯХ».
- Возьмите на партах лист, который называется ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ, и запишите правильно тему урока!
Слайд 4. – ЦЕЛЬ урока: научиться выполнять СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ЧИСЕЛ, ЗАПИСАННЫХ В 8, 16 СИСТЕМАХ СЧИСЛЕНИЯХ.
- А ВЫ ПОНИМАЕТЕ, какими шагами, НУЖНО ДОСТИЧЬ ЦЕЛИ? ИЛИ ЧТО НЕОБХОДИМО СДЕЛАТЬ?
- Чтобы достичь цели, нам необходимо будет решить задачи (шаги):
Слайд 4.
I. Актуализировать (Знакомо понятие? - вспомнить то, что знаем) правила сложения и вычитания чисел, записанных в 2 системе счисления.
II. Сформулировать правила сложения и вычитания чисел, записанных в 8, 16 системах счислениях.
III. Применить (использовать) правила сложения и вычитания чисел, записанных в 8, 16 системах счислениях на практике.
- ВПИШИТЕ ШАГИ (ЗАДАЧИ) В ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ!
- А IV шаг (задачу) – дополните, добавьте свою, исходя из своих интересов!
- Я думаю, вы бы также хотели разбираться в «компьютерных» СС, как Марк Цукерберг! Есть у Вас еще примеры для подражания? (Стив Джобс и т.д.). Все эти люди активно занимались и занимаются развитием техники, применяя «компьютерные» СС в профессиональной жизни!
- Кто готов озвучить? Поделиться?! (Применять данные операции при подготовке к ЕГЭ, лучше разбираться в «компьютерных» СС, в вычислительной технике).
Реплика для разрядки обстановки: «Секрет успеха – знание как достичь его по шагам!»
- На столах возьмите лист «Оценочный лист». Вам они уже знакомы. Заполнять будете после выполнения заданий. В конце урока вы сдадите его мне! Оцените себя в Оценочном листе по критериям! Слайд5
- Начнем с 1 шага (задачи) к достижению цели урока. Вам предлагается выполнить задание.
- Теперь разделимся на 2 группы, как вы сидите.
- Кто справится, прошу к доске! Представитель от 1, 2 группы готовы уже назвать ответ?
Слайд 6.
- Два человека к доске! Бесстрашные! Молодцы!
1 группа: Сложение 2СС (+ проверка)
111001102 + 1100012 = 1000101112 (230 + 49 = 279)
2 группа: Вычитание 2СС (+ проверка)
110110112 – 1010112 = 101100002 (219 – 43 = 176)
- Отлично! Вспомнили! Команды справились! – Что помогло вам выполнить задание? (знали правила сложения и вычитания в 2СС).
- ПРОБЛЕМА: А знаем мы арифметические правила сложения и вычитания чисел для других «компьютерных» систем? 8, 16 СС?
- Как решить проблему? Если знаем, что 2, 8, 16 СС - «компьютерные» (Сформировать правила сложения и вычитания аналогично правилам в 2СС).
- Попробуете сформулировать правила сложения и вычитания чисел для других «компьютерных» систем в своем ОПОРНОМ КОНСПЕКТЕ! Вот мы и подошли ко 2 шагу!
- Начнем со сложения!
1. Сложение
Чтобы в системе счисления с основанием q получить сумму S двух чисел A и B, надо просуммировать образующие их цифры по разрядам i справа налево:
- если ai + bi < q, то si = ai + bi,
старший (i + 1)-й разряд не изменяется - если ai + bi ≥ q, то si = ai + bi – q,
старший (i + 1)-й разряд увеличивается на 1
- Молодцы!
- Запишем, кратко, грамотным языком - Слайд 7. Задача № II. Сформировать правила сложения и вычитания чисел, записанных в 8, 16 системах счислениях.
Слайд 8. Задача № III. Применить (использовать) правила сложения и вычитания чисел, записанных в 8, 16 системах счислениях на практике
Слайд 9 РЕШИ САМ!
2. Вычитание
Чтобы в системе счисления с основанием q получить разность R двух чисел A и B, надо вычислить разности образующих их цифр по разрядам i справа налево:
- если ai ≥ bi, то ri = ai – bi,
старший (i + 1)-й разряд не изменяется - если a i < b i , то ri = q + ai – bi , старший (i + 1)-й разряд уменьшается на 1
- Запишем правило в опорный конспект! Слайд 10 (правило)
Слайд 11 (задание), затем Слайд 12 РЕШИ САМ! (Задача № III. Применить (использовать) правила сложения и вычитания чисел, записанных в 8, 16 системах счислениях на практике)
- Отлично! Решили проблему? Усвоили! Или нет? 2, 3 ШАГ (ЗАДАЧИ) СДЕЛАЛИ? Оцените себя в ОЦЕНОЧНОМ ЛИСТЕ!
РАЗМИНКА:
Верите (сели), не верите (встали).
- Верите ли вы, что основанием двоичной системы счисления является число 4? (встали)
- Верите ли вы что правила сложения и вычитания «компьютерных» СС можно применить к любой произвольной СС? (сели)
- Верите ли вы, что в мире существует несколько памятников единице? (Встали)
- Верите ли вы, что арабские цифры называть не совсем верно? (сели). (Возникла около V века нашей эры в Индии)
- А какой же все-таки памятник, какой цифре чаще всего встречается? (0, памятники нулевому километру в нашей стране и в других странах и т.д.)
- А теперь обратитесь к своему 4 шагу (задаче), которые вы поставили перед собой на данном уроке.
- Исходя из задачи, хочу предложить Вам самостоятельную работу (задания на выбор):
Слайд 13
- Задания из ЕГЭ:
Задание 1 № 422. Выполнить сложение чисел A = FA12C16 и B = 39BD16 в шестнадцатеричной системе счисления.
FDAE916
Задание 1 № 15617. Выполнить сложение чисел A = 14308 и B = 5728 в восьмеричной системе счисления. Ответ запишите в десятичной системе счисления.
22228 = 117010
- Анализ выражения:
D016 → X2 →X8
4718
X8 + X8
- Слайд 14. Сравните свои результаты с моим решением. Молодцы! СДЕЛАЙТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ПОМЕТКИ В ОЦЕНОЧНОМ ЛИСТЕ!
- Достиг ли мы цели урока? (ответы)
- А 4 задачу, поставленную перед собой, удалось реализовать? (ответы)
- А проблему, возникшую перед нами, решили? (ответы)
- Теперь мы знаем, правила сложения и вычитания «компьютерных» СС.
- Наш урок подходит концу, при следующей встрече рассмотрим операции умножения и деления «компьютерных» СС.
- Вы были очень внимательны, усвоили информацию и сумели полученные знания успешно применить на практике!
- У кого возникли затруднения на уроке? Вам необходимо еще раз обратиться дома к опорному конспекту и все у вас получится!
- А, чью работу вы бы отметили сегодня на уроке и почему?
- Почему важно уметь выполнять самооценку?
- Но, а насколько наш урок было результативным для каждого из вас убедимся, заполнив до конца «Оценочный лист».
- Ребята, кто желает поделиться своими мыслями о нашем уроке, зачитав свои ответы (если хватит времени)
- Но, а всех остальных я попрошу сдать мне листы.
Слайд 15. Домашнее задание.
- Вы умеете применять арифметические операции. Но это требует много времени и достаточно полных знаний по данной теме. Но как сделать так, чтобы сэкономить время и уменьшить трудоемкость? Ответ на этот вопрос вы дадите на следующий урок, выполнив домашнее задание!
- Спасибо за урок! Учитесь и познавайте!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Сложение и вычитание одноразрядных чисел в двоичной системе счисления"
К уроку в 10 классе...
Перевод чисел из 2 системы счисления в системы счисления с основаниям 2
Разработка урока...
Презентация к уроку «Арифметические операции в системах счисления: сложение и вычитание в 8-й системе счисления»
В данной презентации прослеживается единная логика сложения и вычитания чисел, что в 10-й системе счисления, что в любой другой системе счисления (например, в 8-й системе счисления)....
Кодирование информации. Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую.
Тема урока: Кодирование информации. Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую.Цель урока: закрепление, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме: «Перевод чисел из ...
Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую. Урок для 9 класса
Познакомиться с системами счисления. Научиться переводить числа из десятичной системы счисления в другие системы счисления и наоборот....
Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления.
План-конспект урока с использованием ЭОР "Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления"....
Машина Тьюринга. Программа сложения двух натуральных чисел в десятичной системе счисления для машины Тьюринга
Программисты, которые знакомы с машиной Тьюринга, согласятся, что даже простая вычислительная или логическая задача потребует значительных усилий при составлении алгоритма для решения этой задачи на м...